в чем сущность игры

Сущность понятия «игра» и ее характеристика

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сущность понятия «игра» и ее характеристика

Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С.Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у различных педагогов, имеется свой взгляд на понятие «игра».

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и реальнее того, который предлагается игрушечной лавкой». К.Д.Ушинский доказал, что содержание игры влияет на формирование личности воспитанника. [26]

В создании теории игры особая роль отводится исследованиям Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление воспитанника познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для воспитанников – это способ познания окружающего». [16]

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный воспитаннику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В дошкольном возрасте он впервые становится таким, что моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда «быть взрослым» он может только в игре. В ней воспитанник берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. [2]

А.П.Усова определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. [26]

К.Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. [8]

К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре воспитанник получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, он старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии.[4]

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. [9]

Итак, проанализировав различные подходы к определению игра, мы считаем наиболее полным и содержательным определение, приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [14]

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности воспитанников, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы. Изучение данного материала позволяет осмыслить предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. [19, с.10]

На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек – самоделок, которые делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают их объединению в игре. Руководя игрой мы, тем не менее, не должны подавлять инициативу, самостоятельность детей. [20]

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие внимания и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает воспитанника точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Для развития мышления и воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней воспитанник осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. [12, с.14]

В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. Игра – это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

С.А.Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [25]

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на воспитанника, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.[26]

Существуют разные виды игр:

— подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка;

— дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;

— игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки;

— сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами воспитанники. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения;

— конструктивная игра – где воспитанники отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения, но в обобщенном, схематизированном виде. [9]

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность воспитанников имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. [18]

Таким образом, обнаруживается, что у большинства педагогов, таких как Л.С. Выготский, Н.К.Крупская, А.Н. Леонтьев, К. Бюллер, К.Д. Ушинский и др. имеется свой взгляд на понятие игра.

Одни считают, что игра – является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни, другие полагают, что это радость от самого действия, третьи утверждают, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Однако все исследователи сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью в жизни дошкольников.

Источник

Сущность игры, её характеристика

в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры Наташа ТАТЬЯНИНА
Сущность игры, её характеристика

Игра – уникальнейшее явление человеческого бытия. Способность играть – одна из отличительных характеристик живого организма. Однако только человек посвящает игре большую часть своей жизни. Игра обладает магически-завораживающим действием, позволяет уйти от повседневности.

Слово «игра» имеет много значений,входит в самые разные словосочетания: детская игра, актерская игра, политическая игра, игра пианиста, игра воображения и прочее.

С точки зрения философии игра –это есть вся человеческая жизнь: человек родится с ощущением своей собственной смерти, но старается не думать об этом – играет в жизнь. С другой стороны, – и в игре в жизнь есть игра. «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры», – писал В. Шекспир. И действительно, ежедневно каждый человек играет в театре жизни,причем разные роли: то он подчиненный, то начальник, то пассажир, то покупатель, то он сын, то – отец… Однако, если говорить, что жизнь – это игра, а игра – это жизнь, то тогда весь культурный дискурс – это игра. Границы игры при такой постановке вопроса исчезают, и она теряет всякий смысл. Поэтому мы рассмотрим игру в узком значении, игру как таковую, как особый вид человеческой деятельности, а точнее – игровую деятельность, которая наблюдается у людей на протяжении всей истории человечества.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с отправлением религиозных обрядов, с решением психологических задач, с проблемами катарсиса.

Широкое распространение получил взгляд на игру как на своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического целесообразного механизма экспериментирования, упражнения Этого же мнения придерживается российский ученый Каптерев П. О

О детской игре он писал: «Игра есть выражение самостоятельной деятельности организма, вызываемой и поддерживаемой непосредственно приятностью траты накопившихся энергии и силы Взрослый под влиянием запаса силы и энергии работает, дитя, при тех же условиях играет. Источник деятельности один и тот же.»

Консультация «Проблемные ситуации, их сущность» «Проблемные ситуации, их сущность». Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Беликова Г. Н. Джон Дьюи считал, что: «Человек, по-настоящему.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.

Сущность и принципы системы образования РФ Система (греч.) – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная.

Сущность педагогической деятельности в личности педагога Деятельность педагога имеет, обусловленный характер, так как человек постоянно подвергается влиянию различных факторов (внешних и внутренних,.

Сущность понятия «Педагогическая деятельность» Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности.

Сущность понятия представления о временах года Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей.

Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать Сущность понятия «творческие способности» и как их развивать? Сначала рассмотрим понятие “способности”. В отечественной науке ведущим остается.

Сущность взаимодействия педагогов ДОО с семьей на современном этапе Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности.

Источник

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры

в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры

в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры

Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

ВВЕДЕНИЕ(стр. 2-3)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения

1. Понятие и сущность игры (стр. 4-5)

2. Исторические предпосылки возникновения игры (стр. 6-12)

3. Классификация игр. Характеристика основных видов (стр. 13-19)

Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка (стр. 20-22)

Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников

1. Развитие детского творчества и игрового замысла (стр. 22-25)

2. Значение игры для психического развития дошкольника (стр. 25-26)

3. Игра как средство воспитания детей (стр. 26-27)

Глава 4. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени (стр. 27-41)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ(стр. 42-43)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(стр. 44)

ПРИЛОЖЕНИЕ(стр. 45-49)

Введение

Дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Актуальностьподнятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования:разработать и доказать эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала детей дошкольного возраста.

Объект исследования –процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

Предмет исследования –игровые средства развития творческого начала дошкольников.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу:развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет эффективно при условии:

Ø систематического использования игровых методов и приемов в воспитательном процессе;

Ø учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

в чем сущность игры. Смотреть фото в чем сущность игры. Смотреть картинку в чем сущность игры. Картинка про в чем сущность игры. Фото в чем сущность игры

Ø создание комфортных психологических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3) разработка комплекса обучающих игровых средств;

4) обобщение результатов исследования. В исследовании использовались следующие методы:

Ø теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

Ø наблюдение, беседа, тестирование;

Ø статистическая обработка данных.

ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства обучения

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [18]. Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [6].

Сущность и особенности игры.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [7].

Источник

Сущность игры в дошкольном возрасте

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти мудрые слова выдающегося отечественного педагога В. А. Сухомлинского.

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности — потребность в развлечении, движении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутвер-ждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.

Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений).

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых.,

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от

шалостей, капризов, непослушания.

Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п., в то время как игра не осознается ими в должной мере.

Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор.Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.

знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольникнаиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми.

Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милиционеров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, именно потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни им испытывать не приходиться. Следовательно, нужно переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это, прежде всего игры соревновательного характера. Такими являются большинство народных подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на развитие следующих познавательных процессов

Итак, игры способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *