в чем смысл произведения нос
Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Нос»
Рассмотрите краткий и полный анализ повести Гоголя «Нос», что позволит лучше прояснить для себя это нестандартное произведение. Здесь мы видим одно из самых необычных произведений литературы. До сих пор вокруг него ведется множество споров. Первоначально Гоголь собирался печатать его журнале «Московский наблюдатель», но цензоры оценили произведение как «пошлое».
Год написания и публикации — Повесть написана в 1832-1833 гг., а впервые опубликована в 1836 году.
История создания — В основу сюжета лег популярный в те времена французский анекдот о потерянном носе. Гоголю пришлось не раз редактировать повесть. Одной из причин изменений были замечания цензуры, а второй – стремление автора донести до своего читателя идею наилучшим образом. Существовал вариант повести, когда утерянный нос был лишь результатом сновидения главного героя. Гоголь сомневался, стоит ли печатать данное произведение, но его уговорил Пушкин, найдя эту историю оригинальной и смешной.
Жанр — Повесть.
Направление — Фантастический реализм.
Основная идея — На примере истории Ковалева автор стремился показать бездуховность петербургского общества, ориентацию людей на внешнее, а не на внутреннее.
Тема — Петербургское общество 30-х годов 19 века.
Проблема — Порочность интересов, стремлений петербуржцев, следование ложным ценностям.
Композиция — Повесть имеет линейный сюжет и состоит из трех частей – завязка, кульминация, развязка.
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Нравственные ценности человека.
Проблема – Проблема безнравственности столичного общества того времени, следования ложным целям.
Гоголь показывает все общество на примере поведения Ковалева, поскольку он – типичный представитель того времени. Майор ориентирован на внешние факторы – должность, окружение, он забывает о истинных ценностях, о своем внутреннем развитии. В церкви усердно молится совсем не Ковалев, а его нос. Майор же, находясь в соборе, обращает свой взгляд не на Бога и не внутрь себя, а на красивую женщину.
Цирюльник стремится скрыть от Ковалева всю правду о его носе. Вместо того, чтобы отнести нос его владельцу, он украдкой выбрасывает его с моста.
2.
Тема – Тема человеческого счастья.
Проблема – Человек не всегда ценит свое благополучие. Он не понимает, что счастлив, пока не лишится чего-то очень важного.
3.
Тема – Тема маленького человека, социального неравенства.
Проблема – Человек ведет себя не согласно своему человеческому достоинству, а лишь в соответствии со своим социальным статусом.
Читая повесть, мы видим, что низшее сословие пресмыкается перед высшим, а высшее позволяет себе любое поведение по отношению к малоимущим. Здесь не видно ни теплоты в отношениях, ни уважительного отношения к человеку.
Ковалев пренебрежительно ведет себя со слугой, кучером, цирюльником. Он резко выражается в их адрес, унижает их, может позволить себе грубость. Цирюльник, который был не в состоянии честно отнести майору нос, подобострастно заглядывает к нему.
Нос относится к Ковалеву так же надменно, как и тот с низшими по рангу людьми. В повести перед нами идут чередой образы маленьких людей, которые не имеют собственного «Я» и внутреннего стержня.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Руководствуясь пафосом внутреннего очищения, нравственного самовоспитания, стремления к самопознанию, Гоголь выводит диаметрально противоположный образ. Ковалев направляет свою энергию на то, что уводит его от самого себя. Именно поэтому он теряет собственную часть тела.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Образ носа описан весело, эмоционально и ярко. Образ Ковалева находится в конфликте с образом своей же части тела. Эта ситуация учит майора новому отношению к жизни. После того как нос снова оказался на лице майора, тот взглянул на жизнь другими глазами.
п.4. Литературные приёмы
В своем произведении Гоголь использует символы, которые красноречиво подчеркивают основные моменты повести. Главный символ произведения – это нос. Здесь автор использует гротеск. Он описывает нос, который самодостаточен и автономен. Нос стоит выше своего владельца по рангу.
Комично выглядит описание носа и его хозяина, как представителей различного социального слоя. Для меня символ потерянного носа – это показатель того, что Ковалев задирал свой нос выше собственного социального статуса. Глядя на мундир носа, главный герой с трудом осмеливается подойти и обратиться к нему.
Другой важный символ повести – это Петербург. В образе Ковалева Гоголь описывает типичного представителя петербуржского общества. Через своих персонажей автор рассказывает про город, живущий по определенным законам. В столицу съезжаются люди, стремящиеся проявить себя в обществе, для них важна карьера. Ничего плохого в этом нет, но вся остальная жизнь подчинена именно этой цели.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт Ковалева со своей частью тела – с собственным носом. Он большое значение придавал чинам, любил задирать нос, именовал себя майором. Нос же стал статским советником, заставляя Ковалева вести себя подобострастно с ним. Возникает чувство, что нос одержит победу в борьбе с Ковалевым. Теперь нос – начальник майора и только потому что стоит в мундире вышестоящего чина.
Возникает вопрос, кто главнее, человек без социального статуса или социальный статус без человека? Тут виден формальный, фиктивный мир, в котором ценен не человек, а его положение в обществе. В конце повести нос терпит поражение. Это происходит только потому, что он оказался самозванцем, а не статским советником. В итоге конфликт разрешен – нос устраивается на свое законное место, а его хозяин счастлив.
Безносый ужас. Три смысловых пласта повести Нос
Повесть Н.В. Гоголя «Нос» принадлежит к тому кругу художественных текстов, для которых характерна многослойная структура смысловых значений. Каждое из них необходимо держать в уме. Только тогда мы постигнем подлинную глубину и значительность исследуемого произведения.
В качестве предварительных замечаний приведу ряд деталей из биографии писателя, которые, как мне кажется, дают веские основания трактовать повесть именно в том ключе, в каком она здесь представлена. Отмечу, что «Нос» был написан в 1836 году, на следующий год после «Невского проспекта». Обе повести написаны по «свежим следам»: Н.В. Гоголь прибыл в Петербург в 1829 году и естественно изучал этот город как провинциал, прибывший в столицу великой империи. Автору «Носа» в момент ее опубликования было всего 25 лет, он был еще совсем молодым человеком, жаждущим не только творчества и славы, но и, надо полагать, жизненных удовольствий и счастья. Повесть «Невский проспект», в которой, думается, имеется автобиографическая основа, в какой-то мере позволяет делать такие предположения.
В повести «Нос» я выделяю три смысловых пласта: социальный, эротический (фаллический) и религиозно-философский. У самого писателя можно обнаружить в тексте мысль о многозначности и многослойности его произведения. Подводя в шутливой форме итог своего повествования о приключении с маиором Ковалевым, Гоголь пишет: «… как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно…нет, нет совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во вторых тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это…
А однако же при всем том, хотя, конечно, можно допустить и то, и другое, и третье…»
Молодого провинциала, приехавшего в Петербург, не могло не поразить обилие чиновников и та огромная роль, которую они играли в жизни не только государства, но и простых граждан. Внимательному взору умного и наблюдательного человека открывалось, что при всей значительности роли чиновника в жизни государства и его граждан сами они были в своем большинстве незначительными персонами. Сатирический талант писателя едва ли мог обойти эту благодатную тему. Художественное осмысление феномена чиновничества, осмеяние и критика безликого бюрократического чина были неизбежны. Так появился на свет «Нос».
И, наконец, уместно напомнить, что коллежского асессора Ковалева (коваль-кузнец, символ мужской силы и повышенной витальности) звали Платоном. Независимо от того, сознательно или произвольно Н. В. Гоголь назвал своего героя именем античного мыслителя, но в нашем сознании неизбежно возникает ассоциация с автором не только «Государства», но и диалогов «Пир» и «Федр», посвященных проблеме Эроса. Можно вспомнить, что в «Пире» философы дискутируют вопрос о том, смертен или бессмертен бог Эрот. Окончательный вывод, сформулированный Сократом, таков: Эрот, единственный из богов, и смертен, и бессмертен. Он умирает, но затем заново возрождается. Следовательно, здесь мы находим намек на то, что как физические желания, так и любовные чувства могут угасать, но они со временем способны вновь возродиться. Образ умирающего и воскресающего бога очень важен для понимания главной идеи рассматриваемой повести.
Повесть, прочитанная под новым углом зрения, приобретает совершенно новый колорит.
Можно представить ужас гоголевского персонажа, мечтавшего приобрести капитал выгодной женитьбой и вообще ловеласа и сладострастника, потерявшего если не сам детородный орган, то хотя бы его функции. Проблема пола, точнее бездеятельного (безжизненного) пола, является иновыражением проблемы смерти. Смерти не только физической, но и личностной и социальной. Утрата так называемого «носа» сталкивает маиора Ковалева со смертью, которая — то и сводит его с ума, принуждает совершать судорожные поступки. Паника, которая охватила маиора Ковалева, есть состояние умирающего, цепляющегося за все, что может вытащить его из этого состояния.
Теперь попытаемся собрать все три смысловых пласта повести воедино в одной идее, на мой взгляд, главной в этом произведении Н.В. Гоголя. Но прежде, отмечу факт чудесного (магически чудесного ) воцарения носа на свое привычное место через две недели самостоятельного существования.
Итак, главная идея повести такова: чиновничество бессмертно. Оно бессмертно в этой земной жизни. Всякие попытки посрамить, поколебать его устои или уничтожить чиновничество, государственную бюрократию (в особенности в России) будут иметь лишь кратковременный успех. Рано или поздно оно с неизбежностью и чудесным образом возрождается, восстанавливая свое тело и функции, чиновничество, подобно богу Эроту, умирает, но затем вновь воскресает. Как фаллос, оно может в мгновение ока пасть и умалиться, но через какое–то время снова восстает, торжествующе властвует, вселяет страх и чувство покорности в сердца рядовых граждан. После каждой временной и насильственной смерти чиновничество увеличивается количественно, его жажда наслаждений возрастает в геометрической прогрессии. В то же время качественный состав чиновничества ухудшается. Образно говоря, тело его становится все более массивным, а душа и ум – все более измельчаются, т.е. чиновников, преданных государственной идее или художников в бюрократическом хороводе, наподобие Акакия Акакиевича, становится все меньше и меньше. Чиновничество живет, но вырождается, а следовательно вырождается и народ, которым оно управляет.
Анализ повести «Нос» (Н. Гоголь)
Автор: Guru · 25.10.2017
Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
О чем?
Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.
Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».
Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
Главные герои и их характеристика
Темы повести
Проблемы
Смысл произведения
Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.
Чему учит?
В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.
Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Критика
Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.
Гоголь «Нос» краткое содержание и смысл
Повесть Гоголя «Нос» удивляет своей неординарностью. Она содержит элементы фантастики, но все же по жанру её можно отнести больше к сатирической абсурдистской повести.
В чем же заключается абсурд, показанный в книге? Нос — эта часть тела живет независимой от своего хозяина жизнью. Нос почему-то персонифицировался в отдельную личность, тем самым доставляя излишние хлопоты своему хозяину.
В чем же смысл этого абсурдного образа? Зачем Гоголю понадобилась такая персонификация?
Наделяя Нос свойствами личности, Гоголь тем самым показывает роль имиджа человека в обществе. Нос олицетворяет собою внешнюю благопристойность, шарм, лоск, достоинство, уважение и почет, за которым так гоняются люди.
Представьте на мгновение, что это так и есть. Нос — это вся ваша слава, почет, престиж. Что значит, в таком случае, потерять его?
Именно такое несчастье и случилось однажды с коллежским асессором Ковалевым.
Коллежский асессор Ковалёв — мелкий карьерист, именующий себя майором, вдруг просыпается утром без носа. Боже мой! Как же теперь быть? Как появится в свет?
Сама по себе эта обнаруженная пропажа вызвала конфуз и смятение в душе Ковалева. Но когда он узнал, что его нос совершенно свободно разгуливает по городу в шляпе статского советника и при шпаге. Да ещё выдает себя за бог знает кого.
Конечно, же главной задачей Ковалева стало — вернуть нос на свое законное место.
Повесть состоит из условных 3-х частей.
В первой части автор вводит в суть случившейся трагедии. Мы видим её глазами цирюльника, который завсегда брил Ковалева.
Во второй части Ковалев обнаруживает пропажу. Мы также видим, как Нос пользуется своим оторвавшимся положением и разгуливает по городу. Устраиваются его поимки.
Третья часть — Нос вернулся на свое место. Ковалев неимоверно рад. Жизнь налаживается.
Ну, тут понятное дело – если человека больше всего волнует то, что относится к его чину или званию, не обращая внимания на то, что говорят о нём самом и его душе, то этот человек служит «своему двойнику» (Носу). Служит своему амбициозному и самолюбивому хозяину. Такое раздвоение не свойственно нормальному (духовно целостному) человеку.
Низменные страсти не должны одерживать победу над ценностями христианства, какими являются прежде всего: сострадание, любовь, сопереживание, благочестие.
Интересно то, что, если Гоголь пишет о чинопочитании и посвящает этому «недугу» свою повесть, значит, для того времени — это было характерным явлением! Впрочем, эта тема и у Чехова красной нитью проходит через его рассказы.
Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.09.2019 · Обновлено 12.11.2020
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История создания
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос» | характеристика |
платон ковалёв | кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию. |
нос | часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином. |
иван яковлевич | цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь. |
образ города | санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете. |
Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:
Проблемы
Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Чему учит?
Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо.
Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.