в чем суть барокко
Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко
Что такое барокко в архитектуре
Барокко появилось в Италии в конце XVI века и просуществовало в некоторых регионах, например в Германии и колониальной Южной Америке, до XVIII столетия. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из наиболее важных и масштабных способов влияния на общество было создание грандиозных церквей и соборов.
Экстравагантный стиль католического барокко сильно контрастировал со строгостью и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, на Пиренейский полуостров и Австрию.
В первую очередь, барокко характеризует роскошь: богатые украшения, позолота, витые колонны, обилие скульптур и декоративных мотивов. Вскоре этот стиль перешел из церковного строительства в светскую жизнь. Сегодня он признан одним из основных архитектурных стилей в Европе.
Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:
«Барокко делится на национальные подразделения — русское, немецкое, английское, французское, итальянское, испанское, австрийское. В каждой стране барокко получает свое воплощение, но есть и общая черта — это всегда архитектура пышная, как правило со сложными планами. В то же время с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также это изобилие архитектурного декора, полихромия. Как правило, барокко цветное, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть и монохромным. Это театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается система восприятия сооружения зрителем. Весь декор, а его действительно много, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен на то, чтобы произвести впечатление».
Особенности барокко в архитектуре
Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, броско окрашенные потолки — здание в стиле барокко сложно не заметить среди других. Создавая здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное внимание свету и выбирали отделку в зависимости от того, как он будет отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.
Два наиболее популярных типа сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Это могли быть соборы и монастыри, а также городские и загородные особняки, королевские резиденции. Также в стиле барокко предполагалось строить и целые города по определенным схемам, с садами и парками вокруг важных зданий.
Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко же основывался на эллипсах, овалах или других сложных геометрических фигурах.
Изгибы стен были еще одной характеристикой стиля. Они не только соответствовали концепции здания как единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая считается статичным искусством.
Основные черты барокко:
Примеры барокко в архитектуре
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе стиль особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Стиль широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике политического могущества, Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и в то время там возводились здания в роскошно украшенном стиле барокко.
Некоторые из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковь Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Бельведер. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковь спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.
Примером испанского барокко можно считать кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела. На протяжении веков он подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Фасад стал символом города и поэтому запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.
Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в XVII веке. Но большой пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и в то же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу для использования эстетики барокко при реконструкции города.
В результате здания в этом стиле разбросаны по всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.
Европейское барокко
Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Это переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, что именно тогда закончилось Средневековье и началось новое время. В XV веке завершается эпоха великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире очень меняются. Все эти сложные процессы не могут не найти свое отражение в архитектуре.
Елизавета Лихачева:
«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль выходит из Рима уже во второй половине XVII века и сначала распространяется по северу Италии, потом к началу XVIII проникает на юг. Там это приобретает квази-размеры, потому что на на памятниках южного барокко (не только итальянского, но и южно-испанского, например) нет свободного места. Например, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела отлично подходит, чтобы понять, как себе представляют барокко южные люди с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Фактически это полное отсутствие стены как таковой, все место занимает сплошной декор. Но чем северней, тем более разумно используются и украшения, и система оформления.
Французское барокко должно восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый яркий пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Он создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с абсолютно барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими раздвинуть стены.
Есть также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно тоже неоднородно. Баварский, южно-немецкий вариант прекрасно отражают черты стиля. А вот северный, особенно прусский — это барокко, доведенное почти до такого же абсурда, как в Испании. Только с той разницей, что на севере Германии его еще обильно покрывали золотом. Это производит неоднозначное впечатление, как, например, чайный павильон в Сан Суси.
В Англии барокко не получило столь широкого распространения, как в Европе. Это были какие-то общие влияния — прежде всего, планировочных решений, например, овальная площадь. Королевский полумесяц в Бате явно восходит по своей идее к площади собора Св. Петра. Только в Риме это главная площадь христианского мира, а в Англии — жилой комплекс для курортников. Она больше тяготеет к классическим формам и как раз XVIII век, период европейского барокко, в Англии распространяется палладианство как извод главных достижений классицизма.
Классицизм взял из барокко одну очень важную вещь — английский пейзажный парк. Он выглядит как дикорастущий лес, а на самом деле полностью придуман, и люди ходят по этому парку туда, куда запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское поместье: здание в стиле классицизма в окружении абсолютно барочного пространства пейзажного парка».
Барокко в Италии
В начале XVII века римская церковь начала воздействовать на прихожан через искусство, стремясь ошеломить, заинтересовать тем, что внутри храма. Вход в церковь в стиле барокко, где сочетались визуальное пространство, музыка и церемония, был мощным средством привлечь внимание. Чем больше и красивее пространство, тем больше людей хотело туда попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные украшения создавали ощущение таинственности.
Самый известный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная площадь Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Она разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет.
Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Признанный революционер в архитектуре, Борромини решил основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, когда это необходимо, демонстрируя некоторое сходство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром считается церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.
Елизавета Лихачева:
«Одним из первых памятников предбарочного периода можно назвать церковь Иль Джезу, которую начали строить по проекту Джакомо да Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Она стала главной церковью иезуитского ордена и, по большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Также барочным архитектором считается Карло Мадерна — один из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра на рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — два главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Считается, что они друг друга терпеть не могли, завидовали и воровали идеи. Но, на мой взгляд, это не так. Они скорее обогащали проекты. В их соперничестве и родилось настоящее римское барокко».
Барокко в России
Лучший город для знакомства со стилем — Санкт-Петербург. Архитектуру той эпохи часто называют петровским барокко. Оно приобрело популярность в начале XVIII века, когда Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, чтобы превратить Петербург в европейскую столицу.
После смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, среди работ которого Зимний дворец и Екатерининский дворец.
Елизавета Лихачева:
«Отличие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Россия, вопреки всеобщему заблуждению, достаточно четко реагировала на европейскую моду. Уже в начале XVI века в русской архитектуре была тенденция к маньеризму (переходный стиль между Возрождением и барокко). Самый знаменитый памятник, построенный под его влиянием — Храм Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. распространение европейского барокко в России усиливается и возникает направление, которое получит название «русское узорочье».
В конце XVII века, в преддверие петровских реформ, возникает более рассудочный стиль, известный как нарышкинское барокко. И как один из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый известный памятник нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях.
Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, он привозит его из Франции. Именно как барочный город проектируется первоначально Санкт-Петербург, но впоследствии он будет перепланирован. И последний всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный монастырь и Екатерининский дворец строил итальянец Растрелли. С приходом Екатерины II мода меняется, барокко уходит, на его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило не так много памятников, но в раннем классицизме можно увидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная структура.
На выходе для русского барокко на первых этапах свойственна неосознанность, мастера размещали на фасадах все подряд, не особо задумываясь о смысле того, что они делают. А вот уже во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых использование барочных элементов становится более логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Русский барочный стиль — более самобытный, чем немецкий или французский».
Искусство барокко: определение, стили, история 2 058 слов читать
14 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими судами Испании, Франции и других стран – параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство, которым занимался Ватикан, было направлено на то, чтобы прославить божественное величие церкви и усилить ее политическую позицию. Для сравнения, искусство барокко в протестантских районах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого оно служило, в основном, для удовлетворения растущих культурных потребностей купцов и среднего класса.
Стили и виды барочного искусства
Архитектура в стиле барокко создает зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени. Это был эмоциональный стиль, в котором, по возможности, использовался театральный потенциал городского пейзажа – как на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра. Ее дизайнер, Бернини, один из величайших архитекторов в стиле барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятьях католической церкви.
Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданная в 17 веке, известна как «барокко», она ни в коем случае не является монолитным стилем. Существует как минимум три разных направления барокко, а именно:
❶ Религиозное Величие
Триумфальный, экстравагантный, почти театральный и порой мелодраматический стиль религиозного искусства по заказу католической контрреформации и судов абсолютных монархий Европы. Этот тип барочного искусства иллюстрируется смелой визионерской скульптурой и архитектурой Бернини (1598-1680), иллюзорными объемными фресками на потолке (Тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596-1669) – см. Его шедевр Аллегория Божественного Провидения (1633-39) и грандиозными полотнами фламандского мастера Рубенса (1577-1640).
❷ Большой реализм
Новый, более натуральный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571-1610), Франсиско Рибальта (1565-1628), Веласкес (1599-1660) и Аннибале Карраччи (1560-1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, жизненный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилие, впервые предложенная Аннибале Карраччи и реалистическая форма деревенской библейской жанровой живописи Кастильоне (1609-64), дополненной животными – все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
❸ Мольберт Арт
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое «голландским золотым веком») было продемонстрировано новым видом станкового искусства – глянцевой формой жанровой живописи, нацеленного на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская Школа реалистического жанра также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных картинах, композициях животных и к новым формам натюрморта, включая вдохновленный протестантами жанр, известный как живопись Vanitas (процветала в 1620-50). Различные города и районы имели свои собственные «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.
Кроме того, чтобы еще больше усложнить ситуацию, Рим – самый центр движения – был также домом для «классического» стиля, как это видно на исторических картинах Николы Пуссена (1594-1665) и художника-пейзажиста Клода Лоррена. (1600-1682).
ПРИМЕЧАНИЕ. Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История искусства барокко
После заявлений, сделанных Советом в Тренте о том, как искусство может служить религии, вместе с ростом доверия к Римско-католической церкви, стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим для поддержки католической контрреформации. Этот стиль должен был стать более сильным, более эмоциональным и наполненным большим реализмом. Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют «иезуитским стилем») архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный импульс пришел с прибытием в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму, а также к античным формам, которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма, так и Бернини. Франция имела свои собственные (более светские) отношения с барокко, лучшим примером архитектуры которого является Версальский дворец. Ключевой фигурой в искусстве французского барокко 17-го века был Чарльз Ле Брюн (1619-1690), который оказал влияние далеко за пределами своего собственного мира. Например, см.: Гобеленовая фабрика, руководителем которой он был. Испания и Португалия приняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов. Кульминацией движения было высокое барокко (ок. 1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой, известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, Св.Игнацио, Рим), потолочного художника-иллюзиониста Андреа Поццо (1642-1709). Это одна из лучших картин барокко 17-го века.
Неаполь, второй по величине город в Европе после Парижа в 1600 году, был важным центром искусства барокко контрреформации. Неаполитанская школа была разработана Караваджо, Риберой, Артемезией Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лукой Джордано (1634–1705), Франческо Солименой (1657–1747) и другими. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600-1700) и Караваджо в Неаполе (1607-10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–56); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650-1700).
Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).
К концу 17-го века великий стиль барокко находился в упадке, как и его главный спонсор, Италия. Новым культурным лидером становилась Франция, где начинал появляться новый и контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре охватил архитектуру, все формы внутренней отделки, мебель, живопись, скульптуру и фарфоровый дизайн. Это было «Рококо».
Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)
Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:
• Аннибале Карраччи (1560-1609) из Болоньезе Школа (1590-1630)
— Христос в терновом венце (1585-7, Gemaldegalerie, Дрезден)
— Галерея фресковых картин Фарнезе (1590-е годы, Рим)
— Бегство в Египет (1604, Галерея Дория, Рим)
• Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
— Снятие с Креста (Рубенс) (1612-14) Кафедральный собор, Антверпен.
— Изнасилование дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
— Суд Париса (1632-5) Национальная галерея, Лондон.
• Доменикино (1581-1641)
— Последнее причастие святого Иеронима (1614 г.) Пинакотека, Ватикан.
— Сцены из жизни Андрея Первозванного (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.
• Саймон Воэт (1590-1649)
— Психея наблюдает за сном Амора (1626) Musee des Beaux-Arts, Лион
— Презентация в храме (1641), Лувр, Париж.
• Никола Пуссен (1594-1665)
— Похищение Сабинянок (1634-35) Музей Метрополитен.
— Аркадские пастухи (1637) Лувр, Париж.
• Диего Веласкес (1599-1660)
— Продавец воды в Севилье (1618-22) Апсли Хаус, Лондон.
— Христос на кресте (1632) Прадо, Мадрид.
— Сдача Бреды (Копья) (1634-35) Прадо, Мадрид.
— Венера Рокби (1647-51) Национальная галерея, Лондон.
— Портрет Папы Римского Иннокентия X (1650) Галерея Дории Памфили, Рим.
— Менины(1656) Музей Прадо, Мадрид.
• Рембрандт (1606-69)
— Урок анатомии доктора Николаса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
— Ночной Дозор (1642) Рейксмузеум.
— Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
— Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
— Портрет Яна Сикса (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
— Синдики (Изготовители шелка) (Сталмейстерс) (1662).
— Самоубийство Лукреции (c.1666) Миннеаполисский институт Искусств.
— Еврейская невеста (c.1665-68) Рейксмузеум.
• Карло Маратта (Маратти) (1625-1713)
— Константин приказывает уничтожить языческие идолы (1648) Рим.
— Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Среди других выдающихся художников в стиле барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. Также: Портреты в стиле барокко – и прежде всего художник натюрмортов Франс Снайдерс (1579-1657). Среди великих художников католического барокко из Испании – интенсивный художник-реалист Джузепе Рибера (1591-1652), благочестивый специалист по кьяроскуро и тенебрист Франциско Сурбаран (1598-1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-82) из Севильи, известный своим идеализированным и сентиментальными религиозными картинами. Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей экстремальной техникой ракурса ( di sotto in su ) и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639-1709), известного своей кангианской техникой использования ярких цветов для передачи оттенков.
Экспоненты голландского реализма эпохи барокко включают в себя портретистов Франса Хальса (1581-1666) и Рембрандта (1606-1669); жанровых художников Хендрика Тербруггхена (1588-1629), Яна Стена (1626-1679) и Яна Вермейера (1632-1675); художника по интерьерам и перспективам Самуэля ван Хугстратена; художников по натюрмортам Франса Снайдерса (1579-1657), Яна Давидса де Хема (1606-1684) и Виллема Калфа (1619-1693); художника натюрмортов Рэйчел Рюйш (1664-1750); а также художников-пейзажистов Саломона ван Рёйсдала (1600-1670), Альберта Кёйпа (1620-1691), Якоба ван Рёйсдала (1628-82) и Майндерта Хоббему (1638-1709).
Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)
• Джованни Бернини
Величайший барочный скульптор, известный такими произведениями как:
Похищение Прозерпины (1621-22) Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы (1647-52), часовня Корнаро, Санта Мария делла Виттория.
• Хуан Martines Montanes (1568-1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (Христос Милосердия) (1603) Севильский кафедральный собор
Алтарь Сантипонсе (1613 г.).
• Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главный алтарь Девы Марии (1613-16), церковь Святого Николая, Uberlingen.
• Франсуа Дюкесной (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Собор Святого Андрея (1629-33), базилика Сан-Пьетро, Ватикан
Святая Сусанна (1630-33) Санта Мария ди Лорето, Рим
• Алессандро Альгарди (1598-1654)
Классик высокого барокко:
Гробница Папы Римского Льва XI (1634-44) Римский собор Святого Петра
Экстаз святого Филиппа Нери (1638) Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим
Папа Лев в колеснице Аттилы у Римских ворот (1646-53) Римский собор Святого Петра
• Алонсо Кано (Гранада, 1601-1667)
Известный как «испанский Микеланджело»:
Непорочное зачатие (1655, собор Гранады) и другие картины.
• Пьер Пьюджет (1622-1694)
Величайший скульптор в стиле барокко во Франции 17 века:
Мило Кротона (1671-82)
• Франсуа Жирардон (1628-1715)
Скульптор классического барокко, популярный у Людовика XIV:
Аполлон, окруженный Нимфами (1666-75)
Памятник Ришелье (1675-94)
Похищение Прозерпины (1677-99)
• Антуан Койсевокс (1640-1720)
Скульптурная манера Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686).
• Андреас Шлютер (1664-1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуяФридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).
• Гийом Кусту (1677-1746)
Французский художник в стиле барокко известен своими конными статуями.
Лошади мергели (1739–45).
Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651-1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762). Кроме того, для биографических деталей одного из величайших резчиков по дереву периода, см. Гринлинг Гиббонс (1648-1721).
Подробнее о скульптуре 17-го века см.: Скульпторы в стиле барокко.
Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)
• Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669)
Архитектор папе Урбану VIII
— Святые Лука и Мартина (1635-64, Рим)
— Святая Мария делла Паче, фасад (1656-57, Рим)
— Святая Мария Виа Лата (1658-62, Рим)
• Бернини (1598-1680)
Величайший из всех барочных архитекторов и скульпторов.
— Палаццо Барберини (1628-32, Рим)
— Площадь Святого Петра (1656-67)
— Святой Андреа Аль Квиринале (1658-71, Рим)
• Франческо Борромини (1599-1667)
Главный конкурент Бернини
— Святой Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
— Дворец Сапиенца и Святого Иво алла Сапиенца, купол и фасад (1640-60, Рим)
— Базилика святой Агнессы (1653, Рим)
• Луи Ле Во (1612-70)
Главный со-архитектор Версальского дворца.
— Отель Lambert (1642-44, Париж)
— Сен-Сюльпис (1646 г., Париж)
— Мраморный двор (1669, Версальский дворец)
• Жюль Ардуэн Мансарт (1646-1708)
Со-архитектор Версальского дворца и купола Дома Инвалидов в Париже
— Шато де Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
— Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
— Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)
• Кристофер Рен (1632-1723)
Доминантный церковный архитектор в Лондоне.
— Собор Святого Павла (1674-1710)
• Джон Ванбруг (1664-1726)
Лидер английского барочного движения
— Замок Говард (1702-12)
— дворец Бленхейм (1705-24)
• Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор в стиле барокко, перенесший итальянские стили в Центральную Европу.
— Kollegienkirche (1694-1707, Зальцбург)
— Штадпале (1695-8, Вена)
— Церковь Святого Чарльза (1716-30, Вена)
• Балтазар Нейман (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
— Церковь пилигримов Wallfahrtskirche (1730-9, Гёсвайнштайн)
— Лестница для Резиденции Вальцбург (1737)
— Лестница для Августусбургского дворца (1743-8, Брюль)
• Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Главный архитектор русского барокко.
— Смольный собор (1748-57, Санкт-Петербург)
— Зимний дворец (1754-62, Санкт-Петербург)
— Редизайн Екатерининского дворца (1756 г., под Санкт-Петербургом).
О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.