в чем разница между сп и снип
Письмо Минстроя России о статусах СНиП
Вопрос о статусах СНиП, правомерности их применения, постоянно возникает у проектировщиков. Руководители NormaCS решили направить в Минстрой России официальный запрос.
Исх. № 9 от 19 июня 2015 г.
Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Департамент градостроительной деятельности и архитектуры.
Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию: СНиП, указанные в Приложении № 1 к настоящему письму, были переработаны в соответствующие Своды правил (СП, актуализированные СНиП), которые в свою очередь включены в Постановление Правительства РФ № 41521 от 26 декабря 2014г. «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку нет никаких приказов, прочих нормативных актов, устанавливающих правопреемственность СНиП и СП (актуализированных СНиП), указывающих на замену одних другими, то сложилась ситуация, в которой нет однозначного толкования статуса, перечисленных в Приложении №1 СНиП. СНиП никто не отменял, значит они являются действующими документами добровольного применения, одновременно имеющие обязательные аналоги в виде Сводов правил (СП). Прошу определить и разъяснить статус СНиП, перечисленных в Приложении № 41 к настоящему письму: действуют или не действуют, заменяют ли СП эти СНиП, возможно ли применение СНиП и в каких случаях после 01.07.2015г.
Заместитель генерального директора
ЗАО Нанософт
Захлестин С.Ю.
Приложение №1. Список СНиПов и СП.
СНиП и Своды правил
1 | СНиП II-7-81* | Строительство в сейсмических районах | СП 14.13330.2014 | Строительство в сейсмических районах |
2 | СНиП II-22-81* | Каменные и армокаменные конструкции | СП 15.13330.2012 | Каменные и армокаменные конструкции |
3 | СНиП II-23-81* | Стальные конструкции | СП 16.13330.2011 | Стальные конструкции |
4 | СНиП II-26-76 | Кровли | СП 17.13330.2011 | Кровли |
5 | СНиП II-89-80* | Генеральные планы промышленных предприятий | СП 18.13330.2010 | Генеральные планы промышленных предприятий |
6 | СНиП II-97-76 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий | СП 19.13330.2011 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий |
7 | СНиП 2.01.07-85* | Нагрузки и воздействия | СП 20.13330.2011 | Нагрузки и воздействия |
8 | СНиП 2.01.09-91 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах | СП 21.13330.2012 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах |
9 | СНиП 2.02.01-83* | Основания зданий и сооружений | СП 22.13330.2011 | Основания зданий и сооружений |
10 | СНиП 2.02.02-85* | Основания гидротехнических сооружений | СП 23.13330.2011 | Основания гидротехнических сооружений |
11 | СНиП 2.02.03-85 | Свайные фундаменты | СП 24.13330.2011 | Свайные фундаменты |
12 | СНиП 2.02.04-88 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах | СП 25.13330.2012 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах |
13 | СНиП 2.02.05-87 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками | СП 26.13330.2012 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками |
14 | СНиП 2.03.11-85 | Защита строительных конструкций от коррозии | СП 28.13330.2012 | Защита строительных конструкций от коррозии |
15 | СНиП 2.03.13-88 | Полы | СП 29.13330.2011 | Полы |
16 | СНиП 2.04.01-85* | Внутренний водопровод и канализация зданий | СП 30.13330.2012 | Внутренний водопровод и канализация зданий |
17 | СНиП 2.04.02-84* | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения | СП 31.13330.2012 | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения |
18 | СНиП 2.04.03-85 | Канализация. Наружные сети и сооружения | СП 32.13330.2012 | Канализация. Наружные сети и сооружения |
19 | СНиП 2.04.12-86 | Расчет на прочность стальных трубопроводов | СП 33.13330.2012 | Расчет на прочность стальных трубопроводов |
20 | СНиП 2.05.02-85* | Автомобильные дороги | СП 34.13330.2012 | Автомобильные дороги |
21 | СНиП 2.05.03-84* | Мосты и трубы | СП 35.13330.2011 | Мосты и трубы |
22 | СНиП 2.05.06-85* | Магистральные трубопроводы | СП 36.13330.2012 | Магистральные трубопроводы |
23 | СНиП 2.05.07-91* | Промышленный транспорт | СП 37.13330.2012 | Промышленный транспорт |
24 | СНиП 2.06.04-82* | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) | СП 38.13330.2012 | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) |
25 | СНиП 2.06.05-84 | Плотины из грунтовых материалов | СП 39.13330.2012 | Плотины из грунтовых материалов |
26 | СНиП 2.06.06-85 | Плотины бетонные и железобетонные | СП 40.13330.2012 | Плотины бетонные и железобетонные |
27 | СНиП 2.06.08-87 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | СП 41.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений |
28 | СНиП 2.07.01-89* | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений | СП 42.13330.2011 | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений |
29 | СНиП 2.09.03-85 | Сооружения промышленных предприятий | СП 43.13330.2012 | Сооружения промышленных предприятий |
30 | СНиП 3.02.01-87 | Земляные сооружения, основания и фундаменты | СП 45.13330.2012 | Земляные сооружения, основания и фундаменты |
31 | СНиП 3.06.04-91 | Мосты и трубы | СП 46.13330.2012 | Мосты и трубы |
32 | СНиП 11-02-96 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения | СП 47.13330.2012 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения |
33 | СНиП 23.02.2003 | Тепловая защита зданий | СП 50.13330.2012 | Тепловая защита зданий |
34 | СНиП 23-03-2003 | Защита от шума | СП 51.13330.2011 | Защита от шума |
35 | СНиП 23-05-95* | Естественное и искусственное освещение | СП 52.13330.2011 | Естественное и искусственное освещение |
36 | СНиП 31-01-2003 | Здания жилые многоквартирные | СП 54.13330.2011 | Здания жилые многоквартирные |
37 | СНиП 31-03-2001 | Производственные здания | СП 56.13330.2011 | Производственные здания |
38 | СНиП 33-01-2003 | Гидротехнические сооружения | СП 58.13330.2012 | Гидротехнические сооружения |
39 | СНиП 35-01-2001 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения | СП 59.13330.2012 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения |
40 | СНиП 41-01-2003 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха | СП 60.13330.2012 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха |
41 | СНиП 41-03-2003 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов | СП 61.13330.2012 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов |
42 | СНиП 42-01-2012 | Газораспределительные системы | СП 62.13330.2011 | Газораспределительные системы |
43 | СНиП 52-01-2003 | Бетонные и железобетонные конструкции | СП 63.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции |
44 | СНиП II-25-80 | Деревянные конструкции | СП 64.13330.2011 | Деревянные конструкции |
45 | СНиП 3.03.07-87 | Несущие и ограждающие конструкции | СП 70.13330.2012 | Несущие и ограждающие конструкции |
46 | СНиП 3.06.03-85 | Автомобильные дороги | СП 78.13330.2012 | Автомобильные дороги |
47 | СНиП 3.06.07-86 | Мосты и трубы | СП 79.13330.2012 | Мосты и трубы |
48 | СНиП III-42-80* | Магистральные трубопроводы | СП 86.13330.2014 | Магистральные трубопроводы |
49 | СНиП II-11-77* | Защитные сооружения гражданской обороны | СП 88.13330.2014 | Защитные сооружения гражданской обороны |
50 | СНиП II-35-76 | Котельные установки | СП 89.13330.2012 | Котельные установки |
51 | СНиП II-58-75 | Электростанции тепловые | СП 90.13330.2012 | Электростанции тепловые |
52 | СНиП II-94-80 | Подземные горные выработки | СП 91.13330.2012 | Подземные горные выработки |
53 | СНиП II-108-78 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений | СП 92.13330.2012 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений |
54 | СНиП 2.05.09-90 | Трамвайные и троллейбусные линии | СП 98.13330.2012 | Трамвайные и троллейбусные линии |
55 | СНиП 2.06.07-87 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения | СП 101.13330.2012 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения |
56 | СНиП 2.06.09-84 | Туннели гидротехнические | СП 102.13330.2012 | Туннели гидротехнические |
57 | СНиП 2.06.14-85 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод | СП 103.13330.2012 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод |
58 | СНиП 2.10.02-84 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции | СП 105.13330.2012 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции |
59 | СНиП 2.10.03-84 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения | СП 106.13330.2012 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения |
60 | СНиП 2.10.04-85 | Теплицы и парники | СП 107.13330.2012 | Теплицы и парники |
61 | СНиП 2.10.05-85 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна | СП 108.13330.2012 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна |
62 | СНиП 2.11.02-87 | Холодильники | СП 109.13330.2012 | Холодильники |
63 | СНиП 21-02-99* | Стоянки автомобилей | СП 113.13330.2012 | Стоянки автомобилей |
64 | СНиП 22-02-2003 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения | СП 116.13330.2012 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения |
65 | СНиП 31-06-2009 | Общественные здания и сооружения | СП 118.13330.2012 | Общественные здания и сооружения |
66 | СНиП 32-01-95 | Железные дороги колеи 1520 мм | СП 119.13330.2012 | Железные дороги колеи 1520 мм |
67 | СНиП 32-02-2003 | Метрополитены | СП 120.13330.2012 | Метрополитены |
68 | СНиП 32-03-96 | Аэродромы | СП 121.13330.2012 | Аэродромы |
69 | СНиП 32-02-99 | Тоннели железнодорожные и автодорожные | СП 122.13330.2012 | Тоннели железнодорожные и автодорожные |
70 | СНиП 34-02-99 | Подземные хранилища газа | СП 123.13330.2012 | Подземные хранилища газа |
71 | СНиП 41-02-2003 | Тепловые сети | СП 124.13330.2012 | Тепловые сети |
72 | СНиП 2.05.13-90 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов | СП 125.13330.2012 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов |
73 | СНиП 3.01.03-84 | Геодезические работы в строительстве | СП 126.13330.2012 | Геодезические работы в строительстве |
74 | СНиП 2.03.06-85 | Алюминиевые конструкции | СП 128.13330.2012 | Алюминиевые конструкции |
75 | СНиП 23-01-99* | Строительная климатология | СП 131.13330.2012 | Строительная климатология |
Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Письмо от 13.07.2015 г. № 21606-АБ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо ЗАО «Нанософт» от 19 июня 2015 г. № 9 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства н сообщает.
Вместе с тем Федеральным законом № 384-Ф3 установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов н (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться во основании подтверждении их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, пе противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 1521, и нормам Федерального закона № 384-ФЗ.
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
А.В. Белюченко
В результате специалисты нашей компании прокомментировали ответ Минстроя РФ.
Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.
Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.
Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни № 1521 и № 365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.
В другой цитате письма-ответа изложено:
«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.
Логика второй цитаты:
Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.
Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.
В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:
Ассоциация СРО «Центризыскания»
Главная / Пресс-центр / Отраслевые новости /
Правительство России утвердило перечень обязательных СП и СНиПов – их стало на 2 больше
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства России №985 от 04.07.2020 года об отмене ПП №1521 и утверждении нового перечня обязательных Сводов правил, ГОСТов и Национальных стандартов в строительной отрасли.
В постановлении говорится:
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:
В новый перечень обязательных строительных норм вошли 78 Сводов правил и национальных стандартов, в прежнем перечне их было 76. Таким образом, количество обязательных документов не сократилось на 30%, как обещал вице-премьер Марат Хуснуллин, а увеличилось на 5%.
В Национальном кровельном союзе отметили, что данное постановление будет иметь положительное влияние на отрасль, поскольку в него вошли обновленные версии ряда Сводов правил, в частности, в области проектирования кровли. До настоящего времени здесь действовали Свод правил 2011 года, обязательный для применения, а также СП от 2017 года – гораздо более современный, но добровольного применения. Однако проектировщики были обязаны использовать СП-2011, что приводило к существенным недостаткам при строительстве объектов. Теперь эта коллизия устранена. Также в СП-2017 стало гораздо меньше обязательных разделов и пунктов по сравнению с СП-2011.
В перечень вошел ряд документов 2016-2019 годов, но большинство документов перешли из прежнего перечня и датируются 2011-2012 годами.
О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ
Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.
Аннотация
В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.
Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.
Резюме
Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:
1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.
2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:
В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.
В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.
Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:
По первому доводу
Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.
Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.
Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.
Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.
Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.
По второму доводу
Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.
Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.
Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.
Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.
Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?
Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].
Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».
Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])
Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.
На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).
Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.
СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.
Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.
Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.
Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.
Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:
Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.
Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.
В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.
Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.
В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:
127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32
Мы в соцсетях:
© 2008-2021. ООО «Горэкспертиза». Москва. Проведение независимой экспертизы зданий и сооружений.