в чем суть сказкотерапии
Сказкотерапия — назначение, типы, виды
Сфера полезного действия сказок используется очень широко, и такое направление, как сказкотерапия появилось относительно недавно, и дать ему какое-то четкое определение достаточно сложно, но все же давайте попробуем разобраться…
О сказкотерапии
Сказкотерапия – это эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дите боится сказать своим родителям.
В основе данного метода лежит использование сказки, сюжет которой будет своеобразным «отражением» текущей детской проблемы, а финал истории послужит некой подсказкой о том, как поступить в конкретной ситуации. Не стоит упускать из внимания следующий факт: чтобы процесс прошел легко и максимально комфортно для ребенка, главный герой произведения должен вызывать симпатию и находить отклик в его душе, а сложившаяся ситуация у персонажа быть схожей с той, что у адресата сказки.
В чем секрет успеха «чудодейственной» сказкотерапии? Он очень прост и состоит всего из нескольких пунктов:
Одним из важных преимуществ сказкотерапии является то, что данным методом могут пользоваться не только профессиональные детские психологи, но и родители. Родителям стоит помнить, что если в процессе обнаружились какие-то серьезные внутренние конфликты, то следует обратиться к сертифицированному специалисту.
Какие проблемы возникают при работе со сказками?
К сожалению, в современном мире бывает, что сказка сталкивается с рядом проблем, когда оказывается «не в тех руках»:
Чтобы свести эти проблемы на минимум, детские психологи все время стараются вводить новые методы работы со сказкой, используя сказкотерапию, чтобы максимально заинтересовать ребенка. Однако не стоит пренебрегать несколькими правилами:
Помните, что сказкатерапия – это свободный творческий процесс, который должен приносить ребенку радость и удовольствие.
Как же правильно выбрать сказку?
Для сказкотерапии подойдет абсолютно любая сказка, которая будет отвечать сложившейся ситуации. Это могут быть как народные, так и авторские произведения. Однако, очень важно, чтобы мама и папа обсуждали со своим чадом:
Как подобрать сказку, сюжет которой будет соответствовать ситуации, вызывающей переживания у ребенка? Здесь главное правильно определить текущую проблему, например:
Ситуаций может быть великое множество, помимо вышеуказанных, но главными в сказкотерапии являются следующие аспекты: сказка должна соответствовать возрасту и особенностям, существующих жизненных проблем ребенка.
Также взрослым необходимо знать, что, используя сказкотерапию, ваши действия должны быть деликатными по отношению к маленькому человеку, и ни в коем случае не стоит вызывать чувство стыда и запугивать последствиями!
Теперь давайте разберемся в том, как действуют сказки
Сказкатерапия — это самый лучший способ обнаружения скрытых и явных переживаний ребенка, который помогает сделать большой шаг вперед навстречу развитию.
Существует несколько сфер, в которых применяется данный метод, поэтому давайте разберемся в этом вопросе. Сказкотерапия используется, как инструмент для:
Вместе составляем план занятия по сказкотерапии
Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:
Несколько правил работы со сказками
Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:
Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;
Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;
В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;
Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.
Какими способами проводится сказкотерапия?
Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:
Пришло время познакомиться с типами сказок
В сказкотерапии также очень важно сделать правильный выбор типологии сказки. А какими они бывают, мы сейчас разберем:
Типы сказок могут быть совершенно разными, и каждый из них может отвечать на какую-то определенную проблему, поэтому в сказкотерапии очень важно опираться на особенности каждого ребенка.
В сказкотерапии используются не только разные типы, но и жанры произведений
При выборе произведения для сказкотерапии, нужно помнить главное правило: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход, а история быть актуальной его проблеме. Жанры могут быть совершенно разные:
Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно
В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:
Сказки всегда помогали детям отправиться в невероятное фантастическое путешествие, а волшебство, которое дарит каждая история дает ребенку возможность научиться мыслить позитивно и осознать, что в жизни нет ничего невозможного. Родителям важно помнить о том, что вовремя рассказанная сказка может помочь справиться маленькому человеку с серьезной проблемой, поэтому будьте внимательней к своим детям, проводите больше времени вместе, ведь всем нужны забота и тепло!
Сегодня жизненный ритм гораздо быстрей, чем у наших предков, и время, проведенное в кругу семьи, стало бесценным ресурсом, а сказки помогают взрослым и детям решить вопрос с нехваткой совместного времяпрепровождения.
Также следует отметить, что теперь существует более широкий выбор транслирования сказок:
Во все времена сказки всегда вызывали восторг и интерес у детей. Каждый ребенок больше всего на свете ждет вечера, когда любимые близкие расскажут новую увлекательную историю или продолжение той, что поведали вчера. Для родителей же сказка – это прекрасная возможность передать чаду свои знания и опыт в игровой форме, она помогает разговаривать с ним на одном языке и лишний раз проявить заботу.
Сказкотерапия для детей
Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.
Содержание
Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.
Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.
Что такое сказкотерапия
Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.
Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки.
К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.
Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.
Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок.
Сказкотерапия: теория и практическое применение
Как работает сказкотерапия?
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка не только учит, но и лечит.
Cказкотерапия в садике и дома
Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Какие бывают сказки?
Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:
Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.
Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.
Виды сказок в сказкотерапии:
Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».
Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.
Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.
Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).
Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.
Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.
Для детей и взрослых
Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.
Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.
Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».
«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.
Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.
Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.
Сказкотерапия в логопедии и дефектологии
Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:
формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);
развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;
тренировку употребления родительного падежа;
формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).
Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.
Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.
Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.
Сказкотерапия в психологии
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.
Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:
Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.
Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.
Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.
Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.
Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.
Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.
Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.
Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:
Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.
Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.
Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.
Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.
Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:
Чтение (рассказывание) произведения.
Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
Бодянская юлия
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом. Сказкотерапию можно назвать детским методом лишь потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Задачи сказкотерапии:
1. Сформировать в человеке способность к обучению, саморазвитию, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.
2. Развить умение видеть оборотную сторону проблемы.
3. Пробуждение Веры в собственные силы. При этом важно не путать веру с надеждой. Как ни странно, но именно надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать.
Сказкотерапия включает в себя:
• Сочинение сказок
o интерпретация (истолкование, объяснение, разъяснение,
o переписывание сказок,
o сочинение новых сказок и историй.
• Постановка сказок
o сказки на песке,
o театрализованные игры,
o кукольные спектакли.
• Рассказывание сказки
oгрупповое: придумывание по кругу,
o рассказывание по кругу известной сказки;
oиндивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица.
• Рисование сказок
o психодиагностическое рисование, (требует специальных знаний и подготовки)
o спонтанное волшебное рисование.
• Анализ сказок
o решение открытых сказочных задач,
o исследование образов.
• Сказочная имидж-терапия.
Какой материал можно использовать? Сказочные формы очень многообразны.
Многообразие сказочных форм. Виды сказок
Метафоры — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. Люди используют метафоры в речи постоянно, даже не замечая. Любая метафора в речи будет оказывать воздействие на то, как вы сами или ваш собеседник воспринимает разговор или ситуацию.
Пословицы и поговорки
Истории — яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения.
Истории могут быть рассказаны от первого лица, повествуя о событиях личной жизни рассказчика, или от третьего (прием «кавычек»,
Например. «Однажды, не знаю, почему мне вспомнилась эта история, я был в неком городе и так же волновался, как сейчас, наверно, волнуетесь Вы. Мне предстояла встреча с неизвестным мне человеком. и исход нашей встречи мог повлиять на всю мою дальнейшую жизнь.»Или: «Один мой знакомый однажды оказался.»
Притчи. Относительно краткие, афористичные рассказы дидакто-аллегорического жанра, отличающихся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка. Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главные герои, замкнутые в рамки определенных комбинаций душевных черт, предстают не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Притчи — универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара»).
Легенды — устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей. В современном обиходном значений легендами часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтичностью и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующие на достоверность в прошлом.
Сказки от других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру фантазии. Однако под этими пестрыми одеждами всегда скрыта некая истина, в донесении которой до сознания внимающих и есть предназначение сказки.
Виды сказок.
Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. В художественных сказках присутствует и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературе называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы.В этом содержатся чрезвычайно важные для психолого-педагогической практики идеи:
1. Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для формирования оптимизма, развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытания, а то, что досталось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Наиболее доступны для понимания маленькими детьми, лучше всего передают жизненный опыт, поскольку дети до пяти лет идентифицируют себя с животными.
Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Бытовые сказки уместны при работе с подростками, направленной на фомирование образа семейных отношений.
Страшные сказки про нечистую силу – ведьм, упырей и пр. В современной детской субкультуре существуют сказки-страшилки,с помощью которых дети приобретают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «квинтэссенция» (самое важное) жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Содержат знания об уникальности взгляда на мир отдельного человека, рассказывают о частных сторонах жизни, что является важным для миропонимания.
Дидактические сказки – содержание их сюжета носит обучающий характер.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.
Психотерпевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий.
Медитативные сказки предназначены для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.
Анализ сказок. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки остаются неосознанными. Анализ сказки поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.
Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем, информация об этом зашифрована в сказочных образах.
Анализ сказок с детьми. Выбор сказкидля анализа с детьми может осуществляться по ряду оснований:
• наличие определенной проблемы, тогда подбираются сказки, соответствующие проблеме (создавать банк данных);
• интерес ребенка к определенной сказке;
Решение сказочных задач
Сказочная задача, предлагаемая ребенку,должна отвечать следующим требованиям:
1. Задачу задает сказочное существо (ведущий или кукла).
2. Сказочные задачи служат испытаниями (ситуация выбора дороги и т. п.)
3. Ситуация не должна иметь правильного ответа, который известен только ведущему.
4. Образы, герои и события должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.
5.Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему: преодоление препятствий (особенно, если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм); самоорганизация и прогнозирование своих действий (если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. п.
6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи.
Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более он будет адаптированным к жизни. Таким образом, работа с детьми в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
1. Развитию творческого мышления ребенка.
2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
3. Развитию фантазии и воображения.
4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
5. Развитию эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания) и умению слушать.
Рассказывание сказокпозволяет решить психодиагностические и психокоррекционные задачи:
1. Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов и смысла изложения.
2. Развитие фантазии и воображения.
3. Развитие умения выражать свои мысли.
4. Развитие способности слушать другого.
5. Развитие способности умения стать на место другого.
Сочинение сказок. Сочиняя сказкинужно обращать внимание на следующие моменты:
О чем эта сказка. Причем наш ответ может отличаться от мнения автора. Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него актуальной, о чем он размышляет, что ищет.
Чему учит сказка? Ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути развития автора сказки, рассказывают о его ценностных ориентациях, о взглядах на мир.
2. Линия главного героя.
Выделяем ряд моментов:
• отношение главного героя к себе;
• мотивы поступков героя;
• способы преодоления героем трудностей;
• восприятие окружающего мира и отношение к нему;
• способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.
Важно установить с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя –адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его Я. Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.
Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая среда, стимулирующая развитие личности ребёнка,которая позволяет достичь следующих результатов: развитие речи; развитие эмоциональной и моторной адекватности; развитие коммуникативных навыков.
Имидж-терапия позволяет человеку реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыть свои потенциалы.
Сказочноерисование подразделяется на две группы методов:
1. Проективное диагностическое рисование;
2. Спонтанное рисование.
Проективное диагностическое рисование с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.
Спонтанное рисование подразумевает изготовление специальных «объемных» красок и рисование ими. В процессе систематического использования техники спонтанного рисования у ребёнка появляется возможность осознать скрытую созидательную силу и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свои потенциалы.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Создать настрой на совместную работу
Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.
Расширить представление ребенка о чем-либо
Ведущий рассказывает новую сказку.
Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка
Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.
Связать новый опыт с реальной жизнью
Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта, отмечает детей за их заслуги и т. п.
7. Ритуал «выхода» из сказки
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнениями.Ведущий: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Сказкотерапия в полном объёме может использоваться воспитателями во внеурочных занятиях, классными руководителями на классных часах, но это не значит, что элементы сказкотерапии нельзя использовать на уроках. Учебники по чтению содержат разнообразные по видам сказки. Работа с ними предполагает различные виды деятельности. В том числе анализ, чтение по ролям разные виды пересказа и т. д.
На уроках письма я использую грамматические сказки, цель которых привлечь внимание к изучаемому материалу, сделать его доступным, понятным, вызвать определённые эмоции, т. к. психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
5 класс.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю, я».
Живёт в стране Грамматика известный фокусник Мягкий Знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала тёплой банькой.Расхвастался Мягкий Знак: я, дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы».Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял. Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?
7 класс.Тема: Обращение».
Узнайте сказку
В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.
-Реченька, укрой меня!
— Печенька, спаси меня!
Даётся задание назвать сказку, чему учит, отслеживается учебный материал.
Элементы имидж-терапии. Волшебники. Предлагаю детям представить, что они волшебники, работающий у доски ученик – главный волшебник. Превращать будем слова. Н. : существительные надо превратить в прилагательные (зима – зимний и т. д.)
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.
Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.
Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах» После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.
Презентация «Добыча соли, ее применение» Презентация «Добыча соли, ее применение» Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка» МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли,.
Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.
Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.
Применение опорных сигналов в курсе математики 5–11 классов В курсе математики часто прибегают к опорным сигналам для лучшего усвоения нового материала. Приведу несколько примеров их использования.
Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.