в чем подвиг сотникова
Сочинение по повести Сотников Быкова
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.
Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.
Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.
А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.
Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.
Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.
2 вариант
Несмотря на то, что война закончилась уже давно, о ней помнят, снимают кино и пишут рассказы. Многие авторы, в чьих произведениях упоминается Великая Отечественная война, знают о ней не понаслышке. Большинство на своем опыте знают, что это такое. Среди таких авторов Василий Быков, младший лейтенант.
В своем рассказе автор пытается разобраться в характерах своих персонажей. Он специально создаёт им невыносимые условия и тупиковые ситуации, ставит перед выбором: умереть достойно или жить и осознавать, что ты трус и предатель. Потому что при благоприятных условиях человек не может показать свое истинное лицо.
Два главных героя описываемых событий, Сотников и Рыбак, отправляются на задание. В этой истории Рыбака можно назвать героем в большей степени, чем Сотникова. Последний, не поставив командира в известность о том, что болен, осложнил выполнение операции. Они были найдены у Демичихи на чердаке немецкими солдатами именно из-за того, что Сотников мучился кашлем.
Но по-другому он поступить просто не мог. Солдат не желал становиться обузой кому бы то ни было, не в его правилах было думать о себе, когда другим угрожала опасность.
Автор рассказа не принимает ни чью сторону в этой истории. Он просто констатирует факты, а они заключаются в том, что каждый человек, под давлением определенных обстоятельств, обнажает свою сущность. Один становится настоящим героем, другой подлым предателем. В этом произведении его осудил Сотников, выкрикнул: «Сволочь!», когда узнал, какое решение принял его бывший товарищ и этим словом все было сказано.
Также читают:
Картинка к сочинению По повести Сотников Быкова
Популярные сегодня темы
На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада
На картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
«Репка» – русская народная сказка, на которой выросло не одно поколение, впервые была обработана и издана Л.Н. Толстым, как сказка для детей. Она имеет небольшой текст, простую структуру и совсем не сложный сюжет
Взаимопонимание с близкими людьми очень важно. Оно помогает каждому в жизни, поскольку без таких отношений невозможно воплощать интересные и нужные для общества дела, работать и учиться.
Часть жизни в общества направлена на выполнение трудовых операций. Труд может быть связан с решением семейных проблем: уборка в квартире, работа на даче, выполнение школьных заданий.
Проблема нравственного выбора в повести Быков «Сотников»
Писатель Василь Быков прошел Великую Отечественную войну от начала до конца, поэтому он пишет о ней как очевидец. Почти все его произведения посвящены военной тематике. Одна из главных тем военной прозы – тема подвига. В повести «Сотников» автор поднимает проблему подлинного и мнимого героизма.
Герои повести – Сотников и Рыбак – бойцы одного из партизанских отрядов. Морозной ночью они вдвоем отправляются на задание. Рыбак – лучший партизан в отряде, сильный, мужественный. В бою, под огнем, он не трусит, на него можно положиться. В Сотникове нет ничего героического. Он обыкновенный солдат, человек мирной профессии, интеллигент. На задание Сотников идет с тяжелой простудой, хотя мог бы отказаться, как это сделали другие до него. Как он объясняет Рыбаку, потому и пошел, что другие отказались. Сотников самолюбивый и упрямый человек, у него развито чувство долга. Еще мы узнаем о нем, что он два раза бежал из плена, так и оказался в партизанском отряде.
Наших героев преследуют неудачи. Сначала оказался сожженным хутор, где они должны были добыть продовольствие, потом в перестрелке с немцами ранили Сотникова.
А Рыбак на допросе не выдержал, выдал отряд и согласился служить в полиции, стараясь убедить себя, что он не предатель, и думая при удобном случае бежать к своим. Но эта хитрость оборачивается предательством. По приказу немцев Рыбак участвует в казни своего товарища по отряду. Потом пытается покончить с собой, но это ему не удается.
Итак, мы видим, как в экстремальных обстоятельствах по-настоящему проявляются моральные качества персонажей. Герои делают свой выбор. Подвиг Сотникова в том, что он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. Рыбак становится предателем, врагом народа. Он убит морально. Его наказание – жить дальше.
Автор делает вывод: источник подвига лежит внутри человека и зависит от его нравственного стержня.
Анализ повести Быкова “Сотников” (сочинение)
Почти все произведения Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что писатель сам прошёл её от начала до конца. События войны он рассматривает прежде всего с нравственно-философской точки зрения.
Описывая поведение людей в бесчеловечных условиях, Быков заставляет нас задуматься об истоках внутренней силы, которая присуща лучшим из его героев.
В повести «Сотников» писатель убедительно показывает, что эта сила практически не зависит от физических возможностей человека и целиком относится к области духа.
В образах главных героев произведения воплощены, как мне кажется, черты двух противоположных типов личности.
Оказавшись в ситуации нравственного выбора, такие люди ведут себя но разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь; другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. Таким образом в повести Василя Быкова противопоставлены два партизана — Рыбак и Сотников.
Страх за свою жизнь впервые проявляется у Рыбака во время погони, устроенной полицаями: сначала он хотел бросить Сотникова, оправдывая себя тем, что тому всё равно не выбраться. «Но что он скажет в лесу? » — мне кажется, именно этот вопрос заставил Рыбака вернуться к товарищу.
В тот момент для него ещё было важно, что подумают о нём другие.
Когда их обнаружили на чердаке у Дёмчихи, Рыбаку «захотелось, чтобы первым поднялся Сотников». Но у того не было сил, он продолжал лежать. И Рыбак встал первым.
На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, то есть выдал отряд. Когда ему предложили служить Германии, «он вдруг ясно ощутил свободу».
Он думал только о свободе, надеялся, что сбежит, но после казни понял, «что с побегом покончено, что этой ликвидацией его скрутили надёжнее, чем ременной цепью. И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали».
Думая обо всём происшедшем, Рыбак «не мог толком понять, как это произошло и кто в этом повинен… Очень не хотелось оказаться виноватым самому». Он оправдывал себя тем, что боролся за жизнь, что «в его несчастье больше других был виноват именно Сотников…
тому уже всё безразлично в петле на арке, а каково ему-то, живому. ». Рыбак не замечает, что его лихорадочные попытки обелить себя малодушны и нелогичны.
В финале произведения автор скажет о том, что произошедшее с этим героем — «это коварная судьба заплутавшего на войне человека».
Иным предстаёт путь Сотникова. Мы с самого начала угадываем в нём самолюбивого и упрямого человека. На задание он пошёл потому, «что другие отказались». Некстати приключившаяся простуда представлялась Сотникову пустяком, хотя из дальнейшего повествования становится ясно, что он был болен нешуточно.
Тем не менее, Сотников отказался от еды и лекарств, предложенных ему женой старосты, потому что «он не желал этой тётке хорошего и… не мог согласиться на её сочувствие и помощь».
Помня о том, как однажды такая же простая женщина выдала его полицаям, он с подозрительностью относился к доброжелательности, проявленной к нему в доме старосты.
Чувствуя приближение полицаев, Сотников думал, что, «… пока жив, он их к себе не подпустит». Этот человек не боялся смерти, ему лишь «страшно было стать для других обузой».
И ещё он «испугался, что может потерять сознание, и тогда случится то самое худшее, чего он больше всего боялся на этой войне». Сотников решил не сдаваться живым. То, что вернулся Рыбак, он «относил…
к обычной солдатской взаимовыручке», но «не имел бы ничего против Рыбаковой помощи, будь она обращена к кому-нибудь третьему». Сам он никогда не хотел никакой поддержки, это было «противно всему его существу».
Сотников был человеком, который ни при каких условиях не шел на сделку со своей совестью, и он ушёл из жизни с сознанием того, что ничем не запятнал свою душу. До последнего герой старался помочь людям, которые, как он считал, попали в беду из-за него.
Итак, перед нами два абсолютно противоположных характера. Для лучшего их раскрытия автор часто использует внутренние монологи героев, через которые переданы, например, колебания Рыбака в момент преследования, раздумья Сотникова, идущего на казнь.
Характеризуя героев, Быков использует и эпизоды их детства. Мы узнаём, что Сотников ещё ребёнком дал себе клятву никогда не лгать. Я думаю, что в формировании этой личности большую роль сыграл отец. Именно он воспитал в сыне честность, прямодушие и стойкость.
Повесть Василя Быкова рассказывает о событиях, которые происходили более шестидесяти лет назад. Однако нам, читателям XXI века, она интересна не только с исторической точки зрения.
Ведь проблемы честности, совести, справедливости и гуманизма встают и перед нашим поколением. Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое? Книга Василя Быкова «Сотников» помогает нам ответить на эти непростые вопросы.
Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004
В чём видит В. Быков истоки подвига и предательства? По повести В. Быкова «Сотников» (Школьные сочинения)
Война — ужаснейшее испытание для человеческой души, и не из-за мучительного страха смерти, который всякий ощущает на ней, но и потому, что на войне человек открывает свою подлинную суть. Одни выдерживают это испытание, оставаясь людьми, другие ломаются, превращаясь в нелюдей.
В повести «Сотников» Василя Быкова — два главных героя, Сотников и Рыбак. Оба сражались отряде партизан, оба питают ненависть к фашистам и полицаям, оба как могут приближают победу, но путь к ней тернист и труден, и на нём Сотников гибнет как герой, а Рыбак становится предателем и убийцей.
Было бы ясно, если бы Рыбак, скажем, с детства совершал подлости, а Сотников, наоборот, был бы всегда правильным и принципиальным.
Если бы, уже будучи в отряде, Рыбак был плохим бойцом, прятался за спины товарищей, а Сотников всем помогал и вёл за собою в бою. Но в повести действие разворачивается совсем иначе. Рыбак — хороший партизан, он гораздо более приспособлен к жизни в лесу, нежели Сотников. Рыбак прекрасно ориентируется на местности; он силен, вынослив, смел. Отправляясь на задание (нужно доставить продовольствие для отряда), Рыбак, прежде всего, тревожится о тех, «которые мерзли теперь на болоте». И о Сотникове он заботится: делится с ним едой, не оставляет после перестрелки, хотя в одиночку точно смог бы сбежать. И всё это доброе, хорошее в своем герое Быков будто нарочито выделяет.
В отличие от Рыбака, Сотников слаб физически. На задание он пошел совершенно больной (кстати, они и попали в лапы полицаям, потому что Сотников, не сдержавшись, закашлялся); пользы от него немного — он сам нуждается в помощи. И всё-таки есть в нём большая внутренняя сила, подпитываемая принципами, которых Рыбак не понимает. Интересно, что убеждения Сотникова, тот нравственный свод законов, по которому он живет, не проявляются «громко», а раскрываются в мелочах.
Вот он, болея, пошел на задание лишь из-за того, что «другие отказались», вот с недоумением смотрит на Рыбака, для которого снять с мужика шапку, чтобы самому было теплее, вовсе не сложно; ведь необязательно снимать — можно договориться. Вот Сотникову стыдно принять помощь от старосты с женой, ведь он «не желал им ничего хорошего», а ещё он соглашается остаться у Демчихи, невзирая на обиду, чтобы не стать для Рыбака обузой.
Для Рыбака такое поведение Сотникова непонятно, оно подчас раздражает его, потому что он никогда не предъявляет к самому себе таких требований, как Сотников. Когда-то давно, в детстве, Рыбак поступил очень благородно и самоотверженно: «бросился под кренящийся тяжелый воз», поддержал его плечом. Его за это похвалили, «да и он сам был доволен своим поступком — всё-таки спас от беды себя, коня и девчонок…». Заметим: «себя» — на первом месте; «был доволен», но не горд. Слово «доволен» автор вообще очень часто употребляет, передавая состояние своего героя. После того случая Рыбак поверил в собственную смелость, стал думать, что в жизни главное — «не растеряться и не струсить»; он живёт с убеждением, что так будет всегда, и для этого совсем не обязательно прикладывать какие-то усилия.
Случившееся же с Сотниковым, — совершенно иное. Отцовский маузер было запрещено трогать, но мальчик взял его, и тот нечаянно выстрелил. Мать убедила его во всём признаться отцу. Он так и поступил, лишь не сказал о том, что решение сознаться во всём предложила ему мать. Сотников враньем заслужил прощение отца, и «это был урок на всю жизнь». Больше он никому не солгал за всю жизнь и, глядя в глаза, говорил людям правду.
Наверное, это и было главное в характере Сотникова: за всё держать ответ, прямо смотреть в глаза, не врать, всю ответственность принимать на себя. Вспомним: перед смертью он мучается не от физической боли, а от осознания, что из-за него страдают невинные люди.
Рыбак был эгоистом всю жизнь. Жить для него — главное, и он предпочитает не размышлять ни о чем. Жить, во что бы то ни стало. Так он и становится предателем и убийцей.
Казалось бы, мелочь: забыть людей, спасших его, и девушку, его полюбившую; взять овцу у старосты, несмотря на то, что он служит немцам; на допросе попытаться обмануть следователя, назвав место, где базировался отряд партизан, только не его, а другой.
Рыбак и не осознает, что стал предателем ещё до того, как согласился служить в полиции. Желание жить, в его представлении, оправдывает всё. Он думает, что сумеет «вывернуться», «договориться», но это невозможно, и Рыбак, сам того не замечая, переступает нравственную черту, которая отделяет Человека от его жалкого подобия.
Дважды Быков скажет о своём герое, что тому «чего-то явно не доставало», он чего-то «недобрал» в жизни. Может быть, это «что-то» — нравственные правила. Он никогда не ощущает себя виноватым; наоборот, он всегда ищет виноватого среди других людей; себя же Рыбак постоянно оправдывает; свои заботы для него всегда на первом месте. «Что они все ему», — думает Рыбак о Петре, Басе, Демчихе; ведь главное он сам остался жить, выбив из-под ног Сотникова чурбан… И только в конце Рыбак осознаёт, что пути назад для него уже нет.
А Сотников думает лишь о том, как достойно принять смерть; это для него — последний бой, и он не имеет права бояться. Не случайно фильм, поставленный по этой повести Василя Быкова, называется «Восхождение» — восхождение на свою Голгофу, к вершинам человеческого духа.
Образ и характеристика Сотникова — героя повести В. В. Быкова «Сотников»
Портрет
Сотникову 26 лет, как его зовут, автор не сообщает. Не заостряет он внимание и на его внешности, только отмечает, что этот худой человек одет зимой не по погоде. На нём красноармейская пилотка, туго подпоясанная короткая шинель и неуклюжие, стоптанные бурки. Неудивительно, что он сильно простудился и его одолевал кашель. Мороз, тяжёлая жизнь в партизанском отряде, недоедание подорвали силы Сотникова, у которого с детства были слабые лёгкие. Но в юности «он перерос хворь и более или менее благополучно дожил до своих двадцати шести лет».
Биография
Сотников был сыном бывшего красного командира. До революции отец был кавалерийским поручиком, награждённым двумя орденами Святого Георгия. В Гражданскую войну он был ранен, получил увечье и в мирное время стал зарабатывать на жизнь починкой часов. Отец был атеистом, а мать была верующей, посещала церковь, у неё была старая Библия, которую мальчик иногда листал. Мама очень любила сына, переживала за его слабые лёгкие.
Сотников, окончив двухгодичный учительский институт, до 1939 года работал учителем.
В армии он был командиром батальона артиллерийского полка. В Великую Отечественную войну Сотников на фронте участвовал только в одном бою. Артиллерийский полк разгромила в Западной Белоруссии немецкая авиация и танки. Из всего полка уцелела небольшая группа артиллеристов. Она двенадцать суток пробиралась на восток, но во время переправы через Березину почти вся была расстреляна из засады, кто уцелел, оказался в плену у немцев. Сотников был в числе этих пленных.
Из плена ему удалось бежать и присоединиться к партизанскому отряду. События в повести начинают разворачиваться в то время, когда два партизана, Сотников и Рыбак, пошли по заданию командира добывать провизию для отряда.
Характер, поступки
Сотников не только правдивый человек, но и совестливый. Когда он на задании с Рыбаком сильно разболелся, больше всего боялся стать для напарника обузой, поэтому все силы прилагал, чтобы идти вровень с ним. Когда его ранили в ногу в перестрелке с полицаями, Сотников чувствовал себя почти виноватым — ведь Рыбак без него был бы уже далеко от опасного места. Совестливость Сотникова проявляется и в том, что он чувствует вину не только перед Рыбаком, но и перед Дёмчихой, женщиной, спрятавшей их от полицаев и за это арестованной.
Сотников был самостоятельный человек, не любил нуждаться в посторонней помощи, старался умерить свою зависимость от других людей, в том числе и от Рыбака, который помогал ему после ранения.
О своём благополучии Сотников не умеет заботиться. Например, он не смог для себя добыть тёплой зимней одежды и обуви и заболел, наверно, оттого, что одет был в короткую шинель, обут не в валенки, а в бурки, а на голове носил пилотку, а не зимнюю шапку.
Сотников научился быть осторожным после того, как его чрезмерная доверчивость едва не стоила ему жизни. Пробираясь из плена к своим, он доверился в деревне одной женщине — попросил её указать, как попасть на тропинку, ведущую через болото. Женщина объяснила и пригласила его поесть, а сама послала дочку за полицаями. Чудом тогда Сотников спасся и с тех пор стал осторожен с незнакомыми людьми. Поэтому он решительно отказался от угощения жены старосты Петра и не выпустил её во двор, куда увёл Рыбак её мужа.
Сотников отличался бескомпромиссностью. Он не слушал объяснения старостихи, почему Пётр стал служить немцам. В борьбе с фашистами нельзя победить, если принимать во внимание такие причины — так герой повести думал ещё со своего первого боя. Это убеждение помогало ему во всех сложных ситуациях сохранить твёрдость своих позиций.
Сотников — справедливый, добрый человек. Он хочет спасти Дёмчиху, Рыбака и других пленников, признавшись следователю, что он один ходил в разведку, в перестрелке ранил полицая, к Дёмчихе зашёл случайно, и ни она, ни Пётр не связаны с партизанами.
Перед казнью
Его заботили последние обязанности к людям, оказавшимся рядом с ним в плену у полицаев. Смелость Сотникова проявилась в том, что сейчас он примирился с собственной смертью и решил всё взять на себя, признавшись, что он партизан, что имел в разведке задание, а другие тут не причём. Он надеялся, что расстреляют его одного.
Утром Сотников так и сделал, но его героическое заступничество не спасло пленников — начальник полицаев велел их вести на казнь. Рыбак оказался не таким героем, как Сотников, он согласился вступить в полицию, чтобы избежать казни.
Вывод
Характеристика образа Сотникова выявляет сущность главного героя повести В. Быкова. Главные черты его характера — это несгибаемость, верность Родине и своим принципам, которым он не изменил до самой казни.
Характеристика образа Сотникова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
«Сотников» анализ произведения Быкова – проблематика, жанр, история создания, тема повести
Большинство произведений Василя Быкова рассказывают о Великой Отечественной войне. Это во многом объясняется тем, что автор сам через нее прошел. Он задевает вопросы нравственности, описывая поведение человека в бесчеловечных условиях. Анализ произведения «Сотников» поможет школьникам во время подготовки к уроку и объяснит, почему эта повесть одна из самых правдивых и психологичных произведений о войне.
Краткий анализ
Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.
История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.
Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.
Жанр – повесть.
Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.
История создания
Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.
Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.
Второстепенные персонажи
Петра выбрали старостой, но он по натуре своей не предатель. Он знал, на что шел, но уверен, что поступил правильно, и односельчане когда-нибудь это поймут. Согласился на эту должность, чтобы жителям деревни жилось легче во время оккупации. Петр прятал от немцев еврейскую девочку Басю, которая погибает из-за национальной принадлежности.
Демчиха, еще одна героиня повести, является матерью троих детей. Она много работала, чтобы они были одеты и накормлены. Когда партизаны пришли к ней в дом, она не прогнала их, а накормила и помогла в уходе за раненым.
На казнь шла спокойной и непобежденной, издевательства врагов не сломили ее дух, и она не выдала старосту, прятавшего Басю.
История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» сочинение на тему любви и взаимоотношений героев
В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.
Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения.
Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.
Жанр и направление
По жанру «Сотников» является повестью, а по литературному направлению относится к реализму. Произведение основано на настоящей истории, произошедшей в года Великой Отечественной войны. Писатель оголяет весь смысл партизанских отрядов, их цели и методы работы. Потому как он сам был на войне, многие события описываются от первого лица.
Быков после публикации говорил, что философский подтекст произведения основывается на идеях экзистенциализма, то есть человеческая жизнь считается непостижимой разуму, иррациональной. Два разных человека оказались в одинаковых условиях, и пусть один погиб, а другой остался в живых — они оба обречены.
Композиция
Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.
Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.
Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.
Основные персонажи повести
Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.
Сочинения«Вечером» анализ произведения Аверченко – жанр, чему учит рассказ
Сочинения«Макар Чудра» анализ рассказа Горького – смысл, направление, история создания произведения
Сюжет повести «Сотников» Быков
«Сотников» Быков краткое содержание произведения: