в чем разница между эсминцем крейсером и линкором
Линкор, дредноут, крейсер, эсминец – что это за корабли, боевое применение, сходство и различия
Названия военных кораблей звучат красиво и загадочно: линкор, эсминец, дредноут, крейсер. Но людям, далёким от военно-морской тематики, порой сложно понять, о чём идёт речь. Постараемся разобраться, что это за корабли и какие боевые функции на них возложены.
Линкор
Слово «линкор», как и многие военные термины, является сокращением, образованным от словосочетания «линейный корабль». Это был класс боевых кораблей с мощным бронированием и тяжёлыми артиллерийскими установками на борту.
Залп главного калибра линкора «Айова». Wikimedia Commons / Phan J. Alan Elliott
Фактически линкоры были наиболее крупными военными кораблями после авианосцев. Они достигали в длину 150-280 метров, а их водоизмещение варьировало в пределах от 20 до 70 тысяч тонн. Численность экипажа такого корабля составляла от полутора до трёх тысяч человек, главный орудийный калибр – от 280 до 460 мм, т.е. в стволе главного орудия спокойно помещался человек. Название «линейный корабль» произошло от тактики боевых действий, при которой корабли выстраивались в линию для усиления ударной мощи.
Линкоры составляли основу боевых флотов во время первой мировой войны. Их основным предназначением была борьба с надводными кораблями аналогичного класса и поддержка сухопутных войсковых операций при помощи своей мощной артиллерии.
Развитие подводного флота и авиации постепенно снижало эффективность линкоров, и морские сражения второй мировой войны это ярко продемонстрировали. Несмотря на толщину брони и большое количество крупнокалиберных орудий на борту, эти корабли в условиях современной войны оказались не слишком жизнеспособными. Они представляли собой большую, хорошо заметную цель, которую довольно легко уничтожить с самолёта или подводной лодки гораздо меньшего класса.
В настоящее время линкоры практически повсеместно выведены из состава военных флотов. Сегодня они либо выполняют функцию музейных экспонатов, либо отправлены на переплавку.
Дредноут
Британский линкор «Дредноут». Wikimedia Commons / US Navy Historical Center Photo # NH 63367
После этого все боевые корабли данного типа, вооружённые артустановками максимального калибра, стали называть дредноутами. В России аналогом дредноутов были линкоры – линейные корабли. С течением времени толщина брони и калибр главных орудий увеличивались, но соответственно росла и стоимость судов. К началу второй мировой войны дредноуты были во флотах всех ведущих государств. Однако боевые действия быстро выявили их слабые места – слабую защищённость против атак из-под воды и с воздуха. Последний дредноут был построен на верфях Британии в 1946 году.
Крейсер
Крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Wikimedia Commons / Александр Вепрёв (CC BY-SA 3.0)
В ХХ столетии крейсерами стали называть боевые корабли универсального назначения, которые выполняли широчайший ряд задач: участвовали в обороне флотилий и конвоев, уничтожали лёгкий флот противника и торговые суда, обеспечивали высадку десантов и оказывали сухопутным войскам огневую поддержку, ставили минные заграждения и т.д. Начиная со второй половины ХХ века военные корабли начали приобретать определённую специализацию и действовать преимущественно в группах. В настоящее время крейсеры сохранились только во флотах США и России.
В настоящее время крейсеры оснащаются газотурбинными и атомными силовыми установками, а также несут на борту весь спектр современного корабельного вооружения – зенитные установки, торпедные аппараты, ракетные комплексы и т.д. Водоизмещение крейсера составляет примерно 10 тысяч тонн. Это наиболее крупные корабли, помимо авианосцев, выполняющие боевые задачи как в составе групп, так и самостоятельно.
Эсминец
Название этого класса кораблей является сокращением от слов «эскадренный миноносец». Первые эсминцы предназначались для формирования минных полей, а их вооружение было довольно слабым – малокалиберная артиллерия и торпедные аппараты. В настоящее время основным предназначением эсминцев является поражение надводных, подводных и воздушных целей в составе эскадры. Кроме того, эсминцы выполняют разведывательные и патрульные задачи, поддерживают огнём высадку десанта, ставят минные заграждения и дымовые завесы.
Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков». Wikimedia Commons / Сергей Федюнин, Mil.ru (CC BY 4.0)
Водоизмещение эсминцев в России составляет 6,5 тысяч тонн, в других странах этот показатель варьирует от 2,5 до 10 тысяч тонн.
Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез
Приветствую вас, други мои! Этот год начинаю с того, что предлагаю вам разобраться в том, как же разделяют наши корабли в ВМФ. Очень много путаницы и несуразицы. Поэтому, собрав всю доступную информацию и вспомним, чему меня учили в институте, выкладываю свою версию. Специальные суда и вспомогательный флот трогать не буду.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота 2001 года:
«в зависимости от тактико-технических элементов. а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги».
Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.
По решаемым задачам в ВМФ РФ корабли разделены на 5 групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, катера и рейдовые суда обеспечения.
Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется «Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» (Данное руководство периодически корректируется и утверждается приказом Главнокомандующего ВМФ. В свободном доступе руководства нет).
Корабли по принципу поддержания при движении делятся на:
– надводные корабли (нк) и подводные лодки (пл);
— корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке – КВП, на подводных крыльях – КПК, экранопланы).
по роду материала корпуса:
— с крыльчатыми движителями;
по количеству гребных валов:
по конструктивным особенностям корпуса:
Классы и подклассы подводных лодок и кораблей
1. Авианесущие корабли:
— тяжелый авианесущий крейсер.
2. Ракетно-артиллерийские корабли:
— тяжелый атомный ракетный крейсер;
— ракетный корабль 2 ранга;
— малый ракетный корабль на воздушной подушке;
— малый ракетный корабль;
— малый артиллерийский корабль.
3. Противолодочные корабли:
— большой противолодочный корабль;
— малый противолодочный корабль.
4. Многоцелевые корабли:
5. Минно-тральные корабли:
6. Десантные корабли:
— большой десантный корабль;
— средний десантный корабль;
— малый десантный корабль на воздушной подушке;
— десантный катер на воздушной подушке.
7. Ракетные подводные лодки стратегического назначения:
— тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами;
— атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами.
8. Многоцелевые подводные лодки:
— атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами;
— крейсерская атомная подводная лодка;
— большая атомная подводная лодка;
— большая дизельная подводная лодка;
— малая дизельная подводная лодка.
Классификация боевых кораблей по зонам действия
Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей ВМФ России по зонам действия не существует. Поэтому за основу берутся общепринятые понятия ВМС иностранных кораблей.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ряд подклассов кораблей находится на границе дальней и ближней морских зон. Например, к таким кораблям относятся: фрегат пр.22350, корвет пр.20380, ракетный корабль 2 ранга пр.11661К и малый ракетный корабль пр.1234.1.
Эсминец и фрегат: разговор о будущем
Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.
Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…
А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.
И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!
Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.
Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.
А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».
И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!
Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.
А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…
То есть, кто что хочет, то и творит.
С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.
Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.
Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.
Зато в это время появился миноносец.
Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.
А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.
Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.
Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.
После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.
Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.
Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.
А вот в плане вооружения все не так однозначно.
Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.
Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».
Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.
Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».
Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.
В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.
Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».
Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.
И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.
Простите, но где тогда разница?
По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.
И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».
В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.
Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.
По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.
В чем разница между фрегатом и эсминцем? Naval Post «по-простому»
Эсминец и фрегат различаются тоннажем, вооружением, характером выполняемых задач, возможностями и размерами. Однако, не существует стандарта, определяющего военный корабль как эсминец или как фрегат. Разные страны имеют разные определения и представления о том, что должен делать эсминец, а что фрегат. Например, ВМС США имеет 9000-тонный эсминец типа Arleigh Burkeкак, а Иран может назвать эсминцем и 95-метровый корабль типа Moudge. Британская Naval Post попыталась «по-простому» объяснить разницу между фрегатом и эсминцем.
Фрегаты
Фрегаты это самый маленький класс из трех основных классов БНК (боевой надводный корабль) и, возможно, самый маленький «голубоводный», то есть океанский военный корабль.
Получив броню и башенные орудия фрегат стал крейсером, так как уже не было «орудийной палубы», определяющей особенности фрегата. Термин «фрегат» исчез примерно в конце 1800-х годов и не появлялся до Второй мировой войны
Британцы нуждались в корабле для сопровождения конвоя. Эсминцы выполняли почти ту же роль, что и фрегаты в эпоху парусного флота, однако океанские эсминцы были относительно быстры и несли торпеды.Патрульные катера были недостаточно быстры и не обладали достаточной дальностью действия или мореходными качествами, чтобы сопровождать конвои и защищать их от подводных лодок. Был создан средний класс БНК, который был не так быстр и хорошо вооружен как эсминцы (не имел вооружения против подводных лодок или самолетов), но все же двигался быстрее, чем конвойные суда. Он был больше патрульных катеров, чтобы перевозить больше топлива и выдерживать бурную океанскую погоду и волны. Англичане переработали термин «фрегат» для определения этого нового класса кораблей.
Эсминцы
Эсминцы намного меньше линкоров, но больше фрегатов, обычно имеют одну пушку (5 дюймов по сравнению с 16-дюймовыми на линкорах типа «Айова») и много ракет, включая противокорабельные, наземные и крылатые ракеты («Томагавки» в американском случае). Современные эсминцы часто также имеют вертолетную площадку, что помогает в противолодочной войне.
Эсминец изначально был классом БНК для прикрытия линкоров и крейсеров с их мощными, но нескорострельными пушками от высокоскоростных и маневренных торпедных катеров, введенных в строй примерно в конце 1800-х годов.
Фрегат против эсминца
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем размыта. В общем, эсминец тяжелее, имеет большую огневую мощь и немного быстрее фрегата. Фрегаты также имеют тенденцию уделять больше внимания противолодочным миссиям. Однако оба класса БНК часто способны выполнять несколько миссий.
Классификация кораблей
Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.
Содержание
Парусный флот
Корабль
Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов
Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.
Линейный корабль
Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.
Фрегат
Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.
Корвет
Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.
Шнява
Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте
Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.
Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.
Шхуна
Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.
Клипер
Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.
Люгер
Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.
Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли
Броненосец
Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.
Батарейный броненосец
Казематный броненосец
Барбетный броненосец
Башенный броненосец
Линейный корабль
В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Броненосцый крейсер
Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.
Бронепалубный крейсер
Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Миноносец
Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды
Торпедный катер
Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами
Эскадренный миноносец
Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.
В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.
Эсминец УРО
В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО
Фрегат
Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн
Корвет
Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.
В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
Катер
Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.