в чем состоит различие понятий правопорядок и общественный порядок
Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»
Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:
1) истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;
2) законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.
Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.
Соотношения общества и государства. Общество является исторически сформировавшейся, постоянно развивающейся системой отношений между людьми, продуктом взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Государство является особым образом организованным разрядом людей, который регулярно занимается управлением общества. Это также особый вид управления данным обществом, который обеспечивает территориальное, юридическое, политическое и духовное единение населения. Государство играет роль официального уполномоченного, является представителем всего общества. Поэтому государство – это всего лишь часть общества, его политический элемент.
По характеру государства можно судить об обществе:
Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность; по отношению к врагам общества и внешним, и внутренним – как орудие подавления и насилия.
Общество появилось раньше государства и в результате имеет более развитую историю своего развития. Государство, которое рождено обществом, в ходе своего развития становится самостоятельным, хотя лишь в определенной степени, так как границы этой самостоятельности постоянно меняются и зависят от условий взаимодействия общества и государства. Таким образом, в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.
Вопрос 72. Понятие правопорядка. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок».
Правопорядок –это система организации общественных отношений, сложившаяся в результате практической реализации правовых предписаний и выражающая качественное состояние их регулятивного воздействия.
Содержание правопорядка составляет упорядоченность общественных отношений, выражаемое в правомерном поведении их участников. Следовательно, когда участники регулируемых правовых отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями, тогда и складывается правопорядок.
Такой ход рассуждений приводит к необходимости выяснения сути понятия «правомерное поведение».
Прежде всего, надо видеть, что не всякое поведение людей имеет юридическое значение.
Отсюда можно заключить: социально значимое поведение людей следует рассматривать в качестве правового поведения, если оно предусмотрено нормами права и влечет юридические последствия.
1. Во-первых, о таком поведении субъектов можно говорить лишь в той мере, в какой оно совпадает с моделью, зафиксированной в правовой норме, т.е. находится в сфере правового регулирования.
2. Во-вторых, правомерное поведение, как правило, социально полезное поведение, основано на соблюдении, исполнении и использовании правовых норм.
3. В-третьих, суждение о том, что правомерное поведение личности основывается на позитивном отношении к правовым нормам и принципам, представляется не точным. Показательно в этом плане судебное сутяжничество, необоснованные правовые притязания, формальное выполнение правовых обязанностей и пр.
Иными словами, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм.
В научной и учебной литературе отмечается, что понятие «общественный порядок» имеет двоякий смысл:
— в широком, о котором сказано выше;
Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах, культурно-зрелищных заведениях и др. Такой порядок сопряжен с обеспечением обстановки спокойствия, содействия тому, чтобы были нормальные условия для труда и отдыха граждан, для деятельности государственных органов, общественных организаций, предприятий и учреждений.
О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел.
Под содержанием правопорядка понимается система правовых структур, элементов, процессов, существенных свойств и признаков.
Выделяют, прежде всего, материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).
Под формой правопорядка понимается его внутренняя структура, функционирование во времени, в пространстве, по кругу лиц, по объектам регулирования. Форма правопорядка связана с его содержанием.
Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся следующие функции:
1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место в больших системах и, испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония.
Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.
Но она (окружающая среда) и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
Данная функция складывается из различных направлений:
· защита его от угнетающего влияния негативных факторов,
· упрочение организованности и целостности системы,
· упорядочение всех элементов,
· поддержание свойств стабильности и устойчивости;
· обособленности и автономии как целостного образования;
· усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.
Принципы правопорядка являются той основой, на которой он формируется и функционирует.
К принципам правопорядка принято относить следующие:
—принцип демократизма правопорядка;
— принцип конституционности;
— принцип правовой нормативности;
— принцип законности;
— принцип структурной целостности;
— принцип соподчиненности связей иотношений правопорядка;
— принцип упорядоченности ивзаимозависимости уровней правопорядка;
— принцип справедливости и гарантированности;
— принцип простоты и универсальности;
— принцип подконтрольности отношений правопорядка и др.
Эти принципы должны учитываться в процессе правотворческой, правореализационной, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
Он обеспечивается государством.
Поэтому важной задачей должно являться не только разработка теоретической концепции законности и правопорядка, но и создание надежного орудия (механизма, средства) ее реализации и защиты конституционных основ общественного и государственного строя.
Чтобы законность и правопорядок реально существовали, необходимы соответствующие условия и определённый комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.
Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка» Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ), но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Так, например, А. Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…». Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные не правовые нормы.
Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.
Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.
Правопорядок и общественный порядок.Правопорядок– это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.
К особенностям правопорядкаотносят также следующее:
1) он строго запланирован в нормах права;
2) правопорядок обеспечивается государством;
3) правопорядок возникает в результате реализации норм права;
4) правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.
Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»
Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.
Общественный порядок представляет собой порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами, хозяйственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе.
Правовой порядок характеризует состояние общественных отношений, точно соответствующее требованиям правовых норм. Он имеет внутригосударственное и международное значение.
105. Законность и правопорядок.
Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованногообщества, всех звеньев его политической системы. Это сложное, многоплановое социальное явление, которое имеет политико-правовую природу, затрагивает самые разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни и взаимосвязано с властью и се принудительными средствами: государство и личность заинтересованы в соблюдении законности.
Принципами законности выступают следующие требования:
§ она должна быть единой для всех;
§ должна гарантировать основные права и свободы граждан;
§ должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
§ не должна противостоять целесообразности;
§ должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.
Без правовых норм не существует законности, но без законности эти нормы не могут воплощаться в конкретное поведение людей. Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения. Правопорядок возникает тогда, когда участники регулируемых нравом общественных отношений сообразуют свое поведение с субъективными правами и юридическими обязанностями. Иными словами, правопорядок характеризует такое состояние общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.
Понятие и соотношение правопорядка и общественного порядка
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.
1) он запланирован в нормах права;
2) возникает в результате реализации данных норм;
3) обеспечивается государством;
4) создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;
5) выступает итогом законности.
Следует отличать понятия «правопорядок» и «общественный порядок».
Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Отличие правопорядка и общественного порядка выражается в следующем.
1. Правопорядок складывается только на основе правовых норм, поэтому им охватываются далеко не все общественные отношения, а лишь те, которые нуждаются в правовой регламентации. Общественный порядок складывается в результате реализации всех социальных норм (норм права, морали, обычаев и др.), и им охватывается вся система общественных отношений.
2. Правопорядок является ядром, основой общественного порядка. Понятие «общественный порядок» шире понятия «правопорядок».
3. Правопорядок охраняется и обеспечивается государственно-правовыми мерами. Общественный порядок обеспечивается как правовыми, так и общественными мерами, естественными навыками и привычками, силой традиции.
4. Правопорядок отличается устойчивостью, системностью и детальной определенностью.
Таким образом, понятие общественного порядка более широкое, включающее в качестве ядра понятие правопорядка.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
1. Форма правления: понятие, виды. Форма правления в Российской Федерации.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (например, короля, царя, шаха, императора).
Данная форма правления возникла на рубеже 4–3-го тысячелетий до н.э., когда в процессе разложения первобытной общины социальная власть хазватывалась военачальниками, жрецами и иными руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешить конфликтные или производственные вопросы.
1) власть передается по наследству;
2) правление осуществляется бессрочно;
3) власть не зависит от населения.
Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и не безграничны. Отличаясь различным соотношением, они определяют многообразные виды ограниченных и неограниченных монархий.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Оман, Катар), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Дании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Республика (от лат. – государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Данная форма правления наблюдалась уже в 4–3-м тысячелетиях до н.э. Она вырастала на основе внутренней социально-классовой самоорганизации первобытной общины, когда общее собрание и осуществляющий оперативное управление совет брали на себя выполнение властных организационных функций, принимая к себе на службу военачальников и различных чиновников и не допуская к управлению иностранцев и рабов.
1) выборность власти;
3) подотчетность и ответственность власти.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на: президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и т.д.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
В настоящее время получили распространение смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).
2. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, классификация.
Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:
· наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
· наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
· дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
По сфере их распространения:
акты муниципальных органов;
локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
По времени их действия:
акты, принятые на неопределенное длительное время;
акты временные (на определенный период).
По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования, делятся на законы и подзаконные акты.
Законность и правопорядок
Понятие и основные принципы законности
Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.
Сутью, основой законности является строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений.
С функциональной точки зрения законность выступает в трех основных формах:
Законность является отражением необходимости правового урегулирования общественных отношений и в этом качестве выступает в виде своеобразного ориентира, руководящей идеи при осуществлении любыми лицами, в том числе органами государственной власти и местного самоуправления, своих прав и обязанностей. Воплощаясь в конкретном поведении указанных субъектов, законность становится методом их деятельности, неотъемлемым ее свойством. В результате постоянного и систематического применения данного метода возникает режим общественной жизни, выражающийся в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают и исполняют правовые предписания.
Более глубокому пониманию сущности законности способствует уяснение ее основных принципов, раскрывающих роль и значение законности не только как юридического, но и как социально-политического феномена общества.
2. Единство законности, что означает распространение этого требования на всю территорию государства. В.И. Ленин справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единая Всероссийская и даже единая для всей Федерации Советских республик. Единство законности состоит также в ее единообразном понимании. Не допускается различное толкование и применение норм закона в зависимости от культурных, национальных, религиозных и других особенностей того или иного региона государства. Указанные особенности могут учитываться, но только в рамках закона и в строгом соответствии с его требованиями;
Следует отметить, что встречающееся иногда в литературе определение законности как соблюдения исключительно законов является неверным, так как соблюдению в рамках законности подлежат все нормативно-правовые акты, более того, все нормы права независимо от формы внешнего выражения. Подобная неопределенность была вызвана прежде всего спецификой Российской Федерации, где основной формой права является нормативно-правовой акт, а наиболее важным среди них закон, что вызвало закрепление термина «законность». Однако в выявлении круга актов, подлежащих исполнению, и сути законности необходимо руководствоваться не лексическим смыслом, а логическим и функциональным, ведь законность предполагает прежде всего следование нормам права.
Таким образом, данный принцип означает, что существует целостная иерархия всех нормативных актов, в которой любой нижестоящий акт не должен противоречить вышестоящему, в противном случае он не подлежит применению целиком или в той части, в которой вступает в противоречие с вышестоящим;
4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности: законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое высшими интересами, требованиями народа, моральными соображениями и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.
Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор пока изменения не внесены, закон действует и подлежит применению;
5. Неразрывная связь законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности. Это связано с тем, что чем выше уровень развитости человека, чем более он включен в работу и жизнь общества, осознает его ценности, тем больше он понимает, что жизнь личности вне общества не имеет смысла, а следовательно, требуется подчинение имеющимся общественным нормативам;
7. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение, в рамках которой предполагается не только активная деятельность по наказанию виновных в совершении тех или иных правонарушений, но и деятельность по пресечению и профилактике совершения правонарушений.
Соотношение правопорядка и общественного порядка
Общепризнанным в юридической литературе является следующее определение.
Признаки правопорядка: правопорядок основывается на действующей системе права, является следствием реализации требований законности, выступает результатом объективации права и законодательства в политико-правовой действительности, характеризует упорядоченность общественных отношений, юридически оформляет фактически сложившуюся в правомерное поведение упорядоченность общественных отношений, организует социальные отношения людей через правомерное поведение, устанавливается и обеспечивается государством.
Таким образом, правопорядок является неотъемлемым следствием законности, более того, является ее качественной характеристикой. На практике в этом случае говорят о так называемом состоянии правопорядка, под которым понимают степень реализации требований законности субъектами. Рассматривая правопорядок с этих позиций, можно говорить о том, что он, по сути, отражает соотношение правомерного и неправомерного (противоправного) в поведении субъектов правовых отношений. Конечно же, это не означает, что правопорядок включает в себя противоправные явления правовой действительности.
Продолжая соотносить понятия законности и правопорядка, следует отметить их очевидное сходство, которое заключается в следующем:
Вместе с тем между ними существуют определенные различия:
Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации, находится в сфере действия норм морали и других неправовых нормативных регуляторов и потому не включается в содержание правопорядка. Несмотря на это, в правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой.
Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами, государственным принуждением. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции. При этом правопорядок оказывает существенное влияние на все общественные отношения, ведь право является общеобязательным регулятором, поддерживаемым всей мощью и силой государства. Правопорядок, реализуясь в общественных и правовых отношениях, неизбежно влияет на них и формирует определенную среду, в рамках которой организуются и упорядочиваются существующие и постоянно возникающие новые отношения. Спокойное, предсказуемое и целенаправленное развитие правовых отношений влечет уважительное отношение и к другим социальным нормам, что приводит к достижению обществом тех или иных социально полезных результатов. В итоге следует отметить, что правовой порядок важен не только сам по себе, но и как инструмент формирования и поддержания общественного порядка.
Гарантии осуществления законности и правопорядка
В связи с такой высокой важностью законности и правопорядка в правовом государстве существует целая система гарантий их обеспечения. Под гарантиями осуществления законности и правопорядка понимают совокупность условий, средств и способов, обеспечивающих надлежащий режим законности и правопорядка, надлежащую реализацию правовых предписаний.
В систему гарантий законности и правопорядка входят:
Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного сознания, в первую очередь правовое, на основе глубокого уважения к праву как к социальной ценности: нравственное воспитание граждан, формирование их как ответственных и самостоятельных личностей.
В системе юридических гарантий обеспечения законности и правопорядка особое значение имеют совершенствование законодательства (прежде всего его качества и легитимности), повышение уровня правовой культуры граждан, совершенствование механизма реализации закона, реализация различных форм контрольно-надзорной деятельности (прокурорский надзор, судебный контроль и др.), рациональное сочетание разнообразных методов обеспечения законности и т.д.
Наиболее эффективными способами обеспечения законности и правопорядка являются:
1. Контроль, который предполагает проверку законности и целесообразности деятельности тех или иных субъектов с возможностью вмешательства в их хозяйственную деятельность вплоть до отмены противоречащих актов и применения мер юридической ответственности. Главный признак контроля в том, что он предполагает проверку фактического исполнения нормативных актов и принятие по итогам проверки различных мер, таких как привлечение к дисциплинарной или иной ответственности, позитивное реагирование в виде объявления благодарности, награждения и т.д., непосредственное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта с целью предотвращения дальнейших нарушений. Примером такого контроля является, например, деятельность Роспотребнадзора по контролю за объектами общественного питания.
Меры, предпринимаемые по итогам надзорной деятельности, носят прежде всего восстановительный, а не карательный характер (в отличие от контроля). Примером надзорной деятельности является деятельность Прокуратуры РФ.
Существенными элементами юридических гарантий являются также методы обеспечения, претворения в жизнь законности:
1. Убеждение включает приемы, способы, используемые государством и его органами в процессе правового воспитания населения и пропаганды действующих норм права;
4. Правоохранительные методы направлены на пресечение правонарушений, реализацию мер юридической ответственности.
Таким образом, являясь качественной характеристикой деятельности всей правовой и государственной систем, законность и правопорядок определяют как их состояние, так и основные направления их развития.