в чем смысл союзного государства россии и белоруссии
Как нам стать друг другу ближе?
Вячеслав, доклад носит не совсем обычное название «Союзное государство Беларуси и России: результаты для граждан и перспективы». То есть вы, эксперты, предприняли попытку оценить достижения Союзного государства для обычного гражданина, чего до этого никто не делал. В чем еще новизна исследования?
Также новизна заключается в попытке системного подхода, разностороннего анализа. Мы далеко не всегда отдаем себе отчет, как многогранно сотрудничество России и Беларуси. Поэтому доклад построен по 10 разделам, каждый из которых затрагивает одну из актуальных сфер.
В-третьих, эксперты пришли к выводу, что в сферах экономических наше взаимодействие воспринимается людьми как более эффективное, нежели интеграция в гуманитарной и социальной.
В авторском коллективе значатся 16 белорусских и российских экспертов. Почему пригласили именно их?
Вячеслав Сутырин: Мы пригласили исследователей, которые серьезно занимаются научной деятельностью. Это известные ученые, ведущие специалисты в своих сферах. Среди них есть люди, которые имеют богатый опыт дипломатической работы, госслужбы. Мы стремились к работе на паритетной основе, поэтому у нас было по 8 экспертов из России и Беларуси. Мы хотели, чтобы авторский коллектив был достаточно большим, чтобы было много идей, широкая репрезентативность взглядов.
В докладе много социологии. Трудно ли было опрашивать граждан о достижениях и проблемах Союзного государства?
Вячеслав Сутырин: Мы признательны белорусским коллегам за то, что они провели эти опросы. Данные были собраны на всей территории Беларуси. Сложно ли было? С одной стороны, узнаваемость Союзного государства, особенно в молодежной среде, недостаточна, с другой, в целом люди охотно беседуют. Они активно делились суждениями по поводу союза России и Беларуси. Большинство относится благосклонно, положительно воспринимает идею дальнейшей интеграции. Спектр тем был очень широкий, мы дали в доклад только ключевые.
Серьезного внимания заслуживает работа с молодежью: как мы видим по соцопросам, почти по всем пунктам у молодежи восприятие менее позитивное и оптимистичное, чем у старших поколений.
В вашем докладе есть весьма смелые рекомендации. К примеру, рассмотреть вопрос о введении гражданства Союзного государства, не отменяющего гражданство каждой из стран (ID-карта). Как это может выглядеть на деле?
Вячеслав Сутырин: Для того чтобы люди в Союзном государстве имели возможности для реализации своего потенциала, важно решить задачу выхода на союзное гражданство. Оно не отрицает национальное и не противоречит ему. Это конструкция поверх границ, которая объединила бы людей, и они могли бы ощущать себя гражданами целостной цивилизации, которая называется Союзное государство. Свободно жить, работать, учиться на нашей общей территории. Эту целостность нужно сохранить и в цифровую эпоху. Вопрос качества и доступности госуслуг, которые сейчас уходят в цифровую область, напрямую связан с вопросом о свободе передвижения и свободе деятельности, быстроты решения вопросов трудоустройства, доступа к медицинской помощи, оформления страховых полисов и т.д.
Это конкретные задачи и проблемы людей. И сейчас, когда идет цифровизация госуслуг, вопрос гражданства становится еще более острым. Введение ID-карты могло бы снять цифровые барьеры и разделение на «иностранец-не иностранец». Помогло бы выйти на особую модель сотрудничества, создать единое электронное правительство, которое оказывало бы цифровые госуслуги. Это колоссально облегчит жизнь сотен тысяч, а если мы говорим о трудовой миграции и турпотоке, то и миллионов наших людей.
Весомая часть исследования посвящена различным аспектам экономического взаимодействия в рамках Союзного государства. Предлагается даже рассмотреть введение электронной валюты как переходного этапа к единой валюте в рамках Союзного государства или ЕАЭС. То есть это реально сделать?
Но есть еще и другой стратегический фактор. Важно не допустить размывания общего экономического пространства за счет различных цифровых стандартов. В том числе различных систем регулирования, включая и криптовалюты. Потому что это может создать очень серьезные разделительные линии внутри Союзного государства.
Вячеслав, целый раздел доклада посвящен науке и образованию. Например, предлагается запустить пилотную программу академической мобильности для студентов Союзного государства, синхронизировать льготы при поступлении в вузы для медалистов. Как думаете, насколько это осуществимо?
Вячеслав Сутырин: Все эти задачи осуществимы. Другое дело, что здесь далеко не все развивается так быстро, как хотелось бы. Что сдерживает? Вероятно, есть определенное недоверие, сомнения, что, если полностью унифицировать эту сферу, это может привести, например, к вымыванию талантливых кадров. Но, если мы создаем общее экономическое пространство, приводим нашу правовую базу, подходы в госуправлении к общему знаменателю, в соответствие с реалиями экономической жизни, то надо и здесь договариваться и прийти к выводу, что вопрос этой конкуренции за молодежь теряет актуальность. Потому что молодежь перемещается в рамках нашего общего пространства, где мы не проводим границ. И это принципиальное видение, перспектива, на которую важно выйти. Тем более сегодня вымывание молодых талантов ведь происходит просто вообще за рамки нашего общего пространства.
А во-вторых, здесь еще может быть много дополнительных инструментов, например, программы обменов, которые включают обязательства со стороны студента поработать сколько-то лет в отрасли, в которой он получил образование за счет гранта, поработать в союзных программах. Это мировая практика и она, конечно же, может быть использована и в рамках сотрудничества наших стран.
Кому напрямую адресовано ваше исследование?
Общие деньги, налоги и военная доктрина: что ждет Союзное государство
«Вы сами знаете, что сейчас происходит на мировых рынках нефти и газа. Белоруссия сегодня получает газ от России в семь, восемь, а то и в отдельные моменты в девять, в десять раз, раз дешевле, чем на европейских спотовых рынках. Если говорить и сравнивать с поставками нашим потребителям по долгосрочным контрактам «Газпрома», то в три-четыре раза дешевле. Это касается граждан Белоруссии, домохозяйств, которые приобретают энергию по таким минимальным ценам, это касается всей экономики Белоруссии», – подчеркнул глава российского государства.
Такое уточнение президент России сделал на заседании Высшего Государственного совета Союзного государства, которое прошло в режиме видеоконференции в День народного единства.
И что же все это значит? Об этом «Вестям в субботу» рассказал государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Мезенцев.
— Дмитрий Федорович, если по-простому, белорусов заставили перейти на российский стандарты или Россия, Белоруссия договорились о том, что появились общие компромиссные стандарты?
— Белорусов заставить что-то делать против их воли в ущерб национальным интересам невозможно.
— Неожиданный вопрос: а где у вас лежит трудовая книжка, в Москве или Минске?
– В Москве, в постоянном комитете Союзного государства.
– А там уже герб Союзного государства висит?
– Книжка заведена еще в 1981 году. Герб Советского Союза. А вот что касается символики для Союзного государства, мы над этим работаем. Недавно я имел право сказать об этом главам государств, членам Высшего госсовета. Мы видим объединяющий символ, который необходим. Может быть, если мы помечтаем, какое-то время пройдет, и многие совместные документы будет сопровождать если не герб, то союзный символ.
— Где союзный символ, там союзный парламент, союзный президент. Или все-таки.
– Я вижу, что вы хорошо подготовились и прочитали союзный договор, который был подписан еще в декабре 1999 года. Там прописано это. Но сегодня – разговор об экономической интеграции, притом что Россия и Белоруссия остаются независимыми и суверенными государствами.
– Давайте по пунктам пройдемся. 28 программ в общей сложности. Я, кстати, недавно узнал случайно, что, оказывается, и белорусы уже давно платят 13% плоской шкалы подоходного налога. Тем не менее там есть посыл о гармонизации налоговой.
– Таможенного и валютного. Простите меня, тогда еще одну провокацию. Это будет про один союзный рубль или про российский и белорусский рубли?
— И российский рубль, и белорусский, даже несмотря на тяжелые полтора ковидных года, в целом сохранили свою устойчивость. Действительно, в союзном договоре обозначен выход на единую валюту. Но на этом этапе сегодня об этом разговора нет. Но есть возможность обеспечивать совместный контроль в сфере финансового урегулирования, не допускать «отмывания» незаконно заработанных средств. Отдельная карта посвящена использованию национальных платежных систем. И это, конечно, осовременивание для финансовой сферы России и Белоруссии в совместных практиках.
— В чем тогда состоит углубление интеграции России и Белоруссии, о котором сейчас говорят?
– Это выход на единую промышленную политику.
— Один очень прикладной вопрос. У нас все это время было Союзное государство, но автомобили «МАЗ» белорусского производства здесь считались все-таки иностранными, и, наоборот, «КамАЗ» там считался иностранным. Соответственно, не было по-настоящему общего рынка, по-настоящему общих правил. Сейчас это будет?
– Одна из карт посвящена формированию единых правил, чтобы не допускать ненужной конкуренции друг с другом, не заставлять делать параллельные производства, которые будут биться друг с другом за рынки сбыта. Вот это учтено.
– Дмитрий Федорович, я спрашивал, где у вас лежит трудовая книжка. Я вам, наверное, никогда не говорил, какое у меня первое место работы, где мне завели трудовую книжку. ее завели в газете «Комсомольская правда». Это мое первое место работы. У «Комсомолки» были проблемы в Белоруссии в последнее время. У нескольких других коллег были проблемы в Белоруссии в последнее время. Сейчас на этой встрече прозвучали идеи о том, что давайте создадим общесоюзный медиахолдинг и так далее. Наверное, между такими союзниками, как Россия и Белоруссия, может быть по истине дружеский разговор о том, каким должны быть условиям работы для журналистов?
– Подождите, разве (за редким исключением) сегодня его нет? Главное сегодня – молодым белорусам и молодым россиянам рассказать о том, что нас объединяет.
– Это правда.
— «Комсомольская правда» в Белоруссии – это белорусское издание. И сложности возникали у граждан Белоруссии в ходе обеспечения их деятельности, если вы меня выводите на это поле. Конечно, помимо требований закона о печати есть определенные практика и этика. Если контролирующие органы считают, что этика нарушена, нужно вести диалог. Хочу пожелать всем журналистам умения добиваться, в том числе в диалоге с представителями власти, того, чтобы тебя поняли, чтоб была понятна твоя мотивация, что ты работаешь на укрепление общества и отношений в нем. Не власти, а общества. Чтобы оно было сильнее.
– Эти 28 новых соглашений отраслевых, которые есть, они же в действительности делают отношения еще более дружескими. А между друзьями возможен откровенный разговор.
— Новая военная доктрина.
– Количество российский войск на территории Белоруссии будет увеличиваться в рамках этой доктрины?
– Это интересный вопрос. Политический адрес этого документа, он во многом уже ответил на то, о чем вы хотели спросить.
Союзное государство России и Белоруссии. История создания и цели
Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 г. в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и.о.президента РФ Владимиром Путиным и президентом РБ Александром Лукашенко.
Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 г., Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.
25 декабря 1998 г. в Москве Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно‑кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.
Высший орган Союзного государства – Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств‑участников.
В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Исполнительный орган Союзного государства ‑ Совет Министров. В него входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств‑участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
Представительный и законодательный орган – Парламент. До выборов в него в настоящее время действует Парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата Парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя ‑ на основе прямых выборов.
В рамках совместной комиссии во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран ведется подготовка Конституционного Акта Союзного государства, в котором должно найти отражение политическое устройство создаваемого интеграционного межгосударственного объединения. В качестве основополагающих принципов в нем предполагается зафиксировать сохранение суверенитета, равноправие и международную правосубъектность «субъектов Союзного государства».
По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.
С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства ‑ важнейший индикатор, характеризующий уровень, масштабы и финансовые возможности интеграции. Это совместный документ, формирующийся за счет отчислений государств‑участников. Главное назначение союзного бюджета ‑ служить финансовой базой для создания эффективного механизма торгового, научно‑производственного и инвестиционного взаимодействия двух стран, а также для финансирования совместных социально‑экономических, культурных, экологических, спортивных программ, проектов, мероприятий.
Союзный бюджет на 2010 год утвержден Парламентским собранием в размере 4,872 миллиарда российских рублей. Отчисления в доходную часть бюджета Россией составят 3,167 миллиарда российских рублей, Белоруссией – 1,705 миллиарда российских рублей.
По информации государственного секретаря СГ Павла Бородина, на производственные программы идет 35% расходной части бюджета, на военно‑техническое сотрудничество ‑ 30%. На социальные вопросы ‑ 28%. На содержание аппарата Союзного государства будет потрачено 0,7% бюджета.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости открытых источников
Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Все новости »
Каково значение и тонкости реализации 28 программ интеграции, принятых на заседании Высшего госсовета Союзного государства?
В ходе заседания Высшего государственного совета Союзного государства приняты 28 программ интеграции, утвержденных президентами обоих стран. В том числе страны договорились о единых принципах налогообложения и таможенного законодательства, формировании единого энергетического рынка и общей концепции миграционной политики.
Утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. По словам Владимира Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений. Начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Александр Лукашенко со своей стороны предложил провести реформу союзных СМИ и создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». Какое значение имеет данный интеграционный шаг?
Согласование 28 дорожных карт можно считать важным шагом по пути дальнейшей интеграции, переговоры о которой ведутся с 1999 года, однако далеко не последним. Сначала речь велась о 31 дорожной карте, но затем все, что связано с интеграцией политической, отложили, сосредоточившись на экономике. Впрочем, и в экономике пока заявлены скорее намерения двух стран, которым предстоит обрасти конкретикой. Помимо принятия только с российской стороны более 400 новых законодательных актов, предстоит добиться унификации правоприменительной практики, которая порой бывает важнее того, что написано в законах. Дорожные карты полностью не опубликованы, что оставляет возможность Москве и Минску по-разному подавать их в публичном пространстве.
В экономической сфере тоже пока речи нет о создании наднациональных регуляторных органов. Уже не упоминается создание единой валюты, хотя еще три года назад говорилось, что Союзное государство превзойдет по части интеграции сам Евросоюз. Нет намерения пока переходить и к единой денежно-кредитной политике. До конца следующего года лишь предстоит заключить соглашение центробанков о принципах ее гармонизации в целях создания «схожих финансовых условий», а также сформирования «сопоставимого уровня инфляции».
Инвесторы и потребители финансовых услуг двух стран должны будут получать «равный объем защиты прав», но пока речь идет лишь о выработке предложений по гармонизации законодательства. Неясны сроки взаимного допуска банковских и страховых организаций на рынки двух стран. Будут сняты ограничения на доступ к госзакупкам для компаний из двух стран. Правда, тут решающее значение имеют не только формальные правила, но и неформальные договоренности.
Во всем, что касается принципиальных моментов макроэкономической политики, стороны пока предпочитают обтекаемо говорить о сближении подходов и принципов. Но не унификации. Например, по словам премьера Белоруссии Романа Головченко, планируется заключить договор об общих принципах налогообложения. Однако «общие принципы» не тождественны единой налоговой политике и единому Налоговому кодексу. Планируется создать Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, но он будет носить консультативный характер.
А когда речь идет о «гармонизации таможенного законодательства», то это вовсе не значит, что будет создан единый Таможенный комитет Союзного государства, который будет издавать общие правила, которые сейчас интересны игрокам рынка именно в своих разных правоприменительных деталях. Планируют создать некую общую систему управления таможенными рисками. Но эта работа идет с 2009 года. И пока неясно, изменится ли что-то для российских импортеров на деле и можно ли будет растаможить товар для России в Белоруссии без отдельной регистрации там компании. Или, например, для некоторых, но разных товаров в России и Белоруссии действуют нулевая или 10-процентная ставка НДС, а для услуг электросвязи в Белоруссии — повышенный НДС в 25%. Планируется ли унификация? Как и, скажем, разных ставок акцизов на табак, которые у соседей ниже.
Путин обратил внимание, что вопросы нефти и газа до сих пор вызывают споры, хотя достигнут серьезный прогресс, и сейчас «стоимость энергоресурсов для Минска в девять-десять раз ниже, чем спотовые цены в Европе, и в три-четыре раза дешевле, чем по долгосрочным контрактам с Европой». Из этого пока не следует, что с 2023 года, когда начнется формирование общего энергорынка, цены в России и Белоруссии полностью сравняются.
Будут продолжены усилия по сближению в военно-политической области. Однако речь не идет о создании единой армии или размещении российских подразделений в Белоруссии. Союзное государство получит единую концепцию миграционной политики. Однако «концепция» не тождественна унификации визового режима, усиливается лишь координация деятельности соответствующих суверенных структур.
Какие-то перемены на обывательском уровне граждане двух стран почувствуют уже скоро. Будет отменен роуминг для телефонной связи. Станет возможным предоставление госуслуг в электронной форме, будут взаимно признаны средства идентификации для товаров, подлежащих обязательной маркировке. Наконец, применительно к туристической отрасли как раз употреблен термин «унификация регулирования».
Так что две страны продолжат двигаться навстречу друг другу, выбрав для этого не самый короткий, зато и не самый спорный путь. Конечный результат во многом будет зависеть от того, как пойдет политический транзит в Белоруссии, где на февраль намечен референдум по новой конституции. Которая, правда, тоже пока не опубликована.
Путин и Лукашенко подписали программу интеграции России и Белоруссии. Каким будет обновленное Союзное государство?
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
На заседании была утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. Как заявил во время заседания государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, принятие этого документа обусловлено изменением военно-политической обстановки в регионе, возникновением новых вызовов и угроз для двух стран. «Новая военная доктрина позволит повысить уровень согласованности оборонной политики, своевременно адаптировать задачи министерств обороны с учетом изменения в регионе военно-политической обстановки», — сказал Мезенцев.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
В подписанном Путиным и Лукашенко документе определены направления деятельности министерств внутренних дел, органов государственной безопасности, пограничных служб и внешнеполитических ведомств в сфере миграции. «Актуальность документа по-своему подтверждают и последние события на границе Белоруссии и Европейского союза», — отметил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
По словам Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. На новый уровень планируется вывести также взаимодействие органов государственного управления. Вскоре начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений.
Лукашенко при этом предложил провести реформу союзных СМИ, создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». В этой связи он не обошел стороной российские Telegram-каналы, пожаловавшись, что они критиковали его и сомневались в том, что союзные программы и документы об интеграции будут подписаны.
Фото: Shamil Zhumatov / Reuters
Переговоры в 2019-2020 годах касались 31-й дорожной карты по вопросам интеграции в различных сферах экономики и управления. Однако тесную политическую интеграцию стороны отложили. Лукашенко при этом ранее заявлял, что желает сохранить суверенитет Белоруссии в рамках Союзного государства. Он выступил против формирования новых наднациональных органов и предложил рассматривать объединение исключительно в рамках межотраслевого сотрудничества.