Хороший саундтрек к фильму выполняет как минимум две функции: детально передаёт атмосферу киноленты и помогает зрителю понять внутренние переживания главных героев. Но иногда композиторам удаётся выйти за рамки двух этих целей и создать нечто большее, чем просто песня к фильму – произведение, которое обессмертит свою картину и вместе с тем обретёт полную самостоятельность. Яркий тому пример – «Город, которого нет» Игоря Корнелюка, впервые прозвучавший в знаменитом сериале «Бандитский Петербург».
Историю создания песни «Город, которого нет», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В основу сериала легли книги писателя и журналиста Андрея Константинова. Режиссёром первых картин стал Владимир Бортко, он же предложил Игорю Корнелюку поработать над саундтреком фильма. Заглавная тема «Бандитского Петербурга» рождалась в творческих муках: по словам самого композитора, подходящую мелодию удалось написать лишь через несколько месяцев с начала работ.
За текстом для готовой музыки Корнелюк обратился к своей хорошей знакомой Регине Лисиц – российской пианистке и поэтессе, часто работавшей с ним в соавторстве. Через некоторое время слова были готовы, и песня даже получила «зелёный свет» от режиссёра, но тут на пути произведения встал сам его автор.
Дело в том, что при переслушивании композиции её текст показался Корнелюку чрезмерно сложным и абстрактным. Особенно трудными для восприятия ему показались строчки припева, с коими он снова обратился к Лисиц. Поэтесса согласилась с автором и переписала изначальные стихи, заменив основной рефрен на следующие строки:
Мне до тебя рукой подать, чтоб удержать одно мгновенье Дай мне тебя не потерять, моя любовь – моё спасенье…
Удивительно, но зритель в итоге мог услышать именно эту версию песни – изменённую композицию Бортко прослушал и тоже одобрил. Правда, уже на следующий день режиссёр вновь связался с авторами и сообщил, что новый текст совершенно не подходит к финальной сцене сериала. Пришлось возвращаться к первоначальной версии.
Премьера первых двух фильмов состоялась весной 2000-го. «Бандитский Петербург» стал одним из самых успешных российских сериалов нулевых, а песни из него разлетелись на цитаты и надолго попали в репертуар любого уважающего себя караоке-клуба.
Интересные факты:
Содержание и текст песни «Город, которого нет»
Фанатских теорий на тему того, чему посвящена песня «Город, которого нет» в сети великое множество, и некоторые из них выглядят действительно правдиво. Тем не менее, сам Корнелюк не раз делился авторским видением своего шедевра в интервью. По словам композитора, эта песня написана не о конкретном городе – в ней в общефилософском смысле говорится о жизни в целом. Экранный герой Певцова по сюжету проходит «точку невозврата» и совершает ошибку, за которую ему приходится расплатиться собственной жизнью. «Город, которого нет» отражает состояние героя именно с этого ракурса.
В мотиве и тексте песни тесно переплетаются драма и фатализм, одиночество и бесконечные скитания героя, который понимает, что к заветной цели живым ему уже не дойти. Это невероятно сильное по эмоциональному посылу произведение проникает в душу с лёгкостью отточенного лезвия, и затрагивает внутри что-то, способное вызывать ком в горле даже у самого стойкого слушателя.
Текст песни действительно очень глубокий и многое скрывает в себе. Ниже мы поговорим об этом и даже узнаем о каком конкретно городе идет речь. Но сначала немного об истории создания музыки.
Музыка рождалась сложно. Впрочем, как говорит сам Игорь, это в его практике постоянно:
✔ Музыка всегда рождается через какое-то сопротивление. Я не могу вспомнить картину или спектакль, над которым бы мне легко работалось. Сочинить можно все что угодно. Но когда ты ставишь музыку на кадр, то понимаешь, что не годится. Музыка в кино должна работать. Она должна создавать атмосферу, настроение, эмоцию и заполнять все дыры и огрехи…✔
✔Я ее очень долго искал. Каждый день с раннего утра и до позднего вечера в течение нескольких месяцев. Сочинялось все что угодно, только не то, что надо. И вдруг, какие-то три-четыре ноты, и я почувствовал: «По-моему, то». А дальше дело техники…✔
Игорь Корнелюк и Регина Лисиц
И Регина отлично справилась с задачей! Через некоторое время, был готов текст, который все мы хорошо знаем. Вот он: _______________________________________________________________ Ночь и тишина, данная навек,
Дождь, а может быть, падает снег,
Всё равно, бесконечно надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет.
Где легко найти страннику приют,
Где наверняка помнят и ждут,
День за днём, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет.
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни.
Кто ответит мне, что судьбой дано,
Пусть об этом знать не суждено,
Может быть, за порогом растраченных лет,
Я найду этот город, которого нет.
Многие знают этот текст даже наизусть, но, однозначно, большинство людей никогда не задумывались о его скрытом смысле и подтексте. А он действительно весьма глубокий.
Давайте сразу отметим странности и вопросы.
Что это за город “которого нет”? Почему нет? Почему ночь и тишина “данная на век”? Почему “последний шаг” и почему он “длиннее жизни”? Почему этот город можно найти только “за порогом растраченных лет”? И, наконец, есть ли название у этого города?
Много вопросов, и на все эти вопросы есть вполне конкретный и логичный ответ. Зная его, смысл песни становится кристально очевидным.
Итак, начнем с последнего вопроса и попутно ответим на остальные. Да, у города о котором поется в песне, есть конкретное название! Что это за город и почему так, давайте разбираться.
Уже первые строчки заставляют задуматься: “Ночь и тишина, данная навек,
То есть, в этот город человек (точнее душа) стремится уже после жизни в физическом теле. Что же это за город?
Ответить на этот вопрос нам может Библия. Тот самый: “вечный знак забытых истин”))
В откровении Иоанна Богослова (глава 21) есть строки:
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
В песне есть тоже аналогия:
Где легко найти страннику приют
Где наверняка помнят и ждут.
Ответ тоже можно найти в откровении Иоанна Богослова. Этого города на самом деле еще нет в текущий момент времени. И появится этот город после второго пришествия Христа.
Именно это событие ждут души умерших для того, чтобы в этом Новом городе, обрести Новую Землю, Новое Небо и Новую Жизнь (возможно, новую живую плоть). И это ожидание действительно намного длиннее обычной человеческой жизни.
Случайный шедевр. Песня «Город, которого нет» у большинства слушателей ассоциируется с Петербургом.
Неофициальный гимн. Автор песни «Город, которого нет» Игорь Корнелюк утверждает, что, когда он писал музыку, не имел в виду какое-то конкретное место. Но благодаря сериалу «Бандитский Петербург», композиция ассоциируется именно с Северной столицей. Однажды депутаты Законодательного собрания едва не сделали шлягер официальным произведением во славу Питера!
Режиссер новые стихи тоже одобрил. Забрал песню. А на следующий день позвонил и сказал: ребята, текст не ложится на кадр. Те, кто смотрели «Бандитский Петербург, фильм второй, Адвокат», должны помнить, чем заканчивается мини-сериал: героиня Дроздовой Катя сидит на Босфооре в ресторанчике, и ждет ребята – но мы-то знаем, что они погибли и не придут. И вот камера берет крупным планом Катю, бутылку водки на столе… звучит песня, а в ней слова – «моя любовь, мое спасенье». Надо ли говорить, что получился комичный эффект? Создатели сериала посмеялись, но слова пришлось вернуть прежние.
После выхода теле-сериала Игоря Корнелюка буквально завалили письмами фанаты песни. Причем, корреспонденция шла из разных уголков мира: Канада, Америка, Израиль, не говоря уже об СНГ и нашей стране. Есть у «Города…» и звездные поклонники – например, самый востребованный российский клипмейкер Александр Игудин: «МНЕ КАЖЕТСЯ, ЭТА ПЕСНЯ И СДЕЛАЛА ЭТОТ ФИЛЬМ. БЛАГОДАРЯ ПЕСНИ «ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ», ИЗ ОБЫЧНОЙ БАНДИТСКОЙ СТРЕЛЯЛКИ ПОЛУЧИЛАСЬ МЕЛОДРАМА, ФИЛЬМ О ЛЮБВИ. ИГОРЬ КОРНЕЛЮК – АТВОР МУЗЫКИ, А АВТОР ТЕКСТА К ЭТОЙ ПЕСНЕ – РЕГИНА ЛИСИЦ. И ТУТ НАСТОЛЬКО ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАЮТСЯ МЕЛОДИЯ И СТИХИ… КОГДА ПРИЕЗЖАЕШЬ КУДА-ТО В ДРУГОЙ ГОРОД, И СПРАШИВАЮТ – А ОТКУДА ТЫ ПРИЕХАЛ? ИЗ ПИТЕРА. ОБЫЧНО ГОВОРЯТ: АРШАВИН И «ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ». ЭТО, НАВЕРНОЕ, ЛУЧШЕЕ, ЧТО НАПИСАЛ КОРНЕЛЮК В ПЛАНЕ ПЕСНИ. НЕ ПОТОМУ ЧТО МЕЛОДИЯ ЛУЧШЕ, МОДНЕЕ-НЕ МОДНЕЕ. ЭТО СТОПРОЦЕНТНОЕ ПОПАДАНИЕ В ЖАНР».
Другой звездный персонаж Евгений Плющенко в 2003-м году использовал музыку Игоря Корнелюка для выступления на Чемпионате мира по фигурному катанию. Это было до Эдвина Мартона и Димы Билана, и даже ДО триумфального выступления на Олимпиаде в Турине. Тренер фигуриста Алексей Мишин комментировал выступление подопечного следующим образом: «Я редко вижу номера, которые он исполняет с таким искренним восторгом, почитанием». Писатель Андрей Константинов вспоминает: «ДЛЯ ПЛЮЩЕНКО ПРИШЛОСЬ СПЕЦИАЛЬНО ЧУТЬ-ЧУТЬ МЕНЯТЬ ПЕСНЮ, ПОТОМУ ЧТО ХРОНОМЕТРАЖ НЕ СОВПАДАЛ И ЕМУ БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО ВЫСТРАИВАТЬ МУЗЫКУ ТАК, ЧТОБЫ ВСЕ В ТАКТ ЛОЖИЛОСЬ. ОН МНЕ ЭТО РАССКАЗЫВАЛ. А Я ЭТО ВИДЕЛ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ. ТАК ЧТО ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛО. ТО ЕСТЬ ОН ИСПОЛНЯЛ И ПОД ПЕНИЕ КОРНЕЛЮКА ВЖИВУЮ, И, ПО-МОЕМУ, ТО ЛИ КАК ПРОИЗВОЛЬНОЕ, ТО ЛИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ В ЗАПИСИ. ЭТО БЫЛО НЕ ИЗ ФИЛЬМА, А ЭТО БЫЛО СПЕЦИАЛЬНО ПОД ПЛЮЩЕНКО, КАК ОН ГОВОРИЛ «ПОД КОНЕЧЕК ЕМУ ВЫТАЧИВАЛ» ЭТУ ПЕСНЮ».
Есть такие композиторы, которые могут сочинить ровно одну песню и больше вообще ничего не сочинять. Нет, ну конечно у них могут быть и другие мелодии, но я лично иногда могу воспринимать такого человека ровно по одной мелодии. И мне этого достаточно. Вот о таком композиторе и такой композиции поговорим.
Интересно знает ли современная молодежь о том, кто такой Игорь Корнелюк? Есть веские подозрения, что нет. Само определение композитора ушло из нашей речи. Ведь сейчас пишут треки, а не сочиняют песни. В этом и главное отличие 21 века от предыдущих десятилетий. Когда-то так и было принято говорить – стихи автор такой-то, музыка такой-то. Сейчас стихи уже не упоминаются, да и является ли стихами то, что звучит в ушах молодых людей? А можно ли назвать музыкой те звуки, которые они слушают?
Я не собираюсь кого-то осуждать за ту музыку которую он выбрал, более того молодежь всегда слушала не то что родители, но если эта самая молодежь иной раз прикасается к прошлому, то ничего дурного в этом нет. Так и случилось в моём случае. Ведь Игорь Корнелюк это музыка из моего детства, а значит по возрасту она скорее подошла бы моим родителям. Но к определенному возрасту и я стал интересоваться нашим культурным фоном и не без удовольствия сейчас иногда слушаю знаменитую песню «Город которого нет».
Естественно в первую очередь эта песня ассоциируется с сериалом «Бандитский Петербург». О, если вы его не смотрели, то ничего не знаете о сериалах 90-х. Это уникальный случай, когда советское кино уже закончилось, а новое российское ещё не началось. Вот в этом безвременье и снимали тот сериал. Так же как в том же безвременье и сочинялись к нему песни.
Мне очень интересно будет ли нынешнее время вызывать хоть какие-то ассоциации с музыкой? Да, с одной стороны музыки сейчас стало намного больше чем 25 лет назад. Она намного доступнее и звучит повсюду. Но возможно именно этим и объясняется её сиюминутность. Теперь у композиторов не стоит задачи написать песню цепляющую большую аудиторию. Сейчас такими категориями вообще не мыслят, как и не мыслят песнями. Сегодня важно выстрелить, собрать порцию лайков и на следующий день выложить уже что-то новое.
Песни же подобные «Городу которого нет» никому не нужны. Такое нельзя сочинить за пару минут, такое нельзя записать с ходу. А времени на подобную работу у современных творцов теперь нет. Время стало немыслимой драгоценностью из-за скорости мира. Хотя, по-моему, иногда стоит всё же остановиться, взять пазу и послушать что-то из прошлого. Либо вообще посмотреть немного по сторонам. Ведь если всю жизнь куда-то спешить, то и жизнь не заметишь, как пройдёт.
Именно по этой причине я иногда и слушаю всякие старые вещи, так же, как и смотрю старые сериалы. Вот несколько лет назад я сел и вдумчиво посмотрел первые сезоны «Бандитского Петербурга». И знаете, что? Он довольно неплохо снят. Он не похож на современную жевательную резинку где эффект на зрителя стараются произвести картинкой и каким-то прилипчивым ритмом в титрах. Тут как раз всё наоборот. Медленная и вдумчивая картинка, напоминающая о советской школе. Вместо хитрых рывков сюжета неплохая игра актёров и довольно непривычные для современного зрителя кадры съёмки.
И конечно же музыка. Именно музыка, а не ритмы или фон. Здесь стояла задача сделать песню, которая обратит на себя внимание и без картинки и это композитору удалось. Хотя, казалось бы, Игорь Корнелюк скорее должен был сочинять что-то смешное и нелепое как песня про балет, на который билетов нет. Но именно этим и отличались старые композиторы от современных. Они могли работать на любом поле и добиваться успеха.
Горевать о том, что сейчас всё изменилось я не буду. Не исключено, что точно так же кто-то из современных подростков через четверть века будет сетовать на изменившиеся времена и подходы к музыке. Но почему-то есть подозрение что не будет. Ведь мир только ускоряется всё быстрее и быстрее. И времени останавливаться и тем более пересматривать или переслушивать что-то старое нет и вряд ли оно появится. Но такова жизнь. Я же включу сегодня «Город которого нет» и попробую вернуться мысленно в прошлое которого тоже уже нет.
Какой смысл в песне Корнелюка «Город которого нет»?
Скорее всего, автор пребывал в состоянии грусти, одиночества, когда писал эту песню.
Когда в песне поётся «я найду этот город, которого нет», то это, как мне кажется, автор ищет свой путь к счастью, хочет любви, тепла, он ищет то место «где его ждут».
Мы все в определенный момент жизни испытываем тоску, грусть, нам хочеться согреться, найти счастье.
Именно о поиске счастья, как мне кажется, эта песня.
Возможно, ошибаюсь, но мне так бы хотелось, чтобы я была права.
Мы все стремимся к лучшему в жизни, а для этого больше подойдет новый город нашей жизни.
Для меня это очень трогательная песня, посвященная местам детства и юности, но нет там нас прежних, а некоторых уже просто нет, и из класса, и из двора. Люди уходят иногда раньше, чем мы готовы с ними проститься, оставляют безутешных родных и семьи. А мы иногда все же верим, что можем вернуться в Город, Которого Нет. Но он есть в наших душах, все живы и молоды.
Смысл песни передает восточная мудрость о том, что нельзя в одну реку войти дважды. В прошлом все может быть хорошо и правильно, но все можно потерять в один миг, а вернуть потом все на место будет ой как нелегко. Так и тут, человек видит город которого нет, потому что он в прошлом, а сейчас это уже совсем другой город, в нем живут совсем другие люди и ему все нужно начинать заново. Человек задумывается, стоит ли начинать все заново а также хватит ли у него сил все восстановить. Ему становится страшно и грустно, потому что у него просто может не хватить на это времени, и он в итоге может остаться ни с чем. Но у него нет выбора, поэтому он идет туда, куда ему предначертано судьбой.
Я думаю, эта песня о поисках утешения, о желании попасть в такое место, где царит только любовь, нет ненависти, где всегда светло. Но реальность выглядит иначе. Однако мечты остаются и всю жизнь человек стремится найти такое успокоение.