что носили на голове джентльмены xix века
Что носили на голове джентльмены xix века
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Средневековые головные уборы на Руси и на Западе: смирение и безумие
Для чего сказочные феи носили высокие колпаки? Когда капюшон воссоединился с одеждой? Как женские украшения помогают археологам? И что на самом деле означает слово «кокошник»?
Во все времена в костюмах женщин всех народов обязательно присутствовали головные уборы. Они не только защищали от неблагоприятных погодных и природных условий, но и посылали окружающим важную информацию о владелице. Давайте разберёмся, как развивалась мода на «одежду» для головы, и что именно могли узнать по ней люди в Европе и на Руси. А также как европейские дамы потеряли христианскую скромность и перешли к светскому безумию.
Средневековая мода в Европе
В Европе поначалу головные уборы служили практическим целям: они должны были закрывать от солнца и согревать в холод. Это были соломенные шляпы и меховые или холщёвые шапки и чепцы. Но очень быстро «одежда» для головы стала играть символическую роль. И началось это именно с женских головных уборов.
В 10-13 веках в европейской женской моде господствовала христианская идея смирения и покорности: считалось, что представительницы «слабого пола» духовно слабее мужчин, а потому не могут противостоять дьяволу. Чтобы получить какую-нибудь защиту, они носили закрытые головные уборы (чепцы), которые тщательно скрывали от посторонних глаз волосы, шею и даже часть лица. Кроме этого женщины должны были ходить с опущенным взглядом и головой. Замужние женщины подчёркивали покрытой головой свою зависимость от мужа – они были как бы дополнением к нему, и поэтому не должны были выглядеть независимо и открыто.
Но в 13-ом веке придворные дамы взбунтовались против христианской традиции смирения и покорности, ведь они всё больше принимали участие в большой политике (в Англии, Франции и Испании к этому времени на престоле побывало уже несколько единовластных королев). Они решили избавиться от излишней скромности, и ввели в моду эннен (он же атур). Этот головной убор позволял видеть окружающим не только лицо и шею женщины, но и половину её макушки и даже затылок. При этом брови и волосы на этих местах полностью сбривались. Эннен представляет собой высокий колпак из накрахмаленной ткани, к которому прикреплялась вуаль, свисавшая до пола. Высота колпака указывала на происхождение женщины – чем он выше, тем знатнее дама: принцессы носили метровые эннены, а знатные дамы довольствовались 50-60 см. Выглядело по сравнению с предыдущей модой открыто и раскрепощено, но немного… безумно. На средневековых сказочных изображениях волшебницы-феи предстают в этих колпаках неимоверной высоты – видимо, художник этим хотел подчеркнуть их «возвышенность» над простыми людьми.
Мужчины не отставали от женщин: они носили высокие шляпы в форме усечённого конуса. Такая уловка помогала им казаться ростом не ниже дам. Те, кто не комплексовали из-за роста, надевали различные шапки, береты или шляпу бальцо, внешне напоминавшую сарацинский тюрбан.
Женский эннен и его многочисленные разновидности были на пике бургундской моды вплоть до 15-ого века, пока популярность не завоевал эскофьон и рогатый чепец. Первый – это золотая сеточка, которая надевалась на голову поверх скрученных над ушами кос. Второй выглядел как раздвоенный атур, покрытый сверху тканью. Эти головные уборы щедро и дорого украшались золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, и стоили целое состояние. Рогатый чепец сейчас может показаться странным веянием моды, но и тогда женщины в них часто становились жертвами насмешек и осуждений со стороны церкви, которая видела в этом головном уборе «пристанище дьявола». Но средневековым модницам, видимо, нравилось носить рога – ведь эта мода продержалась около столетия.
У знатных мужчин в 15-ом веке стала популярна шляпа с полями, которая до этого считалась частью одежды крестьян. Мало того, она превратилась в символ знатности и благородства: её помещали на свой герб представители дворянских родов и целые города.
Простолюдинки в это время носили обычные чепцы с рюшками, головные платки и соломенные шляпы. А крестьяне и горожане часто надевали капюшон с длинным шлыком (концом) и лопастями, закрывавшими плечи и имевшими зубчатый срез. В эпоху Возрождения этот капюшон стал атрибутом шутов. «Прирос» капюшон к куртке или плащу где-то в 15-ом веке, когда ему на смену пришли шляпа и берет.
Эпоха Ренессанса создала новые идеалы. В моду вошли роскошь, богатство и чувственность, а с ними сложные причёски, шляпки и береты, открывавшие лицо, шею и волосы. А христианское смирение и традиция закрывать голову отодвигались со временем всё дальше в прошлое, и уже никогда не вернулись в европейскую моду.
Средневековая мода на Руси
На Руси с глубокой древности традиционной причёской для женщин была коса: одна у девушек и две у замужних. С женской косой связано множество поверий, например, считалось, что распущенные женские волосы приманивают злых духов, и поэтому их и надо заплетать в косу.
Обязательным правилом для славянских женщин было покрывать голову убрусом или повоем – полотном ткани. Даже незамужние девушки могли открывать лишь макушку. Убрус или повой считались символом чистоты, благородства и смирения. Поэтому лишиться головного покрывала (опростоволоситься) считалось величайшим позором.
В древности женщины поверх убруса надевали деревянный или металлический обруч, а к нему крепили височные и налобные кольца, бляшки и подвески. Зимой носили небольшую шапочку с мехом, поверх которой надевали особую повязку очелье (налобник), богато украшенную вышивкой и жемчугом. В каждом городе и селении украшения и орнаменты вышивки настолько отличались друг от друга, что современные археологи по ним определяют территории расселения славянских племён.
С 12-го века в летописях упоминаются такие головные уборы как кика, повойник, сорока и многие другие, имевшие схожее строение. Эти головные уборы выглядели как корона (иногда с рогами), покрытая тканью. Их изготовляли из бересты и богато украшали бисером и вышивкой. Эти головные уборы прятали под собой косы, а так же скрывали от посторонних глаз лоб, уши и затылок женщины. Их строение и украшения могли рассказать окружающим всё, что нужно знать о женщине: откуда она родом, какое занимает социальное и семейное положение. До нас эти мельчайшие «опознавательные» особенности украшений не дошли, но раньше о них знал каждый. С 13-15 веков у простолюдинок их всё чаще заменяли головные платки, но в некоторых регионах эти уборы просуществовали до 20-го века.
Удивительно, но в массовом сознании знаменитый кокошник стал символом русского народного костюма только в 19-ом веке. Название этого убора произошло от старорусского слова кокошка – курица, наседка. Этот головной убор был частью праздничного наряда, и в старину его могли носить только замужние женщины. Он, как ни какой другой головной убор, подчёркивал женскую красоту и благородство. В отдалённых губерниях кокошник просуществовал до конца 19-го века. Но в начале 20-го столетия он неожиданно вернулся и вошёл в гардероб модниц… всей Европы! Сделанный под новый лад, русский кокошник был свадебным убором европейских невест в 1910-20 гг.
К сожалению, эти красивые головные уборы просуществовали в высшей среде только до петровской эпохи, когда народные обычаи и традиции заменились европейскими. А вместе с ними из женской моды ушли скромность и благородство.
27 правил джентльмена XIX века.
Удивительно, но более чем за 100 лет правила хорошего тона практически не изменились.
Понятие слова «джентльмен» изменялось и развивалось с течением времени, пройдя путь от обозначения представителя высокого сословия до просто хорошо воспитанного, уравновешенного и невозмутимого человека, придерживающегося определенных правил поведения. И, разумеется, главной отличительной чертой джентльмена являлись не одежда и шляпа, а строгая приверженность принципам, так называемому «кодексу джентльмена».
Мы хотим вас познакомить с основными правилами общения для джентльменов, которые впервые опубликованы в 1875 году в A Gentleman’s Guide to Etiquette автора Cecil B. Hartley.
И едва ли не все правила поведения джентльмена применимы и сейчас. Давайте вести себя как воспитанные люди.
