в чем хранятся мощи святых как называется

Рака в христианской церкви

Полезное

Смотреть что такое «Рака в христианской церкви» в других словарях:

РАКА — (др. слав.). Гробница, ковчег с мощами какого либо угодника. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАКА Бранное сирийское слово, значит собственно: достоин оплевания (Еванг. от Матф. 5, 22). Пустой,… … Словарь иностранных слов русского языка

РАКА — РАКА, раки, жен. (от лат. arca ларь, гроб) (церк.). В христианской церкви массивный металлический язык, в котором хранятся т.н. мощи святых. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Рака, помещение для святых мощей — (греч. μνημεία, лат. capsa, monumentum, франц. chasse, значение и происхождение русского названия не определено) так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название рака вполне соответствует… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

рака — и; ж. [от лат. arca ларь, гроб] В христианской церкви: большой ларец (в виде гробницы или саркофага), в котором хранятся мощи святого. Р. Николая Угодника. * * * рака (от лат. arca ящик, гроб), большой ларец для хранения мощей святых. Имеет вид… … Энциклопедический словарь

рака — и; ж. (от лат. arca ларь, гроб) В христианской церкви: большой ларец (в виде гробницы или саркофага), в котором хранятся мощи святого. Ра/ка Николая Угодника … Словарь многих выражений

рака — и, ж. В христианской церкви гробница, в которой хранятся мощи святых. ► Везде, куда только стекаются богомольные русские люди, можно было увидеть его [Акима] исхудавшее и постаревшее, но все еще благообразное и стройное лицо: и у раки св.… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… … Православная энциклопедия

Нетленность мощей — Ковчег реликварий с мощами Карла Великого в Аахенском соборе, сделанный по указу Фридриха Барбароссы после причисления императора к лику святых в 1165 г. Мощи (лат. reliquiae) останки святых христианской церкви, являющиеся объектом религиозного… … Википедия

Мощи — Мощ … Википедия

Климент I — В Википедии есть статьи о других людях с именем Климент. Климент I Clemens Romanus I … Википедия

Источник

Мощевик

Другие названия: ковчег для мощей, реликварий, ларец для мощей

Варианты конструкции

Наиболее распространены следующие виды мощевиков:

Рака–ларец для хранения целых мощей (тела святого), как правило, имеет вид благолепно украшенной гробницы. Может быть изготовлен из дерева, металла (в т.ч. драгоценного), камня. Подробнее о раке можно прочесть в посвященной ей статье нашего справочника.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Ковчег-мощевик – небольшой ларец, в котором хранится часть мощей. Изготавливается из дерева или металла.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Мощевик-витрина. Плоский планшет под стеклом, в который вставлено, как правило, несколько малых мощевиков-таблеток с частицами мощей. Может быть настенным или настольным, богато украшенным или совсем простым. Обычно изготавливается из дерева и стекла.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Фигурный мощевик. Может иметь весьма сложную форму, в частности, представлять из себя скульптурное изображение части тела святого, заключенной в нем. Наиболее распространены фигурные мощевики в виде кисти руки или стопы, а также округлые – для хранения главы угодника Божия. Такие мощевики обычно бывают металлическими. Нередко их выполняют из серебра, а в древности создавали из золота и украшали драгоценными камнями.

Малый мощевик-таблетка, врезной или накладной. Имеет форму таблетки небольшого диаметра (от 1 см), внутрь которой вставляется маленькая частица мощей. Такие мощевики обычно изготавливают из металла (латунь, серебро) и закрывают стеклом. Их вставляют в иконы либо в ковчеги, предназначенные для множества частиц мощей. Различают врезные и накладные таблетки-мощевики.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Напрестольный крест-мощевик. Такие реликвии как частицы древа Креста Господня, мощей святых и т.п. могут быть вставлены в крест, лежащий на престоле храма. Таким крестом-мощевиком был, в частности, знаменитый крест прп. Евфросинии Полоцкой, изготовленный в XVII столетии.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Конструкция

Ковчег-реликварий в форме ларца, как правило, имеет прямоугольную форму и закрывается крышкой. Внутри большинство ковчегов имеют пластину с концами, через которые видны хранящиеся внутри святыни, надежно закрепленные. От непосредственного прикосновения реликвии чаще всего закрывают стеклом. Сходную конструкцию: емкость-стекло-крышка имеют и реликварии сложной формы.

На внешней и внутренней стороне крышки ковчега, как правило, располагаются священные изображения. Снаружи это чаще всего крест – напоминание о том, что угодники Божии святы не сами по себе, но стяжали спасение во Христе, в Церкви. На внутренней стороне ковчега обычно помещают образ того святого, чьи мощи заключены в нем.

Особенности оформления

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называетсяМногие реликварии являются произведениями сразу нескольких видов искусства: ювелирного, краснодеревного, иконописного, эмальерного. Они украшаются басмой (чеканка по металлу), сканью (кружево из тончайшей драгоценной проволоки), каменьями, резьбой по дереву и камню и т.п.

Даже небольшой мощевик-таблетка может быть украшен эмалью, драгоценными камнями и т.п.

В то же время, в наши дни мастерские нередко создают достаточно доступные и при этом благообразные мощевики из дерева, латуни и т.п.

Полезный совет

Приобретая мощевик, важно позаботиться, в первую очередь, о сохранности святыни, которая будет пребывать в нем. Для этого необходимо предусмотреть:

• Надежный замок мощевика

• Крепление мощевика к подставке, особенно если он не велик и легок и может быть унесен злоумышленниками

Если реликварий планируется переносить с места на место (к примеру, большую часть времени он будет находиться в алтаре, а в нарочитые дни выноситься для поклонения), он должен быть достаточно легок или снабжен удобными ручками.

Из истории

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называетсяПредшественником ковчегов, хранящих в себе христианские реликвии, можно назвать ветхозаветный Ковчег Завета. Он представлял собой большой, богато украшенный ларь, снабженный ручками для перенесения с места на место. Ковчег Завета пребывал во Святая Святых Ветхозаветного храма. В нем хранились главные реликвии Израильского народа, а сам он почитался великой святыней.

В первые века нашей эры христиане погребали пострадавших за веру мучеников в богато украшенных саркофагах. Эти саркофаги также стали предшественниками ковчегов для мощей.

Император Константин Великий стал обладателем многих драгоценных для верующих реликвий. Свое благоговение он выразил, повелев ювелирам создать достойное святынь обрамление, которое бы зримо показало их духовную ценность. В частности, мать первого христианского императора, равноапостольная царица Елена, привезла со Святой Земли гвозди, которыми был распят Христос. Эти гвозди были заключены в драгоценные ковчеги. В позднейшее время с них делались копии, в которые вплавлялось немного металла из подлинных гвоздей Распятия, и каждая из этих копий была обрамлена великолепным окладом.

Духовно-символическое значение

Ковчег для мощей напоминает о многом: и о ветхозаветном Ковчеге Завета, и о Пресвятой Богородице, Которая носила во чреве Спасителя, и о том, что тело каждого из нас – это ковчег, который хранит в себе бессмертную богоподобную душу.

Источник

Кто и зачем разделяет мощи святых на «частицы»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В любом храме вы можете найти частички мощей разных святых. Они символизируют собой особое молитвенное присутствие почившего праведника, к которому обращаются с просьбой или благодарностью пришедший в церковь человек.

Кто и когда занимался разделением мощей? Можно ли подтвердить их подлинность, узнать об происхождении?

На эти вопросы и не только отвечает иерей Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Зачем нужны мощи?

Мощи — это останки святых, то есть тех, кого Бог прославил после их кончины и чье присутствие в мире верующие постоянно ощущают. Святость Земной Церкви проявляется в человеческом почитании этих людей, в их явлениях живым, в чудесных событиях сопряженных с их участием, в исцелениях и помощи, которые приходят после молитвы им. Останки святого становятся источником божественной силы или, говоря церковным языком, — благодати. Точную формулу почитания мощей, которой придерживается Церковь до сих пор, мы находим в решениях Седьмого Вселенского Собора (787 год): «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает». Свидетельства почитания мощей можно найти уже в Ветхом Завете (см. 4 Цар.13:21). Письменные документы II века подтверждают наличие этой традиции в Церкви еще с древнейших времен.

Церковь непреклонно утверждает — Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому христианское богословие всегда говорило о том, что человек должен быть свят во всей полноте своего существа. Освящается не только душа, но и тело. Отсюда вытекает обоснование почитание мощей — человеческая плоть праведника так же освящена благодатью, как и его душа.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Со времен раннего христианства таинство Евхаристии и Причастие Святых Христовых Таин совершалось в катакомбах, на гробницах мучеников, то есть на их мощах. В современной Церкви это Таинство также совершается на святых останках. Так называемый Антиминс, — четырехугольный плат, в который зашивается частица мощей, — всегда в обязательном порядке присутствует на престоле в алтаре любого православного храма. Без него не может совершаться главное христианское богослужение — литургия. Таким образом Церковь указывает на то, что каждая литургия проходит как при видимом участии живых, то есть верующих, присутствующих в это время в храме (Церковь Земная), так и при участии усопших, то есть святых (Церковь Небесная), которые присутствуют не только невидимым образом, но и зримо и ощутимо — в мощах в алтаре на святом престоле

Нетленность мощей не обязательное условие. О святости человека в первую очередь свидетельствует его жизнь и чудеса, которые происходят по его молитвам. На Афоне, например, мощи — это кости почившего. При этом если тело монаха после его кончины не истлевает это считается плохим знамением — за такого человека начинают усиленно молиться.

Для чего мощи разделяют на частицы?

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Любая даже самая маленькая частица позволяет прикоснуться к самому святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в самом праведнике. Поэтому для того, чтобы как можно больше людей получили возможность прикоснуться к этой Силе, христиане мощи разделяют. Многие из тех, кто удивляется этой традиции, не задумываются о том, что происходит на Литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком, и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.

Когда началась традиция разделения мощей?

Это происходило издревле. Документально мы можем проследить такую традицию уже в IV веке, читая дошедшие до нас письменные источники. Вот, например, что говорит на проповеди святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407 года): «Святые мощи — неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (они — Т.С.) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются».

Святыни прятали, переносили, теряли, обретали. Есть мощи, которые до сих пор остаются нетленными (святитель Спиридон Тримифунтский, преподобный Александр Свирский), а есть и те, которые со временем истлели. Чем более велика слава почившего святого, тем больше будет храмов и монастырей, которые захотят себе частичку его мощей. Однако не у всех святых оставались мощи. Иногда случалось так, что после кончины мучеников, язычники уничтожали их тела, сжигая их или выбрасывая в воду.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Бывали ли случаи, когда мощи выкрадывали?

Да, такие примеры есть. Самый хрестоматийный из них — перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. На деле — это было самое настоящее похищение. При этом похитители руководствовались вполне благочестивыми целями. В ту эпоху Византия находилась под постоянной угрозой оккупации турок, и итальянские христиане боялись, что мощи святого в конце концов могут быть подвержены поруганию. Кроме того все мореплаватели средиземноморского бассейна почитали Николая Чудотворца, как своего особого покровителем. Отсюда и возникло желание получить мощи святого в свой родной город. В 1087 году торговый корабль с барийцами причалил к порту Мир Ликийских. Моряки пробрались в храм, в котором покоились мощи святого, и, схватив тамошних монахов, стали допрашивать их, где находится гробница святителя. Один из моряков, — Маттео, — увидев на полу храма мозаику, стал пробивать ее ломом и вскоре обнаружил под ней пустое пространство, где и лежали мощи Николая Чудотворца. Быстро погрузив свое сокровище на корабль, моряки отправились обратно — домой. Уже в Бари частички мощей святителя были направлены в разные места. Одна находится теперь в соборе святителя Николая в Риме, другая во Франции — в Сен-Николя де Порт, третья в Венеции. Похожая история случилась и с «перенесением» мощей апостола Марка из Александрии в Венецию (829 год) и с телом Спиридона Тримифунтского, которое выкрали из Константинополя и привезли на остров Корфу (1456 год).

Существуют ли научные методы проверки исторической подлинности мощей?

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Существуют. Один из них — радиоуглеродный метод, с помощью которого можно датировать возраст мощей. Любая органика содержит в себе углероды, которые с момента смерти биологического существа, начинают распадаться с известной скоростью — так называемый период полураспада. Ученые измеряют количество углерода, которое остались у изучаемого объекта и затем сравнивают его с тем, сколько его должно было быть изначально. Таким образом удается определить примерную дату смерти, по количеству распавшегося углерода. Этот метод успешно применили во время исследования главы Иоанна Предтечи в городе Амьен. Он показал, что возраст черепа — около 2000 лет. Существует и антропологический (Антропология — совокупность дисциплин, изучающая человека, его происхождение, существование и развитие в природных и культурных средах. — Прим. ред.) анализ, который также применялся во время этих исследований. Он определил, что это голова человека между 35-45 годами, а тип черепа — семитский, что дополнительно указывало на подлинность Главы Иоанна Предтечи.

Кроме того может использоваться индивидуальный историко-канонический анализ. Он осуществляется на основе комплекса различных исторических документов и археологических артефактов. В частности такой анализ требуется для того, чтобы подтвердить, что именно этот город, место или епархия имеет особые права на хранение мощей того или иного святого. Например, через такой историко-канонический анализ было подтверждено, что мощи апостолов Петра и Павла действительно были обретены в Риме, а значит этот город является «родиной» этих святых мощей. Но подобный анализ не всегда представляется возможным. За 2000-летнюю историю существования Церкви, со всеми потрясениями, падениями империй, крестовыми походами и прочими событиями, определить путь той или иной святыни подчас крайне затруднительно. Иной раз исследователи обладают только лоскутками косвенной информации, с помощью которой можно хоть как-то восстановить историю мощей.

Однако важно отметить, что церковное сознание всегда полагалось на свидетельства своего Предания, и такое доверие было оправданным. Все данные научных исследований всегда рассматривались как вспомогательные аргументы, никак не определяющие вопроса о подлинности мощей. В научных кругах долгое время подвергались сомнению многие персонажи и места из Священного Писания. Археологические открытия же XX века большую часть этих сомнений рассеяли. А что будет открыто завтра неизвестно, но Церковь знает своих святых лучше, чем кто либо другой, пусть он и будет держать в руках лупу или измерительный прибор. Для Церкви принципиальным остается только одно свидетельство — признание подлинности мощей самой Церковью через решения церковных соборов и народное почитание.

Проводят ли сами христиане исследования мощей?

Да. Католики, после Второго Ватиканского Собора (1962 — 1965 года), создали целую комиссию, которая должна была определить подлинность всех мощей и реликвий, хранящиеся в монастырях и храмах. За 10 лет были перепроверены все документы, по возможности восстановлена история каждой святыни. В результате проведенная работа отделила те мощи и святыни, чье происхождение и подлинность документально подтверждена, от тех, которые мы можем почитать только верой.

Такие исследования знает и Православная Церковь. Например, в этом году празднуется 25-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, которые были похищены властями в Советский период. Тогда надежды найти его святые останки почти не осталось. Когда в 1990 году поступила информации о том, что возможно в Музее атеизма и религии эти мощи все таки найдены, то была создана комиссия которая провела антропологический и историко-канонический анализы. В результате было достоверно установлено, что найденные останки — мощи преподобного Серафима Саровского. Постоянно появляются противоречивые свидетельства об исследованиях останков Царской семьи.

Важно отметить, что ни в случае с известной католической комиссией, ни в случае научных исследований мощей по запросу Русской Православной Церкви их результаты не были и не могут быть основанием для решения вопроса о подлинности мощей. Последнее, определяющее слово всегда остается за самой Церковью, только Она сама хранит в себе святость и может распознавать ее.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина.

Источник

Мощи святых

Мо́щи – останки святых, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как свя­тыни.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

Само слово «мощи» (греч. λείψανον (лип­са­нон) (от греч λείπω – остав­лять) — (во мн. ч.) останки) можно пони­мать шире, чем просто телес­ные останки. Это слово может озна­чать и то, что оста­лось после святых (напри­мер, одежда, личные вещи), – все, что так или иначе сопри­ка­са­лось со святым во время его земной жизни.

Осно­ва­ние для почи­та­ния мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, напри­мер, в случае ожив­ле­ния мерт­веца после при­кос­но­ве­ния его к костям про­рока Елисея ( 4Цар.13:21 ) или в чуде, совер­шен­ном про­ро­ком Ели­сеем посред­ством милоти про­рока Илии.

в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть фото в чем хранятся мощи святых как называется. Смотреть картинку в чем хранятся мощи святых как называется. Картинка про в чем хранятся мощи святых как называется. Фото в чем хранятся мощи святых как называется

В Деян.19:12 рас­ска­зы­ва­ется о исполь­зо­ва­нии плат­ков и опо­я­са­ния с тела ап. Павла для исце­ле­ния болез­ней и изгна­ния злых духов.

Как в соеди­не­нии с душою святые были жили­щем Божиим, храмом Духа Свя­того, так и по раз­лу­че­нии с нею они оста­ются бога­тым вме­сти­ли­щем небес­ной бла­го­дати, обильно изли­ва­е­мой веру­ю­щим. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий гово­рит: «Кто каса­ется костей муче­ника, тот при­ем­лет неко­то­рое сооб­ще­ние освя­ще­ния по бла­го­дати, оби­та­ю­щей в теле муче­ника». Исто­рия и древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви, и Церкви Рус­ской гово­рит нам, что мощами всегда име­но­ва­лись и среди веру­ю­щих бла­го­го­вейно почи­та­лись всякие останки святых муче­ни­ков, вели­ких подвиж­ни­ков, сохра­нив­ши­еся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игна­тий, епи­скоп Антио­хий­ский, при импе­ра­торе Траяне был брошен на рас­тер­за­ние диким зверям, пожрав­шим все его тело и оста­вив­шим немного только самых твер­дых костей, кото­рые как свя­щен­ные останки были с бла­го­го­ве­нием подо­браны веру­ю­щими. В 156 году свя­щен­но­му­че­ник Поли­карп, епи­скоп Смирн­ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уце­лев­шие от огня, и пепел были для хри­стиан «чест­нее мно­го­цен­ных камней и дороже золота». Писа­тель латин­ской Церкви Пру­ден­ций гово­рит: «Веру­ю­щие соби­рают пепел от сожжен­ных святых тел муче­ни­ков, и обмы­тые чистым вином кости их все напе­ре­рыв ста­ра­ются добыть себе, хра­нить в своих домах, носить на груди святой прах как свя­щен­ный дар и залог бла­го­по­лу­чия». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст о мощах антио­хий­ского муче­ника Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погре­бе­ния, во гробе его оста­лись только кости и прах, кото­рые с вели­кою честью пере­не­сены были в гроб­ницу, в пред­ме­стье Дафну». Святой Лукиан так рас­ска­зы­вает о най­ден­ных им мощах свя­того архи­ди­а­кона Сте­фана: «Оста­лись от костей его весьма малые частицы, а все тело его обра­ти­лось в прах… С псал­мами и пес­нями понесли сии мощи (останки) бла­жен­ного Сте­фана в святую цер­ковь Сион…»

Свя­тость святых не содер­жится только в их душе, но неми­ну­емо рас­про­стра­ня­ется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непре­стан­ными еван­гель­скими подви­гами святые посте­пенно испол­ня­ются Духа Свя­того, так что и святые тела их ста­но­вятся хра­мами Свя­того Духа ( 1Кор.6:19, 3:17 ). Поэтому бла­гостно почи­тая святые мощи, Цер­ковь почи­тает храмы Свя­того Духа, храмы Бога Живого, в кото­рых Бог живет своей бла­го­да­тью и после телес­ной кон­чины свя­того, и, по пре­муд­рому бла­го­во­ле­нию Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, кото­рые бывают от святых мощей, сви­де­тель­ствуют, что их бла­го­че­сти­вое почи­та­ние людьми угодно Богу.

Осно­ва­нием для хри­сти­ан­ского почи­та­ния мощей явля­ется Бого­во­пло­ще­ние. Вос­при­няв в Бого­во­пло­ще­нии чело­ве­че­скую при­роду во всей пол­ноте, Гос­подь тем самым утвер­дил навеки досто­ин­ство чело­ве­че­ской телес­но­сти. Для хри­стиан тело – не тем­ница и не слу­чай­ное оде­я­ние души, а один из уров­ней чело­ве­че­ской лич­но­сти, связь с кото­рым лич­ность таин­ственно сохра­няет и после смерти. По учению Свщ. Писа­ния, можно про­слав­лять Бога не только духом, но и в телах ( 1Кор.6:20 ). Само тело может стать храмом Свя­того Духа ( 1Кор.6:19 ), и оно не пере­стает быть тако­вым и после смерти. Отсюда в Церкви особое ува­же­ние и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к остан­кам святых угод­ни­ков.

Это ува­же­ние выра­жа­ется:

Повест­вуя о чудо­твор­ной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин гово­рит о святых муче­ни­ках: они и по смерти дей­ствуют как живые: исце­ляют боль­ных, изго­няют бесов и силой Гос­под­ней отра­жают всякое их злое напа­де­ние. Ведь в святых мощах всегда при­сут­ствует чудо­твор­ная бла­го­дать Свя­того Духа.

Сверхъ­есте­ствен­ная бла­го­дать изби­рает ору­дием своих спа­си­тель­ных дей­ствий на веру­ю­щих не только самые мощи, но и раз­лич­ные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окру­жа­ю­щий раку. И потому даже вещи святых издревле были пред­ме­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих.

«Бог, – гово­рит святой Иоанн Зла­то­уст, – раз­де­лил с нами святых: Сам взял души, а нам даро­вал тела, чтобы святые их кости мы имели посто­ян­ным побуж­де­нием к доб­ро­де­тели».

В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора читаем: «Спа­си­тель наш Хри­стос даро­вал нам спа­си­тель­ные источ­ники, останки святых – мно­го­об­разно изли­ва­ю­щие бла­го­де­я­ния на достой­ных. И это чрез Христа, Кото­рый в них оби­тает. Потому дерз­нув­шие отвер­гать мощи муче­ника: если епи­скопы – да будут изверг­нуты, если монахи и миряне – лишены обще­ния». В Пра­виле 7 того же Все­лен­ского Собора гово­рится: «Аще кото­рые чест­ные храмы освя­щены без святых мощей муче­ни­че­ских, опре­де­ляем: да будет совер­шено в них поло­же­ние мощей с обыч­ною молит­вою. С этих пор и вве­дены повсюду в храмах анти­минсы, в кото­рые обя­за­тельно вла­га­ются частицы святых мощей и без кото­рых невоз­можно совер­ше­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Таким обра­зом, в каждом храме обя­за­тельно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат зало­гом при­сут­ствия святых при бого­слу­же­нии, их уча­стия в наших молит­вах, их пред­ста­тель­ства пред Богом, под­креп­ля­ю­щего наши молитвы.

«Бог, – поучает святой Иоанн Зла­то­уст, – для того и остав­ляет нам тела святых, чтобы дать нам надеж­ное при­бе­жище и защиту против зол, отвсюду нас окру­жа­ю­щих. Посему я при­зы­ваю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мир­ском несча­стии, и в глу­бине гре­хов­ной, теките сюда с верою, вы полу­чите помощь и с вели­кою радо­стию воз­вра­ти­тесь отсюда».

Почи­тая святые мощи, пра­во­слав­ные веру­ю­щие верят не в «мощь», не в «могу­ще­ство» или силу самих по себе остан­ков святых, а в молит­вен­ное пред­сто­я­ние святых, мощи кото­рых, нахо­дясь пред нашим взором, воз­буж­дают в серд­цах чув­ство бли­зо­сти к самим угод­ни­кам Божьим, кото­рые жили когда-то в этих телах.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫ­ТИЯ МОЩЕЙ ПРЕ­ПО­ДОБ­НОГО СЕРА­ФИМА САРОВ­СКОГО

Один стран­ник, бывший на откры­тии мощей пре­по­доб­ного Сера­фима, между прочим гово­рил: «Дивны дела Твои, Гос­поди! И кто может разъ­яс­нить тайну дел Божиих! Хранит Гос­подь вся кости их, ни едина от них сокру­шится ( Пс.33:21 ). Ведь кость кости рознь. У нече­сти­вых людей кости мерт­вые, как сказал Гос­подь про гробы греш­ни­ков, что они полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты. А вот у про­рока Елисея кости были живые, они и по успе­нии его про­ро­че­ство­вали, как об этом повест­вует пре­муд­рый сын Сира­хов. Ожив­шие кости видел и пророк Иезе­ки­иль. И царь Давид гово­рит: Вся кости моя рекут: Гос­поди, Гос­поди, кто подо­бен Тебе ( Пс.34:10 )? Я про­славлю Тебя в собра­нии вели­ком, среди народа мно­го­чис­лен­ного вос­хвалю Тебя ( Пс.34:18 ). Так вот и теперь у пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского кости про­слав­ляют Гос­пода в мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского».

Про­ис­хо­див­шие в Саров­ской оби­тели тор­же­ства по случаю откры­тия святых мощей озна­ме­но­ва­лись мно­гими див­ными про­яв­ле­ни­ями бла­го­дати Божией. По молит­вен­ному пред­ста­тель­ству пре­по­доб­ного отца нашего Сера­фима слепые про­зре­вали, глухие слы­шали, немые гово­рили, хромые ходили.

На источ­нике отца Сера­фима еже­дневно совер­ша­лось по нескольку, иногда более десяти слу­чаев исце­ле­ний. В один такой день было собрано около источ­ника до пят­на­дцати косты­лей, остав­лен­ных исце­лив­ши­мися хро­мыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно сви­де­тель­ствуя тем о силе молит­вен­ного пред­ста­тель­ства пре­по­доб­ного отца Сера­фима. На источ­нике каждый воочию мог видеть кого-либо из исце­лив­шихся и слы­шать чисто­сер­деч­ный, про­стой рас­сказ об исце­ле­нии.

Между слу­ча­ями исце­ле­ний были и заме­ча­тель­ные: один отрок, немой от рож­де­ния, стал гово­рить; одна слепая от рож­де­ния начала видеть сол­неч­ный свет, дере­вья и другие пред­меты. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один оста­вав­шийся семь лет недви­жи­мым и глу­хо­не­мым стал слы­шать, гово­рить и ходить.

Когда одна мать немой девочки кос­ну­лась гроба пре­по­доб­ного плат­ком и отерла им лицо боль­ной дочери, послед­няя, к вели­кой радо­сти матери, тотчас же стала гово­рить. Так дивно и явно про­явил Гос­подь милость Свою через ново­про­слав­лен­ного Своего угод­ника.

Под­линно, если так можно выра­зиться, кости пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского про­сла­вили Гос­пода при мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского.

Что при­ба­вить к сему и чем заклю­чить слово? При­ба­вим слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и ими заклю­чим ска­зан­ное нами: «Не только тела, но и гробы святых пре­ис­пол­нены духов­ных даров бла­го­дати. Посему при­зы­ваю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мир­ском несча­стий или в глу­бине гре­хов­ной, – при­хо­дите к мощам с верою: вы полу­чите помощь и с вели­кой радо­стью воз­вра­ти­тесь от них, при­об­ретши одним воз­зре­нием облег­че­ние своей сове­сти. Сие сокро­вище бла­го­по­требно для всех, сие при­ста­нище надежно и для несчаст­ных, ибо осво­бож­дает их от бед­ствий, и для счаст­ли­вых, ибо «утвер­ждает их сча­стье, и для боля­щих, ибо воз­вра­щает им здра­вие, и для здра­вых, ибо отвра­щает болезни». Аминь.

Наша Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не смот­рела на мощи св. угод­ни­ков Божиих, как на непре­менно и совер­шенно целые нетлен­ные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но кото­рому только один Бого­че­ло­век наш Иисус Хри­стос не увидел тления ( Деян.13:34-37 ), все же люди в силу опре­де­ле­ния Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны под­вер­гаться и под­вер­га­ются тлению. Это – истина, выра­жа­ясь сло­вами вашими, «откры­ва­е­мая чело­веку зако­нами при­роды».

Но есть «люди, име­ю­щие рев­ность Божию не по разуму, кото­рые утвер­ждают, будто мощи святых непре­менно суть совер­шенно нетлен­ные, т. е совер­шенно целые, нисколько не раз­ру­шен­ные и не повре­жден­ные тела» (Голу­бин­ский Б. Е., проф. «Исто­рия кано­ни­за­ции святых в Рус­ской Церкви», изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одно­сто­рон­нее и непра­виль­ное, и при­но­сит много вреда церкви. Цер­ковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не тре­бу­ется и самым суще­ством дела. Тела умер­ших людей могут дол­го­вре­менно не пре­да­ваться тлению вслед­ствие каких-либо бла­го­при­ят­ству­ю­щих сему кли­ма­ти­че­ских и других мест­ных усло­вий и это не отно­сит к дей­ствиям бла­го­дати Божией и не озна­чает какого-либо нрав­ствен­ного досто­ин­ства того умер­шего чело­века, тело кото­рого не истле­вает. Сила бла­го­дати Божией позна­ется тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окру­жа­ю­щей нас при­роды, уже воз­дей­ство­вало в теле почив­шего угод­ника Божия, но оста­нов­лено высшею, боже­ствен­ною силою и остав­ши­еся нетлен­ные части тела или только одни кости его не только пре­бы­вают в цело­сти, но исто­чают исце­ле­ния. Это оста­но­вив­ше­еся тление в смерт­ных остан­ках снятых, с исто­че­нием от них чудес и исце­ле­ний и служит для веру­ю­щих осно­ва­нием и побуж­де­нием к бла­го­го­вей­ному чество­ва­нию их.
свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Тра­пи­цын)

Ввиду того, что пра­во­слав­ные верят в освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние тела вместе с душой, они бла­го­го­вейно почи­тают мощи святых. Подобно римо-като­ли­кам, они верят, что боже­ствен­ная бла­го­дать, при­сут­ство­вав­шая в телах святых при жизни, сохра­няет дей­ствен­ность и после смерти — в их мощах — и что Бог поль­зу­ется этими мощами как про­вод­ни­ками своей боже­ствен­ной силы и сред­ством исце­ле­ния. В неко­то­рых слу­чаях тела святых чудес­ным обра­зом избе­гали тления, но даже когда этого не про­ис­хо­дило, пра­во­слав­ные ока­зы­вали равное почи­та­ние мощам святых. Это почи­та­ние мощей про­ис­хо­дит не от неве­же­ства и суе­ве­рия, а от высо­ко­раз­ви­того бого­сло­вия тела.
епи­скоп Кал­лист (Уэр)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *