в чем состоит специфика философии
Лекция №3. Тема: Специфика философского знания и его функции
Тема: Специфика философского знания и его функции
Философские учения — логически связанные между собой принципы и идеи, которые могут объединиться в философские системы.
Выделяют различные типы философских систем; не только по хронологии, но и по предмету философии, ее основным проблемам.
1. Философия Древнего Востока и Античности — космоцентризм.
Гармония космоса и человека, стремление распознать единую сущность.
2. Философия Средневековья. Теоцентризм. Мир человека рассматривался через бога.
3. Философия Возрождения (XIV-XVI вв.). Антропоцентризм (гуманизм). Реабилитация не только духа, но и тела человека.
4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Естественнонаучное освоение мира. Философия — методология науки.
5. Немецкая классическая философия. Творческий субъективизм. От субъекта к объекту. От бытия к деятельности.
6. Марксизм. Диалектический материализм.
7. Философия XX века. Идея свободы. Человек в мире и мир в человеке.
Сквозь философские системы проходят философские направления, т.е. совокупность философских учений, принципиальных положений, которые могут существовать в течение длительного исторического периода (материализм и идеализм; эмпиризм и рационализм).
Развитие философии — результат борьбы различных философских систем и направлений.
Предмет философского размышления и способы решения философских проблем исторически и естественно-научно обусловлены и предлагают целый спектр решений: от нравственного совершенствования личности до социально- политического преобразования общества; от историкоматериалистического анализа до экзистенциально- персоналистического подхода к проблемам мира и человека.
Философия возникла из потребности рациональным образом объяснить устройство мира, понять природу и человека как единую систему.
Философское мышление призвано дополнить все знания о мире до целостности. Дополнить не произвольно (искусство, фантастика), а на
основе обобщения всего многовекового человеческого познания. Задача философии привить людям культуру мышления. Ведь культура мышления не просто смекалка, не просто первозданный ум, а ум развитый, способный преодолевать противоречия, рассматривать явления мира в развитии и взаимосвязи.
В итоге можно выделить следующие основные функции философии:
1. Мировоззренческая — разрабатывает систему наиболее общих взглядов на мир и человека. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая— ориентирует научный прогресс и одновременно использует его достижения для собственного развития.
3. Гносеологическая— разрабатывает теорию познания и прививает навыки творческого мышления. Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
7. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
8. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Специфика философского знания, его предмет, структура.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?
Однако прежде обратим внимание на содержание самого термина «философия». В прямом переводе философия означает «любовь к мудрости» и, следовательно, она выступает как рациональное мироуяснение. Подчеркнем еще раз: философия – это не мудрость, а любовь, стремление к мудрости, поэтому философ – не мудрец, а ищущий путь к этой мудрости. Кстати, понятие пути является одним из древнейших архетипов человеческого сознания. Любовь к мудрости предполагает определенную дистанцию от мудрости и определенную рефлексию. Рефлексиейназывают способность сознания контролировать и познавать само себя. Сравните два высказывания: 1. «Я знаю» 2. «Я знаю, что я знаю». Последнее носит явно рефлексивный характер. Таким образом, рефлексия и является одним из самых важных, собственно философских средств познания.
Итак, философия – это переход от мудрости к рефлексивному знанию и наиболее подходящим определением философии на данном этапе нашего рассуждения может быть определение ее как ума, который начинает думать о самом уме или «сознание вслух». Специфику философского мировоззрения как рационального мироуяснения передает символ змеи, которая кусает себя за хвост.
Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.
Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.
Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.
Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.
Отсюда видно, что философия не рядовое, а особое место, что позволяет дать еще одно ее определение. Философия – это теория всеобщего. Это знание, близкое к сакральному, знание, которое дает человеку колоссальные возможности для постижения окружающего мира. Знание закономерностей окружающего мира, как правило, выражается в категориях. Так вот, известно толкование термина «категория» как обвинение, приговор. Это не просто обозначение, поименование предмета, это вопрошание смысла предмета, «обвинение» этого предмета, тайна предмета.
Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.
Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности. Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.
Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.
В XVIIв. развитие получилатеория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название –онтология.
Значительно позже Гегель построит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук», где называет три части философского знания, обозначенные им в строгой последовательности: 1) логика, 2) философия природы и 3) философия духа. (К последней он относит комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.
Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Предмет философии и специфика философского мышления. Философия и наука
В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.
По легенде термин «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово философия состоит из двух — «любовь» и «мудрость», т.е. означает любовь к мудрости. Пифагор имел ввиду то, что он сам не мудрец, т.е. не обладает мудростью, он только стремится к ней, любит ее, почитает. Нечто схожее позднее выскажет Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Интересно, что с точки зрения современной гносеологии эти позиции можно определить как агностицизм (ибо полное обладание мудростью невозможно) или, если быть менее радикальным, как предвосхищение диалектического учения об Абсолютной и Относительной истине.
Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. Первые философы живо интересовались всем многообразием мира. Недаром философию называют матерью всех наук, ибо изначально философы одновременно были математиками, лингвистами, логиками, астрономами, риторами и т.д. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.
Так что же такое философия?
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.
Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.
Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.
Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.
Онтология (от греч. ontos «сущее» и logos «понятие, разум») — отдел философии, изучающий основания мира, учение о Бытии как таковом. Выявляет и изучает наиболее общие сущности, предельные основания, фундаментальные принципы существования всего.
Гносеология (от греч. gnosis «знание») — отдел философии, изучающий природу познания, его формы, механизм, сущность.
Эпистемология (от греч. episteme «знание») — теория познания, отдел философии, изучающий проблему научного знания.
Аксиология (от греч. axia «ценность») — отдел философского знания, изучающий природу ценности, механизм ее проявления, функционирования.
Логика (от греч. logos «понятие, разум») — в философии — наука о правильном мышлении, учение о мышлении в понятиях. Служит повышению формальной точности сознания и выражения содержания мышления.
Эстетика (от греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») — учение о прекрасном, о законах и формах прекрасного, о его типах, его отношению к природе и искусству, о сущности прекрасного.
Этика (от греч. ethos «обычай, нравственный характер») — учение о нравственности, морали, о человеческом поведении, сообразуемом нравственными нормами, о характере этих норм и т.д. Термин впервые употреблен Аристотелем.
Антропология (от греч. anthropos «человек») — наука о человеке, о его происхождении и эволюции. С точки зрения естествознания антропология изучает отличия человека от других живых организмов, изучает его телесную организацию на анатомическом, физиологическом, расовом и т.д. уровнях. Философская антропология охватывает реальное человеческое существования во всей его полноте, определяет его место и отношение к окружающему миру.
История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.
Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.
Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).
Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.
Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.