что нужно знать православному христианину
Православная Жизнь
Памятка православным от преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Андрея Музольфа.
– Андрей, какие слова Священного Писания и молитвы православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту?
– В Православной Церкви нет строгого указания к изучению тех или иных молитв или текстов Священного Писания. Православные не должны заучивать молитвы, подобно тому, как заучивают мантру последователи индуистских культов. Святые отцы неоднократно настаивают на том, что молитва – это не самоцель, а лишь средство для достижения высшей цели – Богообщения. Поэтому цель христианина заключается вовсе не в том, чтобы выучить как можно больше церковных молитв, а в стремлении к единству с Богом, общение с Которым становится возможным именно при посредстве молитвы. По мысли святителя Иоанна Златоуста, во время молитвы мы поистине говорим с Богом, а также вступаем в общение с Его Святыми Ангелами. Если же человек ежедневно утром и вечером совершает (слово «вычитывает» здесь неуместно) молитвенное правило, он рано или поздно, даже сам того не замечая, выучит основные молитвы. Точно так же происходит и с чтением Священного Писания: если вы, согласно рекомендации многих подвижников, будете каждый день прочитывать хотя бы по одной главе из Ветхого и Нового Заветов, эти тексты также будут у вас «на слуху».
– Что нужно знать о Таинствах?
– Главное понимать, что в Таинствах мы невидимо приобщаемся благодати Святого Духа. По словам святителя Иоанна Златоуста, человек должен с благоговением относиться к Таинствам, так как через них в этом мире действует Сам Бог. Таким образом, Таинства – это те священнодействия, благодаря которым человек уже в этой земной жизни может ощутить себя причастником жизни вечной. Подвижник XIV века святой праведный Николай Кавасила пишет, что Таинства – это дверь, которую открыл для нас Христос и через которую Он Сам каждый раз возвращается к нам. Поэтому мы должны особенно внимательно относиться к тому, как мы участвуем в Таинствах, делать это не чисто механически, только потому, что так нужно, ведь подобное принятие Таинств, по слову святого апостола Павла, будет только в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см. 1 Кор. 11:29).
– Какие главные правила поведения в храме?
– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Храм – это жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие». А если в храме невидимо пребывает Сам Бог, значит и наше поведение в нем должно этому соответствовать. Святые отцы предупреждают: человек, входя в храм, всегда должен помнить о том, какая Жертва в нем совершается, и, помышляя о величии этой Жертвы, нам следует благоговейно относиться и к самому месту ее совершения. В храме Сам Бог, по словам одного богослужебного молитвословия, «преподается в снедь верным». Поэтому в мире не может быть ничего выше того Таинства, которое совершается в храме – Таинства Евхаристии – ведь в Евхаристии мы становимся причастниками Тела и Крови Господних, «сотелесниками» Христа и богами по благодати, как об этом говорит святитель Афанасий Великий. Исходя из этого, любое наше движение в храме, в том числе и совершение крестного знамения и поклонов, должно быть осмысленным, неспешным, его нужно совершать с благоговением и страхом Божиим.
– Какие важнейшие праздники у православных?
– Основным праздником для православного христианина является Пасха Христова. Именно благодаря Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа каждый из нас вновь получил возможность общения с Богом, шанс унаследовать жизнь вечную во Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данное нам в Воскресении гораздо более и важнее того, что утрачено нами в раю, ведь Воскресший Христос открыл нам самое Небо. Поэтому Пасха – самый великий праздник для христианина, выше которого не может быть ничего.
Кроме Пасхи Святая Православная Церковь особо почитает еще 12 больших (т. н. двунадесятых) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, Благовещение, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы), Успение Пресвятой Богородицы, а также Воздвижение Креста Господня. Эти праздники особо чтимы христианами, так как посвящены тем или иным важнейшим событиям из земной жизни Спасителя и Божьей Матери, имеющим непосредственное значение в деле человеческого спасения.
– Что нужно знать о постах и постных днях?
– Пост – самое подходящее время для совершенствования себя в добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, это лучшее лекарство против греха. Пост – это период, который мы особенным образом должны посвятить самим себе, своему спасению. Преподобный Ефрем Сирин называет пост колесницей, возносящей человека на Небо. Пост – это врачевание души, отказ от признания греха нормой человеческой жизни.
Главная задача поста состоит в переосмыслении собственной жизни: кто я? чем я живу? ради чего я живу? Самооценка – это очень важный фактор в жизни каждого человека, и именно пост помогает правильно настроить ее и вывести нас из состояния самообольщения. Чтобы начать Божественную жизнь, человек должен отречься от себя, заново родиться (см. Ин. 3:3), то есть пройти через некую боль внутреннего перерождения и отсечения от себя всего ненужного и излишнего, всего того, что мешает нам духовно возрастать.
Многим людям кажется, что пост – это в основном некое воздержание. Да, это верно. Но имеется в виду воздержание не только телесное. Наш пост должен заключаться не столько в удалении от той или иной пищи, сколько в воздержании «внутреннего человека»: контроле над мыслями, желаниями, словами и поступками.
Кроме того, истинный пост немыслим без участия в Таинствах церковных, в частности Таинствах Исповеди и Причастия. Только в Евхаристии человек может «закрепить» в своем сердце все те подвиги, которые он возлагает на себя постом. Поэтому результат от поста мы сможем увидеть только тогда, когда научимся искренне приступать к церковным Таинствам, а не формально, чтобы поставить галочку.
По мысли одного подвижника, пост – это некий определитель нашей «православности»: если мы любим пост, если стремимся к нему – значит мы на верной дороге; если же пост нам в тягость, если мы смотрим на календарь и только то и делаем, что отсчитываем дни до окончания поста – в нашей духовной жизни происходит что-то не так.
12 правил для христианина
Священник Андрей Стивен Демик
Когда я говорю «нормальный», я не имею в виду – «среднестатистический», я имею в виду – такой, который живет по православным канонам.
И это, конечно, не полный список, и пункты в нем стоят не в порядке приоритетности.
Итак, нормальный христианин:
1. Ходит на службы так часто, как только возможно
Необходимый минимум – каждое воскресенье ходить к утренней службе. Но часто бывает, что этого недостаточно. И «ходить на службу» – это не значит просто присутствовать на ней, но значит быть душевно вовлеченным – молча ли внимая, крестясь ли, подпевая и так далее.
2. Каждый день молится дома
В идеале нужно читать утреннее и вечернее правило и молитву перед и после вкушения пищи. Особенно важно, чтобы мужья и жены молились вместе, и чтобы родители молились вместе с детьми. Включите сюда же ежедневное чтение Библии, особенно Псалтыри.
3. Участвует в таинствах
Это значит не только исповедоваться и причащаться, но и собороваться, если заболели. Это значит принять крещение, состоять в венчанном браке. Стоит даже подумать о том, не принять ли вам или другому мужчине из вашей семьи посвящение в духовный сан.
4. Избегает безнравственности в мыслях, словах и поступках
Всё, что мы делаем со своим телом, душой и словами, имеет значение для нашего спасения. Пусть ваше тело, душа и слова служат во благо вам и вашим близким. Ищите, кому бы помочь, а не чтобы помогли вам.
5. Соблюдает посты согласно церковному календарю
Священник, у которого вы исповедуетесь, посоветует вам, как соотнести посты и обычную жизнь вашей семьи. Православные соблюдают пост по средам и пятницам и, естественно, во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.
6. Ходит к исповеди
Таинство исповеди крайне важно для души. К исповеди нужно ходить как минимум один раз во время каждого поста. Но и еще – просто, когда это необходимо вашей душе, когда есть грех, мучающий вас.
7. Ищет духовных советов
И часто находит их во время исповеди. Но священник (или духовник, если он у вас есть) в любое время выслушает вас. Это тот источник, которым нужно пользоваться постоянно.
8. Отдает десятую часть дохода Церкви
Отдавать десятую часть дохода Господу (ведь ваш доход – это Его дар вам) – это библейская норма, которой православные христиане должны придерживаться. Если вы не можете отдавать все 10 процентов, выберите другую сумму, но отдавайте регулярно, постепенно двигаясь к тому, чтобы отдавать 10 процентов. А если вы можете отдать больше 10 процентов – отдайте. И делайте это не только когда вам тяжело, когда что-то плохое происходит в жизни – жертвуйте, когда всё хорошо. На то, что отдавать десятую часть дохода – именно православная традиция, много раз указывали отцы Церкви.
9. Подает милостыню и занимается благотворительностью
То есть помогает тем, кто нуждается. Эта помощь может быть и денежной, но помочь можно и собственным трудом, и морально поддерживая, и даже просто находясь рядом с тем, кому тяжело, с тем, кто болен и т.д.
10. Постоянно повышает уровень своего образования
Нужно всё время искать всё более глубокого постижения веры – и не только в том смысле, чтобы понимать, что, собственно, значит быть верующим, благочестивым, набожным. Это значит еще и то, что наш ум должен постоянно находиться во власти Господа, чтобы Он исцелял его и изменял. Все наши мысли должны быть связаны с Богом – читаем ли мы духовную литературу, посещаем ли курсы по религиозному образованию и т.д. Цель всей нашей деятельности в сфере образования – как можно глубже узнать и понять Священное Писание.
11. Разделяет веру с другими
Если вы благодарны Господу за дарованное нам Спасение – вам захочется разделить свою веру с другими людьми.
12. Ходит в крестные ходы, совершает паломнические поездки
То есть путешествует с целью посещения святынь. Обычно это монастыри, храмы и другие святые места.
55 принципов христианской жизни
Однажды, когда счёт проведенных им у алтаря лет перевалил за 40, его попросили вкратце рассказать, что такое христианская жизнь и какие правила и принципы жизни характерны для верующего человека. В ответ отец Фома сформулировал 55 простых принципов и прочёл их на радио «Древняя вера». Эти принципы широко разошлись по Интернету в незначительно отличающихся редакциях. Предлагаем читателям портала Православие.Ru русский перевод этого замечательного текста. В упомянутой радиопередаче отец Фома свои принципы зачитывал, а комментировал устно, экспромтом.
1. Доверяйте Богу во всем и будьте всегда с Христом.
Никогда не забывайте Бога.
2. Молитесь, как можете, а не как – по вашему мнению – должны бы молиться.
Молитва зависит не только от нашего желания, но и от благодати Божией, от того, как Бог даст помолиться. Для христианина это может означать: молиться в своем сердце, молиться у себя дома, молиться в храме.
3. Пусть ваше молитвенное правило будет таким, чтобы у вас хватило сил не бросить это правило.
Нельзя молиться только тогда, когда хочешь. Нужно понуждать себя на молитву в течение дня. Для молитвы требуется самодисциплина.
4. Произносите «Отче наш» каждый день по несколько раз.
Когда едете в транспорте, идете на работу или учебу, перед обедом и перед сном. Эту молитву дал нам Господь. Она короткая, но вмещает всё, о чем нужно молиться, – рядом с Христом распятым, воскресшим и прославленным.
5. Молитесь краткими молитвами, когда ум ничем не занят.
Это может быть молитва «Господи, помилуй», или молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», или просто «Господи!»
6. Во время молитвы иногда делайте поклоны.
Святой Ефрем утверждал: «Если твое тело не трудится во время молитвы – значит, ты не молишься». В молитве действует не только ум и чувства, но и тело – весь человек.
7. Ешьте вкусную пищу умеренно, поститесь в постные дни.
Избегайте вредной для вас пищи, избегайте какого-либо вреда от пищи. Когда поститесь, делайте это втайне.
8. Упражняйтесь пребывать в тишине, внутренней и внешней.
9. Проводите в абсолютной тишине каждый день по несколько минут.
Выключите все устройства. Откройтесь Богу. Не размышляйте ни о чём. Следите за помыслами, которые приходят, обращайте их к Богу.
10. Делайте тайно дела милосердия.
Просто какие-то добрые дела. И чтобы никто не знал о них.
11. Регулярно приходите на церковные службы.
Приходите в храм. Постойте. Помолитесь. Не отвлекайтесь на людей. Конечно, учитывайте, что вокруг вас тоже люди, но пришли вы сюда на богослужение.
12. Исповедуйтесь и причащайтесь регулярно.
Участвуйте в таинствах, этим живет Церковь.
13. При вторжении навязчивых помыслов и чувств не идите у них на поводу, сразу отсекайте их.
Если вы примете греховные помыслы, они вами завладеют, и вы совершите грех. Нужно с самого начала отсекать помыслы.
14. Обсуждайте ваши мысли и чувства с человеком, которому доверяете; делайте это регулярно.
Как правило, этот человек – пастырь, духовный отец или мать, старец. У каждого христианина должен быть такой человек, который знает всё о нём, о происходящих в его жизни событиях.
Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем
15. Читайте Священное Писание постоянно.
Читайте не для того, чтобы поспорить с кем-то, продемонстрировать библейские цитаты. Относитесь к Писанию как к духовной пище для поддержания сил. Если мы не читаем регулярно Писание, мы умираем. Невозможно жить, не принимая пищи.
16. Читайте хорошие книги, понемногу, в специально отведенное для этого время.
Не проглатывайте их одну за другой. Не читайте, чтобы получить право заметить: «Я это прочел». Читайте книги медленно. Время от времени перечитайте книгу снова, два или три раза, чтобы воплотить в жизнь написанное в книге.
17. Культивируйте общение со святыми.
Знакомьтесь с теми людьми, кто в истории Церкви просиял как святой. Знакомьтесь с теми, кто проповедовал, учил, страдал, умер, жил как христианин. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Кто не подражает святым, тот глуп. Но глупец и тот, кто, подражая, копирует все особенности жизни другого человека». Мы не можем скопировать жизнь святых, но можем чему-то учиться у святых.
18. Будьте просто человеком, представителем рода человеческого.
Никогда не говорите: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди (Лк. 18: 11). Старайтесь быть как прочие люди. Чехов подчеркивал, что всё нарочито неординарное – от лукавого.
19. Будьте вежливы со всеми, в первую очередь – с родственниками.
Порой мы чувствуем, что с членами нашей семьи мы грубы, а с посторонними людьми дружелюбны. Нет уж! Будьте добры для начала с самыми близкими для вас людьми.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище
20. Поддерживайте в доме чистоту и порядок.
Бог не любит обитать в захламленном и грязном жилище. Нам не надо становиться фанатичными поклонниками стерильной чистоты. Но нужно иметь мудрый порядок, по крайней мере там, где мы живем и обедаем, и особенно там, где молимся.
21. Имейте здоровое и полезное хобби.
Развивайте свой ум, займите ум тем, что просто дарит вам чистую радость.
22. Регулярно упражняйтесь.
Надо двигаться.
23. Проживайте день или хотя бы часть дня вовремя.
Не застревайте в прошлом. Не забегайте в будущее. Святой Венедикт советовал: «Делайте то, что делаете сейчас. Будьте там, где вы есть». Что хочет Бог, чтобы я сделал прямо сейчас? Не сегодня вечером, не завтра утром, не вчера, а прямо сейчас.
24. Будьте полностью честны, прежде всего, перед самим собой.
Величайший грех – это ложь. А величайшая ложь – это ложь о Боге, ложь обо мне и Боге. Будьте честны до конца.
25. Будьте добросовестны в мелочах.
Господь Иисус это заповедал. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Кто был неверен в малом, потеряет и то малое, которое имел. В Евангелии от Луки Господь сказал еще резче: неверный в малом потеряет и то малое, которое он думал, что имеет (ср. Лк.16, 10). Поэтому – верность в самом обыкновенном, в мелочах.
