в чем смысл ионыча
Анализ «Ионыч» Чехов
Всего получено оценок: 1826.
Всего получено оценок: 1826.
В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.
Год написания – 1898 г.
История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.
Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.
Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.
Жанр – рассказ.
Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.
История создания
В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.
После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.
Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.
Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.
Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.
Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.
Композиция
Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.
В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.
В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.
В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».
Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.
Анализ рассказа «Ионыч» Чехов
Предлагаем вам прочесть краткий и полный анализ рассказа Чехова «Ионыч», что поможет глубже прочувствовать и осмыслить данное произведение. В 1966 году этот рассказ был экранизирован на студии «Ленфильм».
Год написания и публикации — 1898 год.
История создания — По мнению литературоведов, первоначальная тема, которую хотел отразить Чехов, была другой. Автор собирался описать обывательскую жизнь только семьи Филимоновых. В процессе работы над рассказом Чехов добавляет Старцева. Главный герой, впоследствии, пополняет ряды обывателей, которых в молодости глубоко осуждал.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Внешние условия могут влиять на человека как позитивно, так и негативно. Если изменения, происходящие в человеке, носят негативный характер, то нужно обратить внимание на окружение. Если необходимо, то поменять людей, среду, город, а не пускать ситуацию на самотек.
Тема — Жизнь и интересы обывателей, живущих в городке С.
Проблема — Деградация личности под воздействием неблагоприятной среды.
Композиция — Сюжет развивается линейно и последовательно.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Развитый и интересный человек в окружении обывателей.
Проблема: Конфликт умного и интеллигентного человека с обывательской средой, основа которой – люди с посредственными интересами.
Из всех персонажей «Ионыча» только Котик пытается вырваться из обывательской среды. Она – ищущая девушка, стремящаяся к достижениям. У нее есть цель – реализовать себя в музыке, в актерском мастерстве. Обывательская среда не подходит ей. Она угнетающе действует на ее здоровье, о чем мы читаем в конце рассказа. Девушке не хватает сил утвердиться в другом месте, более подходящем ей. И Екатерина Ивановна возвращается домой.
Солженицын охарактеризовал главного героя, как «человека с духовным ожирением», а в Котике он увидел «самоуверенную провинциальную девицу». Я вижу Котика по-другому. У меня есть сочувствие к этой девушке, выросшей в посредственной среде. Все вокруг восхищались ее игрой, что она принимала за чистую монету. Это лицемерие окружающих и привело к переоценке собственных способностей, но она поняла, что ошибалась. Жаль только, что вновь вернулась в эту же среду.
В подобных ситуациях важно не складывать руки, а активно действовать, менять ситуацию к лучшему. Если что-то в жизни не устраивает человека, а он не предпринимает никаких шагов, то проблемы будут нарастать. В один момент накрутится снежный ком, который сметет личность человека, оставив то, что мы видим в образе Ионыча в конце рассказа.
2. Тема: Любовная тема.
Проблема: Любовь не всегда бывает взаимной. Иногда неудачный роман заканчивается опустошением, разочарованием в жизни.
Чехов описывает любовь Старцева к Котику. В этот период молодой врач имеет интерес к жизни, амбициозность, вдохновение. Неизвестно, насколько сильно он переживает отказ, но, возможно, именно эта ситуация негативно сказывается на Старцеве. Может быть, именно после неудачной попытки обрести счастье, Старцев потерял смысл жизни.
Если человек потерпит неудачу в любви, то не стоит отчаиваться. Нужно лишь найти нового человека, с которым будет чувство взаимным.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Деградация личности Старцева ощущается с особенной силой в конце рассказа. От первоначального человека не остается и следа. Мы читаем о злом, бездушном, раздражительном человеке, ненавидящем весь мир. В портрете главного героя не остается ничего живого, отталкивает как его внешность, так и внутренний мир.
Интересно, что не меняется не только Старцев, но и семья Туркиных. Лишь Екатерина Ивановна пыталась вырваться из обывательских пут, но чего-то не хватило ей. Глава семейства, Туркин, говорит те же фразы, но роняет слезу, провожая своих близких. Чувствуется, что и его жена, пишущая романы, и его неудачница-дочь – все такие же несчастные, как и он сам.
Обывательщина для Чехова-врача – самый тяжелый диагноз, приводящий к омертвению души.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Основное противостояние – это противоречие интересов человека и общества, в котором он живет. Образы Старцева и обывателей конфликтуют, но не с самого начала. В начале рассказа Старцев занят на работе, которая ему по душе и влюблен. Эти обстоятельства смягчают противостояние, зачатки которого чувствуются уже с первых страниц. Он видит, что его окружают посредственные люди, с которыми у главного героя мало общего, но пока еще конфликт не особо проявлен. После отказа Екатерины Ивановны данное противостояние образов проявляется особенно остро.
Во второй части рассказа образ Старцева противопоставлен практически всему. Он находится в противоречии с образами обывателей, их глупостью, мелочностью интересов. Те люди и стороны жизни, которые ему были когда-то дороги, теряют свой смысл и очарование. Образы Котика и семейства Туркиных для него конфликтны и неприятны.
Его отношение к происходящему криком кричит о необходимости перемен.
п.4. Литературные приёмы
Чехов мастерски создает атмосферу своего произведения при помощи деталей. Описывая малозначительные, на первый взгляд, подробности, автор передает свое отношение к происходящему, но не отзывается о своих персонажах плохо, не навязывает собственного видения. Читатель волен выбирать свое отношения к главным героям.
Деградацию личности главного героя Чехов показывает, описывая его портрет. В начале рассказа молодой земский врач ходит пешком, не торопясь, напевает песню. Ожидая любимую девушку на кладбище, главный герой чувствителен, поэтичен, охвачен сильным чувством.
Впоследствии его уже называют Ионычем. Он сильно полнеет, ему трудно дышать. Он «пухлый, красный», ходит с головой, откинутой назад. И вообще двигается он мало, а ездит на тройке с бубенчиками. Его воспринимают, как «надутого поляка», как мрачного и противного сноба.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт я вижу в противоречии между человеком и его окружением. Протест Старцева не приводит к решительным действиям. Главный герой не разрешает этот конфликт. Он подчиняется обстоятельствам себе во вред.
Анализ рассказа Ионыч (А.П. Чехов)
Ни для кого не секрет, что А. П. Чехов – настоящий мастер коротких рассказов. Одним из таких произведений является «Ионыч», который был выпущен в 1898 году. В нем Антон Павлович одним из первых в русской литературе продемонстрировал образ жителя провинции, который не имеет никаких увлечений и стремлений. Кроме этого, в рассказе ярко показано, как сильно окружающее общество может влиять на человека. На примере главного героя изображается процесс превращения из молодого и целеустремленного Дмитрия Старцева в грубого, пресытившегося жизнью Ионыча. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого произведения.
История создания
Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.
Изначально Антон Павлович писал о некой семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть как раз-таки семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать все внимание на Старцеве.
В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.
Смысл названия
Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.
В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.
Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.
Жанр, направление
Как уже было сказано выше, «Ионыч» является рассказом. В русской литературе конца 19 века правил реализм, поэтому очевидно, что «Ионыч» относится именно к этому направлению. Такие черты, как обыденная, повседневная жизнь героев, социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явно говорят о реалистическом направлении произведения.
В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.
Композиция и конфликт
Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.
О чем рассказ «Ионыч»? Как уже было сказано раннее, в нем говорится о постепенном спуске главного героя на «дно» духовного развития. В начале произведения Дмитрий Ионыч только получил должность земского врача. Он приезжает в чужой для него город и знакомится с семьей Туркиных. Старцев, пока неиспорченный этим провинциальным городком, полон сил и планов на будущее. У него еще нет своей повозки и из города С. в Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком
Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.
На следующий день, после глупой задумки Екатерины со свиданием на кладбище, наш герой решается сделать девушке предложение, рассчитывая не только на духовную близость с прекрасной и любимой женщиной, но и на неплохое приданное, но получает отказ. Его это очень расстроило, но горевал он недолго и оклемался буквально через три дня. На этом этапе началось духовное обнищание героя: он располнел, теперь у него есть «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», его все больше одолевает лень.
Прошло четыре года после последней встречи с Екатериной. Теперь Старцев разъезжает уже на тройке лошадей и редко ходит пешком, так как еще больше располнел, а любимое вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не так амбициозен, как раньше, быстро принимает пациентов, не сильно беспокоясь о них. Его больше интересуют разные ужины или игры в карты. Но не все еще потеряно от «старого» него. Обыватели города С. раздражают его, разговоры с ними всегда приводят в никуда, ему они неинтересны:
«…стоит только заговорить с ним [с обывателем] о чем-нибудь… он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».
Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.
В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно наплевать, он нетерпелив и груб по отношению к ним. О семье Туркиных он и не помнит, не говоря уже о каких-то чувствах к Екатерине, которые остыли в сердце героя также быстро, как и вспыхнули. Старцева совершенно ничего не интересует. Все вечера он проводит только в клубе, где сначала играет, а потом ужинает в одиночестве.
Главные герои и их характеристика
Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.
Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:
этап деградации старцева | характеристика | ||||||
в начале службы | в начале произведения он представляет собой образованного целеустремленного земского врача, по мнению младшей туркиной «добрый, благородный, умный человек», лучший из людей. он увлекается искусством и литературой, искренне любит свою работу. | ||||||
через 4 года после отказа екатерины | после 4 лет с разрыва с екатериной ионыч уже востребованный врач, имеет обширную практику. он одинок, так и не обзавелся друзьями, жизнь его проходит тускло и скучно. здесь начинается его деградация, он уже не так амбициозен, в нем нет тех стремлений, которые были в начале произведения. | ||||||
еще некоторое время спустя |
герои | характеристика |
иван петрович туркин | глава семейства. упитанный и миловидный брюнет с бакенбардами. его «талант» — развлекать людей. он любит острить, рассказывать глупые анекдоты и шутки, устраивать любительские спектакли и исполнять в них роль старых генералов, периодически говорит на выдуманном им же языке. этот персонаж ни внешне, ни внутренне не меняется на протяжении всего рассказа. |
вера иосифовна туркина | жена ивана петровича. худая, красивая женщина, носящая пенсне. она избалована стабильной и размеренной жизнью, поэтому очень консервативна и апатична. любимым занятием ее является написание романов и их чтение вслух своим гостям. свои бездарные творения она не отдает в печать, оправдывая это тем, что их семья не нуждается в деньгах. все написанные и прочитанные рукописи прячутся в шкаф. героиня страдает мигренью, которая ухудшается с приближением отъезда из дома дочери. внутренне она так же, как и супруг, совершенно не изменилась, но внешне очень сильно постарела. |
екатерина ивановна туркина |