в чем разница между сп и снип

Письмо Минстроя России о статусах СНиП

Вопрос о статусах СНиП, правомерности их применения, постоянно возникает у проектировщиков. Руководители NormaCS решили направить в Минстрой России официальный запрос.

Исх. № 9 от 19 июня 2015 г.

Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Департамент градостроительной деятельности и архитектуры.

Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию: СНиП, указанные в Приложении № 1 к настоящему письму, были переработаны в соответствующие Своды правил (СП, актуализированные СНиП), которые в свою очередь включены в Постановление Правительства РФ № 41521 от 26 декабря 2014г. «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку нет никаких приказов, прочих нормативных актов, устанавливающих правопреемственность СНиП и СП (актуализированных СНиП), указывающих на замену одних другими, то сложилась ситуация, в которой нет однозначного толкования статуса, перечисленных в Приложении №1 СНиП. СНиП никто не отменял, значит они являются действующими документами добровольного применения, одновременно имеющие обязательные аналоги в виде Сводов правил (СП). Прошу определить и разъяснить статус СНиП, перечисленных в Приложении № 41 к настоящему письму: действуют или не действуют, заменяют ли СП эти СНиП, возможно ли применение СНиП и в каких случаях после 01.07.2015г.

Заместитель генерального директора
ЗАО Нанософт
Захлестин С.Ю.

Приложение №1. Список СНиПов и СП.

СНиП и Своды правил

1СНиП II-7-81*Строительство в сейсмических районахСП 14.13330.2014Строительство в сейсмических районах
2СНиП II-22-81*Каменные и армокаменные конструкцииСП 15.13330.2012Каменные и армокаменные конструкции
3СНиП II-23-81*Стальные конструкцииСП 16.13330.2011Стальные конструкции
4СНиП II-26-76КровлиСП 17.13330.2011Кровли
5СНиП II-89-80*Генеральные планы промышленных предприятийСП 18.13330.2010Генеральные планы промышленных предприятий
6СНиП II-97-76Генеральные планы сельскохозяйственных предприятийСП 19.13330.2011Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий
7СНиП 2.01.07-85*Нагрузки и воздействияСП 20.13330.2011Нагрузки и воздействия
8СНиП 2.01.09-91Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтахСП 21.13330.2012Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах
9СНиП 2.02.01-83*Основания зданий и сооруженийСП 22.13330.2011Основания зданий и сооружений
10СНиП 2.02.02-85*Основания гидротехнических сооруженийСП 23.13330.2011Основания гидротехнических сооружений
11СНиП 2.02.03-85Свайные фундаментыСП 24.13330.2011Свайные фундаменты
12СНиП 2.02.04-88Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтахСП 25.13330.2012Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах
13СНиП 2.02.05-87Фундаменты машин с динамическими нагрузкамиСП 26.13330.2012Фундаменты машин с динамическими нагрузками
14СНиП 2.03.11-85Защита строительных конструкций от коррозииСП 28.13330.2012Защита строительных конструкций от коррозии
15СНиП 2.03.13-88ПолыСП 29.13330.2011Полы
16СНиП 2.04.01-85*Внутренний водопровод и канализация зданийСП 30.13330.2012Внутренний водопровод и канализация зданий
17СНиП 2.04.02-84*Водоснабжение. Наружные сети и сооруженияСП 31.13330.2012Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
18СНиП 2.04.03-85Канализация. Наружные сети и сооруженияСП 32.13330.2012Канализация. Наружные сети и сооружения
19СНиП 2.04.12-86Расчет на прочность стальных трубопроводовСП 33.13330.2012Расчет на прочность стальных трубопроводов
20СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дорогиСП 34.13330.2012Автомобильные дороги
21СНиП 2.05.03-84*Мосты и трубыСП 35.13330.2011Мосты и трубы
22СНиП 2.05.06-85*Магистральные трубопроводыСП 36.13330.2012Магистральные трубопроводы
23СНиП 2.05.07-91*Промышленный транспортСП 37.13330.2012Промышленный транспорт
24СНиП 2.06.04-82*Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)СП 38.13330.2012Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)
25СНиП 2.06.05-84Плотины из грунтовых материаловСП 39.13330.2012Плотины из грунтовых материалов
26СНиП 2.06.06-85Плотины бетонные и железобетонныеСП 40.13330.2012Плотины бетонные и железобетонные
27СНиП 2.06.08-87Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооруженийСП 41.13330.2012Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
28СНиП 2.07.01-89*Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселенийСП 42.13330.2011Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
29СНиП 2.09.03-85Сооружения промышленных предприятийСП 43.13330.2012Сооружения промышленных предприятий
30СНиП 3.02.01-87Земляные сооружения, основания и фундаментыСП 45.13330.2012Земляные сооружения, основания и фундаменты
31СНиП 3.06.04-91Мосты и трубыСП 46.13330.2012Мосты и трубы
32СНиП 11-02-96Инженерные изыскания для строительства. Основные положенияСП 47.13330.2012Инженерные изыскания для строительства. Основные положения
33СНиП 23.02.2003Тепловая защита зданийСП 50.13330.2012Тепловая защита зданий
34СНиП 23-03-2003Защита от шумаСП 51.13330.2011Защита от шума
35СНиП 23-05-95*Естественное и искусственное освещениеСП 52.13330.2011Естественное и искусственное освещение
36СНиП 31-01-2003Здания жилые многоквартирныеСП 54.13330.2011Здания жилые многоквартирные
37СНиП 31-03-2001Производственные зданияСП 56.13330.2011Производственные здания
38СНиП 33-01-2003Гидротехнические сооруженияСП 58.13330.2012Гидротехнические сооружения
39СНиП 35-01-2001Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населенияСП 59.13330.2012Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
40СНиП 41-01-2003Отопление, вентиляция и кондиционирование воздухаСП 60.13330.2012Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
41СНиП 41-03-2003Тепловая изоляция оборудования и трубопроводовСП 61.13330.2012Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов
42СНиП 42-01-2012Газораспределительные системыСП 62.13330.2011Газораспределительные системы
43СНиП 52-01-2003Бетонные и железобетонные конструкцииСП 63.13330.2012Бетонные и железобетонные конструкции
44СНиП II-25-80Деревянные конструкцииСП 64.13330.2011Деревянные конструкции
45СНиП 3.03.07-87Несущие и ограждающие конструкцииСП 70.13330.2012Несущие и ограждающие конструкции
46СНиП 3.06.03-85Автомобильные дорогиСП 78.13330.2012Автомобильные дороги
47СНиП 3.06.07-86Мосты и трубыСП 79.13330.2012Мосты и трубы
48СНиП III-42-80*Магистральные трубопроводыСП 86.13330.2014Магистральные трубопроводы
49СНиП II-11-77*Защитные сооружения гражданской обороныСП 88.13330.2014Защитные сооружения гражданской обороны
50СНиП II-35-76Котельные установкиСП 89.13330.2012Котельные установки
51СНиП II-58-75Электростанции тепловыеСП 90.13330.2012Электростанции тепловые
52СНиП II-94-80Подземные горные выработкиСП 91.13330.2012Подземные горные выработки
53СНиП II-108-78Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растенийСП 92.13330.2012Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений
54СНиП 2.05.09-90Трамвайные и троллейбусные линииСП 98.13330.2012Трамвайные и троллейбусные линии
55СНиП 2.06.07-87Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооруженияСП 101.13330.2012Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения
56СНиП 2.06.09-84Туннели гидротехническиеСП 102.13330.2012Туннели гидротехнические
57СНиП 2.06.14-85Защита горных выработок от подземных и поверхностных водСП 103.13330.2012Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод
58СНиП 2.10.02-84Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукцииСП 105.13330.2012Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
59СНиП 2.10.03-84Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещенияСП 106.13330.2012Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения
60СНиП 2.10.04-85Теплицы и парникиСП 107.13330.2012Теплицы и парники
61СНиП 2.10.05-85Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зернаСП 108.13330.2012Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна
62СНиП 2.11.02-87ХолодильникиСП 109.13330.2012Холодильники
63СНиП 21-02-99*Стоянки автомобилейСП 113.13330.2012Стоянки автомобилей
64СНиП 22-02-2003Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положенияСП 116.13330.2012Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения
65СНиП 31-06-2009Общественные здания и сооруженияСП 118.13330.2012Общественные здания и сооружения
66СНиП 32-01-95Железные дороги колеи 1520 ммСП 119.13330.2012Железные дороги колеи 1520 мм
67СНиП 32-02-2003МетрополитеныСП 120.13330.2012Метрополитены
68СНиП 32-03-96АэродромыСП 121.13330.2012Аэродромы
69СНиП 32-02-99Тоннели железнодорожные и автодорожныеСП 122.13330.2012Тоннели железнодорожные и автодорожные
70СНиП 34-02-99Подземные хранилища газаСП 123.13330.2012Подземные хранилища газа
71СНиП 41-02-2003Тепловые сетиСП 124.13330.2012Тепловые сети
72СНиП 2.05.13-90Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктовСП 125.13330.2012Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов
73СНиП 3.01.03-84Геодезические работы в строительствеСП 126.13330.2012Геодезические работы в строительстве
74СНиП 2.03.06-85Алюминиевые конструкцииСП 128.13330.2012Алюминиевые конструкции
75СНиП 23-01-99*Строительная климатологияСП 131.13330.2012Строительная климатология

Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Письмо от 13.07.2015 г. № 21606-АБ/08

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо ЗАО «Нанософт» от 19 июня 2015 г. № 9 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства н сообщает.

Вместе с тем Федеральным законом № 384-Ф3 установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).

В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов н (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться во основании подтверждении их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, пе противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 1521, и нормам Федерального закона № 384-ФЗ.

Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
А.В. Белюченко

В результате специалисты нашей компании прокомментировали ответ Минстроя РФ.

Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.

Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.

Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни № 1521 и № 365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В другой цитате письма-ответа изложено:

«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.

Логика второй цитаты:

Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.

Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.

В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:

Источник

Ассоциация СРО «Центризыскания»

Главная / Пресс-центр / Отраслевые новости /

Правительство России утвердило перечень обязательных СП и СНиПов – их стало на 2 больше

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства России №985 от 04.07.2020 года об отмене ПП №1521 и утверждении нового перечня обязательных Сводов правил, ГОСТов и Национальных стандартов в строительной отрасли.

в чем разница между сп и снип. Смотреть фото в чем разница между сп и снип. Смотреть картинку в чем разница между сп и снип. Картинка про в чем разница между сп и снип. Фото в чем разница между сп и снип

В постановлении говорится:

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

В новый перечень обязательных строительных норм вошли 78 Сводов правил и национальных стандартов, в прежнем перечне их было 76. Таким образом, количество обязательных документов не сократилось на 30%, как обещал вице-премьер Марат Хуснуллин, а увеличилось на 5%.

В Национальном кровельном союзе отметили, что данное постановление будет иметь положительное влияние на отрасль, поскольку в него вошли обновленные версии ряда Сводов правил, в частности, в области проектирования кровли. До настоящего времени здесь действовали Свод правил 2011 года, обязательный для применения, а также СП от 2017 года – гораздо более современный, но добровольного применения. Однако проектировщики были обязаны использовать СП-2011, что приводило к существенным недостаткам при строительстве объектов. Теперь эта коллизия устранена. Также в СП-2017 стало гораздо меньше обязательных разделов и пунктов по сравнению с СП-2011.

В перечень вошел ряд документов 2016-2019 годов, но большинство документов перешли из прежнего перечня и датируются 2011-2012 годами.

Источник

О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ

Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.

Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.

Резюме

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

По первому доводу

Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.

Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.

Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.

Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.

Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.

По второму доводу

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.

Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.

Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.

Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:

Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.

Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.

В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.

Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.

В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:

127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32

Мы в соцсетях:

© 2008-2021. ООО «Горэкспертиза». Москва. Проведение независимой экспертизы зданий и сооружений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *