вертикальный футбол что это
Вертикальный билдап. Тактическая теория
Это первая часть перевода статьи spielverlagerung.com о вертикальном билдапе. Все полезные ссылки будут в конце.
О билдапе в целом мы говорили здесь и здесь.
Одним из важнейших принципов футбола является продвижение мяча вперед. Чтобы открыть счёт, вам нужно добраться до штрафной соперника и ударить по воротам. Для этого существует множество способов построения игры, и каждый тренер выбирает его исходя из кадровых возможностей, собственного видения и понимания. Но основным и наиболее общим инструментом построения игры является билдап – если он успешен, то команда получает мгновенный прогресс в продвижении мяча во всё более опасные зоны.
Базовый пример вертикального билдапа
Вертикальный билдап связан с вертикальными передачами. Они помогают быстро перевести мяч в атакующую треть, но их сложно исполнить. Для это нужно, как минимум, иметь хорошую горизонтальную циркуляцию игроков. Но даже если этот фактор учтён, есть проблема в сохранении владения. Сложно построить структуру игры, в которой вертикальный билдап будет успешен.
Главная проблема – это поле зрения. Игрок, который получает мяч, чаще всего обращён к своим воротам, хотя для следующего паса вперед нужно видеть ворота соперника.
Преимуществом вертикального паса является быстрое преодоление двух оборонительных линий. Вы отрезаете атаку и полузащиту соперника, и имеете окно в пару секунд, чтобы придумать что сделать с мячом дальше.
Если оборона нацелена на быстрое возвращение владения, то окно быстро закрываться.
Форвард получает мяч, но его атакует сразу 4 оппонента
Чтобы сохранить мяч, принимающему понадобиться структура игры, при которой обеспечена поддержка со стороны партнёров. Какой она будет, зависит от ряда переменных. Например, индивидуальные навыки принимающего легко изменяют эту структуру. Некоторые игроки чувствуют себя комфортно спиной к воротам соперника, и легко меняют вектор своего движения. В этом случае, партнёры могут находиться подальше, чтобы создавать ситуации 1 в 1 в своих зонах. Но если принимающий не так подвижен, партнёры должны быть ближе.
Вертикальный билдап – это куда больше, чем просто попытка выиграть место в высокой позиции. Если партнёры хорошо структурированы, то можно создать много способов продолжить атаку.
Скорость и точность передачи
При любой схеме поддержки важной характеристикой будет является сам пас. Связано это с уже анонсированной проблемой поля зрения. Тип передачи говорит принимающему о том, что происходит за его спиной.
Чем сильнее пас, тем меньше вероятность, что за спиной кто-то есть. Такой мяч сложнее обработать, а значит у принимающего есть на это время.
Если защитники решили прессинговать оппонента, то пас должен быть мягким, простым для обработки. Это нужно и для того, чтобы атакующий игрок продолжал смещение в зону, куда направляется передача, а значит пространства позади почти нет.
Аналогичная ситуация и с точностью. Под точностью мы понимаем скорее направление – в ноги или в смежную зону. Передача в смежную зону (на ход) выполняется, когда у принимающего либо нет возможности принять мяч у текущей зоне, или если смежная зона намного перспективнее. Атакующий игрок будет вынужден перемещаться в сторону движения снаряда и окажется на позиции, которая для него выгодна на данный момент.
Передача в ноги скажет игроку, что он находится в верной позиции. Если она при этом сильная, значит нужно быстро переадресовать мяч другому игроку, если она мягкая, значит он может двигаться сам.
Так простая комбинация скорости и точности может приводить ко множеству перестановок на поле. Но нужно понимать и то, как принимающий интерпретирует такие эпизоды. Тот же самый пас даёт разные сигналы для разных игроков. Например, если Энди Кэрролл (левша) получит передачу под правую ногу, он вряд ли будет разворачиваться в сторону ворот.
Параметры передачи касаются и партнёров. Если мяч перемещается в течении 1-1,5 секунд, игроки могут на пару метров изменить свои позиции. Это может иметь большое значение, особенно против компактной обороны.
Техничные игроки при этом могут манипулировать действиями соперников. Если принимающий при приёме смещается вправо, защитники почти наверняка последуют за ним. Даже если просто показать движением плеча изменение направления, то это может привести к изменению действий обороны.
Отдающий передачу также может манипулировать соперниками. Обороняющиеся часто моделируют ситуацию и стараются перехватить мяч. Если движением показать направление следующей передачи, это приведет изменению вектора движения обороны. Куда направлен взгляд? Под рабочей ли ногой мяч? Замах? – Это важные сигналы. Если всем видом показывать, что следующая передача пойдёт влево, то оборона начнёт смещаться влево. Изменение этого вектора приведёт к тому, что оборона по инерции будет сваливаться в одну сторону, а передача пойдёт в другую.
Серхио Бускетс, о котором мы не раз уже писали, является мастером в таких моментах. Вот примеры.
Если партнёры по команде находятся в хороших позициях, они могут по-разному реагировать на скорость и точность передачи. Это создаёт динамичную структуру поддержки, где игроки переходят из одного состояния/положения в другое, пока мяч перемещается между партнёрами. Натренировав разные розыгрыши, принимающий может выбирать из множества возможных решений, хотя обычно их не больше пары штук.
Здесь Бендер не доступен для передачи, но он будет открыт, как только Гётце примет мяч. Поворот Марио в сторону Бендера сигнализирует Качару о том, куда пойдёт следующая передача, и он начинает движение. Но Гётце поворачивается в другую сторону и беспрепятственно пасует Гюндогану. Качар попытается закрыть Илькая, но ситуация 2 в 1 слишком сложна для этого. Гётце снова получает мяч, мастерски обыгрывается с Левандовски, и забивает.
Тайминг передачи
Всё о чём рассказано выше приводит нас к другому параметру – времени.
При любом типе опеки остается пространство. Чтобы схема игры была надёжнее, команды стараются защищать наиболее опасные зоны. А значит есть зоны, которые не защищены. Такими, например, являются зоны центральных защитников. Поэтому они имеют больше времени на то, чтобы сделать оптимальный пас. Это позволяет им принимать решение о начале билдапа, чтобы принимающий игрок мог обработать передачу. Даже секунда может быть полезна.
Ниже пример изменения диспозиции на поле за одну секунду.
Спасибо, что прочитали первую часть перевода. Оригинал лежит здесь.
Не забывайте подписываться и плюсовать, если вам понравилось.
Пообщаться о футболе можно здесь.
Быстрый вертикальный футбол принес «Арсеналу» победу над «Тоттенхэмом». Выманивали соперника и атаковали свободные зоны
Похоже, Микель Артета сумел достучаться до своих игроков, нашел грамотный план и подобрал под него подходящий стартовый состав.
В матче прошлого тура против «Бернли» главный тренер «Арсенала» Микель Артета использовал схему 4-1-4-1 с одним ярко выраженным опорным полузащитником в лице Томаса Парти. К «Тоттенхэму» испанский специалист решил вернуться к формации 4-2-3-1, выпустив в опорной зоне Парти и Гранита Джаку. В остальном состав команды остался прежним. У «Тоттенхэма» по сравнению с матчем против «Челси» также произошли изменения в стартовом составе. В центре защиты в пару к Дайеру вышел играть Санчес, а справа от него появился Танганга. Кроме того, в атакующей тройке справа в нападении с первых минут действовал Лукас. Схема напоминала 4-3-3. «Арсенал» продемонстрировал быстроту и эффективность вертикальных атак. Это помогло «канонирам» забить три гола еще в первом тайме. Удачную попытку хоть как-то отыграться гости зафиксировали на 79-й минуте, когда Сон сумел ворваться в свободное пространство в штрафной площади. Но об этом позже. Давайте по порядку.
Без мяча игроки «Тоттенхэма» использовали узкую структуру, которая должна была перекрывать центральную ось. Хозяева при построении атаки переходили на расстановку в три защитника.
Крайний фулбек Томиясу смещался на одну линию с Уайтом и Габриэлем. На противоположном фланге Тирни поднимался выше, создавая ширину в полузащите. Таким образом, структура «Арсенала» трансформировалась из 4-2-3-1 в 3-4-3. Без мяча на своей половине поля «канониры» перестраивались на 4-4-2.
Эдегор поднимался в пару к Обамеянгу, а Сака и Смит-Роу опускались в линию полузащиты. Стоит обратить внимание на то, что Эдегор практически все время занимал широкую позицию, уходя ближе к флангу. Такое расположение, вероятно, должно было создавать возможность для более эффективного (учитывая способности норвежца) продвижения мяча через края, если соперник сохраняет компактность в центре. Но, как правило, «шпоры», в большинстве случаев успевали перемещаться по мячу и предупреждать потенциальные комбинации на флангах. Кроме того, игроки «Тоттенхэма» не отказывались от высокого прессинга. Хозяева, впрочем, весьма эффективно справлялись с давлением, через короткие/средние передачи выходя из-под него. Обратим внимание на расстановку команд во время прессинга со стороны «шпор»:
Мы видим, что Хейбьерг поднялся выше в помощь к атакующей тройке на случай, если кому-то из них не удастся тенью перекрыть направление передачи в центр. Эдегор и Смит-Роу смещаются в полуфланги, за ними следуют Ндомбеле и Алли. Если бы Хейбьерг оставался ниже, а Ндомбеле и Алли располагались выше, играя по Джаке и Парти, то датчанин оставался бы один против Эдегора и Смит-Роу. Возможно, именно поэтому тройка полузащитников расставилась таким образом при давлении на соперника.
В результате, Уайт делает рискованный пас на Джаку, на которого выдернулся Алли, тем самым оставив за спиной открытого Смит-Роу. Гранит в касание отдал на открытого партнера впереди, развернув атаку «Арсенала» на ворота соперника. Очень быстро удалось отрезать пять игроков «Тоттенхэма», а если посчитать далеко расположенного Ндомбеле, то шесть. Свой первый мяч «Арсенал» забил уже на 12-й минуте.
Начнем с того, что Регилон был вынужден выбивать мяч вперед, так как давление хозяев не позволило ему найти варианты поблизости. Центральный защитник Уайт выиграл воздушное единоборство, сбросив мяч вперед на Джаку, тот – на Эдегора. В результате, складывается атака 4v4:
Норвежец нашел Сака, который оказался в ситуации 1v1 против Регилона.
В центре штрафной «Тоттенхэма» определенно не хватает одного игрока из линии полузащиты, а Ндомбеле и Хейбьерг зачем-то синхронно смещаются на подстраховку к Регилону, не обращая внимание на зону напротив створа. Сака отдал передачу на 11-метровую точку, где как раз не хватило футболиста в белом (Алли не успел). Смит-Роу пользуется этим и замыкает передачу. Конечно же, это не единственный случай, когда у «Тоттенхэма» наблюдались явные проблемы в средней линии.
Здесь Эдегор совершенно без опеки спокойно принимает мяч, при этом шесть игроков «шпор» отрезаны от эпизода. Гости регулярно оставляли много свободного пространства на отдельных участках своей половины поля. Второй гол «Арсенала» стал примером качественной эксплуатации этих провалов за счет максимально вертикального выхода с использованием игры на третьего. «Канониры» вытянули на себя прессингующих футболистов «Тоттенхэма», тем самым растянув по вертикали построение противника. Джака, оттеснив оппонента, отдал передачу на Смит-Роу, за которым высоко ушел Танганга, оставивший зону за спиной.
В пару касаний мяч доставляется до Обамеянга, который находит успевшего подключиться Смит-Роу.
Смит-Роу возвращает Обамеянгу, и тот в касание пробивает в дальний угол ворот Льориса. Такой вертикальной атакой с выходом из-под прессинга, дважды эффектно и эффективно используя игру в стеночку на третьего, «канониры» забивают победный мяч. Комбинация, которая закончилась третьим голом «Арсенала», снова была вертикальной. Хозяева в очередной раз грамотно использовали предоставленную им возможность атаковать через свободные зоны. Началось все с потери мяча Кейном вблизи штрафной площади хозяев. Парти подобрал, скинул на Джаку, а тот отдал вперед на Эдегора. Это позволило вывести из игры семерых футболистов «Тоттенхэма». У Эдегора не сразу получилось быстро разогнать атаку, только транзитом через Смит-Роу удалось найти справа Сака. Вингер был совершенно один, так как Регилон застрял очень высоко, не ожидая потери от Кейна.
В этом моменте стоит отметить то, что Джака не смог помочь обороне, получив повреждение, ввиду чего у Сона появилось пространство перед штрафной и внутри нее, чем он и воспользовался. «Арсенал» в этой встрече показал интересный футбол, с быстрыми переходами из обороны в атаку, а также с грамотным использованием свободных пространств. Футбол команды Артеты характеризует карта самых опасных с точки зрения xT передач, это либо «вертикальные» забросы, либо прострелы из полуфлангов в штрафную. Именно после них «Арсенал» угрожал воротам Льориса больше всего:
«Канониры» также здорово провоцировали соперника на прессинг, уверенно выходя из-под этого давления. Отметим и скорость передвижения мяча, которая способствовала продвижению атак, в ходе которых гости не успевали возвращаться достаточным числом в оборону. «Арсенал» нашел оптимальное сочетание в атаке, благодаря которому наносил разящие удары по сопернику, в том числе в переходных фазах. Вероятно, мы увидим тот же состав и в следующем матче. «Тоттенхэм», в свою очередь, проваливался в опорной зоне, плохо уходил в атаки, в том числе и потому, что «канониры» успевали опуститься и перестроиться в оборону. И это тоже демонстрация качественного сочетания игроков. Теперь у «Арсенала» три победы подряд в этом чемпионате Англии. Похоже, Микель Артета сумел достучаться до своих игроков, нашел грамотный план и подобрал под него подходящий стартовый состав. Надолго ли это? В следующем туре «Арсенал» ждет сложнейший выезд к «Брайтону».
Тактическая гибкость «РБ Лейпциг». Часть I: Вертикальный позиционный футбол в мире диагональных векторов
Разбор игры одной из самых породистых команд Европы – «РБ Лейпциг» Юлиана Нагельсманна. Часть I: Схемы и позиционная игра в атаке.
Как часто мы не ценим, то что имеем. Привычные и устоявшиеся явления со временем приобретают будничный характер и перестают восхищать и удивлять. Ген, заставляющий человечество развиваться не позволяет нам в полной мере получать удовольствие от дня сегодняшнего. В стремительной погоне за комфортом и совершенством мы перестаем восхищаться настоящим.
Еще каких-то три месяца назад любители футбола по всему миру крутили носом от возможности просмотра трансляции того или иного матча, думали – идти ли на стадион, или остаться дома, сортируя матчи и турниры на стоящие и неинтересные. Любой матч при пустых трибунах казался неполноценным, подталкивал к сравнениям с контрольными играми. Прошло всего чуть больше двух месяцев и возвращение одного из топ-чемпионатов (даже без болельщиков на трибунах) воспринимается, как праздник, как нечто особенное. Возобновление Бундеслиги – это символ надежды всего футбольного мира на скорейшее возвращение к прежним условиям.
За несколько дней до возобновления чемпионата Германии я провел опрос в своей закрытой группе на Facebook, в которой по мнению участников определялись авторы наиболее интересных тренерских идей текущего сезона. Результаты интерактива совпали с моими предпочтениями. Подавляющему большинству респондентов оказались наиболее интересными идеи Джан Пьеро Гасперини и Юлиана Нагельсманна. Это определило тематику ближайших публикаций в блоге. В связи с рестартом Бундеслиги более актуальным является разбор игры «РБ Лейпциг».
Детальный разбор игры нынешнего «Лейпцига» практически невозможно вместить в один материал, поэтому разобью работу на две части. В первой рассмотрим кадровый потенциал, тактические схемы и особенности позиционной игры в атаке. Во второй части разберем быстрые атаки, прессинг, позиционную оборону и стандартные положения.
ТАКТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ/КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Главной тактической особенностью команды Нагельсманна является ее гибкость и универсальность. По ходу сезона «Лейпциг» начинал свои матчи, по восьми схемам – 3-5-2 (3-1-4-2/3-3-2-2), 3-4-3, 3-4-2-1, 3-4-1-2, 4-4-2, 4-4-2 ромб, 4-2-3-1 и 4-2-2-2. При этом многие футболисты играли на разных позициях и выполняли различные функции. Соперникам трудно готовиться к матчам с «Лейпцигом», который без труда трансформируется под особенности оппонентов и может приобретать разный тактический облик. Соответственно и разбор игры «быков» дело не простое, требующее внимание к большому количеству матчей, в которых команда действовала в разным сочетаниях.
Нужно отметить, что независимо от тактической схемы Нагельсманна основные игровые принципы команды неизменны. Но, обо всем по порядку. Разбор будет основан на основных трех модулях «РБ Лейпциг»- 3-1-4-2, 3-4-3 и 4-2-2-2.
На иллюстрации выше – состав и схема «РБ» в ответном матче 1/8 финала Лиги чемпионов с «Тоттенхэмом», в котором команда Нагельсманна разгромила коллектив Моуринью – 3:0.
В этом календарном году данные схемы были наиболее часто используемые Нагельсманном. Немецкий «вундеркинд» умело варьировал модулями, в зависимости от плана на игру. Главным отличием систем является количество и роли центральных полузащитников и нападающих.
Схему 3-1-4-2 можно интерпретировать и как 3-3-2-2, все зависит от фазы игры и позиций латералей.
При потере мяча и неудачной попытке контрпрессинга команда за счет более глубоких позиций фланговых игроков перестраивается на формацию 5-3-2. В случае, если базовой схемой «РБ» в матче является 3-4-3, то соответственно в среднем и низком блоках позиционной обороны «Лейпциг» трансформируется в 5-2-3. В этом случае более активно в своих вертикальных коридорах действуют защитники, которые моментально реагируют на мяч в своей вертикальной зоне в полупространстве или на фланге.
Менее популярными для «Лейпцига» в этом сезоне были схемы 4-2-3-1 и 4-4-2 ромб.
Последний вариант состава и схемы использовался в гостевом матче с дортмундской «Боруссией», который завершился со счетом 3:3. Допускаю, что этот неожиданный ход был сделан с целью получить численное превосходство в центре поля.
Из всех формаций с четырьмя защитниками наиболее практикуемой является – 4-2-2-2. В частности, на этот вариант Юлиан Нагельсманн перешел после перерыва в посткарантинном матче с «Фрайбургом». Но, следует отметить, что 4-2-2-2 в 2020 году использовался крайне редко. Зато до Нового года реализация схемы во многом поспособствовала завоеванию условного титула осеннего чемпиона Бундеслиги.
При таком богатстве тактического арсенала команды, нужно либо обладать длинной и качественной скамейкой запасных, либо универсальными исполнителями. Как и Хосеп Гвардиола немецкий специалист сторонник второго варианта. С приходом Нагельсманна, практически все игроки «Лейпцига» существенно обогатили свой тактический багаж. И это за неполный сезон совместной работы.
Костяк команды составляют молодые и очень перспективные игроки. Разумеется, есть и опытные футболисты. Один из них – тридцатилетний венгерский вратарь Петер Гулачи. Он в команде уже 5 лет. Откровенно говоря, не слишком раскрученный для широкой публики голкипер. Тем не менее, если кто внимательно следит за Бундеслигой, знает, что это один из лучших вратарей немецкого футбола. Он достаточно хорош, как на линии, так и на выходах. Правша. Даже по современным немецким меркам Петер вполне прилично играет ногами, что очень важно в позиционной игре «Лейпцига». Способен рукой точно выбросить мяч на чужую половину поля, что он в очередной раз продемонстрировал в матче с «Фрайбургом» (1:1), когда в первом тайме он после углового у своих ворот бросил в прорыв Вернера и был создан голевой момент.
В текущем сезоне процесс эволюции команды Нагельсманна был достаточно насыщенным и интенсивным. Начинал «РБ» с Лукасом Клостерманом и Марселем Хальстенбергом в роли латералей. Затем оба переквалифицировались в центральных защитников. В тройке они занимают позиции внешних центрбеков. Хальстенберг – левша, Клостерман – правша. В центре – 21-летний француз Дайо Упамекано. Это машина, за которой на трансферном рынке уже выстроилась очередь потенциальных покупателей. Он силен, быстр, техничен, хорош в игре в воздухе, в отборе, эффективно подключается к атакам. Потенциально, Упамекано – один из лучших защитников в европейском футболе.
Это основные защитники. Если команда играет в два центрбека, оптимальным вариантом является Упамекано и один из немецких защитников. Конечно, теоретически в идеале правше французу подошел бы левша Хальстенберг, но по разным причинам в последнее время в паре с Дайо чаще действовал Лукас.
Ближайшим резервом в центре обороны являются двадцатилетний француз Ибрагима Конате и опытнейший по меркам «Лейпцига» венгр Вилли Орбан (27 лет).
Просто революционным оказалось появление левого латераля Анхелиньо. Арендованный в январе у «Манчестер Сити» футболист однозначно усилил потенциал команды. Испанец способен держать левый фланг и выполнять огромный объем работы, успевая и в атаке, и в обороне. Его технические и скоростные данные позволяют создавать для него изоляцию на левом фланге. Анхелиньо всегда более активен впереди, чем его любой партнер по противоположному флангу.
Основным правым защитником/полузащитником во второй части сезона является еще один молодой француз – Норди Мукиеле. Его главный конкурент – американец Тайлер Адамс (21 год). При необходимости позицию может закрыть Клостерман или Лаймер. Последний сейчас является основным опорным в схеме 3-1-4-2. В 4-2-2-2 и 3-4-3 его присутствие в паре центральных хавбеков тоже оптимальный вариант.
В тандеме с Конрадом часто действует его соотечественник, Марсель Забитцер. Австриец способен эффективно отыграть на многих позициях. Это технически достаточно прокаченный футболист с сильным и поставленным дальним ударом. Забитцер очень умело открывается между линиями, играет важную роль в позиционных и быстрых атаках команды. На счету Марселя в 36 матчах сезона (Бундеслига, Кубок Германии и Лига чемпионов) – 15 голов и 8 голевых передач! Потрясающие цифры для полузащитника.
На позиции опорника, центрального хавбека и классической «восьмерки» (инсайда) Нагельсманн всегда может рассчитывать и на опытного игрока сборной Словении Кевина Кампля. В матче с «Фрайбургом» после карантина Кампль был одним из лучших на поле и стал автором голевой передачи на Поульсена.
В средней линии в распоряжении Нагельсманна имеется еще трое молодых и перспективных исполнителей, которые уже сегодня способны решать серьезные задачи – центральный полузащитник Амаду Хайдара (Мали), воспитанник ПСЖ Кристофер Нкунку (Франция) и Дани Ольмо (Испания). Ольмо появился в команде после яркой игры в Лиге чемпионов в составе загребского «Динамо». Конкуренцию молодым атакующим хавбекам создает опытный шведский сборник Эмиль Форсберг.
В атаке у Нагельсманна также есть выбор из достаточно разноплановых и универсальных нападающих. Главная фигура, не только в атакующей линии, но и в команде в целом – Вернер. Тимо будет трудно удержать в команде и на следующий сезон. Всем уже давно понятно, что этот футболист дорос до уровня топ-клубов.
Вернер прилично прибавил у Нагельсманна в тактическом плане. Он стал эффективнее действовать без мяча и эффективен по всему фронту атаки. При игре в 3-4-3 лучший бомбардир команды действует на позиции левого нападающего. Но даже, в формациях 4-2-2-2 и 3-1-4-2, в паре с Патриком Шиком или Юссуфом Поульсеном, Вернер практически всегда смещается на левый фланг/полуфланг. Чех проводит неплохой сезон, но он находится в аренде, а датчанин является настоящим старожилом «Лейпцига». Он в команде уже семь лет. Поульсен играет за «быков» еще с третьего дивизиона.
Самым молодым нападающим «РБ» является «чистокровный» вингер Адемола Лукман (22 года), который летом прошлого года за 18 млн. евро перешел из «Эвертона». Лукман – способный футболист, но в этом сезоне во всех турнирах провел на поле всего 289 минут игрового времени и не забило ни одного гола. В матче с «Фрайбургом» в исполнении Адемоа запомнились два момента. Первый – промах англичанина нигерийского происхождения из убойной позиции. Второй – точное попадание мячом в голову оператору.
БИЛД-АП
С приходом Юлиана Нагельсмана на пост главного тренера «Лейпцига», команда прибавила в позиционной игре. Соответственно, повысилась важность розыгрыша мяча от своих ворот. Обилие тактических вариантов игры влияет и на разнообразие вариантов расположения и роли игроков в данной фазе атаки.
Это вариант билд-апа в домашнем матче с «Тоттенхэмом» (3:0). «Лейпциг» играл по схеме 3-4-3. Синими линиями связаны номинальные защитники, желтыми – полузащитники и латерали. Мяч разыгрывает Гулачи. Два внешних центральных защитника Клостерман и Хальстенберг находятся в полупространствах в штрафной, метрах в шести от линии ворот. Центрбек Упамекано поднялся в опорную зону, где составил компанию Лаймеру. Оба способны продвигать мяч на дриблинге и обладают хорошим первым пасом. Забитцер остается выше, практически в центре поля. Упамекано и Анхелиньо – на флангах, на границе первой и второй третей поля. При необходимости один из них опускается глубже.
Наличие сразу двух игроков по центру перед свой штрафной заставляет соперника сосредотачивать основное внимание на этой зоне, автоматически открываются векторы под передачи во фланг.
Аналогичная ситуация из того же матча. Основной вариант розыгрыша – вратарь отдает на одного из ближайших центральных защитников, далее следует передача на латераля. Фланговый игрок в большинстве случаев средней или длинной передачей переводит мяч в одно из полупространств, во второй трети поля в каждом из которых находятся по два игрока группы атаки.
Нагельсман не ставит цель выхода от своих ворот с последующим развитием позиционной атаки через короткий пас. После одной-двух передач следует длинный перевод в центр или на половину поля соперника. Почему тренер сосредотачивает шесть игроков при билд-апе, если в итоге все завершается длинным пасом вперед, в полуфланг на опускающегося навстречу мячу атакующего полузащитника или одного из нападающих? На мой взгляд – основной смысл в том, чтобы стянуть определенные силы соперника на свою половину поля.
Если оппоненты начинают активно накрывать Гулачи и центрбеков – это открывает векторы по центру и дает возможность прямым пасом обрезать большую группу игроков команды соперника. На скриншоте выше видно, как в матче с «Тоттенхэмом» Гулачи отдал мяч Хальстенбергу, тот под давлением вернул назад и вратарь исполнил продольный пас на предлагающего себя правого нападающего Хайдара. Дальше – была создана ситуация 3 в 3 с обилием свободного пространства на половине поля соперника.
Этот эпизод завершился третьим голом в ворота «Тоттенхэма». Команда Моуринью к тому моменту предпринимала судорожные и безуспешные попытки спастись. «Лейпциг» получил возможности для контратак, в чем он очень силен. Вообще, на мой взгляд, одной из наиболее интересных особенностей футбола Нагельсманна является способность его команды трансформировать позиционную атаку в быструю.
Это вариант билд-апа «РБ» в выездном матче с «Шальке», когда «Лейпциг» выиграл 5:0. «Быки» играли по схеме 3-1-4-2 или 3-3-2-2 (как говорится – на любителя). Здесь все предельно просто и понятно. Тройка центрбеков создает с вратарем условный ромб. Задача – обрезать тройку игроков соперника и продвинуть мяч во вторую треть поля. Традиционно активное задействование в розыгрышах Гулачи создает преимущество для «Лейпцига» В данном случае, ромб, диагональные векторы и численное превосходство создают прекрасные условия для успешного перехода в следующую стадию атаки. Если «Шальке» увеличит количество игроков в высоком прессинге, то это дополнительный риск. Сзади они останутся в численном меньшинстве.
На скриншоте выше похожая ситуация, но вся команда располагается намного глубже. Опорник Лаймер почти на одной линии с Упамекано (верхний угол синего треугольника защитников). Латерали Мукиеле и Анхелиньо опустились до этого же уровня.
И наконец – вариант при 4-2-2-2. Центральные защитники смещаются к боковым линиям штрафной. Дальше, как правило следует либо пас на флангового защитника, либо длинная передача вперед, на атакующих хавбеков.
Подобные забросы и переводы в другую треть поля не гарантируют ювелирной точности. Даже если соперник перехватил мяч – включается контрпрессинг и появляется возможность для проведения уже быстрой атаки. Атаковать, находящегося в переходной фазе соперника – это часть плана «РБ» Нагельсманна.
ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА В АТАКЕ
Юлиан Нагельсманн, как перчатки может менять тактические схемы, но при любом модуле, основные принципы игры «РБ Лейпциг» остаются неизменными.
На практике разница между 3-4-3 и 3-1-4-2 «Лейпцига» небольшая. Маневры и смещения отдельных игроков часто ее нивелируют.
Один из центральных защитников, в частности Упамекано часто подключается к атакам, продвигает мяч, комбинирует. Если центрбек пошел вперед. то он доигрывает эпизод до конца, в случае потери – дополнительный игрок в контрпрессинге, а сзади остаются еще два центральных защитника и опорный.
В паре центральных хавбеков при 3-4-3 один играет с оглядкой на оборону, второй часто поднимается выше и принимает более активное участие в позиционных атаках команды. После ухода из «Лейпцига» Диего Демме, его функции перешли к более молодому и универсальному Лаймеру. Забитцер, или как в посткарантинном матче с «Фрайбургом» – Кампль, игроки более атакующего плана.
Один из нападающих часто опускается вглубь в полуфланге. смещения во вторую треть поля и открывания между линиями нападающих и иногда защитника в нужное время создают численный перевес в стратегически важной для позиционной игры центральной зоне.
Преимущество базовой схемы 3-4-3 в создании ромбов и диагональных векторов для передач. На скриншоте пример создания ромба в правом полупространстве во второй трети поля. Внешний центральный защитник (Клостерман), латераль (Мукиеле), правый нападающий (Нкунку) и правый центральный полузащитник (Лаймер) создают условную геометрическую фигуру, в которой у Клостермана имеется сразу три варианта для передачи вперед.
В данном случае (иллюстрация выше) в полупространстве созданы все необходимые условия для розыгрыша одной из основных комбинаций команды. Здесь выводят на обострение даже не третьего, а четвертого игрока.
На скриншоте – пример данной комбинации из домашнего матча с «Тоттенхэмом».
Высокая линия обороны соперника позволяет в полной мере реализовывать высокий потенциал горизонтальной позиционной игры «Лейпцига».
Разумеется, это далеко не единственный прием для решения задачи – прорыва обороны в полупространстве. Игроки «Лейпцига» быстро ориентируются в пространстве и принимают решения. Если вингер стремительно опускается вглубь – это знак для партнеров в соседних вертикальных коридорах. Они совершают рывок за спины защитникам.
Если атака развивается в левом полупространстве, то популярным ходом является длинный/средний пас на опускающегося вглубь Вернера. Тимо, либо сразу обыгрывается с партнером, либо смещается с мячом в центр. В момент его смещения партнеры в четырех вертикальных коридорах начинают стремительное движение вперед, создавая варианты для обострения ситуации.
Смещение центрфорварда в активное полупространство перегружает фланг, создает численный перевес в зоне и условно позволяет передвинуть ромб ближе к воротам соперника. Одним из углов геометрической фигуры вместо защитника Клостермана становится форвард Шик.
При таком перегрузе фланга, на противоположном краю поля образовывается изоляция для Анхелиньо, Этот футболист силен в игре один в один.
Когда команда играет по схеме 4-2-2-2 принципы создания диагональных векторов сохраняются. На схеме выше приведен пример одной из комбинаций «Лейпцига». Мяч доставляется центральному полузащитнику, в данном случае Лаймеру. Под австрийца в недодачу открывается один из форвардов (Шик).
А это пример, как в 4-2-2-2 «РБ» создает ромб на фланге и проводит комбинацию, которую мы рассматривали на схемах с модулем 3-4-3.
Тепловая карта матча «Лейпциг» – «Фрайбург» демонстрирует, что основная часть действий проходила на половине поля гостей. При этом сам контроль мяча для команды Нагельсманна не важен. Она не стремится во что бы не стало завладеть территориальным преимуществом. Главное – создание фазовых пространств (выгодных ситуаций), диагональных векторов для передач. «Лейпциг» совсем не злоупотребляет владением мяча. Переводы с фланга на фланг проводятся быстро, а атаки проходят по наиболее короткому к воротам соперника пути. Как мы уже отмечали, «Лейпциг» не боится терять мяч на половине поля соперника. Компактность и плотность линий позволяет эффективно использовать контрпрессинг и рассчитывать на то, что вторая волна атаки будет более перспективной в связи с тем, что соперника можно поймать в переходной фазе.
Потенциальных возможностей в атаке «Лейпцигу» добавил Анхелиньо. Испанец уникальный для команды Нагельсманна игрок. Данная карта отлично отображает его функции и объем выполняемой работы в позиционных атаках команды. Анхелиньо хорошо взаимодействует на фланге с Вернером, который постоянно смещается налево.
Матч 26 тура Бундеслиги с «Фрайбургом» был очень интересным для анализа и отлично характеризует команду Юлиана Нагельсманна. По ходу игры «Лейпциг» дважды перестраивался и успел сыграть по трем тактическим схемам. Начиналось все с 3-1-4-2/3-3-2-2, во втором тайме, при счете 0:1 с выходом на поле Лукмана команда перешла на 4-2-2-2. Это явно улучшило игру в позиционной атаке.
На скриншоте выше – синим цветом обозначена четверка защитников. Анхелиньо по традиции поднимался высоко. Правый защитник Адамс тоже подключался к атакам. В эти моменты центрбеки смещались влево, а Лайнер опускался на позицию Адамса. Сзади оставались три футболиста. Лаймер, Клостерман и Хальстенберг.
В концовке матча, при счете 1:1 Нагельсманн выпустил на позицию центрфорварда Шика и перешел на 4-2-3-1. Вот хронология перестроений:
Этот матч хорошо характеризует «Лейпциг» Нагельсманна, его сильные и слабые стороны. Во-первых мы увидели богатую тактическую палитру команды, ее готовность перестраиваться по ходу матча. Некоторые футболисты меняли позиции после этих перестроений, что не сказывалось негативно на их эффективности. Во-вторых – вертикальный позиционный футбол высокого качества. После перерыва хозяева смяли соперника и лишь слабая реализация моментов не позволила оформить адекватный для этого матча результат. Конечно, все команды Бундеслиги еще далеки от своих лучших кондиций. Все-таки это был первый тур после длительного перерыва. Но, на мой взгляд, по качеству игры в позиционной атаке «Лейпциг» был одним из лучших в туре.
Даже для «Баварии» такая высота линии обороны – редкость. Разумеется, это происходит лишь, когда соперника всем составом удается зажать в его треть поля. «Лейпциг» поднимает линию и поддерживает максимальную плотность и компактность. Как мы уже отмечали, «быки» не боятся потерять мяч. На мой взгляд, отношение Нагельсманна к подобным эпизодам говорит о том. что он не расценивает потерю мяча в финальной трети поля, как негативное явление. Потеря в условиях, которые мы видим на скрине выше, позволяет быстро вернуть мяч и получить при этом еще более выгодную ситуацию для создания голевого момента.
Столь высокая линия обороны может привести к опасным контратакам соперника, но посмотрите, кто сейчас действует в центре обороны у Нагельсманна? В основе выходит тройка и все они в прошлом фланговые игроки. К одним из качеств футболистов этого амплуа относится дистанционная скорость и выносливость. По сути вся линия обороны сегодняшнего «Лейпцига» состоит из фланговых защитников. Это не случайность, а проявление тенденций, требования современного футбола. Одним из важнейших качеств современных центрбеков является – скорость.
В матче с «Фрайбургом» проявились и самые слабые стороны команды – игра при стандартах в обороне и низкая реализация голевых моментов. «Лейпциг» снова пропустил гол со стандарта (угловой), пропустил и после розыгрыша штрафного, но хозяев спас VAR, который зафиксировал минимальный офсайд.
Одной из главных особенностей «Лейпцига» также является узкая позиционная игра. У команды Нагельсманна хорошо отлаженная структура позиционной игры, но она существенно отличается от методов Гвардиолы, Сарри, Кике Сетьена или Тен Хага. Команда Нагельсманна не ищет пространство, она его создает. На мой взгляд – это главная особенность позиционной игры «Лейпцига». «Быкам» не обязательно растягивать оборону соперника по всей ширине поля. Часто «Лейпцигу» достаточно четыре вертикальных зоны (фланг, полупространство, центр, полупространство). В некоторых моментах команда ограничивается и тремя коридорами.
Когда соперник не встречает атаку «Лейпцига» высоким прессингом, защитники спокойно продвигают мяч к границе между первой и второй зонами. Следующим популярным ходом является пас от центрбека на открывающегося в глубину нападающего (скриншот выше). В подобные моменты всегда на позицию форварда или вингера выдвигается полузащитник. В данном случае – Забитцер своевременно сместился на позицию Нкунку.
Еще один важный момент. На схеме выше – карта передач вратарей в матче «Лейпциг» – «Тоттенхэм». Оранжевым цветом обозначены пасы венгерского голкипера «РБ». Обратите внимание не только на количество действий Гулачи, но и на пространство, в котором они совершались. Гулачи поднимается очень высоко и принимает непосредственное участие в розыгрыше мяча и подстраховке защитников. В некоторой степени – вратарь «Лейпцига» выполняет функции либеро.
У этого либеро есть серьезное преимущество относительно реального представителя вымершей в процессе эволюции футбола роли. Он не оставляет соперников в игре и может спокойно находиться за линией мяча, не позволяя при этом оппонентам избегать попадания в офсайд. Это еще раз подчеркивает, насколько важно умение вратаря играть ногами (видеть поле, понимать игру) для команды Нагельсманна.
Помимо активного участия в атаках Гулачи стоит отметить рейды центрального защитника Дайо Упамекано.
Француз достаточно техничен и смело идет в обводку, доигрывает эпизод в атаке до конца.
Не смотря на то, что «Лейпциг», как клуб очень стремительно развивается, практически невозможно будет надолго задержать у себя таких игроков, как Вернер и Упамекано.
Продолжение следует.
Во II части материала мы разберем взаимодействия игроков «РБ Лейпциг» в быстрых атаках, позиционной обороне, а также рассмотрим особенности прессинга и игры при стандартах.
При подготовке материала использованы фото: Getty Images, EPA.