высотка у красных ворот что там находится
Сталинская высотка на площади Красных ворот
Фото сталинской высотки на площади Красных ворот
Проходят годы, и многое становится историей. Относится это и к событиям, и к различным сооружениям. Прошло немногим более полувека, и многоэтажные дома, построенные на рубеже 40-х и 50-х годов прошедшего века, к которым относятся сталинские высотки, стали восприниматься как архитектурные памятники Москвы.
Одним из таких своеобразных домов в градостроительной структуре города является высотное здание, расположенное на площади Красных ворот.
Как возводилось здание
Министерство путей сообщения, на которое возложили строительство данной высотки, объявило конкурс на создание лучшего проекта. Всего было представлено две работы, и лучшим был признан проект, принадлежавший архитектору министерства А. Душкину. Однако в ходе работы утвержденное решение претерпело значительные изменения. Над дальнейшим вариантом проекта вместе с А. Душкиным работал архитектор Б. Мезенцев. Первый сосредоточился над планировочной и конструктивной частью, второй занимался пластикой и внешним видом фасада.
Возведение высотки отличалось огромной сложностью технологии, поскольку рядом в то же самое время проводилось строительство станции метро. Левое крыло здания планировалось возводить как раз над прокладываемой веткой метрополитена. Была разработана уникальная методика: вырыт котлован огромных размеров, площадь которого составляла тысячи квадратных метров. Он не имел креплений, а держался исключительно благодаря замерзшему грунту. Затем в котловане возводили фундамент под строение левого крыла, в которое было решено встраивать помещение вестибюля станции метро.
В это же время рядом с котлованом на строительной площадке шло обустройство фундамента и каркаса основной высотной части сооружения. Несмотря на все сложности и форс-мажорные обстоятельства, архитекторам и инженерам удалось справиться с нелегкой задачей. И в 1952 году строительство монументального высотного дома было, наконец, завершено.
Высотный дом построен на самой высокой точке Садового Кольца, на месте снесенных дореволюционных построек. Здание состоит из центрального корпуса в 24 этажа, который увенчан небольшой шатровой конструкцией, и двух боковых частей разной этажности от 11 до 15 уровней. Брандмауэры отделяют их от основной высотной части дома. Под одним из корпусов расположен вестибюль станции метрополитена «Красные ворота».
Несмотря на то, что по высоте дом на площади Красных ворот значительно уступает другим сталинским высоткам, его удачное месторасположение нивелирует эту разницу, и оно визуально соперничает даже с самим 36- этажным зданием МГУ.
На одной из стен здания можно увидеть памятную доску с портретом великого М. Лермонтова и надписью, оповещающей, что на этом месте раньше стоял дом, в котором родился поэт.
Внутренний дизайн этого дома более скромный по сравнению с другими сталинскими высотками, парадный вестибюль отделан достаточно сдержанно нержавеющей сталью.
Сталинская высотка является одновременно и административным, и жилым зданием. В боковых частях помещаются квартиры граждан, а основной корпус занимают административные, профсоюзные организации, различные корпорации, банк, ресторан, магазины. Фасад здания хорошо сохранился, но в жилых квартирах многие хозяева меняют деревянные оконные рамы на белые пластиковые, что вносит диссонанс в общий вид здания. Активно перестраиваются квартиры и внутри высотки, теряя свой первоначальный вид и культурную ценность.
Одному из авторов проекта А. Душкину принадлежат слова, словно обращенные к нашим современникам, что построить – это еще полдела, главное вторая половина – сохранить построенное.
Высотка на Красных Воротах
Высотка на Красных Воротах была построена в 1947 — 1953 гг. по проекту архитекторов Алексея Душкина и Бориса Мезенцева. В тот же период в Москве возвели еще семь небоскребов, которые прозвали «сталинскими высотками» и «семью сестрами». Кроме здания на площади Красных Ворот, в этот список входят:
Экскурсия по «сталинским высоткам» — одна из самых популярных в столице. Гиды познакомят туристов с архитектурными особенностями небоскребов, малоизвестными фактами об их строительстве, поведают об известных жильцах. Изюминка программы — городские мифы и легенды, связанные с домами. Вы услышите байки о привидениях, тайных коридорах, секретных станциях метро, особой энергетике высотных зданий.
Со зданием на площади Красных Ворот связан миф о хохочущем призраке. Рассказывают, что в когда-то в доме жил простой чиновник, влюбленный в соседку. Однажды он рассказал женщине политический анекдот, она пересказала его супругу, а тот доложил куда следует. В результате юморист попал в психушку, где и провел остаток жизни. После смерти его дух вернулся в квартиру и до сих пор бродит по коридорам, хохоча над шуткой.
Высотка на Красных Воротах на google-панораме:
История высотки на Красных Воротах
Строительство высотки на Красных Воротах началось в 1947 году. 13 января было принято Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», а уже в сентябре прошла церемония закладки первого камня. Поклонники мистики уверяют, что дату и точное время (7 сентября в 13:00) И. В. Сталин выбрал не случайно, якобы генсек консультировался с немецким астрологом, и тот предсказал наиболее благоприятный момент.
Интересно, что официальный старт не был началом реальной стройки. Несмотря на то, что план возведения высоток был утвержден, понимания, как именно строить такие здания, не было. В те годы в стране не было подобной практики. Ситуация осложнялась слабыми грунтами, отсутствием необходимой техники и материалов.
Поэтому новые технологии осваивались прямо в ходе работ. Параллельно открывались заводы железобетонных изделий, появлялись самоподъемные башенные краны и другое оборудование.
Мягкость московских грунтов доставила немало хлопот конструкторам. Усугубила проблему идея построить на первом этаже вестибюль станции метро «Красные Ворота». При подготовке тоннеля выяснилось, что грунт крайне ненадежен и напитан водой. По подсчетам укрепление фундамента увеличило бы срок строительства на 1,5 года, на что правительство было не согласно. Ситуацию спасло оригинальное решение группы инженеров под руководством Якова Дормана. С помощью колонок с хлористым кальцием они заморозили почву.
В результате заморозки грунт вспучился. Учитывая эту особенность, конструкторы стали строить высотку с наклоном. По завершению работ замораживающие колонки убрали и грунт растаял — небоскреб под собственным весом опустился и принял вертикальное положение.
После сдачи дома в нем разместились кабинеты Минтрансстроя и жилые квартиры. Ордера на заселение в «сталинские высотки» выдавались высокопоставленным чиновникам, министрам транспортного строительства, прославленным врачам, инженерам, деятелям искусства. Известные жильцы здания на Красных Воротах: актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, президент академии наук СССР Мстислав Келдыш, внучка архитектора Алексея Душкина — Наталья Душкина.
Архитектура
«Сталинские высотки» строились в рамках одного проекта, но над ними работали разные архитекторы. Все здания различаются планировками, отделкой, площадью и высотой. Административно-жилой комплекс возле «Красных Ворот» можно назвать компактным по сравнению с Главным зданием МГУ, гостиницей «Украина» и домом на Котельнической набережной. Высота центрального корпуса составляет 24 этажа (138 метров), боковых — 11–15 этажей.
Скромнее здание и в плане отделки. Хотя высотка соответствует стилю «сталинский ампир», ее декор лаконичен. Для облицовки вместо терракотовой плитки использовали натуральный известняк, отказались от дорогих материалов, витражей. Неизменными элементами остались красный гранит на первых этажах и шпиль со звездой.
Если декор архитекторы решили упростить, то на коммуникациях и удобствах не экономили. Во всех «сталинских высотках» провели централизованное кондиционирование, систему пылеудаления, на кухнях установили мусоропроводы и холодильники, кухонные мойки с дробилками, встроенную мебель. В жилых корпусах работал детский сад, были организованы бомбоубежища, подземная парковка, в некоторых квартирах предусмотрели комнаты для домработниц.
Что находится в сталинской высотке на Красных Воротах
Сегодня в доме располагаются офисы государственных и частных компаний, учебные заведения, жилые квартиры, кафе, магазины, аптеки, отделения банков. Но никаких Красных Ворот нет и этот факт иногда озадачивает туристов.
Красными Воротами назвалась триумфальная арка, воздвигнутая в честь победы в Полтавской битве. Памятник был построен в 1709 году по приказу Петра I. У сооружения сложилась непростая судьба: несколько раз его перестраивали, восстанавливали после пожаров, а с 1854-го неоднократно хотели снести. Демонтаж арки всякий раз откладывался — за сохранение ворот выступала общественность и известные архитекторы. Но в 1927-м памятник все же снесли под предлогом расширения Садового кольца.
Вместе с Красными Воротами исчезла церковь Трех Святителей, в которой крестили Михаила Лермонтова, и дом, где родился поэт. Сегодня об утраченных строениях напоминают памятная табличка на высотке, памятник Михаилу Юрьевичу в Лермонтовском сквере и название станции метро.
Как добраться
Адрес высотного здания на Красных Воротах: улица Садовая-Спасская, 21/1. Достопримечательность находится всего в 9 минутах ходьбы от площади трех вокзалов. Прогулка до Красной площади займет около 40 минут.
Самый быстрый способ добраться до высотки — воспользоваться метрополитеном. Станция «Красные Ворота» (Сокольническая линия/красная ветка № 1) располагается прямо в доме.
Выбирая наземный транспорт, следует выйти на остановке «Метро Красные Ворота». Их несколько: у Лермонтовского сквера останавливаются автобусы № 122, А, н3, т24; напротив высотки — № Б.
Кроме того, в Москве много таксомоторных служб, которые быстро и с комфортом доставят в любую точку столицы. Особенно популярны сервисы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Go, Везет.
Малоизвестные факты о сталинской высотке на Красных Воротах – самой лаконичной и таинственной из «сестёр»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Лаконичность и величие
Дом был построен в 1951 году на пустующем участке, принадлежавшем Министерству путей сообщения (когда-то здесь был старинный квартал). Авторами проекта стали архитекторы Алексей Душкин и Борис Мезенцев, а также конструктор Виктор Абрамов. Архитекторы за этот проект получили Сталинские премии.
Центральная часть здания (высотой около 140 метров), спроектированная по принципу ярусности, включает 24 этажа, а боковые – по 11.
Изначально высотку планировалось разработать в стиле русского и казацкого (украинского) барокко, однако потом было решено спроектировать его в более сдержанном стиле при более спокойном внешнем оформлении. Тем не менее, высотка все равно получилась весьма нарядной и оригинальной – в частности, за счет того, что фасады центральной части здания отделаны известняком, а нижние этажи и стелы парадного входа – красным гранитом. Крышу главного корпуса венчает шатёр ярусного типа.
Кстати, внучка Алексея Душкина, Наталья Олеговна, до сих пор живет в этом доме. Она тоже получила архитектурное образование, является историком архитектуры и градостроительства, имеет ряд научных работ и активно занимается охраной культурного наследия, за что получила ряд престижных премий.
Экспериментальные методы
Строили здание на Садовой-Спасской четыре года, а стартовали работы одновременно с началом строительства остальных высоток – в день 800-летия Москвы. Говорят, выбирая дату строительства «небоскребов», Сталин советовался с астрологами. А курировал строительство высоток Берия, который, кстати, в юности учился на архитектора.
Проект дома на Садовой-Спасской, как и проекты других сталинских высоток, был весьма смелым, учитывая то, что необходимого опыта, техники и материалов для такой работы у московских градостроителей в те годы еще не было.
Специально для строительства высоток, возводить которые решили из монолитного железобетона, были построены заводы в подмосковных Люберцах и Кучине, конструкторами был разработан особый тип башенного крана, способный поднимать до 15 тонн. Кроме того, такие краны могли самостоятельно поэтапно подниматься с этажа на этаж по мере возведения здания. Также были разработаны специальные кирпичи и пустотелые керамические камни, для чего в Подмосковье также был специально построен завод.
А еще при возведении этой высотки советские инженеры впервые использовали технику заморозки плывунных грунтов (а земля в этих местах непростая – супеси, суглинки, пески). Как известно, в цокольной части дома расположен один из входов в метро, и работы по строительству подземки и небоскреба на Красных Воротах шли одновременно.
Метод заморозки применили с целью сделать максимально широкий котлован для станции подземки. Рабочие вырыли более двух сотен скважин глубиной по 27 метров и еще 110 – для строительства эскалаторного тоннеля. В них поместили трубы, в которых компрессоры гоняли охлажденный раствор хлористого кальция. А чтобы здание не просело после того, как строительство завершится и грунт оттает и просядет, высотку начали возводить с небольшим (16 см), но заметным уклоном. Идея казалась рискованной, однако расчёты инженеров Якова Дормана и Виктора Абрамова оказались верны: как только грунт оттаял, здание встало в вертикальное положение. Причем, окончательно выпрямился дом только в начале 1960-х.
Непростые жильцы
Здание у Красных Ворот должно было стать центром нового архитектурного ансамбля и вместе с высоткой на Комсомольской площади (гостиницей «Ленинградская») образовать этакий «парадный вестибюль столицы».
Центральная часть здания изначально проектировалась для правительственных учреждений (в частности, там разместилось Министерство транспортного строительства) и только в боковых крыльях предусматривались жилые квартиры (в каждой – от двух комнат и больше).
Причем эти квартиры предназначались явно не для простых смертных. Согласно постановлению Совмина СССР, при проектировании зданий высоток архитекторы и инженеры должны были изначально предусмотреть оснащение их самыми современными техническими средствами, включая лифты, водопровод, дневное освещение, телефонизацию, отопление, систему кондиционирования воздуха и пылеудаления. У каждого подъезда дома у Красных Ворот было оборудовано свое бомбоубежище.
В пятикомнатных квартирах, словно в дореволюционных богатых доходных домах, рядом с каждой кухней была предусмотрена комнатушка для домработницы. Кроме того, в кухнях уже изначально имелись холодильники и встроенная мебель.
Под домом размещался гараж, рассчитанный на три десятка автомобилей. В одном из жилых корпусов высотки работал детский садик.
Основную часть жильцов составляли сотрудники Министерства путей сообщения и прочих ведомств, а также заслуженные деятели образования и медицины. В пятикомнатные квартиры селили в основном министров и их замов. Среди наиболее известных жильцов дома на Садовой-Спасской были президент АН СССР Мстислав Келдыш, актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков.
Легенды и мифы
Как и у любого старинного дома, у высотки на Красных Воротах есть свои легенды. Одна из них связана с личностью академика Келдыша. Старожилы рассказывали, что однажды в здании завелись блохи и клопы, извести которых жильцам никак не удавалась. Помог Мстислав Всеволодович: якобы в своих научных лабораториях он разработал чудодейственное средство для уничтожения кровососущих, и после обработки им квартир клопы и блохи исчезли.
Вторая легенда – про хохочущего призрака. Согласно этому преданию, в доме жила супруга крупного начальника, и в нее был влюблен сосед – простой чиновник. Чтобы произвести впечатление на красотку, мужчина как-то рассказал ей политический анекдот. Жена по наивности пересказала его супругу, а тот донес куда следует. Неудачливого воздыхателя арестовали и поместили в психбольницу, где он и сгинул. Ну а его призрак якобы до сих пор бродит по коридорам высотки, издавая леденящий душу хохот.
Ходил среди жильцов и еще один слух, который, вполне может иметь под собой основания. Якобы из бомбоубежищ этого здания есть потайные подземные ходы к неким секретным правительственным объектам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История сталинских высоток. Жилое здание у Красных ворот.
Следующая «высотка», о которой пойдет речь, находится у Красных ворот. Кстати, а почему Красные ворота? Я там не видела ни синих, ни красных, никаких ворот. А дело в том, что первые деревянные ворота, а точнее Триумфальную арку построили в 1709 году, по приказу Петра I в честь победы над шведами в Полтавской битве. В дальнейшем арку обновляли, она горела, ее снова ставили. А в 1753 году под руководством архитектора Д.В. Ухтомского построили каменную арку, которая была точной копией той, что стояла при Екатерине I.
Красные ворота. Фотография ранее 1917 года.
6 апреля Московский отдел народного образования направил в Моссовет просьбу о включении Красных ворот «в список памятников на учете». 16 апреля пришел ответ: «. Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет». Вскоре ворота были снесены.
Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами (так вот откуда Красные ворота), белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году.
Сейчас вместо Красных ворот находится вестибюль метро (на фото слева)
Так вот у Красных ворот, на улице Садовая-Спасская стоит еще одно высотное здание сталинской эпохи. Называется оно административно-жилое здание у Красных Ворот. Строительство этого здания велось с 1947 по 1952 годы. Высота здания составляет 138 метров и имеет 24 этажа.
Высотка у Красных ворот проектировалась министерством путей сообщений, которое для этого провело небольшой конкурс, на который было представлено два основных проекта: главного архитектора МПС Алексея Николаевича Душкина, занимающегося в то время проектированием станций метро, и проект архитектора Волошина. В проекте Душкина главный фасад здания был повернут в сторону Садового кольца, а в другом – в сторону Каланчевской улицы. В результате, был выбран первый, Душкинский, вариант.
Тут стоит отметить, что высотка у Красных ворот явилась самой сложной по технологии возведения.
Административно-жилое здание у Красных ворот
У этой «высотки» как и у здания Министерства иностранных дел, в проекте не было шпиля. Как говорят, шпиль был добавлен по указанию самого товарища Сталина.
Почтовая марка 1950 года. На ней видно, что здание проектировалось без шпиля.
Строительство «высотки» у Красных ворот было, пожалуй, самым сложным, в техническом плане. Проект здания включал в себя не только строительство самого здания, но и встроенный второй выход из метро «Красные Ворота» в левом крыле здания. Для осуществления этой идеи нужно было вырыть огромный котлован площадью 1200 кв. метров и над ним разместить левое крыло дома. А чтобы котлован не обрушился, было решено заморозить грунт по его периметру и уже на замороженном грунте возводить фундамент и каркас здания.
Административно-жилое здание у Красных Ворот
Проблема заключалась в том, что когда грунт придет в нормальную температуру он непременно опустится вместе со зданием. Поэтому, что бы не произошел перекос здания, проектировщики и инженера пошли на риск. Они решили строить высотную часть здания под наклоном в 16 сантиметров в противоположную сторону. Но поначалу отклонение от вертикали было так заметно, что люди писали жалобы на нерадивых строителей, строящих здание с таким существенным «браком». Многочисленные проверки стоили главным архитекторам и инженерам не малых «попорченных нервов». Но все обошлось. Когда строительство было завершено, грунт оттаял, просел – и здание приняло строго вертикальное положение. Ни до, ни после в мировой строительной практике данный прием не использовался. Административно-жилое здание у Красных Ворот.
Здание было построено с 1949 по 1953 годы в самой высокой точке Садового кольца, и его собственная высота составляет 138 метров.Здание у Красных ворот самое низкое из всех высоток. Но благодаря своему месторасположению (находится оно на одном из самых возвышенных мест Садового кольца), может вполне тягаться с 36-этажным комплексом Университета.
Центральный корпус высотой 24 этажа, ярусного типа увенчанный шатром. В разные годы в корпусе располагались: министерство, банк, валютная биржа, различные корпорации, профсоюзные, транспортные, строительные и другие организации. В одном из корпусов располагалось Министерство транспортного машиностроения (МинТрансСтрой). Поэтому в вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.
Также в высотке на Красных Воротах размещаются различные магазины, учреждения, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Строение имеет несколько корпусов, которые отличаются по высоте. В центральном 24-этажном корпусе располагается «Корпорация Трансстрой», два других являются жилыми и имеют различную высоту: от 11 до 15 этажей.
Общее количество квартир около 270. Квартиры в этом доме были совсем небольшие. Здесь не было ни огромных люстр, ни мозаики в вестибюле, как в других «высотках».
Техническая сложность конструкции не позволила создать роскошных интерьеров, поэтому данная высотка– самая скромная из всех семи собратьев. Здесь нет той роскоши холлов, как в Университете, и нет Коринских витражей, как на площади Восстания. Самая парадная часть – небольшой вестибюль, отделанный нержавеющей сталью. Как писал сам Алексей Душкин, он «должен был, как на станции Маяковская, подчеркнуть несущую способность стальной конструкции, полностью освободив ее от всех балластных масс». Поэтому декоративные стальные элементы закрывают сами конструкции, но в то же время демонстрируют ее металлическую сущность.
Все было очень скромно, но преимущества жителей перед другими москвичами все же были. На полах был постелен паркет из дуба или ясеня, высокие потолки с лепниной, на кухнях специально разработанная типовая мебель и мойка, а еще в кухне была комната для домработницы. В каждом подъезде имелся мусоропровод, вот бункером был сделан на каждой кухне. Правда, в борьбе с тараканами жители эти бункеры законопатили.
Административно-жилое здание у Красных Ворот
В одном из жилых крыльев располагался детский сад, а под домом имелся гараж на 29 машин. У каждого подъезда были бомбоубежища, а под административной частью здания по слухам были проходы в секретные здания, а под домом находился бассейн с запасом питьевой воды, и подвалы с полным автономным обеспечением.
Административно-жилое здание у Красных Ворот
Жили в этом доме сотрудники МПС и других ведомств, заслуженные учителя и известные врачи. Правда в двух последних подъездах были пятикомнатные квартиры и в них селились министры и заместители министров. В одной из таких квартир жил президент Академии наук Мстислав Кельдыш.
Административно-жилое здание у Красных Ворот
Ну и еще немного под занавес.
Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
К чему это я? А все очень просто, эти стихи написал великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Родился Михаил Юрьевич в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве в семье Лермонтовых. Дом, в котором родился будущий поэт, принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю.
Памятник М.Ю. Лермонтову у «высотки». (Тот самый мужик в пиджаке)
Стоял же этот дом как раз на том самом месте, где сейчас находится сталинская «высотка» у Красных ворот. Недалеко от дома, где жила семья Лермонтовых стояла Трехсвятительская церковь, в которой 23 октября крестили новорожденного Михаила. Церковь эта, как и Красные ворота, не пережила 1927 год и пала жертвой расширения Садового кольца.
Красные ворота и Трехсвятительская церковь.
После произведенного в 2000 году косметического ремонта фасада сталинской высотки здание преобразилось и выглядит довольно примечательно. В память о поэте М. Ю. Лермонтове, который в 1814 году родился и проживал в этом месте, на фасаде здания можно увидеть мемориальную доску, а в сквере его памятник. Это вместо снесенного здания((((((((
В главном корпусе раньше было расположено министерство транспортного машиностроения. Сейчас в здании размещаются: Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой (бывший МПС), Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей.