в чем рисовать bpmn
Где рисовать процессы?
Нотации – инструмент для отображения бизнес-процессов.
Как молоток и пяльцы, они полезны в умелых руках и бесполезны для тех, кто не знает их назначения. Рисовать или не рисовать схемы бизнес-процессов? – вопрос, вызывающий немало дискуссий. Однако мы уверены в том, что схемы действительно необходимы при определенных условиях.
Количество убивает качество
Когда ваша компания состоит из нескольких человек, когда вы знаете каждого поимённо, схемы вам вряд ли пригодятся.
Возможно, есть простой способ улучшить работу компании, но вы не знаете о нём, потому что представляете работу предприятия только в общих чертах, без подробностей.
В каких случаях нужно рисовать схемы?
Как пользоваться нотациями
Нотации используют как новички, так и те, кто на описании бизнес-процессов собаку съел. Разобраться в нотациях просто. Например, BPMN предлагает шесть основных элементов схемы:
На схеме процесс можно отобразить через последовательность событий, шлюзов и действий, соединенных потоками.
Все их будут объединять пулы, отражающие сферу ответственности. Так, заявка от клиента – это событие. Через поток работа передаётся в действие, причём вы можете указать артефакт, чтобы читателю было проще понять, что нужно на этом этапе. Если есть два варианта действия, например, вы заказали товар, а он на складе либо есть, либо нет, используйте шлюз, который приведет к действиям.
Замкнуться схема должна новым событием, например выдачей товара покупателю. Все это будет обернуто пулом с названием бизнес-процесса. Чего не хватает на схеме? Исполнителей. Их можно добавить с помощью дорожек.
Допустим, вы составили приблизительную схему, как описано выше, а причины задержек в отгрузке товара остаются тайной, покрытой мраком. Уточните схему, введя в нее задачи – конкретные действия, порученные конкретным людям. Если действий слишком много, можно использовать подпроцессы – эти элементы сокращают процессы, делая слишком подробную схему простой для понимания.
Сравнение разных инструментов для нотации BPMN
Мы описали основные элементы BPMN. Рисовать процессы в этой нотации можно в разных инструментах. Сравнение их возможностей – в таблице ниже.
bizagi | visio | |
Стоимость | Бесплатная | Платная |
Удобство | Тяжело работать со сложными схемами | Подходит для описания бизнес-процессов, но может понадобиться дополнительная библиотека элементов |
Верификация схем | Есть | Нет |
Возможность выгрузки | Поддерживает выгрузку в отдельных форматах | Поддерживает выгрузку в картинки |
Как пользоваться бесплатной программой
Воспользоваться BPMN вы можете бесплатно, просто перейдите по ссылке http://storm.bpmn2.ru/ – и перед вами откроется рабочая область, процессник. Нотация работает прямо из браузера, ничего скачивать и устанавливать на компьютер не нужно.
Слева вы увидите значки, отображающие разные типы бизнес-процессов: событие, действие и т.д. Выбирайте их с помощью курсора и рисуйте схему. Справа вы увидите кнопку со знаком вопроса. Там вы найдёте короткую справочную информацию о том, как работать с программой. Нажав на кнопку поддержки и выбрав соответствующий раздел в меню, вы скачаете подробный мануал, описывающий все тонкости использования нотации. Как и сама нотация, справочник-мануал бесплатный. Вы также можете подписаться на образовательную рассылку, посвящённую BPMN.
Как нарисовать регламент бизнес-процесса
Как видите, рисование схемы – только часть аналитической работы, верхушка процесса. Большой пласт работы совершается вне процессника, когда вы продумываете, как наладить последовательность задач, на какие этапы их разбить, какие экстренные случаи могут возникнуть.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
5 инструментов для моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN
Цифровые технологии стремительно врываются во все сферы жизни общества, заставляя нас быть более гибкими и быстро адаптироваться к изменениям. Цифровая трансформация не обошла стороной и бизнес: его выживание в современных условиях зависит, прежде всего, от готовности быстро и кардинально менять методы управления предприятием, объекты которого стали частью единого информационного пространства. Дополнительный импульс в виде обязательной автоматизации получило и управление бизнес-процессами, связывающих в единую модель информационные и человеческие ресурсы.
Каждому руководителю успешной организации сегодня очевиден тот факт, что любые управленческие инновации и меры для повышения эффективности бизнеса основаны на грамотной и умелой трансформации бизнес-процессов. А бумажные регламенты, как и автоматизация несовершенных и неструктурированных процессов — давно в прошлом.
Управление компанией, вне зависимости от размера и отрасли, подобно управлению автомобилем, где все решает скорость поступления информации и оперативная реакция на нее. Как и в машине, где помимо руля и коробки передач, должны быть различные приборы, в реальном времени отражающие как показатели самого транспортного средства, так и окружающей среды, в системе управления должны присутствовать инструменты для непосредственного воздействия и средства для обработки информации. Бумажные регламенты могут дать общую картину устройства бизнеса, но они не являются инструментом управления. Такие процессы не интерактивны и не предоставляют точных измерений выполняемых операций.
Инструмент для моделирования и управления бизнес-процессами — системы BPM, позволяющие быстро создавать, запускать, мониторить и изменять процессы благодаря тесной интеграции сред проектирования, разработки и выполнения. В основе ВРМ-систем, как правило, лежит один из наиболее прогрессивных мировых стандартов моделирования — нотация BPMN 2.0.
Что такое нотация BPMN
BPMN — самая гибкая и простая методология моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов. Гибкость обеспечивает набор элементов и правил нотации, а наглядность достигается за счет визуальных диаграмм процессов и блок-схем. Основная цель BPMN — обеспечить доступной нотацией описания бизнес-процессов всех пользователей: аналитиков, которые создают модели процессов, разработчиков, внедряющих технологии их выполнения, простых бизнес-пользователей и руководителей, управляющих процессами и отслеживающих их выполнение.
BPMN призвана служить связующим звеном между стадией дизайна бизнес-процесса и стадией его реализации. С этой целью нотация BPMN использует базовый набор интуитивно понятных элементов, позволяющих определять сложные семантические конструкции. Стандарт BPMN появился в результате необходимости в простом механизме для проектирования и чтения как простых, так и сложных моделей бизнес-процессов. Моделирование в нотации BPMN осуществляется с помощью диаграмм с небольшим количеством графических элементов. Это позволяет пользователям быстро разобраться и понять логику процессов.
5 BPM-систем с нотацией BPMN в основе
bpm’online
bpm’online — платформа для управления бизнес-процессами от компании Terrasoft. В основе системы — самый прогрессивный стандарт моделирования бизнес-процессов BPMN. Система позволяет не только осуществить моделирование и схемы бизнес-процесса и изменить ее с помощью удобного дизайнера, но и запустить только что созданный процесс без привлечения разработчика.
Для моделирования бизнес-процессов в нотации BPMN в bpm’online доступны два инструмента:
Мастер бизнес-процессов — для создания простых бизнес-процессов с использованием стандартных элегментов, запускаемых пользователем вручную.
Дизайнер бизнес-процессов — для моделирования сложных разветвленных процессов, содержащих множество различных элементов, включая выполняемые системой автоматически.
Выбор инструмента для моделирования в bpm’online зависит от сложности, назначения и способа запуска процесса.
BizAgi Suite
Бесплатный (до 20 сотрудников) инструмент для графического описания процессов в нотации BPMN. Система поддерживает совместную работу, имитационное моделирование, экспорт созданных моделей в текстовые редакторы и другие форматы. Система состоит из двух модулей: BizAgi Modeler, который используется для описания и моделирования бизнес-процессов и BizAgi Studio, позволяющий превратить созданные модели в исполняемые приложения. Система также позволяет отслеживать выполнение процессов в реальном времени.
Business Studio
Система поддерживает несколько нотаций моделирования: IDEF, eEPC, BPMN и еще несколько других. В Business Studio есть возможность имитационного моделирования, проведения функционально-стоимостного анализа и автоматической генерации документов. Недостатком системы является то, что выполнение и мониторинг моделей процессов производится через интеграцию с другими системами. Программа также позволяет осуществлять постановку целей компании по системе сбалансированных показателей.
ELMA BPM
Для моделирования бизнес-процессов в системе используется нотация BPMN. Система позволяет также в реальном времени выполнять и отслеживать смоделированные процессы. Кроме построения моделей, система также позволяет назначать роли бизнес-процессов ответственным сотрудникам, организовать работу с документооборотом, интегрировать систему с 1С.
Visual Paradigm
Система поддерживает большое количество нотаций и блок-схем моделей, среди них и BPMN. Созданные в системе модели могут быть связаны между собой, что легко позволит создать модель всего бизнеса. Кроме этого, есть возможность провести имитационное моделирование и проверку диаграмм процессов.
Visual Paradigm обеспечивает возможность управлять атрибутами элементов и автоматически генерировать описания процессов. Система изначально была ориентирована на разработчиков, поэтому каждому элементу можно задать условия поведения в системе, бизнес-правила.
Дмитрий Высокий
6580 просмотров
22 июля 2017 г.
Как организовать совместную работу над BPMN онлайн
Организовать работу с BPMN онлайн довольно легко, потому что я создал специальный сервис для этого 🙂 В этой статье я расскажу пошаговый алгоритм того, как за 10 минут (и бесплатно) организовать создание и обсуждение бизнес-процессов в BPMN онлайн.
Зачем и когда использовать BPMN
Существует много способов описывать процессы — EPC, IDEF0, SIPOC и т.д.
BPMN создавали с прицелом на детальное описание бизнес-процессов. В BPMN минимальным элементом процесса считается действие, которое выполняет человек или система, но без детализации это действия до конкретных операций.
Это значит, что самыми лучшими кандидатами на отрисовку в BPMN являются процессы, где у вас множество участников — разных департаментов, ролей, групп, систем и ваша основная задача при создании процесса — отобразить то, как участники вместе выполняют работу.
Хороший пример — оплата счёта на предприятии. Плохой пример — закрытие сделки в CRM-системе.
Пример процесса в нотации BPMN
Если ваши процессы больше похожи на хороший пример, то читайте статью дальше 🙂
BPMN онлайн: пошаговый алгоритм организации работы
Создание бизнес-процессов в BPMN — это совместная работа. Для совместной работы важно иметь единую версию бизнес-процесса, хранить версии изменений и возможность обсуждать процессы. Именно для этих целей я и создал сервис STORM. Давайте по шагам разберемся с тем, как организовать в нём командную работу над BPMN онлайн.
1. Регистрация и приглашение команды
Перейдите по ссылке, зарегистрируйтесь и пригласите команду:
Приглашение коллег для работы над BPMN онлайн
Ваши коллеги получат письма с приглашениями. Все члены команды видят все диаграммы автоматически, без необходимости настраивать дополнительные права доступа.
2. Создание первой диаграммы в BPMN онлайн
Нажмите кнопку «Новая диаграмма». Выберете один из шаблоном или начните с чистого шаблона:
Шаблоны процессов в BPMN онлайн
Нарисуйте вашу диаграмму с использованием нотации BPMN (чтобы узнать больше о BPMN — подпишитесь на рассылку). Все изменения в диаграмме сохраняются автоматически.
Создайте ваш процесс в BPMN
3. Проверка диаграмм на ошибки, рейтинг качества
Ошибиться в BPMN довольно легко, особенно если вы начинающий. Система можем автоматически проверить вашу диаграмму на базовые ошибки:
Проверка диаграмм в BPMN на качество
Старайтесь поддерживать рейтинг диаграмм не ниже 9.
4. Поделиться диаграммой и/или встроить её в другие системы
Если вы хотите поделиться диаграммой с любыми пользователями (без авторизации) или встроить её в вашу вики, то это можно сделать тут:
Правда доступа к диаграмме в BPMN онлайн
Это правда доступа к конкретной диаграмме, они не связаны с вашей командой.
При встраивании диаграмм на вашу страницу всегда отображается актуальная версия.
Пример встраивания диаграммы
5. Комментарии и подтверждение их выполнения
Для каждого элемента или всей диаграммы можно оставлять комментарии.
Поставьте лайк или отметьте комментарий выполненным, если вся работа по нему сделана. В комментариях работает разметка markdown.
6. Выгрузка диаграмм в разные форматы
Если вам требуется показать диаграмму на печати или загрузить в другую систему, то это можно легко сделать так:
Выгрузка диаграммы BPMN
7. Версии диаграмм
По умолчанию все изменения диаграммы сохраняются в последней версии. Для того, чтобы сохранять «срезы» диаграммы, можно сохранять версии. Участники команды смогут сравнивать версии и понимать, как движется работа:
Сравнение версий диаграмм
Делайте версии, когда достигаете какого-то существенного прогресса в работе с диаграммой.
Теперь вы знаете, как организовать совместную работу над BPMN онлайн в сервисе STORM. Чего-то не хватает? Напишите в комментариях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как моделировать процессы — методика для начинающих
«Как моделировать процессы?» — вопрос кажется простым и банальным, но ответить на него сложно. В этой статье я предлагаю методику создания первой рабочей модели процесса в BPMN, которая помогает моделировать процессы в BPMN обычным людям.
1. Что такое моделирование процесса и модель процесса
Модель процесса — это картинка из стрелочек, кружочков и квадратиков, которая отражает бизнес-процесс. Моделирование процесса — это составление такой картинки так, чтобы на картинке была правда.
Вот так выглядит модель процесса в BPMN. По ссылке еще примеры
Для создания модели нужно:
2. Подготовительные работы
2.1. Правила успешной коммуникации
Для сбора информации по процессу вам нужно будет общаться с сотрудниками, задавать вопросы и фиксировать результаты. Умение слушать и говорить — это основные инструменты аналитика. Про коммуникации написано сотни статей и книг, например Умение слушать или Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации.
Из этих книг для себя я вывел такие правила и вам тоже их советую:
— А еще мы доставляем заказы не только DPD, но DHL.
— А еще мы доставляем заказы не только DPD, но DHL.
— А кто принимает решение о варианте доставки?
— Клиент в личном кабинете выбирает.
— А как меняется процесс, если доставка DHL?
— Не мы к ним отвозим заказы, а они у нас забирают.
2.2. Шаблон для заполнения результатов разговоров
Результаты разговоров будем записывать в специальный файл. У него простая структура – название «штуки», которую вы выяснили, тип и сотрудник, который с ней связан.
По картинкой ссылка на шаблон
Каждая строчка должна содержать только один конкретный элемент, нельзя вставлять названия с союзами (И, ИЛИ и т.д.) или обобщающими местоимениями (ВСЕ, КАЖДЫЙ, НЕКОТОРЫЙ).
Плохо | Хорошо |
Товар на складе И закрывающие документы получены |
3. Как составить человеческое понимание процесса
Процесс — это набор действий нескольких сотрудников, который приводит к значимому результату для клиента. С помощью вопросов нужно выяснить у участников процесса или тех, кто знаком с процессом, следующее:
Товар получен и оплачен, дело в суде закрыто, банковская гарантия выдана.
Сделки с драг.металлами суммой >600 000. надо регистрировать в фин. мониторинге. Бухгалтерскую отчетность надо сдавать до 31 апреля.
Отправка СМСки, звонок клиенту или подготовка акта.
Курьеры, бухгалтерия, сотрудники сборки, водители.
«Сначала клиент должен оплатить заказ, потом мы звоним клиенту, потом звоним на склад и заказываем отгрузку».
«Если я не дозвонился клиенту, то на склад звонить не буду, а буду звонить через 3 дня клиенту снова.»
3.1. Начинаем с результата процесса
Выбираем процесс с понятным, хорошим результатом. Я возьму процесс «Оплата счёта», он заканчивается результатами «Товар\услуга по счёту получены» и «Закрывающие документы получены».
Конечно, счёт может быть и не оплачен, или товар может быть не получен. В первый подход мы моделируем только самый явный и ожидаемый результат процесса.
Как определить результат
После получения результата отсутствуют обязательные, ожидаемые действия.
Плохо | Хорошо |
Смска о дате доставке отправлена клиенту. | Клиент получил заказ. Бухгалтерия получила закрывающие документы. |
Как результат звучит в речи
— Ну и в итоге мы оплачиваем товар, курьер его привозит вместе с документами. Мы ставим печати на документах, один документ курьеру отдаем, а один в бухгалтерию. Товар сдаём на склад или сразу в проекте используем.
— А по счету всё, больше ничего не делаем?
— Вроде нет. Ну там еще какие-то проверки бывают со счетами, но это уже не касается конкретного заказа
Запишите результат в ексель-файл.
Записываем результат в шаблон
3.2. Определяем клиента и требования
Клиент — это тот, кто заинтересован в выполнении процесса. Клиенты могут быть внутренние — руководители, соседние департаменты. Или внешние — непосредственно клиенты, которые приносят деньги.
Нам необходимо идентифицировать клиента для того, чтобы после составления схемы убедиться, что мы сделали всё, что от нас ожидается.
В моём случае проектная команда заинтересована в оплате счёта для того, чтобы получить оборудование для исполнения своих непосредственных задач.
Бухгалтерия кажется хорошим кандидатом на «клиента», потому что они заинтересованы в сборе документов. Но выгоды от «оплаты счёта» бухгалтерия не получает, поэтому они не клиенты — они предъявляют требования к тому, как процесс должен протекать, если он запустился.
Запишем их требования в таблицу.
3.3. Действия и решения
Чтобы ответить на вопрос «как моделировать процессы» на этот раздел нужно обратить особое внимание.
Нужно выяснить, какие работы надо выполнить, чтобы получить результат. Действия идут друг за другом, их следует раскрутить, как клубок. При этом важно не углубляться до минимальных атомарных операций типа «поднять левую руку, взять в неё трубку, набрать цифру». Минимальная детальность, которая нас интересует — действия одного сотрудника.
Плохо | Хорошо |
Сотрудник отдела продаж заходит в ЦРМ, находит карточку контакта, находит его телефонный номер, набирает клиента, фиксирует детали разговора в карточке. | Сотрудник отдела продаж договаривается о доставке с клиентом. |
Нас интересует не каждое действие в деталях, а факт наличия действия и его участия в процессе.
Искать удобно от результата
-Что нужно сделать, чтобы оплаченный товар оказался на складе?
— Ну, курьер звонит заранее, автор заявки с ним договаривается на конкретную дату доставки.
— А почему курьер звонит?
— Мы вообще-то деньги заплатили его компании, они должны нам доставить товар!
— Так, а почему деньги мы заплатили?
— Иван Иваныч, директор, согласовал мою заявку.
— А как он её увидел?
— Я ему на почту бросил, заполнил её по шаблону.
— А шаблон где взяли?
— Лежит в гугл доках, оттуда все его берут, кто хочет что-то купить»
Ваш собеседник может принять вас за наивного балбеса, потому что вопросы кажутся глупыми. Я не знаю, как избавиться от этого чувства, поэтому просто мучаюсь. Важно перетерпеть естественное желание объяснить человеку что вы всё понимаете и просто слушать.
Людям будет сложно разделить действия, события и решения в своей работе, а нам важно их выловить. Будем стараться их вылавливать наводящими вопросами.
— А Иван Иваныч всегда согласует заявки?
— А какие он заявки не согласует?
— Меньше 100 тысяч рублей ему не интересно согласовывать. За него это директор финансовый делает.
(Это решение)
(Это событие)
3.4. Сотрудники
Пока мы с вами заполняли такую таблицу, незаметно у нас сформировались сотрудники и роли, участвующие во взаимодействии. В примере упоминали курьера, это не внутренний сотрудник, его нужно отметить особенно.
3.5. Последовательность
В следствие использования таблицы у нас уже есть последовательность – строки таблицы, ничего дополнительного в этом направлении делать не надо.
4. Превращаем слова в схему
Вот таблица, которая помогает слова превратить в значки BPMN. В шаблоны идём сверху вниз, а в BPMN отрисовываем справа налево (от конца к началу).
№ | Словами | В BPMN | Картинка | Комментарий |
1 | Результат | Завещающее событие | ||
2 | Клиент | Дорожка | Если внутренний участник | |
3 | Клиент | Внешний пул | Если внешний участник | |
4 | Требования | Задача | Чтобы удовлетворить требованиям обычно кто-то должен сделать работу, а тот, кто представляет требования — подтвердить, что они выполнены. | |
5 | Действие | Задача | ||
6 | Решение | Шлюз + Задача бизнес-правила | Бизнес-правило используют тогда, когда хотят отобразить сложное решение | |
7 | Участник внешний | Внешний пул | ||
8 | Событие | Событие | События должны быть специфицированы по стартовым, промежуточным и завещающим. |
5. Пример
Это только первая версия– дальше нужно разбираться с плохими вариантами развития событий, «тормозами» сотрудников и т.д. Но делать это можно уже имея схему в BPMN –коллеги «магическим» образом будут её понимать и новую информацию нужно будет отражать уже на схеме. Об этом весь мой блог и бесплатный е-мейл курс.
6. Инструмент для моделирования процесса
Для первой модели воспользуемся сервисом bpmn.io — он бесплатный и не требует регистрации. А еще поддерживает нотацию BPMN 2.0.
7. Теперь вы знаете как моделировать процессы
Теперь вы знаете как моделировать процессы. Расскажите в комментариями, с какими сложностями при моделировании процессов приходилось вам сталкиваться? Что непонятно из статьи?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.