в чем состоит принцип компенсаторности осуществления воспитательной технологии
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий
Принцип заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей.
Так, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных ощущений: слуховых, кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; В.А. Кручинин, 1991).
Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными перестройками, приспособлением поврежденных структур организма к иным условиям существования. По мнению Т.И. Су-лимцева, А.Н. Таманцева (1993), компенсаторные возможности ампу-тантов находятся в прямой зависимости от уровня развития физических качеств — мышечной силы, силовой выносливости, мышечно-сустав-ного чувства, равновесия, дифференцировки временных и пространственных характеристик движения.
При поражении спинного мозга, когда нормальную ходьбу восстановить невозможно, формируют различные варианты компенсаторной ходьбы за счет активного развития сохранных функций (Ц. В. Скворцов, 1997; А.С. Витензон, 1998). Тренировка поврежденных структур, возможности развития которых чрезвычайно ограничены, часто не приводит к желаемым результатом.
Таким образом, смысл принципа компенсаторной направленности педагогических воздействий состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций, создавая со временем устойчивую долговременную компенсацию (Ф.З. Меерсон, 1986).
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий и Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий. Действие этого принципа характерно для адаптивной физической культуры. Так, компенсация психических функций при выполнении сложных по координации упражнении требует активного обучения и включения самых разнообразных ощущений человека. Например, при нарушении зрения компенсация формируется под влиянием сложных и взаимодополняющих комплексов: слуховых,» кожных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных, температурных, а у слабовидящих — и зрительных ощущений, которые достаточно подробно информируют человека об окружающей среде (Семенов Л.А., Солнцева Л.И., 1991; Кручинин В.А., 1991 и др.).
Педагогический смыл принципа состоит в том, чтобы специальным подбором физических упражнений, методов и методических приемов стимулировать компенсаторные процессы, создавая устойчивую долговременную адаптацию.
Принцип учета возрастных особенностей. Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит генетические составляющие как развития организма в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движения человека’, колебательным характером этих систем (Янкаускас И.М., Логвинов Э.М., 1984; Бальсевич В.К., 1987). Количественные и качественные изменения биохимических, физиологических, психических функций в различные периоды жизни обусловлены наследственными факторами. Однако, на реализацию потенциальных возможностей решающее влияние оказывает воспитание и обучение, формы и способы деятельности, т.е. социальные факторы (Кулагина И.Ю., 1997).
Сочетание биологического и социального на каждом возрастном этапе вступает в новые взаимоотношения, что и находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. В случае нарушений в организме происходит сбой центральных регуляторных механизмов, что видоизменяет процесс физического и психического развития. Поэтому процесс оздоровительного и адаптивного физического воспитания, направленный на развитие личности каждого человека, должен опираться на эти закономерности.
В чем состоит принцип компенсаторности осуществления воспитательной технологии
Автор: Зеленина Неля Владимировна
Организация: МБУДО Монинская ДМШ
Населенный пункт: Московская область, г. Монино
Для успешного обучения необходимы определённые личностные качества (целеустремленность, настойчивость, самоорганизация и др.), которые формируются в процессе воспитания. Воспитание, в свою очередь, в широком смысле можно понимать как внешнее воздействие других людей, среды, обстоятельств и условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребёнка с целью формирования у него определённых психологических и личностных качеств.
Процесс воспитания основан на принципах, которые представляют собой определённую систему и которые необходимо знать любому педагогу. Следует отметить, что принципы воспитания – это не готовые рецепты, они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта педагога.
Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания. В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Их большое число объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, а также идеологическими соображениями. Принципы изменяются с течением времени, и это одна из причин того, что в литературе предлагаются различные взгляды на этот вопрос, а практическая реализация принципов воспитания личностно обусловлена.
В нашей работе мы остановимся на принципах воспитания наиболее значимых на наш взгляд.
Итак, принципы воспитания – это научно обоснованное требование к деятельности педагога, вытекающее из научно обоснованных закономерностей, это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
К принципам воспитания предъявляются определенные требования:
Современные представления о процессе воспитания позволяют выделить следующие его главные принципы:
Рассмотрим каждый принцип более подробно.
Принцип связи воспитания с жизнью. Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:
1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.
3. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества
4. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Принцип гуманного отношения к ребёнку как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность.
В случае реализации этого принципа воспитание выполняет следующие функции:
Реализация принципа гуманизма обеспечивается:
Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчёркивается значение двух принципов: учёта возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учёт личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:
Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других – меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, взаимопомощь в преодолении трудностей.
Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.
Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.
Единство воспитательных воздействий. Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
Рассмотренные принципы тесно связаны между собой, они обнаруживают целостность, единство процесса воспитания и помогают лучше понять пути повышения его эффективности.
Литература:
Реферат. Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Волгоградский государственный университет»
Кафедра физвоспитания и оздоровительных технологий
РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в адаптивной физической культуре»
и информационных технологий
учебная группа ПМ-171
Пташкина Екатерина Андреевна
профессор кафедры физвоспитания
и оздоровительных технологий Коваленко Т.Г
Общие и специфические задачи в адаптивной физической культуре. 5
Особенности образовательных задач в АФК. 7
Особенности воспитательных задач в АФК. 9
Особенности оздоровительных задач в АФК. 12
Список используемой литературы. 16
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, и ее цель – достижение физического совершенства человека, повышение выносливости и сопротивляемости организма, способности противостоять неблагоприятным условиям жизни и отрицательным воздействиям окружающей среды.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможноеразвитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.
Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.
Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, сопровождается его малоподвижностью как вынужденной формой поведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и условий самореализации, потерю экономической и бытовой независимости, что вызывает стойкий эмоциональный стресс. Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполноценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностыо, или наоборот — эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
Именно поэтому так важно уметь выбирать особенный подход к каждому человеку с какими-либо нарушениями в здоровье, и ставить перед ним особые образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи касательно физической культуры.
Общие и специфические задачи в адаптивной физической культуре
Общие задачи (образовательные, воспитательные, оздоровительные): укрепление здоровья, содействие физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений, навыков; развитие двигательных способностей; формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.
3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности коррекции.
6. Коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т. п.
Особенности образовательных задач в АФК
Образовательные задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.
Адаптивная физическая культура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество, научить его ладить с другими людьми без проблем. Адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:
— осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
— способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
— компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
— способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
— потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
— осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
— желание улучшать свои личностные качества;
— стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
Особенности воспитательных задач в АФК
Эти особенности адаптивной физической культуры построены на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития.
Принцип диагностирования означает учет основного дефекта, качественного своеобразия его структуры, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболевании и вторичных отклонений. Для построения коррекционно-развивающих программ адаптивного физического воспитания для педагога важна информация о формах и вариантах психического дизонтогенеза.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако для проведения уроков физического воспитания нужна более тонкая дифференциация учащихся, которую осуществляет учитель физического воспитания.
Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий заключается в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций и формирования обходных путей. Смысл принципа компенсаторной направленности состоит в том, чтобы с помощью специально подобранных физических упражнений, методов, приемов стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах за счет активизации сохранных функций.
Принцип учета возрастных особенностей. Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физическом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характеризуется этапностью развития систем движений человека, колебательным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного развития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений.
Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации.
Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения.
Принцип вариативности вности практической деятельности выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся.
Особенности оздоровительных задач в АФК
1. Движение – ведущий фактор развития физических способностей.
Движение присуще всем живым объектам на самых различных уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало в его развитии. По мнению В.С.Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с достижением нужного возраста, а является результатом двигательной активности.
Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение – не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии.
2. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, – чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.
Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствование элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, такие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двигательными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящий, по разметкам, в гору, под уклон, по песку, с небольшими отягощениями и др., выполняемые многократно, с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свойства стопы, общую силовую выносливость, с другой – направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, координацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.
В физической подготовленности людей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Казалось бы, что эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказывается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим проявления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает эту закономерность.
3. Зависимость развития физических способностей от
Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений. Выделяют три режима:
1-й – каждое последующее упражнение выполняется в фазе недовосстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха соответствует развитию выносливости;
2-й – каждое последующее упражнение выполняется в фазе полного восстановления работоспособности, когда функциональные показатели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отдыха характерен для развития координационных способностей, скоростных и силовых качеств;
3-й – каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверхвосстановления (повышенной работоспособности). Такой режим способствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной выносливости.
В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подготовленности детей. Наиболее адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки, так как люди с ограниченными функциональными возможностями больше, чем их здоровые сверстники, подвержены утомлению, атипичным реакциям со стороны нервной, кардиореспираторной и др. систем. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Основные функции общеразвивающей адаптивной физкультуры имеют специфичные условия, относительно обычной физической культуры: оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов; воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни, исходя из возможностей человека; образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.
Список используемой литературы