в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Скрытый смысл в фильме «Ирония судьбы» удивил российских зрителей

В легендарном советском фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» нашли скрытый подтекст, который объяснил истинный смысл картины. Это открытие удивило российских зрителей.

Просмотр «Иронии судьбы» в предновогодний вечер давно стал традицией у миллионов российских семей. Однако мало кто задумывается о том, что же на самом деле скрыто за романтичной историей знакомства простого врача Жени Лукашина с ленинградкой Надей Шевелевой, в чью квартиру он нечаянно врывается в канун Нового года. Ответ на все вопросы дал YouTube-канал «Эпизоды», посвятивший фильму подробный обзор.

Одним из главных парадоксов картины является диссонанс в отношениях главных героев. Зрителям сложно понять, как 36-летний врач из Москвы, который живет с мамой и на протяжении двух лет не решается сделать предложение своей девушке, за одну ночь завоевывает сердце идеальной, казалось бы, Нади. Ответ прост: она тоже неидеальна.

Даже не вдаваясь в подробности, можно заключить, что Лукашин стал лишь поводом для тараканов в голове Нади выползти наружу, — считают авторы ролика.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Источник фото: Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Быть может, Надя и Женя не такие уж и разные? На этот вопрос авторы также дают утвердительный ответ. Они обращают внимание на стихотворения и песни в фильме — все они посвящены одиночеству. Женя — одинокий мужчина, который, несмотря на большое количество друзей и наличие невесты, продолжает оставаться один.

Не зря картина начинается со стихотворения Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит». Вероятно, оно и отвечает на вопрос о том, что же за мистика позволила сблизиться двум абсолютно незнакомым людям из разных городов.

С одной стороны, оно (стихотворение, — прим. ред.) может говорить о том, что Женя и Надя — близкие друг другу люди, разделенные расстоянием между Москвой и Ленинградом, а Женя и Галя — далекие, но живущие вместе. С другой — что Женя и Надя как раз разные люди, но почему-то сближающиеся с невероятной скоростью, — говорится в видео.

Более того, даже воссоединение Лукашина и Шевелевой вряд ли избавит их от одиночества. Об этом опять же говорят стихи, которыми наполнил картину режиссер Эльдар Рязанов.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Источник фото: Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

В финальных титрах «Иронии судьбы» звучит песня «Я спросил у ясеня» — именно она своеобразное пророчество того, что ждет пару в будущем:

Эта песня словно перечеркивает все, что было показано в фильме, и возвращает зрителя в самое его начало. Лирический герой песни ищет ту, которую любит, наиболее близкого, как ему кажется, человека. Но находит ее в объятиях своего друга.

Главный герой, кажется, обрел свое счастье. Нашел ту единственную, ради которой стоит жить. Опроверг свои собственные знания о мире, согласно которым мы все живем рядом с теми, кто нам не близок, сблизившись с тем, кто ему действительно близок. И вернулся в исходную точку. Становится ясно, что уже в первом фильме Рязанов лично развел Женю и Надю по разным углам — как он их сблизил, так и отдалил.

Так и получилось в продолжении культового фильма, которое не понравилось зрителям. Надя действительно вышла замуж за другого, а Женя так и остался одиноким в окружении людей, которые ему не близки.

Потерянное поколение

На самом деле любимая россиянами картина с элементами комедии — глубокая драма, которая повествует не столько о любви, сколько о потерянном советском поколении, воспитанном в послевоенные годы. И Евгений, и Надежда — дети из неполных семей, оставшиеся без отцов из-за войны. И Лукашины, и Шевелевы попали под действие государственной социальной программы переселения. Они — яркие представители поколения одиноких в душе советских граждан.

Женя не может жениться на невесте Гале потому, что в глубине души знает — свадьба не избавит его от одиночества. Надя решается на брак с Ипполитом не потому, что любит, а чтобы рядом кто-то был. Она сама признается Лукашину: хотела похвастаться завидным женихом перед подружками, приглашенными на празднование Нового года. Поэтому, когда приятельницы все же навещают Надю, она не решается рассказать им о скандале с Ипполитом, а выдает за него Женю.

В Лукашине героиня Барбары Брыльской видит свое отражение — человека, окруженного другими, но являющегося одиноким.

Ирония судьбы — очень грустное произведение. Его основная мысль — мы все одиноки, просто большинство из нас привыкло этого не замечать. Такими нас сделала война, и ничего исправить нельзя. Поэтому нет ничего плохого в том, что двое одиноких людей, зная, что всю жизнь они проведут с этим чувством в типовых объятиях типовых людей, хотя бы на одну ночь захотели и смогли почувствовать себя детьми, — резюмируют авторы ролика.

Источник

Аморальные личности: что иностранцы думают о фильме «Ирония судьбы, или с легким паром»

Это в России «Ирония судьбы, или с легким паром!» считается признанной классикой. А вот западные зрители оценивают ленту неоднозначно, отмечая, что она слишком затянута и пропагандирует неправильные ценности.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Представить 31 декабря без «Иронии судьбы, или с легким паром!» невозможно. Фильм давно стал символом новогодних праздников в России наравне с оливье и мандаринами. Наверняка, картину смотрел каждый россиянин, и у большинства впечатления от фильма — только положительные.

А вот на Западе культа российской ленты нет. Так, на главных иностранных киносайтах IMDb и Rottentomatoes.com у шедевра Эльдара Рязанова всего несколько тысяч оценок и пару десятков рецензий. «СтарХит» решил изучить их, чтобы узнать мнение зрителей из других стран о главном новогоднем фильме.

«Аморальные личности в новогодних декорациях»

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Первая и, пожалуй, самая частая претензия касается поведения Жени Лукашина. Иностранные зрители не понимают, как можно проникнуться нежными чувствами к пьяному человеку, который вторгся в чужое жилище, еще и повел себя крайне агрессивно. К тому же Женю попрекают за чрезмерную любвеобильность, ведь дома его ждет верная невеста, а он тем временем ухлестывает за Надей.

«Почему Надя не позвонила в полицию, когда обнаружила в своей постели пьяного незнакомца? Почему она начинает ему помогать, сочувствовать, она же его совсем не знает?! По каким-то причинам она забывает про хорошего жениха и влюбляется в пьяницу. Странные аморальные личности в новогодних декорациях», — написал один из пользователей Сети.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Другой зритель уверен, что картина пропагандирует неправильные ценности. Якобы истинные злодеи в лице Нади и Жени выставляются здесь хорошими людьми, а порядочные Ипполит и Галя, наоборот, показаны с негативной стороны.

«В этой истории нет ничего оригинального. Слабые, невежественные, эгоистичные неудачники всегда старались выглядеть скромными, чувствительными, духовными. При этом они хотят заставить трудолюбивых и ответственных людей чувствовать себя глупыми и виноватыми за то, что они «скучные», — уверен другой кинопоклонник.

«Больше всех жалко Галю»

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

А вот в чем западные и отечественные зрители сходятся, так это во мнении, что Галя в фильме — главная жертва. Напомним, что девушка несколько лет встречалась с Женей Лукашиным и мечтала создать с ним семью. Однако герой Мягкова в очередной раз сбежал от ответственности и оказался в Ленинграде. На протяжении всего фильма Галя сначала пытается выяснить местонахождение Лукашина, а потом страдает из-за его поведения.

«Галя — очень красивая девушка. Такая искренняя, милая. Самое обидное, что она ни в чем не виновата. Так часто бывает и в реальной жизни. Но совершенно не понимаю, как можно симпатизировать Жене после его поступков. Он обидел Галю, поссорил Надю с женихом, но при этом его еще считают положительным персонажем», — поделилась мнением девушка по имени Мишель из Канады.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Схожие впечатления на зрителей произвел образ Ипполита в исполнении Юрия Яковлева. По мнению иностранных поклонников кино, это чуть ли не лучший герой фильма, из которого почему-то старательно лепят мерзавца. «Никогда не пойму, почему Надя бросила Ипполита. Он же искренне любит ее, заботится. А она ведет себя просто отвратительно по отношению к такому хорошему мужчине», — уверен Кевин из США.

К музыке претензий нет

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

В отношении музыкального сопровождения вкусы зрителей из разных стран тоже сошлись. Песни в исполнении Аллы Пугачевой и Андрея Мягкова признаны шедеврами. И действительно, разве может быть что-то трогательнее, чем баллада «Я спросил у ясеня». Вот только глубокий смысл текстов поняли не все.

Большой хронометраж не всегда оправдан

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

А вот к длительности фильма у некоторых фанатов кино были претензии. Так, в Сети можно найти отзывы иностранцев о том, что вторая половина «Иронии судьбы, или с легким паром!» намного скучнее первой. С этим, кстати, согласны и отечественные зрители.

«На втором часу сцены начинают повторяться. Герои то ссорятся, то мирятся. К Наде снова приходят подруги. Я не понимаю, зачем здесь столько долгих музыкальных номеров, столько повторяющихся сцен. А еще в фильме почти ничего не происходит в середине, из-за чего действие становится скучным», — поделился Марко из Испании на одном из зарубежных киносайтов.

А вот мужчина с ником barry_yu из Китая наоборот считает, что хронометраж оправдан, а действие фильма не провисает. По его мнению, «Ирония судьбы, или с легким паром!» — один из лучших фильмов, созданных в Советском Союзе.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Несмотря на разность мнений, статус ленты остается неизменным. Вот уже четыре поколения граждан России каждый год знают, что будут смотреть кино о походе Жени Лукашина в баню, и это всех, кажется, только радует.

Источник

Мировая мама-разлучница и бес Лукашин: Тайные знаки в фильме «Ирония судьбы»

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Главное достоинство любимых и по-настоящему хороших фильмов – их можно смотреть много раз и при всяком новом просмотре находить новые смыслы и даже тайные знаки, которые ускользали в предыдущие разы. Сколько раз вы смотрели самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»? Уверены, не один десяток раз. Но заметили ли вы те мелочи и странности, о которых мы сегодня расскажем?

Мировая мама – главная разлучница в фильме?

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Мама Жени Лукашина в исполнении неподражаемой Любови Добржанской, несомненно, прекрасна. Она умна, иронична, заботлива и добра, а еще, судя по всему, пережила немало трудностей и не только не сломалась, но и смогла вырастить и воспитать прекрасного сына. Но сможет ли она расстаться с ним, отдать другой женщине – или впустить эту самую женщину в свою прекрасную новую квартиру? Увы, нам кажется, что в расставании Жени и Гали виновата не только та самая ирония судьбы, не только красавица Надя из далекого Ленинграда, но и Марина Дмитриевна, «мировая» мама.

Судите сами: она буквально уговаривает Женю отправиться с друзьями в баню, хотя знает, что он собрался встречать Новый год с Галей и даже хочет сделать девушке предложение под бой курантов. Женя каждый год ходит с друзьями в баню – может ли быть, чтобы все предыдущие разы друзья отдыхали с безалкогольными напитками? Честно говоря, не похоже. Женя, конечно, почти не пьет – но ведь именно «почти». И, возможно, мама хорошо представляла, что обычно ее сын приходит из бани в не совсем трезвом состоянии, и могла предположить, что это точно не понравится потенциальной невесте.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

И второй момент. Утром, когда Женя возвращается в Москву, мама расспрашивает, что произошло и почему Галя искала его всю ночь. Но если она была в курсе метаний Гали, значит она с ней разговаривала? А почему же не рассказала, что Женя был в бане с друзьями? Что у них традиция? Ох, кажется нам, что Марина Дмитриевна вовсе не торопится стать свекровью и охотно воспользовалась сложившейся ситуацией, чтобы отвадить от дома очередную девушку своего сына. И, кстати, не потому ли (если верить второй части фильма) не сложились у Жени и отношения с Надей? Конечно, зачем ему жена, у него ведь есть мама. Мировая.

Кто такие Катаняны, к которым так и не попали Женя и Галя?

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Помните Катанянов, с которыми должны были встречать Новый год Галя и Жени, но про которых в итоге было решено, что они «обойдутся»? Между нами говоря, Галя очень зря отказалась от приглашения: в доме Василия Катаняна в Новый год обычно собирались самые известные актеры, режиссеры и писатели Москвы и попасть на эту вечеринку было большой удачей и редким счастьем. Василий Васильевич Катанян, которому Рязанов передавал своеобразные «приветы» в каждом своем фильме, был однокурсником режиссера «Иронии судьбы». А отец Катаняна, Василий Катанян-старший был большим другом Лили Брик, был знаком с Маяковским и Осипом Бриком и даже стал мужем Лили Брик после смерти Осипа.

Источник

Православная Жизнь

Cтранное дело, чем старше я становился, тем больше в этой безоглядной любви начинали звучать нотки какого-то сомнения.

в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Смотреть картинку в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Картинка про в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром. Фото в чем смысл фильма ирония судьбы или с легким паром

Много лет подряд я горячо и нежно любил фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Вместе со всей страной я смотрел его каждый Новый год. А когда появились видеомагнитофоны, одной из первых купленных мною кассет была, конечно же, «Ирония судьбы». Я выучил этот фильм практически наизусть, я пел под гитару замечательные песни оттуда, радость приближающихся зимних праздников всегда была растворена для меня ожиданием этой доброй рязановской сказки. Но странное дело, чем старше я становился, тем больше в этой безоглядной любви начинали звучать нотки какого-то сомнения.

Мне уже мало было просто смотреть кино и получать удовольствие. Хотелось понять — что же за послание авторы вложили в этот фильм, откуда в нем такое волшебное ощущение праздника, и почему с годами у меня все сильнее стали примешиваться к нему совсем другие чувства — тревоги и разочарования? Я попытался разобраться в этой непонятной перемене своего отношения к фильму, и в итоге пришел к весьма неожиданным для себя выводам. Но, прежде чем рассказать о них, предлагаю сделать небольшой экскурс в историю забытого ныне литературного жанра.

Хочется чуда

Человеку свойственно ждать чуда. Всегда, при любых обстоятельствах и несмотря ни на что. Так уж мы устроены, что где-то в глубине души у нас обязательно живет надежда на счастливый случай. На некий поворот судьбы, который сразу и вдруг разрешит все наши проблемы и горести, которые мы год за годом никак не можем решить сами.

Понятно, что для христианина такая надежда обращена не к абстрактной судьбе, а к Подателю всяческих благ. Поэтому, наверное, и появился в европейской литературе жанр святочного рассказа. В этих рассказах не было вероучительных наставлений, и даже события, сначала казавшиеся читателю мистическими, в финале вдруг раскрывались как самые обыкновенные, имеющие вполне обыденное разъяснение. Но эта внешняя их обыденность всегда содержала в себе два важных условия, без которых святочный рассказ был попросту невозможен: это привязка всей истории к Рождеству и любовь к ближнему. Именно ею движимы герои рассказа, совершающие те самые, вроде бы самые обычные, поступки. В таком стремлении уподобиться Христу накануне праздника Его пришествия в наш мир и заключается главный мистический смысл этого жанра. Самым древним его прототипом, наверное, можно считать историю из жития святителя Николая, который тайно подбрасывал деньги в дом обнищавшего отца трех дочерей. Не случайно именно этот святой под именем Санта Клауса стал символом европейских рождественских праздников.

В святочном рассказе повествование начинается с, казалось бы, безвыходной ситуации, в которой оказывается герой. Он глубоко несчастен, и не может найти выход из жизненного тупика. Вот тут и начинает действовать Провидение, чудесным образом направляя события так, что случайный прохожий забирает к себе в дом замерзающего сироту, несчастный влюбленный, думающий о самоубийстве, вдруг получает долгожданное письмо от возлюбленной, а к тоскующему одинокому старику внезапно приезжает целая толпа детей и внуков с подарками и угощением. В этой незатейливой фабуле «бытового чуда» содержалось важное напоминание: наша жизнь — не игра слепого случая, не набор бессмысленных событий, следующих одно за другим, в ней есть Божественный план, который осуществляется даже в тягостных обстоятельствах нашей жизни. И такие чудеса происходят с нами ежедневно, просто в Рождественские дни проще бывает увидеть за обыденными событиями любовь и заботу Бога о каждом из нас.

Традиция святочного рассказа была прервана революцией 1917 года. Даже сам календарь способствовал этому разрыву: после введения государством европейского летоисчисления Новый год вдруг оказался на неделю раньше православного Рождества, подменил его собой, лишив традиционный зимний праздник христианского содержания. А за празднование Рождества могли и арестовать. Даже простая ёлочка подверглась репрессиям: новая власть запретила и Рождественское деревце.

Правда, несколько позже зимние праздники в советской стране опять стали походить на дореволюционные. Но теперь они уже напрочь были лишены какого-либо христианского содержания. Рождественская ель стала новогодней, Вифлеемскую звезду на ней заменила красная пятиконечная, а место Санта Клауса занял фольк­лорный Дед Мороз. Но неизбывную жажду чуда вытравить из советских людей так и не удалось. Поэтому святочные рассказы странным образом сумели пробраться и в русское искусство эпохи государственного атеизма. И, конечно же, одной из самых известных и любимых в народе историй подобного рода оказался фильм «Ирония судьбы».

Жизнь в прокуренном вагоне

В самом деле — вот он, герой попавший в безвыходное положение: непьющий доктор, которого друзья-алкоголики напоили до бесчувствия, перепутали с таким же мертвецки пьяным товарищем и по ошибке отправили самолетом в Ленинград. Новогодняя ночь с невестой в Москве накрылась медным тазом, человек оказался один в чужом городе, в чужой квартире, с больной головой, без денег. Такого приключения не пожелаешь и врагу. Но в новогоднюю ночь чудо неизбежно по законам жанра. И когда герой заплетающимся языком спрашивает в аэропорту у пьяных друзей, куда они его тащат, те отвечают вполне определенно: «Навстречу твоему счастью».

Действительно — все для него заканчивается вполне благополучно: хозяйка ленинградской квартиры вдруг симпатизирует проспавшемуся Лукашину и даже готова ради него отказаться от жениха, с которым встречается уже несколько лет. Правда, жених категорически не согласен с таким оборотом и пытается объяснить героям, что за несколько часов новогодней ночи старые отношения разрушить можно, а вот новые создать не получится. Но из года в год вся страна дружно смеялась над несчастным Ипполитом и его рассуждениями. А внезапной влюбленности немолодых уже людей сопереживала с замиранием сердца. Потому что их встреча подана в фильме как то самое новогоднее чудо, без которого немыслим святочный рассказ. Недаром же Н. С. Лесков писал: «Преглупое это пожелание сулить каждому в новом году новое счастие, а ведь иногда что-то подобное приходит».

Вот оно и произошло. Единственное не запрещенное антирелигиозной идеологией чудо — встреча двух любящих друг друга людей. Именно оно и сделало этот замечательный фильм любимой новогодней сказкой нескольких поколений советских людей.

Но лишенный религиозного содержания святочный рассказ содержит в себе неустранимое противоречие: если нет Бога, тогда кто же направлял судьбу окоченевшего от водки героя навстречу его счастью в эту новогоднюю ночь? Остается лишь слепая случайность, нелепое стечение обстоятельств. Которые в этот раз сложились счастливым образом, но вполне могли привести и к трагическому финалу. И человек в руках этой безликой и бессмысленной силы всего лишь жалкая игрушка, с которой может произойти не только чудо, но и кошмар. Будучи внутренне правдивым произведением, фильм «Ирония судьбы» содержит в себе и эту мысль тоже, хотя она и не выведена на передний план повествования. Но сквозит, сквозит в нем какая-то нотка безысходной обреченности.

И совсем не случайно прозвучало в финале фильма стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне». Поэт написал его, потрясенный своим чудесным спасением: поезд, на котором он должен был ехать, разбился, а поэт остался цел, потому что не смог расстаться с любимой женой и накануне сдал свой билет.

Казалось бы, вот оно, настоящее чудо. Но в стихотворении все почему-то происходит ровным счетом наоборот:

…Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне,
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

Почему же чудесное спасение вызвало у автора такую странную реакцию? Наверное, причина все в том же — опустошенном понимании чуда, когда удивительное спасение от катастрофы воспринимаешь не как волю о тебе доброго и любящего Бога, а как бездумную игру нелепого случая. Который в любой момент может тебя уничтожить без всякой причины, точно так же, как сейчас — спас.

Поэтому стихотворение так органично вписалось в фильм, ведь герои в нем движимы случаем, а он слеп и непредсказуем. И радоваться их счастью не стоит: кто знает, какой еще сюрприз готовит героям капризная судьба.

Конечно же, с точки зрения церковной традиции в этой киносказке нет ничего, что относилось бы к самим святкам, к Рождеству, к христианским праздникам. И все же к святочному рассказу фильм имеет отношение, пускай и опосредованное. Да и сами его создатели не особо скрывали жанровую принадлежность этой комедии. Иначе зачем было делать первым кадром фильма крупный план православного храма? И потом, вспомните сцену, когда респектабельный Ипполит тоже решил приобщиться к новогодним чудесам. Для этого он где-то надирается вдрабадан и снова приходит к отвергнувшей его невесте, бормоча нелепые слова: «Шел по улице малютка, посинел и весь продрог»? Мало кто знает, что это — строка из святочного стихотворения русского поэта Карла Александровича Петерсона «Сиротка». В проходной реплике несчастного Ипполита авторы дают недвусмысленный намек: вся рассказанная ими история — не что иное, как святочный рассказ. Наверное, в этом всё дело. Когда-то отблеск этого забытого жанра в фильме наполнял мое сердце радостью и надеждой на возможность чуда. Но теперь я вижу в этой истории совсем другой смысл. И уже не могу, как прежде, радоваться за тех, кто оказался игрушкой в руках судьбы — божества, способного иронизировать.

Сиротка

Карл Петерсон

Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.

Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Также не оставит Бог!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *