ркр адмирал фокин бортовые номера
Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58.
Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта «Грозный» заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне «Северная верфь») 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.
Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.
Ракетный крейсер «Варяг» пр.58 после модернизации, 1981 г. ( Ships of the World. №9 / 1987 by http://navsource.narod.ru/, обработка MilitaryRussia).
Двигательно-энергетическая установка : котлотурбинная двухвальная основная ЭУ.
— 4 х высоконапорных котла КВН 95/64 ипаропроизводительностью до 95 т пара в час при давлении 64 кг/кв.см и температуре 470 град.С
— 2 х ГТЗА ТВ-12 мощностью по 45000 л.с.
— 2 винта фиксированного шага
— 2 х электрических газотурбинных генератора ТД-750 мощностью по 750 кВт
— 2 х электрических дизель-генератора ДГ-500/113 мощностью по 500 кВт
На корабле применяется переменный ток напряжением 380 вольт.
На корабле производилось смешение выхлопных газов с наружным воздухом с помощью специального газовоздушного эжектора, что обеспечивало снижение ИК-сигнатуры корабля. В энергетической установке корабля впервые широко использовалась автоматизация и дистанционное управление из герметизированныйх и звукоизолированных кабин.
ТТХ крейсеров :
пр.58 | |
Экипаж | 339 чел (в т.ч. 27 офицеров) |
Длина | 142.7 м (134 м по кильватерной линии) |
Ширина | 16 м (15,2 м по кильватерной линии) |
Осадка | 5,1 м |
Водоизмещение стандартное | 4340 т |
Водоизмещение полное | 5570 т |
Скорость полного хода | 34.5 уз |
Скорость экономического хода | 14.3 / 18 уз |
Дальность плавания | 4500 миль (скорость 14.3 уз) 3500 миль (скорость 18 уз) 1600 миль (скорость 34 уз) |
Автономность | 10 сут (по запасам провизии) |
Темп стрельбы:
— интервал между пусками 5 сек при пуске 4 ракет в залпе с корабля
— интервал 15 секунд при двухракетном залпе с одной пусковой установки
Статус / хроника: СССР и Россия
Реестр крейсеров пр.58 :
проект | заводской № | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | примечание | |
«Грозный» | пр.58 | 780 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне «Северная верфь») | 23.02.1960 | 26.03.1961 | 30.12.1962 | Зачислен в списки Флота 17.09.1960 г. ЗХИ с 31.05.1962 г. по 03.06.1962 г. на Балтике Северный флот Средний ремонт и модернизация на СРЗ «Севморзавод» (г.Севастополь) с 19.07.1976 г. по 25.02.1982 г. Тихоокеанский флот (с лета 1965 г.) Исключен из боевого состава Флота и передан ОРВИ для утилизации 30.06.1993 г. |
«Адмирал Головко» («Доблестный» до 18.12.1962 г.) | пр.58 | 782 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне «Северная верфь») | 20.04.1961 | 18.06.1962 (18.07.1962 по данным Широкорада) | 30.12.1964 | Зачислен в списки Флота 27.12.1960 г. Северный флот Средний ремонт и модернизация на СРЗ «Севморзавод» (г.Севастополь) с 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г. 13.11.2002 г. корабль исключен из списков Флота и передан для утилизации ОРВИ. Утилизирован в Инкермане в 2003-2004 г.г. |
«Варяг» («Сообразительный» до 31.10.1962 г.) | пр.58 | 783 | ССЗ им.А.А. Жданова (г.Ленинград, ныне «Северная верфь») | 13.10.1961 | 07.04.1963 | 20.07.1965 (20.08.1965 по данным Широкорада) | Зачислен в списки Флота 05.08.1961 г. Средний ремонт и модернизация на СРЗ «Дальзовод» (г.Владивосток) с 1975 г. по 1981 г. Исключен из боевого состава Флота и передан ОРВИ для утилизации 19.04.1990 г. |
Бортовые номера крейсеров пр.58 (основной источник, пополняется)
Год | «Грозный» | «Адмирал Фокин» | «Адмирал Головко» | «Варяг» |
1962 г. | 898 | |||
1963 г. | ||||
1964 г. | 336 | |||
1965 г. | 239 | 343, 280 | ||
1966 г. | 176 | 621 | ||
1967 г. | 261, 843, 846, 841 | 810 | 822 | |
1968 г. | 641, 823 | 853 | 835 | |
1969 г. | 854, 943, 859 | 831 | 852 | |
1970 г. | 830 | |||
1971 г. | 841 | 835 | ||
1972 г. | 835 | |||
1973 г. | 851, 847 | |||
1974 г. | 836 | |||
1975 г. | 855, 856 | 857, 851 | ||
1976 г. | 822 | 015 | ||
1977 г. | 019 | |||
1978 г. | 179 | 019, 845 | ||
1979 г. | 847, 121 | |||
1980 г. | 845 | |||
1981 г. | 147 | 120 | 118 | 049, 047 |
1982 г. | 107 | 844, 841 | ||
1983 г. | 121 | |||
1984 г. | 155, 179 | 110 | ||
1985 г. | 121 | 841 | 043 | |
1986 г. | 178 | |||
1987 г. | 022 | 012 | ||
1988 г. | 145 | |||
1989 г. | 012 | |||
1990 г. | 017 | 105 | 032 | |
1991 г. | 152 | |||
1992 г. | ||||
1993 г. | ||||
1994 г. | 118 (этот год и позже) | |||
Не опознан | 810, 858, 860, 170 | 849, 854, 859, 130, 170, 485 | 641, 821, 079 |
Источники:
Апальков Ю.В. Ударные корабли. М., Моркнига, 2010 г.
Доценко В.Д., История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2., М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г. П., Илларионов Г.Ю. Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.
Широкорад А.Б. Ракетный крейсер «Грозный». М., 1996 г.
Ракетные крейсера типа «Грозный» проекта 58
4 ед. Заказано |
4 ед. Построено |
1960-1965 гг. Годы постройки |
1964-2002 гг. Годы службы |
Завод имени А. А. Жданова, г. Ленинград Место строительства |
339 чел. Общая численность |
27 чел. Офицеры |
29 чел. Мичманы |
283 чел. Матросы |
Содержание
Общие сведения
История создания
Предпосылки к созданию
Проектирование
В конце 1956 года были утверждены тактико-технические требования на разработку эсминца с управляемыми ракетными комплексами и его основного вооружения: зенитно-ракетного комплекса и противокорабельного ракетного комплекса. В марте 1958 г. был готов технический проект эсминца, получившего шифр «проект 58».
Постройка и испытания
Серия из 4 кораблей (первоначально классифицированных как эсминцы) строилась на заводе имени А. А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде.
22 июля 1962 года первый корабль проекта 58 «Грозный» произвел успешные ракетные стрельбы в присутствии Н. С. Хрущёва. 4 ноября 1962 года приняли решение о переклассификации этих кораблей в ракетные крейсера. Это отразилось и в названиях: 3 находящиеся в достройке корабля вместо традиционных для эсминцев названий-прилагательных («Стерегущий» «Доблестный» и «Сообразительный») получили имена «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг».
Описание конструкции
Корпус
Корпус крейсера выполнялся сварным из низколегированной стали марки СХЛ-4 и формировался из объёмных секций. Для компенсации изгибающих нагрузок при штормовых условиях предусматривалось верхний стрингерный угольник борта, средние пазы верхней палубы в районах вырезов, а также крепление скуловых килей и листов надстроек из сплава АМГ к стальным конструкциям выполнять на заклёпках. Носовые обводы исполнялись с небольшим развалом шпангоутов. Корабль имел заметный наклон форштевня, протяжённый полубак со значительной седловатостью в носовой части. Две башнеподобные мачты и три отдельно расположенные надстройки с двумя дымовыми трубами придавали крейсеру характерный и легко узнаваемый силуэт.
Все главные и вспомогательные механизмы монтировались внутри корпуса корабля на фундаментах и основаниях с использованием амортизации, что уменьшало шум внутри отсеков и существенно снижало акустические поля вокруг корабля. Было учтено возможное применение противником ядерного оружия: обводы корпуса, надстроек и башнеподобных мачт увеличивали стойкость к ударной волне, а отсутствие в корпусе иллюминаторов упрощало возможную дезактивацию крейсера. Наличие активных успокоителей качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловых килей улучшало управляемость и боевые возможности в штормовых условиях.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков и сохранялась при затоплении трех любых смежных отсеков, разделённых главными водонепроницаемыми переборками.
Энергетическая установка и ходовые качества
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) ТВ-12 автономный, многоступенчатый, высокооборотный, активного типа с рабочим давлением пара в 64 кг/см 2 и мощностью в 45 000 л.с. Агрегат состоял из одной турбины высокого давления и двух турбин низкого давления и имел двухкорпусную компоновку. Турбины, в свою очередь, делились на предназначенные для переднего и заднего хода со ступенями крейсерского и экономического ходов. Главная зубчатая одноступенчатая передача суммировала и передавала крутящий момент от турбин на валопровод, обеспечивая частоту вращения гребного вала на полном ходу в 300 об/мин. Дублированные вспомогательные механизмы ГТЗА (циркуляционные, конденсатные и масляные насосы) приводились в движение от турбинных приводов. Основные трубопроводы также дублировались, что обеспечивало гибкость эксплуатации и высокую живучесть установки.
Крейсер мог пройти около 3500 миль при экономической скорости хода в 18 узлов или 4500 миль при скорости хода 15 узлов.
Экипаж и обитаемость
Утверждённым штатом предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и главстаршин и 283 матроса и старшины срочной службы. Обитаемость для личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена за счет выделения (впервые на советских кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 от общего числа старшин и матросов одновременно. В столовой, кроме принятия пищи, проводились культурно-массовые мероприятия — показ кинофильмов, лекции, собрания и так далее. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт.
В первом ярусе носовой надстройки размещались коридор офицеров, салон и спальня командира корабля, апартаменты командира соединения или эскадры, каюты старших офицеров корабля (замполита, старпома, командира БЧ-5), строевая канцелярия.
В третьем ярусе носовой надстройки и во втором ярусе фок-мачты были выполнены ходовая и сигнальная рубки, а также ходовой мостик.
В первом ярусе средней надстройки располагались камбуз, картофелечистка и разделочная.
Во втором ярусе грот-мачты были устроены запасной КП и боковые открытые площадки для сигнальщиков и вахтенных офицеров.
В корпусе размещался комплекс главного командного пункта (ГКП) и все боевые посты, а проходы к ним обеспечивались без выхода на верхнюю палубу для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит.
Система противоатомной и химической защиты, обеспечивала полную герметизацию помещений при ведении боя в течении трёх часов, используя системы фильтровентиляции и орошения надстроек и палуб.
Жилые помещения команды (матросов и старшин) размещались на верхней и нижней палубах, где в кубриках находились стационарные койки, расположенные в несколько ярусов. Личные вещи и обмундирование команды хранились в ящиках — рундуках. Столовая команды была устроена на верхней палубе под полубаком в средней части корабля. Офицеры располагались в каютах на верхней (под полубаком) и нижней палубах в носовой части корабля, а мичмана и старшины сверхсрочной службы в каютах на нижней палубе кормовой части. Офицеры, мичманы и старшины сверхсрочной службы питались в двух кают-компаниях. Кают-компания офицеров размещалась по правому борту, в носовой части, на верхней палубе, а кают-компания мичманов и старшин сверхсрочной службы — по левому борту, в кормовой части, нижней (жилой) палубы. Для хранения запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной рядом с помещением рефрижераторной машины. На крейсере были оборудованы баня, душевые, прачечная, гладильная, парикмахерские, умывальные и гальюны. Медицинский блок состоял из лазарета, изолятора и амбулатории. Обогрев помещений обеспечивался за счёт калориферного отопления.
Вооружение
Главный ракетный комплекс
Главный ударный комплекс крейсеров проекта 58 был представлен крылатыми ракетами П-35. Для из запуска служили 2 стабилизированных, наводящихся в двух плоскостях пусковых установки (ПУ) контейнерного типа СМ-70. Счетверённые ПУ были расположены в диаметральной плоскости по носу и корме крейсеров. Боекомплект включал в себя 16 крылатых ракет П-35, размещённых в контейнерах ПУ и в 4 ракетных погребах по 2 ракеты в каждом погребе. При перезарядке ракет в условиях похода ПУ поворачивалась на линию заряжания и ракета по рельсовой направляющей ручным способом поступала в соответствующий контейнер ПУ, после чего ПУ поворачивалась на линию заряжания за следующей ракетой.
Электрический силовой привод (ЭСП) обеспечивал дистанционное горизонтальное и вертикальное наведение пусковой установки. Угол вертикального наведения при пусках ракет составлял +25°, а угол горизонтального наведения — 120°. Управление установками выполнялось с помощью системы управления «Бином». Методы наведения крылатых ракет П-35 на цели — телеуправляемый или автономный. Крылатая ракета П-35 имела нормальную самолётную аэродинамическую схему с нижним расположением воздухозаборника маршевого двигателя под фюзеляжем, верхним расположением стреловидного крыла, цельноповоротным горизонтальным оперением, смещённым к низу хвостовой части корпуса и нижерасположенным вертикальным оперением с рулём направления. Крыло складывалось при размещении в контейнере пусковой установки и автоматически раскрывалось после старта при помощи мощного гидравлического автомата АРК-5. Старт осуществлялся при помощи двух твёрдотопливных ускорителей общей тягой 36,6 тонны. После сброса ускорителей (через 2 секунды) включался маршевый турбореактивный двигатель. Ракета П-35 имела фугасно-кумулятивную БЧ весом 800 кг при массе самой ракеты 4,5 тонны. При необходимости ракета могла оснащаться ядерной боеголовкой мощностью 350 кТ.
Универсальное и зенитное вооружение
Основу ПВО крейсеров проекта 58 составлял зенитно-ракетный комплекс М-1 «Волна».
Универсальная артиллерия крейсеров представлена двумя 76,2-мм спаренными установками АК-726.
Как дань традиции, на крейсерах были установлены по два 45-мм салютных полуавтомата 21-К.
4 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М с длиной ствола в 54 калибра были размещены попарно и побортно на банкетах у первой дымовой трубы.
Минно-торпедное вооружение
Торпеда 53-56 самонаводящаяся, прямоходная, кислородно-поршневая, с прибором маневрирования, трёхрежимная (имелась возможность установки режима дальности действия 4 км, 8 км или 13 км). Вес БЧ торпеды составлял 400 кг при весе самой торпеды в 1,9 тонны, а неконтактный взрыватель оптического типа НВ-57 обеспечивал подрыв боевого заряда на расстоянии 3-5 метров от днища. Скорость хода торпеды доходила до 50 узлов (при стрельбе на 4 км), 40 узлов (8 км) и 35 узлов (13 км). Боезапас включал в себя 6 торпед в ТА.
Торпеда СЭТ-53 электрическая, противолодочная, самонаводящаяся в двух плоскостях. Система наведения пассивная, реагировала на шумы подводных лодок, имеющих скорость хода не менее 9 узлов. Вес БЧ торпеды составлял 287 кг при весе самой торпеды в 1,47 тонны, а скорость хода доходила до 23 узлов при дальности действия 8 км и глубине погружения от 20 до 200 метров. Головка самонаведения могла обнаруживать цель в пределах до 60° в каждую сторону от продольной оси торпеды, а радиус самонаведения достигал 600 метров. Боезапас включал 6 торпед в ТА.
Для защиты от акустических торпед и мин предназначалось 2 быстроходных акустических охранителя (БОКА). Их использование предусматривалось на скоростях 10. 30 узлов при волнении моря до 7 баллов.
Авиационное вооружение
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Унифицированная система радиосвязи «Победа-2» обеспечивала беспоисковую и бесподстроечную связь корреспондентов и состояла из: передатчиков Р-641Д «Искра-Д», Р-642Д, Р-644Д «Черешня-Д», Р-645Д, Р-646; приёмников Р-670М «Русалка-М», Р-671М «Гиацинт-М», Р-674М «Берилл-М», Р-675Н «Оникс-Н», Р-678Н «Брусника-Н»; из радиостанций Р-609М «Акация-М». Аппаратура системы была смонтирована в приемном и передающем радиоцентрах.
Навигационная РЛС «Дон» сантиметрового (3-см) диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер, начиная с 25 км, и до воздушной цели от 50 км. Антенный пост РЛС размещался на площадке фок-мачты. Станция была принята на вооружение в 1957 году.
Радиопеленгатор «Визир-1» предназначался для определения места по радиомаякам в тёмное время суток и при плохой видимости. Антенна (рамка) радиопеленгатора размещалась на мачте. Пеленгатор работал в диапазоне длинных и средних волн.
Эхолот «НЭЛ-3» (электроакустический, рабочая частота 21,3 кГц) служил навигационным прибором для измерения глубины под килем корабля. Потребляемая эхолотом мощность составляла 0,2 кВт, потребляемый ток — 1,5 А при напряжении питания в 220 В. НЭЛ-3 мог измерять глубину под килем в диапазоне от 0 до 150 метров с точностью измерения до 100 метров — 4 % и более 100 метров — 2 % при скорости хода до 15 узлов и крене до 15°. Общий вес установки составлял 100 кг.
Система опознавания «свой-чужой» «Нихром» включала в себя два комплекта запросчиков «Никель» и ответчиков «Хром», которые сопрягались с двумя РЛС МР-300 «Ангара». Аппаратура «Нихром» позволяла проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам.
РЛС радиотехнической разведки (РТР) МРП-11-12 «Залив» сантиметрового диапазона волн предназначалась для обнаружения работы РЛС противника. Станция имела дальность обнаружения РЛС противника до 30 км с непрерывным временем действия — 48 часов. Время подготовки станции к работе составляло 30 секунд.
РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Краб-11» и «Краб-12», сантиметрового диапазона волн служила для создания шумовых помех в целях активного противодействия РЛС противника.
ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» была принята на вооружение в 1960 году и обеспечивала опознавание подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.
ГАС ГС-572 «Геркулес-2» кругового и шагового поиска с выдвижной подкильной антенной предназначалась для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбомётному оружию. Антенна станции в выдвижном подкильном обтекателе могла подниматься и опускаться с помощью электромеханического привода или вручную. ГАС имела максимально возможную энергетическую дальность обнаружения подводных лодок при нормальных гидрологических условиях (по проекту) до 7 км, торпед и якорных мин до 2 км, а в глубину до 300 метров. Реально она могла обнаруживать подводную лодку идущую в подводном положении со скоростью 4-5 узлов на дистанции до 1 км при скорости хода самого корабля в 15 узлов.
Гирокомпас типа «Курс-4» двухроторный с чувствительным элементом в виде плавающей гиросферы был разработан на основе конструкции гирокомпаса «Новый Аншютц», созданного в Германии в 1926 году. Гирокомпас имел выключатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности и самосинхронизирующиеся принимающие периферийные приборы, что не требовало систематического контроля их согласованности с основным компасом. Время готовности после запуска (время прихода в меридиан) составляло 4-6 часов. Показания гирокомпаса поступали на репитеры. Последние располагались в различных боевых постах и после их включения и согласования с гирокомпасом показывали курс корабля.
Спасательные и плавсредства крейсера состояли из командирского катера, рабочего катера, шестивесельного яла, 10 жёстких 18-местных спасательных плотов (СПС-18) и спасательных кругов. Катера размещались на рострах средней надстройки по бокам второй дымовой трубы.
Модернизации и переоборудования
Корпус крейсера также подвергся переделкам. Значительно изменилась конфигурация носовой надстройки в связи с установкой 4 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М (по две с каждого борта) и 2 РЛС управления их стрельбой. В районе между мачтами, на палубе полубака, была создана новая небольшая надстройка для размещения системы дальней связи. На ней же расположили две 45-мм салютные пушки, ранее стоявшие на рострах у грот-мачты. На прежнем месте салютных пушек были смонтированы закрытые помещения для размещения аппаратуры системы приёма данных и целеуказания от вертолётов и самолётов «Успех-У», которая использовалась для радиолокационного наведения корабельных крылатых ракет 3М44 «Прогресс». По этому проекту были модернизированы крейсера «Грозный», «Адмирал Головко» и «Варяг».
История службы построенных кораблей
«Адмирал Фокин» вступил встрой 28.1 2.1964 г. и летом 1965 г. после перехода по Севморпути из Североморска во Владивосток вошел в состав ТОФ. 30.6.1993 г. был разоружён, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.
«Адмирал Головко» вступил в строй 30.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в состав СФ. 22.3.1968г. перечислен в состав КЧФ. В период с 4.6.1982 г. по 1.3.1989 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. Служил в составе Черноморского флота вплоть до 2002 года.
«Варяг» вступил в строй 20.8.1965 г. и 23.9.1965г. был включен в состав КТОФ. 19.4.1990 г. разоружён, исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21.5.1991 г. расформирован.
Общая оценка проекта
Первые ракетные крейсера советского ВМФ отличались огромной ударной мощью при малом водоизмещении и полном отсутствии броневой защиты. Ко времени постройки это были вполне современные корабли, но ввиду быстрого совершенствования вооружений их ПВО и ударные комплексы уже не обеспечивали противостояния более новым кораблям и авиации вероятного противника. Частично это было исправлено модернизацией кораблей.