в чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте
Статья «Признаки речевых нарушений в раннем возрасте»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Признаки речевых нарушений в раннем возрасте
Раннее речевое развитие ребенка стали изучать недавно. Еще двадцать лет назад важным достижением образовательной системы в нашей стране считалось возможность начать коррекцию речи детей в старшем дошкольном возрасте, до начала обучения в школе.
В развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими факторами, как наличие вокруг ребенка нормальной речевой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально – бытовых условий в семье.
Развитие современной коррекционной педагогики закономерно ставит проблему ранней пропедевтической и абилитационной работы с детьми от 0 до3 лет. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор – шумное хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями,апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.
Бедный неокрашенный лепет приводит к нарушению ритмической организации детских вокализаций, которые к концу первого года жизни начинают выполнять и определенную семантическую функцию( значения отрицания «не – а», переспроса «а?», согласия «дя», просьбы, требования «дя! дяй!», связанную с появлением у ребенка первых слов.
Чтобы облегчить раннюю диагностику отклонений в речевом развитии у младенцев целесообразно ориентироваться на следующие периоды нормального развития доношенных детей:
Особое внимание обращается на характер крика новорожденного, который в первые недели жизни у детей с отклонениями развитии часто напоминает отдельные всхлипывания на вздохе с характерным носовым оттенком. В случаях наиболее тяжелой патологии отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если к концу периода новорожденности крик по прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтение,ворчание,гуканье), то можно с большей долей вероятности говорить о тяжелой патологии развития ребенка. В этом возрасте здоровый ребенок сигнализирует о комфортных условиях гуканьем, воркованьем, похряхтыванием.
Логопедическое обследование: сбор и анализ анамнестических данных. Логопеду целесообразно ориентироваться на следующие моменты:
Характер первого крика новорожденного(громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из – за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, нахождение в кювезе);
Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);
Хирургические мероприятия неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и.т.п.);
Первое кормление ребенка грудью ( на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
Причины раннего искусственного вскармливания ( стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
Характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления..
В случае отклонений в речевом развитии, связанных органической патологией ЦНС, голосовые реакции интонационно невыразительны, при грубых нарушениях гуканье вообще отсутствует. При выраженных нарушениях слуховой функции или эмоционально – психической сферы нарушается механизм подражания, и гуленье как бы задерживается на аутолалической стадии. При отклонениях в раннем развитии у ребенка преобладают отрицательные реакции, которые остаются малодифференцированными и невыразительными (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка. Отсутствие такой реакции указывает на неблагоприятный прогноз в дальнейшем психическом и эмоциональном развитии (РДА, ЗПР, глубокая умственная отсталость).
Логопедическое обследование: логопед обращает внимание:
Характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, длительное пронзительное орание, общая вялость и пассивность);
Появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое – горькое» при изменении питания кормящей матери или введение новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
Начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящего предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
«Оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице взрослого).
Наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого (лежа на спине ребенок совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног);
Характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается на сторону, плачет, не реагирует;
Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.);
В случаях тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно – мелодическая выразительность снижена. Лепета нет. Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными ( легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно. В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза и умственной отсталости ребенок или явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции снижены, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, прячет лицо, отворачивается).
Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3 – 6 месяцев:
Характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);
Особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ( выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);
Время перехода к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности( акцентацией на первом «слоге» серии);
Изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);
Наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания»,щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);
Специально отмечаются патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками с поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);
Особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;
Неполноценность «комплекса оживления» ( отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).
Логопедическое обследование : логопеду необходимо отметить:
Особенности формирования лепета:
отсутствие лепета, немодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;
близость лепета к интонационным особенностям родной речи (завершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.п.);
лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба –ба –ба, ма- ма- ма);
умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета;
Особенности формирования понимания обращенной речи:
Знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей(как их называют в семье (мама,папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопрос («Где мама? Где папа?»);
Развитие паралингвистических форм коммуникации:
Предпочитает выражать свои просьбы жестами и требовательными возгласами и криком;
Формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;
Умение всегда смотреть в глаза своему « собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающий диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях);
Дальнейшее развитие навыков глотания и жевания твердой пищи:
Постепенно ослабевает рвотный рефлекс, двигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;
Развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз (ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед), необходимые для разжевывания твердой пищи во рту;
Переходит от питья кефира ( густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь;
Характер взаимодействия матери и ребенка:
Сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;
Пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша;
Неосложненной задержки речевого развития (не появляются первые слова при гармоничном развитии других функций);
Задержки речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах ( двигательной, сенсорной, эмоциональной);
Грубой задержки речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах;
Задержки речевого развития в структуре сложного дефекта (РДА,ЗПР,ДЦП ит.д.)
При выраженных нарушениях психо – эмоционального и когнитивного развития наблюдаются:
Маловыразительная и однообразная мимика;
Эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности или оральных синкинезий;
Неполноценные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.
Важнейшими диагностическими параметрами оценки речевого развития ребенка к 1 году являются:
Усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (соблюдает очередность высказываний, смотрит в глаза собеседнику, кивает головой – «согласен/не согласен», машет рукой – «до свидания» и т.д.
Понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);
Завершение лепетной стадии:
активный, содержащий большое количество не соответствующих родному языку ребенка звуков лепет, в котором формируются многочисленные итерации, не характерные для слоговой структуры большинства русских слов.
Интонационная окрашенность лепета и его близость к выразительным мелодико – ритмическим особенностям речи взрослых;
Переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам;
Появление лепетных слов и переход к первой стадии речевой коммуникации ( при помощи первых слов):
В лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре лепету;
Подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов;
Сформированность базовых навыков глотания и жевания: пьет из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не допуская «вытекания» жидкости через уголки рта, разжевывает сушки, детское печенье, ест в супе вареные овощи, предварительно размятые ложкой.
Любые выявленные логопедом трудности формирования коммуникативной деятельности, а также нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, консультирования родителей, а также дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, лор – врача, сурдолога).
Задержка речевого развития у детей
Оглавление
Введение
Задержка развития речи у детей – это частая проблема, с которой ко мне обращаются родители. В возрасте от 2 до 5 лет именно задержка речи является самой частой причиной обращения к врачу остеопату.
Почему именно в этом возрасте? Развитие речи имеет несколько этапов. Так к возрасту 1 года мы ждем, что ребенок будет произносить несколько упрощенных слов, к возрасту 1,5-2 лет появления простых предложений из 2-х слов. Именно этот момент многие родители ждут и считают важной оценкой развития речи.
Отсутствие речи к 2-м годам начинает беспокоить родителей. Но более “начитанные” знают, что речевое развитие имеет широкие границы своего становления. И допустимым считается 2 стандартных отклонения в норме развития речи [1]… И начинают беспокоится, если речь не появилась к 3-м годам.
Действительно, часто так и случается. По двум причинам: во-первых, возможны индивидуальные особенности развития речи, которые совершенно нормальны и не связаны с проблемами, во-вторых: речь является важным мыслительным, социальным навыком, основой психической и высшей нервной деятельности, и развитие речи обусловлено генетически, поэтому в случае задержки речевого развития в силу каких-либо причин, в возрасте около 3-х лет они часто находят адаптации, с целью реализации базового навыка.
Что я имею ввиду? Что в том случае, когда имеет место быть задержка речевого развития, и речь появляется в более позднем периоде, те проблемы, которые вызывали задержку, остаются нерешенными и проявляются в виде других проблем.
Поздние нарушения включают [1]:
Сопутствующие проблемы:
Поэтому давайте более подробно обсудим, что такое речь у детей, какие нормы ее развития, причины задержки и способы профилактики и лечения проблемы.
Определение проблемы
Нарушения речи у детей широко распространены. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные проблемы имеют до 30 % детей раннего возраста, 20–25 % детей дошкольного возраста, 10–15 % детей 7–13 лет. [2]
Принято выделять непосредственно нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства развития речи и языка) Нарушения речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И отсутствует связь с другими заболеваниями.
Специфическое расстройство развития речи (CРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом.(Leonard L.B., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. [3].
Общее недоразвитие речи – задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.
Системное недоразвитие речи – нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.
В контексте данной статьи мы будем рассматривать именно специфическое расстройства речи и языка. Такой подход отвечает во-первых тем, что это наиболее часто встречающаяся проблема, среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых при должной диагностике данный диагноз исключает другие заболевания, требующего иного подхода и лечения.
Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)
F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции
Дизартрия – нарушение тонуса речедвигательных мышц, которое характеризуется наличием артикуляционных расстройств.
В зависимости от вида преобладающего мышечного тонуса выделяют дизартрию спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую. Все перечисленные виды дизартрий входят в симптомокомплекс бульбарного или псевдобульбарного синдрома.
F80.1. Расстройство экспрессивной речи
Алалия – нарушение речевого развития в результате несформированности функции речи в коре большого
Моторная алалия – отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и ненарушенным объемом
Сенсорная алалия – неспособность воспринимать и понимать обращенную речь.
Тотальная (сенсомоторная) алалия – нарушение восприятия и воспроизведения речи.
При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушен.
Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.
При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но с нарушением артикуляции, нечетко, заикается, шепелявит. Нередко понять такую речь могут только родители. При алалии уменьшено количество употребляемых слов и укорочены фразы
(если они сформированы). Письменная речь также нарушается, характеризуется аграмматизмами.
F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)
Сенсорная алалия – специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, экспрессивная речь также заметно нарушена, нередким является дефект словесно-звукового произношения
Диагностические критерии:
Нормальные сроки речевого развития
Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)
С первых месяцев жизни дети начинают тренировать свой речевой аппарат. Постепенно происходит приобретение новых навыков:
На этом этапе речь для малыша является игрой и он на протяжении долгого времени может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Происходит активное формирования понимания речи.
До 1,5 лет важным показателем развития является не столько произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, понимать обращенную речь, выполнять простые команды, знать название многих предметов и животных.
Развитие речевого общения (с 1 года)
На 2-м году жизни слова и сочетания звуков для ребенка становятся средством речевого общения. Происходит формирования экспрессивной речи.
В возрасте от 8 до 18 месяцев появляются первые осмысленные слова. До 1,5 речь ребенок преимущественно учится понимать речь.
С 1,5 до 2-х лет у ребенка появляются фразы из 2-х слов.
С 2 до 2,5 лет – из трех слов. С 3-4 лет – из четырех слов и более. [4]
Когда начинать беспокоиться?
Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2—2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше.
На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в 1 год — ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на 2-м году — отсутствие интереса к речевой активности, роста пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3—4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать такие проявления: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна для окружающих и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно. [4]
Истоки развития речи
Когнитивное развитие речи
Развитие речи, как в общем развитие человека, можно проследить исходя из его эмбрионального развития и созревания различных отделов нервной системы, так и филогенетического развития (эволюционного развития человека как вида).
В нашем контексте прежде всего представляет интерес то, что развитие и речь у детей имеет многоуровневую структуру, отражающей подобно кольцам дерева, этапы когнитивного и речевого развития [5].
Так в возрасте от 0 до 6 месяцев мир ребенка целостен, его речь нечленораздельна (лепет). В процессе когнитивного развития (развитие мыслительных процессов) (от 7-8 месяцев до 1,5 лет) возникает второй уровень, на котором мир дифференцирован и состоит из отдельных объектов, и речь ребенка становится членораздельной. С 1,5 до 2-х лет с появлением третьего уровня представления мира, где каждая ситуация представляется отдельными предметами, возникает «телеграфная речь».
С конца 2-го по начало 3-го года жизни наступает важнейший «человеческий» этап когнитивного развития ребенка. С этого периода у ребенка развивается способность представлять мир не как состоящих из отдельных предметов, а когда целостные предметы представлены связанными между собой отдельными составляющими и представляют целостную систему. Именно этот этап отличает человека от антропоида, который останавливается в своем развитии на описанном третьем уровне представления мира.
Характерным для этого этапа является «языковой взрыв» – стремительное развитие речи ребенка, когда в течение нескольких месяцев (в крайнем случае, до 4-х лет), речь состоящей до этого из 2-3 сложных фраз («телеграфная речь»), превращается в свободную, грамматически правильную, а также скачкообразно расширяется словарный запас. [5]
Именно на фоне этого скачка в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, происходит «запуск речи» на фоне возникающей потребности у ребенка в более сложном описании его представлений мира, и потребности взаимодействия с ним…
Анатомические предпосылки развития речи
Однако помимо развития познавательной и логической сферы, не меньшее значение следует придавать анатомическим изменениям, которые исторически привели к развитию современной речи.
К таким предпосылкам можно отнести следующие анатомические изменения: увеличение размеров черепа, прямохождение (дающее совершенно новые возможности в координации и работе речевого аппарата), увеличение размера и диаметра канала подъязычного нерва (создание обширной иннервации для обеспечения дифференцированных движений языка) и другие… [6]
Интересным примером служит изменение строения гортани.
Так в 40-е годы в Йельском приматологическом центре пытались приучить шимпанзе говорить. В результате обучения словарный запас составил 4 слова. Ученые предположили, что виной такому низкому словарному запасу является строение гортани, которое заметно отличается от строения гортани у человека.
Чтобы показать эту связь, в 60-е годы, супруги Гарднеры стали обучать шимпанзе языку глухонемых (язык жестов, где каждый жест обозначает какое-либо понятие). За 3 года обучаемая шимпанзе освоила около 700 понятий, составляла предложения, шутила, ругалась… [7]
Данная информация имеет свое клиническое значение, с которое мы рассмотрим в дальнейшем. Так нарушение функции работы в нарушении глотки и гортани снижает возможности своевременного речевого развития. И во время лечения необходимо уделять внимание анатомическим предпосылкам развития речи.
Анатомо-неврологические предпосылки
Эволюция звуков речи показывает нам, в каком направлении идет созревание нервной системы и речевого аппарата у ребенка.
Вполне можно предположить, что эволюция звуков речи шла в том же направлении и носители изначального языка старались заменить вокализации, доставшиеся им в наследство от животных предков, артикуляциями, созданными специально для языковых целей.
Исторические данные недвусмысленны. Артикуляции постоянно движутся от гортани и прилегающих частей речевого тракта к центральным и передним частям ротовой полости. Это развитие особенно хорошо видно в индоевропейских языках, чья праязыковая система изобиловала глоттализованными и придыхательными согласными, а также плохо определенными, но почти повсеместно встречающимися ларингалами. Все они по большей части исчезли. В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.
Это изменение легко объяснимо. Поскольку простые смычные и фрикативные более функциональны — они могут встречаться практически в любом месте слога — и поскольку они связаны с более простыми нервно-мышечными программами, они предоставляют важные адаптивные преимущества, и становится понятно, почему они одержали победу над своими менее удобными и гораздо более затратными предшественниками. [8]
С точки зрения анатомии мы видим, что развитие артикуляций движется в направлении от каудальных черепных нервов к цефалическим, а также взаимодействия с высшими кортикальными центрами и корой головного мозга. При этом немаловажную роль следует отводить анатомическим нормам развития объема головного мозга, положения костей черепа, состояния черепных швов, отверстий основания черепа, которые нередко нарушаются во время осложнений внутриутробного развития, родовых травм. И эту информацию необходимо учитывать при оценке и лечении речевого развития у детей…
Анатомия речи
Я не буду останавливаться на этом вопросе подробно. Мы обсудим отдельные моменты имеющие наибольшую клиническую значимость.
Эмбриональное развитие
При рассмотрении эмбрионального развития проще понять взаимосвязь между разными элементами, обеспечивающими речь.
Жаберные дуги
Во время внутриутробного развития формирующийся речевой аппарат и нервная система имеют тесные взаимосвязи в составе жаберных дуг (аналог хрящевого жаберного скелета у рыб, а также основа формирования лицевой части головы у человека).
Эволюция жаберных щелей представляет собой одну из самых увлекательных глав сравнительной анатомии позвоночных животных. С жаберными щелями связано развитие важнейших структур в челюстном аппарате, органах чувств и кровеносной системе.
Хрящевые зачатки жаберных дуг дают важнейшие элементы скелета человека — челюсти, слуховые косточки, шиловидный отросток височной кости и хрящи гортани.
У наземных позвоночных во взрослом состоянии жаберных щелей нет, но элементы жаберного скелета, естественно, сохраняются. У человека они превращаются в слуховые косточки — стремечко, а полости становится полостью среднего уха. Скелет последующих жаберных щелей превращается в подъязычный аппарат, щитовидные хрящи, хрящи гортани и трахеи. Жаберные кровеносные дуги водных позвоночных преобразуются у наземных в главные сосуды кровеносной системы — сонные артерии, дуги аорты и легочные артерии. [9]
Первая жаберная дуга (висцеральная – мандибулярная)
Кости происходящие из первой жаберной дуги:
Мышцы происходящие из первой жаберной дуги: жевательные мышцы; челюстно-подъязычная; переднее брюшко двубрюшной мышцы; мышца, напрягающая барабанную перепонку; мышца, напрягающая мягкое нёбо.
V пара лицевых нервов (тройничный нерв) обеспечивает иннервацию производных первой жаберной дуги.
Вторая жаберная дуга (висцеральная – гиоидная)
Кости происходящие из второй жаберной дуги:
Мышцы происходящие из второй жаберной дуги: мимические мышцы (в т.ч. m. platysma); шилоподъязычная мышца; заднее брюшко двубрюшной мышцы; стременная мышца.
VII пара лицевых нервов (лицевой нерв) обеспечивает иннервацию производных второй жаберной дуги.
Третья жаберная дуга
Кости происходящие из третьей жаберной дуги:
Мышцы происходящие из третьей жаберной дуги: мышцы гортани и глотки.
IХ пара лицевых нервов (языкоглоточный нерв) обеспечивает иннервацию производных третьей жаберной дуги.
Вывод по жаберным дугам
На примере жаберных дуг хорошо видно, что наибольшую роль в начальном развитии речи играет производные третьей и второй жаберных дуг. Так гортанные звуки (более древние) в большей мере связаны с 3-й жаберной дугой и языкоглоточным нервом, а передние звуки со 2-й жаберной дугой и лицевым нервом.
Иннервация речевого аппарата
Наибольшее значение в моторном (двигательном) компоненте речи обеспечивают V, VII, XI пары черепных нервов (производные 1, 2, 3 жаберных дуг). V пара (тройничный нерв) отвечает за движения нижней челюсти, VII пара (лицевой нерв) за движения мимических мышц, IX пара (языкоглоточный нерв).
Выраженное нарушение в работе этих нервов или надъядерных путей приводит к бульбарному или пседобульбарному синдромам, характеризующимися моторными нарушениями речи. Несомненно, что даже незначительные нарушения кровообращения, ликвородинамики к области этих нервов, также могут снижать качество их работы и приводить к затруднениям речевого развития у детей.
Большую ценность при задержке речевого развития у детей имеет локализация черепных ядер в области 4-го желудочка головного мозга, а также пути прохождения нервов к иннервируемым мышцам.
Аналитические центры речи
Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).
Знание функции и анатомии головного мозга позволяет оказывает более точную диагностику тех или иных затруднений развития речи и делает лечение более эффективным.
Заключение по анатомии речи
Анатомия речи позволяет врачу выявить уровень на котором возникают препятствия для речевого развития и провести локальную работу по устранению этих препятствий.
Отличительной особенностью остеопатии как раз является возможность оценить локальные нарушения. Так, методами классической медицинской диагностики можно оценить кровоток в позвоночных артериях, электрическую активность мозга, провести МРТ исследование, аудиоскрининг. Это имеет большое значение для выявления грубой патологии, но практически безрезультатно при специфической задержке речевого развития.
Однако во время остеопатического осмотра часто выявляются ограничения подвижности в шейном отделе позвоночника, блоки швов черепа, которые ограничивают динамику и питание клеток головного мозга, ограничение на уровне эмбрионального развития нервной системы. И именно эти знания и специфические техники коррекции позволяют достигать высоких результатов лечения задержки речи методом остеопатии.
Причины задержки речевого развития
В начале статьи мы уже говорили о том, что мы обсуждаем специфическую задержку речевого развития, которая встречается наиболее часто и включает общее недоразвитие речи, дизартрии, алалию, нарушение звукопроизношения и артикуляции.
В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из основных патогенетических факторов повреждения мозга плода и новорожденного, составляя 60-80% всей неврологической патологии. Абсолютное большинство детей с нарушениями речи имеют в анамнезе родовую травму – асфиксию новорожденных [10]. Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей. [3]
Вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов встречаются у детей с речевыми расстройствами в 75-85% случаев. Они представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы [11]. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [12]. Родовая травма встречается у 47% детей с выраженными речевыми нарушениями [13]. У детей, родившихся в тяжелой асфиксии, сроки проявления первого лепета и первых слов запаздывают на 3-6 месяцев [3, 14].
У детей с общим нарушением речи выделяются следующие отягощяющие факторы со стороны акушерского анамнеза:
Рассмотрим более подробно факторы со стороны матери и ребенка, наличие которых повышает риск задержки речи у детей…
Нарушение течения беременности.
Нарушение течения родов.
Способ родоразрешения
Срок родов
При слишком ранних родах ребенок может родиться с незрелой нервной системой, что может негативно сказаться на темпах его развития. Помимо этого ранние роды часто связаны с патологией плода или матери. Дети рожденные на раннем сроке требуют дополнительного внимания со стороны врачей в период новорожденности и в грудном возрасте.
Длительность родов
Период родов определяет в будущем здоровье ребенка, его умственное и психическое развитие и склонность к тем или иным хроническим заболеваниям. [18]. Стремительные или затяжные роды приводят к травматизму, отрицательно влияющая особенно на новорожденного. При аномалиях родовой деятельности необходимо поведение профилактических мероприятий. [19]
Перинатальное поражение нервной системы
«Значительная часть неврологических расстройств у новорожденных связана с гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы (ГИП ЦНС), доля которых составляет 60–80 % всех поражений ЦНС, развивающихся в этот период жизни. Исходы гипоксически-ишемических поражений ЦНС проявляются в виде минимальных мозговых дисфункций, а также грубых двигательных расстройств при ДЦП.» [20]
Заключение о причинах
Обсуждая возможные причины задержки речи, важно помнить, что речь – это неотъемлемый социальный навык для современного человека. Его можно сравнить с мышлением, двигательными навыками, характеристиками физического развития и другими генетическими программами. То есть развитие речи, при наличии нормальных условий для этого (как физических, так и социальных), происходит автоматически.
То есть при задержке речевого развития у ребенка фактически здоровый мозг, который находится в неблагоприятных условиях. И гипоксически-ишемическое поражение, то есть снижение питания мозга, имеет центральное значение при задержке речи [20]
Какие условия нужны для достаточного питания мозга?
Классический подход улучшение питания нервной клетки основывается на назначении ноотропных, сосудистых препаратов, комплекса витаминов, и др. физических методов лечения.
Но! Исходя из практики, у детей редко бывают метаболические нарушения (нарушение питания, недостаток витаминов) – спасибо сбалансированному детскому питанию. Поэтому полагая, что насыщая кровь витаминами или увеличивая поступление крови ко всем клеткам головного мозга мы решим проблемы с речью – это упрощенная модель. Я вижу, что чаще проблема связанна с доставкой питания, ишимизации отдельных структур головного мозга. Причина которой кроется в соматической дисфункции региона черепа и шейного отдела позвоночника.
Лечение задержки речевого развития
Основные принципы
В своей работе я отдаю предпочтение методу остеопатии. То есть мягкому, специфическому методу лечения, направленному на улучшения питания и динамики ограниченных отделов головного мозга, ядер и черепных нервов. Таким образом удается избежать или минимизировать (иногда лекарственная терапия показана после проведения курса остеопатии) побочные эффекты от лекарственной терапии. А также устранение причины, приводящей к нарушению доставки, также имеет более хорошие долгосрочные перспективы.
Профилактика и ранее лечение задержки речевого развития
Не вызывает сомнения, что необходимо лечить задержку речи, если она имеет место быть.
Важно начинать профилактику задержки речи и других неврологических и соматических нарушений как можно раньше. Мы уже обсуждали, что при некоторых осложнениях беременности и родов достаточно высокие риски развития ЗРР у детей. Такие состояния относятся к группе риска и в этом случае рекомендовано заниматься профилактикой и лечением.
Давайте еще раз обсудим при наличии каких проблем (текущих или в анамнезе) следует обратиться к врачу (остеопату):
Во время беременности
Во время родов:
В период новорожденности и грудном возрасте
В подготовительном и школьном возрасте
Соматическая дисфункция в структуре задержки речи у детей
Соматическая дисфункция – это функциональное нарушение, проявляющееся биомеханическими, ритмогенными и нейродинамическими компонентами.
То есть соматическая дисфункция лежит в основе ограничения в нормальной функции.
В случае с задержкой речевого развития показано, что в случае задержки речи у 93,3% детей выявлены локальные соматически дисфункции на уровне С0-С1 (затылочная кость – первый шейный позвонок), соматические дисфункции гортанно-глоточного комплекса у 90% детей, области головы (31%), области шеи (34%). [15]
Остеопатическое лечение является эффективным методом устранения соматических дисфункций и должно включаться с схемы лечения задержки речи у детей.
Помимо этого исправление соматических дисфункций способствует благоприятному течению беременности и родов, что также снижает травматизм детей.
Об эффективности остеопатического лечения при профилактике и лечении ЗРР и осложнений перинатального периода
Остеопатическое лечение является естественным, безмедикаментозным методом лечения. Остеопатическое лечение основывается на устранении соматических дисфункций, препятствующих нормальному кровообращению, ликвородинамике, биомеханике различных регионов тела.
Современная оценка эффективности остеопатического лечения показывает следующие результаты. Следует отметить, что данный список далеко не полный, а также не для всех проблем проводилась оценка эффективности остеопатического лечения.
В период беременности.
Остеопатическое лечение достоверно эффективно для уменьшения выраженности боли в спине [21], снижает отеки, снижает вероятность преждевременных родов, уменьшает степень дисфункции крестцово-подвздошных суставов [22], снижает частоту возникновения фетоплацентарной недостаточности [16].
Остеопатическое лечение снижает необходимость применения лекарственных средств, с присущими им побочными эффектами. Однако следует заметить, что в некоторых случаях показано совместное лечение методами остеопатии и классической медицины.
В период родов.
Снижает вероятность наличия мекониальных оклоплодных вод, способствует нормализации продолжительности родов [18, 21], уменьшает необходимость использования щипцов во время родов [21]. У рожениц, прошедших курс остеопатической коррекции, снижается вероятность необходимости кесарево сечения [18].
Остеопатия для детей с ЗРР
Остеопатическое лечение показывает свою эффективность в комплексной реабилитации детей речевых нарушений у детей дошкольного возраста [24, 30], в том числе заикания [25].
Особо следует отметить, что остеопатическое лечение положительно влияет на реабилитацию детей с гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы (ППЦНС) [20, 28, 31], а также при перинатальной энцефалопатии у недоношенных детей [27]. Показано положительное влияние при лечении псевдобульбарной дизартрии [29].
Остеопатическое лечение повышает эффективность лечения детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом [23, 26].
Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?
Первое посещение остеопата включает в себя беседу с родителями, сбор истории беременности и родов, этапов речевого развития ребенка, обсуждение текущих жалоб. Оценка медицинской документации (выписная справка из роддома, заключения специалистов, результаты исследований) также позволяют составить более полную картину проблемы.
Чтобы оценить наличие соматических дисфункций на приеме проводятся специфические мануальные тесты.
После осмотра общая картина состояния ребенка позволяет составить план лечения.
Согласно приведенным исследованиям, в случае задержки речи, для достижения значимого результата может потребоваться от 3 до 8 сеансов остеопатического лечения. Однако в дальнейшем, при желании со стороны родителей, для еще большего эффекта и профилактики трудностей связанных с ростом рекомендуется профилактическое остеопатическое лечение с меньшими интервалами.
Остеопатическое лечение является максимально бережным и безболезненным. В редких случаях, при наличии выраженного мышечного гипертонуса, ребенок может чувствовать дискомфорт, на первых сеансах.
Заключение
Задержка речи является значимой проблемой в связи с большой ролью для развития интеллекта и развития социальных навыков. Задержка речи часто является показателем последствий неблагоприятного воздействия во время беременности или родов. И даже в случае самостоятельного появления речи с задержкой. Такое развитие может готовить о том, что у ребенка есть последствия гипоксии головного мозга, соматические дисфункции, которые требуют профилактического и лечебного ухода. Такие дисфункции могут проявиться в дальнейшем (наиболее часто в возрасте около 7-8 лет, а также в школьном возрасте).
Я отдаю предпочтение методу остеопатии, ввиду положительного эффекта зачастую превосходящие возможности медикаментозной терапии, отсутствием побочных эффектов, а также хорошим долгосрочным прогнозом на работу нервной системы и развитие ребенка.