в чем смысл фильма завод
В чем смысл фильма завод
Этот фильм нельзя, конечно, отнести к шедеврам мировой киноиндустрии, но несколько выводов, после его просмотра, сделать все-таки можно. Отбросим в сторону некоторую неправдоподобность сцен схваток в цеху, которыми, если быть чест ным, грешат очень многие фильмы (у Седого поразительно долго не заканчиваются патроны в магазине). Перейдем к тому смыслу, который, по моему мнению, несет в себе творение Юрия Быкова.
Мысли о персонажах
Седой — типичная жертва режима и власти, которая кинула парня в горнило войны, а потом, когда его покалечило, не соблаговолила позаботиться о человеке. Судить его за поступки — несколько аморально. Он — продукт системы, не совсем здоровый человек (как физически, так и психологически). Одобрить его за то, что он сыграл своими товарищами по заводу, как шахматными фигурами, свою собственную партию, нельзя, но есть ли смысл? Очень многие люди, прошедшие войну, имеют психические отклонения, защищают свою собственную, пусть и сильно искаженную для здорового человека, правду.
Смысл концовки «самого жанрового фильма» Быкова
Теперь перейдем к тому смыслу, который, на мой взгляд (не претендую на истину в последней инстанции), имеет концовка фильма «Завод».
Калугин — здесь все понятно. Человек, как был на своих позициях, так и остался. Может быть, закусывая очередную рюмку водки черной икрой, он иногда будет вспоминать наивного Седого, который защищал свою, пусть и странную, правду, отдал за нее жизнь. Калугин — типичный олигарх до мозга костей.
Этот фильм удивительно точно показал судьбы, как простых людей, так и тех, кто имеет власть и деньги. А концовка, несмотря на гибель главного героя, все-таки дает надежду на изменение сложившейся ситуации.
Завод 2018 — в чем правда, брат?
Юрий Быков — один из ведущих кинематографистов России. Следуя эстетике Балабанова, режиссер отображает в своих кинокартинах правду. Невзирая на скромный бюджет, кинокартины Быкова поражают качеством съемки. Но главным достоинством фильмов Быкова является наличие социального подтекста. И его предпоследний фильм Завод не стал исключением. Гибрид криминального триллера и производственной драмы наделал немало шума. Споры о финале фильма не утихают даже спустя год с момента премьеры. Предлагаем разобраться, в чем же заключается смысл фильма Завод.
Описание истории
Для начала следует вкратце вспомнить сюжет фильма Завод. Действия разворачиваются на захудалом заводе, расположенном в провинции. Рабочие вкалывают с утра до вечера, зарабатывая гроши. Каждый день мужчинам приходится терпеть унижения со стороны начальства, но другой работы в небольшом городке попросту нет. Даже молодые ребята вынуждены после отправляться работать на завод сразу же после окончания школы. Вырваться из этих мест удается лишь единицам.
Все меняется, когда на территорию завода приезжает владелец завода Кулигин. Он заявляет о банкротстве, так что теперь десятки работников могут остаться без средств к существованию. Зарплату за последний месяц им также никто не выплачивать не собирается. Одноглазый ветеран с контузией по кличке Седой не намерен мириться с ситуацией.
Интересно! Актеру, игравшему Седого в течение часа делали грим, имитирующий шрам, повреждающий один глаз.
Мужчина организует похищение Кулагина с целью выкупа. Изначально все шло по плану. Но ситуация выходит из-под контроля в первый же час после похищения.
Концовка и скрытый смысл
Львиная доля событий разворачивается в забаррикадированном цеху. Рабочие удерживают Кулагина связанным, надеясь получить выкуп до рассвета. Первыми на переговоры приезжают личные охранники бизнесмена во главе с бескомпромиссным Туманом. Затем в дело вмешиваются сотрудники СОБРа. Сюжет становится все более запутанным. Становится ясно, что спецназ действует с наемниками Кулигина в сговоре.
Тайные мотивы
Главный сюжетный поворот происходит в третьем акте повествования, когда Седой раскрывает истинные мотивы похищения Кулигина. Именно концовка и скрытый смысл фильма Завод разделили поклонников Юрия Быкова на два враждующих лагеря. Ближе к финалу Седой превращается из главного положительного героя в злодея, которым движут революционные идеи.
На заметку! Художники по костюмам целый месяц «мариновали» костюмы рабочих завода в соли, чтобы они ничем не отличались от настоящих роб.
Финал
В ходе финального акта Кулигин показывает истинное лицо. Даже будучи жертвой, влиятельный бизнесмен остается уверен в собственной безнаказанности. Кулигин готов манипулировать окружающими ради собственной выгоды. Во многом из-за его слов похитители превратились из соучастников в идеологических врагов.
Интересно! Юрий Быков подтверждает знаменитый тезис о невозможности классовой борьбы в атомизированном и разобщённом обществе. В этом и заключается главный смысл фильма Завод.
Быков не изменяет себе, рисуя мрачную картину современного общества, где нет ни намека на свободу и безопасность. При этом, общество не способно противостоять власти имущих ввиду внутренних конфликтов. Быков показывает проблему, но не предлагает решения. Единственное, что остается наемнику Туману, взглянувшему на мир глазами Седого, так это бесцельно брести по пустынному шоссе в мрачную неизвестность.
Классовая борьба или месть неудачника? Разбираемся в идее фильма «Завод»
Страна: Россия, Франция, Армения
Жанр: криминал, драма, триллер
Год производства: 2018
Режиссёр: Юрий Быков
Актёры: Денис Шведов, Андрей Смоляков, Владислав Абашин, Иван Янковский, Александр Бухаров
Публицистический триллер «Завод» от Юрия Быкова ударил зрителя в самое сердце. Режиссёр снимает простые и жизненные сюжеты, но постоянно ставит своих героев перед непростым выбором. В результате добро и зло по ходу повествования частенько меняются местами, оставляя после просмотра массу вопросов. В чём смысл фильма «Завод»? Что хотел сказать режиссер своей работой? Попробуем разобраться.
Сюжет фильма «Завод»
Начнём поиски скрытого смысла с краткого обзора содержания. Общая идея фильма «Завод» строится на принципах классового неравенства. С этим наверняка на личном опыте сталкивались многие зрители, и именно поэтому картина задевает за живое.
Итак, все события происходят на территории небольшого завода железобетонных изделий. Обычным будним днём один из рабочих по прозвищу Седой пешком добирается до предприятия, чем немало удивляет сторожа. Пройдя на своё место, Седой сразу начинает гнуть скобы из арматуры. Постепенно цех наполняется другими людьми, пришедшими на смену.
Однако этот день на заводе будет необычным. Хотя бы потому, что на территории лично появляется владелец – господин Калугин. На общем собрании он объявляет о нерентабельности предприятия, сообщает о том, что все работают до конца месяца, после чего завод закрывается. Это вызвало бурю негодования среди рабочих, которая усилилась после того, как владелец заявил о том, что денег сейчас нет, а текущую задолженность он погасит в течение полугода.
На выкрик из толпы: «Забастовки не боишься?» – Калугин самоуверенно ответил: «Не боюсь». А в самом деле, чего ему бояться, если он влиятельный бизнесмен и практически полноправный хозяин области, даже сумевший пропихнуть в губернаторское кресло своего человечка.
В раздевалке Седой предлагает решить проблему радикальным методом. Как ветеран боевых действий, он предлагает захватить Калугина, и потребовать за его освобождение выкуп. Его коллеги по работе: Рябой, Казак, Вовка, Пыж и Терехов слушают его с изумлением. Они уверены, что ничего хорошего из этой затеи не получится.
