в чем различие проявить милосердие и подать милостыню
Что такое милосердие, милость и в чем отличие от милостыни?
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что вы можете смело уходить и искать новый объект для вожделения\воздыхания в надежде на то, что именно в этот раз вы его действительно полюбите.
Вы путаете личных врагов и врагов веры (истины), своих личных врагов положено любить, тех, кто делает плохо лично вам или мне, а враги веры, из-за чьих ересей погибали тысячи, это те люди, которых не только не положено любить, это люди, которых церковь анафематствует. Лев Толстой лично Иоанну Кронштадскому ничего не сделал, не лишил его вечности с Богом, но о. Иоанн видел людей, которые погибали из-за ересей Толстого и не мог оставаться к этому равнодушным.
Что касается смерти, похожий случай был описан св. Игнатием Брянчаниновым:
Вообще, чтобы правильно понимать подобные вещи, нужно иметь духовное рассуждение, а дневники отца Иоанна для многих послужили соблазном, но на самом деле они говорят о другом, о пути, о том, как грешному обычному человеку стать святым, святой был таким же человеком как и мы, с такими же помыслами, но сумел преодолеть по благодати свое падшее естество.
По сути, наверно, не так уж и важно, кто проявляет свою любовь: мужчина или женщина. Чепмен Гэри выделяет 5 языков любви, присущих людям, не зависимо от того, какому полу они принадлежат. Очень интересная книга, советую почитать (так и называется «5 языков любви»). Согласно Гэри, человеку доступны только 5 способов проявлять свою любовь: 1) вербально говорить о своей любви; 2) дарить подарки; 3) тактильные прикосновения («обнимашки» постоянные); 4) посвящать все свое свободное время любимому человеку; 5) доказывать делами и поступками свою любовь. Как правило, для каждого конкретного человека характерен только один из них (ну или, по крайней мере, один доминирует). И если в паре у обоих один «язык любви», то отношения будут гармоничными. Но если влюбленные говорят на разных языках, то возникают проблемы.
О милосердии и милостыни
Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.
Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.
О милосердии и милостыни
Термин «милосердие», «милость» означает состояние души человека, при котором он испытывает жалость, умиление, заботу, доброе расположение к человеку, а также всепрощение, приязнь, радость и, что называется в обычном человеческом употреблении, любовь.
Добродетель милосердия проявляется как:
Обратите внимание на изречения Преподобного Макария Оптинского:
Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. Оная милостыня есть подаяние токмо без смущения и разбирательства — хоть немного подать, но с благим произволением и надеждою
Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростью.
Состояния милостыни:
Милость и милосердие являются добродетелью против: гнева, сребролюбия, сребролюбия, жадности, скупости, накопительства, эгоизма, себялюбия, эгоцентризма, жестокосердия.
С чего начинается милосердие и милость?
Как подавать милостыню?
Итак, суть милостыни – не материя, а внутреннее расположение человека. Как говорят Отцы, если ты милуешь, но сердце твое не имеет милосердия – милостыня сия не принимается. Поэтому мы говорим о том, что надо располагать себя к радостному благотворению. Мы должны подавать милостыню без ожидания благодарности от человека.
Обязательно сделанное надо забывать сразу, как сны.
Подавать нужно со смирением, потому что «мы рабы ничего не стоящие, и сделали только то, что должны были сделать», – говорит евангелист Лука.
Давать взаймы нужно столько, сколько не жалко потерять. Это сегодня один из принципов, когда ты человеку даешь в долг. Понятно, когда занимают близкие, это серьезно. А людям посторонним нужно давать взаймы столько, сколько не жалко потерять. Потому что если дашь больше, потом можешь пожалеть. Допустим, готов распрощаться с 20 000 рублей? Не готов – не давай. Потому что потом будешь сам себя корить. Если же пришел к тебе человек просить взаймы, и ты чувствуешь, что способен потом все это перенести во славу Христа – то давай.
Если обещал кому-то пожертвование, или милость, или дать взаймы – не допускай того, чтобы тебе напоминали дважды. Не унижай человека. Или дай и побеспокойся о том, чтобы это было сразу, или не давай вообще. Чем человек должен тебе звонить, унижаться, просить у тебя, выклянчивать – это грех.
Сугубая милостыня – это двойная милость, когда мы предугадываем, предупреждаем помощь человеку. Видим, что человек нуждается, и прежде чем он нам может об этом сказать, попросить, мы сами уже предугадываем это и помогаем ему. Это происходит от внимательного, духовного сердца.
Великая милостыня – когда человек благотворит в ущерб себе. Т.е. снимает с себя и отдает другому, остается сам ни с чем. Это есть великий подвиг.
«Высокое благотворение, – говорит Иоанн Златоуст, – когда мы благотворим тем, кто не может нам воздать». Вот мы сегодня многие благодеяния оказываем людям, и мы надеемся получить какую-то пользу, взаимовыгоду. Но высокое дело, когда ты даешь тому, кто вообще никаким образом не может тебе воздать.
Как принимать милостыню?
Как не должно подавать?
Как мы не должны подавать милостыню людям? Какая милостыня является грехом?
Когда мы подаем с презрением, надмением и пренебрежительностью. «Да на, возьми, только отстань» и т.п. Бывает, гримасу на лице делают такую, чтобы просто потом больше человек не приходил.
Ещё есть такой распространенный грех (он есть у каждого из нас) – «На, Боже, что нам негоже». Что-то валяется ненужное – «давай соседу подарим». Нужно давать то, что нужно человеку. То, что тебе не нужно, – это не значит, что это кому-то пригодится. Это не милость и не милосердие — это чувство своего рода жадности и скупости, сам человек говорит «жалко выбросить». и отдает с этими чувствами.
Когда мы жертвуем, мы должны быть внимательными и бояться унизить человека. Чтобы от нашей милостыни человек не мог бы унизиться. Бывают такие случаи в жизни, когда мы можем человеку так дать, что мы его унизим. Когда мы делаем подарок и т.д. – надо обращать внимания на все тонкости. Если нам дают подарок, который нас унижает – мы должны его принять со смирением и благодарностью. Но сами мы должны бояться дать человеку то, что его унизит, потому что это неправильно.
Благотворить без промедления, неохоты и вялости. Когда мы человеку что-то пообещали или хотим помочь – сделать это нужно сразу, не надо медлить, юлить, ждать четверга или понедельника. Есть дело – сделать нужно сразу, человек ждет. Не будем заставлять его напоминать нам дважды.
Не давать денег взаймы с процентами. Деньги в рост – это грех ростовщичества. Многие люди сегодня торгуют этими деньгами, дают их под проценты. Это, конечно, является грехом.
Нельзя оказывать милость на вред, на грех, на преступление. Бывает так, что человек может дать деньги на аборт.
Мы не должны давать так, как будто мы делаем великое одолжение или снисхождение человеку: «Вот, возьми, и запомни на всю жизнь, что именно я тебя облагодетельствовал».
Нельзя жертвовать чужое, краденое и нечестным путем заработанное. Очень распространено бывает, человек украдет – потом придет и пожертвует.
Как не должно принимать?
Как просить милостыню?
Если есть нужда, то просить нужно. Это как раз есть борьба с гордостью, первое движение к смирению. Есть люди, которые ни за что не попросят, – с голоду, стиснув зубы, умрут, но не пойдут, у соседа стакан не попросят.
Когда у нас есть сильная нужда и мы сами бессильны в этом, мы должны просить. Мы должны обращаться за помощью, потому что это очень полезно, это смиряет нас. Это помогает нам признать помощь от других людей, чтобы мы немножко смягчились своими сердцами, поняли, что не от нас многое зависит. Это часто бывает, когда люди болеют и т.д.
Просить мы можем только на благие дела. На грех просить никто не должен, на преступления и т.п.
Также просить нужно без обмана. Т.е. когда ты приходишь к человеку за помощью, ты
должен честно сказать, что у тебя есть.
И, конечно, не должно, чтобы прошение стало нашим образом жизни. Нищие-профессионалы это грех. Подавать таким нужно, но самим становиться такими – это грех.
Кому подавать милостыню?
Наши родные, конечно, подходят под эту категорию. Благотворить родным – Сам Бог велел.
Господь говорит следующее: «Всякому просящему у тебя дай и от хотящего занять не отвращайся». Это значит, что всякий, кто просит, должен от тебя получить.
Влияние милостыни на природу человека
Святые Отцы говорят следующее:
Влияние милостыни на душу человека:
Милостыня есть пища души. Душа милостыней окормляется, крепнет. Очень сильно укрепляется душа, – говорит авва Евагрий, – потому что она получает от милостыни твердость, широту, сразу в душе возникает благодарение Богу. Душа радуется и, можно сказать, полностью «твердеет».
Милостыня очищает совесть человека, пробуждает её, делает человека более совестливым.
Милостыня приближает сердце человеческое к Богу, потому что Бог любит милующее сердце. Порождает в сердце надежду и радость. Когда человек милует, у него в сердце всегда будет рождаться надежда о том, что и он будет помилован Богом. И от этого у него всегда будет в душе радость. И когда он будет просыпаться каждое утро, он всегда будет благодарить Бога за то, что есть Господь, за то, что Он Милостив и Человеколюбив.
Влияние милостыни на дух человеческий:
Как говорит святитель Феофан Затворник, кто хочет спастись в современном мире, тот пусть вооружится милостыней. Потому что милосердие есть добродетель, которая нас спасет в последние времена быстрее всех. Она даст нам полностью прощение, помилование, и Господь примет нас в Свои Святые Обители.
Благотворительность и милостыня
Из наследия Оптинских старцев
Слепцы. Художник: А. Пластов |
Время поста – самое благоприятное для дел милосердия. Старцы Оптинские часто напоминали о милостыне и благотворительности.
Преподобный Лев учил быть милостивыми и напоминал о словах Евангелия: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).
«Сказано: “Блажен человек, который скотов милует”, – но в тысячу крат блаженнее тот, кто нищих, убогих и хромых приемлет на себя. Как бы его самого напоили и успокоили».
Старец напоминал, что за каждого странного и убогого, которому оказывается милосердие, Господь подает Свою милость:
«…возьмите на заметку сие, что, сколько в вашем благословенном доме ни было от странных и убогих, за каждого получите по мешку, то есть богатую от Господа милость… Царствие Божие ваше будет!»
Милостыня по силе и возможности
Преподобный Иосиф учил подавать милостыню по силе и по возможности:
«Подавать… милостыню нуждающимся следует по силе и возможности. Преподобный Варсонофий Великий говорит: “Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит».
Две лепты бедной вдовы. Фреска Толгского монастыря |
«Твоим благословением, Господи, совершил я это»
Старец Нектарий напоминал о том, что нельзя тщеславиться своим милосердием, а нужно благодарить Бога, позволившего помочь нуждающимся:
«Если кому удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, говорить: “Твоим благословением, Господи, совершил я это” – ибо “не можете творити без Мене ничесоже”».
Оставить Промыслу Божию
Преподобный Амвросий учил, что если мы подали милостыню, то не следует «доверять своему помыслу, будто наши средства не так употребляются»:
«Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются.
Полезнее всего благотворить и веровать несомненно, что получим за это от Господа воздаяние, по сказанному у пророка Даниила: “Избавление мужу свое ему богатство”. И в другом месте: “Милостынею и верою очищаются грехи».
Не следует заботиться о том, как употребляется пожертвованное нами, а оставить это Промыслу Божию.
«Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что “они разграбление имений своих с радостию прияша”. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении и особенно не заботиться о том, так ли или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а, может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно», – писал старец духовному чаду.
Иногда с просьбой о милостыне обращаются люди, хорошо одетые и, с нашей точки зрения, не нуждающиеся в деньгах. Но мы никогда не можем знать, почему этот человек просит у нас помощи и насколько он нуждается на самом деле. Поэтому преподобный Амвросий напоминал слова святителя Димитрия Ростовского:
«Святитель Димитрий Ростовский пишет: если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
Есть ли различие в делах милосердия?
В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г. |
Преподобный Амвросий объяснял, что и в таком добром деле, как милостыня, может быть различие. Выше всего ставил старец милостыню, оказываемую святым монашеским обителям:
«Когда пришлось мне входить в более подробное исследование духовных вещей, тогда и нашел, что в духовных делах есть многое и великое различие. Можно сделать полезное в тридесят крат, а лучше в шестьдесят, а во сто крат еще лучше, и полезнее, и спасительнее.
Ежели начальник блудниц, как пишется в старческих сказаниях, поставлен выше преподобного Макария Великого за то одно, что он нашел возможность тридесять дев монастырских сохранить от растления, заменив их лицами, бывшими у него под командою, то какую, думаешь ты, может получить мзду тот, кто ста девам, собравшимся в обитель для служения Богу, даст возможность не рассеяться по разным местам или обратиться в мир?
Хорошо помочь и погоревшим, но тут одна лишь скорбь, по большей части приносящая пользу людям, для какой причины пожар и попускается от провидения свыше; но стократно выше то, если сохранить или дать возможность сохраниться многим от явного душевного вреда».
Старец Амвросий писал своему чаду, что «устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие», – самое угодное Богу дело:
«…большая разница – раздать бедным мирским или на эту сумму устроить обитель, в которой до пришествия Христова спасаться будут многие. Единовременное добро от постоянноприбыточного добра большую имеет разницу, как Сам Господь во святом Евангелии объявляет эти различные степени на тридесять, на шестьдесят и сто».
Милосердие как путь к радости
В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).
Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».
Милосердие – это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обожения. А милосердие к ближним доступно всем.
Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.
В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.
Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в Великий четверг этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.
Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на Пасху выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».
Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.
Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.
Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.
Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.
Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.
Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно молиться о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.
Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.
Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.
Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:
Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.
Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское блаженство. Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.
Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».
Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.
А вот как предостерегает нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».
Н.В. Гоголь уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».
В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.
Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:
1. Подавайте хотя и немного, но с любовью. Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.
2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.
3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.
4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).
По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.
Помочь ближнему можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.
Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.
В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.
Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.
Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.
Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.