в чем специфика социально личностного развития детей раннего возраста
МБДОУ №4 «Золотая рыбка»
Организация общения детей со сверстниками
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяют следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
· развитие предметной деятельности;
· развитие общения с взрослыми;
· приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
· развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
Я решила взять одно из этих направлений и рассмотреть его с моей точки зрения и видения.
Как всем педагогам известно, интерес к сверстникам возникает у малышей рано, но их первые контакты кратковременны и часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого (в моём случае – воспитателя). Негативный опыт взаимодействия детей, особенно в группе, где много малышей, может создавать атмосферу нервозности, конфликтности, вызывать у наиболее чувствительных стойкое нежелание общаться с ровесниками. Поэтому я стремлюсь к созданию благоприятного эмоционального климата в группе, помогая детям налаживать положительные взаимоотношения. Опыт показывает, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание их общению, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, любят наблюдать за игрой ровесников, умеют играть рядом или вместе друг с другом.
Важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослого к малышам. Если педагог грубо одергивает расшалившегося ребенка, разговаривает с ним на повышенных тонах, делает резкие замечания, дает обидные прозвища (считаю, что это непозволительно для педагога), с силой растаскивает поссорившихся, такой стиль поведения будет невольно перениматься им по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, я собственным примером демонстрирую образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.
Сочетание работы с группой в целом и индивидуального общения с каждым — необходимое условие создания теплой атмосферы взаимопонимания в группе, доверительных отношений между детьми.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры.
Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в сад. Чтобы достичь этого, предлагаю ребятам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обращаю их внимание на то, как они красиво одеты (особенно это нравится девочкам). Если в групповой комнате уже есть дети, привлекаю их внимание к вновь пришедшему, побуждаю их поздороваться с ним. Хорошо ввести ритуал прощания детей перед уходом домой: сказать «до свиданья».
Во время режимных моментов я обращаю внимание детей на то, как каждый из них хорошо кушает, чисто умывается. Для поддержания интереса детей друг к другу использую игровые приемы, чтение сказок, пение песенок, вставляя в них имя каждого ребёнка и побуждая его повторять их.
Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Побуждает детей порадоваться сверстнику, проявить сочувствие, жалость. При этом важно избегать принуждения, не заставлять детей делать что-то против воли, отрывать их от занятий.
Эмоционально положительная атмосфера, поддерживаемая воспитателем в течение дня, поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доброжелательных отношений между ними.
Для сближения детей организовываю эпизоды совместного наблюдения за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня. Например, наблюдения в окошко: за тем, как умывается кошка на дорожке, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.
Между детьми раннего возраста часто возникают конфликты. Они могут ссориться из-за игрушек, из-за внимания взрослого, проявлять подчас немотивированную агрессию (кусаться, щипать, царапаться). Чаще всего, когда они ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу, отнимают ее у обоих; если дело доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия, хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения с взрослым и сверстниками. В результате они приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.
Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективными, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:
· отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же;
· организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
· помочь детям установить очередность в игре с этой же игрушкой.
Педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:
· избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («отдай куклу», «не обижай Катю», «играйте вместе»);
· не унижать ребенка (жадина, злюка и пр.);
· использовать тактичные приемы поддержки слабого ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (взрослый присаживается рядом с обиженным, выступает посредником и т. п.);
· использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта.
Итоги
Социально-личностное развитие ребенка предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.
Мы создаем условия для развития у детей общения со сверстниками, помогаем налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью мы поддерживаем интерес детей к сверстникам, стимулируем эмоциональные контакты, сближаем, их друг с другом, организуем разные виды совместных игр, тактично разрешаем возникающие конфликты. Воспитываем у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия.
Таким образом, считает, что «социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей» Но недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество, как принято себя вести в нем. Необходимо создать ему условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Социально – личностное развитие детей раннего возраста с учётом ФГОС.
Выступление на педагогическом совете. (из опыта работы).
Воспитатель МБДОУ « Юлдузский детский сад» Волякова Т.А.
Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
–приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Исходя из этого, перед нами, педагогами, стоит задача: работая с группой детей, использовать такие методы и приемы, которые дадут наиболее высокие результаты в социально- личностном развитии детей.
Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», то есть умение делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.
Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.
Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.
Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.
Для формирования у малыша положительного отношения к себе в нашем детском саду, мы стараемся создать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
С этой целью создаем такие ситуации, где центром внимания является каждый воспитанник. Начинается с прихожей, где размещены фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым. Иногда просматриваем групповые снимки на компьютере, где дети также узнают себя и вспоминают, что они делали.
Выставляем рисунки, поделки каждого ребёнка, показываем их родителям, сотрудникам, сверстникам «автора», хвалим в его присутствии. Во время дня рождения кого-то из детей обязательно поём ему «Каравай», поздравляем всей группой. Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и предпочтениям, разговариваем с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.
Взрослым надлежит способствовать развитию у ребёнка представления о его внешнем облике. Нужно обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это стоит делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и т. п.
На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти изменения наглядно проявляются в поведении малыша.
Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации: указываем на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагаем в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д. В групповом помещении и на участке есть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.
Значительным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя (родителя) с малышом, повод побыть с ним один на один, поговорить. Их используем для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка.
В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обучается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Участвуя вместе с воспитателями и родителями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.
Проводя ежедневные процедуры, мы создаём доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, учитываем индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называем ребёнка только по имени.
Приход детей в ДОУ и уход из него — очень важные моменты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучаться с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослым предстоит сглаживать эти моменты, делать их приятными для малыша.
Воспитатели при встрече ежедневно проявляют индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствуют ребёнка, ободряют его, это помогает снять напряжённость ситуации, делает её менее тревожной.
Родители и воспитатели при встрече обмениваются информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволяет взрослым учесть состояние ребёнка, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, он не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Предлагаем ей поиграть вместе с сыном, взять игрушку с собой. Также, рассказываем как ребёнок вёл себя в детском саду, плохо ел или на что-то жаловался. Ласково прощаясь с ребёнком, готовим его к завтрашней встрече: «До свидания, Ниночка! Завтра придёшь опять, будем играть. До завтра!»
Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно используются для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным действиям. Надо предоставить ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться подражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям надо позаботиться с том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка. Также все эти действия закрепляем в играх : «Поможем кукле раздеться.», «Поможем кукле одеться на прогулку». Рассматриваем картинки с изображением одежды. обуви.
Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатели (и родители) должны быть спокойными и терпеливыми, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и грубых действий. Всё должно сопровождаться ласковой речью, с называнием предметов одежды, рассказом, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, потом наденем сапожки. Вот так, Сашенька, молодец!»
Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его и вселить уверенность в успехе и помощи взрослого: «Катенька, ты сама надела одну рукавичку. Попробуй теперь так же надеть вторую. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот ты и научилась надевать рукавички. Теперь ручки не замёрзнут на морозе. Ты молодец!»
Привлекаем внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминаем, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Валечка, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую причёску». Помогая ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе полюбоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот молодец, Петенька, теперь у тебя всё в порядке».
Воспитатели одобряют опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной причёске. Не стоит стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Постепенно дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи.
Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.
Всегда во время любой деятельности обращаем внимание малышей на свои действия, рассказываем, что и для чего это делается, предлагаем детям помочь накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.
По окончании игры или занятия мы все вместе убираем игрушки на свои места, т.к любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике».предлагаем малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их платьица или брючки.
Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своём шкафчике. Раздевая и одевая ребятишек, побуждаем их помочь взрослому: показать, где лежит шапочка, куда поставить сапожки, как положить на место варежки.
Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подражания.
Учим малышей быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; благодарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочется присоединиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.
Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов проведения режимных процедур, которые могут привести к стойким негативным последствиям. В работе с малышами мы используем ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребёнка.
Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.
Доклад на тему: «Социальное развитие детей раннего возраста».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад на тему «Социальное развитие детей раннего возраста»
1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития.
Работа по социализации детей раннего возраста происходит поэтапно:
расширение ориентировки в ближайшем окружении;
обучение умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решать следующие задачи:
формировать представления о ближайшем окружении, простейших связей между ними;
обучать представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;.
формировать представления о явлениях общественной жизни.
2. Особенности социальных отношений детей раннего возраста.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения; «плохой, хороший, красивый».
На втором году закрепляется и углубляется потребность ребенка в общении со взрослыми. При этом дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только со близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
У детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. В раннем возрасте начинает складываться общение со сверстниками. Оно открывает возможности для самовыражения ребенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания. На втором году жизни ребенок начинает замечать других детей. Поначалу он присматривается к ним, играет рядом. Могут иметь место неожиданные проявления: стремительно подбежит к другому ребенку и обнимет, начнет «обследовать» его внешний облик, словно игрушку. Возникают первые симпатии, интерес одних детей к другим, стремление привлечь к себе внимание, демонстрация своих умений, ориентированного на взаимодействие. У детей раннего возраста детское общество только начинает формироваться.
Появляются элементы самооценки. Самооценка ребенка эмоционально окрашена и связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованием взрослых, получить их одобрение.
В конце раннего возраста происходит осознание ребенком своей индивидуальности, возникает система «Я». Она включает познание ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребности в одобрении, признании и самостоятельности.
3. Игры, направленные на социальное развитие
Ребенок впервые, учится строить отношения с окружающими в процессе игры. Малыш познает такие социальные навыки, как умение дождаться своей очереди и делится с окружающими.
Формирование своего «я»
Игра «Испечем оладушки»
Цель : формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры : взрослый предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня (В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый.), испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Цель : формировать у ребенка эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры : взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.
2.Формирование представление о других.
Цель : учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры : взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
Цель : закрепить умение ребенка узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.
Оборудование : зеркало во весь рост ребенка.
Если игра проводится с одним ребенком, то в роли партнера выступает взрослый.
3.Формирование представлений об окружающем мире
Игра «Возьми игрушку»
Цель : знакомить ребенка с новой игрушкой, учить запоминать названия игрушек, действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование : игрушки по количеству детей.
Ход игры : взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит ее на стол, называет и обыгрывает. Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Например: «Это мячик, он катится. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
Цель : вызвать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.
Ход игры : взрослый стучит по сундучку и спрашивает: Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? Давай раскроем ее, посмотрим, что там?» Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там « Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку.» Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.
Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальное развитие является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.