в чем различие понятий мотив и мотивация

Понятие мотива и мотивации

Понятие «мотив» имеет несколько трактовок, в зависимости от области в которой он рассматривается. Все они базируются на различных мнениях и подходах.

Общее понятие мотива и мотивации

Среди всего этого многообразия выделяют позицию, которая относительно объединяет все трактовки.

Мотив — это:

Мотив отвечает на вопрос «Что нужно для удовлетворения потребности?». То есть он является психологически реальным, побуждающим/направляющим деятельность, придавая ей личностный смысл. Мотив относится к личности, которая применяет его к своей деятельности. Из личностного он повторно переходит в мотив деятельности. В психологическом значении под мотивом понимают субъективную отраженную реальность, а также часть психического образа мира, которая выполняет специфические функции.

Как еще трактуются мотивы и мотивация

По-другому понятие «мотив» трактуется как мысли, чувства личности и ее стремления, которые связаны с осознанием своих потребностей, побуждающих к деятельности.

Такая трактовка базируется на латинском слове movere, которое переводится как «приводить в движение» или «толкать». В англо-американской литературе помимо motive (что, собственно, переводится как «мотив») в процессе описания потребностно-мотивационной сферы организмов используются и другие понятия:

Эти понятия (потребность и переживание) не очень привычны при рассмотрении физиологических вопросов, так как считается, что они относятся к индивиду, осознающему свои нужды и состояния, в то время как у животных такого осознания нет.

Однако, более емкое и адекватное определение мотиву дал Н. Н. Обозов.

Мотив — это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением возникшей потребности; также его можно охарактеризовать как причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков.

Основные психологические функции мотива

К первой функции относится то, что мотив производит реальное побуждение к деятельности — осуществляет ее запуск и энергетическое обеспечение. Однако стоит помнить, что понятие «побуждать» не всегда относится исключительно к «побудить» в реальности, приводя при этом к наличию деятельности. Личность на самом деле имеет побуждений/устремлений больше, чем деятельных реализаций выраженного типа. На основании этого общую функцию побуждения нередко разделяют на 2 стадии:

Вторая функция заключается в придании направленности осуществляемой деятельности. Ведь ее недостаточно только запустить и поддерживать ее энергию — необходимо вести деятельность к реализации. То есть, это функция управления активными процессами и приведения их к намеченному результату. А. Н. Леонтьев утверждал, что деятельность направлена на собственный предмет, которым является мотив.

Третья функция — смыслообразование, то есть вывод мотива на субъективный (личностный) уровень. Субъективный смысл формируется в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл представляет собой ответ на вопрос «Зачем человеку нужен предмет потребности и деятельности?». Если личность развита, то этот вопрос часто оказывается решающим, следовательно, смыслообразующая функция с психологической стороны занимает главную позицию. Человек — это существо, которое ориентировано на смысл. Поэтому, если не будет убедительного личностного смысла, мотив не сработает в качестве побудителя и деятельность не будет произведена. При этом нереализованный мотив останется.

Источник

Мотив, мотивация, мотивирование

Потребности человека условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоот­рицания. В связи с многообразием условий реализации, воз­раста, окружающей среды биологическая потребность стано­вится материальной, социальной или духовной, т.е. трансфор­мируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная-духовная) главенст­вующей становится та потребность, которая наиболее соответ­ствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мо­тивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изме­нения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетво­рить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мо­тивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компо­нентом деятельности всегда является мотив.

Глава 3. Потребностно-мотивационная сфера личности

Мотив— это то, что побуждает человека к деятельности, на­правляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. Например, в качестве мотива могут выступать как упорная ра­бота с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонениаот нее в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности,’ мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуще­ствления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуж­дения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой яс­ностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под потребностно-мотивационной сферой личности пони­мается вся совокупность мотивов, которые формируются и раз­виваются в течение жизни человека. В целом эта сфера дина­мична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, под­чиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъ­екту поведения, является его устойчивым личностным свойст­вом, изнутри побуждающим к совершению определенных дей­ствий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер­вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, ха­рактеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

Гусева Е.П. Менеджмент: учебно-практическое пособие. М., 2006.

3.1. Мотив, мотивация, мотивирование

нове\поведения человека, которая включает в себя такие ком­поненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наи­более полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая органи­зация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересо­ванность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мо­тивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способ­ностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен при­кладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со спо­собностями, знаниями, навыками), который обеспечивает ус­пех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связа­ны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общест­венные потребности. В мотивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положе­ние занимает индивид в системе общественных отношений.

Глава 3. Потребностно-мотивационная сфера личности

3.1. \1отив, мотивация, мотивирование

Мотивирование — это процесс влияния на человека с цйлью побуждения его к определенным действиям посредством ркти-визации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования: ) внешнее воздействие на человека с целью побуждения eta про­изводить определенные действия, приводящие к желательно­му результату. Этот тип напоминает торговую сделку:/«Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание**; > формирование определенной мотивационной структуры чело­века как тип мотивирования носит воспитательный и образо­вательный характер. Его осуществление требует больших уси­лий, знаний, способностей, но и результаты превосходят ре­зультаты первого типа мотивирования.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и про­цессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный инте­рес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное воз­награждение), социальные мотивы (ответственность, стремле­ние принести пользу обществу).

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атри­буты личности. Например, утверждая, что определенному че-

ловеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во мнЬгих ситуациях у него проявляется познавательная моти­вация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жиз­ни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению им­пульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два отно­сительно самостоятельных класса: О потребности и инстинкты как источники активности; О мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельно­сти, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у че­ловека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно че­ловек будет делать для удовлетворения этой потребности. Воз­можно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Глава 3. Потребностно-мотивационная сфера личности

другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям. /

Мотивировать человека означает затронуть его важные ин­тересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере дол­жен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятель­ности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная ак­тивность сама по себе приносит человеку удовольствие и явля­ется специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетель­ствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учеб­ной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка иг­рает организующую роль в детерминации деятельности, осо­бенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс дея­тельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на пер­вый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных зада-

3.1. Мотив, мотивация, мотивирование

ний — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (ее соста­ва, строения, имеющего многомерный и многоуровневый ха­рактер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть свя­зи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотиваци-онную сферу личности, — принадлежность человека к ка­кой-либо группе. Например, подростки, которые интересуют­ся спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в про­цессе его развития число таких групп растет, естественно, из­меняется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с разви­тием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, измене­ние мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с об­ществом в целом.

функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом; материальные — побуждают человека к деятельности, направ­ленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

социальные — порождают различные виды деятельности, на­правленные на то, чтобы занять определенное место в общест­ве, получить признание и уважение;

духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Глава 3. Потребностно-мотивационная сфера личности

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но из­менять друг друга.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мо­тивов жизни, поведения и деятельности личности: о генерализованные, содержание которых выражает предмет по­требностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для че­ловека предмета его потребностей;

о инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовлен­ностью, наличием возможностей успешно действовать по реа­лизации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Напри­мер, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мо­тивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъектив­ный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совер­шая одинаковые по форме и предметным результатам поступ­ки, нередко руководствуются разными, порой противопо­ложными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оцен­ка поступков должна быть различной: и нравственной, и пра­вовой.

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести цен­ности, убеждения, намерения.

3.1. Мотив, мотивация, мотивирование

самоориентированными, которые касаются индивида, отра­жают его цели и общий подход к жизни;

ориентированными другими, которые отражают желания об­щества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;

ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения — это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учи­телем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества за­висит от воспитания сознательности. Это значит, что он вы­брал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеж­дения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеж­дения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщен­ность и устойчивость — характерные признаки свойств лично­сти, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Глава 3. Потребностно-мотивационная сфера личности

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и спосо­бов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений че­ловек—среда.

Источник

Мотив

В самом общем и широком смысле, мотив – это вопрос, причина, обстоятельство среди других альтернатив, которые побуждают кого-то делать что-то или вызывают то или иное действие.

Это позволяет нам поддерживать постоянный интерес к действиям, которые, если они выполнены, способны удовлетворить потребность или осуществить мечту.

С того момента, как мы осознаем свой потенциал и окружающую нас реальность, мы испытываем потребность понять природу эмоций, их связь с мыслью и то, как эти два измерения взаимодействуют и обуславливают наши действия и нас. Они мотивируют вас для достижения личного успеха.

Мотивы и мотивация с точки зрения психологии

Мотив и мотивация – это два термина, связанных друг с другом, но они не имеют одинакового значения. Они дополняют друг друга. Таким образом, понимание разницы между двумя концепциями важно для понимания человеческих действий в целом, а так же того, как и почему человек решает сделать что-то конкретное в частности.

Мотив в психологии – это причина, а мотивация — это сила, двигатель, который заставляет нас выполнять наши действия, и является продуктом наших мыслей и эмоций, это стремление к благополучию. Мы можем классифицировать мотивацию по социальным и биологическим критериям согласно классификации Халла.

Социальные причины основаны на отношениях с субъектами общества, связанные с общим ростом личности субъекта.

Выделяется три типа :

Вторичные мотивы (социальные) мотивы, приобретаемые в процессе обучения на протяжении всей жизни человека, важны для увеличения вероятности социального и личного роста указанного человека в обществе, к которому он принадлежит.

Первичными мотивами являются те, которые связаны с существенными потребностями для выживания индивида.

Есть много интерпретаций мотивации. Вот несколько теорий:

Пирамида Маслоу — это психологическая теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его работе «Теория человеческой мотивации». Он формулирует иерархию человеческих потребностей и утверждает, что по мере удовлетворения самых основных потребностей (внизу) у людей развиваются более высокие потребности и желания (вверху). Согласно пирамиде диспондриамов Маслоу:

Чем сильнее мотив цели, тем сильнее разочарование, когда цель не достигается.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, нам удастся признать свои ошибки, мы можем начать процесс, с помощью которого мы постараемся не повторять те же ошибки прошлого еще раз.

Функции мотивов

Понятие мотива обусловлено причиной или обстоятельством, которое движет или вызывает действие. Выделяется три основные функции мотива:

Кроме того, все мотивы обладают избирательными функциями и своими свойствами.

Человек выбирает мотив в соответствии со своими потребностями.

Не все мотивы и стимулы одинаково сильны. Они меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человеческая природа всегда хочет избавиться от напряжения, поэтому опыт обучения всегда полезен.

Виды мотивов

Мотивы обычно делятся на побуждения и влечения. Влечения в первую очередь биологические, такие как жажда, голод, сон и потребность в воспроизводстве — все это побуждает нас искать и принимать участие в определенных действиях. Считается, что побуждения возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. С другой стороны, мотивы в основном определяются социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. Они включают такие факторы, как похвала, одобрение, и т.д.

Внешние и внутренние мотивы

Мотивы в основном делятся на две категории: внешние и внутренние. Исследователи выявили впечатляюще эффективные два типа мотива:

Внешний

Выполнение действия для достижения или предотвращения отдельного результата

Скорее всего, многие вещи, которые вы делаете каждый день, имеют внешний мотив.

Согласно исследованию внешний мотив — это конструкция, которая присутствует всякий раз, когда деятельность выполняется для достижения некоторого отдельного результата.

Например, заниматься спортом, чтобы похудеть, научиться говорить по-итальянски, чтобы произвести впечатление на друзей, или вовремя приступить к работе, чтобы на вас не накричал начальник.

Внешний мотив — это делать что-то ради «внешнего» вознаграждения, которое вы получаете от него. В вашей карьере это может включать финансовую выгоду, льготы и даже возможность избежать наказания.

Когда вы обнаруживаете, что ваше вдохновение ослабевает, переориентация на внешние награды — это быстрый способ вернуться к цели или деятельности, будь то хорошие результаты на работе или соблюдение режима упражнений. Если вы обнаружите, что каждый день ворчите во время поездок на работу, чтобы выполнить работу, от которой вы не в восторге, попробуйте сосредоточиться на внешнем вознаграждении — будь то зарплата, из которой вы оплачиваете квартиру, продукты или даже бесплатные подарки детям на Новый год — это отличный способ получить мотивацию.

Внутренний

Это внутреннее стремление к успеху или целеустремленность.Специалисты определяют внутренний мотив как выполнение деятельности для внутреннего удовлетворения, а не для каких-то отдельных последствий. Когда человек внутренне мотивирован, он движется к действиям ради развлечения или вызова, а не из-за внешних продуктов, давления или вознаграждения.

Ваша работа может не обеспечивать очевидных источников внутренней мотивации, но, возможно, вы отправляетесь на пробежку, потому что вам нравится «отключать вилку от сети» и бегать по дорожкам в парке или помогать своему соседу нести продукты вверх по лестнице, потому что вам действительно это нравится.

Внутренний мотив — это делать что-то, потому что вам это нравится. Вы чувствуете внутреннее вознаграждение за это от самого себя. На работе это может быть целенаправленная работа, приятное времяпрепровождение с товарищами по команде или достижение целей, которые вы перед собой поставили.

Скажем, например, вы финансовый консультант и испытываете искреннее удовлетворение от того, что можете помочь людям управлять своими деньгами таким образом, чтобы улучшить их жизнь. Или вы менеджер по маркетингу, которому нравится проводить мозговой штурм с коллегами по новым проектам.

Положительные и отрицательные мотивы

Человеческие существа естественным образом стремятся к удовольствиям и избегают боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную:

Это тип мотива, который вы используете, когда выполняете какое-либо действие по той причине, чтобы получить вознаграждение, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или далеким. Ожидание награды — вот что вами движет.

Отрицательный мотив — это наказание. Это происходит, когда предпринимаются действия, чтобы избежать боли или неудачи.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать при отрицательном мотиве — это то, что если у вас нет под рукой решения, то отрицательный мотив может вызвать беспомощность и депрессию.

Существует разница между отрицательным и положительным мотивом:

Мотивация достижения успеха

Мотивация и успех идут рука об руку, чтобы довести корабль важных проектов нашей жизни до их кульминации.

Если удается создать личную мотивацию, то человек разовьет в себе особые качества, которые будут отличать его от других и держать в фокусе на успехе.

По сути, он становится человеком:

В общем, когда у нас есть мотивация на успех, мы становимся более оптимальным человеком для достижения своих целей и создания того, о чем мы всегда мечтали.

Как мы получаем мотивацию к успеху? Первое, что следует знать, это то, что мы все время чувствуем мотивацию в своей жизни.

Хотите ли вы спать, или есть, или думать, или плавать, или писать, или плакать, или говорить… Все это происходит от вашей мотивации.

Важно то, что эта мотивация не всегда направлена ​​на успех, или, другими словами, мы не всегда будем чувствовать мотивацию предпринимать усилия в поисках своей мечты.

Мотивация как таковая уже является частью вас. Что нужно, так это указать ему правильное направление. А как это сделать? Следует помнить о нескольких вещах:

В своем уме вы должны четко представлять себе цель, которую вы собираетесь достичь, ведущую к успеху. Испытывайте восторг от успеха каждый день, когда вы находитесь в пути к ней, как будто вы уже достигли ее. Обычно это дает большой стимул продолжать работу.

Проблема борьбы мотивов

В сфере волевой деятельности в психологии существует понятие «борьба мотивов».

В процессе определения наиболее значимого стимула волевого действия происходит борьба мотивов — это столкновение сразу нескольких желаний, либо побуждений к действию. Исходом этой борьбы является осмысление цели и принятие решения.

Как правило, происходит одна из ситуаций:

Приближение – избеганиеСитуация, когда человек попадает тогда, когда сталкивается с целью, имеющей амбивалентное мотивационное значение. Например: стоит ли принимать необходимую сейчас помощь от неприятного человека.
Приближение – приближениеСитуация характеризуется наличием двух позитивных целей. Выбор из двух благ.
Избегание – избеганиеСитуация характеризуется наличием двух негативных целей. Выбор из двух зол.
Двойное приближение – избеганиеСитуация, при которой перед субъектом стоит выбор между амбивалентными, т.е. одновременно и позитивными, и негативными целями.

Основные мотивы человека

Если рассматривать основные мотивы человека как индивида и вида в целом, то основными (первичными) будут являться мотивы, связанные с существованием, т.е. биологические (физиологические), врожденные: голод, жажда, сон и секс. Они не могут быть изменены усилием воли. Некоторые из них цикличны – еда, сон.

Многие из основных мотивов игнорируются из-за повседневности, однако они являются основой многих видов экономической деятельности и если не могут быть удовлетворены, они подвергают опасности для продолжительности жизни: движения, чистый воздух, адекватная температура окружающей среды и т.д.

Следовательно, они являются важными и необходимыми процессами для обеспечения выживания человека и вида. Другие основные мотивы – это бегство от опасности или поиск убежища, чтобы защитить себя.

Что такое соподчинение мотивов?

Соподчинение мотивов – одно из важнейших новообразований в развитии и формировании личности. Этот период начинается еще в дошкольном возрасте. Соподчинение мотивов происходит в тот момент, когда разные мотивы утрачивают свое равноправие, выстраиваются в свою индивидуальную систему (мотивационную схему). Появляются новые и доминирующие мотивы, из которых выстраивается иерархия.

В этом возрасте в приоритете социальные мотивы: соревнования, достижения успеха, самоутверждение, нравственные мотивы и т.д. Появляется стремление быть как взрослый и оценивать свое поведение.

Но чтобы предотвратить неблагоприятно складывающиеся основы личности, необходимы воспитательные меры перестроечного характера. Важно понимать, что это не значит, что ребенок будет постоянно прибегать к одним и тем же мотивам. Так не бывает даже у взрослых, т.к. у любого человека в поведении присутствует множество мотивов.

Самый сложный выбор происходит между общественным и личным. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы, но что поделать: вся жизнь – борьба.

«Наивысшее значение имеет мотив. Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *