Сбор персональных данных и подготовка документации для их обработки: как избежать типовых нарушений Закона № 152-ФЗ?
Руководитель группы консалтинга Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»
специально для ГАРАНТ.РУ
Последние несколько лет по всему миру наблюдается тенденция к увеличению штрафных санкций за несоответствие требованиям законодательства в области обработки и защиты персональных данных. Например, с 2 декабря 2019 года в России был введен один из самых крупных штрафов в этой сфере – за нарушение требований к локализации баз данных при первичном сборе персональных данных (ч. 8-9 ст. 13.11 КоАП). Его размеры для компаний варьируются от 1 млн до 6 млн руб. за первое нарушение и от 6 млн до 18 млн руб. при повторном. Существенно возросли штрафы и в Евросоюзе, где последние два года действует Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который пришел на смену ранее принятой директиве о защите данных. Так, согласно статистике, опубликованной на сайте www.itpro.co.uk, общая сумма штрафов для компаний, работающих на территории ЕС, за несоответствия требованиям GDPR с начала года составила 68 млн евро. Более 66% этой суммы пришлось на компании из Италии, где было зафиксировано 13 случаев нарушения регламента.
Неудивительно, что вопросы выполнения требований в части обработки и защиты персональных данных неизменно остаются одними из самых важных для компаний. В колонке я выделю ключевые нарушения, которые допускаются при обработке персональных данных в России, и поделюсь рекомендациями, как их избежать.
Что нужно знать о сборе персональных данных, чтобы не нарушить закон?
Как правило, основанием для обработки персональных данных служит либо требование законодательства РФ, либо согласие на обработку персональных данных. Как показывают результаты последних проверок Роскомнадзора – основного регулятора в области защиты персональных данных в России, одной из распространенных ошибок компаний является неправильная организация сбора данных. Обычно проверяющие в этой области чаще всего фиксируют следующие типовые нарушения:
До начала сбора персональных данных в организации важно определиться с целью их обработки: именно от этого будет зависеть весь процесс обработки персональных данных. Далее для выбранной цели определяется объем собираемых данных и срок их обработки. С решением последнего вопроса поможет Приказ Росархива от 20 декабря 2019 г. № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». Если же в нем не удастся найти необходимые документы, организация может определить срок обработки самостоятельно.
Самое важное мероприятие в организации сбора данных – это основание их обработки. Если объем персональных данных соответствует требованиям законодательства, в большинстве случаев получать дополнительное согласие не придется. Исключение составляют передача данных сторонним организациям, сбор дополнительных контактных данных для проведения маркетинговых мероприятий и другие случаи, оговоренные в нормативных актах. Если же объем персональных данных не соответствует требованиям законодательства РФ, необходимо получить согласие на обработку данных.
Существует несколько форм согласий: конклюдентное, письменное и иные (в форме галочки, по телефону и т. д.). Самый строгий тип согласия – в письменной форме, в законодательстве даже прописаны все случаи, когда их нужно получать. Среди них, например, обработка биометрических данных (подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ), специальных категорий персональных данных (п. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ) и т. п. Если же задача организации не попадает в список особых случаев, можно использовать согласие в другой форме.
По моему опыту сопровождения проверок, у каждой формы согласия есть свои плюсы и минусы:
Конклюдентное согласие
Согласие в письменной форме
Иные формы согласия
+
Легко получить (за исключением случаев, когда нужно согласие в письменной форме)
При разработке и получении формы согласия по требованиям законодательства РФ регулятору не требуются дополнительные доказательства
Как правило, допускается Роскомнадзором, что подтверждается проверками ведомства (за исключением случаев, когда необходимо согласие в письменной форме)
–
Не предусматривает каких-либо подтверждений получения. Ввиду отсутствия подтверждений может рассматриваться Роскомнадзором как нарушение требований Закона № 152-ФЗ
Форма согласия должна соответствовать требованиям ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ
Для каждой цели нужно получать отдельное согласие, т.к. в ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ «цель» указана в единственном числе
Требуется сохранять подтверждение получения (например, лог-файл на сайте или запись телефонного звонка в случае обработки персональных данных) и доказывать факт наличия согласия при возникновении инцидента. Данные подтверждения могут храниться в течение длительного периода
Представители Роскомнадзора, как правило, рекомендуют учитывать требования ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ
На что еще важно обратить внимание до сбора персональных данных?
Подготовка к сбору персональных данных – один из важнейших этапов выстраивания процесса их обработки, а его правильная организация поможет избежать достаточно большого количества ошибок и, как следствие, штрафных санкций со стороны регулятора.
О чем всегда забывают при подготовке документации?
Еще один широко распространенный и не менее важный вид нарушений связан с документацией в области обработки персональных данных. Дело в том, что для полного соответствия требованиям Закона № 152-ФЗ и подзаконных актов организациям нужно иметь огромное количество документов, в иерархии которых не просто разобраться. Как показывают результаты проверок Роскомнадзора, компании допускают три основных нарушения в этой области:
Как же сформировать полный комплект документов, чтобы пройти проверку без нареканий со стороны представителей регулятора? Работа с персональными данными в любой организации начинается с верхнеуровневого документа, определяющего общие требования, то есть политики. При ее разработке полезно изучить рекомендации Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2017 г.
Среди документов второго уровня в иерархии можно выделить следующие:
Для наглядности иерархическая структура необходимых документов представлена на схеме:
Рис. Иерархическая верхнеуровневая схема документов оператора персональных данных
***
1 С текстом законопроекта № 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 базовых принципов закона о персональных данных, о которых нужно знать
Деятельность по обработке персональных данных регулирует №152-ФЗ «О персональных данных». Он касается всех без исключения организаций, поэтому важно иметь представление об основных требованиях, которые он устанавливает.
1. Закон распространяется на все организации — и коммерческие, и бюджетные
Под персональными данными, как следует из ст. 3 №152- ФЗ, подразумевается любая информация, имеющая отношение к физлицу: информация, указанная в паспорте (ФИО, дата рождения, адрес регистрации, семейное положение и др.), а также сведения об образовании, занимаемой должности, зарплате и даже росте, весе, цвете глаз и др.
Закон распространяется абсолютно на все организации. Поскольку в каждой организации есть работники, то их данные так или иначе используются при заключении трудового договора, начислении зарплаты и в других случаях. Персональные данные вносятся в личные дела сотрудников, которые хранятся у кадровиков.
Под обработкой персональных данных подразумеваются действия по сбору, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, использованию, передаче, обезличиванию, блокированию и уничтожению персональных данных. Распространение персональных данных — это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2. Компании могут использовать данные различных категорий субъектов
С каждой из категорий субъектов персональных данных компанию связывает определенный тип правоотношений. Некоторые компании обрабатывают персональные данные не только работников, но и клиентов, например, производственные компании. Так, компании из сферы услуг (автошколы, салоны красоты, парикмахерские, туристические агентства и др.) взаимодействуют с клиентами-физлицами, обрабатывая их персональные данные с целью предоставления, например, дисконтных карт. Интернет-магазины собирают данные физлиц, чтобы осуществлять доставку товаров.
Существует определенная категория лиц, которая не является ни клиентами, ни работниками компании, однако она передает свои данные в организацию, где они хранятся и обрабатываются. К такой категории относятся соискатели, принимающие участие в конкурсе на вакансию и передающие потенциальному работодателю свои персональные данные в виде резюме или анкеты на сайте компании.
Сотрудники могут работать в организации по договору подряда. Оформляя человека по такому договору, компания может не запрашивать у него сведений о семейном положении или ограничений по здоровью. В случае с работником, оформленным по трудовому договору, компания должна это делать.
У товариществ собственников жилья нет ни работников, ни клиентов. Это сообщество, в котором состоят члены. Существуют и другие виды организаций с подобной структурой и без трудовых или гражданских правоотношений: общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.
3. Обработке подлежат персональные данные, отвечающие целям их обработки
Важно понимать, какие данные каких субъектов используются, чтобы устанавливать цель обработки персональных данных.
Организациям необходимо иметь представление не только о том, данные каких категорий субъектов они обрабатывают, но и с какой целью они это делают, исходя из специфики деятельности. Например, у интернет-магазина и автошколы цель обработки данных может заключаться в выполнении условий договора с клиентами.
Проверьте, насколько ваша организация готова к проверке Роскомнадзора
4. Необходимо знать, какие именно данные нужно использовать
Закон требует от компаний понимания, какие именно персональные данные в отношении каждой категории субъектов они обрабатывают.
Очевидно, что если в случае с работником необходимо знать об ограничениях по здоровью для начисления социальных выплат, имеются ли у него дети до 18 лет, чтобы предоставить ему налоговый вычет, то в отношении клиента интернет-магазина, который заказал товар, эти сведения не нужны. В этом случае достаточно знать имя, адрес и телефон покупателя.
Закон запрещает обрабатывать персональные данные, которые не требуются для достижения цели их обработки.
Достигнув цели обработки данных, компания должна прекратить обработку этих данных. Так, если интернет-магазин осуществил доставку товара клиенту, то в дальнейшем ему уже не потребуются его номер мобильного телефона и адрес доставки.
5. Необходимо понимать, когда требуется согласие на обработку данных
Для каждой категории субъектов (работников, клиентов, соискателей и др.) определяется цель обработки данных. Порой эта цель заключается в выполнении требований определенных законов. В этом случае организация может абсолютно спокойно собирать данные соответствующей категории и обрабатывать их. Так, в отношении работников организации выполняют трудовое законодательство, многие кредитные и финансовые организации обязаны на своем официальном сайте публиковать сведения об аффилированных лицах, ОАО должно размещать у себя на сайте информацию о структуре акционеров.
Если цель обработки данных какой-то категории субъектов установлена компанией самостоятельно, исходя из специфики деятельности, то она должна взять согласие об обработке персональных данных у субъекта данных (ст. 9 №152- ФЗ). Например, если компания принимает на работу сотрудника по трудовому договору, то по трудовому законодательству она должна знать, как его зовут, где он прописан, какое у него образование. И эти сведения компания может получать у человека без его согласия. Если же компания собралась выплачивать сотруднику зарплату на банковскую карту и планирует передавать сведения о нем в банк, то она обязана взять на это согласие, так как прямого требования передавать персональные данные в банк для выплаты заработной платы в законе нет.
Если интернет-магазин после доставки товара планирует рассылать клиентам SMS-сообщения о скидках, то он должен заранее сформулировать эту цель и взять с клиентов согласие на использование данных именно с этой целью. В ч.1 ст.15 №152- ФЗ есть упоминание о том, что рекламные контакты с клиентами совершаются только с их согласия.
Закон отдельно выделяет требования для данных, неправомерные действия с которыми могут нанести вред субъекту персональных данных. Речь идет о специальной категории персональных данных (ст. 10 №152- ФЗ) и биометрических персональных данных (ст. 11 №152-ФЗ).
К биометрическим данным относятся сведения, которые отражают физиологические особенности человека и необходимы для установления его личности (например, если в компании используются системы контроля доступа). К специальной категории данных относятся сведения о национальной, расовой принадлежности, философских, политических и религиозных убеждениях, состоянии здоровья и интимной жизни. Эти данные выделяются в отдельную категорию, так как закон прямо запрещает их использовать, за исключением ряда случаев (один из них — если субъект дал на то свое письменное согласие).
Отдельно закон говорит о передаче данных за границу (ст. 12 №152- ФЗ).
С учетом всех базовых принципов, описанных выше, требования к обработке данных можно разделить на три больших блока (ст. 19 №152- ФЗ):
1. Правовые меры
Организация решает, как будет соблюдать законодательство, оформляет решение в виде внутренних документов, например, «Политики в отношении обработки персональных данных», издает приказ, в котором назначает ответственного за организацию процесса обработки персональных данных и т д.
2. Организационные меры
Эти меры связаны с деятельностью компании. Закон требует, чтобы «Политика в отношении обработки персональных данных» была доступна для всех категорий субъектов персональных данных. Ее рекомендуется размещать на информационном стенде, где с ней смогут ознакомиться не только работники, но и клиенты.
По закону любой субъект персональных данных может написать в компанию письмо с требованием уточнить, обрабатывает ли она его данные. Если обрабатывает, то какие данные, с какой целью и на каком основании. Также любой субъект имеет право потребовать прекратить обработку своих персональных данных.
Рассмотрение этого письма и подготовка ответа на него — деятельность, относящаяся к организационным мерам. О том, как отвечать на такие письма, уточняется в ст. 20-21 №152-ФЗ.
3. Технические меры
Связаны с использованием средств защиты информации. Это могут быть как примитивные средства — сургучовые печати, решетки на окнах, так и высокотехнологичные способы — антивирусы, межсетевые экраны, средства защиты от несанкционированного доступа, средства криптографической защиты и др.
При обработке персональных данных организации следует:
Существенное дополнение: в рамках текущего законодательства ни у одного контролирующего органа нет полномочий на то, чтобы контролировать выполнение технических мер у коммерческих частных организаций. Роскомнадзор может контролировать только выполнение правовых и организационных мер у частных компаний. Поэтому о четвертом шаге можно говорить формально: закон предоставляет возможность коммерческим компаниям большую свободу в выборе технических мер. Что касается государственных организаций, то для них требования по использованию средств защиты информации четко определены и подробно описаны.
Игорь Луканин, руководитель продукта «Контур.Персональные данные»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что нужно знать работодателю о защите персональных данных?
Защита персональных данных сегодня актуальный вопрос не только в отношениях работник-работодатель, но и в любой сфере, в которой собираются и обрабатываются личные данные.
По действующему законодательству работодатели не только должны обеспечивать хранение и защиту персональных данных работников, но и несут ответственность за их разглашение. Недопустимость распространения информации о частной жизни лица без его согласия изначально гарантирована законодательством РФ.
Хранение личных данных – законодательное регулирование
Поскольку ни в Трудовом кодексе, ни в 152-ФЗ не установлено, какие конкретно данные относятся к персональным – то для работы в качестве основы можно использовать Перечень персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Минюста, утвержденный Приказом Минюста России от 21.03.2013 N 36.
Обработка персональных данных и их защита
Обязательность применения мер безопасности по защите персональных данных возлагается на сторону, которая занимается их обработкой.
Важно! Исходя из норм, установленных ч.1 ст.89 ТК РФ, работодатель обязан знакомить своих сотрудников с информацией об их персональных данных и их обработке. Кроме этого работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами, устанавливающими порядок обработки персональных данных, а также об их правах и обязанностях в этой области. То есть конкретный порядок доступа работника к своим персональным данным необходимо устанавливать в локальных нормативных актах. При этом нужно учитывать, что данный порядок должен гарантировать свободу доступа работника к своим персональным данным.
Получение персональных данных
В некоторых случаях согласие на обработку персональных данных работника (соискателя) не требуется, если эта информация получена:
В уведомлении необходимо указать:
Меры защиты персональных данных
Если работник является недееспособным, письменное согласие на обработку его данных следует получить у его законного представителя. В случае смерти работника такое согласие оформляют его наследники, если только оно не было получено от самого работника при его жизни.
Не следует забывать о том, что работник в любое время имеет право отозвать свое согласие на обработку персональных данных.
В процессе разработки локального акта, который будет определять порядок обработки, хранения и использования персональных данных, можно руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».
Следующее – обязательно обеспечьте раздельное хранение персональных данных, обработка которых осуществляется в различных целях. При хранении материальных носителей оператор должен принимать меры безопасности для исключения несанкционированного доступа к ним и обеспечить их сохранность. Перечень мер для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также список лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются также работодателем.
Передача персональных данных
Ситуация: если документы, содержащие персональные данные, составлены более чем на одном листе – при их возврате лицо, которое получало документы, должно присутствовать лично при проверке наличия всех имеющихся документов по описи. При этом сотрудник, получающий личное дело другого работника во временное пользование, не имеет права делать в нем какие-либо пометки, исправления, вносить новые записи, извлекать документы из личного дела или помещать в него новые.
Работодателю следует вести журнал учета выдачи персональных данных работников организациям и государственным органам, в котором необходимо регистрировать поступающие запросы, фиксировать сведения о лице, направившем запрос, дату передачи персональных данных или уведомления об отказе в их предоставлении и отмечать, какая именно информация была передана.
Для повышения уровня защиты персональной информации в систему учета можно ввести обязательное проведение регулярных проверок наличия документов и других носителей информации, содержащих персональные данные работников, а также устанавливать порядок работы с ними. В этой связи следует разработать и вести журнал проверок наличия документов, содержащих персональные данные работника.
Размер ответственности за нарушения
В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение персональной информации (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность) лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:
Персональные данные относятся к сведениям, которые охраняются федеральным законом. Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, также является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ).
Статья 137 Уголовного кодекса за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации предусматривает:
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Как ужесточились требования к работе с персональными данными в 2021 году
С 1 марта 2021 года действуют новые правила, которые обеспечивают дополнительную защиту персональных данных граждан. Теперь не допускается получение согласия на распространение таких данных «по умолчанию». А с 27 марта в два раза увеличиваются штрафы.
Изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ, который проясняет вопросы обработки, хранения и доступа к персональным данным (ПД), внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ.
Поправки решают проблему бесконтрольного использования персональных данных граждан третьими лицами.
В этой статье рассмотрим следующие вопросы:
Что изменилось в обработке персональных данных с 1 марта
Как прекратить передачу данных, разрешенных для распространения
Законодательство обязывает прекратить передачу ПД, разрешенных для распространения, в любое время по требованию субъекта.
Для этого нужно правильно оформить требование, то есть указать в нем следующую информацию:
Указанные ПД могут обрабатываться только оператором, которому оно направлено.
Требования к обработке персональных данных
На протяжении последних нескольких лет работе с персональными данными физлиц уделяется особое внимание. Ключевые изменения произошли в 2017 году, когда Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ внес поправки в ст. 13.11 КоАП. Тогда был заметно расширен перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконную обработку персональных данных (ПД) и увеличены штрафы.
В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ даются определения трем ключевым понятиям, вокруг которых часто и возникают споры: персональные данные, оператор и обработка персональных данных.
Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами:
Обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с ПД: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся к физлицу, то к ПД относятся (вместе и даже по отдельности):
Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта — оператор персональных данных, так как он размещает на своем ресурсе форму обратной связи, форму регистрации и др.
В 152-ФЗ операторы делятся на несколько категорий: физлица, ИП, юрлица, муниципальные органы, государственные органы. В зависимости от категории за одно и то же нарушение применяются разные по размеру штрафы. Так, например, для физлиц они заметно ниже, чем для юрлиц.
Каждая категория операторов так или иначе сталкивается с обработкой ПД. Физлица используют ПД клиентов. ИП запрашивают эти данные, нанимая специалистов на работу, или собирают ПД на сайте, в интернет-магазине. К юрлицам применяется расширенный список требований по оформлению необходимых документов и требование о назначении ответственного за организацию обработки ПД. Самые жесткие требования предъявляются к государственным и муниципальным органам, которые работают с огромным массивом ПД граждан.
За что и на какие суммы штрафуют в 2021 году
27 марта вступает в силу Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, который значительно увеличивает штрафы за нарушения в работе с персональными данными.
Последний раз административную ответственность в этой сфере усиливали в 2017 году. Но с конца марта суммы штрафов не просто увеличатся в два раза.
Обратите внимание на следующие нововведения:
1. За любые правонарушения в области обработки персональных данных теперь будут сразу штрафовать. Ранее предусматривалась такая санкция, как предупреждение.
2. До 27 марта 2021 года повторное нарушение не выделялось как самостоятельный состав правонарушения. А теперь будет выделяться, а штрафы по нему будут в несколько раз выше, чем за первичное нарушение.
Например, если выяснится, что юрлицо запрашивает персональные данные, которые несовместимы с целями сбора, то за первое нарушение ему придется заплатить штраф в размере от 60 000 до 100 000 руб., а за повторное — от 100 000 до 300 000 руб.
3. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области персональных данных тоже увеличился. Если ранее он составлял три месяца, то с 27 марта 2021 года будет увеличен до одного года.
При повторном нарушении
При повторном нарушении
При повторном нарушении
Такое правонарушение, как обработка ПД без получения согласия субъекта, предусматривает самые крупные штрафы для всех категорий операторов. Так, при повторном нарушении юрлицу придется заплатить штраф до 500 000 руб.
В связи с этим возникает много вопросов. Как уведомить Роскомнадзор об обработке персональных данных? Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов?
Что делать владельцу сайта, чтобы избежать штрафов
Шаг 1. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПД, то под каждую из них нужно добавить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.
Шаг 2. Сопроводите предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки ПД. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку ПД, так и договор, политика конфиденциальности, часть оферты — название не столь принципиально.
Например, на сайте Microsoft этот документ называется заявление о конфиденциальности. Обратите внимание на то, что в нем есть пункт «Файлы cookie и аналогичные технологии»: если вы их используете, то об этом тоже нужно предупреждать. А вот на сайте Adidas текст согласия на обработку ПД располагается прямо с формой регистрации, при этом ссылка ведет на политику конфиденциальности компании.
Шаг 3. Подготовьте текст документа с условиями обработки ПД. Укажите следующую информацию (согласно ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ):
Если вы составляете пользовательское соглашение на основе чьего-то готового документа, корректируйте цели обработки данных и перечень данных под себя, свой бизнес.
Шаг 4. Подготовьте Политику в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ) и разместите ее на сайте в свободном доступе.
Шаг 5. Подайте уведомление об обработке ПД в Роскомнадзор. Вообще, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ, оператор должен это сделать еще до начала обработки ПД. Но лучше поздно, чем никогда.
За задержку с уведомлением вас не оштрафуют, санкции последуют только в том случае, если вами заинтересуется Роскомнадзор. Но даже если вы высылаете уведомление с опозданием, указывайте дату государственной регистрации как дату начала обработки ПД.
Случаи, когда уведомление Роскомнадзора не требуется
Уведомлять Роскомнадзор не нужно, если ПД:
Все вышеперечисленные меры имеют отношение как к физлицам, так и к юрлицам. Однако юрлицам следует предпринять ряд дополнительных мероприятий — организационных, правовых и технических.
Конфиденциальность персональных данных: когда ее не нужно обеспечивать
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется:
Когда не нужно получать согласие на обработку персональных данных
Согласно п. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона № 152-ФЗ согласие не требуется в случаях, когда обработка ПД:
Что такое портал персональных данных
Сегодня все новости, аналитические материалы, важные документы, рекомендации по обработке персональных данных, реестр операторов и другую необходимую информацию можно найти на портале персональных данных. Ответственность за ресурс возложена на Роскомнадзор.
Как еще планируют ужесточить обработку персональных данных
Минцифры предложило еще больше усовершенствовать законодательство в сфере персональных данных и регламентировать политику обработки обезличенных данных. Необходимость таких мер связана с тем, что уже сейчас стали доступны технологии, позволяющие деобезличивать данные и определять по ним конкретного человека.
Министерство предлагает запретить операторам:
Как уточнили в Минцифре, есть только одна причина, по которой обезличенные персональные данные можно использовать без согласия — в исследовательских и статистических целях.
Более детальная информация об обработке персональных данных — в материалах наших экспертов:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.