в чем состоит механизм рынка
Основные принципы функционирования рыночной экономики
2.2.2. Механизмы функционирования экономики
Частная собственность предполагает экономическую свободу, которая проявляется по двум главным направлениям:
Свобода предпринимательства
Свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые не только не принесут дохода, но и могут привести предприятие к разорению.
Банкротство в России
Суверенитет потребителя
Государство также должно поддерживать суверенитет потребителя, защищать его права, например, от поддельных, фальсифицированных продуктов. Тем более государство не должно само покушаться на суверенитет потребителя, вводить какие-либо нормы потребления, зафиксированные в карточках или талонах. Такие ситуации возможны только в экстраординарных условиях военного времени, природных катастроф, резкого дефицита внеэкономической природы. Например, рационирование потребления бензина было введено в развитых капиталистических странах во время связанного с арабо-израильской войной нефтяного кризиса 1974-1975 гг.
Приоритет личного интереса
Почему же такой индивидуалистический подход тем не менее не порождает хаоса в обществе?
Конкуренция
Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителей, а следовательно, для общества. В России пока идет лишь процесс постепенного формирования конкурентной среды. Тем не менее она уже работает и дает первые результаты.
Принцип «невидимой руки»
На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал принцип «невидимой руки» рынка. Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. В России конкуренция ограничена рядом обстоятельств, о чем мы будем говорить в дальнейшем. Поэтому действие «невидимой руки» рынка у нас далеко не столь совершенно.
Рынок и цены как механизм саморегуляции
Роль рынка проявляется в его функциях.
В связи с этим встает проблема адекватности ценовой, или рыночной, информации. Рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая информация правильно отражает ситуацию.
От характеристик товара зависят складывающийся на него спрос, а значит, в конечном счете и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.
Роль государства
Однако есть несколько крупных групп ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства становятся единственно возможным путем выхода из тупика. Во-первых, это относится к общественным и некоммерческим благам. Нельзя перевести на рыночные рельсы суд (тогда все решения будут в пользу богатых) или создать частную армию. Во-вторых (о чем еще предстоит разговор), рынок сам по себе плохо справляется с социальными проблемами. В-третьих, существует очень большое число экономических проблем, решение которых в принципе возможно чисто рыночным путем, но на практике требует государственного вмешательства, поскольку реальные рыночные механизмы (в отличие от изображаемых в теории) не бывают абсолютно совершенными. Мы уже затрагивали эту тему в обзоре истории науки на примере необходимости вмешательства государства в затяжные экономические кризисы (кейнсианство).
Сделаем специальную оговорку: ограниченная не обязательно означает слабая. Используя этот термин, экономисты имеют в виду, что на основные экономические вопросы «что? как? для кого производить?» рыночная экономика отвечает в основном сама, вмешательство государства допустимо лишь для временной или частичной коррекции. То есть государство не подменяет собой рынок, а вступает в действие лишь по мере необходимости.
Сущность и функции рынка. Рыночный механизм
Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА
Глава 8. СУЩНОСТЬ И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Сущность и функции рынка. Рыночный механизм
Товарное обращение неразрывно связано с рынком. Рынок есть категория товарного производства и обмена.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
– рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;
– рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов (иными словами, отношение спроса и предложения);
– рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда. При этом специфической социальной формой признания и учета затрат общественного труда товаропроизводителей на рынке являются деньги.
В этом определении фиксируется внимание на двух таких аспектах: во-первых, рынок – это не только место и процесс купли – продажи, т.е. обмена товара на деньги или товара на товар. Рынок – это одновременно система отношений между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, возникающих при покупке и продаже товаров. Такие отношения, являясь «невидимыми» для глаз, носят общественный (социальный) характер и поэтому называются социально-экономическими.
Во-вторых, полезность или значимость труда изготовителя товара получает свое окончательное признание только тогда, когда товар кем-то куплен и за него заплачены деньги (или он обменен на какой-либо другой товар). Если этого не происходит, то такой товар и труд, затраченный на его изготовление, оказываются ненужными и бесполезными.
Отсюда следует, что рынок представляет собой сферу отношений обмена между людьми, связанных с обменом товара на деньги и денег на товар, с признанием затраченного труда на создание вещи (услуги).
Рынок – это не только общеэкономическая категория, как результат естественно-исторического развития человеческого общества. Он также включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатство многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается.
Рынок представляет собой способ связи обособленных товаропроизводителей на основе общественного разделения труда. Это проявляется в следующем:
1) рынок информирует товаровладельцев о состоянии дела во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни;
2) он определяет общественную полезность товаров;
3) указывает направления и характер изменения производственных программ.
Сущность рынка раскрывается в его основных функциях. Функция – средство проявления сущности явления. Это объективное, устойчивое и однозначное свойство экономического процесса или явления, способ проявления его социально-экономического предназначения.
Функциями рынка являются:
1. Ценообразующая – определение рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;
2. Репродуктивная – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;
3. Стимулирующая – побуждение производителей товаров и услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности товаров и услуг, их качества и потребительных свойств. Стимулирующая функция проявляется в определяющей мере как результат внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, а также изменения соотношения между спросом и предложением;
4. Регулирующая – оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики, приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций;
5. Контролирующая рациональность производства уровнем цен;
6. Конкурентная – формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах отдельных стран и мирового хозяйства;
7. Санирующая – обеспечивающая очищение экономической системы от неэффективных и нежизнеспособных предприятий через механизм конкуренции;
8. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
9. Коммуникативная. Суть коммуникативной функции рынка состоит в том, что рынок посредством таких компонентов рыночного механизма, как потребности, интересы, спрос и предложение, обеспечивает прямые и обратные взаимосвязи между производством и потреблением; согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов — производителей-продавцов и потребителей-покупателей, владельцев свободных денежных средств и лиц, нуждающихся в этих средствах, работников и работодателей; приведение в соответствие объема и структуры производства с объемом и структурой платежеспособного спроса; обмен результатами деятельности хозяйствующих субъектов в условиях глубокого общественного разделения труда; взаимовыгодность технологических и экономических связей между участниками общественного производства, удовлетворение их потребностей в различных видах благ.
10. Оценочная функция заключается в соизмерении индивидуальных издержек производства с общественно необходимыми, определяющими рыночную стоимость продукции. Последняя, будучи скорректированной на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Именно рыночная стоимость определяет общественную значимость произведенных товаров и услуг и затраченного на их изготовление труда.
11. Распределительная функция обеспечивает распределительные процессы, опосредованные обменом на принципах эквивалентности, а именно: распределение экономических (материальных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых) ресурсов между товаропроизводителями-продавцами в отраслевом и территориальном разрезах; реализацию произведенных благ, доведение их до конкретных потребителей-покупателей, т.е. товародвижение в соответствии со структурой и динамикой платежеспособного спроса; формирование доходов экономических субъектов рынка (прибыли, заработной платы и т.п.), последующее их распределение и перераспределение в процессе обмена результатами своей деятельности.
12. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Реализация всех функций рынка в их единстве обусловливает его роль в экономической системе общества.
Как функционирующая система, рынок предполагает наличие соответствующего механизма (организации).
Хозяйственный механизм – совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления; а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы; процесс воспроизводства. Рыночный механизм хозяйствования – система методов регулирования и средств воздействия на экономические процессы, в которой развиты товарно-денежные отношения, все формы собственности и виды предпринимательства имеют равные возможности для развития, а роль государства в экономике ограничена.
Рыночный механизм – это такая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка (и движения на нем цен) на основе конкуренции между ними с целью решения трех основных задач рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить. При этом главной остается задача: насколько все это выгодно предпринимателям.
Формирование рыночного механизма хозяйствования предполагает реализацию определенных условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
1) необходимое многообразие форм собственности и форм хозяйствования;
2) свобода ценообразования;
3) обеспечение свободы выбора;
4) свобода предпринимательской деятельности;
5) важен факт наличия конкурентной борьбы между различными субъектами предпринимательской деятельности;
6) существование хорошо развитой системы экономического, правового и административного регулирования экономики государством; наличие развитого антимонопольного законодательства и достаточных механизмов его реализации, ослабляющих монополистические тенденции;
7) необходимо наличие рыночной инфраструктуры.
Основными элементами рыночного механизма являются цена, спрос и предложение.
Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке. Цена несет информацию о состоянии рынка для потребителей и производителей, предопределяя тем самым поведение хозяйственного объекта на рынке. Цена является формой существования товара, его мерой. Поэтому она является денежным выражением стоимости товара в широком смысле, т.е. и трудовой стоимости, и потребительной стоимости, и меновой стоимости.
Сущность цены будет рассмотрена дальше. Поэтому обратимся к анализу категорий спроса и предложения.
В условиях товарного обращения производство представлено на рынке предложением товаров, а потребление – спросом на товары.
Другими словами, предложение представляет сумму продавцов, или производителей данного товара, а спрос – покупателей, или потребителей (индивидуальных или производительных), этого же товара.
Спрос и предложение – это объективно необходимые категории рынка. Через них проявляется взаимосвязь между производством и потреблением. Спрос и предложение, в конечном счете, ставят лицом к лицу производство и потребление, основанные на обмене.
Спрос – это размер общественной потребности, выраженный в деньгах. Спрос – это потребность в товарах, представленная на рынке. Спрос всегда представлен деньгами, т.е. платежными средствами населения и предприятий. Платежеспособный спрос определяет возможный объем реализации товаров, т. е. характеризует емкость рынка.
Предложение представляет собой совокупность товаров, поступающих для окончательной реализации на рынок. Под предложением понимается продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Отсюда следует, что предложение товаров зависит от их производства и от товарных запасов.
Для обеспечения нормального процесса обращения товаров на рынке должно существовать соответствие между спросом и предложением. На это как раз и направлено регулирование рынка. Прежде всего, соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное воздействие на формирование уровня цен. В свою очередь это соотношение колеблется в зависимости от действующих рыночных цен. Поэтому ценовой фактор активно влияет на соответствие между спросом и предложением.
В краткосрочном отрезке времени регулирование спроса и предложения достигается посредством: изменения цен; маневрирования товарными запасами.
В долгосрочном отрезке времени регулирование спроса и предложения осуществляется за счет следующих факторов: изменение производительности труда; изменение объема и пропорций общественного воспроизводства; изменение структуры личного потребления; регулирование динамики денежных доходов населения.
Для экономики одинаково ненормальным является как чрезмерное превышение спроса над предложением, так и чрезмерное превышение предложения товаров над их спросом. В первом случае будет ощущаться хронический дефицит товаров, во втором случае – оседание товарных масс в каналах обращения, их затоваривание.
Субъектами рыночных отношений являются продавцы (производители), покупатели (потребители) и различного рода посредники. Ими могут быть: государство (правительство), предприятия (фирмы) и домашние хозяйства. Объектами на рынке выступают всевозможные товары, выставляемые на продажу (блага и услуги, рабочая сила, средства производства, финансы и т.д.).
Сущность рынка и его механизм
Рынок как экономическая система
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом, и отдельных индивидов.
Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
В экономической литературе не существует единого понятия рынка.
Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей, как предъявителей спроса, и продавцов отдельных товаров и услуг.
П. Самуэльсон определяет рынок как «процесс конкурентных торгов». Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т. д.
Возникновение и становление рынка – это результат длительного, исторического развития. Он возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на «дно» неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка – это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
Основные условия возникновения рынка:
– общественное разделение труда;
– экономическая обособленность производителей;
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязей рынков, элементов «большого» рынка.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
– неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
– свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
– неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
– наличием у каждого участника полной информации о рынке;
– стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
– на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки.
1. Рынок ведет к дифференциации доходов, а, следовательно, и уровней жизни населения.
2. Не создает условий для реализации права на труд.
3. Не гарантирует полную занятость населения.
4. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования.
5. Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований.
6. Не защищает среду обитания человека от загрязнения.
7. Рынок готов удовлетворить любую потребность.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
– отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
– обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
– процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
– кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
– процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макроуровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
В настоящее время эти ограничения формально ликвидированы. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов; предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.
В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая – связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
– реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;
– демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе»;
– создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
– функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
– стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
– функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
– регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
– функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.