что нужно чтобы стать педагогом
Работать педагогом иногда можно и без образования
photographee.eu / Depositphotos.com |
Внесены поправки в Закон об образовании в части требований к педагогическим работникам. По общему правилу, установленному ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Однако теперь Закон содержит несколько исключений из этого правила (Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ).
Предусмотрено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам. А к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем. Порядок допуска указанных лиц к педагогической деятельности надлежит подготовить Минпросвещения России по согласованию с Минобрнауки России и Минтрудом России.
Кроме того, установлено, что предусмотренные законом требования к уровню образования не распространяются на тех педагогов, которые были приняты на работу еще до вступления в силу Закона об образовании, если их соответствие занимаемой должности было подтверждено аттестационной комиссией.
Отметим, что нынешний Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В действовавшем до этого момента законодательстве единых требований к уровню образования педагогов закреплено не было. Такие требования определялись в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. В ноябре 2018 года Конституционный Суд РФ указал на недопустимость увольнения педагогических работников, принятых на работу до вступления в силу действующего Закона об образовании, из-за отсутствия у них необходимого образования, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность и признаны аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Квалификационные категории учителей
Порядок присвоения категории определен приказом Министерства образования и является обязательным для исполнения. В нем прописаны равные условия для всех аттестующихся, принципы, общие и особые условия, критерии оценки. На категорию обращают особое внимание работодатели при устройстве на работу и родители.
Виды категорий
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Чем отличается аттестация на категорию от подтверждения соответствия занимаемой должности
Аттестация на категорию проходит с участием экспертов Центра оценки качества образования. Решение о присвоении принимается на областном уровне.
Подтверждение занимаемой должности по форме немного отличается в сторону упрощения и проводится специалистами учреждения с участием администрации.
Еще одно основное отличие, оплата по первой категории выше, чем по соответствию занимаемой должности.
Какие преимущества дают категории
Категории подтверждают уровень квалификации, соответственно, выше оплачиваются. Наличие категории вписывается в трудовую книжку и сохраняется при переходе на другую работу.
Обязательно ли получать?
Аттестация является личным делом педагога, и никто не в праве его заставлять или обязывать. При приеме на работу наличие категории может стать решающим фактором, а возможно работодателя будут интересовать другие компетенции потенциального сотрудника. Но вот без подтверждения соответствия занимаемой должности обойтись не удастся, это обязательное условие деятельности.
Другим обязательным элементом является повышение квалификации. В соответствии с действующим законодательством учителя должны проходить обучение каждые пять лет. Но сегодня повысить уровень своего образования значительно проще. Обучение в Современной научно-технологической академии проходит в дистанционном формате на основании актуальных методик и образовательных технологий.
Я согласен на обработку персональных данных
Сколько действуют квалификационные категории?
Квалификационные категории действуют в течение пяти лет со времени получения. Затем аннулируются, если не поступило заявление на следующую категорию или на подтверждение уже имеющейся.
Порядок получения первой категории
Требования к заявителю:
Региональная комиссия анализирует достижения педагога, знакомится с практическим опытом, изучает письменный самоанализ или портфолио. Затем принимает решение о присвоении категории в соответствии с набранными баллами. Издается приказ и аттестационный лист.
Если учитель не прошел аттестацию, то внутри учреждения проходит испытание на соответствие занимаемой должности. Через пять лет можно повторно подавать заявление.
Подтверждение категории проходит приблизительно аналогично. Проводится в тех случаях, когда педагог не желает повышать уровень квалификации, предпочитая оставить прежний.
Порядок получения или подтверждения высшей категории
К специалисту высшей категории предъявляются повышенные требования:
Обязательно наличие первой квалификационной категории не менее двух лет.
Комиссия принимает решение на основе анализа деятельности и самоанализа, с присвоением соответствующего количества баллов.
Через пять лет процедура подтверждения проводится аналогично, но начисление баллов происходит лишь на основе предоставленного самоанализа деятельности.
Как можно оспорить решение комиссии?
Решение комиссии может быть оспорено педагогом в комиссии по трудовым спорам при региональном отделе образования, либо при обращении в суд.
11 важных вопросов об обучении воспитателей
Вы решили стать воспитателем, но не знаете, с чего начать и где получить нужные знания? Отвечаем на самые популярные вопросы об обучении воспитателей детского сада.
1. Какое образование нужно, чтобы работать воспитателем?
Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.
2. Где можно выучиться на воспитателя?
Выпускники 9 или 11 классов средней школы могут поступить на специальность «Дошкольное образование» в педагогический колледж и по окончании получить диплом о среднем профессиональном образовании.
С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.
Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.
3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?
Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.
В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.
В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.
Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.
5. Что нужно сдавать для поступления?
В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.
В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.
И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.
Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.
Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.
Стоимость высшего педобразования в ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно.
7. Что лучше: колледж или вуз?
Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.
Преимущества колледжа:
Преимущества вуза:
8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?
В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:
9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?
Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.
10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?
Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.
11. Где можно работать после окончания учебы?
Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.
*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Как стать учителем?
С давних времен педагогическая деятельность была почетным родом деятельности, выбрать который могли лишь люди с определенным складом ума и характером. На сегодняшний день положение учителя в обществе было достаточно неоднозначным и понимание данной деятельности, ее значимости у членов обществе значительно смещается по сравнению тем, что было, например, в середине прошлого века. Компетенция современного учителя требует обширных знаний не только по своему профилю, но и в таких разделах, как психология, конфликтология.
И все же вне зависимости от того, как относятся к учителям сегодня, многие юноши и девушки все же выбирают для себя эту профессию. Так, каким же образом можно прийти в эту область и начать работать в качестве учителя? Разберем в данном материале.
Что нужно, чтобы стать учителем?
Профессия учителя требует наличия специальных знаний, которые возможно получить в специализированных учебных заведениях. На данный момент должное образование возможно получить в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Правда, стоит иметь в виду, что в отличие от образования, которое возможно получить в университете, колледжи предоставляют несколько ограниченный перечень направлений подготовки. Так, самым распространенным вариантом является обучение на учителя начальных классов.
Если же говорить о вузах, то у студентов есть достаточно большое количество вариантов: иностранные языки, науки, творческие направления. Достаточно широким направлением может служить и педагогика в сегменте дополнительного образования.
Согласно профессиональным стандартам, для осуществления профессиональной деятельности педагогу необходимо соответствующее образование. При этом получить его возможно не только после окончания профильного учебного заведения, но и с помощью курсов профессиональной переподготовки.
Необходимо иметь в виду, что кроме соответствующего образования педагог должен обладать и набором определенных личностных качеств. В противном случае работа не будет приносить удовольствие, а станет причиной угнетенного состояния или же депрессии.
Так, что же нужно, чтобы быть учителем?
Многие выпускники педагогических вузов после получения дипломов и прохождения практики в образовательных учреждениях приходят для себя к выводу, что работа в качестве педагога – не их жизненный путь. Причин для этого может быть достаточно много, хотя основной является все же не образование, внутренняя организация. Таким образом, можно сделать вывод, что стать педагогом в полном смысле этого словам может далеко не каждый человек с педагогическим дипломом на руках.
Как стать учителем без педагогического образования?
Как уже ранее упоминалось, сегодня работать в качестве педагога могут выступать лишь лица с соответствующим образованием. При этом раньше в связи с нехваткой специалистов на работу могли брать и тех, кто получил смежное образование в отрасли. Например, биолога в качестве учителя по биологии. Сейчас же подобные случаи невозможны.
Если желающий занять вакантную должность учителя в школе кандидат не имеет педагогического образования в качестве основного, то он либо получил второе, либо прошел курсы профессиональной переподготовки. На данный момент получение дополнительного профессионального образования в области педагогики достаточно просто дело. Благодаря разнообразию курсов можно не только выбрать наиболее интересную отрасль, но и форму обучения. Например, для того, чтобы успешно совмещать текущую профессиональную деятельность и получение образования можно выбрать обучение с применением дистанционных технологий.
На основании всего представленного можно сделать вполне закономерный вывод, что путь к профессии учителя включает в себя два важных компонента – соответствующее образование и преданность делу. Таким образом, если первое получить возможно и способы есть разные, то со вторым необходимо, скорее всего, просто родиться.
Как стать учителем начальных классов
Что собой представляет профессия учителя начальных классов
У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.
Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.
Чем занимается учитель начальных классов
Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.
Обязанности
Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:
проведение уроков в соответствии с принятыми программами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);
разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;
составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;
проверка усвоенных учениками знаний;
индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);
беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;
охрана жизни и здоровья детей во время обучения;
оказание доврачебной помощи;
ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);
обеспечение хранения тетрадей;
контроль посещаемости и успеваемости;
ведение установленной документации;
подготовка и сдача отчетов руководству;
проведение родительских собраний;
участие в педсоветах, семинарах;
регулярное повышение квалификации;
соблюдение локальных нормативных актов.
Что преподает учитель начальных классов
В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.
В младших классах изучают:
В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.
Где может работать
Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.
Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.
Личностные и профессиональные качества
Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.
Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:
терпение и уравновешенность;
умение урегулировать конфликт;
способность быстро принимать решения;
Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:
знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;
уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;
изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;
овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;
обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.
Требования к должности учителя младших классов
Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.
Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:
нормативные акты о воспитании ребенка;
конвенция о правах ребенка;
основы профессиональной этики;
узкоспециализированные знания по предмету;
приоритетные направления развития образовательной системы.
По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.
Какое образование должно быть у учителя начальных классов
Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.
Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.
Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.
Где получить образование учителя младших классов
Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.
Высшее учебное заведение
Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).
Колледж
Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.
Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.
Курсы
Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.
В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.
Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно
АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.
В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.
Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.
По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.