в чем смысл фильма курьер карена шахназарова

Курьер 1986 — жил на свете козел!

О значении и смысле фильма «Курьер», впервые показанного в 1986 году, спорят многие поколения телезрителей. Проблемы, освещенные в картине Карена Шахназарова, актуальны и по сей день. А главный герой – образ знакомый, близкий всем поклонникам советского кино. В чем основной смысл фильма «Курьер» и почему он так дорог российскому телезрителю?

Краткое содержание

Родители Ивана разводятся – отец уходит к другой женщине, затем уезжает по работе в Африку. Молодой человек остается с матерью, заканчивает школу.

Поступить в институт герой не смог. Хотел устроиться на работу в продуктовый магазин – не взяли. Мать просит за него в журнале «Вопросы познания», в который Иван устраивается курьером.

Первое задание – отвезти рукопись профессору Семену Петровичу Кузнецову – герой выполняет на 3 часа позже. Профессор отчитывает парня и удивляется наглости Ивана, когда тот просит напоить его чаем. За чаепитием гость знакомится с дочерью Кузнецова Катей, рассказывает ей ряд небылиц о школьной и своей более поздней жизни.

Интересный факт! Исполнители главных ролей попали в ленту случайно. Анастасию, дочь оператора Николая Немоляева, попросили временно побыть Катей в пробах для мальчиков. Но Карен Шахназаров сразу понял, что лучшей актрисы им не найти. Позднее Настя предложила на роль Ивана своего одноклассника Фёдора Дунаевского.

На следующий день Иван отправляется к Кузнецову за рукописью. Его приглашают за стол, знакомят с матерью и бабушкой Катерины. Профессор спрашивает героя о его принципах. Парень называет следующее: квартира, машина, дача. Получить все это Иван предполагает, соблазнив Катю и сев на плечи Семену Петровичу. Кузнецов выгоняет наглого курьера.

Катерина с Иваном договариваются встретиться. Герой ведет девушку на карьер – он утверждает, что там логово леопарда. Кате скучно — они отправляются на дискотеку. Девушка не в восторге от друзей Ивана. Предлагает пойти к ее подруге на день рождения.

Друзья Екатерины – ценители шика и французской моды. Главный герой врет им, что 5 лет отсидел в тюрьме – просит принести спирт. Хозяйка находит лишь французские духи. После их распития парень проводит полвечера в туалете. Затем уходит домой.

Продолжение знакомства

Иван и Катя сидят у девушки дома – шутят, играют на пианино, поют шумные несуразные песни. Приходит профессор с бабушкой героини. Кузнецов просит парня оставить его дочь. Герой врет, что Катя беременна, просит ее руки. Семен Петрович начинает думать, как помочь молодым. Катерина обижается на друга за его выходку.

Иван извиняется перед девушкой. Но Катя не рассказала отцу правду – теперь им придется сделать ребенка. Молодые люди думают, где бы им заняться любовью. Единственное место – подвал, ключи от которого герою дает его друг Безин. Когда в подвал приходит сантехник, Катя убегает.

Иван получает от отца письмо, новое пальто и копье, которое тут же запускает в шкаф.

На приеме у родителей Катерины много товарищей профессора. Главный герой приходит с цветами – извиняется перед отцом и матерью девушки за последнюю выходку. Взрослые обсуждают молодежь. Екатерина дерзко рассказывает о своей мечте — быть самой красивой и ездить на лимузине с собачкой. Играет на фортепиано «Жил на свете козел». Сбегает на улицу, Иван бежит за ней. Катя просит его больше не приходить.

Герой отдает пальто Безину, так как в армии новая одежда ему не понадобится. В конце Ваня смотрит на вернувшегося со службы военного с обожженным лицом.

Объяснение сюжета

Смысл фильма «Курьер» обсуждается уже более 3 десятилетий. Работа Карена Шахназарова оставила глубокий след в истории мирового кинематографа.

Основная тема драмы – «Отцы и дети». Проблема противостояния поколений была актуальна во все времена. Ничего не изменилось и сейчас. Поэтому фильм до сих пор нравится большинству телезрителей – от мала до велика.

Здесь нет положительных и отрицательных героев. Есть молодежь – Иван, Катя, их товарищи. Есть взрослое поколение – родители главных героев. Все они мало отличаются детей и родителей других эпох.

Классовое неравенство не является ключевой темой драмы. Смысл фильма «Курьер» как раз в том, что вне зависимости от материального положения отношения всех «отцов и детей» похожи. Подростки, как всегда, мечтают, ищут себя, все пробуют, изучают жизнь. А родители – воспитывают их, ругают, требуют поступать по-взрослому, не делать глупостей, учиться, стремиться стать людьми.

Иван – обычный парень. Он мечтательный, немного ленивый, порой грубит, дерзит и делает много глупостей. А кто не был когда-то таким, особенно среди мальчишек?

Это интересно! На московском фестивале Роберт де Ниро хотел дать приз Федору Дунаевскому, как лучшему актеру. «Вы, наверное, увидели в нем что-то близкое к себе?». — спросил Карен Шахназаров. «Да, «Злые улицы»! Из того времени я себя увидел в этом парне» — ответил американский актер.

При этом герой обладает массой положительных качеств:

Кроме того, он умный, обаятельный, с хорошим чувством юмора. А еще видит людей насквозь и понимает все минусы взрослой, так расхваливаемой старшим поколением, жизни.

Предпосылки

Фильм начинается с развода родителей Ивана. По парню и не скажешь, что его это сильно волнует. Однако подростки редко показывают истинное состояние души. По некоторым сценам (сны, мечты, бросок копья) становится понятно, как тяжело мальчику без отца, как ему не хватает папиной твердой руки, внимания, поддержки. Перед ним пример 2 людей, которые стали взрослыми и делали все, как надо, как их учили родители. Но что из этого вышло: развод и сын, растущий без отца.

Иван постоянно выдумывает истории. Но не от взрослых ли он взял эту привычку? Сразу вспоминается сцена, в которой его мать — несостоявшаяся актриса — рассказывает о том, как читала стихи на работе. Сколько, по ее словам, было оваций и внимания мужчин – ей дарили цветы, предлагали провести до дома. Но женщина отказалась. А не фантазии ли это самой героини Инны Чуриковой? Позже Ваня видит всю подноготную выдуманной сказки – мать плачет ночью, сидя на кровати.

Не находит он ничего прелестного и в «красивой» жизни Катиной семьи. Здесь все по правилам. Сама героиня воспитана так, что не имеет права быть подростком – она сразу должна стать взрослой, благовоспитанной, ученой дамой, не имеющей права на ошибку.

На заметку! Смысл и сюжет фильма «Курьер» взяты из одноименной повести Карена Шахназарова.

Семен Петрович и его друзья требуют от молодежи того, что сами в молодом возрасте не в состоянии были сделать. Шутка Ивана о женитьбе на Кате и получении сразу всех благ – это не потаенные желания героя, а намек на благоприятно сложившуюся судьбу профессора. Кузнецов живет со своей семьей в квартире свекрови, пользуется ее имуществом, хотя молодое поколение учит добиваться всего самим.

Иван – личность, а не толпа. Он не готов быть как все. Кажется, у него нет цели, нет стремлений. На самом деле он не хочет просто учиться, работать, как все. Примеры тех, кто идет по известной тропе, он видел много. Но перспектива и результаты такого развития не прельщают героя. Иван хочет большего – он борец за единство, справедливость, честность, открытость. Он не боится попасть в армию и защищать Отечество – для него, пожалуй, это лучше скучной учебы в институте.

Нельзя осуждать и взрослых, которые, как всегда, учат жить молодое поколение. Они многое прошли, получили большой опыт в жизни и хотят для своих детей лучшей судьбы без проблем, неудач. Родители знают, как печально может сложиться жизнь, как важно вовремя найти свое призвание — потому что помнят свои ошибки. Но они не замечают, что могут лишить детей самого главного – собственного опыта, который так важен для становления личности.

Карен Шахназаров вложил в фильм «Курьер» сокровенный смысл. Режиссер воспевает чистоту, честность, искренность, открытость и ранимость молодости. «Они живые, реально живые. Я всегда между своим поколением и младшим выбираю младшее, даже если я понимаю, что они делают глупости» — говорит в интервью создатель легендарного фильма.

В чем суть концовки

На приеме у родителей протест идеологическим установкам взрослых высказывает и Катя, обычно послушная папина дочка. Единственный раз она дает себе возможность быть подростком – говорит о настоящей своей мечте, играет не то, что хочет видеть старшее поколение. Но этот раз станет последним. После ухода гостей и разговора с папой она вновь вернется в привычный мир послушания. А Иван, нарушитель спокойствия, в ее жизни больше не появится.

В конце герой подходит к дому, где пристально смотрит в глаза вернувшемуся с войны солдату. Это он видит себя в будущем, после армии – повзрослевшего, возмужавшего, с потухшим, уставшим взглядом и со шрамом на щеке. Одной ногой Ваня уже там – о готовности идти служить он говорит своему другу Базину. Смысл концовки фильма «Курьер» в том, что пришло время окончательного перехода героя во взрослую жизнь, строгую и жестокую.

Некоторые утверждают, что драма Карена Шахназарова — о глупом, сумасшедшем подростке, который не знает, чего хочет. Это лишь иллюзия. Внимательный зритель не пропустит глубину смысла, вложенного советским режиссером в фильм «Курьер».

Источник

Феномен «Курьера»: почему фильм Шахназарова, снятый 35 лет назад, звучит так актуально

Страна: СССР

Жанр: трагикомедия, мелодрама

Год производства: 1986

Режиссёр: Карен Шахназаров

Актёры: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Панкратов-Чёрный и другие

в чем смысл фильма курьер карена шахназарова. Смотреть фото в чем смысл фильма курьер карена шахназарова. Смотреть картинку в чем смысл фильма курьер карена шахназарова. Картинка про в чем смысл фильма курьер карена шахназарова. Фото в чем смысл фильма курьер карена шахназарова

В 1986 году на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Курьер». Несмотря на критику руководства «Мосфильма», он сразу стал одним из самых любимых зрителями кинопроизведений и смотрится актуально до сих пор. Правда, смысл фильма «Курьер» оказался понятен далеко не всем. Попробуем в нём разобраться.

Сюжет

Родители главного героя Ивана Мирошникова разводятся. Отец уходит к молодой девушке, а потом и вовсе уезжает на работу в Африку. Иван остаётся жить с пребывающей в депрессии матерью. Закончив школу и ожидая призыва в армию, он ищет работу. Мать по знакомству устраивает Ивана курьером в редакцию журнала «Вопросы познания».

Первый рабочий день героя начинается с поручения отнести рукопись профессору Кузнецову. По дороге Иван встречает своего друга Базина, катается с ним на скейте и опаздывает с доставкой. Дома у профессора парень знакомится с его дочерью Катей. Между ребятами завязывается дружба.

На следующий день Иван снова приходит в дом Кузнецова по рабочему поручению. Его приглашают пообедать с семьёй профессора. Своим поведением герой провоцирует скандал и Кузнецов вышвыривает парня за порог. Катя задерживает Ивана, говорит, что он ей понравился, и обещает позвонить.

Девушка действительно звонит и герой приглашает её на прогулку. Каждый из них знакомит другого со своими приятелями. Но как Катя не вписывается в компанию Ивана, состоящую из простых ребят с его двора, так и Иван не находит общего языка с друзьями Кати — представителями «золотой молодёжи», регулярно бывающими за границей и привозящими оттуда дефицитные товары.

Иван приходит в гости к Кате, где они дурачатся, играя на пианино. Их застаёт отец девушки. Профессор беседует с Иваном наедине, настаивая на том, что тот дурно влияет на его дочь и молодым людям необходимо расстаться. Парень отвечает, что это невозможно, поскольку Катя беременна и просит у Кузнецова её руки. Профессор ведётся на обман, а девушка обижается на Ивана.

На следующий день герой находит Катю возле МГУ, где она учится на первом курсе, и пытается извиниться. Девушка отвечает, что поздно это делать, поскольку она подтвердила отцу слова Ивана и теперь им ничего не остаётся, как действительно завести ребёнка. Молодые люди ищут место для уединения, оказываются в подвале, откуда их выгоняют. Катя в обиде кричит на Ивана и убегает.

Парень приходит на день рождения девушки с цветами, чтобы извиниться перед ней и её семьёй. Он садится за стол, на этот раз стараясь вести себя предельно дружелюбно. Но беседа заходит о нравах современной молодёжи. В ходе неё гость Кузнецовых, раззадоривший сам себя рассказом о конфликте со своим сыном, с напором задаёт Ивану вопрос, о чём он мечтает. Парень не успевает ответить, а Катя срывается и говорит о своих материальных желаниях. Девушка бросается на улицу, Иван тоже уходит. Недалеко от дома он находит Катю, накрывает её своим пальто. Та говорит, чтобы Иван больше не приходил к ней и не звонил, после чего ее уводит домой отец.

Герой, подходя к своему дому, встречает своего друга Базина и спрашивает, о чём мечтает он. Базин говорит, что мечтает о покупке тёплого пальто, ведь наступают холода и ему не в чем ходить. До конца прошлой зимы он проходил в куртке и это закончилось простудой. Иван дарит другу своё пальто и просит его мечтать теперь о чём-нибудь великом.

В финале герой видит военного, похоже, вернувшегося из Афганистана с обожжённым лицом и боевыми наградами. Они издалека молча смотрят друг на друга.

Идея фильма

Прежде всего, стоит сказать, что фильм снят по мотивам повести Карена Шахназарова «Курьер», которая была опубликована в журнале «Юность» ещё в 1982 году и стала довольно популярной. По содержанию книга существенно отличается от кинокартины. Герою повести пока не грозит служба в армии (он собирается поступить в институт на следующий год), он опаздывает с рукописью не специально, его выходки не намеренны.

Например, написание «сказочной» биографии в редакции — это не шутка персонажа, а следствие того, что он не мог сосредоточиться на задаче и сделать всё, как полагается. Причём герою за это неловко. В книге отсутствует эпизод в подвале, Иван не знакомит Катю с друзьями, не поёт романс Алябьева «Соловей», не дарит пальто Базину и не смотрит на солдата в конце.

Иван в книге и Иван в фильме по описанию схожи лишь частично. Это немного разные герои, у них разные истории. Однако у книжного Ивана была одна черта, которая должна была перекочевать в фильм, но в итоге в кинокартине остались лишь намёки на неё.

Один из ключевых вопросов, которые задают герою взрослые персонажи — «О чём мечтаешь?». Если провести поверхностный разбор фильма, может показаться, что никаких мечт у Ивана нет и он действительно думает лишь о том, как найти тёплое местечко и как можно меньше работать.

Но в книге парень хочет совершить что-то великое и важное. Так, в повести в одном из снов он представляет себя гладиатором, в другом он даёт интервью после того как получил главный приз на фестивале в Сан Ремо, золотую пальмовую ветвь в Каннах и Нобелевскую премию.

Кадры с вручением последней даже были в черновой версии фильма, но в итоге их вырезали. В кинокартине мечты Ивана нашли своё отражение разве что в выдуманной рыцарской биографии и эпизодах, где он видит бредущих по пескам туземцев. Так что главный герой — вовсе не индифферентный персонаж, коим его видели критики с «Мосфильма» и некоторые зрители.

Однако курьер из фильма действительно не проходит классический кинематографический путь героя, после которого должен стать совсем другим человеком. Иван в начале фильма и в его финале не сильно отличаются. Нам лишь показывают небольшой отрезок жизни персонажа.

Можно сказать, что это кино является представителем жанра, называемого сейчас «slice of life» («кусочек жизни»), или «повседневность». Такие фильмы больше призваны погрузить в атмосферу, создать настроение, соответствующее моменту или эпохе. В их содержании может и не быть какой-то конкретной идеи, глубокого смысла.

Но «Курьер», тщательно отображая быт и концентрируясь на интересных моментах, не имеющих особого значения для сюжета (например, танцы молодёжи или падение дырокола на голову героя), всё же умудряется быть фильмом со множеством скрытых смыслов. И в этом проявляется талант режиссёра: кино может иметь разные трактовки, многие из которых будут верными, хотя соответствующего прямого посыла для зрителей не было.

Суть в том, что нам показывают всё же не просто отрезок жизни героя, а именно определённый этап его взросления. Начало этого этапа знаменуется разводом родителей. Отец Ивана, похоже, не принимал особого участия в жизни сына. Да и в дальнейшем он будет давать знать о себе лишь с помощью писем и подарков. Мать привыкла быть жертвой в отношении с мужем и продолжает играть эту роль дальше, плача и жалуясь сыну.

Оба видят в Иване лишь «оболтуса», проводящего времени с такими же «дегенератами» — так выражается мать. Отец тоже не верит в то, что из сына может выйти толк. Не случайно в письме в ответ на слова Ивана о поступлении в институт (пусть и являющиеся обманом), он честно говорит, что не ожидал от него сдачи экзамена — был уверен в провале.

Родители героя сами находятся в постоянном безуспешном поиске счастья и своего места в жизни, не в состоянии поддержать сына, настроить на взрослую жизнь. Скорее, наоборот, они уверены в его никчёмности и своими словами, пусть и неосознанно, пытаются укоренить уверенность в никчёмности у самого Ивана.

Нехватка знающих, понимающих, уверенных и счастливых, родителей сильно влияет на мироощущение героя. Поскольку он формируется как мужчина, больше всего ему не хватает такого отца. Настоящий, пребывая в семье, был слабым, а потом и вовсе сбежал, потому что «так получилось». Иван не может ему довериться и говорит лишь «Никаких проблем, пап», понимая, что тот ничего уже не может сделать.

Интересно, что дальше во сне Ивана в заброшенном здании отец предстаёт в виде бюста — обездвиженной сущности, которой сын может лишь снова сказать: «Всё нормально, пап». Отражение отца проявляется и в других взрослых мужских персонажах фильма. Так, редактор газеты называет Ивана «старина» — как его называл отец.

Теперь герой вступает во взрослую жизнь и должен сам для себя стать достойным родителем. Его путь начинается с бунта против матери, которая стремится вовлечь сына в привычный конфликт с помощью обвинений и слёз, что, вероятно, отлично работало с мужем. Но Иван, протестуя против этого, поджигает газеты в комнате, заставляя мать в оцепенении замолчать.

Недаром Иван устраивается на работу в «Вопросы познания» — герой по-настоящему познаёт взрослый мир. Делает это он часто ещё по-детски, как бы пробуя его на прочность с помощью своих провокаций. Иван ещё не принял правила игры этого мира. Здесь нужно соблюдать приличия, говорить не правду, а то, что от тебя хотят услышать.

Взрослые в фильме хотят видеть в детях тех, кто примет «воздвигнутое здание» старшего поколения, будет следовать их идеалам и проявит себя наилучшим образом. Они имеют на это полное право: большинство из них действительно упорно трудилось и создавало блага для жизни и дальнейшего развития общества.

Но взрослые видят, что молодые люди — уже другие, и им это не нравится. Они делают вид, что пытаются понять принципы и мечты своих детей, но в действительности лишь проявляют агрессию. Так, герой Владимира Меньшова кричит о том, что желает узнать, чего хотят его сын и Иван как представитель молодого поколения. Но поведение персонажа свидетельствует, что он раздражён, зол и на самом деле не будет слушать никаких ответов.

Молодое же поколение под напором взрослого мира теряют свои детские мечты — былые фантазии уходят. Мечтать «по-взрослому» они ещё не научились. Поэтому они хотят, скорее, просто пожить (погулять, потанцевать, покататься на скейте) и потом понять, куда двигаться дальше. Но взрослый мир неумолим — он ставит вчерашних детей перед необходимостью работать, устраивать свою жизнь и даже отдавать её на войне. Перед Иваном маячит армия и ещё не нашедший себя в этом мире «оболтус», вероятно, скоро отправится в Афганистан.

Отношения героя с Катей — это его столкновение с ещё одной ложью взрослого мира. В обществе, где провозглашается всеобщее равенство, существуют социальные классы. Тот, которому принадлежит Иван — обычные люди, не имеющие достаточно денег и связей для продвижения на более высокий уровень. Это те, кто так и останется курьерами, грузчиками — простыми рабочими.

Друзья же Кати — «золотая молодёжь», которая путешествует по другим странам, носит импортную одежду, пользуется дорогой косметикой, поступает в престижные вузы и занимает впоследствии значимые места в жизни. Это разные социальные слои — поэтому ни Катя, ни Иван не могут вписаться в компании друг друга.

Эти два героя сошлись лишь благодаря общему бунту против взрослых. Кате понравилось, как нагло Иван вёл себя с её отцом, в то время как она вместе с матерью могла позволить лишь немного насмехаться над ним. Но ей не нравятся друзья парня, она не понимает его фантазий.

О последнем говорит эпизод, где Иван приоткрывает Кате свой внутренний мир, приводя её на пустырь. Там, по его словам, живёт убитый леопард. Но девушке нет до этого дела, она говорит: «Ну и что. пошли отсюда». Не случайно, делая попытку связать судьбы друг друга, «сделав ребёнка», герои буквально не могут найти угла, где они были бы вместе, и оказываются в грязном сыром подвале. В конце концов и Иван, и Катя понимают, что они не пара друг другу. И это ещё один шаг в мир взрослых. Кстати, Катя отталкивает молодого человека после того, как видит, что и он может стать вполне обычным — без своего бунтарства, в пиджаке и с цветами.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма «Курьер» благодаря стилистике довольно размыт — нельзя дать чёткое объяснение происходящему. Мы вместе с героем просто подходим к завершению показанного этапа его биографии. Иван осознаёт, что детство миновало и буквально смотрит на свою взрослую жизнь — в глаза солдата, побывавшего на войне.

Можно дать более глубокое объяснение концовки. Воин, на которого смотрит Иван, не похож на великого героя, в роли которого он хотел бы видеть себя. Он другой, он «обжёгся» о взрослую жизнь (не случайно у солдата обожжённое лицо). И не просто так солдат на мгновение отводит глаза — ему за что-то стыдно. Но всё же он сохранил достоинство, он вернулся на родину с наградами и готов двигаться по жизни дальше. И действительно, после остановки он продолжает свой путь. Таким станет Иван.

Этой концовке предшествует эпизод с Базиным, которому герой дарит пальто, призывая мечтать о великом. Так режиссёр подчёркивает, что чаяния молодёжи всё же не сводятся к материальным благам. Это только первый шаг, за которым непременно последуют глобальные стремления. Смысл таков: Иван, по сути, удовлетворяет материальную потребность Базина, давая ему возможность дальше мечтать о чём-то большем.

В целом финальный эпизод даёт понять, что режиссёр на стороне молодёжи и своего персонажа. Он, хоть и понимает, что взрослая жизнь будет мять их под себя. верит в них, верит в лучшее будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *