что необходимо сделать после отпуска тормозов после экстренного торможения
Управление тормозами в пассажирских поездах
10.2.1. Управление автотормозами кранами машиниста № 222, 328,
10.2.1.1. Для служебного торможения в пути следования необходимо
ручку крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить
давление в уравнительном резервуаре от установленного зарядного давле-
ния при первой ступени на 0,3–0,5 кгс/см2 независимо от длины состава.
При достижении требуемого давления в уравнительном резервуаре
перевести ручку крана машиниста в IV положение (перекрыша с питанием
магистрали). В случае необходимости следующая ступень торможения мо-
жет быть выполнена лишь после того, как закончится выпуск воздуха из
магистрали через кран машиниста.
При подходе к запрещающим сигналам и остановках на станциях по-
сле прекращения выпуска воздуха из тормозной магистрали через кран
машиниста перевести его ручку в III положение (кроме поездов, в составе
которых имеются вагоны с включенными автотормозами западноевропей-
ского типа со ступенчатым отпуском).
Если поезд заторможен ступенью 0,3 кгс/см2, то перед началом от-
пуска увеличить разрядку тормозной магистрали до 0,5 кгс/см2.
10.2.1.2. При подходе к сигналам с разрешающим показанием и по-
вторном или нерасчетливом торможении, когда поезд может остановиться
ранее установленного или требуемого места, отпуск автотормозов после
каждого торможения производить переводом ручки крана машиниста в 1
положение до повышения давления в уравнительном резервуаре до 5,0–5,2
кгс/см2; затем ручку крана перевести в поездное положение, а перед после-
дующим торможением – в III положение.
Если за время отпуска автотормозов запасные резервуары не успева-
ют подзарядиться до установленного давления, для выполнения следующе-
го (повторного) торможения снизить давление в тормозной магистрали не
менее чем на 0,6 кгс/см2.
Разрешается в необходимых случаях при нерасчетливом торможении
для остановки произвести отпуск автотормозов переводом ручки крана
машиниста в поездное положение и после достижения требуемого увели-
чения или стабилизации скорости поезда ручку крана перевести в III поло-
жение (перекрыша без питания магистрали) с готовностью выполнить по-
вторное торможение для остановки поезда в требуемом месте.
10.2.1.3. При отпуске автотормозов после служебных торможений
ручку крана машиниста выдерживать в I положении до получения давления
в уравнительном резервуаре 5,0–5,2 кгс/см2, при отпуске после экстренного
торможения – до 3,0–3,5 кгс/см2, а в короткосоставных поездах – до 1,5–2,0
кгс/см2, после чего ручку перевести в поездное положение.
Отпуск автотормозов в поезде после служебного торможения произ-
водить лишь после того, как закончится выпуск воздуха из магистрали че-
рез кран машиниста.
В поездах, состоящих из семи вагонов и менее, отпуск автотормозов
после служебного торможения производить постановкой ручки крана ма-
шиниста в I положение на 1–2 с и последующим перемещением ее в поезд-
ное положение, а после экстренного торможения временно перекрыть ком-
бинированный кран, ручку крана машиниста поставить в I положение и по-
сле зарядки уравнительного резервуара до давления 5,0 кгс/см2 перевести в
поездное, открыть комбинированный кран и зарядить тормозную сеть по-
10.2.1.4. Отпуск автотормозов в поезде после служебного торможе-
ния производить перед остановкой при скорости 4–6 км/ч; при преоблада-
нии в поезде композиционных колодок и дисковых тормозов отпустить
тормоза после остановки поезда.
10.2.1.5. Время с момента перевода ручки крана машиниста в поло-
жение отпуска до приведения поезда в движение должно быть:
– при длине до 20 вагонов включительно после ступени торможения
– не менее 15 с, после полного служебного торможения – не менее
30 с, после экстренного – не менее 1,5 мин;
– при длине поезда более 20 вагонов после ступени торможения – не
менее 40 с, после полного служебного торможения – не менее 1
мин, после экстренного – не менее 3 мин.
10.2.1.6. В случае снижения давления в магистрали ниже 3,5 кгс/см2
во время торможения на спуске остановить поезд, привести в действие
вспомогательный тормоз локомотива, после чего отпустить автоматические
тормоза и зарядить тормозную сеть до установленного давления.
Если при следовании поезда в конце спуска выполнено последнее
торможение, при котором давление в магистрали ниже 3,5 кгс/см2, но не
менее 3,2 кгс/см2, и далее по условиям профиля пути скорость поезда будет
снижаться настолько, что потребуется произвести отпуск автотормозов, а
за время до следующего торможения можно осуществить подзарядку тор-
мозной сети до установленного давления, то останавливать поезд для под-
зарядки автотормозов не требуется.
10.2.1.7. Избегать частых торможений без подзарядки тормозной сети
поезда, так как неполная зарядка влечет за собой при повторных торможе-
ниях истощение автотормозов с последующим уменьшением тормозного
эффекта. Нельзя отпускать тормоза на высокой скорости перед повторным
торможением, если до торможения скорость поезда увеличится сверх уста-
новленной, а тормозная сеть к этому моменту не успеет зарядиться.
10.2.1.8. При наличии в составе пассажирского поезда вагонов с
включенными воздухораспределителями западноевропейских типов КЕ,
Эрликон, ДАКО поезд должен следовать на автоматических тормозах
(электрическое управление отключается). Перед отправлением поезда по-
сле прицепки локомотива к составу завысить давление в тормозной маги-
страли путем кратковременной (на 1–2 с) постановки ручки крана машини-
В пути следования следить за поддержанием установленного заряд-
ного давления, обращая особое внимание на восстановление зарядного
давления при отпуске автотормозов. С целью сохранности колесных пар
вагонов и обеспечения достаточной плавности торможения первую ступень
торможения выполнять снижением давления в тормозной магистрали на
0,3–0,5 кгс/см2 с последующим, при необходимости, усилением торможе-
ния повторным снижением давления в тормозной магистрали на необходи-
мую величину, но не менее чем на 0,3 кгс/см2.
Отпуск тормозов после служебного торможения производится пере-
водом ручки крана машиниста № 394, 395 в I положение до получения дав-
ления в уравнительном резервуаре 5,3 кгс/см2 и последующим переводом в
поездное положение. При кранах машиниста № 222, 328 (без стабилизато-
ра) отпускать автотормоза после служебного торможения переводом ручки
крана машиниста в I положение до давления в уравнительном резервуаре
5,2 кгс/см2. При кранах машиниста № 222, 328 для ускорения отпуска и
восстановления предтормозного давления, когда еще не произошла полная
зарядка тормозной сети, дать 2–3 толчка перемещением ручки крана из по-
ездного в I положение на 1–2 с. Допускается, при необходимости, произво-
дить толчки и при кранах машиниста № 394, 395.
После экстренного торможения ручку крана машиниста необходимо
выдерживать в I положении до давления в уравнительном резервуаре 3,0
кгс/см2, а в короткосоставном поезде – до 1,5–2,0 кгс/см2, после чего ручку
перевести в поездное положение; после зарядки уравнительного резервуара
до нормального зарядного давления при кранах машиниста № 394, 395 на-
до завысить давление в тормозной магистрали, выдержав ручку крана в I
положении до давления в уравнительном резервуаре 5,5–5,7 кгс/см2, а при
кранах № 222, 328 дать 2–3 толчка перемещением ручки крана в I положе-
При выполнении служебных торможений в качестве перекрыши ис-
пользовать только IV положение ручки крана (перекрыша с питанием ма-
Если в процессе повторных торможений возникает необходимость
тормозить с повышенного зарядного давления, отпуск тормозов при по-
следнем из частых повторных торможений производить давлением на 0,3–
0,5 кгс/см2 выше, чем наибольшее зарядное давление, с которого выполня-
лось торможение. При служебных торможениях с повышенного зарядного
давления не допускать снижения давления в тормозной магистрали более
После остановки поезда с применением автотормозов необходимо
выдержать время от момента перевода ручки крана машиниста в отпускное
положение до приведения локомотива в движение в поездах:
– длиной до 20 вагонов включительно после ступенчатого и полного
служебного торможения – не менее 1 мин, после экстренного – не
– длиной более 20 вагонов после ступенчатого и полного служебно-
го торможения – не менее 2 мин, после экстренного – не менее 6
Если вагоны поезда оборудованы сигнализаторами отпуска, то при-
водить поезд в движение после остановки разрешается только после сигна-
ла о полном отпуске автотормозов.
Проводники пассажирских вагонов перед отправлением поезда с
промежуточной станции или после вынужденных остановок должны про-
верить отпуск тормоза вагона по манометру, расположенному в тамбуре
или служебном отделении вагона, а если позволяют условия – и по отходу
тормозных колодок от поверхностей катания колес. Если вагон остается за-
торможенным, проводник обязан подать сигнал, запрещающий отправле-
ние поезда, или отпустить тормоз поводком выпускного клапана внутри ва-
гона; при переходе на зарубежные железные дороги выпускной клапан
пломбируется на перестановочном пункте по заявке начальника поезда.
10.2.2. Управление электропневматическими тормозами.
10.2.2.1. При нахождении ручки крана машиниста в поездном поло-
жении по цепи электропневматического тормоза должен проходить пере-
менный ток, при этом должна гореть сигнальная лампа с буквой «О», а ис-
точник питания должен обеспечивать напряжение не менее 50 В.
10.2.2.2. Для регулирования скорости движения поезда по перегону и
при остановках в пути следования производить ступенчатое торможение
постановкой ручки крана машиниста в положение VЭ с последующим пе-
реводом в IV положение (перекрыша с питанием магистрали). Первую сту-
пень служебного торможения необходимо выполнять до давления в тор-
мозных цилиндрах локомотива 0,8–1,5 кгс/см2 в зависимости от скорости
движения поезда и крутизны спуска. Последующие ступени выполнять по
необходимости, вплоть до полного служебного торможения с давлением в
тормозных цилиндрах локомотива 3,8–4,0 кгс/см2.
В пути следования машинист должен контролировать нормальное
действие электропневматического тормоза по сигнальным лампам, а при
дублированном питании – по показаниям амперметра в положении пере-
крыши, которые не должны изменяться в процессе ведения поезда в сторо-
ну уменьшения более чем на 20 %. При большем отклонении показаний,
падении напряжения на источнике питания в положении торможения ниже
45 В, при недостаточной эффективности электропневматического тормоза
или неудовлетворительной плавности торможения, а также при погасании
сигнальной лампы перейти на пневматическое управление тормозами.
10.2.2.3. Если в поезде имеется не более двух вагонов без электроп-
невматического тормоза или с выключенным электропневматическим тор-
мозом, то после достижения необходимого давления в тормозных цилинд-
рах ручку крана машиниста перевести в III положение. При большем коли-
честве вагонов без электропневматического тормоза, а также при наличии в
составе поезда вагонов габарита РИЦ с включенными автотормозами поезд
должен следовать на пневматическом торможении, о чем должна быть на
станции отправления сделана отметка осмотрщиком вагонов в справке
10.2.2.4. При остановочных торможениях электропневматическим
тормозом перед запрещающими сигналами торможение следует произво-
дить постановкой ручки крана машиниста в V положение; по достижении
необходимого давления в тормозных цилиндрах ручку крана следует пере-
вести в III положение (перекрыша без питания магистрали).
10.2.2.5. Если в пути следования сигнальная лампа погаснет, то необ-
ходимо перейти на пневматическое управление тормозами, выключив ис-
точник питания электропневматических тормозов. Если сигнальная лампа
гаснет при подъезде к запрещающим сигналам или предельному столбику в
режиме электропневматического торможения, применить экстренное тор-
можение и выключить источник питания электропневматических тормозов.
10.2.2.6. По условиям ведения поезда машинист производит полный
или ступенчатый отпуск электропневматических тормозов; при этом сту-
пень отпуска тормозов должна быть не менее 0,2–0,3 кгс/см2 по давлению в
цилиндрах локомотива. В процессе остановки поезда производить ступен-
чатый отпуск, а после остановки произвести полный отпуск.
10.2.2.7. Ступенчатый отпуск электропневматических тормозов вы-
полнять путем кратковременного перемещения ручки крана машиниста из
положения перекрыши в поездное положение и обратно в перекрышу, при-
чем последнюю ступень отпуска выполнять с выдержкой ручки крана ма-
шиниста в I положении до повышения давления в уравнительном резервуа-
10.2.2.8. Полный отпуск электропневматических тормозов в один
прием выполнять перемещением ручки крана машиниста в I положение до
повышения давления в уравнительном резервуаре до 5,2–5,4 кгс/см2 с по-
следующим переводом ее в поездное положение.
10.2.2.9. Если на станции должна производиться смена локомотивных
бригад без отцепки локомотива от состава пассажирского поезда, то сме-
няющийся машинист обязан остановить поезд на этой станции в соответст-
вии с требованиями раздела 10.2 настоящей Инструкции и после остановки
довести торможение до полного служебного с общим снижением давления
в уравнительном резервуаре на 1,5–1,7 кгс/см2 от установленного зарядного
давления или при торможении электропневматическим тормозом повысить
давление в тормозных цилиндрах до 3,8–4,0 кгс/см2 по показанию мано-