в чем особенность воспитательной цели детей с овз
Воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями в здоровье в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.
Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.
Основнымизадачами данной работы являются:
-коррекция дефектов развития умственно отсталого ребенка в процессе обучения его общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;
-подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;
-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.
При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть следующие направления:
-воспитание в процессе обучения;
-внеклассная работа по предметам (учителя- предметники);
-работа с детьми, имеющими девиантное поведение;
-индивидуально-групповые занятия со специалистами;
-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;
-воспитательные мероприятия (воспитатели групп);
-социально- бытовая ориентация;
-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);
Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних.
По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу учителя на классных часах, воспитателя на воспитательном часе, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях.
Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю и воспитателю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы.
Планируя содержание воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной школой VIII вида.
Задачи решаются следующим способами:
· Моделирование жизненных ситуаций в социуме;
· Создание банка данных (коллективные дела);
· Выполнение общественно-значимых дел;
· Установление связей с внешней средой
Годовое планирование воспитательной работы с учащимися с ОВЗ отражает основные направления и формы воспитательной работы, актуальные педагогические проблемы, пути совершенствования методов воспитания учащихся. План воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.
Работая с данными детьми, классный руководитель руководствуется:
· Мотивами и ведущим видом деятельности каждой возрастной группы;
· Учитывает особенности характера и недостатки ребенка;
· Изучает структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности;
· Постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Функции классного руководителя в работе с детьми с ОВЗ направлены на:
— установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
— учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
— содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
— определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
В соответствии со своими функциями классный руководитель СКШ VIII вида отбирает формы работы с обучающимися с ОВЗ:
· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (советы дел, творческие группы и др.);
· коллективные (коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Классный руководитель, осуществляя воспитательную работу детей с ОВЗ, выполняет:
— коррекционно-развивающую работу с обучающимися класса;
-индивидуальную работу с «трудными» обучающимися, относящимися к группе риска;
-работу по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий силами обучающихся класса;
В рамках реализации работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, классный руководитель организует практикумы, тренинги по общению с детьми, развитию коммуникативных навыков, оказывают помощь семье в преодолении вредных привычек, тяги к бродяжничеству, обследует социально-бытовые условия.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного воспитания детей с ОВЗ необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. На основе результатов диагностических исследований, проведенным психологом школы или лично классным руководителем, создавать программу педагогической коррекции, включающую в себя:
— создание ситуации успеха;
— пропедевтическую работу по ликвидации пробелов в поведении, обучении;
-привлечение ребенка к коллективной деятельности;
— помощь в реализации социальных потребностей;
— организацию профориентационной работы с учетом интересов учащихся.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности». В.П. Кащенко
Воспитание детей с ОВЗ и в норме: общее и различия. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в школе
Разделы: Логопедия
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (под ред. Н.Н.Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной 2010 г.).
При рассматривании вопроса об инклюзивной форме работы с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы за основу взяты именно методические рекомендации этих авторов.
Впервые в Законе “ Об образовании в Российской Федерации” обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющие недостатки как в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения:
Дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, имеющие различные отклонения психического и физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “исключительные дети”. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Существуют причины появления детей с ОВЗ:
ЭКЗОГЕННЫЕ (или внешние) причины: причины социально-биологического характера – это экология, табакокурение, алкоголизм, наркомания, СПИД.
Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ:
Вследствие этого вычленяются типичные затруднения у детей с ОВЗ
Это и дети с особенностями развития, и без них, одарённые дети, учителя (имеется в виду совершенствование практики преподавания и повышение квалификации учителей), и всё школьное сообщество в плане совершенствования общего климата и духа школы.
Инклюзивная форма образования предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы.
С.7 Задачи инклюзивного образования
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того,
— расширение охвата нуждающихся детей специализированной педагогической помощью;
— обеспечение родителям (законным представителям) необходимой консультативной помощи;
— обеспечение педагогам квалифицированной методической помощи;
— обеспечение детей с ОВЗ интеграции в среду нормально развивающихся сверстников;
Рассмотрим основные принципы обучения детей: их всего 8.
Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.
Ожидаемыми результатами и в воспитании и обучении детей в норме развития, и с детьми с ОВЗ являются личностные результаты или достижения. Что касается различия в педагогической деятельности по воспитанию детей с ОВЗ и нормой развития, то следует обратить особое внимание на две позиции: средства и результат. В работе с первой из названных категорий детей, возможно результат менее прогнозируем и не всегда достижим в том объеме, который предполагал педагог. Что касается средств воспитания и обучения, то их подбор – действие буквально “ювелирное”, а успех их применения еще менее гарантирован, чем в воспитании детей в норме развития.
С.9 Исходя из этого, появляются условия инклюзивного образования.
С.10 Алгоритм включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс
Зачисление в класс инклюзивного обучения производиться только с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления, а для детей с ОВЗ необходима рекомендация ПМПК.
Для работы инклюзивных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, физкультурно-оздоровительной и коррекционно- развивающей работы.
Предельная накопляемость класса 25 человек. Число детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необходимо, по возможности, объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе.
На основе рекомендаций ПМПК и Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка- инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей), разрабатывается и утверждается ПМПк ОУ Индивидуальный образовательным маршрут для ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.. Он может разрабатываться на учебный год, на полгода, либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов ПМПК.
Содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента- академической и “жизненной компетенции”. Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей.
В рамках организации индивидуально)ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками, под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.
Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий для детей с ООП и введении дополнительных образовательных услуг для детей со стандартными образовательными потребностями.
В содержание образования необходимо ввести индивидуальные листы обучения. Суть метода в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в которых напечатаны вопросы по теме (параграфу учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал параграфа, заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися. На уроке задания обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях.
Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой, личностной готовностью к работе в инклюзивном классе. В его функционал входят контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения, применение ассистивных технологий в обучении, оценивание достижений учащихся на основе полученных знаний и сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения.
Для сопровождения ребенка- инвалида в штат вводится ставка тьютера. Обязательно обеспечивается комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса (клиническое, логопедическое, педагогическое, психологическое); тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов; педагогически обоснованное совмещение образовательных программ и участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса.
Наличие в школе специалистов психолого-педагогического сопровождения является необходимым условием приема детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Взаимодействие учителя, воспитателя, специалистов сопровождения не сразу и не всегда становится по-настоящему командным, каждый из специалистов решает свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы школ, реализующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению “особого” ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной.
С 13.
Плюсы инклюзивного образования.
Минусы инклюзивного образования.
В идеале никаких минусов не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.
Но, учитывая наши социально- экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. По моему мнению, в настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур). Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Сегодняшняя массовая школа ориентирована не на личность, а на успешный результат. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые.
Да, можно громко и пафосно говорить о нравственности общества и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, но прежде необходимо создать все соответствующие условия в образовательных учреждениях для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так что вот Вам «непродуманное» инклюзивное образование. А где выход? Сколько лет ещё понадобится и на переоборудование помещений детских садов и школ и на переоборудование нашего сознания?
Особенности воспитания и организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья Ерзиковой Елены Николаевны учителя начальных классов МБОУСОШ №47 г. Новосибирск 2020г.
Особенности воспитания и организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих .
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих! Дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и все дети Земли, хотят заниматься интересными делами, хотят творить, узнавать что-то новое. Им очень важно чувствовать, что они не одиноки, не брошены, не забыты всеми. К таким детям всегда требовался особенный подход. Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с физическими ограничениями наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении «особых» детей – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании. Учреждения дополнительного образования (УДО) являются специфическим социальным институтом, оказывающим существенное влияние на социализацию детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного
при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.
С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Выполняя наряду с другими компенсаторные и реабилитационные функции, дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения до профессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей — это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки.
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен помнить о своей высокой миссии. Дети, с которыми он работает, благодаря ему должны понять, что они имеют право на удовлетворительную жизнь и меры, которые могут помочь им обрести максимальную самостоятельность, а также имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п.
Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.
Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.
При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.
Основная часть детей с ОВЗ имеют диагноз «необучаемые». Это дети с ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием. Поэтому учебная работа строится с учетом особенностей этих детей. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми. Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более успешного обучения детей с ОВЗ.
Практика работы показывает, что дети-инвалиды способны заниматься вокалом и играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в конкурсах, реализовывать себя в живописи и музыке. Педагоги, работающие с такими детьми, отмечают позитивное эмоциональное состояние воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.
Особенности детей с ОВЗ, на которые следует обратить внимание педагогам.
1. Несформированность двигательных навыков, поэтому учебное место учащегося необходимо обустроить таким образом, чтобы ребенку было свободно стоять и выходить из-за стола.
2. Трудности при овладении навыками письма и рисования у детей с двигательными нарушениями связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Дети пишут и рисуют очень медленно, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
3. У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т. е. несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.
4. Несформированность пространственных представлений. Несформированность двигательных навыков и умений — результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительномоторная координация, пространственный анализ и синтез).
5. Особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ в значительной степени также определяются различными нарушениями речи, поэтому в устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).
6. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Поэтому использование наглядных средств обучения (картины, таблицы, схемы, графики, профили, карты, мультимедийные презентации) необходимо на каждом занятии.
Таким образом, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных общеобразовательной школы и школы искусств, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
— Поэтапное разъяснение заданий. –
Последовательное выполнение заданий. –
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Работа на компьютерном тренажере.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ.
— Использование системы оценок достижений учащихся.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей ребенка (детей) и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальное занятие конструируется следующим образом:
I. Разминка: психологический настрой на занятие.
II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами, пальчиковые игры.
III. Индивидуальная работа. Обязательно включаются задания на развитие восприятия, памяти, мышления, речи.
IV. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, миниэтюды «Насос и шар» и т. д.
V. Релаксация, психогимнастика.
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приемы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать. сможешь и сейчас).
6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.