1) Верхом невоспитанности есть отвлечение во время разговора на свои часы, трубку или записную книжку. Даже если вы устали и вам скучно, не показывайте этого.
2) Никогда не перебивайте того, кто говорит. Даже простое уточнение неправильной даты может быть невежливым, если вас о том никто не просил. Еще хуже заканчивать за человека его мысль или торопить его любым способом. Дослушайте до конца анекдот или историю, даже уже знакомые вам.
3) Никогда не пытайтесь доказать свою правоту с помощью повышения голоса, высокомерия или уничижительного обращения. Будьте всегда любезным и откровенным, свободным от всякого диктаторства.
4) Никогда, если, разумеется, вас не просили этого сделать, не говорите о вашем собственном бизнесе или профессии в обществе. Вообще поменьше уделяйте внимания своей персоне.
5) Джентльмен, обладающий настоящим интеллектом и культурой, как правило, скромен. Он может чувствовать, находясь в обществе обычных людей, что в интеллектуальном плане он выше тех, кто вокруг него, но он не будет стремиться показать свое превосходство над ними. Он не будет стремиться затрагивать темы, в которых собеседники не обладают соответствующими знаниями. Все, что он говорит, всегда отмечено вежливостью и уважением к чувствам и мнению других.
6) Не менее важно, чем умение хорошо говорить, умение с интересом слушать. Именно оно делает человека отличным собеседником и отличает человека из хорошего общества.
7) Никогда не слушайте разговор двух лиц, который не предназначен для вас. Если они так близко, что вы не можете не слышать их, вы можете соблюдая приличия просто перейти в другое место.
8) Старайтесь говорить, насколько это возможно, кратко и по делу. Избегайте длительных отвлечений и не относящихся к предмету замечаний.
9) Если вы внимаете лести, то вы должны также открыть ворота глупости и чрезмерному самомнению.
10) Даже если вы уверены, что ваш оппонент совершенно не прав, ведите дискуссию спокойно, высказывайте аргументы и контрдоводы не переходя на личности. Если вы видите, что собеседник непреклонен в своем заблуждении, то ловко переведите разговор на другой предмет, оставляя ему возможность сохранить лицо, а вам избежать гнева и раздражения.
11) Имейте, если хотите, стойкие политические убеждения. Но не выпячивайте их при любом случае и, ни в коем случае, не заставляйте других людей соглашаться с вами. Выслушивайте спокойно другие мнения и не встревайте в ожесточенные споры. Пусть ваш собеседник подумает, что вы плохой политик, но не дайте ему повод усомниться, что вы джентльмен.
12) Говоря о своих друзьях, не сравнивайте их друг с другом. Говорите о достоинствах каждого из них, но не пытайтесь усилить достоинства одного за счет противопоставления порокам другого.
13) Избегайте в разговоре любых тем, которые могут травмировать отсутствующих. Джентльмен никогда не будет клеветать или слушать клевету.
14) Даже остроумный человек становится утомительным и невоспитанным, когда он пытается полностью поглотить внимание компании.
15) Избегайте слишком частого употребления цитат и мыслей великих. Как приправа к еде, они могут украсить беседу, но их чрезмерное количество портит блюдо.
16) Избегайте педантизма. Это знак не интеллекта, а глупости.
17) Говорите на родном языке правильно, в то же время не будьте слишком большим сторонником формальной правильности фраз.
18) Никогда не делайте замечания, если другие делают ошибки в своей речи. Обратить внимание словом или другим действием на такие ошибки собеседника является признаком невоспитанности.
19) Если вы специалист или ученый, избегайте использования технических терминов. Это является плохим вкусом, потому что многие их не поймут. Если, однако, вы случайно использовали такое слово или фразу, еще большей ошибкой будет тут же броситься объяснять его значение. Никто не будет благодарить вас за такое подчеркивание их невежества.
20) Никогда не стремитесь играть в компании роль шута, потому что очень быстро вы приобретете славу «смешного человека» для вечеринок. Эта роль недопустима для настоящего джентльмена. Стремитесь к тому, чтобы ваши собеседники смеялись вместе с вами, но не над вами.
21) Избегайте хвастовства. Говорить о своих деньгах, связях, возможностях является очень плохим вкусом. Точно так же нельзя гордиться вашей близостью с выдающимися людьми, даже если оно имеет место быть. Постоянное подчеркивание «мой друг, губернатор Х», или «мой близкий знакомый, президент Y» является напыщенным и недопустимым.
22) Не стремитесь придать своему образу излишнюю глубину и утонченность, презрительно отказываясь от веселых бесед, шуток и развлечений. Старайтесь действовать в соответствии с обществом, в котором вы находитесь, если это не противоречит другим правилам джентльмена.
23) Является совершенно грубым, неприличным и глупым вставка в свою речь цитат, выражений и терминов на иностранном языке.
24) Если вы чувствуете, что начинаете злиться в разговоре, то либо обратитесь к другой теме, либо замолчите. Вы можете произнести в пылу страсти слова, которые вы никогда бы не использовали в спокойном состоянии духа, и за которые вы потом будете горько раскаиваться.
25) «Никогда не говорите о веревке в присутствии человека, родственник которого был повешен» — это хотя и грубоватая, но верная народная пословица. Тщательно избегайте тем, которые могут быть слишком личными для собеседника, не вмешивайтесь в чужие семейные дела. Не стремитесь к обсуждению чужих секретов, но если вам их все же доверили. то рассматривайте это как очень ценный знак и никогда не передавайте свои знания третьему лицу.
26) Хотя путешествия способствуют развитию ума и кругозора джентльмена, все же не стоит при всяком случае вставлять фразы: «когда я был в Париже. », «в Италии этого не носят. » и так далее.
27) Избегайте сплетен. Это и в женщине выглядит отвратительно, но для мужчины это абсолютно подло.
Из чего сделан истинный джентльмен
Как правильно ходить, курить, есть, общаться с дамами, снимать шляпу и одеваться, согласно законам этикета из книг XIX века. Посмотреть на настоящих джентльменов можно на выставке «Красавец мужчина» в Государственном историческом музее
Внешний вид джентльмена
Будьте осторожны в выборе одежды. Неизвестно, кто встретится вам сегодня, так что лучше не покидать дом вовсе, чем покидать его плохо одетым. Яркие цвета и обилие украшений не подобают джентльмену.
Коробочка для табака, часы, запонки, пуговицы на рукаве, цепочка для часов и одно кольцо — это все драгоценности, которые может позволить себе носить хорошо одетый мужчина.
Наймите хорошего портного, ведь костюм из грубого сукна, который хорошо скроен и идеально вам подходит, будет куда более элегантной деталью вашего гардероба, чем плохо сделанная вещь из самой дорогой материи.
Каждая деталь вашего костюма должна быть аккуратной. От завитка волос и до кончика ботинка все должно производить впечатление совершенства. Однако после того, как вы взглянули на себя в зеркало перед выходом, вы должны забыть о своей одежде. Нет ничего хуже мужчины, суетящегося в обществе внешнего вида, — закатывающего рукава, поигрывающего усами, оттягивающего ворот или постоянно поправляющего узел галстука. Одевшись, не пытайтесь изменить в своем костюме до тех пор, пока вновь не окажетесь в гардеробной.
Пусть ваши волосы, борода и усы всегда будут идеально гладки, хорошо уложены и безупречно чисты.
Джентльмен за столом
Может показаться, что прием пищи — чрезвычайно простая вещь, однако нет другой такой ситуации, в которой джентльмен и вульгарный человек разнятся столь сильно, как за столом.
Благовоспитанный человек, получая приглашение отобедать с другом, отвечает на него без промедления, вне зависимости от того, принимает он его или нет.
Если вы пришли по приглашению и обнаружили, что среди гостей нет дам, вы можете отправиться к столу с любым джентльменом, стоящим рядом с вами, либо с тем, с кем вы беседовали в момент, когда вас позвали к столу. Если ваш компаньон старше вас, на него распространяются те же правила учтивости, какими бы вы руководствовались, будь он дамой.
Покрывать грудь салфеткой — привычка устаревшая, а теперь еще и почитаемая вульгарной.
Никогда не следует засучивать рукава, будто вы собираетесь вымыть руки. Иные мужчины поступают так, однако это знак дурного воспитания.
Если в листьях салата или же на тарелке с фруктами вы увидите червя или насекомое, передайте ее прислуге без комментария. Вам принесут другую.
Много есть — омерзительно. Впрочем, если вы съедите слишком мало, ваш хозяин может подумать, что вам отвратительно его угощение.
Помните, что ваша вилка служит только для того, чтобы подносить пищу с тарелки ко рту, и что джентльмен никогда не ест с ножа.
Никогда не дуйте на суп, если он горяч, а дождитесь, пока он остынет.
Никогда не заказывайте суп дважды.
Всегда утирайте губы перед тем, как пить из бокала, ибо ничто не выглядит столь дурно, как жир с ваших губ, отпечатанный на стекле.
Соблюдайте трезвость; никогда не пейте за столом более одного вида вина и вообще не проявляйте усердия в этом вопросе.
Не кладите фрукты или конфеты в карман, чтобы забрать их с собой.
Джентльмен на улице
Не курите на улице до наступления темноты и вынимайте сигару изо рта, если встретили даму.
Прогуливаясь с дамой или джентльменом, который старше вас, позвольте им идти по той части улицы, что ближе к домам.
Гуляя с дамой или просто проходя мимо нее, следите за тем, чтобы не наступить ей на платье.
Вы можете поклониться даме, сидящей у окна, когда идете по улице, но вам не следует приветствовать поклоном даму, если вы сидите у окна, а она идет по улице.
В случае нежданного дождя вам следует (если обстоятельства делают это уместным) предложить свой зонт даме, которая не имеет зонта. Если она принимает зонт и спрашивает ваш адрес, чтобы его вернуть, оставьте зонт ей. Если она настаивает, что не желает вовсе лишать вас зонта, вы можете предложить сопроводить ее до дома, однако в таком случае по пути не следует заводить беседу. Когда впоследствии вы будете покидать ее, позвольте ей поблагодарить вас, уверьте, что для вас было честью оказаться к ее услугам, после чего прощайтесь и уходите.
При встрече на улице этикет не обязывает джентльмена снимать перчатки, чтобы пожать руку даме, кроме случаев, когда на ее руке нет перчаток.
Если вы приветствуете , снимая шляпу, нет никакой нужды одновременно с этим склоняться в поклоне, кроме случаев, когда вы хотите выглядеть особенно почтительно и благоговейно, как бывает при встрече с епископом.
Если некто низкого происхождения приветствует вас, приподнимая шляпу, вам следует сделать в ответ то же самое.
Не останавливайтесь и не присоединяйтесь к толпе, собравшейся вокруг уличного представления или музыканта, если не хотите сойти за сельского жителя, выбравшегося в город на праздник.
Джентльмен на балу
Из всех развлечений, доступных молодым людям, нет более радостного, чем танцы.
Если вам выслали приглашение на бал, отвечайте на него без промедления.
Если вы явились на бал один, не следует целиком посвящать себя одной даме. Ваше внимание должно быть разделено поровну между несколькими; также помните, что ни при каких обстоятельствах нельзя танцевать дважды с одним и тем же партнером.
Приглашая даму на танец, используйте фразу: «Почтите ли вы меня своей рукой для кадрили?» или же «Могу ли я иметь честь танцевать этот танец с вами?». Такие фразы более уместны ныне, чем «Могу ли я иметь удовольствие…» или «Доставите ли вы мне удовольствие танцевать с вами?».
Когда вы танцуете с дамой, которую видите впервые, вам не следует говорить с ней.
Если дама отказала вам в танце с нею, не следует просить о том же сидящую рядом. Не следует также сразу же отправляться к другой даме, а стоит некоторое время пообщаться с той, к которой вы изначально обращались с предложением. Затем следует на время присоединиться к джентльменам, и лишь после этого вы можете искать себе другого партнера для танца.
Никогда не танцуйте без перчаток. Это незыблемое правило.
Если вы сопровождаете жену на бал, ни в коем случае не танцуйте с ней.
Если бал дают в вашем доме или же в доме вашего ближайшего родственника, вашей заботой становится обеспечение партнерами всех дам — молодых и старых, прекрасных и уродливых. Однако партнером самых старых и самых уродливых, скорее всего, придется стать вам.
Не следует быть в числе тех, кто покидает бал в последнюю очередь. Куда лучше покинуть его раньше, ведь, оставаясь на балу слишком долго, вы даете другим повод решить, что приглашения на балы приходят вам нечасто и сейчас вы хотите получить от редкой возможности как можно больше.
Никогда не отбивайте ритм музыки ногой или тростью. Нет ничего более отвратительного.
Вам следует говорить «фортепиано», а не «пиано-форте».
Джентльмен беседует
Мужчины, которые способны говорить лишь о забавных мелочах, редко будут популярны у женщин старше 25 лет.
Вовсе необязательно выкладывать все, что вам известно. То, что джентльмен говорит, должно быть тем, во что он верит.
Избегайте жаргона. Он не украшает, а пятнает разговор.
Крайней степенью грубости следует считать произнесенную в большой компании фразу, которая понятна лишь одному человеку. Крикнуть: «Джордж, я вчера встретил Д. Л., и он сказал, что возьмет это под свой контроль!» — так же грубо, как подойти к Джорджу и шепнуть на ухо.
Если вы в компании одних лишь джентльменов, никогда не просите спеть или рассказать историю.
Человек нечасто может позволить себе рассказывать истории в обществе; они, как правило, утомительны и для многих присутствующих могут оказаться «дважды рассказанной сказкой». Короткий блистательный анекдот, который применим к разговору, — это все, что воспитанный человек может себе позволить.
На званом вечере вам никогда не следует говорить с мужчиной о его профессии. Так, ни к чему заводить разговор о политике с журналистом; о лихорадке — с врачом; о ценных бумагах — с маклером; а также (если, конечно, вы не хотите вызвать крайнюю степень его изумления) об образовании — со студентом.
Никогда не спрашивайте о цене вещи. Эту страшную ошибку чаще всего совершают нувориши.
Джентльмен пишет письма
Нет другой такой же важной дисциплины, нет другого столь же важного способа общения с мужчинами, нет другого подобного качества, которое делает джентльмена джентльменом, как способность написать хорошее письмо.
Излагайте мысли своими словами, никогда не заимствуя чужих. Если вас уличат в плагиате, вам никогда не удастся восстановить свою репутацию оригинального человека.
Отправляя письмо с запросом, всегда вкладывайте марку для ответа. Если вы обеспокоили вашего респондента необходимостью изыскать для вас информацию, у вас нет права вынуждать его оплачивать почтовые услуги.
В письмо с просьбой об автографе всегда должна быть вложена марка для ответа. В подобном письме также необходимы комплиментарные слова, объясняющие ценность для вас этого имени. Вы можете указать на дела и поступки знаменитости, сделавшие его имя таким желанным.
Приглашения следует посылать с вашим слугой или клерком. Нет ничего более вульгарного, чем отправить приглашение с посыльным, к тому же так повышается риск того, что приглашение может опоздать.
Если вы впервые приглашаете даму присоединиться к вам в конной поездке, прогулке или посещении публичных мест, вам также следует пригласить ее мать, сестру или иную леди из той же семьи, однако же если у вас есть мать или сестра, с которой эта дама хорошо знакома, то в приглашении вам следует указать, что ваша мать или сестра будут сопровождать ее в поездке.
Написанная красивым почерком визитная карта — самый элегантный вариант для джентльмена, следом за которой идет карта тисненая. Отпечатанная карта используется крайне редко и никакой элегантности в ней нет.