в чем подозревает гринев швабрина
Алексей Швабрин
Алексей Швабрин. Актер В. Шалевич. Х/ф «Капитанская дочка». 1958
Алексей Швабрин – один из главных персонажей повести «Капитанская дочка». Это богатый дворянин, офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. Являясь резко отрицательным героем, он оказывает влияние на судьбы двух главных персонажей – Петра Гринёва и капитанской дочки Маши Мироновой. Прототип Алексея Швабрина – офицер Михаил Шванвич, черты характера которого А.С. Пушкин положил в основу образа своего антигероя.
Описание героя
Происхождение и история Швабрина
Алексей Иванович Швабрин – выходец из богатой дворянской семьи, имеющей влияние в обществе. Он хорошо образован, знает несколько иностранных языков, обладает незаурядным умом, чувством юмора и смекалкой. С ранних лет он мечтает о военной карьере и начинает свою службу в элитном гвардейском полку. Сначала все идет хорошо, но дальше случается событие, причиной которого становится его неблагоразумие.
Несмотря на то, что дуэли официально запрещены, он дерется с одним поручиком и смертельно ранит его. Об этом становится известно высокому начальству, и Швабрина высылают из полка в Белогорскую крепость, где он, на момент приезда Гринёва, служит уже пять лет. Об этом инциденте Петру в приватной беседе сообщает капитанша Василиса Егоровна: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».
Внешность и характер
Внешности Швабрина Пушкин уделяет всего несколько слов: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Но живость его мимики не привлекает, а наоборот, производит отталкивающее впечатление. Единственное, что можно назвать у Швабрина привлекательным – это его черные волосы, которые эффектно обрамляют лицо.
У Алексея Швабрина чрезвычайно взрывной характер, который становится причиной многих неприятностей. Из-за горячности в отношении поручика он теряет возможность продолжать службу в элитном полку. Резкость в отношениях с Гринёвым становится сначала причиной дуэли, а затем его перехода в стан Пугачева, что заканчивается для него каторгой.
Особенностями характера Швабрина являются его лживость и подлость. Он очень легко идет на обман и может, не краснея, оклеветать человека. Иногда он делает это с целью заполучить какую-нибудь выгоду, а нередко – просто от скуки. Поэтому люди стараются избегать общения с этим офицером, – никому не хочется быть понапрасну оклеветанным или обманутым.
Швабрин и Гринёв
Приезд Гринёва в Белогорскую крепость немного оживил ее вялотекущую повседневность. Служащих здесь было относительно мало, поэтому волей-неволей Петру пришлось поддерживать общение со Швабриным: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный Пётр Андреевич сразу же расположил к себе всех обитателей гарнизона, в том числе и капитанскую дочку Машу Миронову. Влюбленный в нее Швабрин был вне себя от ревности и вызвал соперника на дуэль. Он не сомневался в ее исходе, так как видел, что Пётр еще очень юн и неопытен в обращении со шпагой. Но в процесс вмешалась случайность: Гринёва отвлек крик Савельича, а Швабрин не смог упустить такого момента и исподтишка нанес противнику ранение. Рана не угрожала жизни Петра, но вызвала в крепости немалый переполох.
Видя, что от соперника не так просто избавиться, Швабрин замышляет коварство. Он отправляет письмо родителям Гринёва, где подробно описывает произошедшее событие. Его расчет направлен на то, что старый Гринёв тут же заберет сына со службы и откроет ему, таким образом, путь к Маше. Но и здесь его ожидает неудача. Петр остается служить, а Швабрин, затаившись, ждет удобного момента.
Уже через некоторое время ему предоставляется возможность отомстить Гринёву. Скоро должен начаться суд над участниками восстания, в число которых входит и Алексей Швабрин. Он оговаривает Гринёва, подозревая его в измене и связи с бунтовщиком Пугачевым. Петру грозит каторга, но и здесь Швабрин проигрывает. Он плохо знает Машу, которая, добившись приема императрицы, делает все для освобождения своего жениха.
Швабрин и Маша Миронова
Когда Швабрин прибыл в Белогорскую крепость, он тут же заприметил дочку капитана Миронова. Маша не была красавицей, но влюбчивой натуре Швабрина было достаточно того, что она была просто приятной, миловидной девушкой. Постепенно Швабрин начал проявлять в отношении нее упорство, граничащее с настойчивостью. Он был уверен в положительном исходе дела: если Маша так и не проявит к нему интерес, то родители смогут убедить ее сделать правильный выбор. Ведь Швабрин – богатый аристократ, а Мироновы – почти нищие с огромной проблемой в виде дочки-бесприданницы.
Вряд ли Швабрин способен на большое и глубокое чувство. Его ухаживания – это скорее игра в кошки-мышки, развлечение от скуки. Маша хорошо понимает это и старается как можно реже сталкиваться с Алексеем. Но это еще больше заводит Швабрина, а появление в крепости Гринёва накаляет отношения сторон до предела. Маша отдает предпочтение Гринёву, а Швабрин, снедаемый ревностью, постоянно ищет способы для отмщения. Но его попытки ни к чему не приводят, а лишь еще больше отталкивают девушку. После падения крепости Швабрин держит Машу в заточении на полуголодном положении. Он рассчитывает таким образом сломить ее волю и добиться желаемого, но Маша спасается, а Швабрин продолжает строить новые планы для мести.
Швабрин и Пугачев
Переход Швабрина в стан врага на первый взгляд лишен логики: для него, богатого дворянина, поддержка сброда, из которого состоит войско Пугачева, – абсолютно абсурдное и рискованное мероприятие. Первая мысль, которая приходит в голову – это банальный страх за жизнь. Видя, что происходит в крепости, и как жестоко расправляются бунтовщики с непокорными, Швабрин присягает Пугачеву.
Он всеми силами изображает из себя преданного повстанца и даже меняет внешний облик: теперь он подстрижен на казачий манер и одет в казацкую одежду. Через некоторое время он настолько вживается в новую роль, что в нем уже невозможно опознать аристократа. Вероятнее всего, такое поведение было лишь хорошо спланированной игрой и преследовало две цели – назначение комендантом крепости и все та же месть Гринёву. Не особенно доверял Швабрину и Пугачев. Он не любил предателей, а Алексей именно таким и являлся. Поэтому он не верил в его искренность, но, несмотря на это, все же назначил его комендантом. Скорее всего, на принятие этого решения повлиял военный опыт Швабрина.
Роль героя в произведении
Сейчас уже невозможно представить себе «Капитанскую дочку» без этого отрицательного героя. Его присутствие делает произведение захватывающим и интригующим. Главные герои настолько полярны друг другу, что рассматривать их по отдельности не имеет смысла. Но так как данная статья посвящена антигерою, то на его образе необходимо остановиться подробнее.
Развитие героя по мере сюжета
Справедливым будет утверждение, что Швабрин практически не эволюционирует на протяжении всего повествования ни в одну, ни в другую сторону. Он не превращается из плохого героя в хорошего, не раскаивается, его не терзают угрызения совести. На момент его появления в повести он отбывает наказание в крепости за уже совершенное злодеяние. В нем изначально присутствуют все черты, присущие негодяям. Даже после неудавшихся планов его не оставляет чувство мести Гринёву. Но в итоге его личность разрушается, происходит ее опустошение и полная утрата человеческого достоинства.
Все события, происходящие с ним, отражаются на его внешности. После захвата повстанцами крепости, он отпускает бороду, меняет прическу и переодевается в казачью одежду. После ареста властями его черные волосы становятся седыми, а борода выглядит, как свалявшийся волосяной ком. «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».
Отношение автора к герою
Со стороны Пушкина прослеживается резко отрицательное отношение к данному персонажу. На это указывает и то, что он называет своего героя исключительно по фамилии, но иногда обходится даже без нее, оставляя лишь инициалы. Но автор не обделил Швабрина и положительными чертами. В повести говорится о его находчивости, остром уме и хорошем образовании. О судьбе Швабрина остается только догадываться, так как Пушкин не пишет ничего определенного. Вероятнее всего, он был казнен или приговорен к пожизненному каторжному заключению.
Прототипы
Человека, с которого писался образ Швабрина, звали Михаил Александрович Шванвич. Он также был русским офицером и за буйное поведение был сослан в гарнизон. Как и Швабрин, он сдался Пугачеву и признал в нем нового императора. Был назначен атаманом солдатского полка, а затем секретарем «Военной коллегии восставших».
Экранизации героя
Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!
На роль Швабрина режиссер пригласил будущего актера, тогда еще студента четвертого курса, Вячеслава Анатольевича Шалевича. Его партнерами по фильму стали такие известные мастера, как О. Стриженов, С. Лукьянов, И. Арепина. Эта роль стала дебютом начинающего актера, после выхода «Капитанской дочки» он стал получать многочисленные предложения от режиссеров разных киностудий страны.
Следуя режиссерскому видению и авторской концепции, Шалевичу предстояло сыграть человека, олицетворяющего зло в чистом виде. Таким образ Швабрина был расписан и в сценарии. Но молодому актеру удалось создать не просто отрицательный персонаж, а незаурядного человека, ставшего жертвой своих беспринципных и неблаговидных поступков. Швабрин Шалевича – это страстная личность, ведущая свою азартную игру на фоне кровавого пугачевского бунта. На кону в этой игре стоит жизнь самого игрока, а ожидаемый приз – обладание Машей Мироновой. Такая трактовка логично объясняет поведение героя, который, оклеветав Гринёва, не затрагивает честное имя капитанской дочки. Шалевич показал, что Швабрин, достигнув самого дна духовного падения, сумел сохранить крупицы благородства и, тем самым, заслужить неожиданное сочувствие.
Сочинение на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображены два противоположных характера: благородный Пётр Гринёв и бесчестный Алексей Швабрин. История их взаимоотношений является одним из главных сюжетных стержней «Капитанской дочки» и подробно раскрывает проблему защиты чести в романе.
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» посвящен проблеме защиты и сохранения чести. Для раскрытия этой темы автором изображаются два противоположных характера: молодой офицер Пётр Гринев и сосланный в Белогорскую крепость за дуэль Алексей Швабрин.
Юный Пётр Гринёв предстает в романе как инфантильный, плохо образованный дворянин, не готовый к взрослой жизни, но всячески желающий в эту взрослую жизнь вырваться. Время, проведенное в Белогорской крепости и в боях под Оренбургом, меняет его характер и судьбу. Он не только развивает все свои лучшие дворянские качества, но и находит настоящую любовь, в результате оставаясь честным человеком.
В противоположность ему, Алексея Швабрина автор с самого начала изображает человеком, явно переступившим грань между честью и бесчестием. По словам Василисы Егоровны, Алексей Иваныч «за душегубство и из гвардии выписан, он и в господа бога не верует». Пушкин наделяет своего героя не только дурным характером и склонностью к бесчестным поступкам, но и символически рисует портрет человека с «лицом смуглым и отменно некрасивым», но вместе с тем «чрезмерно живым».
Возможно, именно живость Швабрина и привлекает Гринева. Молодой дворянин тоже очень интересен Швабрину, для которого Белогорская крепость – это ссылка, гиблое место, в котором он не видит людей. Интерес Швабрина к Гринёву объясняется желанием «увидеть наконец человеческое лицо» после пяти лет нахождения в беспросветной степной глуши. Гринев чувствует к Швабрину симпатию и проводит с ним очень много времени, но постепенно им всё больше начинают овладевать чувства к Марии Мироновой. Это не только отдаляет Гринева от Швабрина, но и провоцирует дуэль между ними. Гринёв желает отомстить Швабрину за клевету на свою возлюбленную, которой Швабрин мстит за то, что она отвергла его.
Во время всех последующих событий Швабрин всё больше проявляет своё бесчестие и в результате превращается в окончательного негодяя. В нём просыпаются все самые противные Гринёву черты: клеветник, изменник, насильно желающий женить на себе Марию. Он и Гринёв уже давно не друзья и даже не боевые товарищи, Швабрин не просто становится омерзителен Гринёву, в пугачёвском восстании они становятся по разные стороны. Даже вступая в сношения с Пугачёвым, Гринёв не может пойти до конца, он не может предать свою дворянскую честь. Для Швабрина честь изначально не столь важна, поэтому ему ничего не стоит перебежать на другую сторону, а затем клеветать на честного Гринёва.
Гринёв и Швабрин – две противоположности, которые расходятся так же быстро, как и притягиваются. Эти герои выбирают разные пути, но развязка всё же оказывается удачной именно для честного Гринёва, помилованного императрицей и прожившего долгую счастливую жизнь, в отличие от Швабрина, безвестно пропавшего под звон цепей в тюремных коридорах.
Еще больше сочинений на тему: «Отношения Гринёва и Швабрина»:
Историческая повесть «Капитанская дочка» — последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный выбор в жестких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, народ и власть, «мысль семейная». Одна из центральных нравственных проблем повести – проблема чести и бесчестия. Разрешение этого вопроса прослеживается в первую очередь на судьбах Гринева и Швабрина.
Это молодые офицеры. Оба служат в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин – дворяне, близки по возрасту, образованию, умственному развитию. Гринев так описывает свое впечатление, которое произвел на него молодой поручик: «Швабрин был очень неглуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба». Однако герои друзьями не стали. Одна из причин неприязни – Маша Миронова. Именно в отношениях с капитанской дочкой раскрылись нравственные качества героев. Гринев и Швабрин оказались антиподами. Отношение к чести и долгу окончательно развело Гринева и Швабрина во время пугачевского бунта.
Петра Андреевича отличают доброта, мягкость, совестливость, чувствительность. Не случайно Гринев сразу стал для Мироновых «родным», а Маша полюбила его глубоко и самозабвенно. Девушка признается Гриневу: «… до могилы ты один останешься в моем сердце». Швабрин, наоборот, производит на окружающих отталкивающее впечатление. Нравственный изъян проявляется уже в его внешности: он был невысокого роста, с «отменно некрасивым лицом». Маше, как и Гриневу, неприятен Швабрин, девушку отпугивает его злой язык: «… он такой насмешник». В поручике она чувствует опасного человека: «Он мне очень противен, а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так же не нравилась. Это бы меня беспокоило страх». Впоследствии, став пленницей Швабрина, она готова умереть, но не покориться ему. Для Василисы Егоровны Швабрин – «душегуб», а инвалид Иван Игнатьич признается: «Я и сам до него не охотник».
Гринев честен, открыт, прямодушен. Он живет и действует по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы эти для него неизменны. Гринев – человек слова. Он пообещал отблагодарить случайного проводника и сделал это, несмотря на отчаянное сопротивление Савельича. Гринев не смог дать полтину на водку, но подарил вожатому свой заячий тулуп. Закон чести вынуждает молодого человека оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему гусару Зурину. Гринев благороден и готов драться на дуэли со Швабриным, оскорбившим честь Маши Мироновой.
Гринев последовательно честен, а Швабрин совершает один за другим безнравственные поступки. Этот завистливый, злобный, мстительный человек привык действовать обманом и коварством. Швабрин с умыслом описал Гриневу Машу «совершенною дурочкою», утаил от него свое сватовство к капитанской дочке. Гринев вскоре понял причины обдуманной клеветы Швабрина, которой он преследовал Машу: «Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга».
Швабрин готов избавиться от соперника любыми средствами. Оскорбляя Машу, он искусно доводит Гринева до бешенства и провоцирует вызов на дуэль, не считая неопытного Гринева опасным противником. Поручик задумал убийство. Этот человек не останавливается ни перед чем. Он привык, чтобы исполнялись все его желания. По словам Василисы Егоровны, в Белогороскую крепость Швабрин «переведен за смертоубийство», за то, что на дуэли «заколол поручика, да еще при двух свидетелях». Во время поединка офицеров Гринев, неожиданно для Швабрина, оказался искусным фехтовальшиком, но, воспользовавшись благоприятным для него моментом, Швабрин ранил Гринева.
Гринев великодушен, а Швабрин низок. После дуэли молодой офицер простил «несчастного соперника», а тот продолжал коварно мстить Гриневу и написал донос его родителям. Швабрин постоянно совершает аморальные поступки. Но главное преступление в цепи его постоянных низостей – это переход на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Пушкин показывает, как в исторических испытаниях в человеке до конца проявляются все качества натуры. Подлое начало в Швабрине делает его законченным негодяем. Открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева и спасли ему жизнь. Высокий нравственный потенциал героя раскрылся во время сложнейших испытаний на прочность убеждений. Гриневу несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.
После того как Пугачев «помиловал» Гринева, он должен был поцеловать ему руку, то есть признать в нем царя. В главе «Незваный гость» сам Пугачев устраивает «испытание компромиссом», пытаясь получить от Гринева обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твердость и неуступчивость.
У Швабрина же нет никаких нравственных принципов. Он спасает свою жизнь, нарушая присягу. Гринев с изумлением увидел «среди старшин Швабрина, остриженного в кружок и в казацком кафтане». Этот страшный человек продолжает неотступно преследовать Машу Миронову. Швабрин фанатично одержим желанием добиться не любви, а хотя бы покорности от капитанской дочки. Поступкам Швабрина Гринев дает оценку: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».
Авторская позиция совпадает со взглядами рассказчика. Об этом свидетельствует эпиграф к повести: «Береги честь смолоду». Гринев сохранил верность долгу и чести. Самые важные слова он сказал Пугачеву: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Швабрин же нарушил и дворянский долг, и человеческий.
Повесть «Капитанская дочка» А. Пушкина привлекает читателя не только интересными историческими фактами, но и яркими, запоминающимися образами героев.
Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин — персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение.
Портрет Швабрина таков: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура — злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе.
Не сумев добиться любви Маши Мироновой, он не только стремится встать на ее пути к счастью, но и пытается с помощью угроз и силы принудить девушку выйти за него замуж. Спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачеву, а когда это раскрывается и он предстает перед судом, то лжесвидетельствует против Гринева, чтобы хоть так отомстить ему за все свои неудачи.
В образе Петра Гринева нашли воплощение все лучшие черты дворянского сословия. Он честен, храбр, мужественен, справедлив, умеет держать свое слово, любит отечество и предан своему долгу. Больше всего молодой человек располагает к себе искренностью и прямодушием. Ему чужды чванство и лизоблюдство. Сумев завоевать любовь Марьи Ивановны, Гринев раскрывается не только как нежный и преданный поклонник. Превыше всего он ставит ее честь, ее имя, и готов не только отстаивать их со шпагой в руке, но и отправиться ради Маши в ссылку.
Своими положительными качествами характера Гринев покорил даже разбойника Пугачева, который помог ему освободить Машу из рук Швабрина и хотел быть посаженным отцом на их свадьбе.
Я уверена, что и в наше время многие хотели бы быть похожими на Петра Гринева, в то время как со Швабриным не хотелось бы повстречаться никогда.
Алексей Иванович Швабрин — персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке».
Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина — лже-император Пугачев, Маша Миронова — ее мать Василиса Егоровна, — что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести.
У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье.
И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела — царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным.
Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии — очевидно, что ирония автора полна теплоты и понимания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу.
Швабрин же — человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет ого духовного и нравственного багажа, который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин — заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем.
Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле», ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки, Швабрин же — от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Таким образом, в своем пристрастии к дуэлям Швабрин оказывается защитником поверхностно, ложно понимаемой чести, ревнителем не духа, а буквы закона, лишь внешнего его соблюдения. Это лишний раз доказывает, что представления об истинной чести у него нет.
Для Швабрина вообще нет ничего святого: ни любви, ни дружбы, ни долга. Причем мы понимаем, что пренебрежение этими понятиями — дело для него обыкновенное. Из слов Василисы Егоровны мы узнаем, что Швабрин «в господа бога не верует», что он «за душегубство выписан из гвардии». Не за всякую дуэль и не всякого офицера увольняли из гвардии. Очевидно, и с той дуэлью связана была какая-то некрасивая, подлая история. И, следовательно, то, что произошло в Белогорской крепости и впоследствии, не случайность, не следствие минутной слабости, не про сто трусость, в конце концов простительная при определенных обстоятельствах. Швабрин пришел к своему окончательному падению закономерно.
Он жил без веры, без нравственных идеалов. Сам неспособен был любить, и чувствами других пренебрегал. Ведь он знал, что противен Маше, но, несмотря на это, домогался ее, не останавливаясь ни перед чем. Совет, который он дает Гриневу в отношении Марьи Ивановны, выдает в нем пошляка («…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»), Швабрин не только подл, но и хитер. После дуэли, опасаясь новых неприятностей, он разыгрывает перед Гриневым сцену искреннего раскаяния. Дальнейшие события показывают, что простодушный Гринев напрасно поверил лжецу. При первой же возможности Швабрин подло мстит Гриневу, выдав Марью Ивановну Пугачеву. И тут злодей и преступник, мужик Пугачев проявляет недоступное пониманию Швабрина благородство: он, к неописуемой злобе Швабрина, отпускает Гринева и Машу Миронову с богом, заставив Швабрина выдать им «пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему. Швабрин, совсем уничтоженный, стоял как остолбенелый»…
Последний раз мы видим Швабрина, когда он, арестованный за связь с Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его по-прежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» — так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника.
Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-поле, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз,
пока не упал в бездну…
Петр Гринев и Алексей Швабрин — люди одинакового социального положения (оба выросли в дворянской семье, примерно одного возраста). Волею судеб они оказались вместе в Белогорской крепости: Швабрин был выписан «из гвардии за поединок», а Петруша Гринев прислан набираться опыта в военной службе. Сначала молодые люди подружились, виделись каждый день, но постепенно Гриневу «час от часу… становилась… менее приятною» беседа Швабрина. Гринева задевали глупые шутки Алексея Ивановича насчет семьи коменданта. Еще более их отношения обострились, после того как Швабрин, приревновав Гринева к капитанской дочке, Марье Ивановне, оговорил девушку («… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»). Швабрин тоже влюблен в Машу, он даже делал ей предложение, но получил отказ. Характер его таков, что он мстит за то, что его отвергли, своими способами. Он оказывается настолько подлым, что провоцирует вызов на дуэль, а на дуэли, воспользовавшись случайностью, едва не смертельно ранит соперника. Гринев же настолько великодушен, что после выздоровления просит коменданта освободить Швабрина из-под стражи.
Швабрин не выдает Машу. Узнай Пугачев, что девушка, лежащая в горячке, дочь коменданта, не пощадил бы и сироту. Но вовсе не благородство движет Швабриным: оставшись за коменданта в крепости, он вынуждает Машу, едва оправившуюся от болезни и в одночасье лишившуюся родителей, выйти за него замуж.
Гринев же, искренне любящий Машу, не раз рискует ради нее жизнью и честью. Не получив «роты солдат и полсотни казаков», с помощью которых он надеялся отбить Белогорскую крепость, молодой человек на свой страх и риск отправляется к Пугачеву, просить освободить любимую девушку. Он понимает, что Пугачев сполна расплатился с ним за подаренный заячий тулуп во время их первой встречи, и ничем ему, Гриневу, уже не обязан.
В своем романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин на первое место ставит проблему чести, человеческого достоинства. На протяжении всего произведения он всесторонне разрабатывает этот вопрос, сталкивая главного героя Петра Гринева с другими персонажами.
Так, полной противоположностью Гринева является Алексей Иванович Швабрин. Казалось бы, у этих людей много общего. Оба они благородного происхождения, оба молоды, достаточно хорошо образованы.
У этих героев, как мне кажется, схожи многие интересы. Недаром Пушкин подчеркивает, что эти люди тесно общались: «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день…»
Мы понимаем, что оба они интересуются литературой, поэзией, в частности. Так, Швабрин хорошо знает творчество В. К. Тредиаковского, а стихи Гринева высоко оценил сам Сумароков.
Кроме того, у героев есть и еще один общий интерес — Маша Миронова. Оба они влюблены в капитанскую дочку, оба ухаживают за ней. Но именно это чувство, прежде всего, и проявило разность героев, их совершенно противоположные моральные качества, жизненные принципы.
Маша отказала Швабрину, и тот, в отместку, начал клеветать на невинную девушку. Он буквально поливал героиню грязью, нисколько не стесняясь потом садиться с нею и ее родителями за один стол, бывать в их доме. Больше того, Алексей Иванович, видя, что между Гриневым и Машей существует взаимная симпатия, делал все, чтобы молодые люди не были вместе.
Петр Гринев не разделяет и не принимает такого поведения своего «приятеля». Он считает его недостойным не только дворянина, но и вообще честного человека. Гринев вызывает Швабрина на дуэль, стремясь защитить доброе имя своей возлюбленной. Важно, что и на этом поединке чести Алексей Иванович ведет себя бесчестно.
Но во всей полноте натуры героев раскрылись при восстании Пугачева. Оба они стали свидетелями и участниками страшных событий, грозящих им и их близким смертью.
Швабрин пошел по легкому пути. Он, забыв о своей присяге императрице, о своей дворянской чести, перешел на сторону Пугачева: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» Таким образом, Швабрин становится предателем, предпочитая бесчестную жизнь честной смерти.
Гринев, при тех же условиях, выбирает другое. Он в лицо Пугачеву заявляет, что не может стать его сторонником, потому что клялся на Библии, что будет верен государыне императрице: «»Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
Такое поведение героя вызывает уважение даже у Пугачева. Он отпускает Петра из крепости. Но, больше того, бунтарь помогает Гриневу выручить Машу из заточения, в которое девушку заключил Швабрин. Бесчестный Алексей Иванович, воспользовавшись своим положением, принуждал девушку выйти за него замуж. И только смелый поступок любящего Петра спас Машу от голодной смерти.
В итоге Гринев, несмотря на злобные происки Швабрина, оклеветавшего его, выходит победителем из всех событий. Сохраненная честь, чувство собственного достоинства, а также любовь Маши помогают герою остаться живым и идти дальше с высоко поднятой головой. Швабрин же, тяжело раненный, попал в плен к государственным войскам, стал носить клеймо преступника и предателя.
Пушкин показывает нам, что сохранить себя, выйти победителем из сложных жизненных испытаний можно, лишь сохранив собственную честь, Человека в себе. Это писатель наглядно демонстрирует нам на примере двух своих героев — Гринева и Швабрина. Испугавшись, пойдя на поводу у своих низменных инстинктов, человек рискует не телом, но душой. И это гораздо страшнее, на мой взгляд.
Гринев и Швабрин – две разные личности. Но есть между ними что-то общее. Оба молоды, оба офицеры, оба дворяне.
В детстве Гринев играл с дворовыми мальчишками в чехарду. Отец отказался отправлять юного сына служить в Петербург, а написал письмо своему старому другу под Оренбург. Швабрин оказался в Белогорской крепости из-за дуэли. Он уже служил в Питере и испробовал всю красоту жизни.
В крепости Швабрин высмеивает семью коменданта, а Гринев полюбил и не издевается над их нехитрой жизнью. Швабрин рассказывал о дочери коменданта как о «совершенной дурочке». Он скрыл, как он безуспешно ее добивался. Причиной дуэли стала не только песня Гринева, но и из-за того, что он не вытерпел насмешек над Марьей Ивановной и о семье Мироновых. Гринев мог отказаться от дуэли и донести на Швабрина жалобу, но он пошел на неравный поединок, защищая честь самостоятельно.