в чем смысл облачного атласа
Облачный атлас 2012 — реинкарнация — дело тонкое
В 2012 году на экранах кинотеатров появилась историко-фантастическая кинолента «Облачный атлас», созданная сразу тремя режиссерами. Картина, как и большинство фильмов со смыслом, вызвала множество споров среди кинокритиков и зрителей, но это не помешало ей завоевать несколько премий и номинаций. Подробное изучение сюжета поможет лучше разобраться в отличии картины от других драм и понять смысл фильма Облачный атлас.
Описание истории
За основу режиссеры взяли одноименный роман Дэвида Митчелла, увидевший свет в 2004 году.
В прологе зрители видят немолодого мужчину, сидящего на пляже и рассказывающего увлекательные истории. Он повествует о шести событиях, происшедших в разные эпохи:
С первых кадров лента напоминает головоломку, но внимательно досмотрев до конца, становится понятнее связь между сюжетами и смысл концовки фильма Облачный атлас.
К сведению! Каждый из актеров играет несколько ролей, перевоплощаясь по мере эволюции представляемой им сущности. Некоторые из них даже меняют пол и расу.
Сюжет фильма Облачный атлас по структуре отличается от книжного повествования. Дэвид Митчелл описал сначала пять историй, оставив открытым финал. После описания шестой истории, раскрывается концовка каждого события в обратном порядке. Режиссеры решили усложнить сюжет, показывая параллельное развитие всех историй, одновременно пришедших к кульминации.
Концовка и скрытый смысл
Фильм воспринимается с трудом из-за меняющейся сюжетной линии, времен, персонажей. Три часа напряженного экранного времени понадобится зрителю, чтобы узнать, чем закончился фильм Облачный атлас.
Бессмертие души – главная идея киноленты. Переселяясь из одного тела в другое, душа живет вечно.
Интересно! Для идентификации душ героев авторы использовали родимое пятно, напоминающее комету, летящую во времени.
Но реинкарнация души – не единственное, что пытались донести авторы до зрителей. Смысл фильма Облачный атлас гораздо глубже и многограннее. Картина поднимает несколько тем:
В концовке фильма Облачный атлас Захри со своей женой Мероним рассказывают внукам свою историю – повесть о бесконечности жизни, любви, борьбе за свободу и цене за нее.
У одних зрителей картина вызвала восхищение, другие – считают ленту непонятной, сложной для восприятия. Возможно, следует сначала познакомиться с книгой. Тогда будет проще понять, в чем смысл фильма Облачный атлас. Но даже тех, кто не читал бестселлер, фильм не оставит равнодушным.
Spoilering
все то, что вы, возможно, не хотели знать )
Облачный атлас (Cloud Atlas, 2012)
Многие задаются вопросом, о чем же все-таки сюжет фильма Облачный атлас. Ответ прост — это шесть историй, действие которых происходит в разное время, которые тесно переплетаются между собой. Для того, чтобы понять о чем хотели сказать создатели Облачного атласа, необходимо углубиться в пучину сюжета фильма. Давайте так и поступим. Вот те самые 6 историй:
Не стоит пугаться, что вы пока не поняли, о чем фильм Облачный атлас, есть ещё пара ключевых параллелей сюжета, о которых вам стоит узнать. Наберитесь терпения!
Прекрасно! Когда получше узнаешь подробности фильма Облачный атлас, становится намного проще понимать о чем он и чем отличается от других драм.
Комментариев: 2
Фильм многослоен,его нужно не только смотреть,но и внимательно слушать о чём говорят герои.Здесь нет глубоких философских открытий,всё понятно,как и в жизни.Поэтому смотреть его очень интересно в такой интерпретациии.Наша жизнь ведь тоже не напичкана сложными философскими инсталяциями,хотя есть и такие фильмы.Не понимаю,почему этот фильм многие не понимают. Хотя,чему я удивляюсь?Люди не нагружают себя,смотрят всякий трэш и оправдывают это тем,что так расслабляются,что нет сил на что-то заумное.Не расслабляются,а не хотят напрягаться и до того расслабились на всякой дешёвке,что такой простой фильм,как «Облачный атлас»считают заумью.
Очень интересный фильм с глубоким смыслом.Люди живущие в разные периоды и в разных частях света могут влиять на развитие ситуации в будущее время.Но также где-то в далёком будущем через определённое время и пространство состоит их встреча,где в фильме можно тонко уловить,что герои это чувствуют…
Обязательно посмотрю ещё раз и может ещё что то новое откроется.Заинтриговал фильм,необычный с многослойным сюжетами.
Смысл фильма «Облачный атлас»
Три часа и шесть переплетающихся сюжетных линий. Разобрать в одной статье все детали «Облачного атласа» не просто тяжело — это невозможно. В этом анализе я коснусь трёх основных идей фильма: реинкарнации, бессмертия и борьбе за свободу. Сравнивать фильм и книгу, подробно останавливаться на всех перекличках между временными линиями я не буду — статья и без того получилась довольно большой. Возможно, где-то на середине вам захочется прерваться и сохранить её в закладки, чтобы вернуться позже.
Итак, действие фильма разворачивается в шести последовательных временных линиях. История Адама Юинга происходит в 1849 году, драма Роберта Фробишера — в 1936, расследование Луизы Рей — в 1973, злоключения Тимоти Кавендиша — в 2012, подвиг Сонми-451 — в 2144 году, а Захри и Мероним встречаются в 2321 году. В этой статье я буду использовать год как ориентир, чтобы было удобнее переключаться между временными линиями.
Идея реинкарнации и развития души
Основная идея «Облачного атласа» в том, что человеческая душа бессмертна. Все герои, которых играет один актёр — это реинкарнации одной души. У души нет пола и расы, поэтому в некоторых историях актёры появляются в неожиданных ролях. Например, кореянка Пэ Ду На играет европейскую девушку Тильду и мексиканку на подпольной фабрике, а Бен Уишоу и Хьюго Уивинг перевоплощаются в женщин.
Души, которые стремятся к свободе, со временем развиваются и воплощаются во всё более сильных персонажей. Другие души тяготеют к жадности и насилию — их земные воплощения с каждой историей всё более отвратительны. Давайте проследим путь каждой души во вселенной «Облачного атласа». Я не буду останавливаться на малозначимых эпизодических ролях, разберу только наиболее важные.
Герои Тома Хэнкса
1936: портье, который отнимает у Роберта Фробишера последние деньги и жилет его возлюбленного.
1973: физик-ядерщик Айзек Сакс. Влюбляется в Луизу Рей с первого взгляда и решает ей помочь, но люди Ллойда Хукса не дают ему это сделать. Самолёт Айзека взрывается в воздухе.
2321: пастух Захри, главный герой этой истории. В начале — трусливый и недоверчивый персонаж. Его страхи персонализированы в образе Старины Джорджи. В финале избавляется от страхов и завоёвывает Мероним, женщину из более развитого племени.
Путь этой души: от жадности и лжи до самоотверженности и готовности спасать других ценой своей жизни. Героини Хэлли Берри помогают этой душе стать лучше. Финальному воплощению этой души, Захри, отводится особая роль в фильме — он рассказчик, и его повествование обрамляет все истории «Облачного атласа».
Героини Хэлли Берри
1849: чернокожая рабыня на плантации.
1936: еврейка Иокаста, молодая жена престарелого композитора Вивиана Эйрса.
1973: главная героиня истории, журналистка Луиза Рей. С риском для собственной жизни проводит расследование убийства Руфуса Сиксмита. Публикует отчёт Сиксмита о проверке атомного реактора и спасает тысячи жизней.
2144: мужчина-хирург, который снимает ошейник с Сонми-451 после её бегства из «Папа Сонг».
2321: Мероним, женщина из колонии Провидцев. Решается подняться на гору Мауна-Сол, несмотря на то, что её отговаривают и другие Провидцы, и Жители Долин. Благодаря Мероним жители Земли переселяются на более пригодную для жизни планету.
Путь этой души: от бесправного существа (чернокожая во времена рабства, еврейка во время господства нацизма) до свободной и смелой женщины. Журналистский подвиг Луизы Рей спасает всех людей, которые могли бы погибнуть при взрыве реактора. Мероним спасает всё оставшееся в живых население Земли.
Герои Бена Уишоу
1936: молодой композитор Роберт Фробишер, главный герой истории. Приобретает дурную репутацию из-за связей с мужчинами. Позже вступает в связь с женой своего работодателя Иокастой, а затем пытается соблазнить и его самого. Создаёт секстет «Облачный атлас».
2012: Джорджетта, жена Денхолма Кавендиша. Была любовницей Тимоти Кавендиша, брата своего мужа.
Путь этой души: сложно сказать, к чему движется эта душа. Герои Бена Уишоу не могут контролировать свою сексуальность, и этим создают проблемы себе и другим. Бисексуальность Фробишера заставляет его уйти из университета и даёт Эйрсу повод для шантажа. Когда Денхолм отправляет брата в дом престарелых, он объясняет свой поступок местью за измену Джорджетты.
Однако у Роберта Фробишера особая роль во вселенной «Облачного атласа» — он пишет музыку, которая в разных вариациях будет звучать во всех временных отрезках.
Героини Пэ Ду На
1849: Тильда, дочь работорговца Хаскелла Мура. Боится своего отца. В финале выходит замуж за Адама Юинга и вместе с ним присоединяется к движению аболиционистов (борцов за отмену рабства).
1973: мексиканка, рабочая подпольной фабрики. Убивает преследователя Луизы Рей.
2144: главная героиня истории, Сонми-451. Принадлежит к низшему социальному классу — фабрикатам. Благодаря знакомству с революционером Хэ Чжу обретает способность критически мыслить и принимать решения. Совершает подвиг, зная, что в конце её ждёт казнь.
2321: Пэ Ду На не появляется в кадре, но местные племена почитают её героиню Сонми-451 как божество. Её слова записаны в священных книгах.
Путь этой души: внешне героини Пэ Ду На слабы и бесправны, но каждая из них готова проявить смелость. Тильда выступает против тирана-отца, мексиканка поднимает руку на человека, который её оскорбил. Финальное воплощение этой души, Сонми-451, становится символом свободы для всех революционеров Нового Сеула и богиней для постапокалиптических племён.
Герои Джима Стёрджесса
1849: главный герой истории, Адам Юинг. Поначалу не имеет своего мнения и соглашается работать на отца своей невесты, работорговца Хаскелла Мура. Однако увиденное на плантации приводит Адама в ужас. После того, как беглый раб Аутуа спасает Адаму жизнь, тот решает стать аболиционистом и сжигает контракт между Муром и плантатором Хорроксом.
2144: Хэ Чжу, участник революционного движения в Новом Сеуле. Хэ Чжу помогает Сонми-451 бежать из кафе «Папа Сонг» и стать свободным мыслящим человеком.
Путь этой души: от робкого юноши до самоотверженного борца за свободу. Вечные спутницы этой души — героини Пэ Ду На.
Герои Джеймса Д’Арси
1936, 1973: Руфус Сиксмит, возлюбленный Роберта Фробишера, физик-ядерщик.
2144: Архивариус, который записывает историю жизни Сонми-451.
Путь этой души: на первый взгляд Сиксмит и Архивариус — пассивные слушатели историй Фробишера и Сонми. Однако после встречи с Луизой Рей Сиксмит решается обнародовать результаты проверки атомного реактора. Это приводит его к гибели, но Луизе удаётся найти и опубликовать отчёт Сиксмита.
В финале истории Сонми-451 содержится намёк на то, что Архивариус также перестал быть пассивным слушателем и принял идеи повстанцев:
Сонми-451: Если бы я продолжила оставаться невидимой, истина бы не открылась.
Архивариус: Но что если никто не поверит в эту истину?
Сонми-451: Но ведь один уже поверил.
Герои Хьюго Уивинга
1849: работорговец Хаскелл Мур.
1936: нацист Тадеуш Кессельринг. Влюблён в Иокасту, но не может быть с ней, так как она еврейка.
1973: наёмный убийца. Работает на Ллойда Хукса. Должен устранить всех, кто знает правду о реакторе.
2012: служащая в доме престарелых сестра Нокс. Жестоко обращается со стариками.
2321: внутренний голос Захри. Является Захри в образе Старины Джорджи — так местные называют дьявола.
Путь этой души: герои Хьюго Уивинга неизменно находятся на стороне зла и угнетают слабых. В конце пути душа настолько опускается, что уже не перерождается в человека. Старина Джорджи существует только в воображении Захри и исчезает, когда Захри становится смелым и начинает доверять Мероним.
Герои Хью Гранта
1849: владелец плантации Джайлз Хоррокс.
1973: Ллойд Хукс, владелец ядерного реактора.
2012: Денхолм Кавендиш. Отправляет своего брата Тимоти в дом престарелых.
2144: Сир Ри, управляющий в кафе «Папа Сонг». Спит с Юной-939, а затем убивает её.
2321: вождь племени Конов, каннибал.
Путь этой души: всех героев Хью Гранта прекрасно характеризует фраза «В один присест сильный слабого съест» (В оригинале: The weak are meat and the strong do eat). В финальном воплощении эта душа становится настоящим каннибалом, дикарём, который поедает слабых в самом буквальном смысле.
Герои Джима Бродбента
1849: капитан корабля, грубый и жесткий человек. Оправдывает рабство, насмехается над Адамом Юингом и Аутуа.
1936: композитор Вивиан Эйрс. Шантажирует Роберта Фробишера и хочет присвоить себе его труд.
2012: издатель Тимоти Кавендиш, главный герой истории. Поначалу жалок и труслив, в финале решается на смелую выходку ради спасения из дома престарелых. Находит свою бывшую возлюбленную Урсулу и воссоединяется с ней.
Путь этой души: со временем эта душа теряет свою власть и из заносчивого тирана перерождается в смешного неудачника.
Герои Кита Дэвида
1849: Купака, чернокожий слуга в доме Хорроксов.
1973: Джо Нейпир, глава службы безопасности при атомном реакторе. Переходит на сторону Луизы Рей и начинает помогать ей.
2144: генерал Апис, глава революционных войск.
Путь этой души: от бесправного раба до лидера повстанцев.
Идея бессмертия в творчестве
«Облачный атлас» — это фильм о бессмертии души. После смерти героя его душа переселяется в новое тело и таким образом живёт вечно. Но каждый конкретный человек тоже может стать бессмертным — через творчество.
1849. Адам Юинг пишет книгу о своих злоключениях — «Тихоокеанский дневник». В 1936 году Роберт Фробишер будет зачитываться этой книгой и умолять Сиксмита найти и прислать ему новое издание (экземпляр Фробишера оказался испорчен и половина книги утеряна).
1936. Роберт Фробишер создаёт секстет «Облачный атлас», пластинку с которым будет разыскивать Луиза Рей в 1973 году. Кроме того, эта композиция в разных вариациях звучит в каждой истории. Помимо секстета, Фробишер оставляет после себя увлекательные письма, которые на протяжении всей жизни читает и перечитывает Руфус Сиксмит, а позже — Луиза Рей и племянница Сиксмита.
Секстет «Облачный атлас», написанный Фробишером, звучит в каждой истории в фильме
1973. Маленький сосед Луизы Рей по имени Хавьер Гомес становится свидетелем расследования, которое ведёт журналистка. Когда Хавьер вырастет, он напишет документальную книгу о жизни Луизы. В 2012 году Тимоти Кавендиш будет читать эту книгу в поезде.
2012. Тимоти Кавендиш пишет сценарий для комедийного фильма по мотивам своих приключений в доме престарелых. По этому сценарию снимут фильм, который в 2144 году будут смотреть Сонми-451 и Хэ Чжу.
2144. Откровение Сонми-451 записывают и распространяют как священную книгу. Её взгляды становятся религией для целого племени.
2321. Захри не записывает то, что произошло с ним и Мероним, но детально запоминает историю и в старости подробно пересказывает её своим внукам.
Всё, что произошло с Захри и Мероним, превратится в историю, которую Захри расскажет внукам
Почти все произведения, которые я перечислила выше, автобиографичны. Даже секстет «Облачный атлас» навеян жизненным опытом Роберта Фробишера, вдохновлён тесным общением с композитором Эйрсом. Исключение составляет книга Хавьера Гомеса — это не автобиография, а биография Луизы Рей.
«Облачный атлас» показывает: чтобы создать захватывающее произведение, не нужно ничего, кроме подлинного жизненного опыта. Каждый из персонажей просто фиксирует то, что с ним происходит (кроме Луизы Рей, события её жизни записывает Хавьер Гомес). И тем не менее у каждого получается увлекательная история, которая вдохновляет читателей или слушателей.
Даже комическая история Тимоти Кавендиша способна изменить мир. Слова «Я не потерплю преступного ущемления своих прав», которые Тимоти произносит в фильме, становятся знаковыми для Юны-939 и Сонми-451. Эти слова пробуждают самосознание у Юны (и приводят её к гибели), а Сонми вдохновляют на революцию.
Идея противостояния сильных и слабых
The weak are meat and the strong do eat («В один присест сильный слабого съест»), — эта фраза не раз звучит с экрана. Сюжеты всех историй можно свести к одной общей идее — восстания слабых против сильных. Причём слабые всегда выигрывают эту битву.
1849. Слабые в этой истории — чернокожие рабы, а также Адам Юинг и Тильда — те, кто выступает против рабовладения. Сильные — рабовладельцы и работорговцы.
В финале слабые одерживают верх: раб Аутуа спасается от смерти, Тильда освобождается от тирании отца и вместе с мужем присоединяется к движению аболиционистов (сторонников отмены рабства).
Слабый и трусливый в начале истории, Захри преодолевает свой страх и недоверие к Мероним в финале
1936. Слабый в этой истории — Роберт Фробишер. Он подвергается преследованию из-за своей бисексуальности. Сильный — композитор Эйрс, он использует дурную репутацию Фробишера, чтобы присвоить себе его труд.
Фробишер одерживает победу, хотя и неполную: он успевает закончить произведение, которое было самым важным делом в его жизни, и издать под своим именем. Однако ему приходится покончить с собой, чтобы спастись от преследования за убийство Эйрса.
1973. Слабая в этой истории — Луиза Рей. По сравнению с героями других новелл она выглядит относительно свободной, однако владелец реактора Ллойд Хукс позволяет себе унизительные замечания в её адрес, так как она женщина.
В финале Луиза одерживает победу: спасается от наёмного убийцы, находит и публикует отчёт Сиксмита об атомном реакторе.
2012. Слабые в этой истории — старики, в том числе главный герой Тимоти Кавендиш. Жалкое положение постояльцев дома престарелых особенно ярко проявляется в сцене, когда старушка-заговорщица звонит семье якобы погибшей женщины. Разбуженный посреди ночи сын отказывается приехать за телом матери, но услышав слово «завещание», моментально собирается в дорогу.
Слабые старики одерживают верх над своими молодыми угнетателями: компания заговорщиков сбегает из дома престарелых, а Тимоти находит свою бывшую возлюбленную Урсулу.
«Слабая» Сонми оказалась сильнее чистокровных. Её мужество восхитило Архивариуса
2144. Сильные — чистокровные, слабые — фабрикаты, в том числе главная героиня Сонми-451 и её погибшая подруга Юна-939.
Сонми одерживает моральную победу над господствующей идеологией. Хотя её отправляют на казнь, перед смертью она заражает идеями повстанцев тысячи людей. Её героизм восхищает Архивариуса, хотя он работает на правительство.
2321. Слабые в этой истории — Жители Долин, в том числе Захри, сильные — племя конов.
В финале Захри вместе с Провидцами отправляется на другую планету, а коны остаются на умирающей Земле.
Поначалу кажется, что у главного героя каждой истории нет шанса на победу: сила не на их стороне. Но сила слабых — в их смелости, в умении идти к своей цели (а эта цель всегда одна — свобода) даже в безвыходной ситуации. Настроение всех главных героев «Облачного атласа» можно выразить словами Адама Юинга:
Хаскелл Мур: Всё это станет не более чем жалкой каплей в океане.
Адам Юинг: Но что есть океан, если не множество капель?
При подготовке статьи были использованы материалы с сайта Vulture.
Один из моих любимых фильмов, посмотрев его впервые, я просто влюбилась и с тех пор не раз пересматривала. Я даже купила печатный вариант книги Дэвида Митчелла, по которой он снят, но увы, уже несколько лет не могу до нее добраться.
История одной души в разных воплощениях
Собственно, в фильме несколько главных героев и повествование идет сразу в нескольких временных плоскостях. По сути, это жизнеописание одной и той же души в нескольких воплощениях. Они совершенно разные, то мужчины, то женщины, то смелые, то трусливые.
У них всегда разные сферы деятельности, разные жизненные условия. Но все же всех их объединяет две вещи — родимое пятно в виде кометы и чувство справедливости. Не всегда явное, но всегда в наличии. Кроме того, героев связывает то рукописный дневник, то письма, то музыка, то роман, то поступки. В общем, связь и словно бы узнавание проскальзывает.
Рассказывать я буду обо всех героях по очереди, сразу в целом. По-другому просто не получится. Кстати, в фильме много персонажей, но при этом минимум актеров. Одни и те же актеры играют разные роли и при этом их не всегда можно узнать, так хорошо они загримированы.
1849 год: юрист Адам Юинг
Итак, первый герой – юрист Адам Юинг (Джим Стёрджесс «Обитель проклятых») — примерно середина 19-го века, точнее 1849 год. Приехал в Америку по делам своего свекра. Там на плантации увидел негра, который прокрался на корабль. Аутуа открылся только Адаму, но тот не стал скрывать негра, а рассказал капитану.
Аутуа оказался действительно шустрым малым, потому был помилован и определен на службу на корабле, а позже спас героя от неминуемой смерти. Благодаря этой встрече Адам Юинг полностью изменил свои взгляды на рабовладельчество и вместе со своей женой начал борьбу против него.
Кстати, когда Юинг спросил, почему Аутуа смотрел на него во время экзекуции, тот сказал, что боль была сильна, но взгляд Юинга сильнее. То есть, возможно с виду мистер Юинг и был нерешительный и слабый, но в нем жил сильный дух.
Его историю Роберт Фробишер узнал из старых дневников. И еще, я, конечно, придираюсь, но почему история начинается именно с середины 19-го века, а не раньше. Ну, хотя бы еще на сотню лет. Но это уже вопросы альтернативной истории.
1936 год: композитор Роберт Фробишер
Время перед второй мировой войной – 1936 год. Роберт Фробишер (Бен Уишоу «Парфюмер») — сын богатого человека и возлюбленный Руфуса Сиксмита. Беспутный молодой человек по мнению отца и общественности, на самом деле гениальный композитор.
Чтобы доказать отцу и все вокруг, что он чего-то стоит, устраивается на работу секретарем к престарелому композитору Вивьену Эйрсу и в свободное время пишет свою собственную музыку. Самая трогательная и печальная история. Вдохновленный дневником Адама Юинга, Роберт написал свое гениальное произведение, но обстоятельства сложились так, что ему пришлось покончить с собой.
Роберт настолько хорошо все рассчитал и так хорошо знал своего возлюбленного, что они оба умудрились побывать в одном месте и не встретиться, а в комнату Сиксмит пришел всего через минуту после рокового выстрела. И да, люди и в правду не могут придумать то, чего нет. Так престарелый композитор во сне увидел будущее, то самое с Сонми. И там же услышал музыку, которую написал, точнее, только пишет Роберт.
1973 год: журналистка Луиза Рей
Сан-Франциско 1973 год. Луиза Рей (Хэлли Берри «Люди Х») — журналистка, которая ввязалась в не очень хорошее дельце, но бросить его не смогла. Случайно или нет, но она познакомилась с профессором Сиксмитом, давно постаревшим любовником Роберта Фробишера. Именно он передал ей документы, обличающие некую компанию.
Именно через Сиксмита к Луизе попадают письма, из которых она узнает о Роберте Фробишере и его короткой жизни. И да, тут вполне можно предположить, что другие люди в этой истории это тоже одни и те же души. Иначе, почему Айзек влюбился в Луизу с первого взгляда, а затем Мероним полюбила Захри. Вполне возможно, что душа Айзека и Мероним одна и та же.
2012 год: издатель Тимоти Кевендиш
Видимо, настоящее 2012 год. Не совсем успешный издатель Тимоти Кевендиш (Джим Бродбент «Гарри Поттер») попал в очень неприятную историю. После того как его клиент и автор книги «Кулаком в зубы» Дармут Хоггинс выбросил неугодного ему критика в окно, стал успешным и сел в тюрьму, на Тимоти наехали братки и потребовали денег.
Издатель попытался занять денег у своего брата, а тот вместо помощи запхнул его в дом престарелых с очень жесткими правилами. Из Авроры Хаус Тимоти и еще трое стариков умудрились сбежать. И только после этой истории мистер Кевендиш, наконец, смог наладить свою жизнь и даже написал сценарий к фильму. О Луизе Рей он узнал из книги, которую написал ее сосед-мальчик, став взрослым.
Кстати, это единственный персонаж, который не совсем вписывается в общую канву как минимум по времени. Тем не менее, он тоже воплощение одной души. В одном из коротких эпизодов у него явно видна кометка. Хотя, если вспомнить книгу «2012. Формула выживания», можно предположить, что он двойник из параллельной реальности.
2144 год: фабрикатка Сонми
Нео-Сеул 2144 год. Фабрикатка Сонми-451 (Пэ Ду На «Восьмое чувство») — искусственно выведенная человекоподобная особь, предназначенная только для одного — для работы и услужения потребителей. Девушки трудятся в кафе с утра до ночи, спят по 4 часа в сутки, не имеют права возражать клиентам. После работы они пьют дозу энергомыла и ложатся спать, а потом все повторяется.
Раз в год фабрикатки, срок контракта которых истек, уходят. Куда, не совсем понятно, но для прислужниц Папы Сонга это самый счастливый день в жизни. Но однажды Сонми узнает правду, становится членом сопротивления и вдохновителем для других людей.
Поначалу Сонми сомневалась в том, что ей стоит вступать в борьбу. Но после того как увидела, что из фабрикаток делаю энергомыло, которым затем их же и кормят, она без сомнений присоединилась к Армии Единства. Они отправились в командный пункт, откуда запись с обращением транслировалась на 12 стран и 4 внеземных колонии. То есть, на тот момент Земля успешно общалась с теми, кто жил на других планетах?
Все, кто защищал ее, в том числе и ее любимый, погибли у нее на глазах. Но они были к этому готовы, потому довели до конца свою задумку. Каждый раз на этом месте я плачу вне зависимости от настроения, слезы рвутся откуда-то из глубины. И плачу я не потому что мне жаль героев, это дает ответ моя собственная душа. Да, Сонми частенько смотрела фильм, снятый по сценарию Тимоти Кевендиша.
К чему привело обращение Сонми? Кто его знает, возможно, тогда армия единства и победила. Вот только несколько столетий спустя на земле осталась горстка провидцев, что еще знают о старых технологиях, и дикари, то позже явно произошло что-то нехорошее. Причем промежуток-то очень небольшой – всего 177 лет, из которых 106 после Крушения.
2321 год: пастух Захри
Захри (Том Хэнкс «Инферно») живет уже в очень отдаленном будущем 2321 год. Похоже, после какого-то серьезного катаклизма, в воздухе витает радиация, природа загрязнена. Выжившие люди поделены на две части: злые каннибалы и мирное население, живущее примитивной жизнью. Есть еще одна немногочисленная группа людей — Провидцы на летательных аппаратах с современными техническими устройствами.
У мирных жителей есть своя религия, они считают Чарльза Дарвина Богом, поклоняются богине Сонми и боятся Старину Джорджи, который искушает их, шепча на ухо. Когда-то Захри проявил трусость, в итоге чего погиб его брат с сыном. Теперь у него осталась только сестра и ее дочь Кеткен. Но однажды в их селенье явилась Провидица Мероним, с которой Захри заключил сделку.
Кстати, пастух — кажется единственный из всех, кто хотя бы частично вспомнил свои прошлые воплощения. В общем, Мероним и Захри поднялись на запретную гору. Это то самое место, где погибли воины Армии Единства, а Сонми произнесла свою легендарную речь. Мероним послала сообщение и вместе с Провидцами они переселились на другую планету.
Как рождаются легенды…
Интересно, что Мероним нужно попасть на гору, куда не ходят местные. Они считают, что там живет Дьявол. Хотя по словам Провидицы можно допустить, что это никакой не Дьявол, как считали местные, а защитный механизм, установленный предками. Возможно, не технический, а магический. Ведь именно там находится статуя Сонми и пульт управления, посредством которого Мероним связалась с внеземными колониями.
И да, отчего умирают провидцы, что за болезнь такая, что не берет обычных людей? Почему жители долины приспособились к ней, а Провидцы нет? Так кто такая Сонми? Мы-то точно знаем, что она была фабрикаткой, это даже хуже, чем рабочий класс. Но за свою отвагу, за то, что повела за собой народ, ее чтили и уважали современники. Но прошло не более 200 лет и вот уже Сонми уже божество.
Вот так и получаются легенды, хотя все было на самом деле. Так что в легендах может быть описаны реальные события, только ввиду того, что мир был другой, мы не можем воспринимать их как исторические факты, ибо просто не понимаем многого.
Цитаты из фильма «Облачный атлас»
Отдельно хочу привести некоторые цитаты из фильма «Облачный атлас», которые проливают свет на всю эту историю и дают повод немного подумать над собственной жизнью:
«Мы не хозяева нашей жизни, от рождения до смерти мы связаны с другими, прошлым, настоящим и будущим. И каждый на проступок, как и каждое доброе дело рождает наше будущее.»
«Смерть — это всего лишь врата: закрываются одни, открываются другие.»
«Вера как страх или любовь, это сила которую нужно постичь.»
«Страх, вера, любовь — явления, определяющие ход наших жизней. Эти силы начинают действовать до нашего рождения и продолжают после смерти.»
«Наша жизнь и наши решения подобно путям движения квантов, осознаются одномоментно. В каждой точке пересечения любая встреча предлагает новое потенциальное направление.»
«Теперь я понимаю, что границы между шумом и звуком условны. Любые границы условны и созданы, чтобы их переступать. Все границы условны, все условности преодолимы, стоит лишь поставить для себя эту цель.»
«Моя жизнь простирается гораздо дальше физического тела.»
«Истина всегда одна, любые ее версии это ложь.»
Прошлого и будущего нет?
А еще, по ходу просмотра фильма мне показалось, что времена вроде бы разные, но словно все происходит одновременно. Может, и вправду нет прошлого и будущего, и все происходит здесь и сейчас только в разных плоскостях? Или же судьбы похожи настолько, что при совершенно разных обстоятельствах ситуации повторяются?
Например, Тимоти Кевендиш готовит побег из Авроры Хауз, а в то же время Сонми убегает вместе с Хэ Чжу. Мистер Юинг переживает, что врач снимает обручальное кольцо с его пальца, а Сиксмит спешит в Эдинбург, чтобы помешать Роберту совершить непоправимое. И таких моментов можно найти много.
Вообще, конец фильма потрясающий и трогательный до глубины души. Я всегда начинаю плакать с самоубийства Роберта и заканчиваю уже после того, как казнят Сонми. Финал, конечно, счастливый. Где-то на другой планете пастух Захри обрел свое счастье с Провидицей Мероним. И спустя десятки лет он с теплом вспоминает о своем доме – планете Земля.
Еще один человек поверил…
Хочется отметить, что использование ограниченного актерского состава в этом фильме тоже играет свою роль. Это еще один намек на то, что все живущие когда-либо по сути являются десятками и сотнями воплощений. Нужно только вспомнить то, что происходило с тобой раньше…
И еще. По словам Сонми, достаточно одного человека, и все может пойти в другом направлении. Так ее рассказа было достаточно, чтобы поверил Архивариус (Джеймс Д’Арси «Философы: Уроки выживания»), причем практически против воли. Его так зацепила эта история и сила духа самой Сонми, что он просто не мог не поверить. Что он сделал после этого, стал ли новым членом Армии Единства или продолжил жить дальше?
Увы, веры одного человека недостаточно. Да, это та капля, из которых состоит океан. Но чтобы что-то изменилось, нужно немного больше. Когда проснется процентов 30, тогда произойдет тот самый эффект сотой обезьяны. Так что, смотрим кино, анализируем то, что нам показывают, делаем правильные выводы и просыпаемся, наконец!