в чем смысл фильма ешь молись люби
«Ешь, молись, люби»: побег от себя или к себе?
Сегодня мы вспоминаем художественный фильм, экранизацию одноименного автобиографического произведения Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли.
Нас интересует, почему главная героиня разводится с мужем? Ведь она мечтала о доме, о таком муже, о такой жизни. Почему же она все бросает и уезжает на целый год? Такой вопрос мы задали Константину Кувайцеву. «Я думаю, здесь дело не только в разводе. Проблема, на самом деле, шире. Развод – это межличностный конфликт. И тут все понятно: они живут уже довольно давно, семьи как таковой у них нет, детей не планируется, он не может себя найти в жизни и постоянно учится. А постоянно учиться – это такой способ не взрослеть и не брать на себя ответственность. В основе любого межличностного конфликта лежит конфликт внутриличностный. У героини с ней самой сложности. Ее раздражает непостоянство мужа. Но на самом деле, она видит в нем то, чего не замечает в себе. В один прекрасный вечер она сама вдруг обнаруживает, что не знает, чего хочет.
В Индии она возвращается к своему внутреннему конфликту и как-то его разрешает.
Ну, а на Бали она возрождается к новой жизни. Вот такая психотерапия у нее получилась».
«Есть, молиться, любить»: искренний роман о поиске смысла жизни
«Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома», — сказал однажды Анатоль Франс и был глубоко прав. Ему вторил Генри Миллер, заявив о том, что «истинное назначение вашего путешествия — это не место на карте, а новый взгляд на жизнь».
Пожалуй, одна из самых увлекательных книг о путешествиях — это «Есть, молиться, любить» американской писательницы Элизабет Гилберт. Автор после тяжелого развода отправилась путешествовать в три страны на букву «и»: Италия, Индия, Индонезия. Так что книга основана на реальных событиях.
Читать о других странах и культурах всегда интересно. При этом знакомство с новой страной получалось детальным, и через легкое чтение можно было глубже изучить даже обычаи, образ мышления, язык, историю, географию и религию этих стран. Книга увлекает, буквально путешествуешь с автором, погружаешься в ее эмоции, чувства.
Италия — место, где героиня смогла выйти из депрессивного состояния, Индия — где она обрела единство с Богом и покой в душе, Индонезия — страна, в которой Лиз совмещала духовное саморазвитие с обычными радостями жизни, и в этом единстве она ощутила настоящую полноту и счастье.
Эту книгу мне посоветовала прочесть мама, сказав, что главная героиня очень похожа на меня. Возможно, это так. Многие ее состояния и мысли мне знакомы. Она глубоко чувствует, рефлексирует, ищет правду и смысл жизни. Такие люди порой впадают в крайности, они более подвержены печали и депрессиям (по опыту знаю!). Гилберт честно пишет о своих внутренних конфликтах, а это требует изрядной смелости, не каждый на такое решится! Ее искренность подкупает.
В начале книги героиня признается, что хочет обрести глубокую веру, но при этом не отказываться от всех мирских удовольствий. Какая верная формулировка! Интересный ответ на этот вопрос дает ей балинезийский целитель: крепко стоять на земле, как будто у тебя не две ноги, а четыре, и стараться воспринимать мир не через голову, а через сердце. Есть, над чем подумать…
Но не всем книга может стать так близка, как мне: прекрасно могу понять тех, кто не одобрил внебрачные связи героини и не принимает ее склонности к восточным практикам. Конечно, мне это самой не близко. Но ведь литература и не обязана быть догматичной, это свободный полет мысли, а не сухая схема. Могу сказать, что эта книга привила мне чувство уважения к другим религиям: нельзя сказать, что они вообще во всем ошибаются. Удивительно то, что и героиня порой приходит к таким же выводам, какие есть в христианстве.
В связи с этим мне вспоминается удивительный случай, о котором рассказывал митрополит Антоний Сурожский. Однажды в беседе с известным богословом Владимиром Лосским, который был настроен категорически против восточных религий, владыка решил пойти на хитрость. Дома он выписал восемь цитат из Упанишад, а при встрече с Лосским попросил его узнать, из каких Святых Отцов он принес выписки.
Каково же было удивление Владимира Николаевича, когда он узнал источник этих отрывков! И, по словам митрополита Антония, это стало для богослова толчком к пересмотру взглядов. Удивителен вывод этого знаменитого проповедника: «И мы очень легко, слишком легко, мне кажется, говорим, что Бог как бы является нашей собственностью, что мы хранители веры и что у других вообще ничего нет». Владыка отмечает, что при этом, конечно, не нужно делать знака равенства между различными религиями, но судить о них нужно осторожно.
И какие впечатляющие выводы у Гилберт в финале книги! «Тогда я поняла, что именно так Бог любит нас и принимает и что нет на свете никакого ада — он существует разве что в наших запуганных умах». Ведь и Святые Отцы говорят о том, что ад не место, а состояние, и что он сам по себе был разрушен воскресением Христа.
А разве неправда, что счастье — это следствие работы над собой, состояние более глубокое и стабильное, чем минутная вспышка настроения. Счастье не дается даром, оно требует труда. А еще внимания…
О такой своеобразной «формуле счастья» созвучно Гилберт писала Джулия Кэмерон, автор книг по творческому возрождению: «Бабушка освоила то, чему ее научила трудная жизнь: успех у вас или провал, все равно не это определяет качество жизни. Оно, качество жизни, всегда пропорционально умению радоваться. А способность радоваться — это дар внимания… Исцеление — всегда награда за внимание. Оно, исцеление, может начаться с заживления конкретной раны — травмы из-за потерянной любви, болезненного ребенка, разбитой мечты. В конце концов, утихает боль, которая сильнее любой другой боли: боль от того, что все мы, как сказал Рильке, «невыразимо одиноки». А внимание — это в первую очередь воссоединение. Я узнала об этом так же, как и о многом другом, — совершенно случайно».
Словом, эта книга может послужить своеобразной путеводной нитью тем женщинам, кто, совершенно запутавшись в жизни, решились на поиск собственных ценностей и смыслов. У каждой из нас есть волшебная коробочка, в которой до поры до времени хранятся заветные мечты. Соединяя вместе все три составляющих — пищу для ума, души и сердца, — мы наконец-то можем в нее заглянуть.
В материале использованы кадры из фильма «Ешь, молись, люби» (реж. Райан Мерфи, 2010).
О чем книга «Ешь, молись, люби»
В 2006 году вышла книга американской писательницы Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» («Eat, Pray, Love»). Этот автобиографический роман сразу стал бестселлером. Его перевели на многие языки, в том числе и на русский.
А в 2010 году читатели смогли увидеть фильм, поставленный по книге Райаном Мерфи. Главную роль сыграла Джулия Робертс. Фильм, как и книга, имел немалый успех и в США, и в других странах.
Содержание книги «Есть, молиться, любить»?
Первый ответ на этот вопрос можно найти, едва открыв книгу. В аннотации говорится, что главную героиню зовут точно так же, как писательницу. Она была довольно благополучной, успешной женщиной. Но ощущение неудовлетворенности привели к мысли, что многое в ее жизни неверно, ошибочно. После развода с мужем Элизабет пытается найти внутреннее равновесие. В результате она отправляется в путешествие длиною в год. Она посещает Италию, Индию, Индонезию.
Заканчивается аннотация словами: ««Есть, молиться, любить» – это книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет. По определению».
Книга состоит из трех частей, в каждой из которых по 36 глав. В «Предисловии» Элизабет Гилберт сравнивает структуру своей книги с восточными четками. 108 глав о поиске счастья, как 108 бусин в четках для повторения мантр.
В Италии Элизабет занимается изучением итальянского языка и знакомится с местной кухней. И постепенно к ней приходит понимание, что можно принимать новое без страха, что можно просто радоваться каждому дню, получать удовольствие от вкусного блюда, не боясь приобрести лишние килограммы. К концу путешествия по Италии Лиз начинает «видеть свет в конце тоннеля», она «собрала себя по кусочкам и с помощью невинных удовольствий превратилась в гораздо более целостное существо».
В Индию героиня попадает с целью разобраться в собственной душе. Она живет в ашраме, медитирует, знакомится с новыми людьми. За четыре месяца в душе Элизабет на самом деле многое меняется. А впереди – поездка в Индонезию.
В Индонезии Лиз ищет гармонию. Особая природа острова Бали, уклад жизни балийцев, взаимоотношения с ними, такие простые и сложные одновременно, – все говорит о том что мир устроен гармонично, только для осознания этого надо иметь в своем сердце любовь.
Восприятие книги «Есть, молиться, любить»
Отзывы на книгу Элизабет Гилберт «Есть, молиться, любить» подчас прямо противоположны. Одни считают этот роман шедевром, другие видят лишь нудное повествование. Кто-то считает книгу предназначенной исключительно для женщин, а кто-то находит, что книга мудра, и она может быть интересна разным людям, независимо от пола.
Среди отзывов можно найти и такие, которые говорят, что роман если не перевернул их собственную жизнь, то заставил о многом задуматься.
На самом деле, каждый человек неповторим в своем роде. И это прекрасно. Различное отношение к одному и тому же произведению имеет право на существование.
Тот факт, что книга на протяжении довольно длительного времени была бестселлером, да и сейчас интерес к ней имеется, говорит о том, что Элизабет Гилберт создала неординарный роман. Во всяком случае, написана книга искренне и хорошим языком, а это большой плюс.
Описание фильма «Ешь, молись, люби» (2010)
Фильм «Ешь, молись, люби» — потрясающая история о жизненных ценностях, о самосознании, о внутреннем мире и о человеческой силе.
Описание и сюжетная линия
Фильм «Ешь, молись, люби» был снят спустя 4 года после выхода книги. Он так же, как и роман, по смыслу разделяется на 3 части, каждая из которых рассказывает о пребывании Лиз, не нашедшей себя в супружестве, в трех странах.
Путешествие на Бали завершает цикл повествования: история Элизабет началась на этом острове с диалога с пожилым знахарем, предсказавшим год назад ее судьбу. Теперь она снова приезжает к нему, желая постичь многовековую мудрость местных жителей. Побывав в Италии и Индии, героиня открыла миру свое сердце, которое теперь стало готово к любви.
На Бали она встречает Филипе. Отношения с ним завершают путь Лиз к самой себе, который заканчивается не так, как она планировала. Хотя журналистка собиралась вернуться в Нью-Йорк, в последний момент она принимает решение остаться с Филипе.
Создатели кинокартины
Съемочная группа состояла из признанных мастеров киноискусства:
Главные роли и их исполнители
Создателями ленты выступили знаменитые мастера своего дела. Прекрасно был выполнен и подбор актеров.
Джулия Робертс
В фильме она исполнила главную роль потерявшей себя журналистки Элизабет Гилберт.
Вершиной успеха для Джулии стал фильм «Эрин Брокович».
Хавьер Бардем
Хотя этот актер известен по большому количеству ролей в мелодрамах, у него были и драматические проекты. За роль второго плана в фильме «Старикам тут не место» в 2008 г. Бардем получил «Оскара».
Билли Крудап
Крудап исполнил роль первого мужа Элизабет Гилберт. По сюжету фильма он был настроен на счастливую семейную жизнь, к которой оказалась не готова Лиз.
Виола Дэвис
Хотя лучшим фильмом в карьере Виолы можно назвать «Прислугу» (2011 г.), свой «Оскар» актриса получила за роль второго плана в ленте «Ограды».
Майк О’Мэлли
Джеймс Франко
В «Ешь, молись, люби» он сыграл роль молодого любовника главной героини, который пытался найти себя на актерской стезе. После недолгих отношений с ним у Лиз случился нервный срыв, после которого она и решилась на путешествие.
Помимо актерской карьеры, Джеймс преподает в Нью-Йоркском университете. Начав свою работу с эпизодических появлений в сериалах, он быстро добился успеха и главных ролей в фильме «127 часов» и «О мышах и людях».
Остальной актерский состав
В фильме есть и другие интересные актеры:
Интересные факты и ошибки в фильме
Съемки фильма походили в нескольких городах и странах, и с этим связано несколько занимательных фактов:
В процессе съемок была допущена ошибка. На 1:04:23 у Толси, молодой послушницы ашрама, очки находятся на голове, а на 1:04:25 они уже на лице.
Отзывы зрителей
Фильм был снят знаменитыми деятелями искусства, а на главные и второстепенные роли пригласили популярных актеров. Несмотря на это, не все зрители высоко оценили его сюжет.
Мнение профессиональных кинокритиков и рейтинг фильма
Мнение критиков сходится с тем, которое выражают зрители. Они не могут увидеть глубины в этой истории. Из-за этого рейтинг картины оказался невысоким:
Номинации кинокартины
Больше новостей и быстрее, чем на сайте, в Telegram-канале Настоящее кино. Подписывайтесь!
Детально о кинофильме «Ешь, молись, люби»
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ
Джулия Робертс прочитала мемуары Элизабет Гилберт под названием «Есть, молиться, любить», как только книга появилась на прилавках в 2006 году. Один экземпляр актриса отправила своей лучшей подруге. Женщины прочитали книгу одновременно и прониклись описанной историей. «Каждый когда-нибудь отправляется в такое путешествие, − считает Робертс. − Каждому рано или поздно необходимо разобраться в том, кто же он есть на самом деле и чего ищет в этой жизни. Путешествие Лиз получилось очень необычное и красочное. Несмотря на это, ее историю можно назвать универсальной – она может произойти с каждым».
Мемуары Гилберт можно назвать самокопанием в поисках чего-то особенного. Книга приобрела поразительный успех, была переведена на 40 языков и выпущена по всему миру (только в США ее тираж достиг 6,2 миллионов экземпляров). Именно книга возбудила интерес Робертс к работе над главной ролью в картине. Кроме того, актрисе импонировало то, что она будет работать с соавтором сценария и режиссером Райаном Мерфи. «Мне понравилось то, как в книге описывается жизненный опыт, поиск ответов на вечные вопросы и то, с каким реализмом показана человеческая злость и жестокость, − продолжает актриса. − Сюжет мне кажется поистине животрепещущим. Очень здорово почувствовать себя частью такой истории. А опыт работы с Райаном для меня просто неоценим».
Мерфи известен своими телевизионными сериалами «Части тела» и «Песня» − оба они были номинированы на премию «Золотой глобус», а режиссер получил признание критиков и зрителей за острые и реалистичные диалоги. Сценарий к фильму ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ он написал в соавторстве с Дженнифер Солт, с которой работал над «Частями тела». «Райан и Дженнифер написали очень захватывающий сценарий, − говорит Робертс. − Райан синхронизировал свою работу с Лиз Гилберт и много с ней говорил – они очень старались, чтобы сценарий выдерживал стилистику книги. В любом сценарии попадаются моменты, которые не соответствуют написанному в первоисточнике. Но мы честно пытались сохранить главное – необыкновенное путешествие Лиз в самопознание».
«Прелесть этой книги в том, что она словно говорит тебе: «Выбирайся со своего пыльного чердака», − описывает мемуары Мерфи. − Может быть, именно поэтому мы и взялись за этот проект. Лично мне идея очень понравилась. Мне она была близка, как, пожалуй, никому другому. Дело в том, что я могу быть очень консервативным и изо дня в день повторять одни и те же операции по годами отработанной схеме. Например, мне очень нравится сцена в фильме, в которой Джулия, находясь в Риме, проводит день за тем, что пробует различные местные кушанья, сидя прямо на полу. Я сам всегда мечтал о том, чтобы так провести день. За время съемок я многому научился и теперь стараюсь радоваться любым сюрпризам, которые преподносит жизнь».
«Райан дал мне эту книгу, даже не задумываясь о фильме – просто по-дружески посоветовал прочитать, − говорит Солт. − Он сказал: «Читаю эту книгу и такое ощущение, словно с тобой говорю. Короче, тебе должно понравиться». И действительно, я просто влюбилась в эту книгу. Она оказалась очень честной и откровенной. А когда Райан сказал, что собирается выкупить права и хочет, чтобы я вместе с ним написала сценарий… Для меня это был просто праздник какой-то!» Основная тема книги – честность по отношению к самому себе – стала ключевой движущей силой, соединившей историю и сценарий. Гилберт действительно совершила необычное экзотическое путешествие по миру. Но это – лишь часть истории. Мемуары отозвались в сердцах многих читателей именно из-за путешествия в глубины подсознания, из-за попытки героини понять саму себя. Для многих читателей это стало своеобразным сигналом – ведь эта цель была достижима где угодно. Совсем не обязательно было для этого уезжать из страны. «Лиз Гилберт ко всему незнакомому относилась с любопытством, − объясняет Гарднер. Меня подкупило именно это. Скажем, вы можете свернуть за угол и столкнуться с человеком, с которым раньше никогда не встречались. Можете случайно услышать экзотический язык, попробовать блюда иностранной кухни, насладиться красотами архитектуры другой цивилизации или вникнуть в обычаи представителей другой расы».
На самом деле, ключом к успеху адаптации материала для экрана стал поиск автором баланса между внутренним и внешним путешествием героини. Основным элементом, который поддерживал динамику сюжета, стало путешествие Лиз из Нью-Йорка в Италию и дальше – в Индию и Индонезию. Кинематографистам было важно убедить зрителей в том, что для принятия решения о поездке вокруг света в одиночку, Лиз пришлось бросить вызов самой себе. «В такой поездке невольно ощутишь все «прелести» одиночества, а это – не просто», − говорит Гарднер. Но именно этот сюжет позволил истории сойти со страниц и шагнуть на экран.
Перед тем, как взяться за адаптацию книги, Мерфи и Солт встретились с Гарднер и Робертс. Был проведен мозговой штурм, в рамках которого каждый высказал его личные пристрастия в прочитанной книге. Многое было общим, но были и некоторые моменты, который каждый отметил сам для себя. Эти дискуссии послужили основой для сценария.
Еще одним источником вдохновения для Мерфи и Солт стала, разумеется, автор книги Элизабет Гилберт. Во время работы Мерфи часто списывался с ней по электронной почте. Когда возникали вопросы о мотивах, которые двигали тем или иным персонажем, ценным консультантом становилась именно Гилберт. Например, сцена, в которой героиня и ее итальянские друзья собираются за праздничным столом в День Благодарения. Она казалась Мерфи и Солт идеальной для пролога. Что в еде было столь важным для Гилберт? Элизабет сказала, что в тот момент, в самом начале истории, она была далеко не уверена, что сможет обрести счастье. Но по-прежнему была убеждена, что может дарить счастье другим людям. «По ее словам, такие моменты были для нее − словно искорками жизни, − говорит Гарднер. − Эти моменты помогали нам продвигаться дальше по сюжетной линии».
Уже читая книгу, Гарднер была уверена, что единственная, кому суждено сыграть эту роль – Джулия Робертс. «Для меня было очевидно − эту роль нужно отдать именно Джулии, − утверждает продюсер. − Я с ней никогда до этого не работала и была просто поражена ее талантом. Играя эту роль, она показала мастерство перевоплощения – от уязвимости до жестокости, от неуверенности до решимости. Она отлично поняла, в каких моментах Лиз настаивала на своем, а в каких – плыла по течению». «Лиз переживала целый спектр различных эмоций, что неудивительно – ведь она путешествовала целый год, − говорит Робертс. − За это время она успела развестись, влюбиться, попутешествовать, завести массу новых знакомств и, наконец, попытаться разобраться в себе. Для меня это была шикарная возможность сыграть сложную и неоднозначную роль».
«В начале фильма Лиз чувствует, что разваливается на части, и не понимает, почему, − добавляет Робертс. − Она по натуре своей путешественница и уже не в первый раз покидает страну. Поэтому в затруднительной ситуации она непроизвольно тянется за чемоданами. Разумеется, далеко не каждый поступит так в подобной ситуации, но дело даже не в этом. Забавно понаблюдать, как моя героиня колесит по свету. Но ключом в истории является именно попытка понять, чего же она хочет от жизни».
Мало того, что съемки велись в тех же местах, что описываются в мемуарах Гилберт. Они велись и в той же хронологии: сначала − Нью-Йорк, затем − Италия, Индия и, наконец, Бали. По словам Робертс, все это накладывало отпечаток на ее игру. «Мы испытывали те же эмоции, которые когда-то испытывала Лиз, − говорит актриса. − И это нам здорово помогало».
«Разговаривая с Райаном и Деде, мы понимали, что такого особенного в съемках по всему миру, − говорит исполнительный продюсер Стэн Влодковски. − После просмотра фильма многие непременно захотят побывать в описываемых Лиз местах. Поэтому то, что мы должны снимать в Нью-Йорке, Риме, Индии и на Бали, даже не обсуждалось – в этом с нами соглашалась даже студия. Не думаю, что мне когда-нибудь вновь посчастливиться работать с таким путевым листом. Мы фактически снимали четыре разных фильма».
Одной из первых загвоздок стало сведение графика съемок воедино. Следовало учитывать не только графики актерского состава, но и местные погодные условия, график работы съемочной группы, перелеты, обустройство и многое другое. Некоторые арендованные за рубежом площадки уже неоднократно использовались кинематографистами и имели определенную инфраструктуру. Другие, как, например, Бали, никогда не видели столь большую съемочную группу.
«Когда мы начали снимать в Нью-Йорке, офисы фильма открылись по всему миру, − говорит Гарднер. − Съемочный процесс продолжался 24 часа в сутки. По всему миру на нас работали агентства по кастингу, художественные студии, строительные организации и салоны одежды».
НЬЮ-ЙОРК
Съемки начались в Нью-Йорке – стартовой точке путешествия Лиз. Причиной того, что она страстно желала вырваться из этого города, стали ее отношения с двумя мужчинами: бывшим мужем Стивеном и текущим любовником Дэвидом.
По словам Гарднер, очень важно было найти правильного актера на роль Стивена. «Эта пара разлюбила друг друга, − объясняет Лиз. − У них было материальное благополучие, но при этом – совершенно разные жизненные пути. Им не суждено было быть вместе, но от этого их отношения не становятся менее значимыми. Многое зависело от того, кто будет играть роль Стивена, потому что актер своей игрой должен был объяснить зрителям не только то, почему герои влюбились друг в друга, но и то, почему разлюбили. Мое путешествие – поступок весьма объяснимый, почти заурядный. Не я первая, не я и последняя. И в этой истории не обязательно должен быть злодей».
На роль выбрали Билли Крадапа. «Сюжет позволяет заглянуть во все этапы брака, − говорит актер. − Несколько сцен будет посвящено тому, как герои встретились. Однако львиная доля расскажет о том, с чего начался ее кризис и как, насколько бы это не казалось странным, Стивен проводил свою возлюбленную в эту исследовательскую экспедицию».
В жизни Лиз в тот момент был еще один мужчина – Дэвид, которого играет Джеймс Франко. Дэвид обожал Лиз и изо всех сил старался вернуть ей все прелести жизни, которые, как ей казалось, исчезли навсегда. Гарднер была убеждена, что если бы зрителю не понравился играющий того, к кому Лиз ушла от мужа, история бы развалилась. «Никто в целом мире не справился бы с этой ролью лучше Джеймса, − убеждена Гилберт. − Он очарователен и очень сексуален. А с другой стороны – очень умен, великодушен и чистосердечен».
«Когда Дэвид и Лиз встретились, она пребывала в состоянии многогранного поиска, − говорит Франко. − Ей хотелось найти кого-то для романтических отношений. А кроме того − понять смысл собственной жизни. Их отношения были непродолжительными. Но именно они подтолкнули ее к мысли о том, чтобы отправиться в путешествие. Так что по большому счету эти отношения были скорее позитивными, нежели наоборот».
Франко и Робертс пришлось нелегко – ведь им нужно было достаточно оперативно изобразить страсть, которая сближала героев. «Первую же сцену, которую мы снимали, придумали экспромтом, − вспоминает Франко. − А к концу съемочной смены расстались, словно ничего не произошло. Это было очень не просто».
В роли голоса разума и совести Лиз выступила ее лучшая подруга, а по совместительству издатель Делия, которую играет номинантка на «Оскар» Виола Дэвис. Персонаж можно охарактеризовать, как команду поддержки, воплощающую всех описываемых в книге подружек. «Делия достаточно открыта, чтобы выслушивать Лиз, − говорит о своей героине Дэвис. − Даже если она не согласна с мнением подруга, Делия все равно останется на ее стороне».
«Виола – удивительная актриса, − говорит Гарднер. − Она очень смешная и старается вникнуть во все детали роли, что очень важно. Вместе с тем, она добавляет веса в те сцены, в которых Лиз решается отправиться в путешествие».
Читая книгу, Дэвис сразу же поняла, что затронуло сердца читателей всего мира. «Мне эту книгу предложила подруга – посчитала, что она поможет мне в трудное время, – говорит актриса. – Для меня это стало откровением – она была написана доступным языком, и воодушевляла всех читателей без исключения. В основном благодаря откровенности и глубине. Хотя, в то же время она не была слишком глубокой и доступной для восприятия».
Желание Мерфи начать съемки именно с Нью-Йорка были продиктованы неизбежным чувством клаустрофобии, которое возникает в городе. Именно эту чувство продиктовало Лиз желание вырваться из своего окружения. Местами для съемок были выбраны улицы Манхэттена, Трибека (офис Делии), Бруклин (квартира Делии), Ист Вилладж и Колд Спринг Харбор на Лонг Айленде. Сцена ссоры между Стивеном и Лиз у адвоката по бракоразводным делам снималась на 36-м этаже офисного здания на шестой авеню. Из окон открывался потрясающий вид на Эмпайр Стейт Билдинг.
Затем для 40 американцев из съемочной группы фильма ЕШЬ, МОЛИСЬ, ЛЮБИ началось кругосветное путешествие. В каждом новом месте нанимались местные профессионалы, пополнявшие ряды группы.
ИТАЛИЯ
Италия, и в частности Рим, стали первым шагом Лиз Гилберт на пути познания собственной души. Тут она посвящала свободное время простым радостям дегустации изысканных яств, незамысловатых бесед с друзьями, а также тому, что итальянцы называют dolce far niente – наслаждению от безделья.
«Рим встретил нас с распростертыми объятиями, – вспоминает Робертс. – Мне уже доводилось работать в этом городе. Лиз выбрала идеальное место для того, чтобы начать свое путешествие».
«Рим, словно, пропитан идеей о том, что нужно жить сегодняшним днем, – говорит Гарднер. – Американцы не склонны к такому образу жизни. Но Рим не задает вопросы, он диктует свои правила. Это очень ценное ощущение. Как только твоя депрессия отступает и ты вновь обретаешь душевное самообладание, невольно задумываешься о том, что итальянцы, наверное, одни из самых счастливых людей на Земле».
Друзей Лиз Гилберт сыграли очаровательные европейские актеры. Гарднер говорит, что дружба, которая связывала Робертс и ее итальянских коллег, выглядела очень натурально. Кастинг-директор идеально угадал с актерами, одно из которых, Джованни, играет Лука Арджентеро. «Всякий раз подбирая актера, ты надеешься, что дружба с другими героями будет казаться естественнее той, что описана в сценарии, – говорит Гарднер. – Ожидания еще выше, если изначально к съемкам привлекается коллектив друзей по жизни. Но в этот раз актерский состав подобрался потрясающий – и в творческом, и в человеческом аспекте. Мне бы очень хотелось быть частью их круга».
«Итальянцы – народ, обожающий путешествия, открытый для всего нового, – говорит Арджентеро. – Мы считаем стресс опасным заболеванием. История Лиз учит тому, что мы можем в любой момент остановиться, насладиться жизнью, проявить снисходительность к самому себе и перестать беспокоиться по пустякам. Именно поэтому Италия стала в ее маршруте идеальным пунктом для первой остановки».
В Италии Лиз неожиданно для себя становится свидетелем всеобщего народного веселья. Она видела, как ее друзья Джованни и Софии (ее роль сыграла скандинавская актриса Тува Новотни) беззаветно любят друг друга. Она не могла пропустить, насколько счастливы в браке Джулио (Андреа Ди Стефано) и Мария (Елена Арвиго). Она прислушивалась к советам Луки Спагетти (Джузеппе Гандини) и мнениям Руффины, матери Джованни (Лидия Бионди). Все это сопровождалось большой тарелкой с деликатесами.
«Прием пищи в Италии – сродни какому-то ритуалу, – говорит Ди Стефано. – В итальянской культуре с этим многое связано. И эта часть культурного наследия передается от поколения к поколению».
«Оказавшись в чужой стране, Лиз и Софи чувствуют себя, как рыбы, выброшенные на берег, – говорит Новотни. – Итальянская культура достаточно открыта – здесь в порядке вещей проявить свои чувства, обняв человека или поцеловав. Я думаю, и для Лиз, и для Софи эти впечатления стали очень освежающими. Несмотря на то, что обе они находились на разных жизненных этапах».
«Группа, составившая компанию Лиз в Риме – очень трогательные персонажи, – резюмирует Робертс. – Все сцены снимались в веселой атмосфере – итальянская речь лилась со скоростью тысяча слов в минуту. И все это было сдобрено солидным количеством пасты и вина».
Консультантом на съемочной площадке в Италии выступила кулинарный стилист Сьюзан Спанджен, которая оказывала аналогичные услуги на съемках фильма ДЖУЛИ И ДЖУЛИЯ. Она составила композиции всех блюд, появлявшихся в кадре. Непростой задачей для эксперта стала ключевая сцена эпизода – обед в честь дня Благодарения. Для этой сцены Спанджен приготовила двадцать индеек.
Каждый день на съемочной площадке можно было услышать разговоры про изысканность пасты, рыбных и мясных блюд, которые были включены в меню накануне. Ресторан предлагал богатый выбор, поэтому практически все представители съемочной группы набрали лишний вес.
ИНДИЯ
Рим стал для Лиз точкой, в которой она распрощалась с прошлой жизнью и научилась быть счастливой вне зависимости от кого бы то ни было. Индия же стала в буквальном смысле слова шагом в другой мир. Поняв, что она может по-прежнему наслаждаться жизнью, Лиз нужно было вновь обрести почву под ногами. Гарднер объясняет, что после dolce far niente (наслаждения от безделья) она должна была испытать эмоции более сильные и глубокие. «Индия – очень динамичная страна, а Лиз приехала туда, чтобы обрести покой, – описывает парадокс продюсер. – Она стремилась постичь тайны медитации и самопознания. Именно то, что глубоко уважал Ашрам, и то, о чем постоянно говорил ей Ричард из Техаса. Ей следовало перестать пытаться контролировать свою жизнь. Просто перестать».
«Лиз попала в Индию юной девушкой с рюкзаком за спиной, – говорит о своей героине Робертс. – Единственным ее желанием было добраться до Ашрама и обрести душевный покой. Но она поняла то, что все, на самом деле, не так просто».
Описывая этот эпизод, сценаристы могли положиться на собственный опыт – Дженнифер Солт изучала религию ашрама в Нью-Йорке. «Эта часть истории для меня – очень личная, – вспоминает она. – Поэтому мне не терпелось добраться до нее. В школе ашрама вы постигаете азы медитации, учитесь очищать свой разум и сердце, обретаете любовь и понимание, которые жаждали получить. Все это происходит под неусыпным контролем гуру. Это трудно объяснить. Словно ты понимаешь, что такое любовь и чувствуешь ее, потому что она – вокруг тебя».
Индийский хаос превратился в глоток свежего воздуха, когда к съемочной группе присоединился номинированный на «Оскар»® Ричард Дженкинс в роли Ричарда из Техаса. Именно этот необычный друг помог Лиз освоиться в религии ашрама.
«Неожиданно, в середине производственного периода, появляется этот потрясающий герой, которого играет замечательный актер Ричард Дженкинс, – говорит Гарднер. – Они с Джулией настроились на одну волну с первой сцены. Ею стала трапеза в обеденном зале Ашрама, где он впервые назвал ее «макаронницей»».
«Ричард из Техаса очень трепетно относится к тому, во что верит, говорит то, что думает и не отступится от своих убеждений ни под каким предлогом, – описывает своего героя Дженкинс. – В этом они с Лиз похожи. Он видит в ней много того, что есть в нем самом, и не готов сдаваться».
«Ричард из Техаса и Лиз сталкиваются, когда она впервые приезжает в Ашрам, – рассказывает Робертс. – Он осмеивает ее, пытаясь завязать знакомство, поскольку видит, что у них много общего. Ричард Дженкинс изобразил своего героя в очень шутливой манере. Было очень здорово поработать с таким актером. И очень приятно».
В процессе подготовки к роли Дженкинс получил шанс пообщаться с настоящим Ричардом из Техаса, который скончался в начале этого года. Как и многие другие актеры, которым предстояло играть реально живущих людей, Дженкинс хотел привнести в героя что-то свое. И, прочитав сценарий, он решил, что обязательно должен встретиться с этим человеком. «Я позвонил ему и мы очень приятно поговорили, – вспоминает актер. – Он был очень обходителен, с потрясающим чувством юмора. Я задал ему уйму беспокоящих меня вопросов. Ведь он потерял слишком много в жизни, в основном по своей вине. Как он смог примириться с этими утратами? Как вернул себе самообладание, отпустил воспоминания и смог двигаться дальше? Именно поэтому он был в Ашраме. Это был потрясающий человек – Ричард из Техаса».
«Ашрам – обитель для людей, находящихся в поиске; для тех, кто хочет вырасти внутри себя, встретиться лицом к лицу со своими страхами, заново оценить свою жизнь, – продолжает Дженкинс. – Для тех, кто пытается найти духовное умиротворение. Мы все к этому стремимся, просто некоторые – более активно, чем все прочие. Это не так просто и требует больших сил».
Одну из ролей в индийском эпизоде фильма сыграла молодая актриса Рушита Сингх. Ей досталось амплуа Тулси – семнадцатилетней индийской девушки, которая подружилась с Лиз в стенах Ашрама. Тулси грозила свадьба с человеком, которого она ни разу в жизни не видела. Несмотря на то, что женщины являлись представительницами двух разных миров, Лиз видела много общего с этой молоденькой невестой. Пиком из дружбы стало взаимная исповедь друг другу.
«Рушита смотрелась потрясающе в своем свадебном обличии, – говорит Робертс. – Просто великолепно. Работа над костюмами и съемка свадебной церемонии были очень сложными. Это лишний раз говорит о профессионализме костюмера Майкла Деннисона и исключительном таланте художника-постановщика Билла Грума».
Большая часть съемок индийского эпизода снималась внутри Ашрама. Было непросто найти Ашрам, в котором позволено было снимать из-за благоговейного почитания буддизма в стране. «Мы с исполнительным продюсером Стэном Влодковски исколесили Индию вдоль и поперек за год до начала съемочного периода, – рассказывает Грум. – На то, чтобы обойти все Ашрамы потребовалось около двух недель. Наконец, наш индийский консультант подсказал, что в двух часах езды от Нью-Дели есть Ашрам, внутри которого разрешено снимать. Мы встретились с настоятелем этого Ашрама, который сказал, что внутри можно снимать, если только это не нарушит внутренний распорядок. Нас это вполне устраивало».
Ни на один день школа не прекратила своей работы, ежедневно в кадр попадали паломники. Кинематографисты столкнули два диаметрально противоположных культурных слоя, но в итоге картинка получилась очень гармоничной. Некоторые постройки, которые рабочие съемочной группы возвели на территории Ашрама, остались стоять и после того, как съемки были закончены. Теперь они стали предметов интереса студентов Ашрама.
«Всякий раз, когда нам предстоят съемки в стенах религиозного помещения, невольно готовишься с трудностям и испытаниям, – говорит исполнительный продюсер Стэн Владковски. – С одной стороны – у тебя есть работа, которую необходимо сделать. С другой – ты понимаешь, что имеешь дело с чем-то очень личным, и хочешь сделать все правильно и уважительно. Все представители съемочной группы были уведомлены о правилах и обычаях, которые необходимо соблюдать и уважать – как на съемочной площадке, так и за ее пределами».
ИНДОНЕЗИЯ
Лиз изучила два урока – прелесть потворства своим желаниям в Италии и могущество внутреннего мира в Индии. Только после этого она стала готова постичь урок Бали – сбалансированность. «Лиз уже однажды бывала на Бали, – отмечает Робертс. – Там ей нагадали, что она обязательно вернется. Я думаю, именно этим предсказанием она руководствовалась при выборе последней точки своего маршрута. Она явно не была готова учить урок – поиск баланса. Но нам всем, рано или поздно, приходится понять, что жизнь нелинейна и нелогична».
Чего Лиз совсем не ожидала, прибыв на Бали – встретить свою любовь. Одной из причин, по которой она решила отправиться в путь, стало то, что она только что рассталась с одним мужчиной и начала встречаться с другим. На Бали она поняла, как быть счастливой самой по себе. Встретив Филиппе, она уже не может выбросить его из головы. Неужели она пожертвует всеми вновь приобретенными знаниями ради того, чтобы полностью впустить его в свою жизнь?
«Физика романтической истории проверена временем, – говорит Гарднер. – Лиз проверяет новую любовь на выдержку и бежит от нее только для того, чтобы понять, что жить не может без своего любимого. И вновь возвращается к нему, надеясь, что еще не поздно. Взаимоотношения между Джулией Робертс и Хавьером Бардемом, который играет Филиппе, идеально подошли для реализации задуманного».
«Работа с Джулией таит в себе как интригу, так и некоторую нервозность, – говорит Бардем. – Я восхищаюсь ей и могу назвать себя большим поклонником ее творчества, но никогда не сталкивался с ней на площадке. Я пришел в фильм, когда большая часть материала уже была снята, и мне не хотелось менять ритм происходящего. Джулия была очень гостеприимна, радушна и смешна до невозможности. Она настолько глубоко входила в роль, что было больно смотреть».
Робертс говорит, что когда продолжительный съемочный период (практически вокруг Земного шара) подошел к концу на Бали, Бардем привнес в проект свежую энергетику. «Он подарил нам всем новый взгляд на происходящее, – говорит актриса. – Он очень здорово справился с ролью Филиппе, в основном благодаря своей естественности и добросердечности».
Для того чтобы сменить свой испанский акцент на бразильский, Бардем брал уроки. А во время подготовительного периода в Нью-Йорке оскароносный актер однажды даже встретился с Хосе Нунесом, который стал прототипом персонажа Филиппе.
«Роль Филиппе не предполагает амплуа классического латиноамериканского мачо, да Хавьер и сам не хотел играть такого персонажа, – рассказывает Гарднер. – У него есть взрослые дети, а однажды он пережил сердечную драму. Он спокоен, весел и живет довольно простой жизнью».
«Я прочел книгу сразу после того, как расправился со сценарием, – говорит Бардем. – Она повествует о том, что очень понятно для всех нас – о том, как залечить разбитое сердце и превозмочь боль. Но в истории также много юмора – это я могу сказать с уверенностью. Мы всегда стараемся показаться не теми, кто мы есть на самом деле. Иногда мы недовольны теми, кто мы есть, иногда просто хотим, чтобы люди полюбили и приняли нас. Филиппе все это чуждо, он – тот, кто он есть. Лиз это шокирует и отрезвляет. Она не может нарадоваться, что, наконец, встретила человека, с которым может быть той, кто она есть, да еще который влюбляется в нее. Получился очень мощный поворот сюжета».
Балийского лекаря Кетута Лийера, чье имя переводится, как «яркий свет» играет дебютант Хади Субийянто. Персонаж становится одним из ключевых в эпизоде. Когда-то она встретилась с Кетутом на Бали, и его слова и мудрость заставили ее вернуться. Как настоящие друзья, они помогают друг другу. Она обучает его английскому языку, а он слушает ее и консультирует в медицинских вопросах. «Роль Кетута очень важна, поскольку именно он советует ей вернуться и найти Филиппе, − говорит Гарднер. − В этот момент Лиз оказывается, словно бы, на распутье и вынуждена принять важное решение. Она может как убедить саму себя вернуться, так и отговорить от этого. Но выбор, каким бы он ни был, зависит только от нее самой и ни от кого больше».
Найти актера, который бы сыграл эту судьбоносную роль, было не просто. А однажды вечером в отеле Джакарты на глаза съемочной группы попался флейтист Хади Субийянто. Его спросили, сможет ли он прочитать часть текста в качестве пробы на роль, несмотря на то, что никогда не играл ранее. Вообще первый вопрос был: «Знаешь ли ты Джулию Робертс?» Несмотря на то, что на оба вопроса был получен отрицательный ответ, вскоре флейтист уже летел в составе съемочной группы на Бали. «Это вторая счастливая случайность в моей жизни, − восхищается новоявленный актер. − Первая – я родился. Вторая – получил эту роль. Не могу описать своего счастья».