в чем проявляется сотрудничество семьи и образовательных учреждений
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 18.11.2017
Статья просмотрена: 1829 раз
Библиографическое описание:
Беседина, А. Ф. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в современных условиях / А. Ф. Беседина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13318/ (дата обращения: 06.12.2021).
В статье автор раскрывает суть взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Ключевые слова: детский сад, воспитатели, работа, родители, формы работы
Актуальность данной темы в том, что сегодня в условиях ФГОС только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор программы для ребёнка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию.
В условиях введения Федерального Образовательного Стандарта дошкольного образования на дошкольные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи, и основное условие ФГОС ДО — это взаимодействие коллектива педагогов с семьёй, а одним из принципов является принцип партнёрства. «Без семьи — я имею ввиду образовательные учреждения — мы были бы бессильны», —писал В. А. Сухомлинский.
В современных условиях выросла потребность во взаимодействии двух педагогических систем, возрос уровень требований родителей к образовательным учреждениям, педагогов к родителям, формируется практика привлечения родителей к управлению образовательными учреждениями.
Информация общества открывает большие возможности совершенствования семейного и дошкольного воспитания.
Работа родителей вторгается в семейное пространство, квартира и дом превращаются в «домашний офис». Поэтому нарушаются семейные отношения. Нет совместного общения детей и взрослых. Возникает утрата семейных ценностей и традиций.
Взаимодействие семьи и детского сада с точки зрения родителей в том, что родители поддерживают эпизодические связи: посещение родительских собраний, праздников, участие в подготовке мероприятий (по мере возможности).
Качество жизни ребёнка напрямую связано с тем, какие условия существуют в семье, системе образования, в окружающей среде.
Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желания передавать их детям являются основой духовного развития ребёнка.
Детский сад — первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед детскими садами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые принято считать традиционными. Условно их можно разделить: наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.
Эти формы работы проверены временем. Их классификация, содержание, структура, эффективность описаны во многих научных и методических источниках.
Анализ традиционных форм показывает, что ведущая роль в организации работы с семьёй отводится педагогу. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дают, так как невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает момент перемен. Поводом для этого послужило изменение в Законе об образовании Российской Федерации и сопутствующий ему Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста.
Произошли изменения и в жизни образовательных учреждений. Педагогические коллективы постепенно начали признавать право родителей на их включения в дела учреждения. Педагоги совместно с родителями выбирают программы, изыскивают ресурсное обеспечение инновационных преобразований.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70 % зависит, каким вырастет человек, какие черты характера формируют его натуру. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание детей. Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляются ничьи свободы, оно служит проявлению истинных отношений.
Новые задачи предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающие дошкольные учреждения на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом воспитания. Новые задачи диктуют и новые формы работы:
‒ круглые столы по любой теме;
‒ собеседования, диагностики, опросы, анкетирования;
‒ почта и телефон доверия;
‒ конкурсы семейных талантов;
‒ семейные спортивные встречи;
‒ семейные проекты «Наша родословная»;
Преимущество новой системы взаимодействия детского дошкольного учреждения с родителями неоспоримы и многочисленны:
‒ это учёт индивидуальности ребёнка;
‒ положительный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
‒ родители самостоятельно могут выбрать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают нужным;
‒ укрепление внутри семейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
‒ возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении и в семье;
‒ возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений, что раньше было нереально.
Сейчас удаётся избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьёй.
Взаимосвязь детского сада с семьёй можно осуществлять по- разному, важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача, но, когда дело доходит до воспитателя, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют своё видение проблемы и способа её решения, не принимая во внимание опыт и образование педагога.
Для этого необходимо, чтобы администрация поддерживала авторитет педагога, демонстрировала перед родителями то, что она высоко ценит его знания, умения, опыт, педагогические достижения.
Система педагогического просвещения призвана помочь родителям познать их роль, характер отношений с детьми, а уже потом обучаться конкретным приёмам. Это хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Последний создал целую систему обучения родителей всех возрастов. «Родители учатся чувствовать и выражать безусловную любовь к детям, а дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»,- отмечал В. А. Сухомлинский.
Сейчас педагог осуществляет взаимодействие с семьёй в новых изменившихся условиях. Изменилась семья как педагогическая система, социокультурная среда, родители, дети. Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на развитие, формирование личности ребёнка.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители: они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте, а все другие социальные институты призваны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность. «Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших,- это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто». (В. А. Сухомлинский).
В современных условиях жизни формируется воспитательная система дошкольного коллектива, в которой основой являются родители, воспитанники педагоги.
Родители являются субъектами педагогического процесса, активно влияют на жизнедеятельность детского сада, и, когда они составят единое целое в этой системе, тогда будут достигнуты высокие результаты в воспитании детей, будут раскрыты возможности каждого ребёнка, сформируются жизненные навыки, которые помогут успешной социализации личности.
Для того чтобы педагогический процесс был оптимальным и результативным, необходимо выстроить единое педагогическое поле с равноправными участниками: ребёнок, педагоги, семья.
Поэтому деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей.
1.2. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как целостный педагогический процесс
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и образовательного учреждения (дошкольного образовательного учреждения, школы). Сотрудничество семьи и образовательного учреждения становится все более актуальным и востребованным.
Как показал анализ литературных источников по проблеме взаимодействия образовательных учреждений и семьи [10, 27, 39, 42, 47, 65, 97, 98, 125, 144 и другие], концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и образовательного учреждения.
Сегодня педагог осуществляет взаимодействие с семьей в новых, принципиально изменившихся условиях. Изменилась семья как педагогическая система: ее ценности (их аморфность, плюрализм, иногда – антагонистичность, возможно – асоциальность), социокультурная среда (наличие множества негативных факторов, влияющих на развитие личности), родители (резкое отличие социальных статусов, занятость, социальная депрессия, тревожность, растерянность, часто – пренебрежение воспитательной функцией), дети (акселерация, вынужденное раннее взросление, многоуровневая дезадаптация). Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка.
Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия [97].
Целью взаимодействия школы и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе. Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач взаимодействия:
1) Выработка системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
2) Разработка механизма, позволяющего выстраивать отношения с родителями воспитанников, и активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах взаимодействия.
3) Формирование иерархической структуры контроля качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи и определение критерия результативности взаимодействия.
4) Партнерское общение на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи строится на основе принципов целостного педагогического процесса по созданию единого пространства развития и воспитания ребенка:
1. Принцип гуманизации взаимодействия с семьей осуществляется на основе ценностного и личностно-ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания и т. п.
2. Принцип природосообразности. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
3. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями присущими традициям тех или иных регионов.
4. Принцип целеполагания предполагает тщательную разработку стратегии и тактики управления качеством взаимодействия с семьей, мониторинг этого процесса.
5. Принцип преемственности согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «…как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада – этого единого пространства, объективной реальности – состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности» [141].
6. Принцип открытости. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога образовательного учреждения открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, педагогов, специалистов образовательного учреждения, социальное окружение.
7. Принцип систематичности и последовательности во взаимодействии с семьей требует системного подхода к решению проблем семьи и ребенка в ней, постоянной диагностики и коррекции качества педагогического взаимодействия.
8. Принцип индивидуализации требует учета возрастных и личностных особенностей современной семьи и центрации внимания на педагогической ситуации развития ребенка в семье.
9. Принцип эффективности форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, педагоги, специалисты, психолог и другие). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями образовательного учреждения и т. д. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс субъективные факторы человеческой жизни – общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь, то есть все то, что сохраняет саму жизнь.
10. Принцип обратной связи. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности образовательного учреждения. Родители хотят знать: учитывают ли педагоги их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Педагоги, в свою очередь, – как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
6. Принцип поэтапности реализации. Содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.
Кроме того, педагогическое взаимодействие школы и семьи реализует следующие функции (см. рис. 2):
? просветительскую – обеспечивает субъектов образовательно-воспитательной деятельности новейшей научной информацией о семье как педагогической системе, средствах, методах, подходах, формах организации работы в ней;
? образовательную – способствует формированию необходимых умений и навыков работы с семьей у педагогов и готовности родителей к роли учителей своих детей, умению организовывать домашний образовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;
? воспитательную – способствует повышению воспитательного потенциала родителей, формирует необходимые личностно-психические и нравственные качества;
? развивающую – формирует необходимые двигательные умения и навыки, развивает физические качества и сопряженные с ними двигательные способности;
? исследовательскую – формирует умения диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал, навыки работы с конкретной проблемой;
? информационную – обеспечивает постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;
? корректирующую – формирует необходимые знания и умения разработать и осуществить программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);
? прогностическую – формирует способность понять траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития;
? организационную – проявляется в умении организовать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время;
? координирующую – проявляется в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и других) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Рис. 2. Функции взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Реализация на практике данных функций возможна при условии учета социального статуса семьи, семейных традиций, уклада жизни, культурного образовательного ценза, а также, что особенно важно, зависит умения педагогов варьировать приемы взаимодействия с семьей.
В табл. 1 представлены основные этапы работы образовательного учреждения с семьей.
На основе выделения каждого этапа можно определить содержание работы образовательного учреждения с родителями, которое включает три основных блока:
? повышение психолого-педагогических знаний родителей;
? вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
? участие родителей в управлении образовательным учреждением.
Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности:
? Повышение психолого-педагогических знаний:
• университет педагогических знаний «Школа здоровья для родителей»;
• открытые уроки и классные мероприятия;
• индивидуальные тематические консультации.
? Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
• совместные творческие дела;
• помощь в укреплении материально-технической базы.
? Участие родителей в управлении образовательным учреждением:
• родительский комитет детского сада или школы, группы или класса.
В практике образовательного учреждения рекомендуется использовать массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, на
усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
Педагогическая культура родителей включает в себя: знания по психологии, медицине, праву; педагогические знания и умения, компетентность в вопросах общения, осведомленность относительно программ и методик воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности за воспитание, их педагогические убеждения.
Система педагогического просвещения призвана помочь родителям познать их роль, характер отношений с детьми, а уж потом обучаться конкретным приемам. Это хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский [85–87, 141]. Последний создал целую систему обучения родителей всех возрастов. Родители учатся чувствовать и выражать безусловную любовь к ребенку. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – отмечал В. А. Сухомлинский [141].
Иначе говоря, следует любить и поддерживать ребенка, несмотря на его плохие поступки, неудачи. Рекомендуется также проявлять «пристальное внимание» к ребенку, то есть интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений; овладеть методикой высказывания; активного слушания и другим приемам общения, которые стимулируют самопознание ребенка, его способность к совершенствованию нравственного выбора, принятию решений и одновременно ответственности за них.
Ниже представлен комплекс методов и форм совместной деятельности и работы с родителями, наиболее часто используемых в образовательных учреждениях. Основными методами изучения семьи являются:
? анализ детских рассказов, рисунков о семье.
Родительский лекторий – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Выбор темы и формы проведения родительского лектория учитывает:
? возрастные особенности детей;
? цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед образовательным учреждением;
? уровень заинтересованности родителей.
? изучение научно-методической литературы;
? приглашение специалистов – врачей, психологов, учителя физкультуры и других.
Обсуждение конкретной проблемы:
? выделить возникшую проблему;
? определить причины ее возникновения;
? предпринять попытку ее теоретического разрешения, обсудить любые варианты, прогнозировать возможные последствия «к чему это может привести»;
? определить участников разрешения данной проблемы;
? дать рекомендации. Например, вызывает интерес пособие «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» автора Л. Ф. Островской. Это рекомендации воспитателям и родителям к разрешению ситуаций, возникающих в семье, общении ребенка с педагогами, осознании своих принципов воспитания. Автор исходит из того, что воспитание – непрерывная работа сердца, разума и воли взрослых, кто ответствен за этот процесс [105].
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя (воспитателя).
Родители частые гости на внеклассных мероприятиях. Это спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», праздники «Спасибо, мама!», «Вместе с папой», концерты художественной самодеятельности.
Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы учителя (воспитателя) с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Учитель (воспитатель) беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе (детскому саду), информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т. д.
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в образовательном учреждении, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.
Родительские собрания – форма анализа, осмысление на основе данных педагогической науки, опыта воспитания. Классные родительские собрания проводятся 4–5 раз в году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса (группы), планируется воспитательная работа в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения, подводятся итоги работы.
Индивидуальные тематические консультации. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя (воспитателя). Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка. Учитель – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
В качестве условий формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения, выбора эффективных методов и приемов работы с родителями в настоящее время можно выделить следующие:
? четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем;
? повышение качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи за счет усиления руководящей роли педагога в этом процессе; владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей;
? обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;
? централизованное административное управление качеством взаимодействия образовательного учреждения и семьи, заключающееся, прежде всего, в регламентации педагогической деятельности педагогов и родителей, повышении квалификации субъектов и объектов управления этим процессом;
? единство задач и содержания воспитательной работы образовательного учреждения и семьи, преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей, в целях успешной социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи;
? планирование педагогами в календарных планах различных форм общения с родителями (семинаров, лекций, консультаций, родительских клубов по интересам, родительского всеобуча и другое);
? установка постоянного, двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия и руководителями этим процессом;
? наличие необходимого программного, методического и информационного обеспечения взаимодействия образовательного учреждения и семьи: соответствующие программы, методические пособия и разработки, подбор материалов в помощь педагогам (памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания), наличие документации (протоколы собраний, консультации и другое), раскрывающей работу педагогов с родителями. При этом важно учесть, что даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей, если в образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество «дети – родители – педагоги», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. При этом вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям;
? формирование положительного отношения к взаимодействию участников; пропаганда целей, задач, содержания и методов семейного воспитания.
Как было отмечено ранее, родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут сказать профессиональную помощь специалисты-педагоги образовательных учреждений. При работе с родителями необходимо обеспечить:
? сформированность у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей;
? согласованность представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в образовательном учреждении и семье в процессе проведения проблемных семинаров;
? постановку специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и групповых консультаций;
? обучение родителей и педагогов функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных форм и методов общения;
? развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Все это поможет в сложном современном мире выработать стратегию взаимодействия образовательного учреждения и семьи; определить тактические действия в решении данного вопроса: понимание того, что необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности любого образовательного учреждения. И без этого понимания невозможно говорить о взаимодействии образовательного учреждения и семьи.
Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.