в чем смысл рассказа злоумышленник
«Злоумышленник» читательский дневник
Всего получено оценок: 649.
Всего получено оценок: 649.
«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности.
Краткое содержание «Злоумышленник» для читательского дневника
Число страниц: 3. Чехов Антон Павлович. «Злоумышленник. Рассказы». Издательство «Мир книги». 2007 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1885 год
Время и место действия
Действие рассказа происходит во второй половине XIX века в России, в кабинете судебного следователя. Произведение представляет собой диалог двух героев – следователя и «злоумышленника», искренне не осознающего масштабы своего преступления.
Главные герои
Денис Григорьев – простой, необразованный деревенский мужик, не способный мыслить масштабно и видеть дальше собственного носа.
Следователь – спокойный, уравновешенный представитель закона, которому так и не удаётся объяснить Григорьеву страшные последствия его преступления.
Сюжет
В здании суда находится маленький, невероятно худой, заросший мужичонка, которого обвиняют в отвинчивании гаек с железной дороги. Денис Григорьев признаётся в содеянном: да, он отвинчивал гайки, но особой вины в этом не видит.
Судебный следователь задает Григорьеву множество вопросов, однако обвиняемый никак не может понять, за что же его судят. Для него украденная гайка – это всего лишь грузило для удочки, и он никак не может понять, что из-за одной отвинченной гайки с рельс может сойти поезд и пострадает много людей. Следователь пытается объяснить Григорьеву всю тяжесть его проступка, однако злоумышленник даже обижается: уж сколько времени вся деревня гайки откручивает, и ни разу никакой аварии не было. Он пугается самого предположения, будто он намеренно замышлял столь страшное преступление.
Следователь заявляет, что теперь ему становится понятно, по какой причине в прошлом году поезд сошел с рельс. Григорьев поспешно с ним соглашается, заявляя, что следователь – умный человек и ему господь разумение дал.
Во время допроса следователь упоминает вторую гайку, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти не одну гайку. Он объясняет обвиняемому, что тому грозят каторжные работы. Тот ничего не понимает и после непродолжительного молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему идти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев не на шутку пугается: ему нужно попасть на ярмарку, получить долг за сало. Он просит, чтобы его высекли, и приходит к выводу, что нынешние судьи совсем не умеют судить.
Вывод и своё мнение
Произведение Чехова не такое простое, каким может показаться на первый взгляд. За внешней юмористической составляющей скрываются глубокие проблемы общества, разрушающие его изнутри. Невозможно требовать от тёмного, необразованного мужика понимания того, к чему может привести откручивание гайки. Подобными вопросами должно заниматься государство, просвещая народные массы и обеспечивая безопасность. Однако гораздо проще сломать мужику жизнь, отправив его на каторжные работы, чем определить истинную проблему и попытаться решить её. Вместе с тем каждый человек, совершая тот или иной поступок, должен помнить, к каким последствиям он может привести, и держать ответ за всё содеянное.
Главная мысль
Каждый человек должен отвечать за свои поступки, и незнание законов не освобождает от ответственности.
Авторские афоризмы
«…Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»
«…На то вы и образованные, чтобы понимать…»
«…Дураку закон не писан…»
«…Свинец на дороге не найдешь, купить надо…»
«…Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем…»
«…Мы люди тёмные… нешто мы понимаем…»
Толкование непонятных слов
Пестрядинная рубаха – рубашка, пошитая из пестряди (грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая).
Порты – то же, что штаны; предмет верхней одежды, покрывающий нижнюю часть тела, в том числе каждую ногу отдельно, и закрывающие колени.
Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.
Новые слова
Грузило – одно из древнейших приспособлений, использовавшееся в рыбной ловле и для натяжения нитей в ткацких станках.
Шилишпер – хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых.
Невод — крупное сетное отцеживающее орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в больших количествах.
Уклейка, голавль – распространенный вид рыб из семейства карповых.
Сукно – как правило, шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань.
Недоимка – не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога.
Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)
Автор: Guru · 22.07.2018
Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».
История создания
7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».
Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.
Жанр, направление
Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.
Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.
Юмор связан с яркой словарной неожиданностью, безграмотной, нелогичной речью персонажа, а также нелепой ситуацией, когда следователь считает, что перед ним злоумышленник, требующий наказания, а «подследственный» не понимает трагизма собственного положения.
«Смешное» и «грустное» в рассказе тесно переплетаются.
Сюжет
В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.
Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.
Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.
На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».
Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.
Главная мысль
Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.
В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.
Чему учит?
Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.
Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.
Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.
Что высмеивает автор?
Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.
Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.
Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.
Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба».
Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.11.2019 · Обновлено 20.11.2019
Антон Павлович Чехов славится своими короткими сатирическими рассказами. Он раскрывает множество бытовых проблем человека, а также его пороки. До сих пор рассказы автора имеют актуальность. Она выражена в бытовом описании и диалогах, которые мы встречаем по сей день. В основу многих сюжетных линий входит комическое непонимание участников беседы — «разговор глухих». На этом и строится рассказ «Злоумышленник».
История создания
История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:
Жанр, направление
Антон Павлович Чехов относится к писателям-реалистам, поэтому направление – реализм. Произведение «Злоумышленник» написано в жанре юмористического рассказа. Автор высмеивает поведение и характер героев. А также этому жанру присущи следующие черты:
Суть: о чем рассказ?
Григорьев признает свою вину, но считает, что для обычных мужиков – это нормальное дело. Они на эти гайки ловят рыбу, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из гаек делают грузило. Но обвиняемый не признает, что по его вине могли погибнуть люди, так как они тщательно выбирают места, откуда можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева заключают под стражу и отправляют в тюрьму.
Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы найдете здесь.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев рассказа «Злоумышленник» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Денис Григорьев | В начале автор дает ему небольшую характеристику: тощий мужик, в пестрой рубашке и портах, обросшие нечёсаные волосы, густые нависшие брови, из-за которых не видно глаз. Денис — обычный крестьянин, который пытается хоть как-то выжить. Он хорошо разбирается в ловле рыбы, а также в ее видах. Человек опытный, так как может аргументированно объяснить, почему вместо гайки нельзя использовать гвоздик или пулю. Но он искренне не понимает, в чем он так сильно провинился. Он никому не хотел зла и уж тем более не хотел никого убивать. В его действиях — только безысходность, так как нужно чем-то питаться. Честность – главная черта характера. Денис очень удивился, когда следователь начал обвинять его во лжи. Он также рассказывает, что не только у него дома хранятся гайки. Фактически, сдает всех своих мужиков следователю, сам того не понимая. |
Следователь | автор не дает ему конкретной характеристики. Судя по диалогу, человек нетерпеливый и очень торопливый. Он очень чтит формальности и оценивает только фактическую сторону дела, не вникая в обстоятельства и психологические особенности обвиняемого. Поэтому выносит приговор без сочувствия. Хочет побыстрее закончить с разбирательствами. Образ следователя – собирательный образ из социального слоя чиновничества. |
Тематика рассказа «Злоумышленник» может быть дополнена. Если у Вас есть в этом необходимость, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях.
Проблемы
В рассказе «Злоумышленник» поднимается проблематика, которая непосредственно связана с обычными людьми во все времена:
Основная идея
Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию. Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села.
Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.
Чему учит?
Истинный злоумышленник тот, который заботится только о себе — то есть господин, покупающий особые рыболовные снасти. В первую очередь, он удовлетворяет свои потребности, забывая, что он сам может оказаться на волоске от смерти. Таков вывод из рассказа «Злоумышленник».
Критика
Критики не обошли рассказ своим вниманием. Они особенно отличали естественность и правдоподобие прозы Чехова:
Л. Е. Оболенский: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью — свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймете, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах.» (Л. Е. Оболенский, критическое обозрение «Обо всем», «Русское богатство», 1886 г., № 12)
Образ злоумышленника понравился многим рецензентам:
К. Арсеньев: «В „Злоумышленнике» чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником сам того не зная и не понимая…» (К. Арсеньев, статья «Беллетристы последнего времени», «Вестник Европы», 1887 г., № 12)
Даже признанные акулы пера благосклонно отнеслись к ранним рассказам Чехова:
Л. Н. Толстой: «„Злоумышленник» — превосходный рассказ… Я его раз сто читал.» (отзыв Л. Н. Толстого в воспоминаниях Д. П. Маковицкого, «Из дневника Д. П. Маковицкого», запись от 1 марта 1906 г.)
Анализ произведения Злоумышленник (рассказа Чехова)
Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» предстал перед читателем в 1885 году на страницах известной в то время газеты «Петербургская газета». За комическими шутками, фразами рассказа А. П. Чехова скрыт ряд проблем, которые напрямую затрагивают нравственную сторону эпохи. Рассказ является частью сборника «Пестрые рассказы». Несмотря на отрицание писателя о том, что существовало реальное лицо, на которое он ориентировался, прототип героев его сочинения, по мнению некоторых литераторов, существовал. Им мог стать Пантюхов Н. – житель одной из деревень, которого причислили к категории спекулянтов, будто действующих во вред государству.
К жанровым особенностям этого произведения, которое относится к юмористическим рассказам, относится шуточная, ироничная интонация автора, надеющегося на понимание читателя. Центральный эпизод, в котором имеет место сцена суда, напрямую отражает название произведения. Через образ главного героя автор высмеивается пороки общества, но в этом помогает взаимодействие двух людей – Григория и судьи. Несмотря на то, что рассказ характеризуется как шуточное произведение, в его основе звучат серьезные темы, которые актуальны во все времена. Сюжет строится на диалоге немногочисленных лиц, которые представляют целую пропасть несправедливых отношений определенного периода в России.
За счет изображения автором неприкрытой реальной действительности того времени в рассказе произведение соответствует требованиям реалистического направления.
За несложным сюжетом рассказа скрывается суть произведения, заключающаяся в том, что нелепость, отсутствие ответственности многих людей, равнодушие к происходящим событиям могут нанести огромный ущерб стране в целом.
Главные герои, которые помогают раскрыть замысел автора, Григорьев Денис и следователь.
Деревенский работяга Денис Григорье сначала вызывает симпатию, жалость из-за того, что попадает на суд. Однако после обвинения становится понятно, что речь идет о возможной гибели людей. Григорьева свой поступок нисколько не смущает, так как ему важней то, чтобы невод был целым из-за недостающей гайки, которую он в очередной раз и открутил на железнодорожных путях. Герой оказывается недальновидным, глупым человеком. Он не может заслужить ни понимания, ни сочувствия, так как из-за отсутствия ума не может осознать свою вину.
Следователь, который, присутствуя на заседании, старается убедить виновного в подлости, серьезности действий, остается невозмутимым. Это связано с тем, что Денис для него – неотесанный мужик, который не способен даже понять, в чем его вина.
Основываясь на диалоге главных героев, можно озвучить проблему рассказа следующим образом – взаимоотношение народа и власти, основанное на нежелании понять друг друга. Отсутствие образования у представителя народа и безмятежность следователя после озвучивания приговора на суде говорит о том, что у государства к простым выходцам из крестьян, которые нуждаются в помощи, нет поддержки, помощи. Это могло бы быть материальная и духовная помощь.
Главная мысль рассказа – удовлетворенность власти в своей правоте. Для суда очевидна вина Дениса, однако это не меняет к нему отношения. Здесь нет ни жалости, ни поддержки.
Рассказ учит заниматься самообразованием, уметь разбираться в законах жизни.
История создания
История написания рассказа «Злоумышленник» представляет собой довольно интересные факты:
Видео краткое содержание Злоумышленник
Незатейливый с первого взгляда сюжет рассказа Чехова «Злоумышленник» повествует о том, как мужика Дениса Григорьева судят за отвинчивание гаек с железной дороги. На самом деле, смысл произведения намного глубже, здесь поднимается большая проблема халатности и безответственности, распространенная по всей стране.
Это реалистичный рассказ, отображающий конкретную действительность России девятнадцатого века. Главные герои «Злоумышленника» – деревенский мужик и следователь, которые никак не могут найти взаимопонимания.
Жанр, направление
Антон Павлович Чехов относится к писателям-реалистам, поэтому направление – реализм. Произведение «Злоумышленник» написано в жанре юмористического рассказа. Автор высмеивает поведение и характер героев. А также этому жанру присущи следующие черты:
Суть: о чем рассказ?
Григорьев признает свою вину, но считает, что для обычных мужиков – это нормальное дело. Они на эти гайки ловят рыбу, чтобы хоть как-то прокормиться, так как из гаек делают грузило. Но обвиняемый не признает, что по его вине могли погибнуть люди, так как они тщательно выбирают места, откуда можно открутить гайку. В конце рассказа Григорьева заключают под стражу и отправляют в тюрьму.
Краткое содержание рассказа и отзыв для читательского дневника Вы найдете здесь.
Сюжет
В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.
Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.
Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.
На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».
Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев рассказа «Злоумышленник» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
Денис Григорьев | В начале автор дает ему небольшую характеристику: тощий мужик, в пестрой рубашке и портах, обросшие нечёсаные волосы, густые нависшие брови, из-за которых не видно глаз. Денис — обычный крестьянин, который пытается хоть как-то выжить. Он хорошо разбирается в ловле рыбы, а также в ее видах. Человек опытный, так как может аргументированно объяснить, почему вместо гайки нельзя использовать гвоздик или пулю. Но он искренне не понимает, в чем он так сильно провинился. Он никому не хотел зла и уж тем более не хотел никого убивать. В его действиях — только безысходность, так как нужно чем-то питаться. Честность – главная черта характера. Денис очень удивился, когда следователь начал обвинять его во лжи. Он также рассказывает, что не только у него дома хранятся гайки. Фактически, сдает всех своих мужиков следователю, сам того не понимая. |
Следователь | автор не дает ему конкретной характеристики. Судя по диалогу, человек нетерпеливый и очень торопливый. Он очень чтит формальности и оценивает только фактическую сторону дела, не вникая в обстоятельства и психологические особенности обвиняемого. Поэтому выносит приговор без сочувствия. Хочет побыстрее закончить с разбирательствами. Образ следователя – собирательный образ из социального слоя чиновничества. |
Анализ 2
Замечательный писатель, некогда произнесший: «краткость – сестра таланта», опытный врач, отличный по натуре человек – Антон Павлович Чехов – в своих произведениях часто поднимает проблему «маленького человека». Рассказ «Злоумышленник» не является исключением, ибо в нём Чехов продолжает раскрывать сложности и трудности русского быта, разные взгляды людей на одну вещь. Написан он в 1885 году, опубликован был в «Петербургской газете».
Что же нагоняет тоску и уныние после прочтения рассказа? Дело кроется в необразованности подсудимого. Он не осознает, какой вред мог принести множеству людей. Потери бы были неисчислимыми, но герой не может этот факт понять. Печально, что очевидные вещи не представляются персонажем. Когда ему выявляют, что он виновен, тот лишь задается вопросом: «за что?» Действительно страшно, когда человек не способен осознать: в чем его проступок. Ему настолько кажется доступным и дозволенным совершение определенного действия, что об отрицательном воздействии на окружающих забывается. И это трагедия!
Денис Григорьев, находясь на суде, пытается донести следователю, что его деяние продумано до мельчайших подробностей, что персонаж делает все «с головой». Однако сразу раскрывается сущность героя. Защищая свои права, словно крестьяне в историческое время, становится понятно, что от героя следует ожидать что угодно, его шаги будут совершенно непредсказуемы, ибо персонажа заботят только собственные интересы, да выгода, что он может вынести из того или иного поступка. Дениса Григорьева волнует, как он будет жить дальше, на какие средства сможет существовать. Поэтому неудивительно, что он выходит за рамки дозволенного. Герой такой натуры, его не переделать.
Помимо того, что Антон Павлович обращает внимание читателей на власть, что сделала из народа толпу, заставляя тех слепо следовать за главарем, писатель указывает нам на халатность и безрассудность людей, которые, прикидываясь «дурачками», мечтают найти выход из сложившегося затруднительного положения. Неужели и сейчас в нашей жизни такого не происходит?
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Чехова В аптеке↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Тоска →
Тематика рассказа «Злоумышленник» может быть дополнена. Если у Вас есть в этом необходимость, напишите Многомудрому Литрекону в комментариях.
Проблемы
В рассказе «Злоумышленник» поднимается проблематика, которая непосредственно связана с обычными людьми во все времена:
А. П. Чехов «Злоумышленник» для читательского дневника
Действие рассказа происходит во второй половине XIX века, в России, в кабинете судебного следователя. Произведение представляет собой диалог двух героев – следователя и «злоумышленника», искренне не сознающего масштабы своего преступления.
Сюжет:
В здании суда находится маленький, невероятно худой, заросший мужичонка, которого обвиняют в отвинчивании гаек с железной дороги. Денис Григорьев признается в содеянном – да, он отвинчивал гайки, но особой вины в этом не видит.
Судебный следователь задает Григорьеву множество вопросов, однако обвиняемый никак не может понять, за что же его судят. Для него украденная гайка – это всего лишь грузило для удочки, и он никак не может понять, что из-за одной отвинченной гайки с рельс может сойти поезд и пострадает много людей. Следователь пытается объяснить Григорьеву всю тяжесть его проступка, однако злоумышленник даже обижается – уж сколько времени вся деревня гайки откручивает, и ни разу никакой аварии не было. Он пугается самого предположения, будто он намеренно замышлял столь страшное преступление.
Следователь заявляет, что теперь ему становится понятно, по какой причине в прошлом году поезд сошел с рельс. Григорьев поспешно с ним соглашается, заявляя, что следователь – умный человек, и ему господь разумение дал.
Во время допроса следователь упоминает вторую гайку, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти не одну гайку. Он объясняет обвиняемому, что тому грозят каторжные работы. Тот ничего не понимает, и после непродолжительного молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему идти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев не на шутку пугается – ему нужно попасть на ярмарку, получить долг за сало. Он просит, чтобы его высекли, и приходит к выводу, что нынешние судьи совсем не умеют судить.
Вывод и свое мнение:
Произведение Чехова не такое простое, каким может показаться на первый взгляд. За внешней юмористической составляющей скрываются глубокие проблемы общества, разрушающие его изнутри. Невозможно требовать от темного, необразованного мужика понимания того, к чему может привести откручивание гайки. Подобными вопросами должно заниматься государство, просвещая народные массы и обеспечивая безопасность. Однако гораздо проще сломать мужику жизнь, отправив его на каторжные работы, чем определить истинную проблему и попытаться решить ее. Вместе с тем каждый человек, совершая тот или иной поступок, должен помнить, к каким последствиям он может привести, и держать ответ за все содеянное.
Главная мысль:
Каждый человек должен отвечать за свои поступки, и незнание законов не освобождает от ответственности.
Основная идея
Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию. Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села.
Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.
Главная мысль
Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.
В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.
Чему учит?
Истинный злоумышленник тот, который заботится только о себе — то есть господин, покупающий особые рыболовные снасти. В первую очередь, он удовлетворяет свои потребности, забывая, что он сам может оказаться на волоске от смерти. Таков вывод из рассказа «Злоумышленник».
Смысл названия книги «Злоумышленник» А.П. Чехова
В заглавии произведения А.П. Чехова обозначен не конкретный человек. Злоумышленник символизирует общую халатность, которая царит в стране. У главного персонажа не было дурных мыслей, он не анализировал последствия, а просто хотел заработать. Большая вина лежит на тех, кто, зная о способах добычи гаек, охотно их принимал. Злоумышленник — собирательный образ тех, кто из-за своей необразованности и невежества совершает поступки, последствия которых бывают плачевными и непоправимыми. А.П. Чехов своим заглавием хотел показать, что этот рассказ о тех, кто приносит беды и несчастья обществу. Однако некоторые персонажи этого даже не осознают.