в чем разница между гнездовыми и выводковыми птицами
Выводковые и гнездовые птицы
Птицы делятся на выводковые и гнездовые.
Выводковые: у некоторых птиц (кур, гусей. ) птицы при рождении покрыты пухом, глаза открыты, через несколько часов они уже могут следовать за родителем.
Гнездовые (птенцовые) (например, певчие птицы, попугаи, голуби. ): у птенцов пуха почти нет, глаза закрыты. Родителю(ям) необходимо их кормить и оберегать, дополнительно обогревать, а также обучать, до момента обретения самостоятельности. Поэтому гнездовые откладывают обычно меньше яиц, чем выводковые. У выводковых ограничением считается объем яиц, который может поместиться под птицей.
Годовой цикл птиц делится на этапы:
— размножение (самец и самка образовывают пары, для этого самцы могут проводить турниры, петь, демонстрировать оперение, дарить подарки и т.д.
— затем пары строят гнезда (некоторые просто используют естественные углубления в земле, деревьях, скалах или других местах)
— насиживание (чем крупнее птица, тем дольше длится период насеста)
— кочевание (сначала птицы меняют оперение, иногда меняя его под цвет окружающей среды.
Но некоторые птицы очень подвижны и каждый год совершают далекие перелеты (миграции) к местам более богатым пищей.
Для ориентировки птицы могут использовать ощущение магнитного поля Земли, память о местности, Солнце и т.д.)
— затем идет подготовка к зиме
Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание
Добавить интересную новость
Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников
При правильном ответе Вы получите 3 балла
Распределите различия выводковых и гнездовых птиц
Класс птицы
Ароморфозы птиц
Опахало состоит из бородок 1-ого порядка, которые крепятся напрямую к стержню, и бородок 2-ого порядка, расположенных на бородках 1-ого порядка.
Маховые перья растут по краю крыла, именно они поддерживают птицу во время полета. Рулевые перья являются продолжением хвоста у большинства птиц, играют важную роль при изменении направления полета. Покровные перья формируют характерный обтекаемый контур птицы, за счет чего и получили свое название.
У птиц имеется полная перегородка в сердце, разделяющая его камеру на два изолированных желудочка. Кровь больше не смешивается: два круга кровообращения полностью отделены друг от друга.
Уровень обмена веществ становится гораздо выше, чем у земноводных и пресмыкающихся, что проявляется в приобретении птицами теплокровности (гомойотермии). Температура тела птиц более не зависит от окружающей среды, они могут осваивать среды обитания с низкими температурами.
Для птиц характерны более сложноустроенные губчатые легкие, дыхательная площадь которых превышает площадь ячеистых легких пресмыкающихся. Газообмен в них происходит с большей эффективностью.
Чтобы основательно изучить тот или иной раздел зоологии очень важно знать классификацию. Без классификаций в голове будет сплошная «каша», так что относитесь к ним с особым вниманием. Класс птицы состоит из трех надотрядов: бескилевые, килевые и пингвины.
Сизый голубь
На голове хорошо заметен клюв, включающий надклювье и подклювье. У хищных птиц клюв приобретает заостренную форму, для того чтобы отрывать им плоть.
Сухая кожа практически полностью лишена желез. Единственная железа, копчиковая, расположена над хвостовыми позвонками. Секрет копчиковой железы имеет маслянистый характер, используется птицей для смазки крыльев, предотвращая их намокание. Особенно хорошо развита эта железа у водоплавающих птиц: они смазывают ее секретом плотный перьевой покров.
Скелет птиц представлен позвоночным столбом, в состав которого (как и у рептилий) входит 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Исключительной подвижностью отличается шейный отдел: например, совы могут поворачивать голову до 270°, что отлично позволяет им выслеживать жертву.
Пояс передних конечностей (плечевой) образован тремя парными костями: вороньими (коракоидами), ключицами и лопатками. Сросшиеся концы ключиц образуют вилочку, которая амортизирует толчки при взмахах крыла.
Тазовый (задний) пояс птиц образован сросшимися друг с другом лобковыми, седалищными, подвздошными костями с каждой стороны. Важно заметить: лобковые кости не срастаются между собой, что делает таз птиц «открытым», позволяет откладывать крупные яйца.
В ходе приспособления к полету у птиц многие кости становятся полыми внутри. Их можно представить в виде полого цилиндра, заполненного воздухом, что уменьшает общий вес птицы.
Далее располагается желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного. В железистом отделе происходит ферментативная (химическая) обработка пищи. Мускульный отдел изнутри выстлан плотным роговым покровом, который осуществляет механическую обработку пищи, измельчая ее.
Желудок продолжается в тонкую кишку, которая сразу открывается в клоаку. Таким образом «полет» оставил след и в этой системе: пищеварительная трубка птиц укорочена для того, чтобы быстрее и эффективнее расщеплять пищу. Надо отметить, что полет требует затраты большого количества энергии.
Полет крайне энергозатратное удовольствие для кровеносной системы: во время полета сердце птиц развивает частоту ударов до 1000 в минуту и более, чтобы обеспечить циркуляцию крови адекватную потребностям организма.
Это увеличение происходит за счет развития больших полушарий переднего мозга, которые отвечают за поведенческие реакции. Благодаря этому у птиц наблюдается сложное поведение, выражена забота о потомстве.
У птиц хорошо развит мозжечок, отвечающий за координацию движений, что очень важно для полета. Мозжечок птиц огромный, складчатый.
Птицы практически лишены обоняния, поэтому орган зрения берет на себя основную функцию. Глаз птицы видит острее глаза человека, к тому же глаза анатомически расположены по бокам головы: такая локализация обеспечивает больший угол обзора.
Строение глаза птиц поражает! Его особенностью является чрезвычайно подвижный хрусталик. Двойной аккомодацией у птиц называется способность хрусталика не только перемещаться вперед-назад, но и менять свою кривизну, что обеспечивают отличную настройку на наилучшее видение. Даже роговица глаза птицы способна в некоторой степени менять свою кривизну.
Орган слуха развит хорошо, включает внутреннее и среднее ухо. Развитый орган слуха дополняет способность птиц издавать звуки: так они обмениваются важной информацией друг с другом. Голосовые связки, орган голосообразования, находятся в нижней гортани (певчей).
Женская половая система представлена единственным яичником (второй редуцирован для облегчения веса), отходящими от них яйцеводам, которые открываются в клоаку.
Бескилевые птицы
Представители этого отряда характеризуются слабо развитыми крыльями, вследствие чего они неспособны к полету. Этот факт привел к развитию у них выраженной способности к бегу. Например, страусы могут развивать скорость до 70 км/час.
В самом названии отряда заложена главная подсказка: у этих птиц отсутствует киль, костный вырост грудины. В связи с отсутствием способности к полету их кости не имеют воздухоносных полостей. К данному отряду относятся страусы и новозеландский киви.
Пингвины
Передвигаются пингвины, опираясь на хвост, не строят гнезд. Крупные виды пингвинов держат яйца на перепонках лап, пряча под большую складку кожи на животе, насиживают стоя.
Строение яйца птицы
Выводковые и гнездовые птицы
Птицы и их образ жизни
По образу жизни птицы подразделяются на оседлых, кочующих и перелетных.
Оседлые птицы живут в пределах небольшой территории и редко покидают ее пределы. Такой образ жизни птиц характерен в местах обитания, где сезонные изменения не затрагивают доступность корма: в тропических и субтропических зонах.
Кочующими птицами называют тех, которые постоянно перемещаются с места на место в поисках пищи вне сезона размножения. Они могут совершать перелеты на сотни километров, но обычно не покидают той природной зоны, в которой гнездятся.
Перелетные птицы совершают регулярные сезонные миграции между местами гнездовий и зимовок. Они преодолевают тысячи километров.
Значение птиц
С древних времен люди занимаются птицеводством, дающим множество продуктов, без которых трудно представить наше существование. Мясо домашних птиц богато полезными веществами, питательно, как и куриные яйца. В настоящее время процессы разведения птиц механизированы: их выращивают в специальных инкубаторах.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Гнездовая жизнь птиц
Знакомство с гнездовой жизнью птиц
Гнездовая жизнь птиц
О закономерностях распределения птичьих гнезд в лесу
Наблюдения за поведением птиц в период, непосредственно предшествующий гнездостроению, показывают, что прежде чем приступить к постройке гнезда, птицы некоторое время привыкают к окружающей обстановке и ведут себя особенно скрытно и осторожно. Нередко, начав строить гнездо в одном месте, они бросают его и сооружают постройку в другом. Это поведение указывает на наличие у птиц избирательности по отношению к месту будущего гнезда. Какие же требования предъявляют птицы к такому месту? Большинству мелких лесных птиц необходим комплекс условий. Прежде всего гнездо должно быть скрыто от глаз именно тех хищников, которые обитают на гнездовом участке. Наличие и состав врагов птицы определяют на основании личного опыта. На разных участках состав врагов может быть различным. В результате и гнездо может быть расположено по-разному в зависимости от того, держится ли на участке сойка, горностай или бывает много людей. Славки и белобровики, например, в многолюдных парках вьют гнезда иногда довольно высоко среди ветвей деревьев, что для них в целом не характерно.
Рис. 70. ‘Гнездо’ козодоя (фото А. Мальчевского)
Следовательно, условия среды определяют характер гнезда. Наиболее сложные постройки у певчих птиц, гнездящихся на ветвях деревьев и кустарников или подвешивающих гнезда над водой в камышах. В целом можно сказать, что искусство гнездостроения совершенствовалось у птиц в лесной среде.
Наблюдения у гнезд
Откладка и обогревание яиц. Когда курица снесет яйцо, она обыкновенно кудахчет. Почему она так делает, трудно сказать. У диких птиц этого явления, как правило, не наблюдается. Процесс откладки яиц протекает у них обычно в полной тишине. Лишь у самок некоторых видов, строящих заметные гнезда, то есть у птиц, не слишком боящихся врагов, существуют особые голосовые реакции в период откладки яиц. Так, например, ворона, отложив первое яйцо и оставшись после этого на гнезде, начинает регулярно издавать горловое «а», напоминающее крик птенца-слетка. Процесс откладки яиц у ворон совмещен с насиживанием, и в течение всего этого периода самки, сидя на гнездах, по временам однократно и приглушенно каркают, как бы напоминая самцам о себе. Гнезда ворон мало доступны для наблюдений, и определение сроков откладки первого яйца у них затруднено. Однако голосовые реакции самок облегчают эту задачу.
Как происходит смена партнеров на гнезде и по какому расписанию живут самцы и самки в случае их участия в насиживании? Этот вопрос тоже заслуживает внимания. У некоторых видов самцы даже дольше сидят на гнездах, чем самки. У дятлов, например, обогревают кладку как самцы, так и самки. По наблюдениям Д. Блюма у черного дятла ночью (с 8 часов вечера и до 5 утра) в гнезде всегда находится самец. Самка ночует в стороне, иногда за 2-3 километра от гнезда. В течение всего светлого времени птицы сменяются около 8 раз, примерно через каждые 2 часа. При этом смена партнеров сопровождается особым ритуалом. Птицы выманивают одна другую с помощью специфичного сигнала, напоминающего крик галки «гьяк, гьяк. «.
Каким образом устанавливается контакт между кладкой и наседным пятном, если оно закрыто опахалами контурных перьев и снаружи не видно? На этот вопрос можно получить ответ, внимательно наблюдая за поведением птицы в тот момент, когда она, подлетев к гнезду, усаживается на кладку. Можно заметить, что, опускаясь на гнездо, она совершает ряд ритмичных боковых движений, освобождая таким образом оголенный участок кожи от налегающих на него перьев.
Процесс вылупления. На разовых орнитологических экскурсиях процесс вылупления приходится наблюдать не очень часто. При систематических же посещениях гнезд, если точно рассчитать время, всегда имеется возможность увидеть выход птенца из яйца, тем более что на самых последних стадиях развития эмбриона процесс вылупления можно ускорить и сделать так, чтобы он протекал на глазах. Процесс этот очень интересный и весьма поучительный. Известно, что птенцы освобождаются от скорлупы сами, без помощи родителей. Однако для энергичных движений уже готового к вылуплению эмбриона нужна соответствующая температура. Когда мы сгоняем птицу с гнезда, чтобы посмотреть, что в нем происходит, яйца, в которых уже начался процесс вылупления, охлаждаются и выход птенца из яйца задерживается. Если нагреть яйцо до 39-40 градусов, то птенец может в короткий срок освободиться от скорлупы. Это можно сделать с помощью термоса или грелки, заранее отрегулировав температуру. Надо положить яйцо на вчетверо сложенный носовой платок и накрыть им отверстие термоса. Если на скорлупе уже имеются звездочки от пролома скорлупы изнутри, то птенец вскоре вылупится на глазах у экскурсантов.
Рис. 71. Момент, когда птенец разламывает скорлупу на две части (фото А. Мальчевского)
За начало процесса вылупления следует, однако, считать не первый проклев скорлупы, а момент, когда эмбрион яйцевым зубом разрывает подскорлуповую пленку и попадает клювом в воздушную камеру, находящуюся у тупого конца яйца. Такой момент знаменуется началом смены зародышевого, аллантоисного, дыхания легочным. Процесс этот постепенный, и если птицу постоянно сгоняют с гнезда, он может продолжаться сутки или даже двое. В конце периода вылупления птенец пользуется двойным дыханием: зародышевым, при охлаждении яйца, и легочным, когда птица снова садится на гнездо. Такое приспособление дает возможность уже начавшему дышать легкими эмбриону не погибнуть при длительных охлаждениях кладки, что в природе иногда случается.
Если незадолго до вылупления приложить яйцо плотно к уху, то можно услышать регулярный щелкающий звук. При охлаждении яйца стучание, или, точнее, щелькание, становится редким или совсем прекращается, при нагревании учащается. Раньше полагали, что звук внутри яйца возникает от удара клюва птенца по скорлупе. Позднее было выяснено, что он совпадает с актом дыхания и клюв птенца тут ни при чем. В этом легко убедиться: если освободить участок скорлупы вокруг клюва зародыша, щелкание будет продолжаться. Иногда оно бывает слышно и после вылупления птенцов. Таким образом, по стучанию яйца, которое начинается за 12-15 часов до первого проклева скорлупы, можно определить время становления легочного дыхания и срок вылупления птенцов. Звездочки в местах пролома возникают по одной линии. Окончательное освобождение происходит, когда целостность скорлупы бывает нарушена на треть окружности. После этого птенец разгибает согнутую спину и, упираясь головой в тупой конец, разламывает скорлупу на две части, которые взрослые птицы вскоре выносят из гнезда.
Родительская забота. У певчих птиц, у которых птенцы появляются на свет с неустановившейся температурой тела и совсем беспомощными, интенсивное насиживание продолжается и после вылупления. Первые 4 дня птицы сидят на птенцах столь же долго и плотно, как и на кладках. В это время они совмещают процесс обогревания с выкармливанием. Для быстрого усвоения пищи и нормального роста пойкилотермным птенцам необходима столь же высокая температура, как и эмбриону, равная примерно 37-39 градусам. Эту температуру поддерживает у птенцов самка через наседное пятно. Самец же бывает занят разыскиванием корма.
Рис. 72. Лесной конек выносит из гнезда белый комочек экскрементов (фото Ю. Пукинского)
Одной из наиболее трогательных форм заботы птиц о своем потомстве является защита птенцов от солнечных лучей и дождя. Если кустик травы, бросающий тень на гнездо жаворонка или садовой овсянки, скосить, то птенцы окажутся незащищенными от солнца и, будучи еще не в состоянии регулировать температуру тела, могут вскоре перегреться и погибнуть. В таких случаях на помощь приходят родители, которые прикрывают птенцов своим телом, создавая над ними тень и защищая от солнечной радиации. Чувствительность маленьких птенцов к воздействию прямых солнечных лучей, видимо, чрезвычайно высока. Однодневный птенец овсянки, помещенный на открытое солнце при температуре 50 градусов, почти сразу же учащает дыхание, через 2 минуты начинает судорожно открывать рот и через 5-10 минут погибает. Естественно, что без родительской заботы птенцам не обойтись, если солнечные лучи будут попадать на гнездо. Поэтому гнезда у таких птиц обычно и располагаются под кустиком травы, крупным листом или каким-либо предметом, образующим тень. От солнечных лучей защищают своих птенцов почти все певчие и другие незрелорождающиеся птицы, но заметим, что такая забота проявляется у них лишь до тех пор, пока птенцы находятся в гнезде. Выпрыгнувший из гнезда птенчик может замерзать, мокнуть на дожде и перегреваться на солнце, но родители не обратят на это никакого внимания.
Поведение родителей в момент опасности заслуживает особого внимания. Когда на гнездовом участке появляется враг, то птицы обычно применяют различные приемы, рассчитанные на то, чтобы отвлечь его, отвести в сторону или, наконец, отпугнуть от гнезда или птенцов. На орнитологических экскурсиях постоянно приходится наблюдать подобного рода отвлекающие или агрессивные демонстрации птиц. Прежде всего следует указать на удивительную способность многих птиц имитировать движения больной или раненой птицы. Особенно это характерно для куликов, самок утиных и тетеревиных птиц, козодоев, болотных сов, некоторых овсянок и пеночек, чьи гнезда располагаются на земле. Падают, как подстреленные, и бьются на земле также отдельные особи вяхиря, горлицы, зяблика, щегла. Они делают так в том случае, если кто-нибудь залезает на дерево, на котором помещено их гнездо. Отвлекающие демонстрации с изображением больной птицы чрезвычайно характерны для различных видов славок, гнездящихся в кустах. Некоторые особи садятся на выдающиеся ветви кустов и демонстративно падают оттуда на землю, затем, сгорбившись и волоча крылья, отбегают в сторону. В том случае, когда враг не обращает внимания на птицу и продолжает находиться вблизи гнезда, этот прием поведения иногда повторяется несколько раз. Если за такой птицей побежать, на что и рассчитано ее поведение, она, после того как отведет преследователя на некоторое расстояние от гнезда, внезапно «выздоравливает» и улетает. Биологический смысл этого поведения очевиден. Результаты действия иногда бывают поразительными. Даже человек, знающий, что птица притворяется, невольно бросается ее преследовать. Действуя таким образом, самка вальдшнепа уверенно отводит собаку от выводка на сто и более метров.
Существует и другой способ отвода: птица первая подлетает к хищнику, садится на видное место и издает громкий сигнал тревоги, но при попытке схватить ее быстро отлетает в сторону. Прием повторяется несколько раз, и в конце концов хищник оказывается на значительном расстоянии от птенца, сидящего на земле. Так ведут себя, например, горихвостки и соловьи по отношению к кошкам, обшаривающим кусты в парках.
Агрессивное поведение у гнезда характерно для дневных хищников, крупных сов, для крачек, чибиса, сойки и сороки, рябинника и белобровика, для иволги, сорокопутов, а иногда для мухоловок, пересмешки и других мелких видов воробьиных. Они стремительно налетают на врага и ударяют его клювом, лапами или всем телом. Находясь в сильном возбуждении, маленькая пересмешка может напасть даже на человека.
Среди тех же самых видов птиц иногда можно встретить особей, которые ведут себя крайне осторожно и мало заметно. Если за такими птицами специально наблюдать, то можно заметить, что они совсем не индифферентно относятся, например, к человеку, появившемуся около их гнезда. Они возбуждены, подают сигнал тревоги, но тем не менее продолжают держаться в стороне.
Для понимания физиологической природы поведения птиц самым важным следует признать тот факт, что особи одного и того же вида в случае опасности, угрожающей птенцам, могут вести себя по-разному. Одни внешне остаются спокойными, другие проявляют агрессивность, третьи прикидываются ранеными. Если бы все представители вида вели себя однотипно, то подобное притворство птиц можно было бы рассматривать как явление врожденное. Однако однотипности поведения не наблюдается. По всей видимости, имеет место различная степень возбуждаемости, определяющая модус поведения птицы. Необходимо лишь отметить, что в тех случаях, когда птицы начинают «отводить» от гнезда или нападать, принимаемые ими позы отличаются характерными видовыми чертами. В какой степени поведение птицы зависит от предшествующего опыта или типа ее нервной системы, пока еще трудно сказать. Нужны дополнительные факты и эксперименты. Но прежде чем ставить эксперимент, исследователю самому необходимо накопить опыт общения с птицами в природе. Его он может приобрести на орнитологических экскурсиях.
Рис. 73. Самка горихвостки-лысушки принесла птенцам стрекозу (фото Ю. Пукинского)
При регистрации количества кормовых прилетов необходимо помнить, что частота кормления изменяется по мере роста птенцов. К концу пребывания выводка в гнезде она заметно возрастает, но резко снижается в день вылета, когда взрослые птицы начинают уже выманивать птенцов из гнезда: покажут корм и отлетят в сторону. Таким образом, чтобы данные о частоте кормления были сравнимыми, необходимо учитывать возраст, а также число птенцов, находящихся в гнезде.
Рис. 74. Скворец с добычей (фото А. Соколова)
С помощью бинокля удается определить немногие корма: ягоды, земляных червей, стрекоз. Но даже в этих случаях можно ошибиться, не говоря уже о мелких насекомых, которых вообще бывает не видно. (Метод же шейных лигатур позволяет отбирать все, что птицы принесли птенцам. При известном опыте можно получать не только качественную, но и количественную характеристику суточного рациона птенцов. Естественно, что взамен отбираемого корма птенцы должны получать какую-то другую, заранее заготовленную пищу (муравьиные яйца, мучных червей и т. п.). При использовании методики шейных лигатур удалось, например, определить суточный рацион пяти двухнедельных птенцов сойки. Было выяснено, что за 16-часовой рабочий день (с 4 часов утра и до 8 вечера) сойки 20 раз кормили птенцов. За это время они принесли 63 очень крупные куколки соснового шелкопряда, 9 больших пауков, 3 зеленых кузнечика и 1 бражника. Общая масса корма равнялась 170 граммам. На каждого птенца пришлось по 34 грамма. Средняя масса птенца составляла 117-118 граммов. Таким образом, суточная норма двухнедельного птенца сойки оказалась равной примерно трети (34,7 процента) его собственной массы. Примерно такое же количество пищи съедают и гнездовые птенцы других видов. После вылета из гнезда потребность в пище, естественно, возрастает, так как резко увеличивается расход энергии, затрачиваемый на движение, поддержание постоянной температуры тела и интенсивный рост пера, который все еще продолжается.
По существу каждая систематическая группа птиц при изучении питания птенцов требует своего подхода. Методика шейных лигатур применима к воробьиным птицам, а также к дятлам, стрижам, ракшам и козодою. Питание сов и дневных хищных птиц можно изучать путем сбора остатков пищи в гнезде или под гнездом. Хорошие результаты дает также метод подкарауливания хищников и фотографирования их в момент подлета к гнезду. Этот способ был очень удачно использован Ю. Б. Пукинским и продемонстрирован в его книге «Жизнь сов». Птенцам дневных хищников, кроме того, надевают на головы специальные намордники, чтобы они не могли сразу съесть принесенную им пищу. Некоторые лесные певчие птицы настолько быстро привыкают к виду человека, находящегося около их гнезда, что иногда путают рот птенца с протянутым пинцетом и позволяют отбирать у них корм непосредственно из клюва. Если же птенцов после выхода из гнезда посадить в клетку, то доверчивые птицы будут продолжать их кормить, и в этом случае изучение питания можно продлить еще на несколько дней.
В целом насекомоядные птицы, выкармливая птенцов, отдают предпочтение мягким и сочным кормам и чаще всего собирают гусениц бабочек, личинок пилильщиков и крупных пауков. Почти обязательным элементом рациона птенцов являются наземные моллюски, раковины которых служат источником минерального питания. Многие птицы специально приносят птенцам комочки земли, богатой солями кальция, а также песок и камешки, которые способствуют лучшему усвоению грубых кормов.
Птенцы и их развитие
Птенцовые признаки. К птенцовым признакам следует относить такие черты строения и окраски, которые с возрастом постепенно исчезают или изменяются. Укажем на некоторые из них.
Прежде всего рассмотрим так называемый «яйцевой зуб». Это затвердевшее роговое утолщение на конце надклювья (у дятлов и на под-клювье), с помощью которого птенец разламывает скорлупу яйца при вылуплении. Яйцевой зуб обычно бывает белого цвета. Он функционирует лишь в короткий период жизни птенца, но иногда сохраняется довольно долго: у воробьиных до 10-15, а у цапель до 45 дней. Длительность сохранности яйцевого зуба зависит от образа жизни птенца.
Рис. 75. Однодневный перепелятник (фото А. Мальчевского). На конце клюва виден белый ‘яйцевой зуб’
У пуховичков куриных птиц, которые с первого же дня начинают разыскивать корм, яйцевой зуб исчезает иногда уже на вторые сутки. Он отпадает вместе с тонкой роговой пластинкой, отслаивающейся от рогового чехла по мере роста клюва. Довольно рано отпадает яйцевой зуб и у птенцов, воспитывающихся в дуплах. Находясь в тесноте и отличаясь большой активностью, они постоянно касаются стенок дупла и сбивают яйцевой зуб.
Рис. 76. Характер окраски языка у птенцов большинства певчих птиц (1) (без темных пятен), камышевок и пересмешки (2), сверчков, жаворонков и завирушек (3), большинства славок (4) (с неяркими темными пятнами) (ориг.)
Рис. 77. Боковые выросты клюва у скворца в возрасте одного (1) и пяти (2) дней (ориг.)
Нижнечелюстный прогнатизм, выражающийся в увеличенных размерах подклювья по сравнению с надклювьем, характерен для птенцов дятлов, удодов и некоторых других птиц, гнездящихся в дуплах. Полагают, что такое строение клюва облегчает процесс активного захвата пищи птенцом в дупле.
Рис. 78. Однодневный птенец вертишейки (фото А. Мальчевского). На интертарзальном сочленении видна характерная для птенцов дятловых птиц ‘пяточная мозоль’
Рис. 79. Однодневный птенец сорокопута-жулана (фото А. Мальчевского). На брюшной стороне видны рудиментарные пушинки
Среди певчих птиц нашей фауны нет эмбрионального пуха у новорожденных птенцов камышевок (но не сверчков), славок, бормоту-шек и пересмешки, ремеза, длиннохвостой синицы, поползня, воробьев (но не каменного воробья), сойки, сороки, свиристеля, сорокопутов. У остальных певчих птиц птенцы опушены, но в разной степени. У практически голых птенцов сорокопутов при внимательном их осмотре на брюшной стороне можно заметить два ряда крохотных рудиментарных пушинок. Они сохраняются на теле птенца, видимо, в силу исторических причин, так как вряд ли могут выполнять какую-либо функцию. Точно так же и редкий пушок, расположенный, например, только на голове у птенцов пищухи, королька или зеленой пеночки, вряд ли играет существенную роль в их жизни. Обогревающее его значение ничтожно, особенно если учесть, что на птенцах почти неотлучно сидит самка, отдающая им свое тепло. Соображение о том, что пушинки на теле птенца играют роль своего рода «антенн», воспринимающих звуковые колебания или движение воздуха при подлете родителей, экспериментально подтвердить не удалось. Если легко подуть на новорожденных, довольно сильно опушенных птенцов овсянки или конька и на совершенно голых славок, реакция будет одинаковая. Голодные птенцы вскинутся, вытянут шеи и откроют рты, прося есть. Они будут вести себя точно так же, стоит легонько потрясти гнездо. Веки у них еще сомкнуты, слуховые проходы закрыты, и основное восприятие мира идет через тактильные рецепторы, то есть через кожу, хотя на звуки они тоже реагируют. Будучи голодными, они вскидываются даже в ответ на щелчок фотоаппарата. Очевидно, звуки воспринимаются однодневными птенцами через стенки черепа.
У птенцов певчих птиц эмбриональный пушок дольше всего сохраняется на голове, но и здесь он исчезает вскоре после того, как молодая птица начнет летать.
Рис. 82. Характер связи эмбрионального пуха с юношеским пером у воробьиных (1), куликов (2), цапель (3) и уток (4) (ориг.)
Наблюдения за развитием птенцов. Повторные посещения гнезд и встречи с одними и теми же выводками в природе всегда поучительны. Они дают возможность судить о характере и скорости развития птенцов. В этом отношении представители каждого отряда и семейства отличаются своими особенностями, не укладывающимися в единую схему. Общеизвестное деление птиц по типу развития на выводковых и птенцовых слишком общо и искусственно, чтобы им руководствоваться на орнитологических экскурсиях. Оно отражает уровень лишь школьных представлений. Выделение полувыводковых и полуптенцовых групп мало что дает. Наоборот, такое деление даже уводит в сторону от необходимости выявлять специфические черты развития птенцов различных систематических групп. Каждая из них имеет свои исторически сложившиеся особенности.
Утята еще более самостоятельны при розыске пищи. Покровы их достаточно совершенны, обладают хорошими защитными свойствами, несмотря на то что перья отрастают поздно. Трехнедельные утята все еще пуховички, без намека на крылья. Летать молодые утки начинают лишь в возрасте двух месяцев. К этому времени прекращается в основном и рост их тела. Птенцы же куриных растут три месяца после того, как начнут перепархивать, а у самцов глухаря рост тела продолжается почти два года.
Рис. 83. Пуховички хохлатой чернети (фото Ю. Пукинского)
Для птенцов куликов и пастушковых, наоборот, характерна ранняя самостоятельность. Птенцы турухтана, коростеля и камышницы способны жить без родительской опеки уже в возрасте двух-трех недель. Этим птицам присущи быстрые темпы роста тела и ранние сроки отрастания пера. Наибольшей степенью выводковости отличаются коростелята: они очень скоро научаются добывать корм и рано отбиваются от выводка. Камышницы же первую неделю своей жизни тесно связаны с гнездом.
Птенцы постоянно покидают его и возвращаются обратно. При этом они иногда демонстрируют незаурядные лазательные способности. Работая всеми четырьмя конечностями, они в состоянии забраться в гнездо, расположенное в кустах на высоте метра над водой. Птенцы регулярно получают корм от родителей. Выпрашивая его, они ведут себя как птенцовые птицы: открывают рот, пищат и взмахивают передними конечностями. Следовательно, даже в пределах одного семейства могут быть существенные различия в характере развития птенцов. Большинству видов свойственны признаки как птенцовости, так и выводковости, но степень выраженности этих признаков различна в разных систематических группах.
Итак, эволюция онтогенеза не шла прямолинейно от выводкового типа к птенцовому. Для представителей каждого отряда характерен свой тип развития, и особенности его надо рассматривать как исторически возникшее приспособление к условиям, при которых происходило формирование тех или иных систематических групп птиц. Среди так называемых птенцовых особое место занимают совы. Птенцы у них появляются на свет слепыми и настолько слабыми, что с трудом подымают головы, когда мать предлагает им корм. Но одеты совята хорошо с момента рождения. Первоначально тело их покрыто густым белым пухом, который вскоре заменяется нарядом из серых пуховых перьев. По сравнению с другими птенцовыми, в частности с дневными хищниками, совы рано научаются передвигаться по ветвям деревьев и летать. Покидают гнездо совята, не достигнув размеров взрослых птиц, иногда уже в двухнедельном возрасте, но пищу научаются добывать очень нескоро.
Рис. 84. Птенцы серой неясыти, недавно покинувшие дупло (фото А. Соколова)
Рис. 85. Птенцы сойки в возрасте двух недель (фото А. Мальчевского)
Будучи сильно напуганными, птенцы мелких видов воробьиных могут выскочить из гнезда и разбежаться в возрасте 8-9 дней. Обратно они не возвращаются и при плохой погоде могут погибнуть. Нормальный «вылет» происходит на 10-11-й день (овсянки, славки, коньки), 12-14-й (дрозды, вьюрки), 15-16-й (воробьи, горихвостки), 18-19-й (большая синица), 19-20-й (сойка), на 20-21-й день (скворец). У птиц, гнездящихся в дуплах, а также у ласточек птенцы развиваются с запозданием на несколько дней и покидают гнезда, будучи уже способными к полету. Однако у большинства мелких открыто гнездящихся птиц птенцы оставляют гнезда, не умея летать, когда крылья их еще полностью не готовы к полету: кроющие крыла не достигают опахал маховых, так что сплошной несущей поверхности нет. Маховые перья в это время продолжают интенсивно расти. Птенцы, прежде чем научатся летать, держатся на земле, скрываясь в траве (дрозды, коньки, овсянки), или прыгают по ветвям кустов и деревьев (пеночки, славки, иволга). Способность к полету приобретается в возрасте 13- 14 дней (славки, пеночки), 16-17 (дрозды), 18-19 (иволга), 33-35 дней (серая ворона).
Рис. 86. Слеток зарянки в возрасте 12 дней (фото А. Мальчевского)
После того как птенцы оставят гнездо, у птиц наступает новая фаза жизни. У большинства птиц, строящих открытые гнезда, первые дни выводок находится на гнездовом участке. Птенцы поджидают прилета родителей. Следовать за ними они начинают, когда научатся летать. Все это время взрослые птицы кормят птенцов с повышенной интенсивностью. Поскольку птенцы сидят рассредоточенно и каждому может угрожать опасность, нервное возбуждение взрослых птиц возрастает и их тревожные сигналы звучат в лесу особенно часто.
Если защитные условия участка не отвечают необходимым требованиям, например отсутствуют травяной покров и кустарники, птенцы, не умея еще летать, очень скоро начинают перемещаться в более благоприятные места. Дорогу им указывают родители. Они подзывают их голосом и позами, показывают корм и отлетают в ту сторону, куда надо переместиться выводку. В данном случае можно полагать, что птицы проявляют элементы рассудочной деятельности. Выводки, воспитывавшиеся в дуплах, начинают перемещаться непосредственно по выходе из дупла: птенцы скворцов и больших синиц сразу же летят за своими родителями, которые быстро уводят их в места, богатые кормом. У этих птиц вылет из гнезда по существу совпадает с началом кормовых кочевок.
Во время послегнездовой жизни особое значение в контактах членов семьи приобретает голосовая связь. Разве могли бы родители найти и накормить всех птенцов, сидящих в разных местах, если бы птенцы постоянно не давали о себе знать? Можно определенно сказать, что в первые дни послегнездовой жизни птенцов «кормит» их голос. Если, находясь в открытом гнезде, птенчики мелких воробьиных птиц сидели тихо и лишь, в момент прилета родителей подавали негромкие сигналы, то в первый же день оставления гнезда они начинают с особой силой издавать птенцовый призывный крик, звучащий тем чаще, чем голоднее птенец. Этот же сигнал выражает, по-видимому, и чувство одиночества. По своему характеру он отличается от голоса птенца, выпрашивающего корм. По мере подрастания и превращения птенца во взрослую птицу птенцовый сигнал, имеющий смысл призыва, постепенно становится видовым призывным криком, который взрослые птицы используют в своей жизни чаще всего. У близких видов, например у певчего дрозда и белобровика, птенцовые призывные сигналы очень похожи, но уже в месячном возрасте они приобретают видовые черты и звучат совершенно по-разному: певчие дрозды цикают, а белобровики издают растянутое «тсси». Однако оба сигнала формируются на сходной основе.
На орнитологических экскурсиях очень важно уметь определять возраст птенцов, найденных в гнездах или пойманных слетками. Зная возраст птенца, можно довольно точно оказать, когда в данном гнезде началась откладка яиц, произошло вы-луплеиие н когда птенцы оставят гнездо. Эти данные необходимы для выяснения общих сроков размножения вида в том или ином районе. Как правило, они бывают сильно растянуты, особенно у птиц с двойным циклом размножения. Приводимая нами таблица 5, составленная на основании изучения развития наиболее часто встречающихся на экскурсиях воробьиных птиц, может в какой-то мере помочь определению возраста найденных птенцов.
Хуже всего у птиц, пожалуй, изучен послегнездовой период жизни. Это объясняется тем, что за выводками, начавшими перемещение, наблюдать трудно. Слежению за птицами помогает индивидуальное их маркирование: окраска, мечение цветными кольцами и т. п. Этот метод надо стремиться вводить в практику работы. У многих видов остаются неизвестными сроки начала и дальности перемещения выводков, способ передвижения молодых, характер изменения голосовых сигналов, время становления на крыло и т. п. Одним словом, существует много вопросов, на которые следует обращать внимание на орнитологических экскурсиях, совершаемых не только в разгар периода гнездования, но и в конце его.