в чем суть терминатора
Фантастические и реальные технологии «Терминатора»
Сегодня Арнольд Шварценеггер отмечает 70-летие, а меньше чем через месяц вернется на экраны в своем главном фильме. «Терминатор-2: Судный день» снова появится в кинотеатрах в обновленной 3D-версии. В России премьера состоится 24 августа 2017 года.
Как видите, интерес к фантастическому боевику, вышедшему в прокат 26 лет назад, не угас до сих пор. В чем причина зрительского интереса? Конечно, в этом огромная заслуга Джеймса Кэмерона, но фильм обрел популярность не только из-за таланта режиссера. Нам просто нравятся хорошие истории про восстание машин, искусственный интеллект и киборгов.
Знаменитый тизер, в котором впервые показана фабрика Скайнета по производству Терминаторов
Речь в статье пойдет о «Терминаторе» и «Терминаторе 2». Потому что все, что следует далее, либо заимствует оригинальные идеи Кэмерона — заимствует снова и снова, пока вас не начнет мутить от повторов — либо нарушает законы логики не только с технической стороны вопроса, но и в рамках собственной вселенной. Было бы ошибкой анализировать с точки зрения реальности технологии истории, в которых не могут разобраться сами сценаристы — благо, это сделали за них во многих разгромных рецензиях.
Да, если вам понравился «Терминатор: Генезис» и вы хотите больше узнать о путешествиях во времени — вы узнаете больше, но подробного разбора не будет. Коснемся лишь тех идей, которые заложил Кэмерон.
А здесь вы видите модель, созданную концепт-художником для фильма «Терминатор: Да придет спаситель» (такой русский перевод Terminator Salvation). Т-400 — Терминатор с пластиковым покрытием, вооруженный плазменной винтовкой.
И работа Кэмерона, и концепт неизвестного художника в итоге не использовались в фильмах. В случае с фильмом «Терминатор» первоначальная задумка с неприметной машиной для убийств кажется логичной. В свою очередь, Терминатор с пластиковым покрытием вызывает много вопросов с точки зрения безопасности такого устройства.
Образ Терминатора у Кэмерона сложился сразу — он просто зарисовал свой ночной кошмар
Про Хенриксена режиссер не забыл и дал ему роль другого киборга — в фильме «Чужие», последовавшем за «Терминатором»
Т-800 предшествовали другие серии машин и многие из них показали в последовавших продолжениях фильмов. Были Терминаторы, выглядевшие как машины, были Терминаторы, которые неумело маскировались под людей с помощью резиновых масок. И, конечно, появились идеальные «копии» людей — Т-1000 из жидкого металла и Т-3000 из нанороботов. Они могли принимать любую гуманоидную форму, имитировать голоса, идеально встраиваться в человеческий социум.
Т-1000 не любит, когда холодно
Почему именно гуманоидная форма? С точки зрения формальной логики ограничение только одно — жидкий металл может принимать любую форму в пределах своего объема. Но увидеть собаку или кошку Т-1000 не позволили ограничения бюджета фильма. Однако в «Терминаторе 2» есть сцена, где Т-1000 ведет огонь из вертолета. Если приглядеться, то будет заметно, что для управления винтокрылой машиной в этот момент Терминатор вырастил себе две дополнительные руки.
В четвертом фильме появились гидротерминаторы, обитающие в воде, и мототерминаторы, рассекающие по разрушенным шоссе. Однако все эти устройства выглядели в первую очередь как машины, без особой маскировки. Кроме внешности человека у Терминатора Т-800 были и другие маскировочные особенности. Его плоть состояла из настоящих клеток. В сценарии и в некоторых удаленных для кинотеатрального показа сценах особо акцентировалось внимание на особенностях «человеческого» строения Терминаторов: по сюжету Т-800 нужно было иногда есть, чтобы поддерживать нормальное состояние клеток; Т-800 также постоянно потел, потому что плоть отторгала металлические части организма.
К слову, мототерминаторы в нашей реальности могут и появиться. Исследовательская команда The Blue Team работает над созданием роботизированного мотоцикла. Их Ghostrider Robot замечательно держит равновесие, умеет распознавать препятствия и объезжать их. Да и гидротерминаторы уже не должны вас удивлять — в Норвежском университете создали змею-робота Eelume. Робот создан для работы под водой, в основном это наблюдение за нефтегазовым оборудованием.
Как мы знаем, современные машины не испытывают никаких проблем с плотью — они просто с ней не знакомы. Да и люди, которые вживляют себе различные импланты, легко переносят в себе небольшие по размерам устройства. Но мы по-прежнему испытываем существенные проблемы с емкостными аккумуляторами — нет подходящих батарей, позволяющих роботам автономно функционировать продолжительное время. Забавно, что у Т-800 в первоначальном сценарии был только один источник питания.
Разнообразие функций
Четвертый «Терминатор» запоминается разнообразием ролей роботов. Здесь есть просто боевые машины, есть знакомый нам Т-800, есть гидротерминаторы, летающие машины, боевые человекоподобные роботы размером с дом, а также гибриды — машины, которым интегрировали мозг человека.
Сценарий, который изменили в самый последний момент, «заходил на огород» Айзека Азимова и напоминал сразу многие рассказы об искусственно созданных существах. В нем впервые появлялись Терминаторы, выполняющие роль обслуги. Была прописана сцена, в которой Терминаторы-садовники ухаживали за садом в городе, населенном киборгами. К слову, это не оригинальная идея — подобный мир будущего описывался в серии комиксов по фильму «Терминатор», издававшихся в конце 80-х годов.
Но и сам «Терминатор» оригинальной идеей не был, наследуя множество элементов из научной фантастики XX века. Наследовал так интенсивно, что писатель Харлан Эллисон подал на Кэмерона в суд, что сюжет «Терминатора» — это эпизод сериала «Сумеречная зона», сценарий которого писатель проработал на основе собственного рассказа.
В концептах для Т-2 было много удивительной техники. Например, огромный робот-трилобит непонятного назначения (если не считать основную цель всех роботов — уничтожение всего человечества).
Роботизированный поезд Скайнета, который так и остался на стадии концепта. Пожалуй, если бы у «Терминатора» бюджет был, как у «Аватара», мы бы увидели совсем другой фильм.
Что-то похожее на роботизированный поезд долгие годы пытался воплотить на экране Гигер. Его поезд кошмаров позади каждого вагона имел выдвигающийся ковш, который забрасывал внутрь бегущих по платформе людей — там их пережевывало, и по составу бежала густая кровь. В результате получилось всего 5 секунд поезда в фильме «Особь», из которых ничего толком не ясно. Но еще есть шанс увидеть ИИ, спрятанный в железнодорожные вагоны — однажды, возможно, экранизация «Темной башни» Стивена Кинга доберется до сюжета про свихнувшийся поезд.
Нам еще повезло, что в первые фильмы хоть что-то попало из войны будущего. На скрине выше вы видите «Hunter Killer (HK) Drone», а вот его более крупная тяжеловооруженная версия HK-Bomber, присутствующая в концептах, так и осталась только на рисунках.
Кэмерон нарисовал подземный комплекс Скайнет и даже саму машину времени, однако бюджетные ограничения не позволили воплотить эти объекты на экране.
На первый «Терминатор» денег не было и спецэффекты делались кустарным способом. Бюджет на «Терминатор 2» оказался и так превышен, поэтому машину времени показали лишь в пятом фильме. Хотя лучше бы не показывали. С точки зрения логики путешествий во времени к фильму «Генезис» возникает слишком много вопросов.
Критики 4-го «Терминатора» часто акцентируют внимание на штабе Скайнет, который выглядит как фабрика, построенная людьми. В оригинальных концептах Кэмерона фабрики созданы машинами для машин и мало похожи на творения человеческих рук.
Можно заметить сходство с городом машин в «Матрице» — еще один дом для ИИ.
Реальные боевые условия
Негоже машине из будущего расправляться с людьми голыми руками, поэтому Т-800 вооружен плазменной винтовкой Westinghouse M95A1. Модель сделали из пистолета-пулемета Calico M960.
Гусеничные танки появились еще в первом фильме — громадные бронемашины, весящие как минимум 100 тонн.
Что из вышеперечисленного похоже на реальность?
Современные автономные боевые системы ближе к классическому вооружению, развивающемуся в последние тридцать лет. Беспилотники похожи на обычные истребители, боевые роботы — простые колесные, гусеничные или стационарные платформы. Череда неудач, сопровождавшая Boston Dynamics, привела к продаже компании. Реальных роботов, способных выполнять хотя бы вспомогательные функции — доставлять боеприпасы солдатам — у нас по-прежнему нет.
А вот это уже российский робот. В России активно развиваются роботы легкого-среднего класса. В первую очередь — «Платформа-М». Это не конкретный вид робота, а целое семейство машин, построенных на базе унифицированного гусеничного шасси. В зависимости от установленного оборудования «Платформа-М» может быть машиной огневой поддержки, разведчиком, патрульным и сапером.
Есть в нашей стране и более внушительные модели. БАС-01Г «Соратник» — семитонный мини-танк, предназначенный для полуавтономного уничтожения целей при помощи пулемета ПКТМ и противотанковых ракет «Корнет-ЭМ».
Роботизированные пулеметы SGR-A1 (производства Samsung) в тестовом режиме охраняют границу Южной Кореи. Первый раз робот-пограничник был представлен более 10 лет назад и с тех пор постоянно модернизируется. Оснащен 5,56-мм пулеметом, гранатометами, многочисленными датчиками, благодаря которым может автоматически идентифицировать и поражать цели на расстоянии до 3,2 километров.
Красивейший беспилотник X-47B способен решать различные боевые задачи в полностью автономном режиме. На данный момент программа X-47B заморожена из-за дороговизны (или, возможно, так сообщили для сокрытия информации), но в Великобритании разрабатывают аналогичный по концепции беспилотник Taranis. Масса британского беспилотника составляет около восьми тонн при длине 12,4 метра, высоте четыре метра и размахе крыла десять метров. И, конечно, он способен нести вооружение.
Эксперименты с жидким металлом — одно из самых перспективных направлений исследований в области физики металлов. Ученые из университета Северной Каролины разработали метод управления движением и формами капель из сплава галлия, точка плавления которого находится ниже комнатной температуры. К сожалению, пока управлять металлом с помощью электрического напряжения можно лишь в воде.
Самодвижущийся жидкий металл разработан и группой ученых под руководством профессора Куроша Калантар-заде. Ученые использовали химический раствор, в котором, меняя кислотность и ионный состав, исследователи добились управления движением металлических капель.
Отдельные части Т-800 уже созданы (за исключением пресловутого источника питания и процессора с ИИ). Электронный имплантат сетчатки, транслирующий изображение с камеры по беспроводной сети, устанавливают для восстановления зрения — чем не бионический глаз?! Роборука никого не удивляет, но есть проект KATIA — не просто рука робота, а механизм, способный к самообучению.
Заключение
Про отдельные успехи в сфере искусственного интеллекта мы не раз уже писали. Здесь ученые смотрят на процесс с большим оптимизмом. В фильмах же роль ИИ играл код, надерганный из разных программ. Так T-X из третьей части вообще работает под управлением Mac OS 9 и обновляет себе Quicktime Player в свободное от рутины время.
А вот будущее франшизы «Терминатора» под большим вопросом. В 2019 году права на фильм вернутся Джеймсу Кэмерону. Кэмерон сообщил о намерении перезапустить историю «Терминатора» и подарить фанатам еще три новых картины про киборгов-убийц. Могут ли эти фильмы сохранять актуальность в наше время, когда реальностью становится так много из того, что раньше, во времена первых двух фильмов, считалось научной фантастикой?
«Терминатор»: все фильмы от худшего к лучшему
В серии «Терминатор» уже шесть фильмов и один телесериал. Только две части однозначно хороши, все остальные — в лучшем случае спорные. Но споры — это, чёрт возьми, интересно!
Мы в редакции «Мира фантастики» много обсуждали нового «Терминатора» и его предшественников. В итоге мы составили хит-парад — все фильмы о терминаторах от худшего к лучшему. О каждом мы расскажем, что он сделал для серии и почему занял именно это место.
Чтобы составить список, мы сравнили мнения авторов и редакторов МирФ, в первую очередь тех, кто уже видел новую часть. У каждого из них свой личный хит-парад, который в чём-то отличается от этого.
7. Терминатор: Генезис
Фильм, который считают худшим в серии почти все. Фильм, который добил франшизу. Он не стал для неё последним, но похоронил во многих веру, что в «Терминаторах» ещё возможно что-то интересное.
Будем справедливы к бедняге: даже у картины Алана Тейлора есть достоинства. Главное из них — Шварценеггер в роли пожилого терминатора Папса. Железный Арни в очередной раз показал себя хорошим комиком с мощной самоиронией. Кроме того, у фильма неплохое вступление, где нам в кои-то веки показывают машину времени и то, как Кайл Риз отправился в прошлое спасать Сару Коннор. Эта сцена могла бы стать отличным финалом всей серии.
Увы, это начало фильма, и после него сценарий слетает с катушек.
Но худшее, что сделал «Генезис», — поставил серию в положение, когда сюжет нет смысла продолжать. Если параллельных миров бесконечно много, то и эта волынка может тянуться вечно, не ведя ни к какому финалу. А значит, и смотреть на это нет смысла. Неудивительно, что при создании следующего фильма сюжет решили просто обнулить. Жаль только, что в нем наступили во многом на те же грабли.
О фильме
Только юмор — да еще удачное вступление — позволяет «Генезису» не стать полным провалом.
6. Терминатор: Тёмные судьбы
Фильм Тима Миллера призван был отменить всё, что выходило после «Судного дня». В первые же минуты он жестоко и внезапно расправляется с одним из героев нашего детства и стирает из канона трёх своих предшественников. Кажется, уже ничто не будет прежним. Всё начинается с нуля. После такого начала не знаешь, чего ждать дальше…
…а, нет, показалось. Через пару минут из будущего прилетают двое — один убивать, другой спасать. Плохой — тот, что из жидкого металла. Мы все знаем, чем это кончится.
«Тёмные судьбы» — самый несмелый и банальный из «Терминаторов». Создатели грозились обновить серию, а вместо этого уже в пятый раз показали знакомую историю. Сценарий собрал попурри из всего, что уже было: погоня на грузовике, терминатор-папаша, избранный лидер сопротивления, битва на заводе, киборг, жертвующий своё сердце, падение двух терминаторов в финале…
Среди немногих изменений — появились модные темы бедных мигрантов и сильных женщин. Сюжетные роли Кайла и Джона теперь исполняют воительница Грейс и мексиканка Дани, героини столь неоригинальные, что их имена приходится уточнять в Википедии. Самое обидное, что это случилось в серии, когда-то подарившей нам Сару Коннор — образцовую сильную героиню, маму-медведицу и ролевую модель для многих. Теперь же сценаристы лениво отработали социальный заказ по принципу «а давайте этим пол поменяем».
Наконец, фильм вытягивают ветераны. Линда Хэмилтон хороша в образе саркастичной бабули Сары, а Шварценеггер не просто пародирует свой образ, но и возвращает ему каплю трагизма. В общем, «Тёмные судьбы» — проходная часть, но хотя бы не худшая.
О фильме
Разбираем «Терминатора: Тёмные судьбы»
Новый «Терминатор» вызвал у наших авторов противоречивые эмоции, так что мы решили обсудить фильм, а не просто написать рецензию.
5. Терминатор 3: Восстание машин
По общему мнению, именно с фильма Джонатана Мостоу «Терминаторы» начали скатываться.
Именно здесь берут начало проблемы серии. Здесь впервые отменили концовку предыдущего фильма, чтобы повторить уже пройденное. Казалось, в прошлой части Сара и Джон Конноры предотвратили апокалипсис. А вот и нет! Непонятно как из будущего снова прибывают двое роботов: один злой, другой Шварценеггер. Прощай, мудрая идея, что будущее зависит только от нас!
Здесь уже в третий раз использовали формулу «прилетают двое» — и на сей раз не сделали с ней ничего оригинального. Терминатор в исполнении Арнольда ведёт себя уже совсем не как робот (впрочем, в продолжениях с этим будет ещё хуже). Нам показали взрослого Коннора — слабака, совсем не похожего на героя и лидера. Терминатор опять спасает Джона, хотя тому пора бы самому спасать мир. Причём, в отличие от «Судного дня», робот спасает только Джона и его подружку. А три миллиарда людей пусть сгорают в радиоактивный пепел, лишь бы избранный жил!
«Восстание машин» не сумело вырваться из шаблона само, но постаралось, чтобы продолжения не повторяли его ошибок. Казалось, после такого финала не может быть никаких роботов из будущего и спасения человека-макгаффина… Ха-ха, как же!
4. Терминатор: Хроники Сары Коннор (Битва за будущее)
Телесериал канала FOX служит прямым продолжением «Судного дня», но смотрится скорее как неплохой фанфик. Правда, начало и конец этого фанфика явно писали разные люди.
Основная тема первого сезона — отношения между Джоном Коннором, который выглядит как чуть повзрослевший персонаж Эдварда Фёрлонга, с девушкой-терминатором Камерон. Ее образ, блестяще воплощенный совсем еще юной Саммер Глау, стал главным украшением сериала. И фактически единственным, что остаётся в памяти даже годы спустя, — кроме, пожалуй, молодой Лины Хиди (будущей Серсеи) в роли Сары Коннор.
Но тут случился критический поворот. Словно испугавшись, сценаристы выбросили на помойку историю любви человека и машины. Взамен они переключились на параноидальный бред про толпу терминаторов, преследующих противоположные цели, и безумных девушек из будущего, пытающихся отвратить Джона от Камерон. Новизна исчезла, и сразу стало скучно. Неудивительно, что рейтинг сериала рухнул, и его в итоге закрыли.
Возможно, именно мелодраматическая линия о невероятной любви могла спасти эту историю. Но создатели сериала решили, что война будет интереснее, — и просчитались.
3. Терминатор: Да придёт Спаситель
Самый странный и необычный из «Терминаторов». Для франшизы, состоящей из однотипных фильмов-близнецов, это серьёзный комплимент.
Идея была отличная. В теории именно она могла спасти серию.
На практике Макджи просто не сумел раскрыть её потенциал. Сценарий «Спасителя», похоже, писали с наивным расчётом оставить всё интересное для продолжений, поэтому историю войны с машинами он почти не развивал. Всё внимание сосредоточили на новом герое — незнакомом зрителю Маркусе. А Коннор в исполнении Кристиана Бейла выглядел крутым, но занимался непонятно чем и мало влиял на сюжет. Многие сцены с ним добавили только потому, что Бейл потребовал больше экранного времени.
Самую грубую ошибку фильм совершил ближе к финалу: вместо того чтобы вести человечество к победе, Коннор принялся спасать… своё избранное величество от стирания из прошлого. Серьёзно, Джон?! Мы уже насмотрелись на спасение твоей задницы в прошлых трёх частях! И нам ещё повезло, что Макджи не вставил «авторскую» концовку, в которой Маркус и вовсе занимал место Джона. Это сделало бы центрального героя серии совсем бесполезным, как и события трёх предыдущих частей.
«Спаситель» не спас серию, провалился в прокате и остался в истории обидной упущенной возможностью. И всё же это последний фильм, который относился к «Терминатору» как к истории, где ещё можно что-то сказать, а не как к копировальной машине для выкачивания денег из ностальгии. Было бы здорово увидеть пускай не сиквел, но другие фильмы о войне с машинами после апокалипсиса. Что-то в духе «Дороги ярости» и Fallout, только в мире «Терминатора».
Между этими местами — огромный разрыв. А дальше начинаются действительно отличные фильмы.
2. Терминатор
Впрочем, «Терминатор» держится не столько на спецэффектах, сколько на актёрах и персонажах. Кайл Риз в исполнении Майкла Бина действительно похож на тощего и отчаянного жителя постапокалипсиса. Сара Коннор пока ещё не амазонка, а простая девушка, такая же, как зрители, — и тем круче, когда именно она разделывается с чудовищем. Мы видим, как обстоятельства меняют героиню, и она заставляет нас верить, что и мы способны на такой подвиг.
Что уж говорить про Шварценеггера, идеально попавшего в образ! Арнольда планировали взять на роль Кайла, но Кэмерон вовремя опомнился: какого чёрта, этот парень — идеальная машина для убийств! Т-800, одетый в тёмные очки и байкерский костюм, говорящий «I’ll be back» и лихо стреляющий из дробовика — это символ серии. Он возвращался почти в каждой её части — даже в «Спасителе» Арнольда прифотошопили в одну короткую сцену. Есть много разных терминаторов с маленькой буквы — роботов-убийц из твёрдого, жидкого, газообразного металла. Но Терминатор как персонаж, с большой буквы, — именно такой.
О фильме
Первый «Терминатор»: история создания
Однажды холодным октябрьским вечером 1984 года в Лос-Анджелес прибыл чужак — и навсегда изменил судьбу человечества.
1. Терминатор 2: Судный день
Почти вся эта статья состоит из жалоб на то, как продолжения испортили серию. В мире кино это частая проблема. Но каждый раз, когда кто-нибудь говорит: «Продолжения всегда хуже», его поправляют: «Ты забыл „Терминатора 2“».
Кэмерон не в первый раз снял сиквел, достойный оригинала, — ранее он проделал то же с «Чужими». Как у него это получается? Есть несколько основных приёмов.
Сиквелы Кэмерона усиливают опасность. Раньше героев преследовал стальной качок, а теперь — почти сверхъестественный монстр из жидкого металла, способный проходить сквозь решётки и принимать любой облик. Даже робот из первой части, оказавшийся на стороне героев, не может с ним справиться. Кэмерон повышает ставки: в «Терминаторе» герои пытались только выжить, а теперь их задача — разорвать порочный круг и отменить апокалипсис. Меняются и сами персонажи. Сара, по примеру Рипли, из беспомощной жертвы превращается в амазонку, способную постоять за себя. А Терминатор (формально другой, но внешне — тот же) оказывается на стороне героев и учится у них человечности.
Пожалуй, главный секрет сиквелов по-кэмероновски — в том, что Джеймс берёт вроде бы законченное произведение… и заканчивает его. И «Чужие», и «Судный день» выглядят как вторая половина цельной дилогии, даже если изначально так не было задумано. Рипли едва унесла ноги от Чужого — законченная история? Рипли едва унесла ноги, набралась опыта и отомстила — вот теперь законченная.
Так же и с «Терминатором». С появлением второго фильма первый стал прологом, началом истории, которая обрела финал. Сара не просто выжила, чтобы родить Джона, — она вместе с ним спасла мир не когда-то в будущем, а здесь и сейчас. Вот теперь это законченная история.
О фильме
Как снимали «Терминатор 2: Судный день»
Крутейшему боевику нашего детства исполняется 25 лет. Вспоминаем, как его создавали и каким он мог быть.
«Судный день» — лучшая часть серии и идеальное завершение сюжета, начатого в «Терминаторе». Именно поэтому дальнейшие продолжения выглядят такими бестолковыми: они ничего не могут прибавить к цельному произведению в двух частях. Они ему просто не нужны, даже такие, как «Спаситель».
Апокалипсис в 1997 году не наступил. Сара и Джон Конноры спасли мир, и поэтому мы в нём живём. Эта история закончилась. Эй, в Голливуде, придумайте лучше новую!