что нужно для проверки сэс
Что проверяет роспотребнадзор
Контролирующий орган, сегодня называющийся Роспотребнадзором, по-старому имел наименование «санэпидемстанция». Визита проверяющих из СЭС предприниматели опасаются не меньше, чем проверки налоговиков или пожарных. Наряду с МЧС, Роспотребнадзор стал лидером по числу проверок за последние два года. Все, что касается проверок, осуществляемых этим органом, отражено в Постановлении Правительства РФ № 322 от 30.06.2005 г.
Чем грозит бизнесмену проверка организации, следящей за качеством и безопасностью потребительских услуг? Как происходят этапы этой проверки? Чего можно ожидать, вероятно ли подготовиться? Рассмотрим подробнее.
Кому и когда ждать гостей из СЭС?
Ни одной организации не удастся избежать бдительного ока Роспотребнадзора. Любое предприятие, каким бы видом деятельности оно ни занималось, подлежит контролю производства продукции, оказываемых услуг и даже содержания занимаемого помещения.
Проверка Роспотребнадзора возможна на любом этапе функционирования предприятия: как при вводе в эксплуатацию, так и в течение ближайших лет. Новое законодательство обязывает предпринимателей под угрозой штрафа уведомлять Роспотребнадзор о начале или смене видов деятельности, так что мимо этой организации «проскочить» не удастся.
СПРАВКА! Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешает проводить контроль даже во время строительства или реконструкции.
Сама проверка не затянется дольше 20 дней (продление возможно только в особых ситуациях). На выездные проверки малого бизнеса служителям качества отводится не более 50 часов в течение года, а если речь идет о микропредприятии, то и вовсе 15 часов.
График плановых проверок
График проверок Роспотребнадзора предусматривает визиты контролеров примерно раз в три года.
ИНФОРМАЦИЯ! Предприятия, относящиеся к образовательной, социальной и здравоохранительной сферам, по плану проверяются значительно чаще.
С ежегодным графиком плановых проверок любой желающий может ознакомиться на сайте Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры.
Роспотребнадзор пришлет уведомление о грядущей плановой проверке за трое суток до ее начала.
Экстренная проверка
Проверки вне плана Роспотребнадзор может осуществить в следующих случаях:
О внеплановой проверке бизнесмен узнает максимум за сутки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Фирмы, продающие продукты и оказывающие услуги общественного питания, с 2015 года могут быть проверены внезапно, без предупреждения (ст. 2 ФЗ от 31.12.2014 г.).
Что именно будут проверять?
Постановление Правительства РФ № 322, утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей очерчивает круг интересов ревизоров из Роспотребнадзора.
Карающие полномочия Роспотребнадзора
Выявленные нарушения дают проверяющим основания на следующие меры:
Результат проверки оформляется в специальный акт, который вручается проверяемому предпринимателю и может быть обжалован в течение декады. Полученные предписания можно оспорить в течение 3 месяцев.
Как вести себя при визите Роспотребнадзора: советы предпринимателям
Если вы узнали о проверке санэпидемстанцией или встретили ревизоров на пороге, помните о своих правах и воспользуйтесь ими.
ВАЖНО! Руководитель правомочен присутствовать (вернее, без его присутствия проверка не должна проводиться вообще), запрашивать у ревизоров информацию по ее ходу, пояснять, участвовать в обсуждении в ее процессе. Также он вправе указать на свое несогласие с регламентом и результатами (его мнение можно отразить прямо в тексте акта). Позже он сможет обжаловать действия ревизоров и их последствия в виде назначенных предписаний.
Помните, что проверяющим из Роспотребнадзора запрещено:
Новшество 2016 года
Реформа законодательства, по которой сокращается количество министерств, предполагает объединение Роспотребнадзора с Россельхознадзором. На слияние планируется отвести один год. Естественно, что в связи с этим регламент проверок тоже может быть изменен.
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Евгений Бельский
Некачественный или просроченный продукт может привести к болезни покупателя или возникновению вспышки инфекции, поэтому к продуктовым магазинам предъявляют строгие требования. Продуктовые магазины проверяет Роспотребнадзор. В этой статье разбираем, каким санитарным требования должен соответствовать магазин и что могут проверить инспекторы.
Каким требованиям должен отвечать продуктовый магазин
Продуктовый магазин, как и любое другое предприятие торговли, может проверять Роспотребнадзор. Подробнее о таких проверках мы рассказывали в отдельной статье. Здесь остановимся на санитарно-гигиенических нормах для продуктовых магазинов.
Размещение магазина. Магазин может располагаться в любом здании или в пристройке. Если магазин находится в жилом доме, то принимать товар в магазин можно только в строго определенных местах: с торцов здания, подземных тоннелей, автомобильной дороги, если она проходит мимо. Вести приемку товара со стороны двора, где расположены входы в жилые помещения, нельзя. Также нельзя принимать товары в ночное время — с 23:00 до 07:00.
Помещения. В магазине не должны пересекаться потоки неупакованной пищевой и непищевой продукции, а также неупакованные полуфабрикаты и готовые к употреблению продукты. Например, нельзя разместить бытовую химию рядом с прилавком с готовой едой. В фасовочных помещениях должны быть оборудованы мойки с горячей и холодной водой.
Чистота. Полы и стены помещений должны легко мыться водой. Торговые залы нужно ежедневно убирать с моющими средствами, а один раз в месяц проводить дезинфекцию.
Хранение продукции и ее реализация. Сотрудники Роспотребнадзора могут проверить документы на любую продукцию. Продукция должна быть безопасной — не причинять вреда покупателю.
Нельзя нарушать упаковку продуктов. Продукты без промышленной упаковки должны сопровождаться этикетками или листком-вкладышем с информацией о составе и производителе продукта.
Продукты нельзя складировать или размещать на полу или так, чтобы они касались трубопроводов и системы отопления. Можно класть продукты на поддоны и стеллажи, главное — чтобы они были выше пола на 15 см и больше.
Пищевые и непищевые товары нужно размещать отдельно друг от друга, на разных складах, стеллажах или в отдельных специально отведенных зонах. Пахучие продукты должны лежать отдельно от остальных.
В холодильниках и на складах сыпучих продуктов, овощей, фруктов нужно контролировать температуру и влажность. Эти показатели нужно фиксировать на бумаге или в электронном виде. Можно использовать для этого журнал температурного учета для общепита.
Просроченные продукты нужно убирать из торгового зала в последний день срока годности или раньше и размещать отдельно от продуктов на реализацию, затем утилизировать.
Вентиляция и отопление. Все стационарные магазины должны быть оборудованы системой отопления и вентиляции или кондиционирования воздуха. Воздух должен соответствовать нормам микроклимата на рабочих местах производственных помещений. Влажность, температура воздуха и рабочих поверхностей зависят от времени года.
Вентиляция туалетов, душевых и гигиенических комнат должны быть автономной — не сообщаться с вентиляцией торгового зала или складских помещений.
Отходы. Мусор нужно собирать в контейнеры с крышками, опустошать их при заполнении на ⅔. Рядом с магазином должны быть контейнеры для сбора мусора на асфальтированной или бетонной площадке, размерами на 1 м больше основания контейнеров.
Не обязательно размещать контейнеры на отдельной площадке, можно использовать одну площадку совместно с другими арендаторами или жильцами здания. Вывозить мусор нужно не реже одного раза в три дня, если температура воздуха ниже +4 °C, и ежедневно — если температура выше +5 °C.
Вода и канализация. В магазине должна быть подведена горячая и холодная вода, соответствующая стандартам питьевой воды. Вода из городского водопровода — питьевая. Если берете воду из собственной скважины, тогда нужно сделать анализ качества воды. При проверке сотрудники могут спросить документы или сделать забор воды для оценки.
Если канализационные трубы проходят в торговых или складских помещениях, их нужно закрыть защитным кожухом и убедиться, что на стояке нет окна для прочистки. Канализационные трубы не должны проходить под потолком склада или торгового зала.
Все раковины, ванны и другие места стоков должны быть подключены к канализации через сифон. А в местах для мытья оборудования, инвентаря и тары нужно организовать разрыв струи — это когда канализационная труба возле слива раковины прерывается воронкой. Такая система обеспечивает невозможность обратного тока воды из канализации.
Нельзя использовать один туалет для персонала и посетителей.
Персонал. У работников должны быть медицинские книжки. Весь персонал должен проходить медосмотр не реже одного раза в год. Медкнижки с результатами медосмотров должны храниться у работодателя. Работать нужно в чистой санитарной одежде с вымытыми руками. Сотрудников с симптомами инфекционных, кишечных заболеваний и гнойными поражениями нужно отстранять от работы до их выздоровления.
Освещение. В торговых помещениях должно быть организовано естественное и искусственное освещение, которое соответствует нормам освещения в жилых и общественных зданиях. Например, в торговом зале обычного магазина освещение должно быть 400 люкс, а в торговом зале супермаркета — 500 люкс. Уровень освещенности можно измерить специальным прибором — люксметром или с помощью приложения на смартфоне.
Шум. Уровень постоянного шума не должен превышать 60 дБ — это разговор людей. Шум тоже можно измерить с помощью приложения на смартфоне или специального прибора — шумомера.
Оборудование и инвентарь. Все, что контактирует с пищевой продукцией, должно быть изготовлено из материалов, отвечающих требованиям безопасности, — они перечислены в специальном перечне. Инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению. Например, нельзя мыть туалет шваброй для пола в торговом зале или ножом для хлеба отрезать колбасу. Уборочный инвентарь хранится в отдельной комнате или шкафу.
Если собираетесь продавать мясо и будете рубить его на деревянной колоде, то после каждой смены нужно зачищать колоду ножом и посыпать солью, а по мере необходимости спиливать.
Коронавирусные ограничения. С 2020 года Роспотребнадзор ввел рекомендации в связи с пандемией COVID-19. Многие регионы сделали эти рекомендации обязательными.
Сотрудники должны проходить температурный контроль 2 раза в день, обрабатывать руки раствором антисептика, носить медицинские маски.
При входе в магазин должен быть антисептик для посетителей. В торговом зале и прикассовой зоне на полу должна быть нанесена разметка социальной дистанции.
Помещения магазина нужно проветривать каждые 2 часа. Дверные ручки, терминалы эквайринга, корзины и тележки для покупок, выключатели, поручни, перила и другие поверхности, с которыми контактируют люди, нужно дезинфицировать каждые 2—4 часа.
Виды проверок Роспотребнадзора
Проверки могут быть документарными и выездными. На выездную проверку могут приехать по плану или внепланово — например, если из покупателей направит жалобу в Роспотребнадзор.
Во время проверки эксперт точно будет проверять:
Еще могут произвести отбор проб и образцов. Подробно о том, как проходят проверки Роспотребнадзора, мы писали в отдельной статье.
Плановые проверки продуктовых магазинов малого и среднего бизнеса в 2021 году не проводят.
Чем может закончиться проверка
Сотрудники Роспотребнадзора могут не обнаружить нарушений — тогда вам нужно подписать акт проверки и работать дальше. Если нарушения найдут — выпишут предписание для их устранения, а затем придут с повторной проверкой.
За несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил могут приостановить деятельность до 90 суток или назначить штраф: для ИП — от 500 до 1000 ₽, для ООО — от 10 000 до 20 000 ₽. За те же нарушения в период чрезвычайной ситуации или карантина штраф увеличат: для ИП он составит от 50 000 до 150 000 ₽, для ООО — от 200 000 до 500 000 ₽.
Также сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать за нарушение прав потребителей. Например, за продажу товаров ненадлежащего качества могут выписать штраф: для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, для ООО — от 20 000 до 30 000 ₽, должностному лицу — от 3000 до 10 000 ₽.
Как оспорить результаты проверки
Проверку можно обжаловать на сайте госуслуг. Опишите, с чем именно вы не согласны, какие нормы нарушили проверяющие, и подкрепить это документами. Жалобу передадут в Роспотребнадзор. Если ее удовлетворят, штраф могут снизить или вообще отменить. Если жалоба не поможет, можете обратиться в суд.
Что нужно знать о правилах плановой проверки Санэпидемстанции
Проверки специалистов Государственного санитарно-эпидемиологического надзора касаются практически всех компаний, вне зависимости от формы собственности. Под контролем врачей в любой из областей находится несколько десятков тысяч предприятий. Поэтому и руководителям, и другим работникам предприятий, отвечающим за определенные участки, важно знать порядок проверки и ответственность, которая может наступить при невыполнении санитарных норм.
Санитарное законодательство контролирует все места, где люди могут жить, работать либо отдыхать. Это разные компании любой формы собственности, подвержены проверками индивидуальные предприниматели и физические лица. Все они должны соблюдать законодательство в области санитарии, развивая компанию в любой сфере деятельности.
Почти полный контроль со стороны СЭС призван обеспечивать благополучие населения, зависящее от соблюдения санитарных норм и эпидемиологических. Все, что создают люди, может быть исследовано в лабораториях госсанэпидслужбы, что и оговаривается Федеральным законодательством.
Законодательно права как юридических лиц, так и физических, защищены, и в данное время количество проверок сведено к минимуму. Специалист СЭС не может приходить на объект чаще одного раза за год или за два.
Попасть на объект проверяющий сможет лишь тогда, когда он пришел с распоряжением главврача госсанэпиднадзора, где четко прописана цель предстоящей проверки.
Однако эти правила не будут соблюдаться, если на предприятии замечены нарушения в данной области.
Обычно руководство компании предупреждается о том, что будет происходить проверка. Но законом такая норма не утверждена. Уведомляется руководство, чтобы ответственные лица обязательно присутствовали на рабочем месте и были готовы подписать протокол по результатам.
Если будет выявлено, что нарушены санитарные нормы, к организации могут быть применены определенные санкции. Если это штрафы, то их размеры регламентируются кодексом, регулирующим административные правонарушения, а также тем, кем является субъект. Это значит, что разные суммы будут начислены юридическому либо физическому лицу, другую сумму заплатит и должностное лицо:
У сотрудников надзора есть возможность воздействовать на нарушителей не только при помощи штрафов, они могут предпринимать и другие меры. Часто это профилактический вид воздействия, когда составляют акт о нарушениях. Также предприятию проверяющий выдает санитарное предписание, где указаны необходимые действия сроки их выполнения.
И только если профилактические меры не подействовали, применяются административные, то есть штрафные санкции. В таком варианте проверяющие составляют протокол об обнаруженном правонарушении с точным его определением. Там они указывают вид ответственности, которую понесет провинившийся. К административным мерам относится не только штраф, но также предупреждение. Если проблема весомая, реально даже отстранение от выполняемых задач человека, либо остановка работы предприятия.
За нарушения в области санитарного законодательства предусматривается ответственность: не только дисциплинарная, но и уголовная, есть и такой вариант.
Иногда возникает вопрос, проверяются ли органами СЭС организации, занимающиеся оказанием юридических, консалтинговых и подобных услуг.
Для этого вида деятельности не потребуется заключение СЭС, но когда открывается рабочее место, должна быть проведена их паспортизация на предмет создания хороших условий для работы. Далее в определенном порядке специалисты будут проверять, соответствуют ли санитарным требованиям рабочие места.
Существует понимание того, что создавать безопасные рабочие места нужно не для специалистов из надзорного органа, а для тех, кто будет там работать. Любой владелец или руководитель компании должен понимать, что существует законодательство, регулирующее охрану труда, которое они должны соблюдать. Это целый ряд законов, и их необходимо знать.
Если пока не проведена паспортизация рабочих мест и у вас еще нет проверки, сами инициируйте проведение данной работы.
В качестве примера можно рассмотреть частного предпринимателя, который пытается получить разрешение для открытия парикмахерской. Это можно сделать, предоставив документы согласно определенному перечню.
Он имеет право начать работу, имея на руках заключение СЭС, но окончательно решается, будет ли открыто предприятие, в органах местной власти.
Определенные документы понадобятся предприятию, которое будет заниматься производством либо продуктов или реализует их. Прежде всего, оно не сможет работать, если не получит разрешение заключение СЭС на определенный вид деятельности.
Также существует установленный порядок предоставления органам СЭС продукции ля проверки. С ней будет подаваться список документов, который зависит от цели исследования. Проверяющий орган может исследовать продукцию для выдачи сертификата, может осуществлять производственный контроль. Еще одни вид проверок – если есть индивидуальная заявка. Продукцию, которую предстоит исследовать, выбирает работник СЭС.
Если компания занимается оказанием индивидуальных услуг (пошив одежды, ремонт обуви), то есть это предприятие быта, его также должны обследовать специалисты, проверяя соблюдение норм санитарии и освещенности, оценивая микроклимат и то, как организован процесс работы.
У компании точно потребуют договор, заключенный для вывоза отходов, а работники должны предъявить санитарные книжки, ведь они контактируют с людьми.
Автор материала: Владимир Егоров
Дезинфектор
Опыт работы в сфере более 7 лет
Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать
Юристы рассказали Контур.Журналу о том, зачем нужны контрольные закупки и проверочные листы, как подготовиться к визиту контролеров, когда ждать уведомления о грядущей проверке и как обжаловать решение проверяющей комиссии в административном порядке и в суде.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
Подготовка сотрудников к проверке
Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.
В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.
Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.
Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке
Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.
У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.
Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.
Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора
Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).
Возможные итоги проверки
По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:
Сроки проверки
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.
Инспекторы не имеют права
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.
Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»
Какие компании проверяют чаще всего
Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.
Зачем нужны плановые проверки и план проверок
От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.
Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.
Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.
Зачем нужны внеплановые проверки
Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.
Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.
Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.
Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.
Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.
Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.
Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»
Если вы не согласны с результатами проверки
Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.
Досудебный порядок обжалования
Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.
По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.
Судебный порядок обжалования
Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.
Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.
Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.
Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?
Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы
С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.
Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.
Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.