в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1. особенностями стимульного материала;

2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

2. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

3. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

4. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

3. Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

¾ набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

¾ Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

¾ Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», » Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

6. Перечень методик для диагностики личностной и познавательной и интеллектуальной сферы человека.

Диагностика познавательной сферы начинается с диагностики ощущений и восприятия, как основы познавательной деятельности человека.

Для диагностики ощущений используются методики целью которых является тактильное распознавание предметов, измерение абсолютного порога ощущений, изучение зрительных и слуховых ощущений.

Для диагностики восприятия используются методики целью которых является изучение наблюдательности, точности восприятия времени, характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Для диагностики внимания используются следующие методики:

1. Корректурная проба Бурдона

2. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

3. Исследование переключения внимания (таблицы Шульте)

4. Исследование избирательности внимания (Тест Мюнстерберга)

Для диагностики памяти чаще всего применяются методики такие как:

1. Методика «Тип и вид памяти»

2. Исследование объема кратковременной памяти (методика Джекобсона)

3. Методика диагностики оперативной памяти

4. Исследование опосредованного запоминания

Для диагностики интеллектуальных способностей используют методики:

1. Методика «Сложные аналогии»

2. «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)

3. Исследование аналитичности мышления

4. Исследование рефлексивности мышления

5. Диагностика интеллекта по тесту Векслера (WAIS) (от 5 лет и старше)

6. Диагностика интеллекта по методике ШТУР (7-9 классы)

7. Исследование умственных способностей (КОТ)

8. Методика IQ Айзенка (от 10лет и старше)

Для диагностики развития речи:

1. Исследование ригидности речи

2. Исследование темпа устной речевой деятельности

3. Исследование эготизма

Для диагностики воображения:

1. Исследование продуктивности воображения

2. Исследование индивидуальных особенностей воображения

3. Исследование творческого воображения

Методики диагностики личностных свойств:

1. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

2. Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.

3. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)

4. Исследование настойчивости

5. Исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Кеттела

6. Исследование типа темперамента – методика Г. Айзенка (Опросник EPQ (PEN))

9. Исследование свойств темперамента (В. М. Русалов)

10. Исследование характерологических тенденций (Т. Лири)

11. Определение психологических свойств темперамента (опросник Маудели)

12. Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу

13. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард)

14. Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)

15. Опросник Басса-Дарки (агрессивность)

16. Вербальный фрустрационный тест (Л. Собчик)

17. Методика Томаса (конфликтность)

18. Тест «Шкала Реактивной и Личностной Тревожности» (ШРЛТ). (Спилбергер – Ханин)

19. МЛО – АМ (Многоуровневый Личностный Опросник «Адаптивность –99»)

20. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

21. Тест «Самооценка»(Колл. M.K.Тутушкиной)

22. Исследование самооценки «Лесенка» Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн

23. Методика личностного семантического дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)

24. Опросник САН (тест оперативной оценки самочувствия, активности и настроения)

Проективные методики, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации:

1. Графическая методика «Кактус»

2. «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич)

3. Тест «Рисунок семьи»

4. Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

5. Тест Розенцвейга

6. Методика «Дом – Дерево – Человек»

7. Модифицированный восьмицветовой тест Макса Люшера

Источник

Проективные методики, виды проективных методик

Теоретические источники проективного метода

Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.

Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как «защитный механизм», «бессознательное».

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т. е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т. д.

Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «средней личностью» (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов «жизненного пространства» и способов их структурирования.

Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: «контроль» и «когнитивный стиль», а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, «ответ» респондента на поставленную задачу, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть «когнитивный стиль» и «контроль».

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.

Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

Источник

Проективные методики. Их классификация. Преимущества и недостатки проективной техники

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1) особенностями стимульного материала;

2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3) особенностями обработки и интерпретации результатов.

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных методик

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимуль­ный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интер­претации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», » Автопортрет», «Картина мира», «Свобод­ный рисунок», «Несуществующее животное

Источник

Достоинства и недостатки метода проективного в психологии

Проективные методики – преимущества и недостатки в работе со взрослыми и детьми

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.

Проективные методики в психологии

Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует. Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.

Проективные методики – цель

Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Виды проективных методик

Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в. Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.

Классификация проективных методик:

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Преимущества и недостатки проективных методик

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:

Достоинства проективного метода

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методикв чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Смотреть картинку в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Картинка про в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик. Фото в чем состоит принципиальное достоинство проективных методик

1. С помощью наборов стимульного материала проективные методы подробно и полно выявляют образцы поведения, которые требуют тщательного анализа и клинического сравнения.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде

3. Позволяют узнать, каким образом индивид решает новые задачи и усваивает новый опыт, а также раскрывает структурные аспекты языка и речи испытуемого, что, в свою очередь, дает ценные сведения о личностных чертах испытуемого и некоторые диагностические данные о нем.

4. Проективные методы имеют высокую диагностическую валидность, а также валидны при исследовании содержания фантазий.

5. Практически нет возрастных ограничений

6. Особенно перспективны проективные методы в работе с детьми – они позволяют ребенку выразить то, что он не в состоянии выразить другим образом

Ограничения проективного метода

1. Проективные методики не могут быть пригодны в сфере прогнозирования поведения. Они показывают в большей степени актуализированность тех или иных потребностей и фантазий личности, однако их реализация идет через адаптацию, компромиссы и урегулирование в соответствии с требованиями окружающей реальности.

2. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

3. Высокий уровень интерпретации ответов. Очень высокий уровень профессионализма требует длительного обучения технике проективного метода.

4. Интерпретация зависит от теоретических позиций исследователя, отсутствие стандартных оценок, интерпретационная схема должна соотноситься с индивидуальным опытом.

Планирование выборки исследования

В противоречащих друг другу явлениях мы имеем дело с различными, но одинаково существенными аспектами единого комплекса

сведений об объекте.
Н. Бор

У испытуемых любой потенциальной группы имеется довольно много оснований для различий, например:

Эти обстоятельства побуждают рассматривать результаты исследования с особой тщательностью. Хоть и нельзя утверждать, что абсолютно все известные индивидные характеристики имеют отношение к изучаемому виду деятельности (характеристике психического процесса, свойства, состояния, феномена), но на практике таковой может оказаться каждая из них (например, длина волос может свидетельствовать об образе жизни испытуемого, а тот в свою очередь потенциально влияет на стиль обучения). Поэтому исследователь должен быть очень внимательным к индивидным различиям при разделении выборки на группы.

Существует несколько эффективных стратегии набора различных групп для разных целей исследования. Они называются схемами сравнения групп.

1. Случайная стратегия – испытуемых распределяют случайным образом, т.е каждый участник исследования может с одинаковой вероятностью попасть в любую группу. Основное условие применения этой стратегии – достаточно большое число испытуемых в каждой группе. Это случайное распределение групп.

2. Стратегия подбора пар – этот способ связи с выделением очевидных и подлежащих градации индивидных характеристик, причем эти характеристики должны быть связаны с исследуемым видом деятельности. Подбираются пары испытуемых максимально сходные друг с другом по данным характеристикам, а затем каждая из них зачисляется в 1 из групп – это попарное распределение групп

Обе стратегии позволяют уйти от систематического смешения. Вторая стратегия позволит достичь большого подобия групп с одним и тем же числом испытуемых, если основание попарного сравнения действия связано с изучаемым видом деятельности.

3. Стратегия случайного распределения слоев – эту стратегию можно назвать смешенной, так как в ней объединены принципы подбора пар и случайного выбора. Это случайное распределение групп с выделением слоев.

Если различия между слоями связаны с изучаемым видом деятельности, то данная стратегия будет иметь преимущество по сравнению с простым случайным распределением. Здесь потребуется меньшее количество испытуемых. Если такой связи нет, то случайное распределение слоев дает те же результаты что и обычная случайная стратегия. Выделение слоев – это один из вариантов подбора пар.

Отбор из популяции

4. Случайный отбор групп (случайный отбор из представителей популяции)

5. Послойный случайный отбор – выделение слоев можно применять вместе со случайным отбором испытуемых внутри каждого слоя также как при случайном распределении слоев – случайный отбор групп с выделением слоев.

Если основание выделения слоев связано с изучаемым видом деятельности, то данная процедура дает крупное преимущество. Она обеспечит лучшую представленность выборки по отношению к генеральной совокупности, что способствует повышению внешней валидности исследования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *