в чем проявляется философский характер лирики пастернака
Особенности философской лирики Пастернака
Особенность метода выражения философской лирики Пастернака состоит в том, что она нигде открыто не представлена. В общем-то это нетипично для поэзии, однако у автора глубоко зашифрован стихотворный подтекст, скрыт очень тонко, практически на линии риска. Читателю следует самому проделать путь, начиная с поэтического образа, заканчивая философским обобщением, основным направлением философской лирики Пастернака. Поэтом предложен первичный материал для усиленного мыслительного поиска, им же предоставлены указатели путей с использованием разных намеков. А «как бы» за кадром находится главная авторская философская позиция. В философской поэзии Пастернака трактуются основы бытия, но первое место занято любовью, которая является не просто чувством, а жизненным принципом, первоосновой жизни. Только благодаря любви человек может познать мир. Любовь обладает аналогом в природном мире, представленным всеобщей взаимосвязью всех вещей и явлений. В философских стихах Пастернака большая роль отведена проблеме мировоззрения, единственным решением которой является признание в полной мере всех разновидностей жизни. Цель поэтического творчества Пастернака заключается в самовыражении, самоотдаче. Он не увлечен непосредственно человеческой славой: поэту следует поступать таким образом, чтобы он смог завоевать мировую любовь.
Как раз это и является глубинным смыслом философской поэзии Пастернака, которая состоит из самоотдачи создателя и поэта. Мир ожидает труда мастера слова так же, как труда землепашца. Поэтом должно реализовываться его предназначение, которое он имеет на бренной земле, и он не вправе свернуть со своего пути, отказавшись от исполнения своей роли. Это является неким роковым фатализмом философской поэзии Пастернака. однако фатализмом счастливым, так как он предоставлен свыше. Именно философской лирикой автор пытался рассказать читателям о внешней стороне событий, об их глубинном смысле; он очень переживал по поводу точной передачи сути изображенных им жизненных явлений, он сильно тревожился за сохранение в настоящей реальности вечных моральных человеческих ценностей.
В философских лирических произведениях Пастернак позаимствовал представление о призвании поэзии в некоторой степени у классики, но делая обобщения, лирик именует свою поэзию по-новому. Она называется поэзией-губкой, впитывающей целый мир, чтобы позже после того, как ее отожмут, люди получат свой мир. Она попытается открыть его им. Во всем этом и состоит высокое предназначение поэзии, так как лишь поэт обладает особым, полным, стопроцентным и одновременно первичным знанием о мире. Борис Пастернак является одним из великих поэтов-философов своей эпохи.
Похожие материалы:
© Юрий Минералов 2018. Все права защищены.
Копирование текстов без письменного разрешения автора является грубым нарушением
федерального закона об охране авторских и смежных прав.
«Философская насыщенность лирики Б. Пастернака»
Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.
Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он — поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака — «живая жизнь». Она — мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение:
Казалось альфой и омегой, —
Мы с жизнью на один покрой:
И круглый год, в снегу, без снега,
Она жила, как аНет е§о,
И я назвал ее сестрой.
Поэтому природа в изображении Б. Пастернака — не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июльская гроза», «Никого не будет в доме. », «Зимняя ночь».
Философичность лирики Б. Пастернака определяется его постоянным мыслительным усилием, направленным на поиски основ, конечных целей и первопричин:
Во всем мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
До сущности протекших дней,
До оснований, до корней,
Во многих произведениях Б. Пастернака, относящихся к самым разным периодам его творчества, ощутимо настойчивое желание «докопаться до сути». Поэтому, говоря о каких-либо вещах он не только стремится показать, каковы они, но и проникнуть в их природу.
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
Это типичный ход мысли Б. Пастернака: не «лето было жарким», а «в природе лета было жечь», то есть такова сущность лета. И поэт постоянно вглядывается в каждый предмет, пытается проникнуть вглубь. Часто Б. Пастернак строит стихотворение как определение, передавая не только впечатление от предмета, но и его понятие, идею. Отдельные его стихи так и называются: «Определение души», «Определение поэзии» и т. д. И во многих его стихах возникают такие определяющие конструкции, воспроизводящие чуть ли не стиль учебника или толкового словаря:
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты— лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.
Поэт не боится сухости умозаключений. Он охотно выводит формулы изображаемого, исследует его свойства и состав, вычисляет:
Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай,
Теплицу льдам возьмем подножьем,
И мы получим этот край.
В позднем творчестве Б. Пастернака предметом философского осмысления становится судьба, а также взаимоотношения человека и истории. Личность, являющаяся носительницей подлинных нравственных ценностей, внешне неприметна, живет не напоказ, но совершает подвиг добровольной жертвы, самоотдачи во имя торжества жизни, бытия, истории. Отдельная личность обладает абсолютной значимостью, но лишь в гармонии и единстве с жизнью:
Твой поход изменит местность.
Под чугун твоих подков,
Хлынут волны языков.
Крыши городов дорогой,
Каждой хижины крыльцо,
Каждый тополь у порога
Будут знать тебя в лицо.
Поэзия Бориса Пастернака не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия — листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.
Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать — одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.
Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, — то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».
Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.
Основная философская проблема — проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует — и все. Без всяких «почему» и «зачем»:
Зачем так церемонно
Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она — неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя — жизнь», — говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:
Со мной, с моей свечею вровень
Миры расцветшие висят.
Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:
Легко проснуться и прозреть,
Словесной сор из сердца вытрястъ
И жить, не засоряясь впредь.
Все это — не большая хитрость.
Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:
«О Господи, как совершенны
Дела твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной. »
Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь — не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном — это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений
Поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова. » на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно — некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги к литовского князя Ягайло дало начало новому государству.
Чувство любви роднит человека и мир:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора — это полное принятие всех обликов жизни.
Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества — «Во всем мне хочется дойти. » Человек должен жить, постигая законы этого мира — законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность — проклятье». Таков для Пастернака «конечный вывод мудрости земной».
Философия Пастернака — жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни, служат своего рода очищающим душу катарсисом. Нельзя сказать — «Мир прекрасен», но нужно — «Мир существует, и это прекрасно».
Им правит закон любви. Все это должен принять человек, принять и трудиться.
Философский характер лирики Б. Пастернака
Урок 17. Русская литература 11 класс ФГОС. Часть 2
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Философский характер лирики Б. Пастернака»
· Рассмотрим основные темы лирики Бориса Пастернака и познакомимся с самыми знаменитыми произведениями поэта.
· Поговорим о философской направленности лирики Пастернака.
· Проанализируем авторский стиль Пастернака и узнаем, какими художественными средствами поэт пользуется для достижения выразительности.
Путь Бориса Пастернака в большую литературу начался с поэзии. Начав с подражания символистам, поэт очень скоро выработал свой творческий стиль. И в целом творчество Пастернака нельзя отнести ни к одному из известных нам литературных направлений.
Мы помним о том, что Пастернак как поэт достиг призвания. Его даже хотели провозгласить первым поэтом СССР. Первые 6 раз, когда Бориса Пастернака выдвигали на Нобелевскую премию – это делалось именно за заслуги в области поэзии.
Да и сама Нобелевская премия была присвоена Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение благородных традиций великой русской прозы».
При этом нельзя сказать, что Пастернак написал много стихов. Взглянем на его стихотворные сборники. Это «Близнец в тучах» 1914 г. Именно эта книга воспринималась Пастернаком как незрелая, а поэтому половину стихов из сборника он переписал.
В 1916 г. был издан небольшой сборник «Поверх барьеров» – он включал стихотворения, написанные за последние два-три года.
В 1932 году вышел сборник «Второе рождение». Именно с ним Пастернак вернулся к лирике после долгого перерыва и творческого кризиса. До этого он пытался работать в прозаических жанрах.
Образ «второго рождения» часто встречается в лирике Пастернака, когда под воздействием сильного потрясения поэт как бы заново открывает для себя мир.
В тысяча девятьсот сорок третьем появился сборник «На ранних поездах». В нем четыре цикла стихов: «Художник», «Летние записки», «Переделкино», «Стихи о войне». В этих циклах есть стихи, обращённые к Сталину и Октябрьской революции. И осмысление трагической реальности – начала войны.
Отдельно стоит цикл стихотворений «Когда разгуляется…», который был издан в тысяча девятьсот шестьдесят первом году, посмертно. Этот цикл включает стихотворения конца пятидесятых годов. И именно в нём творческое мастерство поэта достигает апогея. Цикл считается одним из лучших в русской литературе.
Ещё один совершенно отдельный цикл произведений – стихи из романа «Доктора Живаго». Это 25 под заглавием «Стихотворения Юрия Живаго» – своеобразное приложение к роману, тетрадка со стихами главного героя.
Помимо пейзажной и философской лирики цикл включает стихи на библейскую тематику – такие, как «Гефсиманский сад», «Рождественская звезда», «Магдалина».
Направленность стихотворений Бориса Пастернака очень разноплановая. Как поэт, он охватывает все разновидности лирики: интимная, пейзажная, философская, гражданская. У Пастернака немало биографических стихов, когда образ лирического героя полностью совпадает с образом автора. Это «Марбург», «В больнице», «Нобелевская премия» и так далее.
Ещё одна черта стихотворений Пастернака – это их философская направленность. Вспомним, что поэт в юности изучал философию в Германии. Его наставник даже рекомендовал ему профессионально заняться философией.
В своих произведениях Пастернак крайне редко просто рисует картины или передаёт образы. Поэтические образы для него всегда связаны с размышлениями, эмоции переплетены с мыслями, и философским осмыслением пронизано всё: и пейзажи, и любовь, и военные картины.
Посмотрим на пейзажную лирику Бориса Пастернака. К ней можно отнести такие произведения, как «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Всё нынешней весной особое», «Снег идёт», «Апрель» и так далее.
Стихотворение «Снег идёт» относится к поздней лирике поэта – оно написано в 1955 г.
И первые строки стихотворения – типичная пейзажная лирика.
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Автор рисует картину бесконечно летящего снега. При помощи рефрена «снег идёт» создаётся впечатление того, что движется всё и вся. Весь мир оказывается в движении настолько, что кажется – даже «небо сходит с чердака».
Однако образ мира, который неудержимо летит куда-то в вихре снега, наводит лирического героя на мысль о летящем времени. Которое невозможно нагнать и остановить – как нельзя остановить время.
Снег идёт, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?
Выразительность в стихотворении создают не только рефрены, но и олицетворения, метафоры, нетипичный рисунок рифмовки. Благодаря этим средствам картина заснеженного города оживает и превращается в картину мира, который постоянно движется сквозь время.
Но если пейзаж здесь дополняется размышлениями о вечном, об уходящем времени – получается, что это не пейзажная лирика, а философская?
Да, природа в стихах Пастернака всегда осмысливается глубоко философски. Она не существует отдельно от лирического героя и не показывается только через наблюдения. Она всегда – часть духовного состояния героя, предлог для его раздумий. Природа переплетается с состоянием души героя и его эмоциями. Особенно – с любовью. Поэтому временами так трудно выяснить, относится ли стихотворение к пейзажной лирике или к интимной лирике.
Подробностями описаний природы наполнены стихи Пастернака, в которых раскрывается тема любви, чувств. Это такие произведения, как «Никого не будет в доме», «Зимняя ночь», «Свидание», «Любить иных – тяжёлый крест».
Стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест» написано в 1931 г. В нём лирический герой размышляет о секрете любви и красоты. Однако красота возлюбленной загадочна и не поддаётся истолкованию, она стоит вровень с главными вопросами жизни:
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Образ возлюбленной – нечто стихийное и неуловимое, как весна или как воздух. Само намерение быть рядом с таким существом очищает лирического героя, позволяет ему «проснуться и прозреть».
С этим стихотворением перекликается «Никого не будет в доме» – написанное в том же году. Настроение, которое появляется с первых строк текста – печаль. Выразительно звучат мотивы одиночества, сумерек, зимы:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Ощущение холода совершенного одиночества усиливается образами летящего в сумерках снега, инея, мокрых крыш. Состояние природы подчёркивает состояние лирического героя, пустоту в его душе. Над лирическим героем довлеет прошлое – его не оставляют «дела зимы иной», он ощущает себя виноватым.
Однако пустота и одиночества нарушаются появлением возлюбленной:
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдёшь.
Возлюбленная героя появляется тоже в белом, как часть зимы. Но символика цвета здесь меняется. Если раньше белый – это снег, холод и одиночество, то теперь он наполняется светом. Прошлое, тишина и одиночество сменяются будущим, звуком шагов, присутствием любимого человека.
Мы уже убедились в том, что природа и чувства тесно переплелись в стихотворениях Пастернака с философией. Однако философская лирика подразумевает рассуждения о неких проблемах бытия – вечных вопросах.
Какие вопросы поднимает Борис Пастернак в своей философской лирике?
Это вопросы бытия и смерти, благоговение перед чудом жизни и любовь как основа этого мира. Очень важна для автора проблема миропознания и миропонимания. Решение этой проблемы – в принятии мира во всей его изменчивости, в любви к природе и к людям.
Часто философские вопросы связаны с проблемами одиночества, невозможности обрести себя в обществе.
Очень выразительно в философской лирике Бориса Пастернака звучит тема поэта и поэзии. Она поднимается, например, в таких стихах, как «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти…»
Стихотворение-размышление «Во всём мне хочется дойти» написано Пастернаком в тысяча девятьсот пятьдесят шестом году, когда поэта травили в литературных кругах. Это – попытка создать своё творческое кредо, поразмышлять о природе своего творчества.
Во всём мне хочется дойти
В работе, в поисках пути,
До сущности протёкших дней,
До оснований, до корней,
Частично – это ещё и попытка Пастернака пояснить истоки творчества, его причины. Для лирического героя творчество, создание стихов – это способ постичь мир. И одновременно лирический герой стремится выразить в стихах весь окружающий его мир – все чувства, все ощущения и знания.
Он сравнивает стихи с садом, который стремится посадить. Вливая при этом красоту природы в строки, как некогда Шопен влил её в музыку.
Очень показательна здесь условная форма глаголов, к которой Пастернак постоянно прибегает в своём стихотворении:
О, если бы я только мог
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Вспомним, что произведение написано, когда поэт прошёл почти до конца своего творческого пути. И всё-таки он не считает, что ему удалось сказать всё. Не считает себя безусловным гением.
Это видение поэта перекликается с мыслями из другого стихотворения – «Быть знаменитым некрасиво». Здесь уже рассуждение идёт не об истоках и причинах творчества, а о целях. Нужно ли писать только ради достижения славы, успеха, благополучия? Пастернак отвергает этот путь:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но если ввысь поднимает не слава, то что? Полнота жизни и творчества. Тратить время нужно не на то, чтобы жить напоказ, притворяясь кем-то, кем не являешься. Ты должен «окунуться в неизвестность» – но твои строки должны говорить красноречивее твоей жизни.
Творчество поэта должно оцениваться в будущем, в веках, а не сегодня и не сейчас. Оно должно вдохновлять тех, кто придёт после. Но сам поэт не должен осознавать – насколько удачно или неудачно его наследие:
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Совсем другие мотивы звучат в стихотворении «Гамлет», открывающем цикл «Стихи Юрия Живаго».
Лирический герой ощущает себя актёром, играющим шекспировскую драму под взглядами тысяч глаз. Он чувствует предопределённость и безрадостность своей судьбы. Роль тяготит его. Герой обращается к Богу с той же просьбой, что и Христос в Гефсиманском саду, перед арестом:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Однако судьба лирического героя предначертана. Как и Христу, ему в конце концов предстоит остаться в одиночестве и быть окружённым фарисеями:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
В своих стихах Пастернак поднимает не только тему одиночества художника в толпе. Он говорит о повышенной ответственности творца перед этим миром и перед искусством.
Мы уже говорили, что с годами Борис Пастернак выработал собственный стиль. В его основе – тонкий психологизм, глубокий символизм, переход от конкретных ситуаций, пейзажей, чувств к размышлениям о великом и вечном.
Стихи Бориса Пастернака очень живописны. Вспомним, что он сын художника и сам увлекался живописью. Изобразительная сила его лирики обеспечивается через олицетворения, оригинальные эпитеты и метафоры.
Поэзия Пастернака очень музыкальна. Не зря же многие его стихи стали песнями. Они распевны, в них часто используются рефрены, синтаксический параллелизм, поэт часто обращается к звукописи.
В своих стихах Борис Пастернак неизменно оставался собой – так же, как в жизни. Иначе и не могло быть. Ведь он сам озвучил своё творческое кредо: