в чем смысл автоподставы
Какие бывают автоподставы
Много букв, кому лень читать, сразу последний абзац и закрывайте))
Схемы автоподстав достаточно разнообразны, но смысл — один. Инсценировать дтп и выжать деньги с лоха на ремонт.
Авто, которые используют мошенники для подставы самое разнообразное, но чаще всего это машины дорогих солидных марок. Мерседес, Бмв, Ауди, лексус. Но не смотря на их презентабельный и очень дорогой внешний вид, как правило машины уже слегка «подуставшие» отремонтированные после серьезных аварий или с проблемными документами. И стоимость таких авто зачастую равна стоимости семейного автомобиля среднего класса.
Зарплата подставлял зависит от правильного выбора жертвы. Выбирают водил на приличных, но не очень дорогих иномарках, так как жертва должна быть достаточно наивна, для того чтобы ее можно было запугать и в то же время у нее должно быть достаточно денег, чтобы она могла заплатить. Редко разводят когда в салоне кроме водителя еще несколько человек. Лишние свидетели ни к чему, тем более запугать и загрузить одного человека намного проще.
Есть много схем автоподстав, давайте рассмотрим самые популярные из них.
» Уступи дорогу» (с наждачкой)
Схема таже самая, что и в первом случае, только в этот раз вас не будут стукать в правый край, а просто кинут бутылкой или еще чем то чтобы вы услышали звук удара. После этого вас начнут прижимать и сигналить чтобы остановились, затем пока один из пассажиров разводной машины будет вас отвлекать другой сделает «потертости» наждачной бумагой в нужных местах. Дальше все тоже самое по сценарию.
«Подставляя жопу» (задний ход)
Едете вы себе потихонечку по улицам города… впереди видите пешеходный переход… немного притормаживаете… на обочине стоят пару людей, которые не собираются переходить, как только вы перед ними проезжаете они начинают идти и слегка вас бьют специальным мешочком по бочине. Вы останавливаетесь, либо вас догоняет какой нибудь мерс, от туда выходят спортсмены, и начинают вам втирать, что вы только что переехали ногу крутому бойцу, у которого скоро очень важное выступление, с очень большим гонораром, чуть ли не с самим Емельяненко. А из-за травмы он теперь не сможет участвовать. Дальше как обычно идет развод на деньги.
Вот пожалуй самые популярные темы автоподстав мы рассмотрели. Теперь думаю самое время поговорить о том как не стать жертвой мошенников, ну и о том как выпутываться из такой ситуации если все таки ею стали.
— Купите обязательно видеорегистратор! Стоит он недорого, но вещь просто необходимая. Видеорегистратор вас может спасти не только в случае автоподставы, но и в любых других неурядицах на дороге.
— Всегда будьте очень внимательны на трассе, чаще смотрите по зеркалам. Не уступайте дорогу поджимающему и моргающему сзади гонщику. Не важно подставлялы это или просто местный шумахер, езжайте как ехали, не нужно никому уступать.
— Если вас задели, сразу останавливайтесь, ни в коем случае не съезжайте на обочину. Не поддавайтесь на уговоры мошенников, которые будут вас просить посмотреть повреждения в спокойной обстановке. Даже если из-за вас образовалась большая пробка — стойте на месте. Съедите — всё, считайте что скрылись с места происшествия, в таком случае страховая компания вам уже не поможет.
— Сразу вызывайте гаи. Не верьте, если вам будут говорить что уже вызвали. Так же позвоните друзьям и обрисуйте ситуацию. Желательно чтобы это слышали разводилы.
— Интересный момент, если вы скажите подставлялам, что у меня все записано на видеорегистратор, я вызываю гаи. Они вам обязательно ответят, что у них претензий к вам больше нет, можете ехать:) Стойте на месте, к ним то у вас претензии точно есть.
— Не выходите из машины, общайтесь только через немного открытое окно.
— Не надо думать что маленькая царапинка это пустяки, насчитают вам по полной. Еще могут предложить съездить в сервис оценить повреждения, разумеется в их. Там сумма может увеличиться еще в несколько раз.
— И самое главное помните, что законное решение проблемы подставлялам крайне не выгодно. В таком случае денег они не получат еще и засветятся.
Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД
Казалось бы, лихие 90-е давно закончились, и вместе с ними с дорог должна была уйти и преступность. Но злоумышленники, желающие нажиться на неопытности или незнании водителей, продолжают действовать. Недавно в Санкт-Петербурге завершилось расследование в отношении группы автоподставщиков, которые всего за несколько месяцев заработали на подставных ДТП 9 миллионов ₽. Рассказываем, какие схемы используют сегодня злоумышленники и как от них защититься.
Что такое автоподстава
Отдельного закона, который бы чётко определял это понятие, сегодня нет. Поэтому автоподставы попадают под статью 159 УК РФ — мошенничество.
По сути, автоподстава представляет собой создание конфликтной ситуации на дороге или в любом другом месте, где могут передвигаться автомобили. Прибегая к обману и запугиванию, злоумышленники вынуждают жертву добровольно отдать им требуемую сумму денег. Усугубляет ситуацию стрессовое состояние жертвы, чем мошенники умело пользуются. В процесс могут быть вовлечены один или несколько автомобилей, пешеходы и случайные свидетели. Все они находятся в сговоре.
Примечательно, что доказать факт такого мошенничества сложно, так как водитель сам передаёт злоумышленникам деньги. Чаще всего при этом используются наличные.
Кто в зоне риска
Не существует определённой марки или категории транспортных средств, которые чаще остальных становятся жертвами автоподстав. Однако повышенное внимание злоумышленников привлекают:
Их легко вычислить, ведь первые два года за рулём автомобилист обязан ездить со специальной наклейкой на заднем стекле. Выезд на дорогу для таких водителей — зачастую уже стресс. Поэтому на этих людей проще надавить, запугав серьёзными последствиями произошедшего ДТП.
У таких водителей нередко накапливается большое количество штрафов или других проблем с ГИБДД, поэтому они не прочь урегулировать конфликтную ситуацию на месте.
Владельцы автомобилей с большим количеством мелких повреждений
Такой водитель вряд ли помнит их расположение наизусть. И ему непросто будет понять, появился ли очередной дефект в результате столкновения или он уже был.
Мошенники также могут выбирать и тех водителей, которые отвлечены от дороги разговором по телефону или заняты гаджетами во время движения. Благодаря невнимательности их легко скомпрометировать.
Им выгоднее расплатиться на месте, чем терять время и фиксировать факт ДТП, ведь это может негативно сказаться на их работе и доверии руководства.
Важно понимать, что часто подставщики выбирают жертву по обстоятельствам, то есть — прямо здесь и сейчас.
Как мошенники имитируют ДТП
Если в 90-е годы злоумышленники нередко вынуждали жертву совершить настоящее ДТП, то сегодня их методы стали менее жёсткими. В основном мошенники избегают настоящих повреждений.
Следы, очень похожие на царапины и потертости, можно оставить с помощью куска сухого мыла. В условиях плохого освещения (например, на закрытой парковке) и в состоянии стресса неопытный водитель вряд ли сможет их отличить от настоящих дефектов лакокрасочного покрытия.
Чтобы имитировать несильное столкновение, злоумышленники могут ударить о корпус машины жертвы достаточно тяжёлым, но при этом мягким предметом. Это может быть пластиковая бутылка с водой или картофель. Понять, что именно произошло, находясь в машине, достаточно трудно.
Важным этапом автоподставы является подготовка. Мошенники обычно выбирают плохо освещённые парковки, узкие проезды, безлюдные трассы.
Очень часто злоумышленникам помогают якобы случайные свидетели (подельники). Они могут не только подтвердить факт ДТП словами, но и предоставить фото или видео аварии. Такие записи могут быть сделаны заранее, но в стрессовой ситуации понять это непросто. Подельники могут также представляться юристами или сотрудниками правоохранительных органов и пугать жертву тяжестью последствий произошедшего.
Распространённые схемы автоподстав
Оставление места ДТП
Такие действия подпадают под статью 12.27 КоАП и влекут за собой наказание в виде штрафа до 30 000 ₽ или до 15 суток ареста, а также лишения права управления транспортным средством сроком от полутора до двух лет.
Конечно, просто взять и уехать с места аварии решится далеко не каждый водитель. А тот, кто решится, вряд ли станет жертвой мошенников. Но речь не о злостных нарушителях правил дорожного движения (ПДД), а скорее наоборот.
Спровоцировав мелкое ДТП (или сымитировав его), « пострадавший водитель » предлагает разойтись миром, поскольку повреждения незначительны или у него нет времени на оформление ДТП. Однако он просит обменяться телефонами на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Обрадовавшись, что негативных последствий удалось избежать, потенциальная жертва соглашается на предложенные условия и уезжает. Через некоторое время мошенник сообщает, что вернулся на место ДТП и собирается вызвать сотрудников ГИБДД. Следовательно, второй участник аварии рискует лишиться прав. Чтобы этого не произошло, необходимо перевести злоумышленнику некоторую сумму денег.
Чаще всего злоумышленники поджидают жертву при сложных манёврах — например, при взаимном перестроении или пересечении нерегулируемого перекрёстка.
Мошенник может дать сигнал о том, что уступает приоритет проезда жертве, но как только она начинает двигаться, вторая машина провоцирует ДТП. В такой ситуации — так же, как и в первом случае — распространена схема с подготовленными повреждениями и броском предметов. По правилам дорожного движения взмах рукой или моргание дальним светом не является причиной для перехода приоритета на дороге. Тем более что доказать факт такого сигнала будет сложно. От злоумышленника поступает предложение решить всё на месте, так как жертва является виновником аварии.
После ДТП мошенники нередко предлагают расплатиться на месте. Если у жертвы появляются сомнения в правильности таких действий, подключаются подставные эксперты (подельники мошенника). Например, злоумышленник может позвонить якобы сотруднику страховой компании, который объяснит жертве, что случай не страховой. Или посоветует расплатиться на месте, так как зафиксированный случай ДТП существенно повысит стоимость страховки на следующий год (это действительно так, однако не стоит забывать, что именно для таких случаев вы и приобретаете полис).
4. «Наезд» на пешехода
Ещё не так давно встречались хорошо подготовленные мошенники, которые буквально бросались под колеса автомобиля. Сегодня такие случаи — редкость, но всё ещё существуют.
Злоумышленники поджидают водителей на парковках, а также на пешеходных переходах, где скорость движения минимальна (а значит, минимален и риск получить серьёзные увечья).
Однако закон в первую очередь защищает пешехода, поэтому, даже если есть сомнения в том, что наезд — случайность, многие водители предпочитают компенсировать ущерб на месте. Тем более что доказать умысел пешехода очень непросто.
Другая распространённая практика — это (якобы) наезд на пешехода, в результате которого повреждается его имущество. Например, он роняет дорогой телефон или коробку с какой-либо техникой (телевизором, ноутбуком). В этой ситуации мошенник требует компенсацию. Естественно, техника уже была повреждена заранее. Но доказать это проблематично.
Кража номерных знаков
Не так давно жертвами злоумышленников становились водители, чьи автомобили были зарегистрированы в отдалённых регионах. Для восстановления номеров приходилось ехать в родной город. Сегодня поставить на учёт автомобиль можно в любом городе (номера выдают с кодом того региона, в котором зарегистрирован владелец). Поэтому теперь воруют номера автомобилей с иностранным учётом.
Схема проста: злоумышленники снимают регистрационные знаки и прячут их поблизости. Водителю оставляют записку с требованием перевести деньги на определённый счёт. После поступления денег жертве сообщают, где спрятаны номера. Ситуация осложняется тем, что передвигаться на машине без номеров нельзя, так что водителю нужно оперативно вернуть регистрационные знаки.
Как защититься от автоподстав
Жертвой автоподставщиков может стать даже очень опытный водитель. Однако есть несколько простых правил, которые помогут не потерять свои деньги:
Всегда приобретайте полис ОСАГО
Штраф за отсутствие страховки небольшой — до 800 ₽. Но если произойдёт ДТП или вы станете объектом мошеннических действий, последствия могут быть куда серьёзнее. Как минимум, это будет аргументом для злоумышленников. Важно понимать, что вы оплачиваете страховку именно для того, чтобы компания покрывала нанесённый по вашей вине ущерб. Если за все повреждения расплачиваться на месте, то смысл покупки полиса теряется.
Если собираетесь разойтись миром — пишите расписку
В случае если вы с другим участником ДТП решите разойтись миром или договоритесь о компенсации на месте, возьмите (и напишите сами) расписку. В ней должны значиться данные обоих водителей и автомобилей, а также обязательно должна быть информация о том, что водители не имеют друг к другу претензий. Имея на руках такую расписку, вы можете смело покидать место ДТП. Бумага на руках позволит защитить свои интересы в суде.
Имея видеозапись ДТП или возникшей конфликтной ситуации, намного проще защититься в суде. Например, если мошенник прыгнул на капот уже остановившегося автомобиля, на записи это будет видно. К тому же видео будет более серьёзным доказательством, чем слова очевидцев (нередко — подельников мошенников). Наличие регистратора также может и вовсе отпугнуть злоумышленников.
Самостоятельно звоните в ГИБДД или в страховую компанию
Только в этом случае вы будете точно знать, что общаетесь с представителями власти или со страховщиками. Отметим, что в телефонном разговоре инспектор не откажется от выезда, даже если время ожидания составляет несколько часов.
Также нелишним будет оповестить о случившемся близкого человека. Он может также попробовать вызвать сотрудников ГИБДД, если не получается у вас.
Не стоит верить тому, что второй участник ДТП звонит в ГИБДД или страховую. Тем более — если его собеседник рекомендует расплатиться на месте. Также будьте внимательны, если после неудавшегося вызова вам перезванивает (якобы) сотрудник ГИБДД с мобильного или даже с городского номера. ДПС может связаться с вами, но только для уточнения места происшествия, после того как будет принята заявка по номеру 112.
Регулярно осматривайте свой автомобиль
Периодически проверяйте машину на предмет появления новых сколов, царапин и прочих дефектов. Это позволит точно понимать, появились эти повреждения в результате ДТП или вас пытаются обмануть.
При ДТП действуйте исключительно по схеме, предусмотренной ПДД
Остановитесь, включите аварийную сигнализацию. Затем выставите знак аварийной остановки (не менее чем в 15 метрах от машины в населённых пунктах и не менее чем в 30 метрах от машины за их пределами) и зафиксируйте место аварии на фото с разных точек. После следует решить со вторым участником ДТП, будете ли вы вызывать сотрудников ДПС или оформите европротокол.
Что такое европротокол
Это извещение о ДТП, которое оформляется водителями самостоятельно, без вызова сотрудников ГИБДД.
Но это не означает, что виновнику придётся платить на месте. Все выплаты производятся страховой компанией.
Европротокол можно оформить, только если выполняется ряд условий:
в ДТП участвовали только два авто;
авария произошла на территории РФ;
в ДТП нет пострадавших;
один из участников признаёт вину;
оба участника имеют полисы ОСАГО (в случае с иностранными гражданами — Зелёную карту);
ущерб не превышает 100 тысяч ₽. Однако сумма может быть увеличена до 400 тысяч при условии фотофиксации через приложение «Помощник ОСАГО» или «ДТП Европротокол».
Если один из участников ДТП отказывается от оформления европротокола, а также от вызова сотрудников ГИБДД, но при этом хочет получить компенсацию за причинённый ущерб, то, скорее всего, вы имеете дело с мошенником.
Прочитать инструкцию, как оформить европротокол через приложение «Помощник ОСАГО», можно в нашем тексте по ссылке.
Автоподставы и автоподставщики
Что это такое и как с этим бороться
В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.
Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.
Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.
Это не исчерпывающий список разводов
Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.
Что такое автоподстава
Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:
Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.
Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.
До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.
В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.
Как победить выгорание
Что говорит закон
В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.
При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.
Кто такие автоподставщики
В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.
Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.
Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.
Жертвы автоподставщиков
В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.
Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.
Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.
Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.
Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.
Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.
Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.
Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.
И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.
Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.
Разберемся со всеми схемами детально.
Оставление места ДТП
Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:
Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.
Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.
Как быть, если вам поцарапали машину
Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.
Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.
А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.
Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.
Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.
Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.
Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.
Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.
Наезд на человека
В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.
Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.
Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.
Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.
Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.
С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.
В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.
Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.
Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.
Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.
Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.
Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.
В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.
Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.
ДТП на перекрестке или на выездах с парковок
Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.
Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.
Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.
Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.
Повреждение имущества
Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.
Дальше возможны два варианта событий.
Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.
Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.
Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.
Что делать, если подставили
С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:
Аргументы автоподставщиков
Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.