в чем специфика различных способов познания философия
Формы и способы познания и их специфика.
Формы познания:
1. Наука (эксперимент/исследование)
2. Философия – строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории.
3. Теология – способ познания через религию (религиозные законы, постулаты, и т.д.).
4. Здравый смысл – это представление человека о мире, жизни и смерти, о психологических особенностях других людей и самого себя.
Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).
Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов.
(пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности:
— объективно описывает реальность.
— может быть проверено в деятельности (в этой реальности).
Отличие науки от др. форм познания:
1. Наука познает мир таким, какой он есть.
2. Добывает объективные знания.
Философия строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории.
Мораль как форма познания – рассматривает мир каким он должен быть.
3. Наука безоценочна (тот факт, который получили, не может являться ни хорошим, ни плохим).
НО: применение конкретного знания может носить как «+», так и «–» формы.
4. Наука руководствуется рациональным критерием, т.е. подчинена логике (аргументам, доказательствам, фактам).
Ответа на вопрос – какая форма познания лучше – не существует.
Так же, как и доказательства того, что наука – самая лучшая форма познания.
Наука не претендует на всеобщее объяснение мира, на универсальность и признает другие формы познания.
Способы познания
Ч.Пирс – (1877 г.) впервые заговорил о способах познания.
3. Рассуждение и логика
(Способы 1,2,3 широко распространены, но не состоятельны).
УПОРСТВО (убеждение, предубеждение, стереотип) – это вера в правильность некоего суждения, которое не поддается критике.
Человек строит свои убеждения (мнение) только на основе фактов, подтверждающих его веру, и отвергает противоположные.
(пр: Ч. не знает ин.язы à проблемы с речью; Ч. – дальтоник à не сможет водит машину, и т.д.)
Человек принимает эту истину, если не видит ей противоречия.
АВТОРИТЕТ – вера в истину, которая предлагается значимым/референтным лицом (субъективно важным источником).
НО любой референтный источник может в определенной степени ошибаться.
(пр: начальная школа – учитель (авторитет), и т.д.).
РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКА – более совершенный способ познания, чем упорство и авторитет. Но он является методом априори (лат. – заранее, без проверки).
Гл. недостаток – логически выводятся суждения из изначально сделанного допущения. Вся логика суждений будет зависеть от того рассуждения, которое находится в основе.
(пр: животное обладает такой же психикой, как человек à всё поведение животных будем комментировать, исходя из этого (сердится, обижается, и т.д.)).
ОПЫТ/НАУКА/ЭМПИРИЗМ – способ познания на основе фактов.
Субъективные факторы, затрудняющие этот способ познания:
1. Ожидание/ социальное ожидание. (интерпретируем факты, в соответствии со своими собственными ожиданиями).
(пр: программа по развитию памяти à не отличается от др. детей à видим отличия).
2. Переоценка данных в связи с частотой встречаемости.
(пр: блондинки-тупые à часто встречались умные àпереоценка à все блондинки-умные).
3. Поиск подтверждения.
(когда ищем любой факт, подтверждающий данное явление).
НО психологический эксперимент позволяет контролировать и избегать субъективные факторы.
Понятие науки и научного знания (теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербенда).
Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).
Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов.
(пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности:
— объективно описывает реальность.
— может быть проверено в деятельности (в этой реальности).
Научное мышление в психологии.
В основном, строится на априори (допущениях).
1. Детерминизм – говорит о том, что все явления имеют причину и могут быть предсказаны с определенной вероятностью по причине того).
=> избегать: ожиданий, стереотипов; быть беспристрастным.
— позволяет получать факты, которые являются истиной.
Объективность достигается за счет методов и репликаций (повторения уже существующего исследования).
Наука является самокритикуемой за счет повторения.
3. Упорядоченность – психологическая картина мира является упорядоченной, все явления находятся в определенном соотношении др. с др., в определенной системе => их можно предсказать.
4. Экономия доводов/обобщения – можно использовать данные, полученные др. людьми, и переносить их на др. испытуемых (при соблюдении определенных условий).
5. Информационный подход – выводы должны быть основаны на полученных фактах и давать четкое представление о полученном феномене.
Псевдонаука и психология.
1. Наукообразие– выдергивает из науки отдельный факт и начинает его развивать, придавая ему особое значение.
Опирается на единичные свидетельства.
Избегает опровержений.
(используют размытые формулировки; строят эксперименты, заранее доказывающие правильность гипотезы, и т.д.).
