вместо 55 постановления что будет
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
О новых правилах продажи товаров в розницу
О новых правилах продажи товаров в розницу
С 1 января в силу вступило постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
Ряд ранее действующих правил, регулирующих стационарную розничную торговлю, продажи товаров по образцам и дистанционным способом, комиссионную торговлю, больше не применяется.
В обновленном документе были сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдачи (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, отпускаемых за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), размещение текста Правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.
При этом новые Правила содержат и ряд полезных новелл, продиктованных практикой применения ранее действующих правил, которые должны сократить количество жалоб потребителей на действия недобросовестных продавцов.
Так, в Правилах появилась прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований (пункт 5 Правил).
Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Таким образом любой потребитель, ссылаясь на данную норму (пункт 2 Правил), вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
При покупке товаров в Интернет-магазинах теперь предусмотрено новое правило (пункт 14 Правил), согласно которому продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи после получения сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. Такое подтверждение должно содержать номер заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Новые Правила допускают, что расходы на возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель, так как договором могут быть установлены ситуации, когда потребитель освобожден от оплаты доставки товара продавцу. При этом возврат некачественного товара всегда производится за счет продавца.
Ряд новелл касается продажи товаров с использованием автоматов. В частности, продавец при их использовании обязан довести до сведения
потребителя следующую информацию:
а) наименование (фирменное наименование) продавца, его основной
государственный регистрационный номер, его место нахождения и адрес,
режим работы, его номер телефона и адрес электронной почты;
б) правила пользования автоматом для заключения договора
розничной купли-продажи;
в) порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не
предоставлен потребителю.
Правила содержат отдельные нормы, регулирующие особенности продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных, растений и ряда иных видов товаров.
Обращаем внимание потребителей, что в случае приобретения технически сложных товаров бытового назначения, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, животных, растений или мебели, если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату таких товаров, не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии), необходимо требовать оформления товарного чека, в котором будет конкретизирована указанная информация.
Всем автовладельцам, желающим уточнить происхождение и производителя топлива на АЗС, теперь можно ссылаться на пункт 71 новых Правил. В соответствии с ним при реализации автомобильного топлива продавец обязан по требованию потребителя представить заверенную собственником автозаправочной станции или лицом, эксплуатирующим автозаправочную станцию, копию документа о качестве (паспорт), в том числе с указанием наименования изготовителя, наименования нефтебазы и фактического адреса, с которой произведена отгрузка топлива непосредственно на автозаправочную станцию, где осуществляется реализация топлива по документу о качестве (паспорту), а также размера паспортизированной партии топлива и даты отгрузки.
Согласно пункту 73 новых Правил контроль (надзор) за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
ОТМЕНА 55 ПОСТАНОВЛЕНИЯ
С 01.01.2021 Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 было отменено. У многих этот факт вызвал непонимание. Мы постарались разобраться, что несут в себе нововведения?
Постановление 55 утверждало правила продажи товаров (в том числе особенности продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий), а так же перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену.
С 01.01.2021 Постановление 55 было заменено Постановлением 2463. Значительных изменений в новом нормативном документе нет. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты, как и ранее, входят в Перечень товаров не подлежащих обмену.
Мы копнули глубже и посмотрели Закон РФ «О защите прав потребителей». Этот документ регламентирует то, какие права есть у потребителей, относительно купленного товара.
Вот важные выдержки из статьи 25 этого закона:
— «Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.»
— «Возврат возможен только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.»
Так же законом определено, что «Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации».
Самое главное здесь то, что по Закону РФ потребитель имеет право обменивать товар, если тот не входит в перечень товаров не подлежащих обмену. Право на возврат товара надлежащего качества есть только в одном случае, если только товар подлежит обмену, но в момент обращения к продавцу товара нет в наличии.
Лекарственные препараты и товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях согласно действующему Постановлению Правительства РФ № 2463 относятся к Перечню товаров НЕ подлежащих обмену. Это значит, что такие товары нельзя обменять. Если нет права обмена, то и права возврата нет.
Резюмируем: Постановление 55 отменено. Вместо него введено Постановление 2463. Но это ничего не меняет в Законе. Права на обмен и возврат лекарственных препаратов и других товаров для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях у потребителя нет.
Данный материал может вызвать много споров. Обращаем ваше внимание, что это только трактовка Закона «О защите прав потребителей» и Постановления 2463 автором статьи.
Дальнейших комментариев ждем от Правительства и Роспотребнадзора.
Изменение в фармацевтическом законодательстве в 2021 году
Вместе с наступлением 2021 года произошли значительные изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих работу аптеки. Требования некоторых из них фармработники знали почти наизусть, т.к. работали по ним уже десять или более лет. Конечно, все новое часто пугает, а когда еще и в таком количестве, то бывает очень сложно сориентироваться. Именно для того, чтобы не потеряться и не упустить основные изменения был подготовлен этот обзор.
Уничтожение ЛС
Утратили силу 31.12.2020:
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственны х средств и контрафактных лекарственных средств»
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2016 г. N 8 «О внесении изменений в Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств”
Комментарий: Согласно Постановлению при вынесении уполномоченным органом решения об изъятии и уничтожении фальсифицированных ЛС и (или) недоброкачественных ЛС владелец таких ЛС обязан:
✔изъять эти ЛС из обращения, изолировать и разместить их в специально выделенном помещении (зоне) либо сообщить о несогласии с указанным решением уполномоченному органу в течение 30 дней со дня вынесения решения;
✔уничтожить изъятые лекарственные средства в течение 6 месяцев со дня вынесения решения.
Владелец недоброкачественных ЛС или организация, осуществляющая уничтожение, составляют акт об уничтожении, в котором указываются:
-дата и место уничтожения ЛС;
-ФИО лиц, принимавших участие в уничтожении, место работы и должность;
-обоснование уничтожения ЛС;
-сведения об уничтоженных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
-наименование производителя ЛС;
-сведения о владельце ЛС;
-способ уничтожения ЛС.
Акт об уничтожении составляется в день уничтожения ЛС. Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении ЛС. Акт подписывают все лица, принимавшие участие в уничтожении ЛС, и заверяется печатью организации, осуществившей уничтожение. Копия акта об уничтожении ЛС, заверенная в установленном порядке, представляется в течение 5 рабочих дней со дня его составления или в течение 5 рабочих дней со дня его получения владельцем уничтоженных лекарственных средств в уполномоченный орган с использованием электронных средств связи.
Виды аптечных организаций
Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».
Вступил в силу: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 780н « Об утверждении видов аптечных организаций ».
Комментарий: Утверждены четыре вида аптечных организаций:
1.Аптеки, осуществляющие розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению. Непроизводственные и производственные с правом изготовления
2️.Аптеки в структуре медицинских организаций. Непроизводственные и производственные с правом изготовления
3️.Аптечные пункты, в том числе в структуре медицинской организации.
Тара, упаковка и комплектность ЛП
Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 979н «Об утверждении требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения».
Комментарий: Производство ЛП, предназначенных для внутреннего применения, а также их продажа и передача производители ЛС осуществляют в таре, содержащей объем лекарственного препарата:
-не более 25 мл при объемной доле спирта свыше 50% и курсовой дозе ЛП не более 75 мл включительно;
-не более 50 мл при объемной доле спирта от 30% до 50% и курсовой дозе ЛП не более 100 мл включительно;
-не более 100 мл при объемной доле спирта до 30% и курсовой дозе ЛП не более 200 мл включительно.
На первичной и вторичной (при наличии) упаковке указывается концентрация спирта, входящего в состав лекарственного препарата. Производители при продаже и передаче ЛП комплектуют в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата.
Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 47н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности».
Комментарий: Утверждён перечень спиртосодержащих настоек, капель, экстрактов и эликсиров, в отношении которых устанавливаются требования Приказа 779н.
Санитарный режим в аптеках
Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)».
Комментарий: Пятый раздел данного постановления посвящен аптечным организациям и называется “Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями”
Качество ЛС
Утратили силу 31.12.2020:
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июля 2001 г. N 284 «Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности».
Комментарий: Когда Приказ 751н был опубликован, он не отменил действия приказов 214, 305, 308 и 284, что приводило к дублированию и разночтениям. Теперь данный недочет устранен.
Приказ 751н содержит не только правила изготовления разных видов лекарственных форм и виды контроля, а также всю необходимую информацию, используемую при изготовлении лекарственных препаратов в производственных аптеках.
Возврат товаров
Утратило силу 31.12.2020: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
Вступило в силу 01.01.2021: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463 “Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации ”
Комментарий: Постановление № 2463 утверждает Перечень
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, в том числе:
Вступившие в силу изменения в некоторых случаях облегчают жизнь аптек, например, постановление N 1447, где утверждены более длительные сроки уничтожения некачественных ЛС. Другие постановления не содержат в себе глобальных изменений и не создают дополнительных нагрузок для работников аптек.
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Новые правила торговли и возврат лекарств
С 1 января 2021 года было отменено Постановление Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…». В его новом варианте нет слова «возврат». Медизделия и лекарства теперь можно возвращать?
Нет, медицинские изделия и лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату. То, что в новых правилах продажи отдельных видов товаров отсутствует слово «возврат», не означает, что с 1 января 2021 года разрешен возврат медизделий и лекарственных препаратов.
Юридическая тонкость
Отсутствие в новых правилах слова «возврат» обусловлено исключительно необходимостью соблюдения правил юридической техники.
Если товары не подлежат обмену, то они не могут подлежать и возврату.
В ст. 502 Гражданского кодекса РФ и в ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» указано, что потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный товар, если обмениваемый товар «не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации». Только если у продавца нет аналогичного товара для обмена, у покупателя возникает право отказаться от заключенного договора купли-продажи надлежащего товара, вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной суммы.
Таким образом, на уровне Гражданского кодекса РФ и закона всегда существовало правило о том, что вернуть товар можно только в ситуации невозможности его обмена на аналогичный. В отсутствие права на обмен нет и права на возврат.
Запрет на обмен и возврат
В правилах всегда существовал запрет на обмен (и, как следствие, возврат) лекарственных препаратов. И это абсолютно логично. Во-первых, сама специфика таких товаров, как лекарственный препарат и медицинское изделие, не сочетается с установленными в законе основаниями для обмена.
Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что речь идет исключительно о лекарственных препаратах и медицинских изделиях надлежащего качества. Если же в аптеке потребитель приобрел лекарственный препарат или медицинское изделие ненадлежащего качества (например, потребителю не предоставили всю существенную информацию о товаре, ввели в заблуждение относительно его свойств, противопоказаний, условий хранения, продали товар с истекшим сроком годности), то конечно же у покупателя есть право потребовать обмен или возврат такого изделия/препарата. Вопрос останется только в том, как потребителю доказать факт введения в заблуждение или ненадлежащего фармацевтического консультирования.
Трудно представить качественный лекарственный препарат или медицинское изделие, которые «не подошли потребителю по форме, фасону, расцветке, размеру, комплектации». У данных товаров даже нет таких характеристик.
Во-вторых, если предоставить потребителю право на обмен лекарственных препаратов и медизделий надлежащего качества, то аптеки окажутся в убытке: в отличие от одежды или иного непродовольственного товара, аптека не имеет права вернуть на прилавок медицинское изделие или лекарственный препарат, которые ему возвратил потребитель. Существует прямой запрет на подобные действия.
Ольга КАРПОВА, партнер Адвокатского бюро «Ольга Ренова и партнеры».
С 2021 года в России начнут действовать новые правила торговли, бытового обслуживания и оказания услуг общественного питания
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г. № 1036 с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу ряд нормативных правовых актов в т.ч.:
— постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
— постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
— постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2000 г. N 742 «О внесении изменений и дополнений в Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации» и др.
О новых Правилах торговли
К настоящему времени уже разработан и готовится к утверждению проект постановления Правительства РФ, в котором предлагается утвердить:
Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
В новых Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи предполагается выделить: специфику продажи товаров по договору розничной купли-продажи применительно к различным форматам торговли; особенности комиссионной торговли непродовольственными товарами; особенности продажи товаров дистанционным способом, а также особенности продажи отдельных видов товаров.
Также предлагается закрепить, что введение ограничений и запретов на реализацию продовольственных товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Вместе с тем каждое новое ограничение, вводимое в субъектах Российской Федерации на оборот того или иного товара, оборотоспособность которого не ограничена на федеральном уровне, как правило не имеет достаточного обоснования и создает негативный регуляторный прецедент, препятствующий развитию экономики Российской Федерации.
Кроме того, предлагается утвердить, что методические рекомендации по способу размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Также предлагается исключить требования об обязательном наличии у продавца книги жалоб и предложений, как устаревшего механизма, целесообразного в условиях иной формы экономики, не предполагающей конкурентной среды, свойственной рыночной экономике.
Вдобавок предлагается обозначить право продавца на привлечение третьего лица для осуществления сборки и (или) установки (подключения) на дому у потребителя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого потребителем не допускается.
В связи с развитием современных технологий и с целью защиты прав продавцов книг и иных непериодических печатных изданий предлагается запретить копирование и фотографирование печатных изданий на территории торговых объектов до их приобретения.
Предлагается обозначить особенности оферты, используемой при продаже товаров дистанционным способом.
О новых правилах общественного питания
Уже проходит публичные обсуждения проект постановления Правительства РФ, которым предлагается утвердить новые Правила общественного питания.
В проекте предусматриваются возможности использования электронных способов взаимодействия субъектов правоотношений (в частности, в проекте учтен широко используемый в сфере услуг общественного питания прием заказов дистанционным способом (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). В этой связи соответствующие положения проекта также содержат требования в части доступности предоставляемой потребителю информации.
Кроме того, в проекте содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
О новых правилах бытового обслуживания
Проект постановления Правительства РФ, которым предлагается утвердить новые Правила бытового обслуживания, также уже разработан и в данное время проходит публичные обсуждения.
Проект постановления разработан с учетом общего вектора динамического соответствия форм обслуживания населения (на современном этапе отмечается изменение оснащенности исполнителей услуг разнообразными прогрессивными техническими средствами, позволяющими в том числе в целом ряде случаев выполнять заказ на дому у заказчика, что значительно расширяет перечень бытовых услуг, оказываемых в рамках выездных форм обслуживания).
С целью сохранения возможности равноценного правового регулирования различных видов бытового обслуживания структура проекта предусматривает особенности оказания отдельных видов услуг (выполнения работ).
Проект также предусматривает усовершенствование форм коммуникации между участниками правоотношений. Так, потребителю предоставляется право (соответственно, исполнителю – возможность) использования специальных сервисов, позволяющих обеспечить учет анализа потребительских рекламаций на качество бытовых услуг. Данный инструмент помогает потребителю сделать осознанный выбор, опираясь (среди прочего) на данные о сравнительных характеристиках конкурирующих услуг.
В проекте постановления содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.