в чем разница между правдой и истиной
В чем разница между правдой и истиной
Понимание правды и истины относят к философским вопросам, что связано с рассуждениями о жизни человека. Стремление человека к познанию окружающего мира, взаимоотношений, возможностей влияния сформировало эти понятия как отражающие некие конечные точки таких стремлений. В этих двух словах есть много общего и много различий.
Правда. Один взгляд на мир
Рождение правды продиктовано субъективным познанием каждого человека какого-либо события, ситуации, окружающего мира и является действительностью. Правда необходима людям как особое знание, способное понять, защитить, объяснить ситуацию. Желание этого нравственного ориентира для человека, как поиск контрольной точки, по которой можно сверить правильность направления пути.
Человек дорожит правдой как действительностью, она позволяет ему соответствовать нравственным критериям общества, формировать мнения, суждения относительно правды.
Действительность важна в различных сферах жизни человека:
Правда лишь часть объективной реальности, часть истины. Проблема проявляется в том, что при субъективном видении человек не может иметь общее представление о ситуации или о предмете, именно поэтому правда относительна.
Относительность иногда играет злую шутку с человеком. Из 100 человек знающих правду, каждый прав и каждый неправ одновременно. По этой причине между людьми часто рождаются споры, в силу субъективности позиции.
По мере расширения границ при глубоком изучении правды, она может перейти в разряд истины, которая имеет статус всеобъемлющей.
Истина. Взгляд человечества на мир
В общечеловеческом понимании истина имеет глобальный масштаб и несет в себе объективность. Истину невозможно отрицать, это общая форма знаний, которая присутствует в религии, науке, миропонимании и к ней обращаются как к самой последней инстанции.
Истину можно узнать только собрав все части правды. В определенном смысле ее можно считать идеалом, как окончательное видение ситуации в определенной точке времени. Движение времени, новые знания могут изменить идеал представив его в новой трактовке.
Глубоко понимая появление истины на Земле, можно рассудить, что она лишь та часть видимого, что доступна человечеству. Поиски истины для многих ученых, писателей и просто людей становятся делом жизни, связаны с желанием увидеть мир многогранным и идеально понятным. Стремление к идеалу присутствует в разных областях жизни человека:
Отличие правды от истины в обществе
Правда по своему определению ближе к человеку, к его жизни, к его устоям и традициям. В том время как Истина возвышается над человеком, объясняя события вне жизни человека. Истина принадлежит всему человечеству, а правда принадлежит группе людей или одному человеку.
Правда всегда понятнее для обычного человека, чем нечто отстраненное. Человек сам формирует правду, это его детище, которое он любит и защищает. Объективность для человека сложная нагрузка, ведь она сформировалась, минуя личный идеал и не так близка и понятна.
Правда содержит в себе ту часть истины, которую в определенный момент времени видит человек. Человек не в состоянии увидеть ситуацию в целом. Объективность предстанет перед человеком только когда станет не оспоримой обществом.
Действительность формируется из точки зрения одного человека. Объективность формируется из разных точек зрения разных людей в единое общее правило или пониманием.
Слово правда часто употребляется в поговорках, сказках и в целом народном фольклоре гораздо чаще, чем слово истина, что также говорит о более близком отношении человека к его ситуации чем к объективности.
Что общего у правды и истины
Правду и истину объединяет одна общая черта — обе они подвержены изменениям в течение времени. Оба этих понятия не вечны в истории. Благодаря движению общества во времени, новым открытиям, утверждениям, устранению ошибок и новым взглядам рождается новая действительность, а вслед за ней по крупицам формируется новая объективность.
Обе позиции могут быть оспорены. Действительность может быть оспорена другим человеком или группой людей, которые имеют другую позицию и другую правду. Истина также может быть оспорена благодаря развитию науки, общества и влиять на изменение объективности могут различные обстоятельства, связанные с ней:
Действительность и объективность каждая в своем формате отражают в полной мере развитие общества, его принципы.
Философия об истине и правде
Понятие истины было введено ещё досократиком Парменидом. Он противопоставил истину мнению, причем критерием истинности считал постоянство мнений. Получалось что истинность решалась у древних греков постоянством мнения большинства.
Ученик Платона Аристотель спустился на землю и поднялся до корреспондентной или «классической теории истины» как соответствия знания реальности. Греческое наследие могло бы развиваться в Римской Империи, но набежали варвары, и чтобы спасти Империю Константин сделал гонимое христианство официальной религией. Империя всё равно развалилась, начались века средние затормозившие эволюцию человечества, возник онтологизм и представление о Боге как истине, поскольку сказано «Я есмь Истина».
Современная философия рассматривает истину с позиций современной теории познания как суждение, которое (по доступным нам строгим критериям (эмпирическим, логическим, требованиям верификации и фальсификации) обладает свойством истинности, достоверности. Проблема истины оказалась пограничной между логикой и философией:
Итак, истинность есть оценочная характеристика нашего суждения, фиксирующая по принятым субъектом познания критериям его соответствие своей предметной области.
Истинность – это свойство знания, а не свойство предмета. Дуб не может быть истиной или ложью, а вот суждение о дубе том может быть как истинным так и ложным. Для краткости мы называем истинное суждение истиной. (отсюда порой и возникает путаница)
Итак,истинность фиксирует свойство отношения наших суждений к внелингвистическим структурам, заданных нашей деятельностью. Мы порой не всегда различая понятия «правда» и «истина» употребляем словосочетание «говори правду» вместо громоздкого «говори суждение, которое обладает свойством быть истинным», мы помним, что знание не может быть истиной или ложью, но оно может быть истинным или ложным.
Ошибочное отождествление истины и реальности происходит в результате гипостазирования абстрактных понятий, что часто допускает обыденное мышление или художественно-образное мышление. Термин «объективная истина» не может означать, что истина существует как материальный предмет. Говоря об «истинном друге», мы понимаем под ним человека, поведение которого соответствует нашему понятию дружбы, но от этого друг не становится истиной, а остаётся человеком.
Объективность истинностных суждений означает, что в нашем знании имеется содержание, не зависящее от нашего желания. Хотим мы того или нет, а Одесса расположена на побережье Черного моря. Но не истина там расположена, а город.
Критерием «истины» (правильнее сказать истинности) знаний является как многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагментов знания. Этот критерий можно представить как поиск оптимального соотношения между знанием и деятельностью, как неустойчивое равновесие между ними. Ситуация похожа на старание серфингиста удержаться на океанской волне.
Стремление к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину, как считал Ленин, поскольку меняется и реальность, и наши представления о ней, и мы сами.
Иногда перечисляют «разновидности истины»: «относительная», «абсолютная». Да, знание относительно и конкретно, потому что его истинность определяется в зависимости от условий, места и времени, а объективно оно потому что не зависит от нашего желания, и в тоже время знание относительно, что означает его постоянную незавершенность, но отнюдь не произвольность.
Относительность знаний объективна и конкретна. Наше знание неполно. Мы совершаем полные, необратимые, законченные действия в условиях принципиально неполного и незаконченного знания. Отсюда непредсказуемость наших индивидуальных жизней и даже путей эволюции общества.
Аспект абсолютности истины понимается в двух смыслах: или это полное знание или это завершенное знание о конкретной завершенной ситуации. Что касается первого, то исчерпывающей информации получить невозможно по законам физики: для полной информации даже об элементарной частице нужна бесконечная энергия. Энгельс был прав, заявив что «Все фабриканты вечных истин были в большей или меньшей степени ослами и шарлатанами. Применять мерку подлинной неизменной, окончательной истины к знаниям, которые по самой природе вещей относительны – значит доказывать лишь свое собственное невежество и непонимание»./Соч.,Т.20. С.90-91/
Для самоуверенных и невежественных «обладателей истины» это больной вопрос. Как заметил академик и недавний директор Института философии РАН А.А. Гусейнов беда в том, что «когда люди говорят об абсолютном (истине, морали, боге) они преисполняются какой-то непонятной и непроницаемой уверенностью что их утверждения обладают абсолютной истинностью по той причине, что они говорят об абсолютной истине» / Журнал «Вопросы философии» 2009, №9. с.7./
Ложь и обман. Различают ложь как добросовестное заблуждение (например, ошибка учёного в исследованиях или школьника в решении задачи) и ложь как умышленный обман. Например, лесть является приятным для адресата обманом с определённой целью. Обманом является и подборка-выборка информации под нужный концепт при умалчивании неудобных фактов в целях заданного концепта. Часто людей обманывают, выдавая ложные или необоснованные посылки за истинные и потом часто их повторяя «а поэтому…». (особенно часто это делают пропагандисты). Коварной разновидностью обмана является полуправда, подборка специально подобранных фактов и цитат в смеси с ложными комментариями и подтекстами. Ложь и обман в их различных дозах и комбинациях используют для манипулирования как личностным так и массовым сознанием.
Есть ли разница между правдой и истиной?
Истина абсолютна, она является более чем объективной.
Правда же, всего лишь точка зрения и понятие субъективное.
Все остальное, практически все, можно оспорить, но это может являться правдой.
Мне почему то сразу хочется сказать что правда это то в чем можно усомнится и по поводу чего можно спорить, ведь у каждого человека она своя.
А вот что касается истины, то наверное это то что нужно принимать и с чем нужно смирится.
Истина это нечто постоянное и незыблемое, на что не может повлиять ни время ни расстояния. Правда это индикатор истины. Она выявляет соответствие истине.
«Истина» не терпит обсуждения. Она есть и все.
Думаю есть. Потому что есть такое выражение или вернее словосочетание как «истинная правда». И поэтому истина дороже и «чище» правды. Потому что ту же правду, каждый говорит и видит со своей колокольни. А истина, она и есть истина. Это как «да» или «нет» и между ними нет «не знаю», «может быть» или скорее всего» и подобных им слов. В истине нет недосказанности и двусмысленности. В ней есть прозрачность.
А вот правду можно сказать с разной степенью эмоциональности. Врач может сказать больному, что он скоро умрет по-разному. Но истина от этого не пострадает.
Она пострадает лишь в том случае, если врач вынесет вердикт о скорой смерти безоговорочно. А он должен быть в курсе, что какой бы тяжелой не была ситуация, стоит оставить надежду человеку, ведь тем самым он поможет ему поверить в себя и протянет руку помощи и надежды на излечение.
Учитель начинал и вел обсуждение, задавая критические вопросы, что побуждало участников анализировать противоположные точки зрения и делать собственные выводы, Сократ при этом им помогал. Семинары, которые ведутся по такой технологии (сейчас на них обсуждаются материалы, изученные студентами заранее) поныне носят название сократические семинары.
Сходство между истиной и правдой. Чем отличается истина от правды: понятие, определение, суть, сходство и отличие
Разница между правдой и истиной
Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет. Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории». Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.
Определение
Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь.
Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.
Сравнение
В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт. Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.
Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда – как божественное начало. Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» – не зря он носил именно такое название. Правда в то время – это результат общения Бога и человека. А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги. Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».
В чем разница между истиной и правдой? Сущность истины
Познавательный процесс сопряжен с тем явлением, когда человек постоянно изучает полученные знания, расценивая их, как полезные, важные, актуальные, значимые, ложные либо истинные.
Сама сущность истины заключена не столь в качественном оценивании знаний, но и для освидетельствования явлений, происходящих в природе.
Как термин гносеологии, истина описывает соотношение знания и реальности, отношение к тому ее участку, который составляет познание.
Знание бывает истинно только в том случае, когда оно идет в соответствии со своим предметом. И в тоже время, истина является тем знанием, которое соответствует своему предмету.
Что есть истина?
Многие философы задавались мыслью — что есть истина и правда, много ли у них различий или общих черт. Истина является объективной по сути, поскольку ее содержание всегда отражает реальную действительность и никак не зависит от мнений или желаний субъекта.
Истинное знание означает то, что существует в реальности, здесь и сейчас. Истина может быть по вкусу или не быть, ее признают либо отвергают, но она, тем не менее, остается истиной, несмотря ни на что.
Истина является результатом процесса человеческой познавательной деятельности, она не существует в оторванном виде, в вакууме. От человека зависит, где и следуя какому направлению он занимается поисками истины.
Все объективные истины в действительности созданы сознанием человека, в меру его понимания тех или иных явлений. Человек не является Богом или Высшим Разумом, поэтому реальность истины такова, насколько она соответствует человеческому пониманию процесса.
Овладеть истиной означает составить субъективное и объективное познания о свойствах предмета, а также осмысление возможностей его применения.
Именно по этой причине объективная истина неразрывно связана с субъективными характеристиками ее человеческого объяснения и осмысления.
Что такое правда?
Понятие «правда», согласно словарному определению, озвученному Далем, звучит так: «истина на деле, истина во благе, правосудие, справедливость». Правда воспринимается, в этом случае, в качестве ценностной субъективной истины.
Правда означает информацию, желающую восприниматься как нечто достоверное, антонимом слова является такое понятие, как «ложь».
Истина является той единственно правильной информацией, которая абсолютно точно отражает реальное положение вещей.
Всякая истина одновременно бывает и относительной, и абсолютной. Потребность в различении данных понятий а идет с той позиции, что настоящее, истинное познание всегда идет в соответствии со своим предметом, но с разной долей полноты и точности.
Смотрите также:
Классные советы в статье «Как украсить комод?» здесь.
Абсолютная истина означает познание полное и уточненное, относительная – не достаточно полное, имеющее относительно точные познания о сути предмета и его явлениях.
Итак, в чем же выражается пресловутая разница между правдой и истиной?
В чем разница между правдой и истиной
Понимание правды и истины относят к философским вопросам, что связано с рассуждениями о жизни человека. Стремление человека к познанию окружающего мира, взаимоотношений, возможностей влияния сформировало эти понятия как отражающие некие конечные точки таких стремлений. В этих двух словах есть много общего и много различий.
Правда. Один взгляд на мир
Рождение правды продиктовано субъективным познанием каждого человека какого-либо события, ситуации, окружающего мира и является действительностью. Правда необходима людям как особое знание, способное понять, защитить, объяснить ситуацию. Желание этого нравственного ориентира для человека, как поиск контрольной точки, по которой можно сверить правильность направления пути.
Человек дорожит правдой как действительностью, она позволяет ему соответствовать нравственным критериям общества, формировать мнения, суждения относительно правды.
Действительность важна в различных сферах жизни человека:
Правда лишь часть объективной реальности, часть истины. Проблема проявляется в том, что при субъективном видении человек не может иметь общее представление о ситуации или о предмете, именно поэтому правда относительна.
Относительность иногда играет злую шутку с человеком. Из 100 человек знающих правду, каждый прав и каждый неправ одновременно. По этой причине между людьми часто рождаются споры, в силу субъективности позиции.
По мере расширения границ при глубоком изучении правды, она может перейти в разряд истины, которая имеет статус всеобъемлющей.
Истина. Взгляд человечества на мир
В общечеловеческом понимании истина имеет глобальный масштаб и несет в себе объективность. Истину невозможно отрицать, это общая форма знаний, которая присутствует в религии, науке, миропонимании и к ней обращаются как к самой последней инстанции.
Истину можно узнать только собрав все части правды. В определенном смысле ее можно считать идеалом, как окончательное видение ситуации в определенной точке времени. Движение времени, новые знания могут изменить идеал представив его в новой трактовке.
Глубоко понимая появление истины на Земле, можно рассудить, что она лишь та часть видимого, что доступна человечеству. Поиски истины для многих ученых, писателей и просто людей становятся делом жизни, связаны с желанием увидеть мир многогранным и идеально понятным. Стремление к идеалу присутствует в разных областях жизни человека:
Отличие правды от истины в обществе
Правда по своему определению ближе к человеку, к его жизни, к его устоям и традициям. В том время как Истина возвышается над человеком, объясняя события вне жизни человека. Истина принадлежит всему человечеству, а правда принадлежит группе людей или одному человеку.
Правда всегда понятнее для обычного человека, чем нечто отстраненное. Человек сам формирует правду, это его детище, которое он любит и защищает. Объективность для человека сложная нагрузка, ведь она сформировалась, минуя личный идеал и не так близка и понятна.
Правда содержит в себе ту часть истины, которую в определенный момент времени видит человек. Человек не в состоянии увидеть ситуацию в целом. Объективность предстанет перед человеком только когда станет не оспоримой обществом.
Действительность формируется из точки зрения одного человека. Объективность формируется из разных точек зрения разных людей в единое общее правило или пониманием.
Слово правда часто употребляется в поговорках, сказках и в целом народном фольклоре гораздо чаще, чем слово истина, что также говорит о более близком отношении человека к его ситуации чем к объективности.
Что общего у правды и истины
Правду и истину объединяет одна общая черта — обе они подвержены изменениям в течение времени. Оба этих понятия не вечны в истории. Благодаря движению общества во времени, новым открытиям, утверждениям, устранению ошибок и новым взглядам рождается новая действительность, а вслед за ней по крупицам формируется новая объективность.
Обе позиции могут быть оспорены. Действительность может быть оспорена другим человеком или группой людей, которые имеют другую позицию и другую правду. Истина также может быть оспорена благодаря развитию науки, общества и влиять на изменение объективности могут различные обстоятельства, связанные с ней:
Действительность и объективность каждая в своем формате отражают в полной мере развитие общества, его принципы.
В чем разница между правдой и истиной
Отличить правду от лжи – это не так уж и просто, особенно если допустить, что критерии истины не являются абсолютными. Но в чем же тогда цель познания, если единственно верного ответа все равно не существует? Или все-таки критерии истины позволяют определить, соответствует ли представление об объекте действительности? И есть ли разница между такими понятиями, как правда и истина?
Критерии истины в философии
На протяжении всей своей истории существования, человечество стремилось выработать систему, с помощью которой можно было бы выявить заблуждения и ложь. Многие мыслители всю свою жизнь посвятили тому, чтобы выработать единые критерии истины. Для того чтобы назвать заблуждением мысль о том, что Солнце вращает вокруг Земли, нужно ориентироваться на следующие факторы:
Некоторые ученые придерживаются идеи, что критерии истины – это также и здравый смысл, и логическая последовательность, и очевидность. А в современном научном познании единственным способом определения правильности теории является практический эксперимент, который считается доказательством истинности предположения того или иного исследователя.
Правда и ложь – две стороны одной медали?
Виды объективной истины
1) Абсолютная истина – единственно правильное и неизменное представление об окружающей действительности. Именно она является главной целью человеческого познания.
Но, к сожалению, ограниченность человеческого разума не позволяет ее достичь. В религии, например, абсолютная истина – это Бог. А человек должен всю свою жизнь посвятить служению ему, чтобы познать этот Абсолют.
В тоже время утверждение, что абсолютной истины не существует, является, по меньшей мере, нелогичным!
2) Относительная истина – приближенное представление о реальном положении дел, которое может изменяться с течением времени. Правда как раз и является синонимом этого понятия. А разве поспоришь с тем фактом, что любое знание явлется относительным?
В чем разница между истиной и правдой? сущность истины
Знание бывает истинно только в том случае, когда оно идет в соответствии со своим предметом. И в тоже время, истина является тем знанием, которое соответствует своему предмету.
Что есть истина?
Многие философы задавались мыслью — что есть истина и правда, много ли у них различий или общих черт. Истина является объективной по сути, поскольку ее содержание всегда отражает реальную действительность и никак не зависит от мнений или желаний субъекта.
Истинное знание означает то, что существует в реальности, здесь и сейчас. Истина может быть по вкусу или не быть, ее признают либо отвергают, но она, тем не менее, остается истиной, несмотря ни на что.
Истина является результатом процесса человеческой познавательной деятельности, она не существует в оторванном виде, в вакууме. От человека зависит, где и следуя какому направлению он занимается поисками истины.
Все объективные истины в действительности созданы сознанием человека, в меру его понимания тех или иных явлений. Человек не является Богом или Высшим Разумом, поэтому реальность истины такова, насколько она соответствует человеческому пониманию процесса.
Что такое правда?
Понятие «правда», согласно словарному определению, озвученному Далем, звучит так: «истина на деле, истина во благе, правосудие, справедливость». Правда воспринимается, в этом случае, в качестве ценностной субъективной истины.
Правда означает информацию, желающую восприниматься как нечто достоверное, антонимом слова является такое понятие, как «ложь».
Истина является той единственно правильной информацией, которая абсолютно точно отражает реальное положение вещей.
Всякая истина одновременно бывает и относительной, и абсолютной. Потребность в различении данных понятий а идет с той позиции, что настоящее, истинное познание всегда идет в соответствии со своим предметом, но с разной долей полноты и точности.
Факт и правда 2019
Факт против правды
Какая разница между фактом и правдой? Ну, если вы посмотрите на большинство словарей, вы будете удивлены, обнаружив, что эти два слова на самом деле очень близки с точки зрения их определений. Это связано с тем, что эти два термина очень взаимосвязаны. Вот почему вы действительно не можете обвинять людей в том, что они признают как похожие термины.
Факт — это в основном то, что существует или присутствует в действительности. Следовательно, это вещи, которые можно увидеть визуально, и это то, что действительно можно проверить.
Факты скорее объективные, чем субъективные. Это не просто то, что вы верите, но скорее это более или менее то, что можно наблюдать эмпирически или чувствами.
Итак, факты можно видеть и слышать, а также проверять другими чувствами.
Истину можно описать как истинное состояние определенного вопроса, может быть, это человек, место, вещь или событие. Это то, во что человек верит. Если он считает, что что-то верно, то это правда.
Он также отвечает на вопросы о том, что происходит на самом деле. В техническом смысле факты могут отвечать на определенные «почему» вопросы, такие как «где» или «когда» и даже «как», в то время как истина отвечает на вопрос «почему».
Вопрос о том, «как» и даже «что», как говорят, несет ответственность любой из двух.
С точки зрения постоянства, факт становится более постоянным и почти всегда, кажется, не имеет никаких изменений. Он более постоянен, чем истины.
1. Факты более объективны по сравнению с более субъективными истинами. 2. Факты более постоянны по сравнению с более временными истинами. 3.
Факты существуют в действительности, тогда как истины — это, как правило, то, что, по вашему мнению, истинно, или то, что истинно в текущей ситуации. 4.
Факты также могут отвечать на вопросы «где», «когда» и «как», тогда как истины отвечают на вопрос «почему».
Ответы@Mail.Ru: В чём разница между Правдой и Истиной?
Если нормальным языком, то правда, это утверждение, соответствующее тому, во что человек сам верит, а истина соответствует действительности. Если вы спросите человека, жившего 2000 лет назад о форме Земли, то, скорее всего, он скажет, что Земля плоская.
Если зададите тот же вопрос человеку, например, 17-ого века, то получите ответ, что Земля шарообразная. И это правда: люди действительно так считали и не пытались вас надуть.
А истина заключается в том, что Земля имеет форму чуть вытянутого приливами геоида с небольшими отклонениями из-за рельефа.
Правду можно назвать следствием личного восприятия истины, со всеми вытекающими побочными эффектами.)
Нет разницы, правда дружит с истиной, а истина несовместима с ложью.
правда у всех СВОЯ, а истина — ОДНА
Истина и правда Однако, прежде чем искать что-нибудь, нужно сначала разобраться — что же именно Вы ищете, как оно выглядит и какими качествами обладает, чтобы узнать его и не пройти мимо, когда оно попадется Вам на глаза.
Потому вокруг так много людей, которые принимают чьи-то авторитетные высказывания либо утверждения различных религий за искомое. Церкви и монастыри издавна считались хранилищами мудрости, где каждый мог получить совет о том, как ему жить дальше, т. к. хранители мудрости, как казалось окружающим, знали ИСТИНУ и имели ответы на все вопросы.
Однако, эти советы и эта мудрость зачастую расходились с тем, что человек видел вокруг — а, значит, ИСТИНОЙ не являлись. Истина должна быть такой, чтобы каждый желающий мог убедиться в том, что она верна. Она должна быть точна и проблемы должны решаться с ее помощью, как уравнение — подставь свои значения и сразу станет ясно, что будет являться результатом.
Вот точные определения. ИСТИНА — это правило, не имеющее ни одного исключения. Это правило является верным всегда. ИСТИНЕ не нужно верить — ею нужно пользоваться и вместе с опытом Ваша уверенность в ней будет расти. ПРАВДА — это часть ИСТИНЫ, т. е. это правило, имеющее исключения.
Каждый человек руководствуется в жизни своими принципами, пусть они и дают иногда осечки — это и есть ПРАВДЫ.
А теперь, читатель, если Вы полностью убеждены, что правил без исключений не существует, выбросьте эту книгу в окно. В нашу задачу не входит переубеждение кого-либо, свято верящего, например, в то, что луна сделана из чугуна, а облака — из молока.
Наша цель — помочь найти ИСТИНЫ тем, кто к ним стремится — ИСТИНЫ, относящиеся к жизни, к отношениям между людьми, к самому человеку. ====================================================== А теперь — краткий обзор того, что мы отбросили как «методы рассуждения, имеющие исключения» т. е. мы покажем Вам некоторые примеры Правд, которые не являются Истинами. Вот пример математической логики: 0.5+0.5=1. Выражаясь обычным языком, если сложить две половины, к примеру, одного и того же вещества — получится одно целое. Действительно, если полведра риса прибавить к такому же его количеству — получится ровно ведро риса. Однако, если взять две половинки яблока и одну приложить к другой — мы не получим целое яблоко, получается все те же две его половинки. Т. е. этот вид Логики является Правдой, но никак не Истиной.
набором букв в слове. Они просто синонимы см. вики http://ru.wikipedia.org/wiki/РЎРёРЅРѕРЅРёРјС‹
Правда и Истина — не одно и то же. Пример: Кратчайшим расстоянием между двумя точками пространства является единственная прямая линия. Это истина. Допустим, с моей точки зрения линия между двумя точками видится как прямая и воспринимается за истину. Однако же с другого направления эта же линия видится как кривая и противоречит моему утверждению.
Или наоборот, апонент утвержает, что видит прямую, хотя с моей точки видится кривая. Вывод: ПРАВДА МОЖЕТ БЫТЬ У КАЖДОГО СВОЯ Две точки можно соединить безчисленным множеством кривых и лишь единственной прямой. Истина по латыни означает «из сердца слово», т. е.
кратчайшее расстояние между двумя сердцами, и она не требует доказательств, поскольку всеми воспринимается как правильное, единственно верное с любой точки зрения.
Правда лжива а Истина вечна и заключает в себя правду и ложь-в соединении
правда это истина в первой инстанции
Истина одна, правда у каждого своя.
Правда-это доказавшая своё алиби истина.
Если правда у каждого может быть своей, то какая же это правда. Такую «правду» нужно называть другим словом, скорее мнением, взглядом…. Правда — это святое и она не может противоречить истине, которая никем не опровергнута.
Истина — Это То что нас окружает, она есть начало, и она искажена.
Правда — это Защитник Истины… Сделай вывод уже из этого понятия.
Трое слепцов изучали слона. Один потрогал хобот, другой ногу, третий хвост. И каждый доказывал своё мнение, как выглядит слон. Все они говорили правду, но никто не познал истину!
Правда и истина в русском языке
Словари, к сожалению, также оказываются в этом случае недостаточно информативными. В большинстве словарей русского языка правда и истина трактуются как синонимы, без объяснений различий между ними.
Неудивительно, что многие лингвисты посвящали этим словам целые работы, и научную дискуссию о правде и истине никак нельзя считать законченной — возможно, полное понимание этих слов так же труднодостижимо, как и абсолютная истина.
Попробуем все-таки разобраться, в чем же состоят различия в употреблении и значении этих слов. Картина на первый взгляд получается противоречивая.
С одной стороны, у каждого своя правда, то есть правд вроде бы много, а истина только одна.
Однако бывают прописные, плоские, избитые, известные истины во множественном числе, но не бывает *прописных, плоских, избитых, известных правд.
Когда мать хочет узнать правду о том, кто разбил окно, она не просит, чтобы дети сказали ей *свои правды, — в этом случае правда единственна (* — принятое в лингвистике обозначение неправильной речи. — Прим. авт.).
Когда мать хочет узнать, кто виноват, она просит детей сказать ей правду и не может попросить их *сказать ей истину. Следователь, распутывающий преступление, стремится установить истину, но не *установить правду. При этом свидетели не должны скрывать от него правду. Однако свидетеля нельзя упрекнуть в том, что он *скрывает истину.
И правду, и истину люди ищут; и правду, и истину трудно найти. Однако правду бывает трудно обнаружить потому, что ее скрывают те, кому она известна, а истину — потому что она открывается лишь немногим. Правду может обнаружить тот, кто старается до нее докопаться, кто ищет свидетелей, улики, факты.
До истины может дойти тот, кто долго идет по правильному духовному пути. Знание правды — это фактическое, конкретное знание какого-то эпизода действительности, поэтому можно сказать Я знаю правду об этом деле.
Однако знание, которое дает истина, — это некоторое общее знание самых важных аспектов бытия, поэтому не бывает *истины об этом деле.
Из этих примеров может создаться впечатление, что между правдой и истиной вообще нет ничего общего, да и что сами эти слова устроены как-то противоречиво. Однако это не так.
Примеры, которые приводились выше, относятся к разным значениям этих слов, а синонимами они являются только в некоторых значениях.
Причем главными значениями для правды в современном языке являются те, в которых она не синонимична главным значениям истины, — отсюда и такой резкий контраст в употреблениях.
Первое значение правды в современном русском языке можно сформулировать примерно так: правда о чем-либо = «то, каким что-либо оказалось в действительности; раньше люди этого не знали или думали об этом иначе», например: Правда оказалась совершенно ужасной; Я открою тебе правду об этом преступлении.
В первом значении истина не является синонимом правды — нельзя сказать *Истина оказалась совершенно ужасной; *Я открою тебе истину об этом преступлении. В этом значении у слова правда есть синоним факт(ы), который также обозначает реально имеющий место фрагмент действительности.
Но правда в отличие от объективных и нейтральных фактов эмоционально и оценочно окрашена и имеет еще целый ряд особенностей.
Наконец, правда в первом значении, как правило, неприятна, она открывает какие-то отрицательные стороны предметов и ситуаций; ср. правда о нарушениях прав человека. Факты же могут отражать и хорошие стороны действительности: Я узнала новый факт о нем — оказывается, он еще пятнадцатилетним мальчиком спас из пожара маленькую девочку.
Поскольку правда часто неприятна, люди иногда ее скрывают.
Интересно, что скрывать правду можно даже от самих себя, что невозможно для фактов: Он скрывает правду даже от самого себя, но не *Он скрывает факты даже от самого себя.
И наконец, поскольку правду часто скрывают или искажают, то каким-то людям она неизвестна и оказывается для них неожиданной, — отсюда и компонент в толковании «раньше люди этого не знали или думали об этом иначе».
Во втором значении правда обозначает соответствующее действительности высказывание, например: Правда, что зарплату повысят? — Чистая правда.
Слово правда во втором значении часто употребляется в составе названий газет: «Правда», «Комсомольская правда», «Марийская правда».
В этом значении истина тоже не является синонимом правды — нельзя сказать: *Истина, что зарплату повысят? — *Чистая истина, да и газету назвать «Комсомольской истиной» было бы как-то нелепо.
Первое значение слова истина в современном русском языке таково: «Являющееся высшей духовной ценностью знание, которое дает людям ответ на все важные вопросы бытия и обретение которого является для них очень важной и труднодостижимой целью», например: Божественная Истина; Вся его жизнь была поиском истины.
В отличие от правды истина в первом значении является философской и религиозной категорией. В разных философиях и религиях существуют разные понятия истины, однако у людей есть представление о том, что окончательная Истина единственна и неизменна.
Истина во втором значении — это «такое представление, относящееся к некоторой сфере человеческой деятельности, которое какие-то или все люди считают правильным», например: научная истина; Я еще раз убедился в известной истине, что нападение — это лучший вид обороны.
Истинами называются многие известные афоризмы: Известная истина «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Так же называются установленные и хорошо известные основы знаний в разных областях: элементарные экономические истины; Истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, известна любому школьнику.
Правда такого значения не имеет — нельзя сказать *элементарные экономические правды, *Известная правда «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».
В отличие от первой истины вторая истина не является ни единственной, ни неизменной: в одной и той же науке могут параллельно существовать десятки истин, а то, что признавалось истиной на каком-то этапе, может с течением времени пересматриваться.
В обобщенном виде разницу между основными значениями правды и основными значениями истины в современном русском языке можно сформулировать так: правда дает нам знание какого-то фрагмента действительности, истина же — это некоторое возвышенное, духовно или интеллектуально ценное знание каких-то общих законов бытия. То есть правда земная и будничная, а истина небесная и возвышенная.
Интересно, что это распределение, которое сейчас нам кажется естественным и ощущается многими носителями языка, возникло в русском языке не так давно. В древнерусском языке соотношение правды и истины было ровно противоположным. О правде и истине в древнерусском языке пишет известный историк языка Б.А. Успенский: «Правда осмысляется как божественное начало, а истина — как человеческое».
Естественно, что древнерусская правда осмыслялась как божественное начало, как атрибут Бога и святых праведников.
Отметим, что в современном русском языке эти значения не полностью утрачены — у слова правда есть значение «справедливость»: Рассуди нас по правде; Решение суда не исполняется — где нам искать правду?; Он отправился искать правду в Москву.
Однако оно сильно «опустилось» в иерархии значений, то есть стало намного менее важным и частотным, а также перешло в высокий стилистический регистр.
Это соотношение истины и правды сохранялось довольно долго — еще в XIX веке Владимир Даль писал: «Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни». Однако к XX веку правда и истина «поменялись местами» — правда стала низкой, а истина — высокой.
Разумеется, все это достаточно огрубленное представление более тонких семантических процессов; на самом деле у обоих слов есть как «высокие», так и «низкие» значения.
Однако общая семантическая тенденция состоит все-таки в том, что правда «опустилась», а истина «поднялась».
Развитие отношений между словами правда и истина параллельно развитию отношений между словами знать и ведать: если в современном языке первое слово в обеих парах ассоциируется с земным, а второе — с возвышенным, то исторически их распределение было противоположным.
Валентина АПРЕСЯН, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН
Про Мнение, Правду и Истину
Снова подниму проблему Истины, о которой ранее писал целый цикл статей. На сей раз повода особо нет, и визуализаций не будет; но обнаружил, что в старых статьях толком не сформулирована основная мысль, т.е. различие между Мнением, Правдой и Истиной; надо исправляться. 😉
Начну прямо с определения:
И́стина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету.
Уже с ходу бросается в глаза, что истина неразрывно связана с мышлением. То есть вне человечьего (разумного) общества Истины не существует, Истина появляется и проявляется только в процессе осознания реальности.
Это с одной стороны может сломать мозг (особенно не привычный к нагрузкам шибче Дома-2), но, с другой стороны, позволяет лучше понять разницу между Мнением, Правдой и Истиной.
Как уже писал в цикле статей выше, самой простой и примитивной формой мышления является Мнение — «я так считаю».
Оно является предельно субъективным, и этим плохо — у каждого может быть своё мнение, и совместить их в принципе невозможно. Но самое главное, что Мнение в принципе не подразумевает Истины — для мнения первичен именно субъект, а не объект познания.
Чисто теоретически Мнение может совпасть с Истиной, но вероятность этого предельно мала, поскольку Мнение основывается на личном опыте отдельного индивида и не отличается системностью.
Вторая не-очевидная мысль статьи — в определении понятия Правда. Обычно между Правдой и Истиной ставят знак равенства, но в философии они различаются наличием субъективизма.
Истина, как показано выше, является субъективным понятием (ибо не существует вне мышления), но при этом предельно объективна — т.е. субъективностью она пренебрегает. Правда же является субъективным отражением Истины, т.
е. определённой точкой зрения на Истину:
Правда отличается от Мнения стремлением к Истине; но сама по себе она Истиной не является, в общем случае.
В отличие от Мнения, Правда не так субъективна, и для неё объект важен не менее собственной субъектности; тем не менее, в силу ограниченности любого субъекта (а также из-за разного рода манипуляций с субъектностью) разного рода Правды могут друг другу прямо противоречить.
Например, «Крым это Россия» — это Правда; «Крым це Украина» — тоже Правда (пусть и жовто-блакитная); «Крым не для москалей» — это Мнение; а Истина — «Крым — это полуостров в Чёрном море».
Данный пример хорошо показывает, что Истина зачастую бывает такова, что в делах мирских она никому не нужна.
В общественной деятельности сплошь и рядом возникают вопросы, которым Истина не помошник; и это напрямую следует из определения Истины как предельно объективного способа мышления, тогда как общественные движения предельно субъектны. И вместо объективного подхода сплошь и рядом важно донести Правду собственного субъекта, которого представляет это движение.
Всё одновременно и просто, и сложно. ;)) Основная проблема — в субъектности Истины; она не существует вне мышления, и её, как правило, нельзя измерить каким-нибудь мультиметром.
Приходится оперировать понятием Правда, которое ещё более субъектно, и иногда даже во вполне благих намерениях сплошь и рядом манипулируется; как показано на картинке выше, даже рассматривая вполне истинный объект, на него можно смотреть с нужного разворота и видеть нужную кому-то картину.
А вообще-то в современном общественном дискурсе уже и Правда мало кого интересует; сплошь и рядом происходит манипуляция Мнением; то есть вместо объекта в его рассмотрении участвует его симуляция, которая может от рассматриваемого объекта кардинально отличаться.
Почему Истина мало кого интересует в современности, кроме всё более сужающейся прослойки яйцеголовых учёных? Потому что она не может дать ответов «зачем» и «почему»; она описывает, но не мотивирует.
На самом деле, само по себе описание мира — которое также можно обозвать как Познание — вполне себе мотиватор; и у Человечества в середине 20-го века даже была возможность по пути Познания, когда на короткое время сложился настоящий культ науки и учёных.
Но затем что-то в консерватории сломалось, и мотивация Истиной оказалась не в тренде; обывателя массово развернули в сторону общества потребления. В общественном сознании уже начинает зарождаться понимание, что это что-то плохое, но почему, мало кто может объяснить.
Ответ тривиален — в обществе потребления не работает мотивация познанием (на уровне общества, юродивых-то всегда хватает); и в основном используется мотивация рефлексами и инстинктами. А это означает, что Мнение важнее Истины.
Вы можете понимать, что «так нельзя и сяк нельзя», но ваша бренная тушка говорит «я этого хочу», поэтому пофиг на «нельзя» и поступаете, как велит тушка.
Этот процесс ухода от Истины в пользу Мнения анти-историчен и анти-прогрессивен; вместо изучения Вселенной (в разных смыслах этого слова) всё Человечество занято удовлетворением собственных «хотелок», в том числе — через искажение Истины, если она нам мешает.
Этот процесс уже зашёл не только в сферу социальных отношений — например, феномен «запланированного старения» техники сейчас подмял практически весь «рынок».
В итоге Человечка всё больше и больше окружают симулякры, при наличии таких инструментов познания Истины, которые и не снились нашим лапотным предкам — однако те жили по Правде, а мы — увы и ах. Да, их Правда заключалась в плоской Земле и лечении кровопусканием — но такова была Правда на тот момент. Законы Ньютоновской физики также начали трещать под напором квантовой механики; и нет никаких гарантий, что очередные факты не поставят под вопрос теорию относительности — не потому, что она кому-то не нравится, а потому что она противоречит ново-открытой Истине.
И чем дальше мы заходим в своей виртуализации окружающего мира, тем мы дальше от Истины, какой бы она ни была. Хватит уже ставить телегу впереди лошади, а своё мелочное Мнение — поперёд Истины.Вот вам, для осознания масштабу личностей любого калибра.Скорее всего, будет продолжение; не переключайтесь.
>>> Продолжение — про запрос на Правду >>>
>>> Про поставщиков полу-правды >>>
Правда: истина и справедливость, исполнение Божией воли — Православный журнал «Фома»
Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней.
Помните эти афористичные фразы из неоднозначного фильма «Брат 2»? Впрочем, отвлекаясь здесь от его неоднозначности и «чернушности», попробуем зафиксировать на лингвистическом уровне (уровне значений слов), в чем же действительно сила правды, которой, конечно, нет у запутавшегося главного героя фильма, произносящего эти вроде бы правильные слова? Они ведь на самом деле всего лишь обыгрывают старую русскую пословицу «Не в силе Бог, а в правде».
Наверно, сила правды в том, что в этом русском слове совмещены сразу два разных значения. Первое – это фактическая истинность. Правдиво то утверждение, которое соответствует тому, что действительно есть, существует.
Это тогда правда как истина. Второе значение – нравственное содержание того, что обозначают словом «правда». Это правда как справедливость.
То есть, это то, что нравственно или морально оправданно, что справедливо и правильно.
Поэтому, например, смешная, казалось бы, фраза бухгалтера Берлаги из «Золотого теленка» «я это сделал не в интересах истины, а в интересах правды», имеет под собой известное обоснование. Она обыгрывает эту разницу между двумя похожими, но не тождественными на самом деле словами – правдой и истиной.
К чему мы это говорим? Четвертая заповедь блаженств из Нагорной проповеди звучит так: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5.6). Также еще здесь говорится «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф. 5.10).
В этих заповедях как «правда» переведено на русский древнегреческое слово ἡ δῐκαιοσύνη (dikaiosynē). Чаще всего оно переводится как «справедливость», «законность», «правосудие» или «судопроизводство».
Но в Новом Завете оно обозначает еще праведность, также как прилагательное δίκαιος (dikaios), то есть справедливый или законный в Евангелиях часто употребляется в значении «праведный» или «праведник».
То есть, в Новом Завете это справедливость уже не человеческая, а Божественная, поднятая на уровень праведности, святости.
Интересно тут то, что заповедь о блаженстве для алчущих и жаждущих правды идет сразу после заповеди «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». То есть, получается, что подлинное искание правды предполагает состояние кротости, мира.
Поэтому алчущие правды в евангельском понимании – это не те, кто устраивает битвы в поисках социальной справедливости. Евангельская правда, новозаветная истина-справедливость не совпадает со справедливостью или правдой мирской, человеческой, а иногда просто ей противоречит.
Вот что об этой разнице говорил, например, старец Паисий Святогорец:
«Допустим, два брата владеют участком земли площадью десять стремм. По человеческой справедливости каждый из них должен взять себе по пять стремм, но по справедливости Божественной каждый должен взять столько, сколько ему необходимо.
То есть, если у одного брата семь душ детей, а у другого только двое или если один получает высокую зарплату, а другой низкую, то большую часть земли следует взять тому, кто испытывает большую нужду. Если в этом случае второй брат возьмет себе столько же, сколько и первый, – это будет несправедливо.
Однако человек мирской не принимает во внимание того, что его брат едва сводит концы с концами. Не мысля духовно, такой человек не понимает, что разделить имение так, как собирается сделать он, будет несправедливостью.
“Тебе следует объяснить своим домочадцам, что твой брат нуждается, чтобы они согласились с тем, что большую часть ты отдашь ему”, – говоришь такому человеку. А в ответ слышишь: “Почему? Ведь [разделив имение пополам] я вовсе не поступаю по отношению к нему несправедливо”.
Однако если бы говорящий так был духовным человеком, то даже несмотря на сопротивление жены и детей, ему следовало бы убедить их принять то, что согласится дать им испытывающий нужду брат».
Таким образом, алкание и искание правды в Евангелии связано с кротостью потому, что оно под правдой понимает исполнение Божией воли.
Только у Бога истина и справедливость, а также милость могут совпасть полностью. Лишь в будущем наступит полная правда, и волк возляжет вместе с ягненком.
Кротость и есть состояние упования на будущую всеобщую справедливость и любовь, что сам человек устроить не может.
Правда и истина в русском языке
Определение того, что есть правда, а что есть истина, и вопрос, чем же они отличаются друг от друга, весьма занимают пытливых носителей русского языка: даже в интернете на форумах можно встретить весьма оживленные дискуссии на этот счет.
Причем ответы встречаются самые неожиданные и даже противоречащие друг другу, от «разницы нет» до «это совершенно несопоставимые категории».
Попытаемся выяснить, почему же правда и истина вызывают такой интерес у людей всех возрастов и в чем таится загадка их различных толкований.
Что такое правда и истина
Правда – информация, претендующая на достоверность; антоним слова ложь. Истина – единственно верная информация, абсолютно точно отражающая реальное положение вещей.
Сравнение правды и истины
В чем же разница между правдой и истиной? В современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности.
о знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия.
Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт.
Любую правду можно попытаться оспорить, истина же не поддается сомнению, так как она абсолютна. Истина сверхценна и не требует доказательств.
Интересно, что такое разделение, которое сегодня воспринимается носителями русского языка как истинное (простите за невольный каламбур!), вплоть до XIX века носило прямо противоположный характер. То есть раньше истина осмыслялась как человеческое, а правда – как божественное начало.
Правда являлась непременным атрибутом Бога и святых. Слово правда в языке Древней Руси было тесно связано с понятиями справедливости, праведности, благочестия. Вспомним древнейший правовой кодекс «Русская Правда» – не зря он носил именно такое название. Правда в то время – это результат общения Бога и человека.
А вот истина тогда воспринималась как нечто более приземленное: согласно Псалтырю, она восходила «от земли», была даром человеческого разума, в то время как правда приходила «с небес». В некоторых своих значениях истина даже была семантически связана с понятиями товар и деньги.
Но уже к XX веку истина и правда поменялись местами: истина «возвысилась», а правда «принизилась».
TheDifference.ru определил, что отличие правды от истины заключается в следующем:
В современном русском языке правда – это некая фрагментарная, субъективная информация, претендующая на достоверность, но не обязательно ее несущая. Истина же – абсолютное, неоспоримое знание, связанное с духовной сферой. Правда – понятие приземленное, истина – возвышенное. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда у каждого может быть своей.
Вплоть до XX века толкование понятий правды и истины было прямо противоположным: истина была сугубо человеческим, а правда – божественным началом.
Определение терминов
Истина — это информация, которая отражает некое положение вещей в реальности с предельной точностью, является единственно верной.
Правда же представляет собой информацию, которая лишь претендует на то, чтобы быть достоверной. Слово «правда» является антонимом к слову «ложь».
Правда и ценности
Правда считается серьезной ценностью, как личной, так и социальной, а такие понятия как «добро», «смысл», «справедливость» и подобные общечеловеческие ценности стоят с «правдой» в одном ряду.
Г. Риккерт представлял ценности заложенными в культуре человека как в созданной им реальности, что противоположна той реальности, которая возникла сама по себе, под воздействием сил природы.
Главным же вопросом ценностей является проблема самого их существования.
Риккерт также полагал, что нельзя говорить о ценностях, которые содержатся в объектах культуры, как о существующих и несуществующих, — лишь как о значащих и не имеющих значения.
Многие считают, что не столь удачные изыскания доказательств существования ценностей общепризнанных можно обосновать проблематичностью в определении ценностей всего человечества, потому как за последними зачастую скрываются ценности некоторых социальных групп (как правило, довольно консервативных), которые попросту навязывают другим свои собственные представления о мире.
Вот поэтому переоценка ценностей является достаточно сложной задачей, по сравнению с внесением некоторых поправок в имеющиеся знания. При этом, несмотря на мнение Риккерта, сами ценности существуют, вот только не в природе, а в человеческом сознании, и находят свои проявления они в определении конкретных форм социальной жизни.
Сходства и отличия
Всемирное общество в современности использует в своем движении вперед не одну истину, а, скорее, несколько соперничающих, которые обычно называют различными правдами.
На вопрос о том, чем отличается правда от истины, философия говорит нам, что правда имеет выраженный социальный оттенок, и связана она с признанием определенного утверждения значительным, необходимым, полезным и подпадающим под некоторые требования социума.
Таким образом, именно интерпретация и значение для общества могут наделить что-либо статусом «правда», в отличие от различных событий, фактов и тому подобного. Выходит, что понятия «правда» и «истина» суть имеют совершенно разную, хоть многие и не привыкли к этому. Правда является субъективной, а истина объективна.
У каждого человека имеется сугубо личная правда. Ее он может считать непреложной истиной, с которой другие люди обязаны, по его мнению, соглашаться.
Правда, ложь, истина
Термин «ложь» способен прояснить некоторые моменты. Ложь играет не последнюю роль в определении того, чем отличается истина от правды, ведь правда по своей сути является истиной субъективной, то есть тем, что считает истиной определенный человек. При этом люди зачастую используют ложь, полагая, что она способна помочь в разрешении некоторых вопросов или проблем.
Ложь, как правило, бывает нескольких видов:
Иммануил Кант отмечал, что преднамеренное умалчивание может рассматриваться как неправда или ложь. Если мы обещаем открыть человеку определенную истину, при этом формируем ложное утверждение, это будет считаться ложью. Если же нас принуждают выдать что-либо, не имея на такое принуждение никакого права, то уклонение от ответа или молчание будут являться неправдой.
Понятия в разные времена
В языке современных россиян у понятий сформировались следующие значения, которые принято считать за основные:
Любопытно то, что такого рода разделение понятий в наше время воспринимается русскоязычным населением вовсе не так, как раньше. Вплоть до начала девятнадцатого века термины имели противоположное значение. Таким образом, правда воспринималась как нечто объективное, практически божественное, а истина – как что-то человеческое и субъективное.
В Руси правда являлась одним из обязательных атрибутов Господа и всех святых. Само же по себе это слово было неразрывно связано с такими понятиями, как благочестие, справедливость и праведность. Взять хотя бы один из старейших кодексов права на Руси, что имел название «Русская правда», которое было дано ему явно не просто так.
Еще один пример, чем отличалась истина от правды в то время: когда правда почиталась как прямой результат от общения человека с Господом, истина воспринималась как что-то «земное». Псалтырь говорит нам о том, что правда нисходит с небес, истина же идет вверх от земли.
Некоторые значения истины имели отношение к таким понятиям, как деньги и товар. Однако примерно к двадцатому веку значения у этих двух слов сменили друг друга, правда «упала на землю», в то время как истина была «вознесена до небес».
Делаем выводы
Из всего этого можно вынести несколько основных мыслей. Истина является неким возвышенным понятием, абсолютом знания, она неоспорима и связана с высокоинтеллектуальной сферой или духовной. Правда — понятие более приземленное и субъективное. Это определенная информация, которая претендует на то, чтобы быть достоверной, при этом она вовсе не обязательно таковой является.
У каждого человека правда своя, истина же для всех одна. При этом два понятия толковались иначе вплоть до двадцатого столетия. Значение терминов было прямо противоположным друг другу.
Правда и истина в русском языке
Истина и правда
IV. Правда — это
убежденность человека в истине, это
соответствие высказываний субъекта
его мыслям. Правда основывается на
истине, но не сводится к ней. То есть
истина может быть одна, но у каждого
своя правда. И правда далеко не всегда
является адекватным выражением всей
истины. Она может выступать как частный
случай истины.
Говорят, Соломон,
выслушав стороны, участвующие в споре,
заявил о том, что каждый из них прав.
Прав как носитель своей правды.
Проблема соотношения
правды и истины решается через определение
меры истины. Так, с точки зрения солдата
или офицера федеральных войск, война в
Чечне есть защита целостности России.
И это правда.
С точки зрения чеченца,
война в Чечне есть защита его дома. И
это тоже правда. Но и в том и в другом
случае это часть истины.
Что касается
полной истины, то чеченский феномен
противостояния есть коммерческая война
наживы одних и обнищания других,
сомнительного счастья одних и безутешного
горя других.
Социальная философия Общество
Человек
Человек –
материально-социальное существо, единица
общества, обладающая индивидуальной
социальной сущностью. Сущность человека
заключается в родовых признаках – труд
и разум.
Сущностные силы
человека. 2 концепции:
1) общечеловеческая; 2)
социальная.
Сущность — наиболее
существенное, важнейшее в предмете, его
качественная отличительная характеристика.
В общефилософском плане: человек —
социальное универсальное материальное
существо. Социальное — человек обладает
надприродными свойствами; универсальное
– все свойства мира присущи человеку.
В социально-философском плане: человек
— социальное материальное родовое
существо (аналогично универсальному
НО понятие родовое раскрывает, что
человеку присущи свойства, которыми
обладает каждый индивид: в каждом
человеке представлен человеческий род.
В каком-то смысле индивид и род
тождественны.).
Сущность (отличие
от природы).
1.Единство родового
и индивидуального.
2.Проявляется в
особом существования человека:
производство собственной жизни, родовой
индивидуальной сущности посредством
преобразования природы. Обнаруживается
единство человека с миром и с другими
индивидами.
I.Актуальный
(действительный): труд, мысль (сознание),
общение, свобода и ответственность,
индивидуальность и коллективность.
II.Потенциальный.
Существует возможность, которая может
реализоваться. Это: способности и
потребности (к актуальному уровню).
2) Человек — это
субъект, человек — это и мышление и
действие, существо, субъектом может
обозначаться и материя, человек это еще
и объект, т.е. на что направлена его
сущность. (Самое правильное определение
Орлова). Человек — существо, производящее
самого себя и свою собственную сущность.
Чел — это субстанция, т.к. он является
причиной самого себя.
Человек — это
общественное существо. Он не может
существовать один. Человеческая сущность
— единство родового и индивидуального.
Родовое — это свойственное каждому
человеку, всему вообще человечеству в
целом. Родовые черты у нас существуют
только через реальных индивидов. Т.О.
сущность чел индивидуизирована, она
обладает 2-мя сторонами: асубстанциональная
и релякционная
3) Многие советские
философы говорили, что сущность человека
это совокупность всех общих отношений
— это написал Маркс – неправильно.
Человек — это предметное существо,
субстанция и + люди общаются, это и
совокупность отношений, но никак не
отдельно — все вместе — дает нам сущность
человека.
Проблема социального
субсртата и социальных функций. У
человека есть свои функции (труд,
сознание, общение)эти
функции осуществляется субстратом.
Человеческий, социальный субстрат — это
я, ты, мы, он, она, они.
В сущности человека
присутствует общественное бытие и
общественное сознание (сознание
общества). Общественное бытие — сов-ое
бытие индивидов, реальных процессов
жизни. Оно не воспринимается органом
чувств. Его понимание только на
теоретическом уровне.
В общественном
бытии есть 2сторо-ны: 1-мы сами — обладает
социальным качеством.
2-веществ-ые элементы
общества, это преобразованные природные
элементы входящие в элементы общества
(здания, машины…), но составного
социального качества здесь нет, они или
явл. только потому, что вещественные
элементы связаны с людьми.
Кризисный характер
человеческого существования обострил
три коренных вопроса чел-го существования
— о сущности человека, способе и смысле
его бытия, перспективах дальнейшего
развития.