4. Сводит сложные явления к простым(упрощенным) понятиям, но при этом маскирует идею сложностью измерения.
Поппер К.
Любая теория может быть разрушена и есть временное сооружение.
Отсюда – критерий научности знания: научным признается такое знание, которое можно будет опровергнуть (признать ложным) в процессе эмпирической проверки – знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
«Мы не знаем, мы можем только предполагать».
Поппер предлагает рассмотреть науку как прогрессирующую от одной проблемы к др. – от менее глубокой к долее глубокой.
3 требования к росту знания:
1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи относительно некоторой связи или отношения, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями». Требование простоты.
2. Новая теория должна быть независимо проверяемой.
3. Теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки:
– она должна быть успешной в некоторых новых предсказаниях;
– она не должна быть опровергнута слишком скоро, т.е. прежде, чем она добьется явного успеха.
Кун Т.
В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун):
1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения.
2. «Нормальная наука» – это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.
Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает:
— оборудование, его применение,
Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции.
Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.
Фейерабенд П.
Выдвигает 2 принципа:
1. «Принцип упорства»: не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты.
2. Принцип методологического анархизма – «Наука представляет собой по сути анархическое предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственный принцип, не препятствующий прогрессу, называется «допустимо всё»… Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно».
17 Виды познания
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;
— в достоверном обобщении фактов;
— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.
Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Виды познания. Особенности философского познания.
Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер.
Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.
Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.
Философское познание – создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира.
Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Сущность и понятие науки. Научное знание и критерии научности.
Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании и включающая в себя все условия этого производства.
Наука — важнейшая форма развития познания.
Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.
Этапы развития науки и их характеристики. Особенности современной науки.
Развитие науки как социального института:
1 этап институализации науки – XVII в.: появляются первые сообщества ученых и оформляется статус науки.
2 этап институализации науки – XIX – нач. ХХ вв.: происходит соединение науки и образования, осознается экономическая эффективность науки, прогресс общества связывается с внедрением научных знаний производство.
3 этап институализации науки – сер. ХХ в.: в связи с развитием высоких технологий изменяются формы трансляции знания, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.
Наука – социальная инфраструктура, ориентированная на воплощении политико-юридических, гражданско-нравственных, когнитивно-методологических императивов.
Особенности современной науки:
̶ постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет);
̶ охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин);
̶ растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов);
̶ наука превратилась в особую профессию.
Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.
Теория познания
Данная теория носит другое название — гносеология, происходит из греческого языка и означает «учение о знании».
Это предмет философии, который изучает саму природу возникновения определения «познание», выяснение его истинности, соответствует ли оно реальности.
Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.
Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.
Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.
Основные виды познания
Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.
Основные виды познания:
Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.
Интуиция, полученная зрительным способом.
Древняя Греция и Древний Рим
Понятие «познание» появилось совсем недавно, в 19 веке. Но изучение этого раздела философии проводилось философами Древнего мира, которые проводили свои исследования разными методами, но цель имели одну.
Платон
Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:
Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.
Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.
Пример познания предмета по Платону: яблоко сначала человек познает с помощью чувств: трогает руками и затем уже с помощью ума делает вывод, что это предмет называется «яблоко».
Эпикурейцы
Эпикур активно критиковал агностиков и идеалистов, выступал против суеверий, астрологии и магии. Свое учение о постижении называл «каноникой», так как в его основе лежало изучение канонов истины.
Главным в познании мира он считал ощущения: «люди должны во всем держаться своих ощущений». По его мнению, даже разум зависит от ощущений.
Ошибки при чувственном постижении, согласно Эпикуру, происходят из-за неправильного суждения об испытанных ощущениях: «Чувства не могут ошибаться, а разум может».
Филон Александрийский
Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.
Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.
В своих работах автор писал: «Если бы нашим орудием был только интеллект, горизонт наш остался бы навсегда суженным».
Плотин
Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:
при помощи умственных способностей.
Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.
Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.
Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.
Мифологическое
Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.
Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.
Религиозное
Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.
Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.
Научное
Постижение окружающего мира научным способом.
Сущность научного познания выражается в:
разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;
точном обобщении всех фактов;
том, что нет ничего случайного, все имеет значение.
Философское
Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.
Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.
Чувственное
Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:
ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);
восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);
представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).
Моторное
Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.
Заключение
Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?
На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.
Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.
Формы познания: классификация, примеры, описание
Приветствую Вас, друзья!
Познание – это сложный когнитивный процесс, которому мы обязаны всеми достижениями человеческой цивилизации. Это удивительное природное явление интересовало древних мудрецов ещё до появления философии. И сегодня оно является предметом изучения гносеологии, когнитивной психологии и многих других наук. В этой статье мы сосредоточим внимание на формах познания, но чтобы Вам было проще с ними разобраться, давайте сперва кратко рассмотрим, что такое познание. Итак,
Что такое познание?
Познание – это совокупность процессов и методов получения знаний об окружающем мире. Это обширное понятие, охватывающее и естественное стремление найти рациональное объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приёмы получения и накопления знаний. Людям свойственно стремление объяснить каждое явление окружающего мира, и именно это стремление считается главным фактором возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание имеет сложную структуру, при этом фундаментальными для него являются пять основных структурных элементов:
Формы познания
Существует две основных формы познания: чувственное (то есть, основанное на чувствах и ощущениях) и рациональное (основанное на мышлении). Рассмотрим каждую форму подробно.
1. Чувственное познание
Основными механизмами данной формы познания являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. При этом само чувственное познание имеет три уровня:
Чувственное познание субъективно и не отличается высокой точностью. И всё же именно оно лежит в основе всех когнитивных процессов человека. Разновидностью чувственного познания является также интуиция. Это явление заключается в том, что человек приходит к определенным умозаключениям на основании некоего внутреннего самоощущения. При этом он руководствуется не логикой и осмысленными рассуждениями, а исключительно чувствами и предчувствиями. Как и другие формы чувственного познания, интуиция очень субъективна.
При чувственном познании знание получается непосредственно от органов чувств и без дополнительной обработки может быть неточным или неполным. К примеру, если в стакане воды находится ложка, из-за преломления она выглядит изогнутой. Поэтому для точного понимания её формы образ, полученный через чувственное восприятие, должен подвергаться рациональному осмыслению.
2. Рациональное познание
Познание, построенное на последовательном рассуждении с соблюдением законов логики, называется рациональным. Оно осуществляется разумом, а не органами чувств (поэтому и своё название оно получило от латинского слова ratio, которое переводится как «разум» или «рассудок»). При этом используются такие методы как сравнение, измерение, уподобление и обобщение. Принято считать, что рациональное познание присуще только человеку, тогда как животные опираются исключительно на чувственное.
Формы рационального познания:
Рассмотрим несложный пример. «Человек» и «животное» – это понятия, определяющие конкретные объекты (или классы объектов), но не задающие их свойств. Такое свойство как потребность в пище также является понятием. Суждениями являются утверждения «Все животные нуждаются в пище» и «Человек – это животное». Из этих двух суждений можно вывести следующее умозаключение: «Человек нуждается в пище».
Существует три вида умозаключений:
Очевидно, что из перечисленных видов умозаключений только дедуктивный метод может гарантировано приводить к правильным выводам. При этом индуктивный и трансдуктивный подходы являются основными источниками логических ошибок. Таким образом, рациональное познание не всегда приводит к получению достоверных знаний.
Рациональному познанию свойственны следующие особенности:
Соотношение чувственного и рационального познания
В философии существует два противоположных взгляда на то, как соотносятся между собой чувственное и рациональное познания:
Каждый из этих подходов является крайностью, и в действительности обе формы познания тесно взаимосвязаны между собой. Без чувственного познания человек не может получать информацию извне, а без рационального невозможно определить достоверность полученных знаний. В современных науках присутствует большое количество абстрактных понятий, не имеющих аналогов в материальном мире, и все же для их понимания необходимо наличие образов, сформировавшихся благодаря чувственному познанию.
Виды познания
В современной философии выделяют 6 видов познания:
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы (или два уровня): эмпирические (построенные на непосредственном наблюдении неких явлений) и теоретические (основанные на анализе уже имеющейся информации и рациональных рассуждениях).
Эмпирические методы:
Теоретические методы:
Заключение
Познание – это сложное явление, которое было одним из важнейших объектов изучения в философии на протяжении всего её существования. Сегодня разные аспекты познания изучаются такими науками как когнитивная психология, науковедение, социология знания, научная методология и множеством других научных дисциплин. Увы, изучение данного понятия не входит в школьную программу. Но можно с уверенностью сказать, что понимание сути познания, его форм, видов и методов очень полезно для любого человека, сохраняющего интерес к знаниям, саморазвитию и самоактуализации.