26. Делайте свою работу, после чего забывайте о том, что сделали.
Не носитесь с этим потом. Будьте внимательны к тому, что делаете сейчас, сфокусируйтесь на текущем моменте жизни.
27. Самое трудное и неприятное делайте в первую очередь.
Мы расположены делать сначала самое легкое и приятное, а все прочее откладывать на потом. Попытаемся действовать наоборот – самое скучное считать первоочередным.
28. Стойте лицом к лицу с реальной жизнью.
Не живите фантазиями. Есть русское присловье: «Бог живет повсюду, но только не в мире фантазий и вымыслов».
29. Будьте благодарным человеком.
Будьте благодарны – за всё.
30. Будьте жизнерадостным человеком.
Ведите себя как неунывающий человек, даже если вы не чувствуете в себе бодрости. Особенно при других людях.
31. Будьте простым, спокойным человеком, храните в себе сокровенное и не считайте себя великим человеком.
Святые отцы говорят: «Не старайся, чтобы ты стал известен людям, если хочешь, чтобы ты стал известен Богу». Еще раз: простота, сокровенность, тихость, малость.
32. Никогда не старайтесь приковывать к себе внимание окружающих.
Никогда сознательно не привлекайте внимание к себе. Где бы вы ни были, делайте, что остальные делают. Особенно в храме. Святой Амвросий сказал это матери блаженного Августина – святой Монике. Она спросила: «Что мне делать по прибытии в Рим?» Святой Амвросий ответил: «Когда будешь в Риме, делай то, что римляне делают». Постись, когда римляне постятся. Вставай, когда они встают, пой, когда римляне поют.
33. Слушайте, когда люди говорят вам что-то.
Быть внимательным к другим людям – это одно из величайших дарований. Проснитесь и слушайте, когда вам что-то говорят.
34. Будьте активны и внимательны.
На 100% присутствуйте там, где вы находитесь – зоркость, бдительность, сосредоточенность.
35. Думайте и говорите о чём-то не больше, чем это нужно.
Мы должны говорить, только когда нужно что-то сказать. Писание учит нас говорить, только если нам что-то сказали. Отцы заметили: «Мы часто каемся в том, что сказали лишнее. И редко – в том, что хранили молчание». Иногда мы обязаны нечто сказать. Однако мы должны думать и говорить о чём-то не больше, чем это необходимо.
36. Когда надо что-то сказать, говорите просто, ясно, твердо, напрямую.
Ничего лишнего, никаких слов на ветер. Еще раз: простота – вот наше правило.
37. Избегайте нездорового отношения к событиям, – когда вы воображаете себе что-то, фантазируете, пытаетесь проанализировать и разобраться во всём.
Усвоим раз и навсегда: прекращаем любые попытки разобраться во всём на свете. Бог может просветить наш ум и дать нам прозорливое созерцание сути вещей, но сами мы не можем математически просчитать, разобраться во всём этом. У нас нет таких возможностей, и не стоит пытаться.
38. Бегите от плотских, сексуальных соблазнов, как только они появляются, в тот же миг.
Нельзя вступать в собеседование и спор со страстью блуда, прелюбодеяния и плотской безнравственности. Страсть всегда найдет способ победить, всегда подберёт аргументы в свою пользу. От похоти следует убегать прочь при первом же её появлении.
39. Не жалуйтесь, не ворчите, не ропщите, не хнычьте.
Всю жизнь мы учимся видеть наши прегрешения, обращать внимание на себя, а не на ошибки других людей: именно это делает человека ворчливым.
40. Не ищите и не ждите от людей жалости или похвалы.
Нам постоянно хочется от других слышать: «Как вы чудесно выглядите» или: «Боже, как вам тяжело». Попытаемся так себя вести, чтобы избегать слов жалости и похвалы от других людей.
41. Не сравнивайте себя с другим человеком.
На Страшном Суде нам не предъявят график со сравнительными духовными показателями у разных людей. Бог не сравнивает нас друг с другом. Каждый из нас стоит перед Богом, исходя из того, кто мы такие на самом деле, что нам было дано, каково было наше призвание.
42. Не осуждайте – кого бы то ни было, за что бы то ни было.
Это не значит, что надо восклицать: «Все люди прекрасны и добры». Это неправда. Тем не менее мы людей не осуждаем. Не заставляем их понервничать, не указываем им постоянно, что им следует делать. Что они делают, мы тоже делаем, мы тоже не без греха. Мы свидетельствуем другим людям, во что мы верим – своими поступками; тем, что мы делаем. Итак, мы не осуждаем, а если все-таки осуждаем, тогда Господь будет нас судить таким же судом.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей
43. Не пытайтесь переубеждать людей.
Раз и навсегда: перестаем учить других людей. Надеюсь, сейчас я не пытаюсь вас учить. Мне просто хочется сказать: «Я думаю – так, и это так и есть на самом деле. А теперь вы можете с этим делать, что посчитаете нужным. Не хочу вас переубеждать или переспорить. Я только могу принести своё свидетельство, по библейскому выражению». У меня нет специальной цели – обратить, переориентировать других людей. Это относится даже к проповеди Евангелия. Мы здесь не для того, чтобы обращать народ. Мы здесь, чтобы донести до людей радость победы Божией во Христе. Какое они примут решение, останется между ними и Богом.
44. Не упражняйтесь в самооправдании, не вставайте в защитную позицию.
Святые говорят: «Кто пытается оправдать сам себя, тот совершает самоубийство». Нам не требуется самооправдание. Бог нас оправдает. Не нужно защищаться. Бог – наш Защитник.
45. Будьте водимы Богом, а не людьми. Будьте привязаны к Богу, а не к людям.
Мы не позволяем другим людям определять ход нашей жизни. Бог определяет нашу жизнь. Даже самые близкие люди не должны определять нашу жизнь: наши родители, жена или муж. Только Бог определяет, кто мы, ход нашей жизни связан с Божиим предведением.
47. Давайте совет, только когда его спрашивают или когда посоветовать – ваша обязанность.
Это очень важно. Не ходите, раздавая направо и налево бесплатные советы и консультации. Если люди спрашивают нас, мы отвечаем. Меня попросили: «Отец Фома, расскажите об этом на радио “Древняя вера”». Отвечаю: «Хорошо, раз вы интересуетесь». Если нас спросили, тогда ответить – наша обязанность (родителей, пастырей), наша работа (преподавателей).
48. Не делайте за других людей то, что они могут и должны делать для себя сами.
Нехорошо делать что-то для других, если они сами должны это делать. Поступая так, мы отнимаем у них кусок их жизни. Лучше помочь людям сделать для себя то, что они обязаны сделать – и не делать это вместо них. Сейчас многие люди просто не могут делать для себя то, что им нужно делать.
49. Составляйте расписание ваших дел на день, стараясь избегать чудачеств и капризов.
Святые отцы учат нас, что идиоритмия (жизнь по собственному усмотрению), исполнение прихотей и капризов, является причиной всех наших падений. Нам надо быть более дисциплинированными. Следует иметь для нашей жизни правило и стараться следовать ему. Конечно, это правило не является железным законом. В каком-то смысле правило вырабатывается для того, чтобы в будущем это правило изменилось или же отменилось, но сейчас мы нуждаемся в этом правиле. Каждый раз на ночь мы рассказываем себе, как будет строиться наш завтрашний день, и наутро мы стараемся следовать нашему правилу, нашему расписанию.
Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог
50. Будьте милосердны к себе и другим.
Разумеется, мы обязаны быть милостивыми к другим, но и к себе тоже. Мы не можем судить себя более сурово, чем судит нас Бог, ведь впадать в отчаяние – наихудший грех. Нам надо жить – по милости Божией, до последнего дня жизни. Надо брать на себя ответственность за свои поступки, но не стоит накидываться на себя с руганью и казнить себя. Бог не хочет этого. Это не добродетель. Бог хочет нашего покаяния, а не самоедства или самобичевания.
51. Ничего не ожидайте, кроме свирепых искушений до последнего вздоха.
Это мысль святого Антония: «Истинный мудрец отличает правильное от неправильного, хорошее от плохого, истинное от ложного. И всеми силами стремится к доброму, истинному, прекрасному, но в полной готовности ожидает искушений, проверок, испытаний. И так до последнего вздоха». Он сказал, что никто не может войти в Царство Божие, не будучи искушен; без искушения нет спасения. Иов сетовал, что вся жизнь человеческая на земле – это испытание. Мы подвергаемся искушениям ежеминутно, будем к этому готовы. Не стоит рассчитывать, что мы окажемся вне зоны досягаемости для искушений. Мы не молимся Богу, чтобы Он избавил нас от наших крестов. Мы просим сил, чтобы нести свои кресты. Бог не искушает никого. Но по Промыслу Божию мы подвергаемся испытаниям постоянно. И в этих условиях спасение становится по-настоящему нашим, и мы можем победить – благодаря Христовой победе.
Размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном
52. Сосредоточивайтесь на Боге и на свете, а не на тьме, искушении и грехе.
Это классический подход: наполняйте свою жизнь хорошим, не позволяйте плохому загипнотизировать вас. Не зацикливайтесь на размышлениях о злом. Настойчиво размышляйте о добром – и Бог позаботится об остальном.
53. Переносите ваши духовные испытания и ваши неудачи невозмутимо, призывая Божию милость.
Вот что чрезвычайно важно. Святой Серафим Саровский говорил: «Стяжание Святого Духа дает человеку замечать свое убожество и при этом не терять умиротворенности, потому что он знает, что Божия милость выше его убожества». Апостол Павел писал: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20). Не дадим дьяволу порадоваться дважды, посрамим его, встав после нашего падения. Будем переносить наши немощи и провалы со спокойствием. Их следует ожидать. Их не следует допускать, не следует считать их чем-то допустимым, но приготовимся к тому, что они будут. Мы не Бог, мы не безгрешны.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём
54. Когда мы падаем, мы сразу встаем и снова начинаем путь.
Сколько раз падаем, столько раз и встаём. Мы будем падать. Писание говорит, что семь раз (то есть много раз) упадёт праведник и встанет (Притч. 24, 16). А нечестивый не встанет. Нечестивый человек даже не сознаёт, что он упал. Праведник знает, когда он пал, но он снова встаёт. Предание учит нас, что Богу свойственно не падать, не согрешать никогда. Демонам свойственно падать и не вставать. Одного отца-пустынника язычник спросил: «Что значит быть христианином?» Тот ответил: «Христианин – тот, кто падает и встаёт, падает и встаёт снова. Кто поднимается снова благодатью Божией и начинает опять идти». И вы можете начать всё сначала в любой момент.
55. Принимайте помощь от других людей, когда это необходимо, без робости и стыдливости.
Мы все нуждаемся в помощи. Русское присловье говорит: «Единственно, что можно в одиночку делать – это погибать», то есть отправляться в ад. Если мы спасаемся, то мы спасаемся вместе с другими людьми. Значит, нам нужна поддержка. Нужны друзья, общение с другими людьми. Порой нам требуется помощь врача, и мы обращаемся к врачу, преодолевая страхи и стеснительность. Иногда мы не знаем, что нам делать в сложившейся ситуации, и требуется помощь от человека с большим житейским опытом, его руководство. Не стесняйтесь и не бойтесь попросить помощи. Это органичная часть жизни рода человеческого. В Церкви мы получаем помощь от Священного Писания пророков и апостолов, помощь от святых, помощь от богослужений. Бог помогает нам, когда Он избавляет нас от смерти, исцеляет, дарует нам спасение. Так что принимайте помощь, когда вы нуждаетесь. Будьте обычным человеком. Будьте христианином.