в чем смысл выражения мундир победил фрак
Россия – страна «догоняющей» индустриализации
Аграрно-крестьянский вопрос: этапы решения.
Попытки реформ общественно-политической системы.
Лекция 3(9). Россия в контексте индустриального развития.
1. Попытки реформ общественно-политической системы. В первой половине XIX в. Российская Империя занимала огромную территорию в 19,6 млн. кв.км с населением более 70 млн. человек. Россия была страной многонациональной. В центральной части преобладали русские (Великороссия), на окраинах проживали многочисленные народы и народности, частью завоеванные, частью присоединившиеся добровольно. Среди них были тюркоязычные, финно-угорские, тунгусо-маньчжурские этносы.
Страна была неоднородна и в религиозном отношении. Господствующей являлось православная вера (87%). Значительную группу народов объединял ислам, были последователи буддизма. В результате разделов Польши на территории России оказалось еврейское население, исповедующее иудаизм. Сохранялись и языческие верования.
Россия была сословной страной. Большинство населения составляли крестьяне, привилегированными сословиями считались дворяне, духовенство и купечество. В городах жили мещане. Казачество составляло особое сословие, занимавшееся охраной границ. Мещане и крестьяне являлись податными сословиями, они платили подушную подать и несли рекрутскую повинность.
Россия этого периода – абсолютная монархияс крепостнической системой. Вместе с тем, правомерно утверждение о заметном влиянии идей Просвещения на дворянство и самого императора Александра I (1801-1825 гг.). С его восшествием на престол в обществе связывали надежды на реформы и свободы.
В силу специфики Российской истории осознание необходимости преобразований происходило очень непросто. В.О. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда реформ назревает раньше, чем народ созреет для реформы».
В России первыми необходимость реформ поняли интеллигенция и отдельные представители элиты, испытавшие воздействие западной культуры. Реформы начинало государство, поэтому огромное значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти.
Манифест по поводу коронации Александра I содержал либеральные идеи: подтверждались основные права подданных, введенные Екатериной II, было обещано введение законов, обеспечивающих неприкосновенность частной собственности, смягчение уголовного права и др. Правление Александра I отразило противоречивый характер его натуры. Очевидно, что по взглядам он был умеренным либералом, однако его нахождение то при дворе Екатерины II, то в семье отца Павла I приучило его к постоянному лавированию. Процесс прихода к власти в результате убийства отца также оставил неизгладимый след в его душе и наложил отпечаток на проводимые им реформы.
На начальном этапе правления Александра I заметную роль играл «Негласный комитет» (1801-1803), неофициальный орган при императоре, состоящий из его друзей: П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, В.П. Кочубея, А.А. Чарторыйского. В планах комитета была либеральная реорганизация государственного управления, постепенная отмена крепостного права и введение Конституции.
Государственная машина Российской империи требовала модернизации. На роль ближайшего помощника Александра I выдвинулся выдающийся чиновник – М.М. Сперанский (1772–1839 гг.). Сперанский считал, что преобразования необходимо начинать с управления. В 1802 г. была проведена министерская реформа: вместо коллегий были созданы вначале 8, затем 12 министерств, которые управлялись по принципу единоначалия. Министры были ответственны перед императором, учрежден Кабинет министров.
В 1810 г. был создан Государственный Совет, куда входили министры и высшие чиновники, назначавшиеся царем. Модернизированная система управления существовала до 1917 г.
По поручению Александра I в 1809 г. Сперанский представил ему проект кардинальной политической реформы. Он предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение власти императора. Стержнем проекта стал принцип разделения властей. Высшим законодательным органом являлась Государственная Дума, на местах – волостные, окружные и губернские думы. Высшим исполнительным органом являлись министерства, на местах – волостные, окружные и губернские управления, ответственные перед законодательными органами. Независимая высшая судебная власть была представлена Сенатом, которому подчинялись суды. Права императора были широки, но твердо очерчены. Проект М.М. Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Идея М.М. Сперанского о разделении властей на практике приходила в противоречие с глубоко укоренившимся традиционным произволом русского абсолютизма. Вопреки обещаниям, самые важные законопроекты стали утверждаться лично царем, минуя Государственный Совет. С течением времени этот орган стал терять сколько-нибудь четкие функции.
Император одобрил этот проект, но принять не решился. Причиной было резкое недовольство высших кругов общества деятельностью М.М. Сперанского. Александр I уступил консерваторам. В итоге в 1812г. Сперанский был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и выслан в Нижний Новгород.
Параллельно шли важные реформы образования. С 1803г. основными принципами учебных заведений становились преемственность и бессословность. Были открыты новые учебные заведения. К моменту вступления Александра I на престол в России был только один, Московский, университет, в 1804 – шесть (в Казани – в том числе). С 1811г. стали открываться лицеи.
В 1804г. был принят университетский устав, предоставлявший автономию университетам. Принятый в этом же году цензурный устав значительно расширил свободу деятельности издателей и литераторов.
Реформы, проведенные на первом этапе правления Александра I, функционально и организационно способствовали приближению структуры власти к европейской, а создаваемая новая система образования формировала начала просвещенного общества.
Всплеск либеральных настроений Александра I проявился в даровании конституции царству Польскому, вошедшему в состав Российской империи в 1815 г. Конституция предусматривала деятельность парламента (Сейма), обладавшего законодательными функциями, исполнительные функции осуществлял Государственный Совет, возглавляемый наместником царя. Однако обещанные всей Российской империи конституционные основы правления остались на бумаге. В 1820-е годы Александр I отошел от активной политики, возобладала резко консервативный курс, связанный с именем А.А. Аракчеева.
Николай I (1825–1855 гг.) пришел к власти в драматические дни восстания дворян-декабристов. Это выступление свидетельствовало о необходимости реформирования общественно-политической системы. Однако новый император не был готов к радикальным переменам, более того, его искренним убеждением было сохранение самодержавия как единственно приемлемой формы правления в России. Именно поэтому проводимая им политика носила консервативно-охранительный характер, а тезис о необходимости «подмораживания» страны с целью «ограждения от тлетворных идей Запада» стал стержнем его правления. Этой цели призван был служить резко возросший чиновничий аппарат, высшее звено которого подчинялось лично императору.
В русле консервативно-охранительной политики были проведены реформы образования. Право обучения в гимназиях получили лишь дети дворян и чиновников, они же могли поступать в университеты. В 30-40 гг. была ликвидирована автономия университетов. Число студентов было ограничено (не более 300).
Неограниченное самодержавие было законодательно закреплено в первой статье Полного собрания законов Российской империи (1828–1830 гг.), состоящего из 47 томов. Кодификацию законов осуществил М.М. Сперанский, оставивший к тому времени конституционные проекты. Важнейшим орудием власти императора стала Собственная его императорского величества канцелярия и особенно III отделение. Под его контроль попадали все сферы жизни общества. Однако стремление Николая I проследить за всеми государственными делами лично приводили к тому, что процветали приписки и грубый обман.
Именно в николаевское время говорили, что «мундир победил фрак». Чиновники представляли высшую власть и были практически неподконтрольны. Взяточничество и коррупция становились нормой в этих кругах. Численность чиновников постоянно увеличивалась за счет разночинцев, выходцев из низших слоев общества. Николай I пытался укрепить позиции дворянства и ограничить рост этого слоя.
Решительно отвергая западный путь развития, чреватый революционными потрясениями, Николай I стремился идеологически обосновать самобытность и обособленность России. Важной составляющей этой политики стала теория официальной народности, предложенная министром народного просвещения С.С. Уваровым, базирующаяся на принципе: «самодержавие, православие, народность». Эта теория открывала возможности широкого наступления на инакомыслие. Именно в 30–40-е гг. XIX в. Преследование инакомыслящих в России сделалось делом привычным и повседневным.
Восстание 1830–1831 гг. в Польше против монархии Романовых закончилось упразднением конституции, роспуском Сейма и Государственного Совета. Власть сосредоточилась в руках царского наместника (позднее – генерал-губернатора).
Именно эти события не позволили Николаю I ввести войска для подавления революционных выступлений во Франции в 1830 г. В 1849 г. русская армия была введена в Австро-Венгрию для подавления вспыхнувшей там революции. Россия превращалась в жандарма Европы, поддерживая сложившиеся порядки, подавляя революционное и национально-освободительное движение.
В России 60–70-е годы стали временем проведения либеральных реформ, проведенных Александром II и получивших название Великих. Поражение России в Крымской войне со всей очевидностью продемонстрировало превосходство капиталистической промышленности, основанной на свободном, вольнонаемном труде. Требовались коренные изменения в принципах управления огромной империей.
Отмена крепостного права в 1861 г., последовавшие затем университетская, школьная, земская, судебная и военная реформы способствовали демократизации общества, пробуждению самосознания масс. Реформы ознаменовали важные шаги в создании гражданского общества и подготавливали к введению конституции страны. Особенностью массовых преобразований, коснувшихся различных сфер жизни общества, стал мирный характер их осуществления, продуманность и нацеленность на реальное улучшение жизни широких народных слоев. Это отличало Александровскую модернизацию от масштабных реформ Петра I.
Вместе с тем, следует подчеркнуть незавершенность реформ. В дальнейшем этот фактор станет взрывоопасным и накопившаяся критическая масса недовольства, особенно в аграрном секторе, выльется в революции 1905–1907 гг. и 1917 г.
С воцарением Александра III (1881–1894 гг.) во внутренней политике России происходит поворот от либерального курса к консервативному, получившему название «периода контрреформ». Это была попытка вернуться к временам Николая I, установить верноподданническую стабильность в обществе, разрушенную реформами предыдущего императора. Надежда на введение конституции в стране рухнула. Ужесточение цензуры, закрытие разрешенных изданий, ликвидация автономии университетов, введение контроля над земствами, усиление националистических тенденций, выразившееся в насильственной русификации окраин, стали характерными чертами внутреннего курса Александра III.
В политике Николая II (1894–1917 гг.) наблюдается преемственность курсу Александра III. Приверженность нового императора принципу незыблемости самодержавия в России свидетельствовала о непонимании ситуации в стране и мире к началу XX века и способствовала отчуждению власти от общества, а затем и ее изоляции.
Усилившийся раскол между властью и народом привел к мощному революционному выступлению широких слоев в 1905–1907 гг. Итогом стал буквально вырванный у царя Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», предложенный Николаю II С.Ю. Витте. Манифест даровал гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободы слова, совести, собраний и союзов. Создавалась Государственная Дума, без «одобрения которой никакой закон не мог воспринять силу». Этот документ по своей значимости приближался к конституционному акту и предполагал качественные изменения политического и социального строя России. В то же время, в Манифесте не говорилось о сословном и национальном равноправии, о равенстве избирательных прав, об учреждении ответственности правительства перед Думой.
С деятельностью П.А. Столыпина (1906–1911 гг.)[50] в истории России связана еще одна попытка осуществления модернизации страны по западному образцу в условиях революционного кризиса. Основной задачей правительственной политики Столыпин полагал сохранение Россией своего великодержавного статуса с постепенным превращением ее в государство правовое. Подготовленный П.А. Столыпиным обширный, рассчитанный на 20 лет (1910–1920 гг.), план реформ управления Российской Империей предусматривал предоставление автономии национальным окраинам. Политика проведения реформ диктовалась революционной ситуацией и включала в себя карательные меры – «успокоение» и собственно реформы. Николай II, мечтавший о возвращении к неограниченной монархии и тяготившийся реформами, стал высказывать свое явное неодобрение деятельностью реформатора.
Подавляющее большинство намеченных Столыпиным реформ (за исключением аграрной и военной) остались нереализованными, а сам он был убит 1 сентября 1911 г.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Список дополнительной литературы. 1. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I
1. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. – Л., 1982.
2. Брикнер А.Г. История Екатерины II. – М., 1991. Т. 1-2.
3. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964.
4. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.
5. Зимин А.А. Россия на пороге Нового времени. – М., 1972.
6. История крестьянства в Европе. – М., 1985. Т. 1.
7. История крестьянства в СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. – М., 1987. Т. 1., 1990. Т. 2.
8. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2001.
9. Карамзин Н.М. История государства российского. В 3 Кн. – М., 1988. Кн. 1. Т. 1-4.
10. Карамзин Н.М. История государства российского. В 3 Кн. – М., 1988. Кн. 1. М., 1989. Кн. 2.
11. Карамзин Н.М. История государства российского. В 3 Кн. – М., 1989. Кн. 2,3.
12. Ключевский В.О. Сочинения в 9 Тт. – М., 1987. Т. 1; 1988. Т. 2.
13. Ключевский В.О. Сочинения в 9 Тт. – М., 1988. Т. 2.
14. Ключевский В.О. Сочинения в 9 Тт. – М., Т. 4,5.
15. Ключесвкий В.О. Сочинения в 9 Тт. – М., 1987. Т. 1.
16. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.) – М., 1985.
17. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
18. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История отечества: люди, идеи. М., 1991.Кн. 1.
19. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991. Ч. 1.
21. Кристиансен С.О. История России XVII в. Обзор исследований и источников. – М., 1989.
22. Кучкин В.А. Формирование государства на территории Северо-Воточной Руси в IX-XIV вв. – М., 1984.
23. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в IX-XIV вв.
24. Медушевский А.Н. Российская государственность XVII-XIX вв. в сравнительно-историческом освещении // Вестник высшей школы. 1990. № 1-4.
25. Милов Л.В., Булгаков М.Б., Гарскова И.М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII столетия. Историография, компьютер и методы исследования. – М., 1986.
26. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой половине XVIII столетия и реформы Петра Великого. – М., 1892.
27. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). – М., 1972.
28. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 Кн. – М., 1988. Кн. 2; 1989. Кн. 3.
29. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 Кн. – М., 1989. Кн. 3,4.
30. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 Кн. – М., 1988. Кн. 1.
31. Черепнин Л.В. Земские соборы российского государства в XVI-XVII вв. – М., 1987.
1.Крестьянский вопрос в XIX в. и основные этапы его решения.
2.Попытки реформирования политической системы в эпоху правления Александра I.
3. Внутренняя политика Николая I.
Вопрос первый. В XIX в. на пути формирования индустриального общества в России существовали два препятствия: крепостное право и самодержавие.
В первой половине XIX в. в России отсутствовали общественные силы, способные выступить против крепостничества. Декабристы, будучи представителями дворянского сословия, выражали взгляды лишь наиболее просвещенной ее части. Поэтому в это время реформаторские инициативы исходят, главным образом, от власти. Император Александр I (1801–1825) был убежден в необходимости дать крестьянам свободу. Почему он не смог кардинально решить этот вопрос? Каково было отношение ближайшего окружения государя к его попыткам? Что Вам известно о проекте А.А. Аракчеева? Тем не менее, Александр в 1801 г. разрешил покупать недворянам ненаселенные земли, в 1803 г. по указу «О вольных хлебопашцах» дворяне могли отпускать крестьян на волю (на каких условиях?), а в 1804 г. было, в некоторой степени, ограничено крепостное право в Прибалтике. Император Николай I (1825–1855) впервые открыто, заявил, что крепостное право это зло и его следует отменить. За годы его правления непрерывно работали девять комиссий по крестьянскому вопросу, которые разрабатывали многочисленные проекты. Был принят ряд указов, которые ограничивали право помещиков распоряжаться крепостными. Наиболее значимым преобразованием стала реализация проекта графа П.Д. Киселева. Им была предложена реформа и помещичьих, и государственных крестьян (бывшие черносошные). Однако проведена была только последняя. Расскажите о ее содержании. В чем Вы видите ее положительное значение. В отношении помещичьих крестьян был принят указ «Об обязанных крестьянах», который во многом был повторением указа «О вольных хлебопашцах».
Рассматривая вопрос об отмене крепостного права вРоссии, подумайте, почему Александр II (1855-1881) пошел на этот шаг, не взирая на сопротивление дворянства? Решающую роль в принятии этого решения сыграло поражение Россиив Крымской войне из-за военно-технической отсталости. Чем объяснялось отсутствие в стране в то время крупного промышленного производства? Чьи интересы защищал Александр, осуществляя эту реформу – помещиков или государства? Расскажите о работе Секретного и Крестьянского комитетов. Каково содержание «Манифеста» 19 февраля 1861 г.? Обратите внимание, что личную свободу крестьяне получали бесплатно, а за землю должны были заплатить выкуп. Как осуществлялся выкуп земли? Что такое отрезки? Следует подчеркнуть, что крестьяне получили землю не в личную собственность. Государство сохранило общину, пытаясь не допустить массового разорения крестьянства. Общинники несли коллективную ответственность за выполнение повинностей. Расскажите о значении реформы, отметив ее противоречивость.
В пореформенный период в сельском хозяйстве происходят значительные перемены, связанные с развитием капиталистических отношений. Приведите примеры. Однако в целом, они развиваются достаточно медленно. В чем причины? Сохранение крестьянской общины сдерживало расслоение крестьянства и выделение крепких хозяйств (помогала слабым, но «подрезала крылья сильным»), необходимость платить выкуп, нехватка земли были причиной хронической нищеты крестьянства, а помещичье хозяйство оказалось не в состоянии приспособиться к новым условиям.
Вопрос второй. Одной из важнейших своих обязанностей как «просвещенного» монарха Александр I считал реформирование государственного строя. Деятельное участие в разработки проектов реформ в начале его царствования принимал Негласный комитет. С 1807 г. эта работа была поручена М.М. Сперанскому. В основу его проекта реорганизации государственного управления был положен принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивалась в Государственной Думе. Кто получал избирательные права по этому проекту? Исполнительная власть принадлежала министерствам. Сенат становился высшим судебным органом. При императоре создавался Государственный совет. Какие функции он должен был выполнять? Законы должны были приниматься Думой, а представляться – императором, правительством и Госсоветом. Сам император мог принимать законы помимо Думы. Могла ли такая реформа в случае ее реализации ограничить самодержавие? Почему император не подписал этот проект? В 1810 г. был учрежден Госсовет, который просуществовал до 1917 г. В 1802 г. были созданы министерства. Расскажите о значении этих реформ. В 1815 г. Александр подписал конституцию Польши. После Отечественной войны 1812 г. царь вновь поручает разработать проект конституции России Н.Н. Новосильцеву. Расскажите о его содержании. Почему в 20-е годы Александр устранился от государственных дел? Какую роль играл в это время А.А. Аракчеев? Что такое военные поселения? Почему планы реформирования политической системы не были осуществлены?
Вопрос третий. Начиная с Петра, российские императоры смотрели на Европу, как на образец для подражания. Николай I (1825-1855) вступил на престол, когда на Западе происходили буржуазные революции, а в России восстали дворяне-декабристы. Эти обстоятельства обусловили консервативно-охранительный характер его правления. В то же время царь был убежден в необходимости разрешения наиболее острых вопросов. В целом его внутренняя политика была направлена на укрепление могущества России. Считая, что всеми государственными делами должен руководить лично император, Николай превращает Собственную его императорского величества канцелярию в высший орган, которому были подконтрольны все государственные учреждения. Расскажите, чем занималось II отделение Канцелярии? Расскажите о работе по кодификации русских законов. Кому она была поручена? Какие задачи были поставлены перед III отделением? Подчеркните, что в первую очередь оно должно было осуществлять наблюдение за умонастроениями в обществе. Одной из самых важных внутриполитических задач Николай считал укрепление полицейско-бюрократического аппарата на принципах централизации и бюрократизации, что должно было, по его мнению, позволить эффективно бороться с революционными настроениями в обществе и укрепить самодержавие. Для достижения этой цели требовалась огромная армия чиновников, главным качеством, которых должна быть исполнительность. В чем смысл выражения «мундир победил фрак»? Чтобы не допустить повторения событий 14 декабря 1825 г., были предприняты меры в области народного просвещения. Расскажите о содержании школьной и университетской реформ? Какую цель они преследовали? Жесткому контролю со стороны государства была подвергнута печать. Почему цензурный устав называли «чугунным»?
Список основной литературы
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2004.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М., 2001.
3. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2005.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 335 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тема 5. Российская империя в первой половине XIX века
Вопрос первый. Александр I правил в 1801-1825 гг. После занятия трона он провёл ряд мероприятий либерального характера. В частности, объявил амнистию заключённым и сосланным при Павле I, восстановил Жалованные грамоты Екатерины II и т.д. Это вселило надежды, что он будет править в традициях екатерининского времени. Однако Александр I решился на реформирование государства и общества.
Деятельное участие в разработки проектов реформ в начале его царствования принимал Негласный комитет. С 1807 г. эта работа была поручена М.М. Сперанскому. В основу его проекта реорганизации государственного управления был положен принцип разделения властей. Законодательная власть сосредотачивалась в Государственной Думе. Кто получал избирательные права по этому проекту? Исполнительная власть принадлежала министерствам. Сенат становился высшим судебным органом. При императоре создавался Государственный совет. Какие функции он должен был выполнять? Законы должны были приниматься Думой, а представляться – императором, правительством и Госсоветом. Сам император мог принимать законы помимо Думы. Могла ли такая реформа в случае ее реализации ограничить самодержавие? Почему император не подписал этот проект? В 1810 г. был учрежден Госсовет, который просуществовал до 1917 г. В 1802 г. были созданы министерства. Расскажите о значении этих реформ. В 1815 г. Александр подписал конституцию Польши. После Отечественной войны 1812 г. царь вновь поручает разработать проект конституции России Н.Н. Новосильцеву. Расскажите о его содержании. Почему в 20-е годы Александр устранился от государственных дел? Какую роль играл в это время А.А. Аракчеев? Что такое военные поселения? Почему планы реформирования политической системы не были осуществлены?
Покажите, что сделал Александр I для облегчения положения крестьян. Почему он не пошёл на отмену крепостного права, хотя и создал комитет по подготовке освобождения крестьян?
Вопрос второй. Начиная с Петра, российские императоры смотрели на Европу, как на образец для подражания. Николай I (1825-1855) вступил на престол, когда на Западе происходили буржуазные революции, а в России восстали дворяне-декабристы. Эти обстоятельства обусловили консервативно-охранительный характер его правления. В то же время царь был убежден в необходимости разрешения наиболее острых вопросов. В целом его внутренняя политика была направлена на укрепление могущества России. Считая, что всеми государственными делами должен руководить лично император, Николай превращает Собственную его императорского величества канцелярию в высший орган, которому были подконтрольны все государственные учреждения. Расскажите, чем занималось II отделение Канцелярии? Расскажите о работе по кодификации российских законов. Кому она была поручена? Какие задачи были поставлены перед III отделением? Подчеркните, что в первую очередь оно должно было осуществлять наблюдение за умонастроениями в обществе. Одной из самых важных внутриполитических задач Николай считал укрепление полицейско-бюрократического аппарата на принципах централизации и бюрократизации, что должно было, по его мнению, позволить эффективно бороться с революционными настроениями в обществе и укрепить самодержавие. Для достижения этой цели требовалась огромная армия чиновников, главным качеством, которых должна быть исполнительность. В чем смысл выражения «мундир победил фрак»? На кого опирался Николай I? Какую политику он проводил в отношении крестьян? Почему он не решился на их освобождение, хотя и считал крепостное право злом?
Третий вопрос. Расскажите об экономическом развитии России в первой половине XIX в. Раскройте структуру феодального землевладения. Покажите, как развивалось мануфактурно-промышленное производство. В чём проявился кризис феодально-крепостнической системы?
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав