в чем разница между д6 и д10
Д-10 на смену Д-6
Гвардейцы десантно-штурмового соединения Южного военного округа, дислоцированного в Волгоградской области, приступили к освоению новых парашютов Д-10, поступивших на вооружение соединения в этом году.
Как сообщили в пресс-службе ЮВО, парашют Д-10 заменил стоящий на вооружении Д-6. Он является более простым и безопасным при десантировании и в эксплуатации. Объём купола составляет 100 кв. м вместо 83 у предшественника, его округлая форма обеспечивает плавное приземление. Д-10 предназначен для осуществления боевых и учебных прыжков на скорости полёта от 140 до 400 км/ч со стабилизацией в течение трёх секунд, в диапазоне высот от 200 до 8.000 метров. Также увеличены срок эксплуатации парашюта и количество применений с 80 до 120, в зависимости от условий прыжков. Масса нового парашюта на несколько килограммов меньше массы его предшественника, что позволяет легко разворачиваться по ветру, выполнять горизонтальное скольжение, с ним можно совершать прыжки на воду и быстро гасить купол при сильном ветре.
С личным составом уже проведены занятия по устройству нового парашюта и порядку его укладки, тренировки на воздушно-десантном комплексе, после чего военнослужащие приступили к совершению десантирования на площадках учебного центра «Лебяжье» в Волгоградской области. Десантирование проводится из самолётов военно-транспортной авиации Ил-76, а также из новейших вертолётов армейской авиации Ми-8 АМТШ «Терминатор» с высоты 800 метров.
Парашют: главное «оружие» десантника
Фото: Минобороны РФ
Научно-исследовательский институт парашютостроения холдинга «Технодинамика» – одно из немногих предприятий в мире, которое способно выполнять полный цикл работ с парашютными системами. Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применялись и применяются в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) России.
Пять самых популярных парашютов для российских десантников – модели, уже проверенные временем, а также последние новинки для ВДВ, ‒ в нашем материале.
Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют
Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.
Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.
Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.
Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.
Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.
Д-1: первый шаг в небо
При помощи этого парашюта совершили свой первый самостоятельный прыжок, пожалуй, все парашютисты нашей страны. Парашют Д-1, который из-за своего веса в 17 кг получил прозвище «Дуб», появился в 1955 году. С того времени это самый популярный парашют для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Некоторые его модификации используются до сих пор практически без изменений. Особенностями этого парашюта являются простота и надежность – считается, что нужно очень постараться, чтобы этот купол не сработал.
Фото: Минобороны РФ
Минимальная высота прыжка с Д-1 составляет всего 150 метров, из летательного аппарата на скорости около 180 км/ч. При этом парашютист будет снижаться примерно со скоростью не более пяти метров в секунду.
«Дуб» обладает круглым куполом. Считается, что такие парашюты сложно управляемы. Однако современный вариант Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря чему парашютист может маневрировать во время снижения.
Д-6: рекордсмен по прыжкам
Парашют Д-6 серии 4 пришел на смену Д-5 и стал основным в войсках. Испытания новой парашютной системы начались в середине 1970-х годов, а на вооружение парашют был принят в середине 1980-х. Д-6 прошел полный цикл испытаний – он продолжал свою эволюцию на протяжении почти восьми лет. Примечательно, что все эти годы Д-6 уже применялся в войсках.
Сегодня по показателям надежности Д-6 не имеет аналогов в мире, отмечают специалисты. Дело в том, что с Д-6 прыгали солдаты-срочники с минимальной парашютной подготовкой, поэтому система активно совершенствовалась с учетом простоты и надежности. Специалисты НИИ парашютостроения активно сотрудничали с Государственным испытательным центром Минобороны и ВДВ, в результате чего система Д-6 была доработана до идеального состояния.
Д-10: «патиссон» в небе
На службе ВДВ сегодня находится система Д-10, которая пришла на смену Д-6. Она прошла все испытания в начале 2000-х годов. Конечно, по объему наработки она еще несравнима с Д-6, но со временем приблизится к уровню последнего, считают эксперты. Парашюты Д-6 серии 4 в войсках активно заменяются на Д-10.
Изначально Д-10 создавался для того, чтобы устранить основную проблему, которая существует у десантных парашютов – проблему схождения парашютистов в воздухе. Например, когда десантируется большая группа (до 120 человек), все одновременно раскрывают парашюты в воздухе, и воздушные потоки могут столкнуть парашютистов друг с другом. Даже в такой ситуации конструкторами парашютов предусмотрено спасительное решение – запасной парашют, который можно открыть в ситуации, когда в твой купол провалился другой парашютист. Естественно, посадка все равно будет жесткой – тяжелых травм не избежать.
Д-10 создавался именно для того, чтобы не допустить такого сценария. Поэтому у него такая необычная форма – купол напоминает не шар, а скорее патиссон. Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая уводит парашют при попадании в «след» другого парашюта.
Кроме особой формы, у этого парашюта есть еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность, – страхующий парашютный прибор. Выпрыгнув из самолета, через несколько секунд десантник должен дернуть за кольцо, которое раскроет ранец с основным куполом. В случае если парашютист забыл это сделать, за него «дернет кольцо» специальное устройство.
Сегодня Д-10 считается основной парашютной системой ВДВ. С «десятым» прыгают во время тренировок, применяют для реальных боевых прыжков. С этим парашютом десантируются изо всех типов военно-транспортных самолетов (Ил-76, Ан-22, Ан-26 и других), а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26. Десантник весом не более 150 кг сможет с Д-10 прыгнуть с высоты до 4 км, а минимальная высота прыжка составляет 200 метров.
Д-14: парашют для «Ратника»
Фото: Минобороны РФ
По своей конструкции новая парашютная система не похожа на все предыдущие модели. Традиционно основной парашют находится за спиной десантника, а запасной – спереди. Грузовой контейнер располагается также сзади, под основным парашютом. Д-14 имеет несколько другую конструкцию: основной и запасной парашюты располагаются за спиной, а спереди – большой грузовой контейнер. На нем расположено несколько точек подвески для различного оборудования, кроме того, контейнер можно использовать как плот при посадке на воду. Благодаря такой конструкции, когда стрелковое вооружение в прямом смысле под рукой, десантник может вступить в бой, находясь еще в воздухе.
«Штурм»: без ранца за спиной
Еще одна российская перспективная парашютная система – безранцевый парашют «Штурм». Главная особенность этой модели следует из самого названия – «Штурм» не имеет ранца. Купол такого парашюта уложен в специальном мешке, который находится в салоне самолета. На десантника он крепится при помощи простой подвесной системы, а ввод парашютной системы происходит прямо из воздушного судна.
Видео: НИИ парашютостроения
Это существенно экономит время на десантирование бойцов – ценные минуты не тратятся на раскрытие стабилизирующего парашюта, затем основного. Таким образом десантники могут совершать прыжки с малой высоты – 70-80 метров, а сама высадка десантников может стать внезапным ударом для противника.
При всех своих достоинствах парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение. На данный момент продолжаются испытания системы по использованию в боевых условиях.
События, связанные с этим
Знамя Победы в небе над Подмосковьем: история рекордного прыжка
Десантный парашют Д-10 и Д-10П
Десантный парашют Д-10 — это система, заменившая парашют Д-6. Площадь купола 100 кв.м с улучшенными характеристиками и красивым внешним видом — в форме патиссона.
Предназначен
Предназначен для прыжков как начинающим парашютистам, так и десантникам — учебно-тренировочные и боевые прыжки с самолета АН-2, вертолетов МИ-8 и МИ-6 и военно-транспортных самолетов АН-12, АН-26, АН-22, ИЛ-76 с полным табельным вооружением и снаряжением. или без него. Скорость полета на выброске 140-400 км/час, минимальная высота прыжка 200 метров со стабилизацией 3 секунды, максимальная — 4000 метров с полетной массой парашютиста до 140 кг. Скорость снижения 5 м/сек.
Скорость по горизонту до 3 м/секунду. Перемещение купола вперед осуществляется за счет переката свободных концов, где уменьшил перекатом свободные концы, туда купол и пошел. Развороты купола выполняются стропами управления, разворачивается купол за счет щелей, расположенных на куполе. Длина строп у парашюта Д-10 разная. Более легкий по весу, он получил больше возможностей в управлении.
В конце статьи размещу полностью ТТХ Д-10 (тактико-технические характеристики)
Парашютная система Д-10
В НИИ Парашютостроения разработали модификацию парашюта Д-10. знакомьтесь.
С высоты 70 метров
Минимальная высота выброски 70 метров. Мужественные у нас десантники. со 100 метров ходить страшно. :)) страшно, потому что земля близко. а с 70 м. это как с головой в омут. :)) земля совсем рядом. я эту высоту знаю, это заход на последнюю прямую на спортивном куполе. но система Д-10П отработана на быстрое открытие. без стабилизации на принудительное открытие ранца. вытяжная веревка крепится карабином за трос в самолете или вертолете, а другой конец тросиком на закрытие ранца парашюта. тросик веревкой выдергивается, ранец открылся и купол пошел. такая система открытия у парашюта Д-1-8, серии 6. возможность покидания летательного аппарата на высоте 70 метров — это безопасность во время десантирования в боевых условиях.
Максимальная высота покидания летательного аппарата 4000 метров.
Система Д-10П разработана так, что имеет возможность преобразования в систему Д-10. и наоборот. другими словами, его можно работать без стабилизации на принудительное раскрытие парашюта или крепится стабилизация, парашют укладывается на работу со стабилизацией и вперед, в Небо.
Купол состоит из 24 клиньев, стропы прочностью на разрыв 150 кг каждая.
22 стропы длиной 4 метра и четыре стропы, прикрепленные к петлям щелей купола, длиной 7м из капронового шнура ШКП-150,
22 внешние дополнительные стропы из шнура ШКП-150 длиной 3 м
24 внутренние дополнительные стропы из шнура ШКП-120 длиной 4 м, крепящиеся к основным стропам. к стропам 2 и 14 крепятся по две внутренние дополнительные стропы.
Тактико-технические характеристики ПДС Д-10
Масса десантника-парашютиста с парашютами, кг | 140-150 |
Скорость полета самолета, км/ч | 140-400 |
Максимально безопасная высота раскрытия парашюта, м | 4000 |
Минимально безопасная высота применения, м | 200 |
Время стабилизации, с | 3 и более |
Скорость снижения на стабилизирующем парашюте, м/с | 30-40 |
Усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия, кгс | не более 16 |
Скорость снижения на основном парашюте, м/с | 5 |
Время разворота в любую сторону на 180 при снятии шнура блокировки и перетянутых свободных концах подвесной системы, с | не более 60 |
Время разворота в любую сторону на 180 при заблокированных свободных концах подвесной системы, с | не более 30 |
Средняя горизонтальная скорость перемещения вперед и назад, м/с | не менее 2,6 |
Масса парашютной системы без парашютной сумки и парашютного прибора АД-3У-Д-165, кг, | не более 11,7 |
Количество применений | |
при общей полетной массе десантника-парашютиста 140 кг, | раз 80 |
в т.ч. при общей полетной массе парашютиста 150 кг | 10 |
Срок хранения без переукладки, месяцев, | не более 3 |
Гарантийный срок службы, лет | 14 |
Парашютная система Д-10 позволяет применять запасные парашюты типа З-4, З-5, З-2. В качестве страхующего средства для раскрытия двухконусного замка применяются парашютные приборы АД-3У-Д-165, ППК-У-165А-Д.
Посмотрите видео. десантирование с ИЛ-76, выброска эшелонами. четыре ИЛ-76 один за другим. одно схождение в воздухе. ребята живы, всё нормально.
Парашют Д6. Описание. Характеристики
Первый раз самостоятельно прыгают с парашютом, потому что адреналин, круто, что-то новое и т.д. Несколько минут в воздухе проносятся быстро. Для первых самостоятельных прыжков чаще всего используют парашют Д-6.
Парашют Д-6 используется для выполнения прыжков из военных и гражданских самолётов. Применяется для обучения курсантов, а так же выполнения специальных задач военными и гражданскими специалистами.
Когда, кем был изобретён парашют и кто произвёл первый в истории прыжок точно не известно. В различных странах существует множество легенд на эту тему. Что же касается подтверждённой информации то известно, что сам принцип приспособления, с помощью которого человек мог бы безопасно опуститься с большой высоты, был впервые сформулирован известным гуманистом Роджером Беконом, жившим в тринадцатом веке.
Именно такую схему использовал в 1597 г. хорват Фауст Вранчич во время прыжка с колокольни высотой 87 метров на рыночную площадь в Братиславе.
22 октября 1797 г. французский аэронавт Андре-Жак Гарнерин впервые совершил прыжок с воздушного шара, находящегося на высоте 400 м. над парижским парком Монсо. После этого прыжка на парашютах появились небольшие отверстия в центре купола для снижения эффекта раскачивания парашюта.
Парашют Д-6 является одним из самых распространённых и надёжных парашютов, используемых в России.
ПАРАШЮТ Д-6. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПАРАШЮТ Д-6. ОСНОВНОЙ СОСТАВ ПАРАШЮТА
ПАРАШЮТ Д-6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СРАБАТЫВАНИЯ СИСТЕМ.
Перед прыжком карабин стабилизирующей системы крепится непосредственно за трос или другое приспособление, расположенное в самолёте.
После отделения парашютиста от самолета звено стабилизирующей системы вытягивается на полную длину и приводит в действие парашютный прибор. Из камеры стабилизирующей системы последовательно выходят стабилизатор, стропы и купол стабилизирующей системы. Сама камера стабилизирующей системы остается в самолете. Под воздействием воздушного потока раскрывается купол стабилизирующей системы. Начинается стабилизированное снижение парашютиста со скоростью около 35 м/с. По истечении заданного времени стабилизации либо парашютист самостоятельно выдергивает кольцо ручного раскрытия, либо срабатывает парашютный прибор. В результате раскрывается двухконусный замок и стабилизирующая система вытягивает из раскрытого ранца камеру с уложенным в нее куполом основного парашюта а затем стаскивает и камеру с купола основного парашюта. Купол основного парашюта Д-6 раскрывается под действием воздушных потоков. Далее снижение парашютиста происходит уже со скоростью не более 5 м/с. Стабилизирующая система со своим звеном и камерой основного парашюта остаются на вершине раскрытого купола парашюта Д-6, не мешая его нормальной работе. Во время полёта парашютист имеет возможность управлять парашютом Д-6, при помощи строп управления. При натяжении левой стропы купол разворачивается влево, при натяжении правой ─ вправо.
Опробовать такой надежный парашют всегда можно самостоятельно. Прыжки проводятся еженедельно на аэродроме Логиново.
Технические характеристики и особенности парашюта Д-6, порядок укладки
Прыжками с парашютом занимаются любители, желающие получить дозу адреналина, профессиональные спортсмены, курсанты военных училищ в рамках курса подготовки. Типов и конструкций парашютных систем существует довольно много. Одна из наиболее надежных моделей — парашют Д-6, широко используемый в России. Именно его чаще всего рекомендуют для первых самостоятельных прыжков.
Особенности и тактико-технические характеристики
Тактико-технические характеристики парашюта Д-6 (модели, очень широко используемой в России) таковы:
Системы парашюта Д-6 срабатывают в такой последовательности:
Д-6 — самый распространенный российский парашют, разработка еще советского НИИ парашютостроения. Модель заслуженно считается очень надежной, именно парашюты Д-6 традиционно используются для первых прыжков после обучения большинством школ.
Востребован этот парашют и десантниками — на нем совершают прыжки не только из гражданских, но и из военных самолетов. Он же применялся для обучения курсантов еще в ВДВ СССР, в России войска не стали отказываться от модели, хотя существуют более современные.
Конструкция
Конструктивно парашют Д-6 состоит из следующих частей:
Порядок укладки
Без изучения и освоения порядка укладки парашюта совершить прыжок невозможно. Этому в летных школах уделяют очень большое внимание. От того, насколько правильно сложен парашют, зависит, раскроется ли он после прыжка.
Первый этап
В первую очередь нужно проверить, какой парашют достался обучающемуся, имеются ли все необходимые элементы и каково их техническое состояние. Также сверяют номера, указанные в паспорте и на куполе. Основной и запасной парашют растягивают на всю длину, внимательно осматривают, ища малейшие дефекты:
Даже при наличии незначительных дефектов прыгать с этим парашютом категорически запрещается.
Второй этап
На этой стадии укладывают купол. Для этого необходимо выполнить ряд действий:
У правильно уложенного купола клеймо производителя размещается сверху справа. Верхние стропы имеют номера 1 и 24. Ни одна стропа не перекрещивается с другой.
Третий этап
Здесь стропы укладывают в соты на ранце:
После этого нужно развязать концы подстилки, открывая нижний край купола. Клапаны ранца расправляют. На верхнем есть отворот с «кармашком», его «вкладывают» между лямками подвесной системы и пучками строп.
Четвертый этап
Собранный купол нужно уложить на ранец. Его кладут на уложенные стропы так, чтобы нижний край совпал с верхним клапаном ранца. Придерживая верх, сгибают до получения нужной ширины, равномерно (зигзагом) выкладывают до «карманов» вытяжного устройства.
Затем нужно приподнять верх купола, выпуская из этих «карманов» воздух. Вытяжное устройство кладут на верх купола, развернув петлей вправо. Всю конструкцию фиксируют грузиками.
Пятый этап
На этой стадии затягивают клапаны ранца. Сначала — верхний и нижний, затем — боковые. Нужно следить за тем, чтобы купол размещался в нем равномерно. В пряжки-люверсы на клапанах вставляют шпильки троса звена ручного раскрытия. «Карманы» клапанов аккуратно заправляют внутрь ранца, следя, чтобы не пострадала укладка строп.
Шестой этап
Завершающая стадия — индивидуальная подгонка подвесной системы. Сначала регулируют плечевые обхваты, затем — нагрудную ленту, последними — ножные. Результат подгонки нужно проконтролировать, надев подвесную систему на себя. Как правило, требуется дополнительно подтянуть регулирующие ленты на груди так, чтобы ранец не мог сдвинуться кверху и ударить парашютиста по шее или голове.
При правильной подгонке система плотно прилегает к телу, но не препятствует свободе движений. Нагрузка при раскрытии парашютов идет равномерно на все тело.
Техника безопасности
Одно из базовых требований безопасности для парашютиста — осмотр всей парашютной системы перед прыжком. Последовательно проверяется правильность:
Далее необходимо оценить состояние запасного парашюта. В первую очередь — проверить, как присоединены концы подвесной системы к его скобам крепления, насколько надежно закреплен на подвесной системе ранец с ним. Контролируется и то, как располагаются шпильки ручного раскрытия запасного парашюта, имеются ли они вообще.
Порядок сборки после приземления
Сборка парашюта в специальную переносную сумку производится немедленно после «штатного» приземления. Иначе ткань купола может пострадать от солнца и осадков. Порядок таков:
После использования запасного парашюта его сворачивают так же, как основной.
Правила хранения и эксплуатации
Соблюдение правил хранения обеспечивает возможность эксплуатации парашюта Д-6 в течение всего гарантийного срока:
Профилактические технические осмотры проводят раз в полгода. С той же периодичностью систему просушивают.
Рекомендации по введению системы в работу
Характеристика действий парашютиста с момента посадки в самолет такова:
В полете с помощью строп можно менять направление движения. Это позволяет парашютисту приземлиться в заданном месте или просто выбрать наиболее безопасную площадку. Система управления позволяет двигаться назад, вперед, разворачиваться вправо, влево. Для этого достаточно потянуть стропы с соответствующей стороны, меняя положение купола.
Отличия от десантной парашютной системы Д-6 серии 4
Помимо «базового» парашюта Д-6, существует его «продвинутый» вариант — относящийся к типу армейских, – десантный парашют Д-6 серии 4. Он пришел на смену системе Д-1-8, которую часто называли просто парашютом Д-8. Внесенные конструктивные усовершенствования заключаются в следующем:
Все эти усовершенствования непрофессионалу кажутся незначительными. Однако, они важны для того, чтобы парашют мог использоваться именно как армейский. Например, прыжки в парашютном спорте при сильном ветре просто запрещаются, поэтому в расчековочном устройстве нет необходимости.
Непосредственно прыжок с парашютом занимает несколько минут. Но ему предшествует длительная подготовка. Она включает как теоретические уроки, так и обучение на практике. Собирающийся прыгать с парашютом должен знать как минимум его тактико-технические характеристики, порядок укладки и сборки, технику безопасности. Парашют Д-6 заслуженно признан одним из самых надежных, но пренебрегать подготовкой никак нельзя.