Однако пересидев ночь со своими проблемами, коллеги Седова принимают его предложения. мотивы у всех разные, но суть сводится к одному – нужны деньги, чтобы прокормить семьи. Только опытный и сидевший Рябой уверен, что не стоит размениваться по мелочёвке, и срывать нужно сразу крупный куш, которого хватит на всю жизнь.
Суть обмена проста. Подручные Калугина привозят деньги, и получают обратно своего шефа. После этого участники сделки разбегаются в разные стороны. Калугин звонит своему начальнику охраны Туману, который поднимает старую гвардию и привозит деньги для выкупа. Седой и Туман не доверяют друг другу, но находят компромиссное решение по обмену.
Однако, когда Туман выходит из цеха и идёт к машине за деньгами, на территории оказывается поднятый по тревоге областной СОБР. Ситуация выходит из-под контроля. Отсутствие полиции являлось одним из условий сделки. Туман собровцев не вызывал и пытается урегулировать ситуацию, пользуясь связями в полиции.
Присутствие силовиков ставит обмен под угрозу. Тогда Седой меняет первоначальный план. Он уговаривает подельников отказаться от выкупа и попытаться сохранить жизни. Для этого он требует журналистов и представителей прокуратуры, заставляет Калугина рассказать о своих прошлых «подвигах», а также о желании «слить» завод.
По замыслу Седого, нужно дождаться выхода снятого репортажа, после чего сдаться властям, став национальными героями. Однако во время ожидания СОБР снимается и уезжает. Рябой решает оставить своих подельников. Он уходит из цеха, и сообщает охране Калугина о том, где проживают родственники других рабочих, участвовавших в захвате.
В результате в цехе оказывается сумка с вещами детей и родителей. Среди подельников начинается разброд и шатание. Седой говорит, что все, кто хочет, могут уйти, и он самостоятельно доведёт дело до логического завершения.
В это время охрана Калугина решается на штурм. В результате погибают Вовка и Казак. Пользуясь боевым опытом и знанием территории, Седой убивает двоих охранников. Штурм сорвался. В цехе вновь появляется Туман, который пытается убедить Седого взять деньги. В результате эмоциональных переговоров раненый Пыж и Терехов оставляют своего лидера.
На территорию вновь приезжает СОБР. Седой выпускает Калугина, спецназ идёт на штурм, но главный герой сводит счёты с жизнью. Туман поручает оставшимся охранникам увезти Калугина домой. Сам он уходит пешком, идя той же дорогой, что и Седой в начале фильма.
На первый взгляд, содержание фильма «Завод» довольно простое. Есть недовольный жизнью пролетариат и классовый враг, между сторонами идёт постоянная борьба, в которой побеждает капитализм. Однако суть фильма «Завод» намного глубже, и мы попробуем дать объяснение ключевым моментам.
Расшифровка сюжета
Смысл фильма «Завод» связан с главными действующими лицами. Поэтому разбор сюжета следует начать с трактовки поведения самих персонажей. Но не всех. Пыж. Казак. Вовка и Терехов – это жертвы обстоятельств. Типичные работяги, которые столкнулись с перспективой остаться без денег и работы. Именно эти факторы заставляют их подчиниться сильному лидеру, обещающему решить эти проблемы.
Рябой. Типичный мелкий бандюган из 90-х, который отсидев за прошлые прегрешения, работает на заводе. Естественно, такое положение дел его не устраивает, и Рябой с удовольствием стал бы частью команды Калугина. Однако серьёзным людям он не интересен. Поняв, что легко «срубить» денег не получится, Рябой выходит из игры, попутно сдав своих подельников.
Туман. Начальник охраны Калугина, правая рука своего всемогущего шефа. Однако деньги и положение не защищают его от бытовых ситуаций. Жена Тумана болеет онкологией, и жить ей остаётся не больше полугода. Однако оставив смертельно больную супругу с перепуганным сыном, Туман срывается из дома по первому звонку шефа, и оказывается в гуще событий.
Калугин. Вполне спокойный и уверенный в себе человек, который оказался удачливее большинства своих коллег по криминальному цеху, потому сумевший пробиться к вершинам власти. Он не испытывает никакой ненависти к своим похитителям, и даже пытается поговорить с Седым «за жизнь», объяснив, что завод убыточный, и содержать его нет никакого смысла.
Седой. Типичный представитель рабочего класса, олицетворяющий собой среднестатистического россиянина. Когда-то он был полон радужных идей, поэтому в отличие от сослуживцев не пытался уклониться от командировки в горячую точку.
Однако на войне он потерял глаз, заполучил контузию и несколько ранений. Оказавшись на гражданке, Седой быстро понял, что никому не нужен. Он одиночка, который влачит жалкое и полунищее существование. Для него Калугин – это идейный враг, которого он обвиняет в своих бедах.
Смысл концовки
Смысл фильма «Завод» – в бесполезности борьбы против системы. Это наглядно показывает концовка, когда одиночка, решившийся бросить вызов, погибает, так и не сумев ничего изменить.
Однако разгадка здесь кроется не только в бесполезной смерти главного персонажа. Смысл концовки глубже. Именно под конец фильма «Завод» раскрываются истинные мотивы героя. Калугин говорит Седому, что тот просто мстит за свою не сложившуюся жизнь и хочет, чтобы другим было так же больно, как ему.
Ведь действительно, Седой подбивает других к захвату бизнесмена только потом, что ему нужны люди. Его мало интересует, что произойдёт дальше и каковы будут последствия. Он сам вызвал СОБР, чтобы придать историю огласке. Когда Пыж говорит, «У меня же дети», Седой равнодушно отвечает, что это ведь не его дети. Этим он отталкивает от себя даже Терехова, явно проникшегося симпатией к своему временному лидеру.
При этом в конце фильма Седой оказывается перед сложным выбором. Отпустив Калугина, он ничего не меняет, и вся возня и кровь были напрасны. Убив бизнесмена, он становится похожим на него. Поэтому он находит выход из сложившейся ситуации через самоубийство.
Не менее интересна трансформация Тумана. Вначале он честно пытается решить проблему своего шефа. Ближе к финалу Туман срывается, и в разговоре проскальзывает, что он устал разгребать за Калугиным. Более того, начальник охраны явно проникается симпатией к Седому и даже пытается остановить штурм здания спецназом. Он отлично понимает, что Седому не выжить в этой перестрелке и, остановив штурм, надеется спасти ему жизнь, как-нибудь разрулив ситуацию в дальнейшем.
Туман просто устал: от шефа, постоянных проблем и даже больной жены. Именно поэтому он не садится в машину Калугина и отправляется обратно пешком. Смысл его ухода с завода можно объяснить так: он решил сам пройти путь Седого. Стать простым человеком без связей и денег. Хотя бы на этом шестикилометровом отрезке своей жизни.
Складно, да ладно: рецензия на «Завод» Юрия Быкова
В кинотеатрах страны идет «Завод» Юрия Быкова, который подводит итоги все того, чем славился режиссер русских остросоциальных драм «Жить», «Майор» и «Дурак».
Региональный олигарх Калугин (Андрей Смоляков) закрывает принадлежащий ему завод ЖБИ, где по три месяца задерживают зарплату. Работяги ропщут, триста человек остаются без рабочих мест, но только шестеро из них под предводительством токаря с подбитым глазом и военным прошлым по кличке Седой (Денис Шведов) готовы пойти на крайние меры: захватить в заложники владельца завода, потребовать выкуп и безбедно сбежать. Однако Калугин вызывает на переговоры группу тренированных чоповцев во главе с бойцом по кличке Туман (Владислав Абашин), которому этой ночью тоже будет не до сна.
Седой, Рябой, Пыж, Туман, Веселый, Седьмой — персонажи нового фильма Юрия Быкова неслучайно величают друг друга, как герои каких-нибудь «Бешеных псов», или еще лучше, как в лихих вестернах. Как уже отметили многие, «Завод» — не только квинтэссенция всех предыдущих работ Быкова, но и, самое главное, хорошая жанровая история, удерживающая темп. После мытарств с заказными работами на Первом канале и на «Времени первых» Быков наконец-то скрестил оба рабочих фронта, поставив излюбленную остросоциальную драму на профессиональные жанровые рельсы. Видно, что автор уже не стесняется орудовать сценарным топором, тем более если сжимать его в крепкой режиссерской руке. Имеет на то право: после долгой славы «Дурака» у Быкова появилась маленькая армия фанатов и даже загадочная народная любовь, которую редко встретишь в русском кино. К своей лучшей на данный момент работе Быков отшлифовывает навыки лобовых решений, рубленных фраз и темы хорошего, плохого и злого.
Как в тех же самых вестернах, при довольно выпуклых персонажах, фильм имеет абстрактные свойства: не уточняется на какой войне был Седой, сюжет разворачивается в условной провинции, нам даже ни разу не показывают город, он так и останется призраком вдалеке. Есть только завод — тоже метафизическое место, оживающее в начале фильма под музыку, словно организм, а потом замирающий, как древний скелет. Цеховые пространства уже становились местом драмы для нового русского кино («За Маркса», «Скоро все кончится», «Временные трудности»), но впервые слово «завод» звучит так громогласно и даже обобщающе. Сказать, что наша страна — и есть этот завод, нет так уж и зазорно, особенно в контексте творчества Быкова, который склонен выстраивать подобные вертикальные параллели. Его герои стремятся наверх, бегут вдоль, уходят вдаль, а дымящие трубы всегда прямозначно торчат в конце каждого фильма.
Вполне логично, что после дорожной трагедии («Майор») и падающего дома («Дурак») новой железобетонной метафорой для Быкова выступает именно завод для крупнопанельного домостроения. То есть наконец-то в систему быковских социальных мифологем включена сама инженерия душ, где куются детали и создаются блоки, из которых состоят те самые рушащиеся дома. Как мы видим по финалу «Завода», там же происходит переплавка неравнодушных «дураков» (здесь главного героя тоже называют «дурачком»). Но в конечном счете последняя битва происходит все-таки за душу героя Владислава Абашина — современного опричника, у которого на службе имеется православный богатырь из «Скифа» и киллер, похожий на Звягинцева. На этом Быков выстраивает свою социальную мифологию: битву бедного против богатого можно рассматривать не только как классовую, но и почти как мифическую. Герой Шведова с подбитым глазом, прямо как викинг из «Вальгаллы» Николаса Виндинга Рефна, бросает вызов божественной несправедливости. Главный вопрос фильма «Почему у одних есть все, а у других ничего?» — уже не просто претензия к владельцу завода, а фактически религиозное обращение к владыке, богу-отцу (к концу Седой уже напрямую называет Калугина «папой»).
Неслучайно, начиная с противопоставления «Дурака» и «Левиафана», Быкова до сих пор пытаются объединить в один параграф в условном учебнике по русскому кино вместе с Андреем Звягинцевым, будто бы один — нерадивый дурачок-одноклассник, а второй поумнее — сын маминой подруги. Одного превозносят зрители, а другого зовут в Канны. Но, безусловно, они ментально разные, хотя в чем-то все-таки похожи: оба мыслят высшими категориями, ведут себя с персонажами примерно, как пес из известного мема , в конечном счете выясняя личные отношения с системой и мирозданием.
Фильм «Завод» Юрия Быкова. Размышления после просмотра
Где-то в глубинке нашей необъятной Родины стоит завод. Обычный завод железобетонных изделий. Стоит на отшибе, километров в шести от города, вокруг степь и прямые линии дорог. Зарплата у рабочих небольшая, да еще и задерживают постоянно.
В один из дней на завод наведался владелец предприятия Калугин и сообщил, что завод закрывается, ввиду полной нерентабельности. Рабочие в отчаянии. Завод – это градообразующее предприятие, и другой работы не найти.
В арматурном цеху зреет заговор. Рабочий по кличке Седой, бывший спецназовец, подбил еще пятерых своих коллег взять в заложники Калугина и потребовать выкуп, который и покроет все долги по зарплате. Рабочие обсудили план и приступили к его выполнению. Но тут в дело вступает начальник охраны Калугина – некто с прозвищем Туман, и ситуация накаляется до предела.
На первый взгляд сюжет представляет собой обыкновенную классовую борьбу – голодные и благородные рабочие против сытых и наглых буржуев. Но это только на первый взгляд.
Режиссер Юрий Быков хорош тем, что постоянно ставит своих героев в патовые ситуации. В его фильмах персонажи постоянно вынуждены выбирать между «как бы все поступили» или «по совести». Или выбирать между двумя правдами, каждая из которых ужаснее другой. Да и действовать по совести тоже бывает чревато и все зависит от каждой конкретной ситуации. Например, в фильме «Майор» того же режиссера, главный герой, решивший жить по совести, только увеличил и преумножил зло.
«Завод» не является исключением – ситуации стали еще драматичнее, а решения еще пронзительнее. Причем перед глобальным выбором оказывается не только главные герои, Седой и Туман, но и другие персонажи.
Получается так, что люди в большинстве своем, делают выбор автоматически, согласно социальным ролям. Они действуют по шаблону и потому предсказуемы и несчастны. Навязанные им роли они принимают за свою реальную жизнь и не живут жизнью своего личного выбора.
Людям навязали нехитрую схему – если будешь успешен и богат, то будешь счастлив. Вот, бедняги, и тратят свою жизнь на погоню за этими ценностями. Но счастья они не находят, а напротив – становятся еще более несчастными и озлобленными.
Блаженны чистые сердцем…
Истина – штука зыбкая, ежесекундная. Чтобы жить на ее волне, требуется постоянное понимание момента, трезвый взгляд и чистая душа. Ничто не может быть инструкцией к правильному выбору. Никакая мораль не создаст чистую душу. Чистая душа и безупречное поведение – это волевой акт.
Кажется, Юрий Быков и пытается донести до зрителя мысль, что только доброта и сострадание способны сделать наше существование лучше. Ведь без этих душевных качеств жизнь превращается в ад.
Кстати, в начале фильма, Денис Шведов, исполняющий роль Седого, идет на завод, где постепенно и погружается в ад, созданный своим упрямым стремлением к справедливости.
Еще один посыл фильма – пригласить зрителя к размышлению о природе справедливости. Нужна ли она? Есть ли она вообще? И насколько желание справедливости может изуродовать жизнь и душу человека.
Режиссер показывает путь к справедливости как отчаянную борьбу фанатика идеи, не щадящего ни себя, ни других. Он не только не одаривает справедливостью окружающих, но портит всем жизнь и губит сам себя. И возникает вечный вопрос – Что делать?
Блаженны милостивые…
Неужели романтическая мечта о справедливости несостоятельна? Очевидно, что так. Ведь в природе не бывает справедливости. Все рождаются с абсолютно разными талантами и потребностями. Только доброта, любовь и милосердие могут уровнять людей. Только чистая душа, исполненная любовью, поймет и простит Другого.
Милосердие – вот антитеза справедливости. Вот единственный выход из мрака социальной ненависти. Единственный выход на солнечный свет из пещеры отчуждения и неприятия.
«Милости хочу, а не жертвы» говорит нам Священное Писание, и Юрий Быков аккуратно проводит эту мысль во всех своих картинах.
В конце фильма герой Туман, которого исполняет Владислав Абашин, выходит с завода и направляется по дороге вдаль. Он вышел из ада. Вышел на дорогу к свету. Он почувствовал истину и ухватился за ее тонкую нить.
Браво, Юрий Быков! Аплодирую стоя.
Наша статья о фильме Юрия Быкова «Майор».
Наша статья о фильме Юрия Быкова «Сторож».