вокализирует ребенок что такое
Вокальные тики у детей — лечение
Вокальный нервный тик у ребенка — это произнесение отдельных звуков или целых слов, которое он не может контролировать. Заболевание в той или иной форме обнаруживается у 40% детей, чаще всего в возрасте 5–7 лет. Возможно, детей, страдающих преходящими вокальными тиками, гораздо больше, но часть из них может не попадать в поле зрения врачей.
Есть два типа вокальных тиков — простые и сложные. Постой вокальный тик у ребенка повторяется каждую минуту и выглядит как покашливание, посвистывание, скрежетание, цоканье, звукоподражание различным животным, сопение, кряхтение, вокализация (протяжное произнесение отдельных гласных) и другие звуки, возникающие помимо воли пациента. При сложных формах малыш периодически выкрикивает слово или целую фразу.
Вокальные тики — какие они?
Симптомы вокального тика у ребенка могут наблюдаться долго, и тогда говорят о хроническом состоянии. Если они исчезают — это преходящее расстройство. Оно может вернуться в той же или другой форме при повторном воздействии повреждающего фактора, а может никогда больше не побеспокоить пациента.
Четыре основных типа сложного звукового нервного тика у ребенка:
Все они напрямую влияют на социализацию ребенка, который получает репутацию странного или больного. Копролалия в этом плане особенно опасна: если педагогам еще можно будет объяснить, что ребенок болен, то другим детям и их родителям — вряд ли. Поэтому при некоторых типах неконтролируемых высказываний из социальных соображений лечение необходимо начинать быстрее.
Почему язык не удается удержать за зубами
Причина звуковых, как и моторных, тиков у детей — чаще всего невроз. Заболевание может проявиться после переутомления, испуга, тяжелого стресса,вследствие злоупотребления компьютерными играми, повышенных психоэмоциональных нагрузок.
Причинами могут быть и поражения нервной системы из-за травм (в том числе полученных задолго до проявления тика, но в этом случае часто выявляется один из психоэмоциональных пусковых механизмов), инфекций, нарушений обмена веществ, кровоизлияний в мозг, опухолей, авитаминозов, особенно группы В, перенесенных отравлений.
Особняком среди причин вокального тика у ребенка стоит синдром Туррета — сложный невроз, проявляющийся не только неконтролируемой вокализацией (чаще всего копролалией), но и множественными проявлениями гиперестезии — неконтролируемыми движениями.
Возвращаем контроль над телом!
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» занимается лечением тиков у детей, в том числе вокальных. Чтобы установить диагноз, ребенка осматривает невролог. Он устанавливает причину заболевания, исключая серьезные диагнозы, требующие сложного лечения. Кроме непосредственно осмотра специалистов могут понадобиться анализ крови, МРТ головного мозга. Но такие обследования врач назначает, если замечает дополнительные симптомы, выбивающиеся из картины обычной неконтролируемой вокализации.
Установив диагноз, невролог определяет, чем лечить звуковые тики у детей. Главные компоненты лечения — это:
Дальнейшее лечение назначается в зависимости от состояния конкретного пациента. Врач может назначить лекарства, поддерживающие нервную систему, — витамины группы В, магний и кальций. Дозировка и время приема рассчитывается индивидуально.
Часто тики возникают у детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), депрессивными эпизодами. Если невролог заподозрил одно из этих заболеваний, он назначит консультацию психиатра. Грамотный детский психиатр поможет быстро нормализовать состояние ребенка.
Еще один метод лечения — работа с психологом. Малышу помогут справиться с раздражающим и изматывающим его фактором, научат вновь адаптироваться в коллективе, если болезнь значительно повлияла на общение со сверстниками.
Специалисты нашего Центра владеют методикой сенсорной интеграции. Она дает отличные результаты при СДВГ, РАС и других состояниях. Занятия по этой методике назначаются, если невролог или нейропсихолог заметили у ребенка нарушение функций обработки сенсорной информации — мощный невротизирующий фактор, провоцирующий гиперкинезы (тики) у детей. Такие дети плохо переносят раздражители нормальной силы — свет, звуки или наоборот не реагируют на них. Занятия по нашей системе помогут не только устранить заболевание, с которым к нам привели пациента, но и помочь малышу справиться с проблемами в учебе, скорректировать дисциплину и убрать другие симптомы неврологического дефицита, которые в педагогике до сих пор принято списывать на «плохое воспитание».
Вопрос-ответ. Как уменьшить повторяющиеся вокализации у ребенка с аутизмом?
Обзор трех исследований по уменьшению вокализаций с помощью прерывания и перенаправления
Дети с аутизмом часто нуждаются в помощи по увеличению социально приемлемого поведения и уменьшению неприемлемого. Повторяющиеся вокализации или вокальные стереотипии (повторение однообразных звуков, обрывков слов или слов) может быть необходимо уменьшить, если они происходят с высокой частотой. Это связано с тем, что вокальные стереотипии могут мешать окружающим людям и приводить к нежелательным социальным последствиям для ребенка. Кроме того, такое стереотипное поведение может мешать обучению ребенка в школе.
Любые стереотипные виды поведения трудно корректировать, потому что, как правило, они подкрепляются автоматически — приятными сенсорными ощущениями от самого поведения. Например, мальчик машет кистями рук у лица, потому что ему нравятся ощущения от потока воздуха на лице, или девочка постоянно облизывает пальцы, потому что ей нравится соленый вкус кожи.
Существуют разные подходы к коррекции стереотипий. Один из наиболее распространенных подходов — обеспечить ребенку доступ к этим ощущениям в определенное время и в определенных местах. Таким образом, получение данных ощущений связывается с определенными условиями, а в течение остального дня стереотипия уменьшается. В приведенных выше примерах можно позволить мальчику включать вентилятор около лица в определенное время, а девочке можно давать небольшие соленые лакомства в соответствии с определенным расписанием, и это может уменьшить их стереотипии в течение дня.
Другой подход к уменьшению стереотипного поведение — «блокировать» поведение, то есть помешать ему привести к сенсорной стимуляции. Например, если мальчик кусает свои пальцы ради тактильных ощущений, можно надеть на него перчатки, а если девочка бьется головой ради звука удара, можно помешать ей это делать. Такой подход «сенсорного угасания» применяется, чтобы уменьшить нежелательное поведение, не давая ему произвести сенсорную стимуляцию. Если поведение перестанет приводить к нужным сенсорным ощущением, то оно может уменьшиться.
Такие изменения в среде, как перчатки на руках, могут уменьшить поведение, но даже в этом случае необходимо обучать ребенка альтернативному поведению. Например, девочка, которой нравится звук от удара головой, может играть в барабан в подходящее для этого время, и также ее будет нужно учить просить барабан, если у нее возникнет потребность в этом ощущении.
Однако с такой стереотипией как вокализации возникают трудности, так как блокировать это поведение и обеспечить «сенсорное угасание» практически невозможно. Два исследования попробовали определить эффективность такой стратегии как «прерывание реакции и перенаправление» для уменьшения вокальных стереотипий. Еще одно исследование использовало требования в ответ на стереотипии и плату за реакцию для уменьшения вокализаций.
Если говорить кратко, то в рамках данного подхода вокализации «блокируют», потому что ребенка прерывают и просят выполнить серию требований, а затем перенаправляют его или ее на что-то другое. Идея здесь в том, что такое прерывание уменьшит в будущем вокализации и увеличит социально уместное поведение (ответы на вопросы, вокальную имитацию и так далее).
В одном исследовании (Ahearn et al., 2008) вокальные стереотипии определяли как не функциональную речь, не относящуюся к контексту ситуации, включая лепет, пение, стоны и повизгивание. В ходе исследования у двух мальчиков и двух девочек в возрасте от 3 до 11 лет значительно уменьшили вокальные стереотипии. Если у ребенка начиналась стереотипия, ему или ей давали серию заданий, требующих вокального ответа, что прерывало вокализирование.
Например, если ребенок начинал вокализировать, инструктор привлекал его внимание и просил выполнить задание на интравербальную реакцию (например, «Как тебя зовут?», «Где ты живешь?») или эхо-реакцию (например, «Скажи “мяч”»), в зависимости от уровня функционирования ребенка. Задания предъявлялись ребенку до тех пор, пока ребенок не давал 3 последовательных вокальных ответа в отсутствие вокальной стереотипии. После третьего последовательного вокального ответа, педагог предоставлял социальную похвалу (например, «Ты так хорошо говоришь слова!»).
В этом исследовании у всех четырех детей уменьшились вокальные стереотипии, более того, у троих из них увеличилась функциональная речь.
В другом исследовании (Cassella et al., 2011) вокальная стереотипия определялась как различные вокализации и повторения слов и фраз. У двух мальчиков в возрасте четырех и семи лет были уменьшены вокальные стереотипии, когда после начала вокальной стереотипии им предъявлялась одношаговая инструкция. Например, если ребенок начинал вокализировать, инструктор привлекал его внимание и просил выполнить какое-то движение (например, «похлопай в ладоши»). После выполнения задания ребенку предоставлялась специфическая похвала (например, «Спасибо, что похлопал в ладоши!»). Результаты исследования показали, что хотя вокализации уменьшались во время применения программы, в ее отсутствие они снова увеличивались. Кроме того, хотя у детей уменьшились вокальные стереотипии, у них не увеличился уровень уместных вокальных реакций.
В третьем исследовании (Athens et al., 2008) вокальные стереотипии определялись как громкие, повторяющиеся, не связанные с контекстом вербализации (например, повторение слова «банан», когда оно не связано с ситуацией), а также как громкие, повторяющиеся, неразборчивые вокализации (например, «а-а-а-а»). Вокальная стереотипия одного 11-летнего мальчика была уменьшена с помощью серии вокальных инструкций и техники платы за реакцию (игрушку, с которой он играл, забирали на 10 секунд).
Например, если у ребенка начиналась вокальная стереотипия, инструктор привлекал его внимание и просил его выполнить задание на вокальную реакцию (например, «Какой это цвет?»). Если вокальная стереотипия продолжалась после выполнения задания, давалась следующая инструкция. Если вокальная стереотипия продолжалась и после второго задания на вокальную реакцию, вводилась плата за реакцию (например, временное удаление игрушки). Выполнение инструкций приводило к короткой похвале (например, «Молодец!»). Результаты показали значительное уменьшение вокальных стереотипий, а также то, что необходимости вводить плату за реакцию практически не возникало.
Эти исследования имеют как свои ограничения, так и практическую значимость. Во-первых, есть риск, что в этих исследованиях требования в ответ на стереотипию действовали как наказание. Снижение поведения с помощью наказания или угасания реакции всегда связано с риском развития нового проблемного поведения, так что обязательно нужно использовать положительное подкрепление вместе с прерыванием и перенаправлением. Кроме того, обязательно нужно обучать уместному поведению, которое может заменить то поведение, которое нужно уменьшить.
Наконец, в двух исследованиях использовались вокальные реакции, несовместимые с вокальной стереотипией. В одном исследовании требовалась двигательная реакция, что тоже могло уменьшить вокализации. Нужны дополнительные исследования, чтобы сравнить эффективность прерывания реакции и перенаправления с помощью вокальных требований и двигательных требований.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
О содержании вокализаций детей младенческого и раннего возраста
Черничкина Ю.Д.
Вопросом изучения вокализаций детей младенческого возраста занимались многие исследователи из различных областей науки. Вокализации рассматривались с точки зрения фонетики, психологии, лингвистики, психофизиологии, психолингвистики, семиотики и т.д.
В период с октября 2006 года по февраль 2013 года нами проводился эксперимент, который был направлен на изучение вокализаций в младенческом и раннем возрасте.
В лонгитюдном исследовании принимали участие 64 ребенка в возрасте от 2-х месяцев. Часовая съемка проводилась раз в три месяца.
Подсчитывались и анализировались все вокализации, произнесенные ребенком в течение одного часа съемки, определялись их функции.
На сегодняшний день существуют разные подходы к выделению функций вокализаций. Так Т.В. Базжина, с точки зрения фонетического подхода, выделяет две функции крика, как первого проявления вокализации: служебно-физиологическую и условно-коммутативную (информативную). В рамках модели речеязыкового механизма выделяются такие функции, как символизации, репрезентации, экспрессии. При этом экспрессивная функция рассматривается в качестве основной и проявляется в виде интенций — намерений выделения во внешний план скрытых психических содержаний (Т.Н. Ушакова, С.С. Белова).
В зарубежной литературе наиболее разработана классификация М.Э. К.Хэллидея, включающая такие функции вокализаций как, инструментальная, информативная, регуляторная, взаимодействия, личностная, эвристическая, воображения. На этой основе была создана периодизация развития функций вокализаций в дословесном периоде (Е.И. Исенина). Данная классификация была взята нами за основу при проведении эксперимента по изучению вокализаций детей младенческого и раннего возраста.
Однако, при анализе вокализаций по функциям, выделенным М.Э. К.Хэллидем, мы столкнулись с рядом трудностей:
-трудно различимы некоторые функции вокализаций в более раннем возрасте детей, такие как, регуляторная и взаимодействия, а также личностная и взаимодействия. После полугода близкими оказываются функции инструментальная, регуляторная, информативная и др.
-классификация М.Э. К.Хэллидея, рассмотренная Е.И. Исениной, не подразумевает анализ содержания некоммуникативных вокализаций и имитационных вокализаций (коммуникативных);
-классификация М.Э. К.Хэллидея учитывает только эмоционально положительные вокализации. В ходе исследования нами было выявлено, что вокализации детей могут быть как положительно, так и отрицательно эмоционально окрашены.
С учетом этого, нами были выделены такие параметры как, направленность (коммуникативные и некоммуникативные) и эмоциональная окраска вокализаций (положительные и отрицательные), — и проведен анализ их функций.
Анализ функций вокализаций был проведен с учетом периодов предречевого развития, которые совпали с периодизацией психического развития (младенчество), предложенной Л.С. Выготским.
Рассмотрим данные периоды.
1 период: 0 — 2/2,5 месяца.
Наблюдались вокализации эмоционально отрицательной окраски, проявлявшиеся в виде крика и направленные на удовлетворение физиологических потребностей (еда, сон и т.д.). Возникновение первых реакций социального характера в виде улыбки (у детей старше 1 месяца) способствует развитие личностной функции вокализаций.
2 период: 2,5 месяца — 5/6 месяцев.
Положительные вокализации проявлялись в виде призыва, обращения на себя внимания или как показатель комфортного состояния (личностная и регуляторная функции). Отрицательно окрашенные вокализации проявлялись в виде хныканья, плача и вскрикивания, в дальнейшем, переходивших в крик при неудовлетворении желания ребенка (личностная и регуляторная функции). Отрицательные вокализации практически всегда являлись инициативными, исключение составляли случаи ответной реакции малыша на действие/бездействие взрослого.
Некоммуникативные вокализации проявляются либо в ситуациях резкого дискомфорта (являются отрицательно эмоционально окрашенными), либо во время периодов гуления и гукания, когда вокализации не направлены на близкого взрослого (положительно эмоционально окрашены).
3 период:6 месяцев — 9/10 месяцев.
Уменьшается количество отрицательно окрашенных вокализаций. Теперь они проявляются в ситуации обиды, просьбы пожалеть себя, в ситуации реакции на слово в значении запрета (личностная, регуляторная функции). Положительно окрашенные вокализации использовались ребенком в ситуациях требования предмета, показа какого-либо действия с предметом и т.д. (регуляторная функция).
4 период: 9/10 месяцев — 1г.2м./1г.3м.
С 10–11 месяцев появляются вокализации «э-а»-образные звуки с вопросительной или требовательной интонацией назвать предмет (регуляторная и информативная). Отрицательно окрашенные вокализации в виде крика являлись протестными на действия, предложения и требования взрослого (личностная и регуляторная функции).
Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили роль социальной среды в формировании вокализаций (как положительно, так и отрицательно окрашенных вокализаций, как коммуникативно, так и некоммуникативно направленных). При этом можно говорить, что изменение социальной среды способствует развитию не только вокализаций, но личностного аспекта психического развития ребенка.
Вокализирует ребенок что такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить.
Бесплатные занятия с логопедом
Нарушение коммуникации является первичным диагностическим признаком расстройства аутистического спектра (РАС). Вокализация проявляется на первом году жизни ребенка, следовательно, является областью для исследования как потенциального поведенческого маркера аутизма.
Что такое вокализация
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.
Вокализацию можно разделить на две категории:
Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.
Почему у пациентов с РАС проявляется вокализация
Причины невербального аутизма неизвестны. Доказано, что существует связь между совместным вниманием и вербальным общением. Совместное внимание возникает между двумя людьми, когда один привлекает другого к объекту посредством жестикуляции. Способность к нему в раннем возрасте играет значительную роль в развитии языка, а исследования указывают на серьезные упущения в совместном внимании у детей с аутизмом.
Для ребенка с аутистическим спектральным расстройством развитие коммуникации происходит по-разному и медленнее. Из-за сенсорных проблем дети-аутики могут казаться более заинтересованными в звуках окружающей среды, таких как журчание воды, треск огня, чем в обычном вербальном общении, могут быть отвлеченными или вообще не слышать, что говорят другие.
Никто точно не знает почему, но дети с РАС не подражают речи так же, как это делают другие, либо имитируют целые предложения (называемые эхом), не всегда понимая смысл того, что говорят. Среди детей-аутистов, которые не используют эхо, первые слова появляются намного позже: это могут быть числа или перечисление букв алфавита.
Многие аутисты используют невербальные методы общения: вокализацию, жесты, рисунки. Для родителей подобного рода коммуникация является трудным действием: одни пытаются «читать» каждое поведенческое проявление и связывать интуитивно с потребностями ребенка, а другие – развивают вербальное общение.
Методы лечения вокализации у детей с РАС
Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:
Важно подходить к «переключению» плавно, чтобы не вызвать у ребенка отрицательную реакцию в виде истерики и агрессии.
Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:
Важно: медикаментозных методов лечения вокализации нет, обычно назначаются препараты, которые устраняют отдельные симптомы заболевания: агрессию (нейролептиками), дисбактериоз (пробиотиками) и т.д.
Отзывы родителей на тему: «Как уменьшить вокализацию у ребенка с РАС»
Положительные | Отрицательные |
Сын сутками произносил один и тот же набор звуков: «айяйяй» с монотонной интонацией. Это сводило с ума. Начали посещать индивидуальные занятия у логопеда трижды в неделю. Мы все набрались терпения, выполняли дома все указания. И уже через месяц заметили, что количество проявлений вокализации уменьшилось. Уже занимаемся полгода, и практически о данной поведенческой особенности забыли. Важно состояние ребенка не пускать на самотек. (Лия) | Как посмотрю, все так на этом зацикливается, ну “мугыкает” себе под нос что-то ребенок, пусть. Не кричит, себе вред не наносит. А если это окружающих раздражает, так это им нервишки лечить надо! Аутичных детей нужно учиться воспринимать, а не «ломать» их и подстраивать под себя. (Ульяна) |
У нас в садике в группе мальчик был, который постоянно себе что-то мычал под нос. Сначала воспитатели его ограждали от детей, и настаивали, чтобы его убрали с группы. А дефектолог настояла на обратном и начала активно с ним заниматься. Когда я через два месяца встретила этого мальчика в коридоре, его было не узнать. Он даже со мной поздоровался. А дочь сказала, что даже играет с ним, и никаких звуков посторонних и раздражающих он больше не издает. Главное найти правильного специалиста, и все решаемо! (Настя) | Аутики особенные, они как инопланетяне на нашей планете, и вокализация им нужна, чтобы себя успокоить, настроиться на познание чего-то нового и т.д. Зачем их лишать данного способа. Учитесь просто понимать своего ребенка. (Оля) |
У нас вокализирует дочь только когда рисует, тихонько каждое движение карандашом или кистью сопровождает продолжительным звуком «оооооо». Лишать ребенка рисования мы не стали, просто научились сами абстрагироваться от звука и не раздражаться. Совет родителям, если вокализация не столь агрессивная, просто тренируйте в себе чувство самообладания. Удачи всем и терпения! (Света) | Мы борьбой с вокализацией занимаемся сами, так как грамотного специалиста, не нашли, а частники очень дорогие. В нашей стране «все для людей», наши крохи никому не нужны, вот и занимаемся самолечением. (Татьяна) |
Я отвлекаю сына от стереотипии купанием и мытьем рук (если дома), вода его очень успокаивает и расслабляет, или включением любимого мультфильма (Смешарики мы любим), к счастью, планшет со всеми сериями всегда со мной. Найдите увлечения своего крохи и используйте его грамотно. (Ксения) | У нас вокализация проявляется в виде визга, такая реакция на счастье и радость. Хорошее настроение = визг. Когда плохое – фыркает. И знаете, эти все звуки мне помогают понимать дочь. Не понимаю, зачем ее лечить. (Вера) |
У нас психиатр грамотно подошла к этому вопросу, разработала целую программу с этапами. Занимаемся уже полгода, осталась только звуковая агрессия как проявление протеста. Скоро мы и ее преодолеем. Да, времени на занятия уходит много, но оно того стоит. За один день результата вы не увидите.(Лена) | Нам, к сожалению, пока не один из известных методов не помогает справиться со стереотипными звуками «в никуда», бывают очень неуместные, например, в очереди к врачу (другие малыши раздражаются и начинают плакать и агрессировать, уже молчу о взрослых). Приходится ограждать сына от социума по максимуму. Надеюсь когда-то и мы эту проблему преодолеем. (Дарина) |
Вывод
Вокализация проявляется обычно у всех “невербальных” детей с расстройством аутистического спектра. Признаки ее можно рассмотреть в раннем возрасте, и подобрать максимально эффективный метод коррекции с помощью дефектологов, логопедов и иных специалистов, участвующих в лечении аутизма.
Помните, стереотипия при РАС сильно мешает развитию ребенка и налаживанию контакта с внешним миром, следовательно, ее проявление необходимо научиться предотвращать.