в чем разница между фантазией и воображением
Разница между фантазией и воображением
Способность рисовать в своем сознании самые причудливые и реалистичные картинки присуща далеко не каждому человеку. Равно как и умение писать невероятно захватывающие рассказы, создавать шедевры из неожиданных материалов или на удивление необычно оформлять традиционные блюда. Делать это могут лишь творческие люди, обладающие хорошо развитой фантазией и воображением. Но существует ли принципиальная разница между двумя с виду схожими понятиями? Рассмотрим подробнее, чем отличается фантазия от воображения.
Определения
Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тематику. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется. К примеру, писатель может создавать цельное произведение на основе разрозненных архивных источников, дополняя их с помощью собственных сочинений. К фантазийным приемам относятся акцентирование, аналогия и типизация.
Воображение
Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память. В более широком смысле под данным термином подразумевается любой процесс, протекающий «в образах». Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. Воображение выступает одной из форм психического отзеркаливания мира. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.
Сравнение
На самом деле отличий у рассматриваемых понятий немного, но все они являются весьма существенными. Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, то под его определение подпадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается вымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.
Многие люди полагают, что придумывание и сочинительство являются абсолютно бессмысленными вещами, не имеющими практического применения. Однако подобное мнение заведомо ошибочно. Ведь хорошо развитые фантазия и воображение выступают отличной базой для формирования нестандартного мышления, которое особо ценится в современном обществе. Кроме того, данные качества способствуют творчеству. Взять хотя бы литературные произведения из жанра научной фантастики или восхитительные картины, нарисованные при помощи песка. Предпосылками к их созданию стали образы, возникшие в голове у творческих людей.
Сравнительная таблица поможет сделать вывод о том, в чем разница между фантазией и воображением.
Воображение и фантазия: определение, сравнительный анализ, роль в творческой деятельности.
Согласно традиционному пониманию, сложившемуся в общей психологии, фантазия – это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних – репродуктивную.
Фантазия — обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или её недостаточно.
Как следует из определения, фантазия позволяет человеку представлять различные ситуации, далекие от действительности. Важно понимать, что в основе данного процесса лежат накопленные знания. Традиционным носителем фантазии выступает сказка.
Что же касается воображения, то под его определение попадает совокупность идей и образов, основанных на реальности. Фундаментом процесса также является полученный ранее опыт. Если фантазия зачастую остается зымыслом, то нарисованная с помощью воображения картина вполне способна материализоваться. Нужно лишь приложить определенное количество усилий. К примеру, ребенок может нафантазировать, что он превращается в супергероя. Однако это не придаст ему сверхспособностей. С другой стороны, он может нарисовать в своем воображении костюм супергероя. Изготовить его с участием родителей – вполне выполнимая задача. В этом состоит еще одно отличие фантазии от воображения.
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение – вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества.
Психология подросткового возраста: социальная ситуация развития, особенности познавательной и личностной сферы.
Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет.
Особенности перехода к младшего подросткового возраста:
Оригинальную концепцию возрастного подхода разработала Л.И. Божович, которая опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие о социальной ситуации развития. Фундаментальным является сформированный ею тезис о том, что подлинно возрастной подход предполагает не только учет тех свойств, которые ярко проявляются на данном возрастном этапе, но и опору на те особенности, которые еще не полностью проявились на данной ступени развития, которым принадлежит будущее. С точки зрения Л.И. Божович, возрастной подход – это воспитание ребенка с учетом перспектив его развития.
Основное противоречие возраста (задача развития).
Индивидуально-возрастные особенности младших подростков обусловлены:
1. Особенностями биологического развития организма;
2. Культурно-исторической средой, как сферой их роста и развития;
3. Условиями обучения и воспитания;
4. Резервами индивидуального развития. Причем процесс развития индивидуально-возрастных особенностей носит поступательный характер.
Внутренней движущей силой процесса развития является единство борющихся противоположностей. Разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития. Результатом индивидуально-возрастного развития на каждом этапе является формирование психических новообразований, которые представляют собой качественно новый способ функционирования психики, личности, а раскрытие их субстратных характеристик позволяют прогнозировать ход развития личности. Возникновение психических новообразований характеризует “непрерывный процесс самодвижения” личности (Л.С. Выготский). Причем процесс самодвижения в современной психологической науке рассматривается в единстве двух противоположных сторон:
1. интериоризация существующих во вне социальных факторов, их усвоение;
2. выход за пределы накопленного опыта, сформированных навыков, привычек, качеств личности.
Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала “вырастания” из него.
Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условия воспитания, но и от особенностей организма или личности. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.
Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
“Желание хорошо учиться, – утверждал В.А. Сухомлинский, – приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями”.
Многие педагоги для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению специально создают “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.
Особенности развития познавательных процессов
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п.
В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом.
Особенности и проблемы, связанные с коммуникацией
Трудности в отношениях со взрослыми:
В это время появляются детские компании ( поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
· проявление потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности
· наличие собственных линий поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников
Виды взрослости изученные и выделенные Т.В.Драгуновой:
В этом возрасте для ребенка важно место, которое он занимает внутри коллектива, это становится важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение человека как к человеку.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы
Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета. Они как бы окрыляют его, в то время как неудачи могут повлечь за собой снижение интереса. С другой стороны, наблюдаются и такие случаи, когда оценка по тому или иному предмету побуждает подростка “доказать”, что она случайна, что он может достигнуть успеха, высокой оценки знания, и эта борьба за выправление неудач нередко ведет к тому, что интерес к учебному предмету повышается. На понижение интереса подростков к учению, может влиять возникновение какого-либо сильного, всепоглощающего интереса в области, непосредственно не связанной с учением, а именно – увлечение спортом, музыкой и др. Некоторые исследователи находят причины снижения интереса к учебе в том, что в подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в “первую любовь”. О своих первых переживаниях и мальчики, и девочки боятся говорить друзьям, родителям, учителям, боятся, что над ними будут смеяться. И они часто бывают правы.
Следует сказать также о том, что надо бороться с наблюдающимся у младших подростков стремлением одновременно браться за многое. Широта интересов может повлечь за собой их разбросанность.
Основные интересы подростка, выделенные Л.С.Выготским:
Божович отмечала, что в подростковом возрасте коренным образом меняется содержание мотивов, что связано с формированием мировоззрения подростков. Структура мотивов характеризуется иерархической системой.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника. В подростковом возрасте возникают и формируются нравственные убеждения, основанные на жизненном опыте ребенка, убеждения становятся специфическим мотивом поведения.
Также возникает нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 966 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Можно ли научить ребенка фантазировать и как стимулировать его воображение?
В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать. Но как это сделать правильно? У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша. На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.
В чём сходство и различие между фантазией и воображением?
Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:
Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.
Сравнительная таблица воображения и фантазии
Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок
Ситуация или личность, которые далеки от реальности
В будущем вполне может стать реальностью
В будущем останется выдумкой
Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит. Выделяют три вида воображения:
С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:
Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.
Воображение у детей возрастной категории от 7 до 12 лет
Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.
Зачем развивать фантазию и воображение?
Детям нужно знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает малыш, тем бОльшую пищу получает его воображение.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.
Способы развития фантазии и воображения
Советы для родителей по развитию творческого мышления
Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.
Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.
Воображение и фантазия
Татьяна Мостовщикова
Воображение и фантазия
Развитое воображение помогает людям многих профессий, и технических, и творческих. Детям фантазия позволяет придумывать новые игры и играть в них. Так же без воображения невозможно усвоение школьной программы.
А ещё воображениетесно связано с другими психическими процессами: вниманием, мышлением, восприятием, памятью и речью. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
У маленьких детей развито пассивное воображение. Они с легкостью могут представить себе описываемые образы и часто считают их реально существующими. К концу дошкольного возраста воображение активизируется, становится творческим. Ребенок уже может самостоятельно создавать новые образы.
«Воображение: что это такое?» (консультация для родителей) Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является.
В чем разница между фантазией и воображением
Аннотация: В чём сходство и различие между фантазией и воображением?
Статья:
В план воспитания ребенка входит и развитие его воображения, способности фантазировать. Но как это сделать правильно? У каждого взрослого свои приемы: кто придумывает сказки и истории, кто-то – несуществующих героев, кто-то просто потакает россказням малыша. На самом деле важно понять разницу между фантазиями и воображением и своевременно развивать эти возможности у ребенка. Развитие воображения и творчества детей – один из важных аспектов формирования интеллектуальной личности.
В ЧЁМ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ФАНТАЗИЕЙ И ВООБРАЖЕНИЕМ?
Ошибочно мнение, что фантазия и воображение детей – это одно и то же. Данные термины воспринимаются как идентичные, но суть их принципиально разная:
Воображение – придуманный сценарий, который вполне может быть воплощен в реальность. Фантазия – представление о том, чего не было и быть не может.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ
Ситуация, основанная на реальных событиях, или личность, которыми может управлять ребенок
Ситуация или личность, которые далеки от реальности
В будущем вполне может стать реальностью
В будущем останется выдумкой
Воображение играет важную роль в жизни ребенка с практической точки зрения. Ребенок, который умеет представлять, а не фантазировать, креативно мыслит, с легкостью моделирует ситуации, творчески развит. Выделяют три вида воображения:
С точки зрения специалистов наиболее важное творческое воображение. Оно, тесно переплетаясь с фантазией, обеспечивает ребенку следующие возможности:
Фантазии, которые называются безосновательными выдумками, для детей являются источником вдохновения и радости. Важно не ограничивать ребенка в его фантазиях, но следить, чтобы вымышленный мир не стал для него главнее реального.
ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КАТЕГОРИИ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ
Ваш ребенок чрезмерно фантазирует? К семи годам это должно пройти без каких-либо вмешательств со стороны взрослых. В таком возрасте детей больше интересует окружающий мир, чем собственные фантазии. И это свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
В этом возрасте дети получают информацию из книг, фильмов, рассказов учителей или воспитателей. Опираясь на полученный материал, они придумывают продолжение историй с логическим концом, управляют персонажами, наделяя их своими чертами характера, нередко представляют себя в роли героев любимых рассказов. Это нормальная ситуация, которая требует вмешательства взрослых. Со стороны родителей важное побуждение к развитию творческого воображения, когда малыш не просто корректирует истории, но и выдумывает их сам.
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ?
Детям нужно знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью.Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает малыш, тем бОльшую пищу получает его воображение.
КАК РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ?
Мамы и папы должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Для этого существуют три правила.
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ВООБРАЖЕНИЯ
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Развитие фантазии и воображения у детей играет большую роль в умственных способностях.
Правильно и своевременно развитые воображение и фантазия понадобятся детям в будущем. Именно эти качества отвечают за креативность, самостоятельность, возможность находить правильное решение в большинстве ситуаций.